рабочая программа по истории древнего мира 5 класс
рабочая программа по истории (5 класс) по теме

Михина Людмила Ивановна

Рабоча программа по истории древнего мира 5 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_po_istorii_5_kl.doc81 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Настоящая программа по истории для 5 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития обучающихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения истории, которые определены стандартом.

                   

Для реализации программы поставлены следующие цели и задачи:

  1. Дать представление об общем и особенном при характеристике древних обществ, чем отличается древний мир от мира современного;
  2. Показать наиболее яркие личности древнего мира и их роль в истории и культуре;
  3. Охарактеризовать становление идей и институтов, понимание которых необходимо современному человеку и гражданину (деспотическая форма правления, законы, демократия, республика, моральные нормы, религиозные верования);
  4. Раскрыть на конкретном примере, что каждый из народов древности оставил позитивный след в истории человечества;
  5. Формировать у обучающихся терпимость, широту мировоззрения, гуманизм, историческое мышление.

Реализация указанных целей обеспечивается содержанием программы, которая систематизирует знания в области истории и способствуют формированию у них цельного представления в области истории.

Нормативные правовые документы.

  1. Закон РФ «Об образовании».
  2. Приказ Министерства образования  России от 09.03.2004 №1312 « Об утверждении федерального  базисного  учебного плана и примерных  учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования».
  3. Приказ  управления образования и науки Тамбовской области от 10.04.2009 № 936 «Об утверждении базисного учебного плана  для образовательных учреждений, расположенных на территории Тамбовской  области и реализующих программы общего образования».
  4. Приказ  управления образования и науки Тамбовской области от 09.09.2009 № 2461 «О внесении изменений в приказ управления образования и науки Тамбовской области от 10.04.2009 № 936 «Об утверждении базисного учебного плана  для образовательных учреждений, расположенных на территории Тамбовской  области и реализующих программы общего образования».
  5. Приказ МБОУ «Первомайская сош» «Об утверждении учебного плана на текущий учебный год» № 124  от 28.08.2012г.              .

Настоящая программа по истории для 5 класса разработана на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования по истории, примерной программы на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования.

Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения истории, которые определены стандартом.

    Учебная программа «История древнего мира» для обучающихся 5 классов разработана на основании примерной программы основного общего образования по истории МО РФ 2004г. Программа ориентирована на учебник А.А. Вигасина.-М.: Просвещение, 2010 и предназначена для реализации государственных требований к уровню подготовки выпускников средней  школы.

Федеральный базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации предусматривает изучение предмета «История древнего мира» в 5 классе  в количестве 68 часов, из расчета 2 часа в неделю, в том числе контрольных и практических работ-5, а годовой календарный учебный график на 2012-2013 учебный год предусматривает обучение 35 учебных недель, что составляет 70 учебных часов в год.

В планировании учтены различные формы урока: изложение нового материала, самостоятельно с помощью учебника, в диалоге с классом, с помощью подготовленных обучающимися докладов, а также различные формы контроля: самопроверка, взаимопроверка, контрольные и самостоятельные работы, тестирования. Программа составлена в соответствии со структурой учебника. Задания различной степени сложности признаны способствовать более прочному усвоению знаний, выработке практических умений для реализации самообразования, а также развитию аналитического мышления, устной и письменной речи.

В зависимости от поставленных целей и задач на уроках используются следующие технологии обучения:

  1. Информационно – коммуникационные (аудиовизуальные, мультимедийные, цифровые);
  2. Игровые (деловые, ролевые).

Любая педагогическая технология является составной частью педагогической системы, а методы и приемы, способы и формы обучения являются элементами любой педагогической технологии. Использование современных образовательных технологий в практике обучения является обязательным условием интеллектуального, творческого развития учащихся. Информационные технологии (формирование знаний, умений, навыков); операционные (формирование способов умственных действий); технологии саморазвития (формирование самоуправляющих механизмов личности); эвристические (развитие творческих способностей)

Основные виды контроля, применяемые в курсе истории древнего мира:

  1. Предварительный.
  2. Текущий.
  3. Периодический (тематический, рубежный).
  4. Итоговый.

