рабочие программы по истории
рабочая программа по истории (5 класс) по теме

Демченко Евгения Викторовна

рабочая программа по истории по Л.Н. Алексашкиной

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 5_klass_istoriya_drevnego_mir1.doc181 КБ

Предварительный просмотр:


урока

Кол-во часов

Тема урока

Цели и задачи

Содержание образования

Требования

 к уровню подготовки

Мат-техн

обеспечение

Виды контроля

Дата

Базовый

 уровень

Повышенный

уровень

По

плану

Фа

кт

1-2

Введение. Что изучает история.

Познакомить учащихся с историческими источниками, летоисчислением.

Исторические источники и факты. Исторические источники знаний.

. Называть хронологические рамки древнего исторического мира, исторические источники.

Комбинированный опрос по вопросам, работа в рабочей тетради.

Тема 1: «Первобытный мир»

3

Древнейшие люди.

Дать учащимся представление об облике других людей, орудиях труда.

Предки человека

Расселение древнейшего человечества.

Стоянки первобытных людей на территории нашего края.

Объяснить смысл терминов до нашей эры.

Карта « Первобытнообщинный строй и древнейшие государства на территории

    нашей страны».

Работа по карточкам, с картой.

4

Родовые общины охотников и собирателей.

Познакомить с первыми коллективами древнейших людей.

Влияние природных условий на жизнь людей. Занятия и орудия труда. Родовые общины.




Показать на исторической карте места расселения древнейших людей.

Использование ИКТ.

Индивидуальный опрос.

5

Возникновение искусства и религиозных верований.

Дать представление о  религиозных верованиях.

Возникновение искусства и религиозных верований.

Уметь описывать условия существования

и занятия древних людей.

Использование ИКТ.

Фронтальный опрос.

6

Первобытные земледельцы и скотоводы.

Дать представление о начале земледелия и скотоводства.

Соседская община. Переход от собирательства и охоты к земледелию и скотоводству. Развитие ремесла. Обмен. Неравенство и знать.

Представле-

ние первобытных людей  об окружающем мире.


Презентация «Первобытные земледельцы и скотоводы»

Опрос.

20ч

Тема 2: «Древний Восток. Древний Египет».




7

Государство на берегах Нила.

Познакомить и показать на карте с древним государством Египет.

Древний Египет. Географическое положение, природные условия.




Знать место расположение на исторической карте государства Египет.

Карта

« Древний Египет»

Составить эссе, как проводили день египтяне.

8

Как жили земледельцы и ремесленники.

Дать учащимся представление о жизни земледельцев и ремесленников. Учить составлять рассказ от имени социальных групп, уметь описывать рисунки в учебнике.

.Труд, быт и жилище ремесленников и земледельцев. Рабы и их роль в хозяйственной жизни.

Описывать образ жизни египтян.

Н.п. «Религия древних египтян».

9

Жизнь египетского вельможи.

Познакомить с образом жизни вельмож.

Жизнь египетского вельможи.

Описывать образ жизни социальных групп.

Презентация «Вельможа»

10

Военные походы фараонов.

Познакомить с основными целями и направлениями завоевательных походов фараонов.

Военные походы фараонов.

Описывать образ жизни и занятия фараонов, показать на карте направления походов фараонов.

Презентация «Походы фараонов»



Кроссворд, составление логических цепочек.

11

Религия древних египтян.

Дать представление о религиозных верованиях египтян.

Религия древних египтян..

Мифы о богах.

Называть характер, существенные черты религиозных верований египтян.

Н.п.  «Религия древних египтян».

Задания по карте, ответы на вопросы

12

Искусство Древнего Египта, письменность и знания древних египтян.

Подвести к понятию основных достижений в искусстве и письменности.

Культура Древнего Египта. Храмы и пирамиды. Письменность и научные познания. Искусства и древнеегипетская школа.




Составлять описание и

объяснять назначение памятников культуры, произведений искусства.

Н.п. «Постройка пирамиды».

Презентация «Архитектура и скульптура Египта»



13

Зачёт по теме: «Древний Египет».

Тема 3: «Древние государства Передней Азии»

14

Древнее Двуречье.

Познакомить учащихся  с месторасположение Двуречья, основными занятиями жителей.

Местоположение, природные условия, климат. Население и его занятия. Научные знания и литература.

Сказания о героях и богах.





Показывать на исторической карте место расположение Двуречья, описывать образ жизни социальных групп.

