План-конспект урока 6 класс по Шадрикову
план-конспект урока по истории (6 класс) по теме

 

 

План-конспект урока

на тему: «ФЕОДАЛЬНАЯ РАЗРОБЛЕННОСТТЬ  В XII в»

по  предмету «ИСТОРИЯ РОССИИ»

класс 6

УЧИТЕЛЯ ВТОРОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ  КАТЕГОРИИ

МБОУ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 7»

НИЖНЕКАМСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА

ГИНИЯТУЛЛИНОЙ АЛЬФИИ ТАНЗИЛЬЕВНЫ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ:

Тип урока: повторительно-обобщающий

Методический материал:

а) при подготовке урока:

            - учебник

            - карточки с заданиями

- таблички с названиями столичных городов княжеств

б) на уроке:

            - настенные карты

            - учебник

            -карточки с заданиями

            - текст

Технические  средства обучения:

            - слайд проектор.

Тема и цель урока:

- Обобщить знания учащихся о феодальной раздробленности на Руси, как закономерном этапе в условиях господства феодального строя.

- Способствовать усвоению учащимися связи между ростом крупного землевладения и присвоением князьями функций государственной власти, а также между натуральным хозяйством и самостоятельностью княжеств.

- Развивать умения и навыки учащихся: делать выводы, видеть причинно-следственные связи, находить ошибки.

- Развивать навыки коллективной работы.

- Формировать навыки работы с научным текстом.

Задачи:

- Актуализация изученного материала и проверка качества изученного материала

- закрепление темы «Феодальная раздробленность на Руси в 12 веке»

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Организационный момент

Вступительное слово учителя с целью постановки проблемного задания.

 

- Сегодня на уроке мы обобщим знания о том, как проходил процесс феодальной раздробленности на Руси. В конце урока каждый должен написать небольшую статью для учебника о феодальной раздробленности.

 

Работа по обсуждению требований к статье. Проводится методом беседы.

 

 - Какие  сведения обязательно должны присутствовать в этой статье?

 

 

Работа с классом. В ходе беседы с классом на доске составляется план:

 

 - Начало феодальной раздробленности.

 - Причины феодальной раздробленности.

 - Содержание процесса.

 - Последствия феодальной раздробленности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Начало феодальной раздробленности.

 - Причины феодальной раздробленности.

 - Содержание процесса.

 - Последствия феодальной раздробленности.

 

 

 

 

 

 

 

  1. Актуализация изученного материала

 

 

 Работа с учащимися с целью обсуждения пунктов плана.

Начало феодальной раздробленности. Хронологическая работа с настенными картами. Рисунок 1, Рисунок 2.

 

 - Обратите внимание на эти две карты. Сравните их и сделайте выводы

 

 

- Какой из этого мы можем сделать вывод?

 

 

Работа в группах.

 

 - Какие княжества стали самыми значимыми в 12-13 веках?»

 

 

Работа в группах.

 

Учащиеся делятся на четыре группы (им необходимо будет представить доставшееся княжество; чтобы процесс распределения по группам прошел быстрее заранее готовятся карточки для жеребьевки), получают задания избрать князя и рассказать о своем княжестве. Князь получает право назвать учителю имена наиболее активных товарищей, что позволяет поставить оценку в конце урока. Группы учащихся располагаются в соответствии географическим положением на карте, на столах таблички с названием столичных городов.

 

 

На экране проецируется слайд:

  План рассказа.

 - Географическое положение.

 - Хозяйство.

 - Система управления.

 - Чем знаменито.

 - Культура.

 

 

- Как вы думаете, доверили бы новгородцы представлять свой город князю?

 

 

 

Затем дается время на подготовку рассказа группами. Отвечает один ученик, остальные получают возможность дополнить его

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Группы получают задание: из списка терминов, дат и имен им предлагается выбрать, что имеют отношение представляемому ими княжеству.

 

 

 

Список терминов, дат и имен.