Основанием  для  выделения  этих  видов   контроля   является   специфика дидактических задач на разных этапах обучения: текущий контроль  проводят  в процессе  усвоения  нового  учебного  материала,  рубежный   применяют   для проверки  усвоения  значительного   объема   изученного   материала   (темы, раздела); с помощью итогового контроля выявляют  степень  овладения  учебным материалом по предмету. Таким образом, все эти виды  в  какой-то степени повторяют логику учебного процесса.

Результаты обучения представлены в требованиях к уровню подготовки обучающихся 5 класса, которые содержат следующие компоненты: знать/понимать – перечень необходимых для усвоения каждым учащимся знаний; уметь – перечень  конкретных знаний и навыков по истории древнего мира.

 Используется учебник авторов составителей А. А. Вигасина., Г.И. Годера История древнего мира-М.: Просвещение, 2010.

Авторы удачно выстроили учебник в достаточном объеме, содержащем теоретические и практические задачи в области истории древнего мира. Имеет разделы, главы и параграфы, заканчивающиеся выводами, вопросами и заданиями, хорошо иллюстрирован, что дает возможность определить, и поурочно реализовывать без дополнительного планирования учебный материал.

Содержание учебной программы соответствует требованиям федеральных государственных образовательных стандартов, целям и задачам образовательной программы образовательного учреждения.  

Содержание учебной программы истории древнего мира

Глава  I. Жизнь первобытных людей.(8 ч.)

    Введение в историю древнего мира. Древнейшие люди Родовые общины охотников и собирателей. Возникновение искусства и религиозных верований. Возникновение земледелия и скотоводства. Появление неравенства и знати.

Контрольная работа.

 знать: жизнь и быт первобытных людей;

 уметь: определять на основе изученного материала причины и следствия важнейших исторических событий этого периода;

применять: в практической деятельности и повседневной жизни.

Глава  II.Древний Восток. (20 ч.)

Государство на берегах Нила. Как жили земледельцы и ремесленники в Египте. Жизнь египетского вельможи. Военные походы фараонов. Религия древних египтян. Культура древнего Египта. Древнее Двуречье. Вавилонский царь Хамураппи и его законы. Финикийские мореплаватели. Библейские сказания. Царство Давида и Соломона. Ассирийская держава. Персидская держава «царя царей». Природа и люди древней Индии. Индийские касты. Китайский мудрец Конфуций. Первый властелин единого Китая.

Контрольная работа на тему: Древний Египет. Контрольная работа на тему: Древний Восток.

 знать: государство на берегах Нила и Двуречья, их основные отличия и сходство, библейские законы, индийские касты;

уметь: определять на основе изученного материала причины и следствия важнейших исторических событий этого периода;  

применять: в практической деятельности и повседневной жизни.

Глава  III.Древняя Греция. (21 ч.)

Греки и критяне. Микены и Троя. Поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея». Религия древних греков. Земледельцы Аттики теряют землю и свободу. Зарождение демократии в Афинах. Древняя Спарта. Основание греческих колоний. Олимпийские игры в древности. Победа греков над персами в Марафонской битве. Нашествие персидских войск на Элладу. В гаванях афинского порта Пирей. В города богини Афины. Культура Древней Греции. Афинская демократия при Перикле. Города Эллады подчиняются Македонии. Поход Александра Македонского на восток. В древней Александрии Египетской.

Контрольная работа.

 знать: демократию Афин, марафонскую битву, древнюю Спарту, культуру древней Греции, походы Александра Македонского;

уметь: определять на основе изученного материала причины и следствия важнейших исторических событий этого периода;  

применять: в практической деятельности и повседневной жизни.

Контрольная работа.

Глава  IV. Древний Рим. (19 ч.)

