Главные вкладки

    Внешняя политика России в начале XX века
    план-конспект урока по истории (9 класс) по теме

    Димитропуло Юлия Евгеньевна

     

    Внешняя политика России в начале XX века

    Тема внешней политики России в первые годы XX века особенно важна для понимания последующей государственной катастрофы, разразившейся в два этапа: 1905-1907 и 1917 годы. Без рассмотрения ошибок, совершенных Николаем I и его окружением в начале века, невозможно адекватно оценить последствия революции 1917 года и развитие в течение последующего столетия. 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon vnesh_polit_ros_n20v.doc40 КБ

    Предварительный просмотр:

    Внешняя политика России в начале XX века

    Тема внешней политики России в первые годы XX века особенно важна для понимания последующей государственной катастрофы, разразившейся в два этапа: 1905-1907 и 1917 годы. Без рассмотрения ошибок, совершенных Николаем I и его окружением в начале века, невозможно адекватно оценить последствия революции 1917 года и развитие в течение последующего столетия. За основу сценария урока взята работа учителя истории Олега Никанорова из Красноярского края.

     

    Цель урока: 1) Познакомить учеников с внешней политикой России в первом десятилетии XX века. 2) Анализируя международные события, подвести детей к самостоятельному выводу о характере внешней политики Российской империи в данный период времени, тенденциях их развития и причинах первой мировой войны. 3) Подвести учеников к пониманию исторической ответственности государственных деятелей за судьбу своей страны, своего народа, за последствия своих поступков.
    Технические средства и наглядные пособия: доска, "Политическая карта мира в начале XX века".

    На доске написаны тема и эпиграф:

    "Внешняя политика Российской империи в начале XX века.

    Железная поступь или игра с огнем?"
    Мы не боимся ничего на свете, кроме Бога.
    О.Бисмарк
    (Из речи 6 февраля 1888 г.)

    Вы боитесь всех, только Бога вы не боитесь.
    А.М.Горчаков
    (Из речи 28 февраля 1888 г.)

    Урок начинается вступлением учителя:

    - Осенью 1894 года в кресле, на терассе Ливадийского дворца, умирал император Александр III. Рано утром он сказал Марии Федоровне: "Чувствую конец". За два часа до кончины потребовал к себе наследника и приказал ему тут же, на террасе, подписать манифест к населению империи о восшествии на престол. Тот сказал: "Точно так, папенька", - и скрепил автографом вступительный документ.

    "От Господа Бога вручена нам власть царская над народом нашим, пред престолом Его мы и дадим ответ за судьбы державы Российской..."

    Такими словами ознаменовалось восшествие на трон нового императора. Ему предстояло управлять великой державой, оберегать от напастей и в первую очередь отвечать за международную безопасность государства.
    Далее учитель обращается к классу, предлагает вспомнить о том, какое наследство в области внешней политики досталось молодому императору. Повторив дома соответствующий материал учебника, дети отвечают, а учитель фиксирует на доске (в левой ее части) выдержки из их ответов.

    Внешняя политика России во времена Александра III:

    1. Общий миролюбивый курс.
    2. Сближение с Францией.
    3. Соперничество с Англией.
    4. Расширение влияния на Востоке.
    5. Соперничество с Австро-Венгрией из-за Балкан.
    6. "Охлаждение" отношений с Германией.

    Затем учитель предлагает вспомнить основные тенденции в международных отношениях в конце XIX века из курса новой истории. Ученики называют образование устойчивых военно-политических блоков из числа великих держав и начало борьбы за территориальный передел мира. Учитель ставит задачу: определить, в русле каких тенденций проявлялись направления внешней политики России. Какие выводы о характере внешней политики Российской империи можно сделать из всего этого. Вывод учащихся: Россия вела активную внешнюю политику, являлась участницей военного блока, включилась в борьбу за передел мира, обладала всеми атрибутами великой державы.

    Далее учитель обращается к теме урока. Акцентируется внимание на второй части формулировки темы. В ней заложена основнная проблема. Учитель уточняет проблемные вопросы, заложенные в содержание темы: "Было ли, по вашему мнению, оправдано активное вмешательство России в европейские дела в начале XX века?", " Отвечали ли национальным интересам страны активная экспансионистская политика на Востоке, наращивание присутствия на Балканах?", "Можно ли было избежать России участия в грядущей мировой войне?"

    Учитель обращает внимание на эпиграф урока, предлагает подумать над его выбором в течение урока, а затем (в конце урока) ответить, почему же был выбран именно этот эпиграф.

    Какие приоритеты во внешней политике выберет Николай II? Круг внешнеполитических задач напрямую связан с задачами внутриполитическими и внутриэкономическими.

    Ученикам предлагается вспомнить материал предыдущих уроков об особенностях экономического развития России на рубеже веков. Основным вопросом экономики является вопрос модернизации. Задача модернизации российской экономики, с одной стороны, требовала определенных внешних условий: мира, спокойствия, привлечения иностранных капиталов, с другой - Россия не могла избежать борьбы за рынки сбыта.

    Для изучения последующих событий предлагается составить правую часть опорной схемы, начатой учителем.
    Рассмотрение темы идет в виде рассказа учителя с демонстрацией по карте и привлечением текста учебника.
    Оформление наглядного материала на классной доске по ходу урока.

    Левая половина доски - внешняя политика во времена Александра III.

    Правая - внешняя политика во времена Николая II.

