урок по теме "Сталинская модернизация" 11 класс
методическая разработка по истории (11 класс) по теме

Дзидзадзе Елена Анатольевна

Урок изучения нового материала. Используются статистические данные, которые анализируют учащиеся и делают выводы о проведении коллективизации и индустриализации в стране. Предварительно проводится мини-исследование на тему "Моя семья в период коллективизации и индустриализации". Эти данные озвучиваются на уроке, что позволяет сделать урок более эмоциональным.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon industrializaciya.ppt305.5 КБ
Файл urok_stalinskaya_modernizaciya.docx27.05 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:



Предварительный просмотр:

Урок в 11 классе.

Экономическая политика в СССР в 1930-е гг. как вариант модернизационного скачка в условиях тоталитарного режима.

(индустриализация и коллективизация)

Цели урока.
1. - помочь учащимся осознать социальную, гражданскую и личностную  значимость учебного материала;

2. создать условиям для формирования представлений об эпохе, основных явлениях, связанных с процессом модернизации 30-х гг., закрепление знаний основных понятий темы.
3. создать условия для развития умения формулировать проблемы, работать с таблицами, анализировать статистические данные, формулировать на основании данных выводы.

  1. Вступление.

Обратимся к теме урока. Что является главным понятием в нашей теме?

 Модернизация.

 Объясните суть этого явления.

Значит, задачей нашего занятия будет изучения процессов модернизации в СССР в 1930-е гг.

-Какие процессы модернизации нас будут интересовать на сегодняшнем уроке?.

- В чём особенность этого процесса в нашей стране?
( догоняющий характер  участие государства  тоталитаризм особенности)

С какими явлениями экономической жизни связана модернизация в СССР?
- индустриализация, коллективизация.

Что мы понимаем под этими терминами?

ИНДУСТРИАЛИǘАЦИЯ, процесс создания крупного машинного производства и на этой основе переход от аграрного к индустриальному обществу.

КОЛЛЕКТИВИǘАЦИЯ сельского хозяйства в СССР, массовое создание коллективных хозяйств (колхозов), осуществленное в кон. 1920-х — нач. 1930-х гг., сопровождавшееся ликвидацией единоличных хозяйств. 

Вывод. Исходя из темы урока мы предполагаем, что в нашей стране продолжается модернизация, которая проводится государством и представляет собой особенный вариант ускоренной догоняющей модернизации в форме индустриализации и коллективизации

                                                    

                         Цели и задачи.

Любая экономическая политика государства имеет свои цели. Изучите следующие факты и ответьте на вопрос: Какие причины делали необходимой индустриализацию страны?
- в 1928 г. вся страна выпускала в день 2 грузовика, 3 трактора

- за рубежом закупали четверть текстильного оборудования, половину всех паровых турбин, 70% металлорежущих станков и тракторов

- СССР по производству промышленной продукции на душу населения отставал от передовых стран в 5-30 раз.

. Как вы думаете, во имя чего нужно проводить модернизационные мероприятия

В раздаточных листочках 2 варианта.  Какая цель была определяющей и почему 


                        
Цели модернизации:

Обеспечение экономической независимости от других государств мира.

                         Или
Обеспечение более высокого уровня жизни населения страны?

                        Задачи:
- боеспособность армии
-  преодоление технико-экономической отсталости
- развитие тяжёлой и оборонной промышленности ( милитаризация)
- решение социальных проблем, улучшение качества жизни населения.

         - решение проблемы аграрной революции, обеспечение населения необходимыми продуктами

( как вы думаете, какая задача была первоочередной? Проранжируйте эти задачи.)

                         Как проводить модернизацию?
                     
варианты проведения модернизации.

НЭП:

- с 1927г. строительство Турксиба

- с 1926 г – закладка Сталинградского тракторного завола
- 1927г. Днепрогэс
- план ГОЭЛРО (гос.комиссия по электрофикации России Кжжижановский)  дек.1920 г
 к концу 20-х гг электростанции давали в 2 ,5 раза электроэнергии, чем в царское время
- десятки шахт в Сибири и Донбасе.

- если принять за 100% уровень пром.производства в 1913 г., то в 1928 г он составил в СССР –120 %, США –160 %, Германии –104 %, Англии-90%.
Оцените итоги НЭПа. Мог ли НЭП стать основой и вариантом модернизации?
? С какими кризисными явлениями столкнулась экономика и почему?
                                  Что делать?

