Начало противостояния
методическая разработка по истории (11 класс) по теме

Трифонова Таисия Васильевна

Урок истории в 11 классе по учебнику Волобуева

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nachalo_protivostoyaniya.docx23.24 КБ
Office presentation icon holodnaya_voyna_11.ppt424 КБ

Предварительный просмотр:

Начало противостояния

 

Урок проводится при изучении истории России и новейшей истории в 11 классе.  При изучении раздела «Советский Союз в 1945 – 1964гг.» — это заключительный урок в теме. Учащиеся получают документы и готовятся к работе на уроке, готовятся к дискуссии. На данном уроке используется мемуарная, историческая литература, что способствует развитию критического мышления учащихся.

Форма урока: проблемный урок.

Проблема: Кто виноват в развязывании «холодной войны»?

Тип урока: комбинированный урок с применением нового документального материала.

Методы и приемы учителя: беседа- диалог, самостоятельная работа с документами, использование проблемной ситуации, элементы дискуссии, использование ИКТ, презентация.

 «Отыщи всему начало

И ты многое поймешь».

Цель урока:

развитие критического мышления у учащихся в процессе изучения исторических событий и причин их появления.

Задачи:

1.повысить активность учащихся в процессе получения новых знаний посредством работы с мемуарной, исторической и документальной литературой;

2.создать условия на уроке для понимания сути такого явления в истории как «холодная война» и подвести учащихся к самостоятельному выводу по теме урока через сопоставление исторических документов;

3.продолжить формирование личности, ориентированной на общечеловеческие ценности, уважение к себе как к личности через проявление собственного мнения, отстаивание своей точки зрения и уважение к мнению других.

Ход урока.

1.Вступительное слово учителя.

2.Работа с понятием «холодная война».

3.Презентация учащихся по теме урока

4.Работа с документами, таблицей.

5.Выводы по теме урока «Кто развязал холодную войну?».

6. Домашнее задание.

  1. Вступительное слово учителя:

Вторая мировая война привела к многомиллионным жертвам, огромным разрушениям и материальным потерям. Казалось, что те, от кого зависели судьбы людей послевоенного поколения, воспримут уроки войны и будет сделано всё для обеспечения прочного мира. Однако этого не случилось. После окончания 2 мировой войны произошли большие изменения в мире. Одним из главных итогов войны стало появление на международной арене 2 сверхдержав.

-Назовите эти государства (США и СССР)?

Биполярный мир.

Капиталистический лагерь.                                  Социалистический лагерь:                                                                              лагерь:

         США                                                                              СССР

Апрель1949г. НАТО                                                      Май 1955г. ОВД

США, Канада и др. страны                                        СССР, Албания, Болгария,

 Западной Европы.                                        Венгрия, Польша, Румыния, ЧССР.

-На чем строилось их могущество?

 США: экономическая мощь, доллар – международная единица, международный валютный банк, атомная бомба, военно-техническое могущество, 60% -всей мировой пром. продукции.

СССР: мощная армия, развитая военная промышленность, неоспоримый авторитет.

-Идеологические разногласия: капитализм и социализм.

Мировое сообщество находилось в состоянии новых локальных войн и ожидания новой мировой войны.

Годы с 1946 – 1991 принято называть периодом «Холодной войны».

-Что означает этот термин?                                         (Словарная работа со словарём)

 Один влиятельный американский журналист назвал конфликты между великими державами «холодной войной». Пресса подхватила это словосочетание,  и оно быстро вошло в обиход.

 «Холодная война» - система международных отношений, основанных на политическом, идеологическом противостоянии двух мировых сверхдержав США и СССР и их союзников, балансировавших на грани настоящей войны.

Холодная война - страшный период в мировой истории - период накопления ядерного оружия, политических интриг и невероятных идей, шпионских разоблачений и невероятного напряжения в политической жизни мира. Биполярный мир, противоборствующими сторонами в котором были приверженцы диаметрально противоположных взглядов, сделал историю того периода чередой конференций и споров, интриг и уступок. Это было время, когда судьбу всего человечества решали, по большому счету, несколько государств, еще не до конца осознавая, какая на них лежит ответственность.

        Период не был однообразен. Периоды оттепелей и примирений, сменяли периоды напряжения и накала такой силы, что мир стоял на пороге мировой войны. Страны разрабатывали планы ядерных атак с невероятным количеством бомб, намечали цели бомбардировок, создавали целые подземные города, для жизни в условиях ядерной войны, просвещали население. И если бы хоть 1 из этих планов был бы реализован, мир бы погрузился в следующий период -  период ядерной зимы.

       Почему это произошло? Кто виноват в обострении международной обстановки? Можем ли мы сегодня дать объективную оценку деятельности политиков ведущих государств мира, тех, кто определял климат на планете?

  1. Самостоятельная работа. Вопросы о том, что послужило причиной «холодной войны» и связанной с ней гонки ядерных вооружений, можно ли было ее избежать, кто первым вступил на путь конфронтации, уже десятилетия дискутируется в зарубежной литературе. А в нашей стране эти проблемы стали подниматься с конца 80-х годов XXв.

Ответить на некоторые из этих вопросов мы попытаемся сегодня, опираясь на мнения современников тех событий, политиков, современных историков.

Работать будем в двух группах: одна – «советские историки», другая – «западные историки».

Вы получите документы и материалы, проанализируете их и ответите на поставленные вопросы.

  1. Защита проектов.
  2. Итог. Рефлексия.
  3. Дача домашнего задания. § 27, Продолжается ли «холодная война» сегодня? Подберите факты СМИ подтверждающие или опровергающие данное утверждение.

Инд. задания: 1 Характерные проявления «холодной войны»

                        2 Начало Холодной войны

                        3 Ход «холодной войны»

                        4 Итоги и уроки


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час «Свобода и разум: взаимосвязь или противостояние?»

Классный час «Свобода и разум: взаимосвязь или противостояние?»  ...

Конспект открытого урока по музыке «Тема противостояния в искусстве». Класс: 7

Цели урока:Научить отличать главную партию от побочной партии в сонатной форме.Познакомить с понятием « музыкальная драматургия » в симфонии, сонатная форма и кульминация в ней.Воспитать чувство патри...

разработка урока с применением ЭОР "Противостояние Руси западным завоевателям"

Урок истории в 6 классе по курсу "История России" с применением ЭОР...

"Конфликт - противостояние двух сторон"

В данном занятии разбираются способы выхода из конфликтных ситуаций...

Урок в 11 классе на тему: "Начало противостояния"

Урок в 11 классе на тему: "Начало противостояния"...