    1. Общий миролюбивый курс - 1898 г., обращение Николая II к иностранным державам - Гаагская международная конференция.
    2. Сближение с Францией - 1893-й, военный союз с Францией.
    3. Соперничество с Англией - отказ от соперничества - 1907-й, Тройственное соглашение.
    4. Расширение влияния на Востоке - вмешательство Китая - русско-японская война - Портсмутский мир
    5. Соперничество с Австро-Венгрией из-за Балкан - снижение активности на Балканах - усиление присутствия России на Балканах - 1909 г. боснийский кризис, 1913 г. - албанский кризис.
    6. "Охлаждение" отношений с Германией - 1905-й, отказ от союза с Германией - усиление конфронтации с Германией.

    Основные выводы, которые делает класс:

    1. Внешняя политика России в начале XX века была весьма активной и противоречивой: с одной стороны, миролюбивые инициативы, с другой стороны, легкость, с которой Россия ввязывалась в международные конфликты.

    2. Внешнеполитический курс правительства Николая II стал традиционным для России. Отличным от времен Александра III было сближение с Англией и большая неосторожность в балканских делах.

    3. Поражения, такие, как в русско-японской войне, не изменяли характера внешней политики страны, возможна была лишь смена направлений.

    4. Россия являлась активным участником военного блока Антанты в условиях, когда произошло фактическое размежевание сил в Европе на два лагеря, тем самым она обрекала себя на участие в будущей войне.

    Центральным моментом урока является обсуждение проблемного вопроса: "Отвечала ли внешняя политика Российской империи интересам российского народа, заслуживали ли данные интересы жертв со стороны народа и был ли у России шанс избежать этих жертв".

    Учащимся предлагается доказательно согласиться или оспорить следующие утверждения:

    1. Внешняя экспансия для России была жизненно необходима?
    2. Русско-японская война отвечала экономическим и социальным интересам русского народа.
    3. Русско-японской войны можно было бы избежать.
    4. На Балканском полуострове Россия "присутствовала" лишь из братской солидарности к славянским народам.
    5. Успех балканской политики не давал никаких реальных выгод для национальных интересов России.
    6. Россия вполне могла объявить себя нейтральной и не вмешиваться ни в какие международные дела.
    7. Все акции русского правительства преследовали реализацию очень важных для России интересов, экономических, политических. Если когда-то и использовались силовые средства, то, как говорится, "цель оправдывала эти средства".

    Задания домашнего вопросника:

    Ответьте письменно на вопросы или закончите предложения.

    1. Иллюстрацией миролюбивых устремлений Николая II являлось его предложение о созыве...
    2. Двоякость политики Николая II заключалась в том, что наряду с миролюбивыми предложениями...
    3. В отношении Англии позиция России изменилась в сторону..., что выразилось в...
    4. Соглашение о разделе сфер влияния между Россией и Англией в 1907 г. закончило формирование...
    5. Расширением своего влияния на Балканах Россия добивалась...
    6. Какую угрозу таила в себе активная поддержка Россией балканских славян?
    7. В чем проявилась внешнеполитическая активность России на Востоке?
    8. Какие цели преследовала Россия, вступая в русско-японскую войну?
    9. Как отразилась русско-японская война на самочувствии русского общества?
    10. Какие были у России шансы избежать конфронтации с Германией?

    На втором уроке по этой теме мы подходим вплотную к рассмотрению основной проблемы, выраженной в оглавлении: "Железная поступь или игра с огнем?".

    Урок проводим в форме дебатов. Класс делится на три группы. Первая группа отстаивает позицию, что внешняя политика России в начале XX века строилась исключительно в интересах населения России и другого выбора у страны не было. Правительство действовало исключительно правильно, не допуская никаких серьезных ошибок. Вторая группа утверждает, что деятельность российского правительства - это "игра с огнем". Третья группа играет роль жюри.

    В течение 10 минут группы обсуждают свою позицию, готовят выступление и выступающего. 1-й ученик из первой группы выступает, оппоненты выслушивают (выступление длится минуты три), затем, несколько секунд посовещавшись, 1-й ученик из второй группы задает вопросы, отвечает на которые, после нескольких секунд консультаций, второй участник первой группы.
    Затем наступает очередь выступления второй группы. Вопросы, ответы на них - по той же схеме. И, наконец, четвертые участники групп рецензируют выступления и ответы на вопросы своих оппонентов. Рецензии начинаются словами "Правильно ли я вас понял, что..."

    В ходе этой работы жюри анализируют работу групп, по окончании дебатов подводят итоги тому, что стало результатом обсуждения: оценка внешнеполитического курса России в первом десятилетии XX века.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    обобщающий урок "Внутренняя политика России в начале XX века"

    Повторительно-обобщающий урок по теме: "Внутренняя политика России в начале XX века" (11 класс)...

    урок-презентация "Внешняя политика России в начале XIX века"

    Урок-презентация  по теме: "Россия в начале XIX века"...

    Внешняя политика России в начале XX века

    Внешняя политика России в начале XX векаТема внешней политики России в первые годы XX века особенно важна для понимания последующей государственной катастрофы, разразившейся в два этапа: 1905-19...

    Внешняя политика России в начале XX века

    Внешняя политика России в начале XX векаТема внешней политики России в первые годы XX века особенно важна для понимания последующей государственной катастрофы, разразившейся в два этапа: 1905-19...

    Внешняя политика России в начале XX века

    Внешняя политика России в начале XX векаТема внешней политики России в первые годы XX века особенно важна для понимания последующей государственной катастрофы, разразившейся в два этапа: 1905-19...

    Разработка для ИД iQBoard по истории, тема "Внешняя политика России в начале XX века"

    Разработка для ИД iQBoard по истории, тема "Внешняя политика России в начале XX века"...

    Методическая разработка урока истории с использованием ресурсов Исторического парка "Россия - моя история". Тема «Внешняя политика России в начале 21 века»

    В процессе изучения данной темы создаются условия для творческого мышления учащихся, их познавательной активности, умения самостоятельно пополнять свои знания используя ресурсы Историчес5кого парка.Да...