Урок истории в 11 классе.
методическая разработка по истории (11 класс) по теме

урок по ВОв

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_istorii_v_11_klasse_po_teme.docx34.22 КБ

Предварительный просмотр:


Урок истории в 11 классе по теме: «Человек и война»


Урок-практикум

     Тема «Человек и война» не входит в программу, но так или иначе об этом говорится на уроках, посвященных Великой Отечественной войне. Часов на изучение этой темы отводится мало, поэтому стараюсь давать больше материала за счет экономии времени на изучении отдельных тем.

Цель урока: изучение некоторых документов времен ВОВ, которые дают представление о поведении человека на войне, о режиме оккупации и т.д.

Оборудование урока: раздаточный материал -  распечатанные листы с документами, презентация.

Вступительное слово учителя: Тема, которую мы с вами сегодня затронем – многогранная, сложная, неоднозначная. Сложная она потому, что люди на войне вели себя по-разному: кто-то был отважен, кто-то, наоборот, трусил. Войны во все времена затевали люди по разным причинам, но так или иначе ключевой фигурой является Человек. О нем и поговорим. Работа на уроке сегодня будет состоять из работы с документами. В конце урока мы сделаем с вами определенные выводы.

     Итак, первая тема, которую мы затронем – Оккупационный режим: идеология и практика.

     Наряду с планом военного разгрома СССР фашистами был разработан план «Ост». Он предусматривал самые жестокие акции против человечества: уничтожение, выселение, онемечивание населения. Мы работаем сейчас с первой группой документов. Внимательно их прочитайте и затем попробуйте ответить на вопросы.

  1. «Я надеюсь, что нам полностью удастся уничтожить понятие «евреи», так как существует возможность массового переселения евреев в Африку или какую-нибудь другую колонию. Несколько времени потребуется для того, чтобы на нашей территории исчезли такие народности, как украинцы гораки и лужичане (гораки или горцы – субэтническая группа в Чехии; лужичане – славянский народ живущий в Восточной части Германии). Все что было сказано об этих отдельных народностях в еще большей степени относится к полякам…

Для не немецкого населения восточных областей не должно быть высших школ. Для него достаточно наличия четырехклассной народной школы. Целью обучения в этой народной школе должно быть только: простой счет, самое большее до 500, умение расписаться, внушение, что божественная заповедь заключается в том, чтобы повиноваться немцам, быть честным, старательным и послушным. Умение читать я считаю ненужным».

Из записки Г.Гимлера «Некоторые соображения об обращении

с местным населением восточных областей»//

Комсомольская правда.1960.20 января

  1. « Важно, чтобы на русской территории население в своем большинстве состояло из людей примитивного полуевропейского типа. Оно не доставит много забот для германского руководства. Эта масса расов неполноценных, тупых людей нуждается, как свидетельствует вековая история этих областей, в руководстве.

              …Целью немецкой политики по отношению к населению на русской территории будет являться доведение рождаемости русских до более низкого уровня, чем у немцев. То же самое относится, между прочим, к чрезвычайно плодовитым народам Кавказа, а в будущем частично и к Украине…

               …Следует пропагандировать также добровольную стерилизацию, не допускать борьбы за снижение смертности младенцев, не разрешать обучение матерей уходу за грудными детьми и профилактическими мерами против болезней…

                …Для нас, немцев, важно ослабить русский народ в такой степени, чтобы он не был больше в состоянии помешать нам установит немецкое господство в Европе».

Из замечаний доктора Ветцеля.

  1. «Примерно 10 км севернее Брянска мы проезжали мимо горящей кучи тел, из которой еще вырывались крики сжигаемых жертв. Вокруг стояло гражданское население, люди плакали и кричали от ужаса. Я спросил солдата: «И вы их так просто сжигаете»? «А что же с ними еще делать, с русскими, - ответил солдат, - не хватит деревьев, чтобы их перевешать».