Карта « Древнее Двуречье»

Презентация« Древнее Двуречье»

Работа по вопросам. Проверочная работа «Божества Египта и Двуречья»-схема сравнения

15

Вавилонский царь Хаммурапи и его законы.

Подвести учащихся к пониманию роли государства и законов в его деятельности.

Хаммурапи и его законы.

Из законов Хаммурапи.

Называть характерные

существенные черты государства.

Презентация «Вавилонский царь Хаммурапи и его законы»

Фронтальный опрос по вопросам.

16

Финикийские мореплаватели.

Дать учащимся представления о достижениях финикийцев.

Финикия. Населения и занятия. Ремёсла и торговля. Финикийский алфавит.

Финикийский алфавит.

Показать на карте границы государства, называть основные достижения финикийцев, освоенные территории.

Карта  «Междуречье и Восточное Средиземноморье в древности»

Презентация «Рождение алфавита»

Работа с текстом, с рабочей тетрадью.

17

Библейские сказания, царства Давида и Соломона.

Познакомить учащихся с библейскими сказаниями.

Библейские сказания.  Населения и занятия. Ремёсла и торговля






Называть существенные черты религиозных верований

Карта  «Междуречье и Восточное Средиземноморье в древности»

18

Ассирийская держава.

Подвести учащихся к пониманию держава. Познакомить с достижениями ассирийцев.

Ассирийская держава: местоположение, военное искусство. Ассирийская библиотека.

Библиотека глиняных книг.








Называть характерные черты политического строя Ассирии. Объясните назначение предметов быта, предметов вооружения.

Карта «Междуречье и Восточное Средиземноморье в древности

Презентация «Ассирия

Н.п. «Возвращение ассирийского войска из похода»

Вопросы, карта.

19

Персидская держава «Царя царей».

Продолжить работу по закреплению понятия «держава».

Персидская держава «Царя царей». Военные походы. Управление империей.

Сказания о героях и богах.



Показывать на исторической карте место расположения Персидской державы.

Карта  «Междуречье и Восточное Средиземноморье в древности

Тема 4: «Древние Индия и Китай».

20

Природа и люди Древней Индии.

Подвести учащихся к понятию место положения, занятий, религиозных верований древних индийцев.

Природные условия. Занятия населения. Религиозные верования. Легенды. Сказания.

Вера в переселение душ.

 Показывать на исторической карте место положения Индии. Описывать условия существования, основные занятия .

Карта

« Индия и Китай в древности»



Самостоятельная фронтальная работа.

21

Индийские касты.

Подвести учащихся к понятию кастового деления индийского общества.

Касты. Общественное устройство. Возникновение буддизма.





Называть существенные основные черты кастового деления общества.

Презентация «Касты Индии»


Работа по вопросам.

22

Чему учил китайский мудрец Конфуций.

Познакомить учащихся с основными учениями Конфуция.

Природные условия. Занятия населения. Религиозно-философские учения Конфуция.

Конфуцианство.

Называть имена известных людей.

Презентация «Конфуций»

Вопросы и задания.

23

Первый властелин единого Китая.

Дать представления о первых правителях Китая, о положениях социальных групп.

Империя Цинь. Император и подданные.

Император и подданные.






Показывать на карте место расположение Китая, Великой китайской стены, Великого шёлкового пути, реки Китая- Янцзы и Хуанхэ.

Презентация «Единый Китай»

Работа в тетради.

24

Культура Древней Индии и Китая.

Повторение и обобщение.

Рассказать об особенностях письменности , научных знаниях и великих культурных достижениях.

Вклад на родов Востока в мировую культуру.

Сказания о героях и богах.

Рассказывать об особенностях культуры Древнего Китая и Индии.

Карта

«Индия и Китай в древности»



Работа в тетради.

25

Контрольная работа: «Древний Восток»

18ч

Тема 5: «Древняя Греция. Эллинизм».




26

Природа и население Древней Греции.






Познакомить учащихся с природой материковой и островной Греции, занятиями древних греков. Дать представление об источниках знаний по истории Греции.






Природные условия Древней Греции. Население и его занятия.












Показывать на исторической карте место расположения Греции. Объяснять и описывать основные занятия древних греков.






Карта «Древняя Греция».

Презентация

Опрос по вопросам.

27

Греки и Критяне. Микены и Троя.

Дать представление о Древнейшем Критском царстве. Об использовании достижений Критской культуры.

Древнейшие государства Крит, Микены.

Архитектура Микен, острова. Крит.




Составить описание и объяснить назначение памятников культуры, произведений литературы.

Презентация «Микены и Троя»

Карта «Древняя Греция».