 

1157

«порт трех морей»

Святослав Всеволодович

Боголюбово

половцы

 

Софийский собор

берестяные грамоты

Муром

Карпатские горы

Галич

почетный стол

Ярослав Владимирович

Осмомысл

Роман Мстиславич

Волынь

Даниил Галицкий

Успенский собор

Днестр

озеро Ильмень

Десятинная церковь

«черные люди»

посадник

Суздаль

церковь Покрова на Нерли

вечевая республика

Рюрик Ростиславич

соправление двух князей

орден Меченосцев

Дмитриевский собор

Софийский собор

Садко

река Волхов

лучшие люди

деревянные мостовые

церковь Спаса на Нередице

«не погнетши пчел меду не едати»

ополье

Ростов Великий

совет господ

Владимир

Юрий Долгорукий

1147

Андрей Боголюбский

1174

Всеволод Большое Гнездо

Золотые ворота

Тевтонский орден

 

Попытайтесь объяснить, что побудило княжества к самостоятельности?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Положительно или отрицательно мы можем характеризовать явление феодальной раздробленности?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 - На первой карте мы видим единое государство в 9-11 веках. На второй карте раздробленное государство

 

 -  Вывод: «Раздробленность началась в 12 веке».

 

 

 -  Владимиро-Суздальское, Киевское, Галицко-Волынское  княжества  и Новгородская земля.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Новгород должен представлять посадник, т.к. …

 

 

 

- Киевское княжество: сильное боярство, могло быть два князя одновременно, почетно быть киевским князем.

- Галицко-Волынское княжество: западное, торговля с западом, добыча соли, противостояние князя и боярства.

- Владимиро-Суздальское княжество: сильная власть князя, дворянство- опора князя.

- Новгород: республика, развиты ремесла и торговля.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Развитие хозяйства приводило к появлению крупных землевладельцев. Они жили за счет своего хозяйства, могли поддержать своего князя.

- Развивались новые города как политические, культурные и хозяйственные центры.

-Свой князь больше заботился о развитии этих земель, чем далекий киевский князь.

- Власть Киевского князя ослабла.

 

 

 

- Феодальная раздробленность - противоречивое явление.

 

 - Положительные черты:

отдельным княжеством легче и удобнее управлять;

имеет место экономический и культурный подъем.

 

 - Отрицательные черты:

ослаблялась обороноспособность;

продолжались усобицы и раздоры;

дробились княжества между наследниками;

имеют место конфликты между князьями и местным боярством.

 

  1. Закрепление.

 

 

-  А теперь послушайте задачу и решите:

(и на слайдах)

 

В середине 12 века на Руси было 15 крупных княжеств.

 В начале 13 века – 50 княжеств.

 В 14 веке -250 княжеств.

 Какой минус феодальной раздробленности проявился в этом процессе?

 Совместима ли феодальная раздробленность с культурным подъемом?

 

Вывод (на слайдах):Переход к раздробленности – период расцвета средневекового общества, его экономики, политических форм и культуры, наглядно проявившийся в многообразии типов этого развития. Государственное единство не было окончательно утрачено:

русские княжества были связаны сложной системой вассальных отношений;

признавали великого князя Киевского главой этой системы

А теперь, мы подошли к составлению статьи о феодальной раздробленности

 

 

 

 

Исправьте не менее семи ошибок в тексте.

(на слайде)

Причины феодальной раздробленности

 

По мере упадка хозяйства вчерашние княжеские смерды все чаще стали оставаться в своих владениях и заниматься там хозяйственными делами. При тесных экономических связях и господстве рыночного хозяйства управлять большой страной стало сложно. Крупные города, разоряясь, стремились обособиться, от власти великого князя. Это укрепляло Русь в военном отношении, но княжеством меньших размеров труднее управлять, следить там за порядком и т. д.

 

Домашнее задание:

подготовиться к проверочной работе

составить кроссворд по теме «Феодальная раздробленность».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Индивидуальное составление учащимися статьи. Ее чтение, обсуждение. Выбор лучшей. (Между группами)

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon plan-konspekt_uroka_istorii_6_klass_po_shadrikovu.doc53.5 КБ

Предварительный просмотр:

План-конспект урока

на тему: «ФЕОДАЛЬНАЯ РАЗРОБЛЕННОСТТЬ  В XII в»

по  предмету «ИСТОРИЯ РОССИИ»

класс 6

УЧИТЕЛЯ ВТОРОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ  КАТЕГОРИИ

МБОУ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 7»

НИЖНЕКАМСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА

ГИНИЯТУЛЛИНОЙ АЛЬФИИ ТАНЗИЛЬЕВНЫ

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ:

Тип урока: повторительно-обобщающий

Методический материал:

а) при подготовке урока:

        - учебник

        - карточки с заданиями

- таблички с названиями столичных городов княжеств

б) на уроке:

        - настенные карты

        - учебник

        -карточки с заданиями

        - текст

Технические  средства обучения:

        - слайд проектор.

Тема и цель урока:

- Обобщить знания учащихся о феодальной раздробленности на Руси, как закономерном этапе в условиях господства феодального строя.