Древнейший Рим. Завоевание Римом Италии. Вторая война Рима с Карфагеном. Установление господства Рима во всем средиземноморье во 2 веке до н.э. Рабство в Древнем Риме. Земельный закон братьев Гракхов. Восстание Спартака. Единовластие Цезаря. . установление империи в Риме. Соседи римской империи в первые века нашей эры. В Риме при императоре Нероне. Первые христиане и их учения. Жизнь в Римской империи. Римская империя при Диоклитиане и Константине. Взятие Рима готами.

Контрольная работа.

 знать: причины, характер, основные этапы завоевания Италии, второй войны Рима с Карфагеном, единовластие Цезаря, Рим при императоре Нероне, первые христиане, семь чудес света;

уметь: определять на основе изученного материала причины и следствия важнейших исторических событий этого периода;  

применять: в практической деятельности и повседневной жизни.

2 часа- резервные уроки

Учебно - тематическй план

№ п/п

Наименование раздела

Количество часов

раздел

Контрольная работа

1

Жизнь первобытных людей.

8

1

2

Древний Восток.

20

2

3

Древняя Греция.

21

1

4

Древний Рим.

19

1

                2 часа-резервное время. Итого: 70 часов.        

График контрольных работ

Количество контрольных работ

четверть

Контрольные работы

Контрольное тестирование

Дата проведения

(план)

Дата проведения

(факт)

Дата

проведения

(план)

Дата

проведения

(факт)

I


II


III


IV


Требования к уровню подготовки обучающихся в 5 классе

В результате изучения истории древнего мира на базовом уровне обучающийся должен:

Знать:

-определения основных, изучаемых в 5 классе явлений, дат, терминов;

уметь:

-определять и объяснять понятия;

-выделять главную мысль, идею в учебнике;

-рассматривать общественные явления в развитии;

-анализировать исторические явления, процессы, факты, обобщать и систематизировать полученную информацию;

-уметь выбрать нужные средства для учебной деятельности.

Применять:

-полученную информацию в практической деятельности и повседневной жизни.

Литература и средства обучения

  1. Стандарт основного общего образования по истории.
  2. Примерная программа основного общего образования по истории.
  3. Дидактические материалы по истории.
  4. Хрестоматия по истории древнего мира.
  5. Справочные пособия (энциклопедии и энциклопедические словари)
  6. Тесты и карточки по истории.
  7. Методические пособия для учителя (рекомендации к проведению уроков)
  8. Исторические карты изучаемого периода.
  9. Электронные пособия Кирилла и Мефодия.
  10.  История древнего мира.А.А. Вигасин, Г.И. Годер, М.: Просвещение, 2010.
  11.  А.А. Нейхард. Семь чудес Древнего мира. М., 2004.
  12. Я познаю мир: энциклопедия: история. М., 2008.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по истории древнего мира 5 класс

рабочая программа по истории  к учебнику А.А. Вигасина, Г.И. Годера, И.С. Свенцицкой "История Древнего Мира"....

Рабочая программа по истории древнего мира 5 класс

рабочая программа по истории  к учебнику А.А. Вигасина, Г.И. Годера, И.С. Свенцицкой "История Древнего Мира"....

рабочая программа по истории древнего мира 5 класс

Рабочая программа по истории древнего мира к учебнику А.А.Вигасина, Г.И.Годера, И.С.Свенцицкой "История Древнего Мира"...

Рабочая программа по Истории Древнего мира 5 класс

ВАшему вниманию предлагается рабочая программа по истории Древнего мира  в 5 классе на 70 часов....

Рабочая программа по ИСТОРИИ ДРЕВНЕГО МИРА, 5 класс

Рабочая программа по ИСТОРИИ ДРЕВНЕГО МИРА для учащихся 5 класса...

Рабочая программа по истори Древнего мира. 5 класс, 2012

  Рабочая программа  создана на основе Федерального государственного стандарта основного общего образования по истории (http://mon.gov.ru/work/obr/dok/obs/1483/),  примерной про...