Вопросы, викторина по мифам.

28

Поэма Гомера «Илиада».

Познакомить учащихся с греческой поэмой «Илиада».

Троянская война.  Поэма Гомера «Илиада».

Задания по карточкам.

29

Поэма Гомера «Одиссея».

Познакомить учащихся с греческой поэмой «Одиссея».

Поэма Гомера «Одиссея».

Эллины. Легенды о богах и людях.

Презентация «Одиссея»

Задания по карточкам.

30

Религия Древней Греции.

Познакомить с верованиями древних греков.

Религия древних греков, сказания о богах и героях.

Древнегреческая мифология. Легенды о людях и богах.


Называть, описывать характерные черты религиозных верований

греков.

Н.п.«Боги Греции»

Опрос по карточкам.

31

Древние Афины, (земледельцы Аттики теряют землю и свободу).

Познакомить учащихся с место положением и особенностями природных условий Аттики. Подвести к понятию государства, аристократия.

Местоположение и природные условия Аттики. Развитие ремесла и земледелия.

Показывать на исторической карте место положение Аттики. Описывать условия существования, основные занятия афинян.

Использование ИКТ.

32

Зарождение демократии в Афинах.

Дать учащимся понятие о демократии, о содержании законов Дракона и Солона.

Демос и знать. Реформы Солона.

Ареопаг, гражданин, демократия.



. Называть имена известных составителей

законов. Раскрыть суть

законов. Называть характерные черты демократии.

Н.п. «Народное собрание».

Вопросы, работа со схемой.

33

Древняя Спарта.

Познакомить учащихся с место положением Спарты. Дать сравнительную характеристику между положением спартанцев и илотов.

Спарта-военный лагерь. Спартанское воспитание. Основные группы населения. Политическое устройство.

Спарта-военный лагерь.


Называть отличительные черты положения социальных

групп в Спарте

Презентация


Использование ИКТ

Самостоятельная работа.

34

Греческая колонизация.

Познакомить учащихся с причинами греческой колонизации, основами колоний и их значение.

Греческие колонии.

Полис, колонии, варвары,

колонизация.


Показывать на исторической карте греческие колонии.

Презентация «Основание греческих колоний»

Кроссворд

35

Общегреческие праздники. Олимпийские игры.

Дать представление об основных праздниках Древней Греции. Познакомить с происхождением Олимпийских игр в Древней Греции.

Олимпийские игры в древности.

Олимпийские игры.



Называть известных победителей олимпийских игр, основные олимпийские

виды спорта.

Презентация

Самостоятельная работа с текстом учебника.

36

Зачёт: «Зарождение древнегреческой цивилизации»

37

Греко-персидские войны. (Победа греков над персами в Марафонской битве).




Дать учащимся представление о причинах Греко-персидских войн, ходе войн, основных сражениях.

Греко-персидские войны. Причины победы греков. Участники, крупнейшие сражения, герои.

Эллины, Эллада, стратег, триера.




Показывать на исторической карте места сражений, называть исторические

местности, сыгравшие важную роль.

Презентация «Марафонская битва»

Фронтальный опрос по вопросам, рабочая тетрадь.

38

Вторжение персов под предводительством царя Ксеркса.

Греко-персидские войны. Причины победы греков. Участники, крупнейшие сражения, герои.

Презентация «Нашествие персов на Элладу»

Н.п.«Саламинский бой»

Работа по карте

39

Возвышение Афин. В гаванях афинского порта Перей.

Дать учащимся представление и сравнительную характеристику военных и торговых гаваней. Познакомиться с понятием «граждане».

 В гаванях афинского порта Перей.

Группы населения Афин.

Объяснять смысл терминов.

Презентация «Порт Перей» Н.п.

«Продажа рабов в Древней Греции»

Проверочная работа.

40

В городе богини Афины.

Познакомить с достопримечательностями Афин.

Состав населения афинского полиса. Город Афины. Архитектура Афин.

Жизнь древних гречанок.


Составлять описание и

объяснять назначение памятников города Афины.

Плакат «Афинский Акрополь»

Н.п.

«Гончарная мастерская»

Работа по иллюстрациям учебника, по карте.

41

В афинских школах и гимнасиях.

Показать учащимся кто и чему обучался в древнегреческих школах.

В афинских школах и гимнасиях. Образование афинян. Начальная школа, гимнисии, взгляды древних учёных.

Гимнасии, стиль, палестра.

Презентация «Школы Греции»

Вопросы и задания.

42

В театре Диониса.

Дать учащимся представление о деятельности древнегреческих театров.