Из показаний пленного Арно Швагера

  1. … «Немцы вовсе не думают готовить наших детей на получение среднего или высшего образования – немцы думают воспитать из них молодежь, физически пригодную для работы в немецком с\х.

Из доклада представителя партизанского движения

Вопросы к документам:

  1. Какие цели преследовала политика гитлеровской Германии на оккупированных советских территориях? (уничтожение, порабощение местного населения)
  2. Каким виделся идеологам фашизма идеальный облик жителей на захваченных территориях? (безграмотные, безвольные, чтобы ими легко было управлять)
  3. Какими понятиями из лексикона можно определить эту политику? (шовинизм, антисемитизм, геноцид). Объясните эти термины.
  4. Насколько гитлеровскому режиму удалось воплотить теоретические планы господства на оккупированных советских территориях? (Не удалось).

Следующая тема, о которой будем говорить – Поведение человека в условиях оккупации. Прочтите следующую подборку документов.

  1. «Существующие сейчас партизанские отряды не должны замыкаться, а втягивать в партизанскую борьбу все большие слои населения. Нужно создавать среди населения проверенные партизанские резервы, из которых и черпать  пополнения и формировать дополнительно новые отряды. Нужно повести дело так, чтобы не было ни одного города, села, населенного пункта на временно оккупированной территории, где бы не было в скрытом виде боевого резерва партизанского движения».

Из приказа № 00189 от 5 сентября 1942 года

  1. «С самого начала военной кампании против Советской России во всех оккупированных Германией областях возникло коммунистическое повстанческое движение. Это движение носит различный характер, начиная с пропагандистских выступлений и покушений на отдельных военнослужащих немецкой армии и кончая открытыми мятежами и организованной партизанской войной»… «Фюрер приказал применять самые решительные меры для того, чтобы в кратчайшие сроки подавить это движение… При этом следует иметь ввиду, что человеческая жизнь в соответствующих странах в большинстве случаев не имеет никакой цены и что устрашающего действия можно добиться лишь с помощью исключительно жестоких мер».

Из приказа генерала В.Кейтеля от 16 сентября 1941 года

  1. «Поднимали людей на борьбу не только политические убеждения. Большинство боролись за освобождение родины, против нацистского «нового порядка», многие стремились защитить или отомстить за своих родных и близких или облегчить борьбу сыновей, ушедших в Красную Армию и т.д. Побудительные мотивы были различны, но все отстаивали честь и достоинство страны… Некоторые историки считают, что возникновение и усиление сопротивления оккупантам было лишь ответом на жестокое обращение с местным населением, что, мол, у него не было другого выбора, как идти к партизанам. Они не учитывают, что оккупанты проводили политику кнута и пряника, скрывали свои планы превращения СССР в колонию третьего рейха и массового уничтожения его населения, вели пропаганду о том, что Германия ведет войну якобы во имя неких «освободительных целей».

Кульков Е. и др. Война 1941-1945 .Факты и документы. М.,2001

  1. «кроме грузинского и армянского легионов, в районе Моздока оперирует так называемый Кавказский батальон… По национальному составу смешанный… Командный состав штабной роты целиком состоял из немцев… Вербовщики обещали армянам: «Когда мы завоюем Кавказ, отнимем землю у азербайджанцев, и все будем жить хорошо»… Немцы обещали солдатам после взятия кавказа самоуправление и землю. Солдаты же, азербайджанцы, армяне и грузины говорили между собой, что им незачем воевать за немцев и стрелять в своих братьев, но они не переходят на сторону Красной Армии, боясь расстрела со стороны русских».

Из докладной записки генералу армии И.В Тюленеву

  1. «ДРУЗЬЯ И БРАТЬЯ! Большевизм – враг русского народа. Неисчислимые бедствия принес он нашей родине и наконец вовлек Русский народ в кровавую войну за чужие интересы… Несмотря на самоотверженность бойцов и командиров, несмотря на храбрость и жертвенность русского народа, проигрывалось сражение за сражением. Виной тому – гнилость всей большевистской системы, бездарность Сталина и его главного штаба… Германия ведет войну не против Русского народа и его Родины, а лишь против большевизма… Для объединения русского народа и руководства его борьбой против ненавистного режима, для сотрудничества с Германией в борьбе с большевизмом, за построение новой Европы мы, сыны нашего народа и патриоты своего Отечества, создали РУССКИЙ КОМИТЕТ.

