Итоги и уроки Великой Отечественной войны
методическая разработка (история, 11 класс) по теме

Шаповалова Лариса Вячеславовна

урок-конкурс "Итоги и уроки Великой Отечественной войны"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_konkurs.doc45 КБ

Предварительный просмотр:

Урок - конкурс «Итоги и уроки Великой Отечественной войны».

Цель:

  1. Повторение и закрепление учебного материала по истории Великой Отечественной войны Советского Союза, продолжить формировать умения работы с картой, дополнительной литературой;
  2. Развивать логическое мышление, формировать умение обобщать, анализировать, систематизировать полученные знания;
  3. Воспитывать чувство патриотизма, гордости за свой народ, победивший и выстоявший  в Великой Отечественной войне.

Форма урока: урок-конкурс

Оборудование: презентация «Итоги и уроки Великой Отечественной войны»,  

                          карта «Великая Отечественная война», портреты героев-

                          земляков, выставка книг про войну, карточки с заданиями для

                          групп.

План урока:

  1. Организационный момент.
  2. Конкурс
  3. Подведение итогов
  4. Постановка домашнего задания.

 

                   Подготовка к уроку.

Урок проводится в форме конкурса по обобщению знаний по истории Великой Отечественной войны. Класс делится на 3 группы. Каждая команда получает задание подготовить сообщение о героях-земляках, вопрос-стих, а также придумать название команды и свое приветствие.

                                 

                                  «Человек должен помнить и чтить дела своих предков,

                                   которые не жалели жизни, защищая родную страну,  

                                   родной язык, родной дом»

                   Ход урока:

Учитель: О прошлом во имя будущего. Задумайтесь над этими словами. Сегодня на уроке мы будем обобщать и повторять знания по истории ВОВ. В конце урока, подводя итого,  вы мне объясните, как же вы поняли смысл этого выражения: «О прошлом во имя будущего».

Проводить урок помогут ученицы 11классы, которые будут членами жюри.

Итак, представьте, пожалуйста, свою команду (название, девиз, эмблема).

  1. Конкурс «Мозговая атака».

Каждая команда  подготовила по два вопроса для соперников, которые и задает по очереди (правильный ответ – 1 балл). Если команда не ответила, то право ответа переходит другой команде.

  1. Конкурс капитанов.

В этом конкурсе участвуют капитаны. Им необходимо установить соответствие между событиями и датами, когда они произошли. (правильный ответ – 5 баллов, команда которая первой справится с заданием начисляется дополнительный 1 балл.

   (Критерий: БВГДА)

  1. Конкурс «Стихами о войне».

Каждая команда задает соперникам вопрос в стихотворной форме. (правильный ответ – 1 балл).

  1. Конкурс «Узнай событие».

Ребятам предлагаются небольшие фрагменты, просмотрев, они должны определить событие времен ВОВ,  котором идет речь в данном клипе.

(правильный ответ – 1 балл).

  1. Конкурс «Юный краевед».

Командам предлагается заполнить контурную карту «Освобождение Краснодарского края в 1943г».

 Задание к карте:

  1. Нанесите на карту немецкую укрепленную

      линию «Готенкопф» («голубая линия»)                                     1 балл

2.  Отметь место высадки десанта на Малой земле.                       1 балл.

3. Укажите крупнейший на Кавказе район

     сосредоточения госпиталей                                                         1 балл.

4. Отметьте на карте линию фронта в начале января 1943г.         1 балл.

5. Отметьте линию фронта к исходу 8 февраля 1943г.                   1 балл.

6. Укажите даты освобождения:

  1. г.Краснодара;                                                                       1 балл.
  2. ст.Тамань;                                                                             1 балл.
  3. ст.Калниболотской.                                                             1 балл.

(правильный ответ – 8 баллов).

  1. Конкурс «Военные операции».

Команды выбирают карточки, на которых написаны названия сражений. Необходимо ответить на вопросы, посвященные этим битвам.

Московская битва.

  1. Как назывался немецкий план захвата Москвы? ( «Тайфун»)
  2. Какое событие произошло в Москве 7ноября 1941г? ( На Красной площади состоялся военный парад).
  3. В чем значение победы советских войск под Москвой? (Крах  блиц-крига).
  4. 27 января в газете «Правда» был опубликован очерк Петра Лидова «Таня». Назовите подлинное имя героини этого очерка, героини партизанки. ( Зоя Космодемьянская).

Сталинградская битва.