Бухарин, Рыков, Томский         
трансформация НЭПа в рыночную
модель                                                                               Сталин
развитие рыночных механизмов                 форсированное строительство «социализма»
уничтожение «ножниц цен»                             в городе и деревне (индустриализация,                «правый уклон»                                 и коллективизация , уничтожение
                                        

                                                                                               кулачества)                

Почему победу одержала сталинская версия модернизации?                                                                                                                                                 

                              Источники модернизации

                                  (Внутренние)

Предположите, что могло стать источниками для проведения модернизации

Индустриализация в любой стране сложна и тяжела для населения из-за сокращения средств на нужды людей. Особенность индустриализации в СССР – отсутствие внешних резервов (нет притока внешних капиталов, внешних займов) и расчёт только на внутренние; Главный источник  -- коллективизация с/х.
-продажа ценностей государства
- хлебный экспорт ( в условиях, когда страна на карточках)
- займы у населения ( 1927 г – 1 млрд руб., в 1935 г. – 17 млрд.руб
- повышение цен на вино-водочную продукцию. ( к концу 1920 х гг. доход от водки достигал 1 млрд руб, столько же давала промышленность)

- с/х давало в фонд развития народного хозяйства 33% за первую пятилетку, во второй – 17 %, а промышленность в 1928-1932 гг – 25%)

Какой самый главный источник не назван. Коллективизация. Почему именно коллективизация стала основным источником модернизационных изменений в промышленности?

Как в условиях неквалифицированной рабочей силы, добиться качественной работы при откровенном усилении эксплуатации рабочих и крестьян. Всё это при получении большинством  рабочих низкой заработной платы, едва хватавшей на жизнь, а крестьяне вообще работали за «трудодни».

В.: труд людей д.б.максимально дешёвым методы модернизации:

-материальная заинтересованность ( идея бригадного подряда у кадровых рабочих, высокие зарплаты стахановцев)
- методы убеждения трудящихся  энтузиазм («
Через четыре года здесь будет город-сад» В.Маяковский) Стахановское движение 1935 г., рабочий день в 1913 г. – 10 часов, в 1917 г.—8 часов, в 1928 – 12-16 часов + штурмы, авралы, субботники)
- методы принуждения  репрессии и бесплатный труд заключённых, коллективизация и почти бесплатный труд крестьян, раскулачивание  и получение экономической базы коллективных хозяйств)

В.: подобная модернизация могла осуществляться только в системе тоталитарного режима с тотальным контролем за обществом и массовыми репрессиями.

5. Индустриализация. Проведение и итоги.

Как проходима индустриализация и к чему она привела нам расскажет Сергей Бондаренко.

Проведение индустриализации
XIV съезд –1925 г.
XVI партконференция 1929 г. – курс на индустриализацию.
1- й этап индустриализации в условиях НЭПа (1925-1928 гг.)
2- этап – пятилетки.
1) 1928/1929 – 1932/1933
2) 1933- 1937



. Проанализируйте данные таблиц. Во сколько раз увеличились объёмы производимой продукции?

показатели

                         Объём выпуска к 1932 г.

1928г.

По плану

С учётом корректировки

Реально выполнено

Чугун (млн. т)

3,3

10

17

6

Электроэнергия (млрд. кВт/ч)

5,0

22

13

Трактора (тыс. шт)

1,3

55

170

49

Автомобили (тыс.шт.)

0,84

100

140

24


показатели

1932

            Объём выпуска к 1937 г.

1 план

2 план

Реально выполнено

Чугун (млн.т)

6

22

16

14

Уголь (млн.т)

64

250

153

128

Электроэнергия(млрд.кВт/ч)

13

100

38

36

 В.: Итоги индустриализации – Технико-экономическая отсталость и зависимость от импорта были преодолены.  социализм в основном построен.

                               Коллективизация.

Идея коллективного хозяйства – основа большевистской идеи преобразования сельского хозяйства.

1929 г. –год великого перелома—лозунг «сплошная коллективизация»

. Динамика коллективизации:

Периоды

Янв.

1930

Март 1930

Июнь

1930

Июнь

1931

Июнь

1932

Июнь

1933

Июнь

1935

Июнь

1935

Июнь

1937

Коллективизированные хозяйства(% к общему числу кр. хоз-в)

22

56

24

53

62

65

83

91

93

 Как вы думаете, с чем связано снижение темпов коллективизации в июне 1930 г.?

- на С Кавказе полк ОГПУ в 1929 г.окружили и уничтожили казаки, против них использовали авиацию
- В З.Сибири сосланные ранее кубанские казаки подняли восстание 10 тыс.человек
- 1929 г. 1,3 тыс.массовых выступлений, 3 тыс.тер.актов, война в Ср.Азии
- Убой скота: поголовье сократилось на 1/3
--неохотн.работают на колхоз. Паспортная система, чтобы остановить исход крестьян из деревни

2 марта 1930 г. статья Сталина «Головокружение от успехов» О перегибах в деле коллективизации, обвиняет в этом местные власти.

Почему процесс коллективизации с 1931 г. снова пошёл по нарастающей?

Раскроем понятие расулачивание.

Кулаки – 3-4%
процент раскулаченных – 15-20%

Почему?

Что стоит за этими цифрами. Сообщение Галина Тарасевич « Раскулачивание и голод 1932-1933 годов»

Вы думаете, это так давно и далеко было? Нет, это 30-е гг XX в. Ещё не прошло сто лет. Вы – потомки этих людей. Я попросила Сашу Пищак провести исследование. Семьи моих одноклассников в этот период. Вот  что она узнала.