- Способствовать усвоению учащимися связи между ростом крупного землевладения и присвоением князьями функций государственной власти, а также между натуральным хозяйством и самостоятельностью княжеств.

- Развивать умения и навыки учащихся: делать выводы, видеть причинно-следственные связи, находить ошибки.

- Развивать навыки коллективной работы.

- Формировать навыки работы с научным текстом.

Задачи:

- Актуализация изученного материала и проверка качества изученного материала

- закрепление темы «Феодальная раздробленность на Руси в 12 веке»

  1. Организационный момент

Вступительное слово учителя с целью постановки проблемного задания.


- Сегодня на уроке мы обобщим знания о том, как проходил процесс феодальной раздробленности на Руси. В конце урока каждый должен написать небольшую статью для учебника о феодальной раздробленности.


Работа по обсуждению требований к статье. Проводится методом беседы.

 

 - Какие  сведения обязательно должны присутствовать в этой статье?



Работа с классом. В ходе беседы с классом на доске составляется план:


 - Начало феодальной раздробленности.

 - Причины феодальной раздробленности.

 - Содержание процесса.

 - Последствия феодальной раздробленности.















- Начало феодальной раздробленности.

 - Причины феодальной раздробленности.

 - Содержание процесса.

 - Последствия феодальной раздробленности.







  1. Актуализация изученного материала



 Работа с учащимися с целью обсуждения пунктов плана.

Начало феодальной раздробленности. Хронологическая работа с настенными картами. Рисунок 1, Рисунок 2.


 - Обратите внимание на эти две карты. Сравните их и сделайте выводы



- Какой из этого мы можем сделать вывод?


 

Работа в группах.


 - Какие княжества стали самыми значимыми в 12-13 веках?»



Работа в группах.


Учащиеся делятся на четыре группы (им необходимо будет представить доставшееся княжество; чтобы процесс распределения по группам прошел быстрее заранее готовятся карточки для жеребьевки), получают задания избрать князя и рассказать о своем княжестве. Князь получает право назвать учителю имена наиболее активных товарищей, что позволяет поставить оценку в конце урока. Группы учащихся располагаются в соответствии географическим положением на карте, на столах таблички с названием столичных городов.



На экране проецируется слайд:

  План рассказа.

 - Географическое положение.

 - Хозяйство.

 - Система управления.

 - Чем знаменито.

 - Культура.



- Как вы думаете, доверили бы новгородцы представлять свой город князю?




Затем дается время на подготовку рассказа группами. Отвечает один ученик, остальные получают возможность дополнить его










Группы получают задание: из списка терминов, дат и имен им предлагается выбрать, что имеют отношение представляемому ими княжеству.




Список терминов, дат и имен.


1157

«порт трех морей»

Святослав Всеволодович

Боголюбово

половцы


Софийский собор

берестяные грамоты

Муром

Карпатские горы

Галич

почетный стол

Ярослав Владимирович

Осмомысл

Роман Мстиславич

Волынь

Даниил Галицкий

Успенский собор

Днестр

озеро Ильмень

Десятинная церковь

«черные люди»

посадник

Суздаль

церковь Покрова на Нерли

вечевая республика

Рюрик Ростиславич

соправление двух князей

орден Меченосцев

Дмитриевский собор

Софийский собор

Садко

река Волхов

лучшие люди

деревянные мостовые

церковь Спаса на Нередице

«не погнетши пчел меду не едати»

ополье

Ростов Великий

совет господ

Владимир

Юрий Долгорукий

1147

Андрей Боголюбский

1174

Всеволод Большое Гнездо

Золотые ворота

Тевтонский орден


Попытайтесь объяснить, что побудило княжества к самостоятельности?











- Положительно или отрицательно мы можем характеризовать явление феодальной раздробленности?






















 - На первой карте мы видим единое государство в 9-11 веках. На второй карте раздробленное государство


 -  Вывод: «Раздробленность началась в 12 веке».



 -  Владимиро-Суздальское, Киевское, Галицко-Волынское  княжества  и Новгородская земля.






























- Новгород должен представлять посадник, т.к. …




- Киевское княжество: сильное боярство, могло быть два князя одновременно, почетно быть киевским князем.

- Галицко-Волынское княжество: западное, торговля с западом, добыча соли, противостояние князя и боярства.

- Владимиро-Суздальское княжество: сильная власть князя, дворянство- опора князя.