Возникновение театра. Комедии и трагедии.

Комедии, трагедии.




Уметь проводить сравнительный анализ древнегреческого театра и современного.

Знать функции народного собрания.

Н.п.

«Греческий театр»

Презентация «Театр Греции».

Работа по учебнику, ответы на вопросы.

43

Афинская демократия при Перикле.

Научные знания у древних греков.

Подвести учащихся к пониманию демократии в Греции. Подвести учащихся к понятию древнегреческой философии и науки. Познакомить с творчеством Сократа и Платона.

Афинская демократия при Перикле. Народное собрание. Друзья и соратники Перикла.


Знать функции народного собрания.

Презентация «Демократия при Перикле».

Работа по учебнику, ответы на вопросы.

Тема 6: «Эллинистический период древнегреческой цивилизации».

44

Возвышение Македонии. Подчинение Эллады.

Дать представление о причинах потери независимости Греции. Познакомить с деятельностью исторических личностей: Филиппа и Александра Македонских.

Возвышение Македонии. Македонское войско.

Междоусобица, фаланга, осадная башня.


Показывать на исторической карте места сражений, направления походов.

Использование ИКТ.

Работа по карте

45

Поход Александра Македонского на Восток.

Познакомить с направлением походов А. Македонского.

Поход А. Македонского на Восток. Потеря Грецией независимости. Держава А. Македонского и её распад.


Показывать на исторической карте

направления походов.

Карта « Завоевание Александра Македонского в 4-5 в. до н.э.

» Презентация «Поход А. Македонского на Восток»

Вопросы и задания.

46

Эллинистическая культура.

Дать представление о знаменитых чудесах эллинистического мира.

В Древней Александрии Египетской. Торговый и культурный центр восточного Средиземноморья. Музеи и библиотеки.

Амфора, музей, портик, Агора, Акрополь.


Называть и описывать памятники культуры эпохи эллинизма.

Презентация «В Александрии Египетской»

Викторина.

47

Повторение по теме: «Древняя Греция. Эллинизм».

Политическая система Древней Греции. Образ жизни и быт жителей Древней Греции. Развитие культуры Древней Греции.

Культурное наследие Древней Греции в эллинистическом мире. Развитие научных и философских знаний. Архимед. Платон. Аристотель.

Карта «Древняя Греция»

Фронтальный опрос.

48

Контрольная работа: «Древняя цивилизация Греции».

   18ч

Тема 8: «Древний Рим».

49

Природа и население Древней Италии.

Познакомить учащихся с природными условиями и занятиями населения Древнего Рима.

Природа и население Древней Италии. Религиозные верования. Занятия и положения жителей. Патриции и плебеи.

Ликторы, патриции, плебеи.

Называть и описывать природные условия и занятия жителей Рима.

Карта  «Древняя Италия до середины 3 в. до н.э.»

Презентация «Город Рим»

Ответы на вопросы.

50

Завоевание Римом Италии.

Охарактеризовать возникновение в Риме республики, военные победы римлян.

Завоевание Римом Италии. Возникновение  Римской республики.

Римское право.


Показывать на карте границы завоеваний Римом Италии.

Карта «Древняя Италия до середины 3 в. до н.э.»

51

Устройство Римской республики.

Дать представление об управлении в Риме.

Римское войско. Устройство Римской республики.

Гадания в Риме.


Характеризовать политическое устройство Римской империи.

Н.п.  Устройство Римской республики.

Вопросы и задания.

52

Пунические войны. Вторая война Рима с Карфагеном.

Познакомить учащихся с исторической личностью Ганнибала, проследить по карте его путь перехода через Альпы. Обсудить причины поражения Ганнибала.

Войны Рима с Карфагеном.

Ганнибал - великий полководец.


Показывать на карте направления походов римлян и карфагенцев,

места сражений.

Н.п. «Римский лагерь»

Работа по карте.

53

Установление господства Рима во всём Средиземноморье.

Проследить по исторической карте процесс завоевания Рима.

Установление господства Рима во всём Средиземноморье



Показывать на карте государства завоёванные Римом.

Карта « Рост Римского государства в 3 веке до н.э.»

Презентация «Господство Рима во всём Средиземноморье»

54

Жизнь и быт римлян в период расцвета Римской республики.

Подвести к пониманию значения рабства в экономике Римской республики.

Рабство в Древнем Риме.

Источники рабства в Древнем Риме.

Характеризовать положение социальных групп.

Карта  «Рост Римского государства в 3 веке до н.э.»

Составить рассказ по рисунку.