Сообщение-исследование А.Пищак «Наши предки в годы коллективизации и индустриализации»

Стоило ли это тех экономических показателей, которые представлены в таблице?

4. Проанализируйте данные таблицы и сделайте выводы.

годы

Урожайнось

Зерновых (центнеров/га)

Заготовки зерна (млн.т)

Валовый сбор зерна(млн.т)

Посевные площади (млн.га)

Крупный рогатый скот(млн.голов)

Население (млн.чел.)

1913

8,5

-

76,5

94,4

51,4

139

1928

7,9

11

73,3

92,2

60,1

154

1932

7,0

23

69,9

99,7

38,3

166

1937

7,1

33

72,9

104,4

47,5

164 ?

1939

7,7

36

77,9

100,4

51,7

171 ?

За годы предвоенных пятилеток с/х получило 180 тыс.комбайнов, 680 тыс.тракторов

Итоги коллективизации –база и источник индустриализации.

. Какие выводы можно сделать, анализируя таблицу «потребление основных продуктов питания»

Продукты (кг)

                    Бедняки и середняки

Колхозники

1913 г.

1928 г.

1940 г.

Мука и крупы

166

250

196

Картофель

97

141

143

Молоко и молочные продукты

86

242 (1924 г.)

127

Мясо, сало и т.п.

12

35-40

20


1935 г. «Жить стало лучше, жить стало веселее». Отменены карточки в городах.

 Значение модернизации 30-х гг в СССР.

 Вернёмся к целям. Смогли ли мы их реализовать?

                       исходя из целей экономического развития

Удовлетворение потребностей человека

Сохранение независимости государства, обеспечение его военной мощи

- проблемы аграрного сектора на всём этапе развития советской экономики директивного типа
- перекос в развитии секторов промышленности в пользу тяжёлой промышленности -- > хроническая нехватка товаров первой необходимости
- подобная система могла быть эффективна в сочетании с политикой репрессий, т.к. отсутствуют экономические стимулы к труду.

- СССР в 1942 г. производил военной техники больше, чем фашистская Германия, что позволило одержать победу в Великой Отечественной войне

С ослаблением режима система стала неэффективной

Впоследствии даже военные отрасли оказались неспособными к внедрению новых современных технологий

Подобная модернизация, проведённая таким способом была возможна только при одном условии каком?

Тоталитаризм.  Эта тема нашего следующего урока.

д/з П. 47-48, таблица. Опережающее задание – тоталитаризм в Европе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок развития речи в 5 классе. Тема урока. Учимся говорить правильно, точно, выразительно. Урок развития речи 5 класс

Методическая разработка на заочный  районный конкурс по проблеме формирования культуры речи обучающихся....

методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Движения живых организмов" и презентация к ней. Методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Дыхание растений, бактерий и грибов" и презентация к ней.

Методическая разработка урока с поэтапным проведением с приложениямиПрезентация к уроку биологии в  6 классе по теме "Почему организмы совершают движения? ".Методическая разработка урока с поэтап...

Открытый урок (мастер-класс) по русскому языку, проведённый на Фестивале инновационных идей в региональном образовании «Педагогические открытия 21 века» по теме Урок – исследование. «Предлог». (7 класс)

Тема: Предлог. (Закрепление знаний)Цель урока а) учебная: систематизировать и обогатить знания учащихся о предлоге, на основе заданий-исследований предупредить возможные ошибки в употреблении предлого...

Конспект урока математики в 9 классе по теме: «Системы рациональных неравенств». Презентация к уроку математики в 9 классе по теме: «Системы рациональных неравенств».

Материал данного урока предназначен для  повторения  решения линейных неравенств; формирования  понятия «системы рациональных неравенств», «решение рациональных неравенств»;   форм...

мастер-класс применения ИКТ на уроках физики "Урок по физике 7 класс Тема урока: «Исследование силы Архимеда».

Цели урока:Образовательные:повторить  и обобщить изученный материал по теме: «Архимедова сила.  Плавание тел»;продолжить формирование умений наблюдать и объяснять физические явления, обобщат...

план- конспект урока математики в 5 классе. Тема урока:: " Урок решения задач" Учебник: Математика 5 класс. Виленкин Н.Я.и др.,

Урок содержит различные задачи практического содержания. Конспект составлен с использованием игровых технологий.. Основные этапы урока: нетрадиционный устный счет, кроссворд, задачи по комбинаторике....

Внедрение современных технологий на уроке музыки. Открытый урок в форме мастер - класса по внедрению в урок музыки новых технологий в рамках реализации ФГОС. Тема урока: «Вторая жизнь песни» 5 класс.

Внедрение современных технологий на уроке музыки. Открытый урок в форме мастер - класса по внедрению в урок музыки новых технологий в рамках реализации ФГОС. Тема урока: «Вторая жизнь песни» 5 класс....