РУССКИЙ КОМИТЕТ ставит перед собой следующие задачи:

  1. Свержение Сталина и его клики, уничтожение большевизма;
  2. Заключение почетного мира с Германией;
  3. Создание в содружестве с Германией и другими народами Европы Новой России, без большевиков и капиталистов.

Из обращения генерала Власова А.А. к русскому народу

Ответьте на следующие вопросы:

  1. Какие варианты поведения прослеживаются в документах? Чем оно определялось? (борьба с захватчиками или сотрудничество с ними; поведение определялось в какой-то степени национальной принадлежностью)
  2. Чем объяснялся выбор людьми той или иной позиции? (обещания немцев были весьма заманчивы, особенно в условиях национального притеснения народов Кавказа со стороны советского правительства)
  3. На что рассчитывали авторы Русского комитета? Какие цели провозглашались в обращении? (авторы рассчитывали на неприязненное отношение к власти и Сталину, к большевизму; цели – свержение власти Сталина и установление нового порядка).

Следующая подборка документов касается особой группы людей – военнопленных. Прочитайте внимательно и ответьте на вопрос: какие обстоятельства необходимо учитывать, рассматривая проблему советских военнопленных?

  1. «Уже в первые дни войны сотни тысяч военнослужащих Красной Армии оказались в немецком плену. Из общего числа советских военнопленных за весь период войны (4 млн. 59 тыс.) на 1941 г. Приходится 2 млн., или 49%. Бойцы и командиры Красной Армии были полны решимости сражаться с врагом, бороться до последнего патрона, но обстановка на поле боя не оставила им возможности продолжать сопротивление. Многие советские солдаты и офицеры были захвачены в плен, будучи тяжелораненными и контужеными…     Главными причинами массового пленения советских солдат в начале войны явилась неподготовленность советского командования и всего личного состава Красной Армии к ведению стратегической обороны, отсутствие опыта в отражении внезапных массированных атак противника».
  2.  «Советский солдат, даже попавший в плен, как бы безобидно он не выглядел, будет пользоваться любой возможностью, чтобы выместить свою ненависть ко всему немецкому.

                …Самым строгим образом следует избегать всякого сочувствия, а тем более поддержки. Чувство гордости и превосходства немецкого солдата, назначенного для охраны советских военнопленных, должно во всякое время быть заметным для окружающих…Неповиновение, активное или массивное сопротивление должны быть немедленно и полностью устранены с помощью оружия…»

Из памятки для немецких солдат по охране

советских военнопленных от 8 сентября 1941 года

  1. «Трусы, конечно, были, но как можно думать так о нескольких миллионах попавших в плен солдат и офицеров той армии, которая все-таки остановила и разбила немцев? Что же они были другими людьми, чем те, которые потом вошли в Берлин? Были из другого теста, хуже, трусливее? Как можно требовать огульного презрения ко всем, кто попал в плен в результате постигших нас в начале войны катастроф?

…В отношении бывших военнопленных была создана обстановка недоверия и подозрительности, им предъявлялись необоснованные обвинения  в тяжких преступлениях и применялись массовые репреии, включая высшую меру наказания, вследствие чего наши солдаты, сержанты и офицеры, попавшие в плен в врагу из-за боязни расправы над ними, не стремились бежать из плена на Родину, чтобы вновь встать в ряды Красной Армии»…

Из воспоминаний Г.К.Жукова

Итак, какие же обстоятельства необходимо учитывать, рассматривая проблему советских военнопленных?