55

Гражданские войны и восстания рабов в Римской республике.

Познакомить учащихся с земельным законом братьев Гракхов. Дать представление о восстании Спартака.

Гражданские войны. Земельный закон братьев Гракхов. Восстание Спартака.

Происхождение имён в Риме. Спартак.

Понимать сущность земельного закона и его значение для граждан Рима.

Н.п.«Восстание Спартака»

Презентация «Закон братьев Гракхов»

Составить рассказ от имени восставших рабов.

56

Падение республики в Риме. Единовластие Цезаря.

Охарактеризовать процесс смены в Риме политического строя.

Кризис управления. Единовластие Цезаря.



Называть и описывать деятельность правителей Рима.

Презентация «Правления Цезаря»

Вопросы и задания.

57

Контрольная работа: «Цивилизация Римской империи»

58

Установление империи.

Познакомить с деятельностью различных римских императоров.

Установление империи в Риме. Октавиан Август. Римская империя:  управления.

Клеопатра.


Называть и описывать

деятельность различных римских императоров.

Презентация «Антоний и Август» 

Комбинированный опрос. Работа в рабочей тетради.

59

Соседи Римской империи.

Дать представление о племенах, соседствующих с Римом.

Рим и варвары-германцы.

Готы и гунны.

Показать на карте места проживания племён, соседствующих с римлянами.

Работа по карте.

60

Первые христиане и их учение.

Познакомить с христианской религией.

Возникновение и распространение христианства.

Взаимоотношения первых христиан с римлянами.

Называть черты религии христианства.


Кроссворд, диктант по датам.

61

Расцвет Римской империи во втором веке. Вечный город и его жители.

Основные данные о жизни римлян во втором веке нашей эры.

Расцвет Римской империи во II веке до н.э. правление Траяна.

Характеризовать жизнь в городе.

Презентация «Правление Траяна»

Кроссворды и задания.

62

Итоговая контрольная работа: «Цивилизации Древнего мира».

63

Римская империя при Константине.

Описать положение колонов, рабов, христиан при Константине.

Вторжение варваров. Притеснение христиан.

Рим и варвары.




Называть дату провозглашения Константинополя столицей Римской империи.

Презентация «Римская империя при Константине».

Устный опрос.

64

Взятие Рима готами.

Описать учащимся взятие Рима готами.

Распад Римской империи на Западную и Восточную.

Готы и гунны.

Характеризовать начало распада Рима.

Использование ИКТ.

Опрос по карте.

65

Восточная империя при Юстиниане

Объяснить причины распада империи на 2 государства.

Правление Юстиниана.




Охарактеризовать развитие Восточной империи при Юстиниане

Использование ИКТ.

Комбинированный опрос.

66

Падение Западной Римской империи.

 Показать причины распада империи.

Падение Западной Римской империи.

7 чудес света.

Называть причины распада империи.

Карта «Поражение Римской империи».

Комбинированный опрос.

67

Древняя история родного края.

Рассказать о археологических раскопках своего края и его истории.

Знать о Танаисе.

Вопросы и задания.

   68

Итоговое повторение на тему: «Цивилизации Древнего мира».

Культура Древнего Рима. Историческое и культурное наследие древних цивилизаций.

Карта « Рост территорий государств  древности».

Презентация «Древний Рим»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по истории в 8 классе (История России, Новая история, история Татарстана)

Рабочая программа составлена к учебникам:- Юдовская А. Я., Ванюшкина Л. М. Новая история. 1800-1913; учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2011.- История России,...

Рабочая программа по истории в 7 классе (История России, Новая история, история Татарстана)

Рабочая программа составлена к учебникам:- Юдовская А.Я. Всеобщая история. История Нового времени, 1500-1800. 7 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение, 2009.- Данилов А.А., Косу...

Рабочая программа по истории в 6 классе (История России, Новая история, история Татарстана)

Рабочая программа составлена к учебникам:- Агибалова Е.В., Донской Г.М. История Средних веков. 6 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений.–М.: Просвещение, 2010- А,А,Данилов, Л,Г, Косулина. История ...

Рабочая программа по истории 6 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)

Рабочая программа по истории 6 класс (в разделе имеются всеобщая история, история россии , история татарстана)...

Рабочая программа по истории 7 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)

Рабочая программа по истории 7 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)...

рабочая программа по истории 5 класс Рабочая программа по истории 11 класс

поурочно-тематическое планирование по истории для 5 классапоурочно-тематическое планиросание по истории для 11 класса к учебнику Данилова...