  1. Эта небольшая группа, обороняя один дом, уничтожила фашистов больше, чем гитлеровцы потеряли при взятии Парижа. О ком идет речь? (Дом сержанта Я.Павлова).
  2. Знаменитый сталинградский снайпер, уничтоживший 242 фашиста (Василий Зайцев).
  3. Девиз защитников Сталинграда. ( «За Волгой для нас земли нет!»)
  4. Частушка: «Потеряла я колечко, а в колечке 22 дивизии». О чем идет речь? (Окружение под Сталинградом 22 немецких дивизий, 330тыс. чел.)

Берлинская операция.

  1. В ходе Берлинской операции 25 апреля 1945г. состоялась встреча союзных войск. Где  это произошло? (На р.Эльбе, г. Торгау).
  2. Кто водрузил Знамя победы над рейхстагом? (Разведчики 756 полка 3-й ударной армии М.А.Егоров, М.В.Кантария).
  3. Когда был подписан акт капитуляции Германии? (8мая 1945г.).
  4. Кто от имени советского народа-победителя поставил подпись под актом о капитуляции Германии? (маршал Г.К.Жуков)

(правильный ответ – 4 балла).

Учитель: Миллионы людей более чем ста национальностей защищали свою Родину – СССР. Победа в этой войне сложилась из личных подвигов и подвига всего народа. Самого высокого звания – Герой Советского Союза – были удостоены 11635 человек. Самый старший из них – простой крестьянин Матвей Кузьмин, который в 84 года повторил подвиг Ивана Сусанина. Среди Героев – 76 женщин и 4 подростка-пионера, которым было по 14 лет. Миллионы советских людей получили различные награды. Около полутора тысячи калниболотчан ушло защищать страну от фашистов.   Среди жителей нашей станицы были люди, которыми можно и нужно гордиться.

Вашим домашним заданием было подготовить небольшое сообщение о героях-земляках.

    7. Конкурс «Герои войны».

Каждая команда подготовила сообщение о военных подвигах П.М.Долгареве, И.А.Костенко, Н.И.Олондаре.

(Критерий – 3 балла).

Учитель:  ВОВ длилась 1418 дней и ночей. 4 года лишений, горя, страданий, унижений, смерти. 4 года напряженного труда в тылу. 4 года мужества и героизма на фронте. Труден был путь к Победе, Великой Победе.

Итак, как вы понимаете слова «О прошлом во имя будущего»?

(Каждая команда дает свой ответ).

               

Учитель:  Прошли годы. Заживают раны, нанесенные войной. А человек  живет памятью. Я уверена, что ваша подготовка к уроку, сам урок дали вам серьезную возможность прикоснуться к истории ВОВ,  о которой мы не имеем права забывать во имя нашего светлого будущего и будущего последующих поколений.  

                Слава Вам, павшие! Слава, бессмертные!

                Вечную память поет Вам народ.

                Доблестно жившие и сокрушившие,

                Слава о Вас никогда не умрет.

Учитель:  Ребята, обратите внимание на слова из «Реквиема» Р.Рождественского: «Помните! Помните о  тех, кто уже не придет никогда! Помните, пожалуйста, помните!».

            Подведение итогов конкурса. Подведение итогов урока.

                  Постановка домашнего задания.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

эссе "Итоги и уроки Великой Отечественной и Второй мировой войны"

Из всех испытаний, которые выпадали, на судьбу человечества наибольшие страдания несли с собой войны. Война есть самое страшное, что довелось пережить человечеству.  За последние 5000 лет, как по...

Презентация к внеклассному уроку "Великая Отечественная война в поэзии XX века"(к 70-летию Победы в Великой Отечественной войне)

Почти 70 лет отделяет нас от времён Великой Отечественной войны. Но переживания, связанные с войнами, понятны нам и сейчас. Люди не могут привыкнутьк смерти, к голоду, к потере близких людей, к тревог...

Модульный урок 9 класс "Итоги и последствия Великой Отечественной войны"

Это урок  обобщения и углубления знаний учащихся о Великой Отечественной войне, где идет формирование представлений о закономерностях победы СССР над фашистской Германией. А также  прои...

План-конспект урока "Великая отечественная война. Война и судьбы людей"

Урок – раздумье о цене Победы над фашизмом, очень дорого обошедшейся каждой советской семье...

Конспект урока по истории в 11 классе Тема урока: Великая Отечественная война: итоги, цена и причины Победы советского народа

Итоги  Великой Отечественной войны  и Второй мировой войныПричины победы советского народа в Великой Отечественной войнеЦена и значение Великой  ПобедыВклад наших односельчан в Великую ...

технологическая карта урока "Итоги и уроки Великой Отечетсвенной войны"

Технологическая карта урока составлена в соответствии с требованиями ФГОС....