- Новгород: республика, развиты ремесла и торговля.




























































- Развитие хозяйства приводило к появлению крупных землевладельцев. Они жили за счет своего хозяйства, могли поддержать своего князя.

- Развивались новые города как политические, культурные и хозяйственные центры.

-Свой князь больше заботился о развитии этих земель, чем далекий киевский князь.

- Власть Киевского князя ослабла.




- Феодальная раздробленность - противоречивое явление.


 - Положительные черты:

отдельным княжеством легче и удобнее управлять;

имеет место экономический и культурный подъем.


 - Отрицательные черты:

ослаблялась обороноспособность;

продолжались усобицы и раздоры;

дробились княжества между наследниками;

имеют место конфликты между князьями и местным боярством.

  1. Закрепление.



-  А теперь послушайте задачу и решите:

(и на слайдах)


В середине 12 века на Руси было 15 крупных княжеств.

 В начале 13 века – 50 княжеств.

 В 14 веке -250 княжеств.

 Какой минус феодальной раздробленности проявился в этом процессе?

 Совместима ли феодальная раздробленность с культурным подъемом?


Вывод (на слайдах):Переход к раздробленности – период расцвета средневекового общества, его экономики, политических форм и культуры, наглядно проявившийся в многообразии типов этого развития. Государственное единство не было окончательно утрачено:

русские княжества были связаны сложной системой вассальных отношений;

признавали великого князя Киевского главой этой системы

А теперь, мы подошли к составлению статьи о феодальной раздробленности




 

Исправьте не менее семи ошибок в тексте.

(на слайде)

Причины феодальной раздробленности


По мере упадка хозяйства вчерашние княжеские смерды все чаще стали оставаться в своих владениях и заниматься там хозяйственными делами. При тесных экономических связях и господстве рыночного хозяйства управлять большой страной стало сложно. Крупные города, разоряясь, стремились обособиться, от власти великого князя. Это укрепляло Русь в военном отношении, но княжеством меньших размеров труднее управлять, следить там за порядком и т. д.


Домашнее задание:

подготовиться к проверочной работе

составить кроссворд по теме «Феодальная раздробленность».



























Индивидуальное составление учащимися статьи. Ее чтение, обсуждение. Выбор лучшей. (Между группами)







По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План – конспект открытого урока по теме: «Развитие навыков самостоятельной работы на уроках литературы при изучении рассказа А.П.Чехова «Хамелеон» в 7 классе КО вечерней школы

Тема урока: Рассказ А.П.Чехова «Хамелеон»Цель урока:1.     Познакомить учащихся с живой картиной нравов в рассказе А.П.Чехова «Хамелеон»2.     Попытаться ...

План-конспект открытого урока и самоанализ урока по технологии в 7 классе.Часть 2..

Разработка практического урока с презентацией по теме:"Вышивка крестом.Разновидности болгарского креста".Отработка практических упражнений и закрепление пройденного материала в первой части урока по д...

План-конспект открытого урока по английскому языку в 5 классе. Тема урока: «Would You Like a Cup of Теа?»

План-конспект открытого урока по английскому языку в 5б классе. Урок проведен 21.02.2008 г. по учебнику Климентьва Т., Монк Б., “Happy English” - 5-6 кл. UNIT 9. Учитель - Багдасарян Сусанна Гео...

Презентация к уроку в 10 классе на тему "Предприниматель и мотивация его деятельности. Предпринимательский доход" и разработка урока. А также План-конспект открытого урока в 5 классе на тему:Семья как потребитель товаров и услуг на рынке

В данном материале дана разработка открытого урока на тему "предприниматель и мотивация его деятельности. Предпринимательский доход" и презентация к данному уроку. И План-конспект урока в 5 классе на ...

План-конспект открытого урока по физической культуре в 6 классе МОУ СОШ № 88 Ульев А. А. Тема урока: Волейбол, 6 класс

Аннотация к Плану-конспекту открытого урока по физической культурев 6 классе МОУ СОШ № 88Ульев А. А. Тема урока: Волейбол, 6 класс...

План-конспект по методике В. Д. Шадрикова

План-конспект по методике В. Д. Шадрикова по истории древнего мира (5 класс ) на тему "Восстание Спартака" учителя истории и обществознания МБОУ "ООШ № 14" города Набережные Челны Республики Татарстан...

План-конспект открытого урока в 8 классе по 1 теме "Schön war es im Sommer" Thema der Stunde: " Планы на отдых у молодёжи разные."

1. Учить читать короткие тексты с полным пониманием прочитанного и определять содержание текста с ситуацией.                          ...