Примерный ответ учащихся: Проблема военнопленных – одна из самых болезненных тем в истории ВОВ, их было несколько миллионов и с нашей стороны, и со стороны противника. Многие советские солдаты попали в плен в первые дни войны. Внезапное нападение противника сыграло свою роль. Несмотря на это, многие готовы были стоять насмерть, чтобы не пропустить врага дальше, как, например, легендарная оборона Брестской крепости, продолжавшаяся около месяца. Как справедливо замечено Жуковым, трусы, конечно, были, но все те несколько миллионов, которые содержались в концлагерях. Считалось, что лучше было бы умереть, чем попасть в плен. Тяжело было в плену, но после плена было еще тяжелее, так как к бывшим военнопленным относились как к предателям.

Следующая подборка документов по теме: Человек на фронте и в тылу: все для победы.

     Победу в войне, как известно, в значительной степени обеспечивает моральный фактор. Ознакомьтесь с документами, которые во многом характеризуют состояние людей на фронте и в тылу в годы Великой Отечественной войны.

  1. «Всю войну я проработала в колхозе и на окопах, и дрова пилила, и на аэродроме работала, и бригадиром полеводческой бригады. В семье было 6 человек. Минимум трудодней надо было выработать, 280…а тогда и не учитывали, работали и работали без выходных, работали за так…

…Конечно, были случаи, когда просят у меня: ребенок болен, разреши после обеда выйти. Я к председателю – а тот ни в какую – пусть идет работать, ничего с ее детьми не сделается…Время, наверное такое было. Нельзя было иначе – война…

…Дети начинали работать в колхозе с 12 лет…Работали дети, как и взрослые, - с 7 до того, как ничего видно не будет…

…И случаи от голодной смерти были. В одной семье, я знаю, трое от голода умерли, еще двоих – помню, тоже от голода, дети умирали от голода, точно знаю. Сначала опухали, а потом умирали.

…Личное хозяйство спасало, особенно коровой спасались. Сеяла у себя картошку, огурцы, лук. У меня было 40 соток. Но сдавали налог картошкой, сушили картошку для посылок на фронт, на семена оставляли, оставалось не так много, семья-то большая.

…Больше земли не разрешали брать, хотя пустующие земли были, не засевали их.

…В годы войны люди лучше относились друг к другу, беда-то ведь общая. Мы, к примеру, четыре подруги были, у одной сделаешь чего-то сегодня, у другой завтра, как-то выходили из положения вместе, поддерживали друг друга. Выручали друг друга картошкой и молоком.

Из воспоминаний Пелагеи Васильевны М., Пензенская обл.

  1. «Воевал, был автоматчиком. В апреле 1944 года под Одессой был ранен. Вернулся, а меня назначают в колхозе бригадой полеводческой руководить. А в бригаде 60 человек – в основном женщины, ну и ребятишки лет по 13-15…

…Работали тогда все хорошо, старались даже не опаздывать, потому что трудно было даже себе представить, что тебя вызовут в правление колхоза и там будут ругать. Люди стыдились тогда.  

… Работать еще бы ничего, вот налоги, займы…Здесь слез много было. У одной 7 человек детей, не сдавала в займ – увели корову. Вот так. Грабили скотину. Люди боялись – и это тоже было.

…В магазинах кроме водки ничего не было, но люди не пьянствовали, некогда было, да и не на чего. Работа, работа, работа.

…Тогда и люди боялись, и законы были жестокие, да и у людей стыд какой-то был. Раз надо работать, что же – будем работать, вот ведь как раньше рассуждали»

Из воспоминаний Григория Викторовича П., Пензенская обл.

  1. «Всего лишь несколько месяцев прошло с начала войны, а город Ленинград уже голодал. Все меньше продуктов стали выдавать по карточкам. 20 ноября 1941 года рацион хлеба дошел до 125 граммов иждивенцам и 250 граммов для рабочих…Какое-то время работали школы, кто был в силах, приходил. Сидели в пальто и шапках  ледяных нетопленных классах, голодные…

…Потребности человека стремительно сужались, концентрировались, заострялись на хлебе, тепле и воде.

«Голод – все!» - восклицает врач-блокадница Г.А.Самоварова. «Знаете, какая самая большая радость была? Это когда прибавили до трехсот граммов хлеба. Вы знаете? Люди в булочной плакали, обнимались. Это было светлое Христово воскресение, это уж такая большая радость была!»

Адамович А.М., Гранин Д.А. Блокадная книга. М., 1982

  1. «Дорогая мама! Мы сейчас находимся в трудном положении, но надеемся, что нас выручит родной Урал. Пули, как шмели, снаряды рвутся, все горит – земля и Волга. Даже на все это не приходится обращать внимание. Раненых много, убитых еще больше. Мы прячем раненых в канализационные трубы, где за ними ухаживаем. А ночью переправляем их на тот берег, где наши войска…Соберем все силы, а если понадобится, не пожалеем жизни…»

Из письма защитника Сталинграда 19 ноября 1942 года

Вопрос: Какие основания имелись для общих характеристик поведения человека на войне и в тылу?

Примерный ответ: Люди хотели сделать все возможное для скорейшей победы над врагом. Для этого не жалели ни сил, ни здоровья. Кроме того большое значение имела взаимовыручка. Не хватало продуктов, помогали друг другу справиться с домашним хозяйством, потому что продолжительность рабочего дня была 14-16

Вопрос: какие моральные качества людей проявлялись в тылу в годы ВОВ?

Примерный ответ: работоспособность, самоотверженность, взаимовыручка (могут быть названы и другие качества).

Итак, мы с вами сегодня работали с историческими документами. Узнали ли вы что-то новое на уроке? (о том, как жилось на деревне в годы ВОВ).

Сделайте обобщающий вывод по теме урока.

Примерный ответ: Человек занимает центральное место в ВОВ, так как именно он является зачинателем войн. ВОВ – одна из самых трагических страниц истории нашего государства. Достойно уважения и внимания то, как люди работали и жили в оккупации или в тылу, не щадя своих сил и жизней для достижения победы над фашизмом. Даже находясь в плену, у людей находились силы бороться, не падать духом для спасения своей Родины. Многих, очень многих людей можно назвать настоящими патриотами своей страны.

Учитель: в качестве домашнего задания возьмите на повторение материал о ВОВ, подготовка к тестированию по теме.

Активными на уроке были Щербаков И, Илько М., Абросимова Е., Тарасюк Е., Земцов Я., Мурзин М., Каменев С., Кононов А., Перов П. Эти учащиеся получили за работу на уроке отметку «5». Менее активны были Лофман А., Апанасова А., Кулакова Т., Святова Г. Эти учащиеся получили отметку «4».

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок истории 5 класс."Знать предков-знать историю"

1.      Цель  урока:    Раскрыть главные составляющие исторической памяти человека: история семьи, происхождение имен. Показать связь истории семьи с истор...

Разработка урока истории, 7 класс, история России. Тема: «Власть и церковь в XVII веке. Реформа патриарха Никона »

Разработка урока с использованием мультимедийного материала, предусматривающая работу учащихся с историческими документами. Урок построен в соответствии с ФГОС....

Технологическая карта урока истории 5 класс по теме "Введение в историю"

Технологическая карта урока истории в 5 класс по теме "Введение . Откуда мы знаем, как жили наши предки"...

Мастер-класс "Развитие личностных УУД на уроках истории" (6 класс история Средних веков - "На ярмаку, в Шампань!"

            Задачи урока:·         сформировать у школьников яркое образное представление о развитии торговли в Евро...

презентация к уроку истории 5 класс История Древнего мира

Урок по истории Древнего мира. История это прошлое всех людей, человечества. Прошлое представляет собой сложнейшее переплетение событий, человеческих судеб, культур – настоящий исторически...

Презентация к уроку истории 5 класс на тему "Всеобщая история. Введение в курс"

Данная презентация разработана к уроку Всеобщей истории в 5 классе....