Итоги и последствия Великов Отечественной войны
план-конспект урока по истории (11 класс)

Тубанова Анжелика Нимаевна

разработка урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razrabotka_uroka_itogi_vov_11_klass.doc119.5 КБ

Предварительный просмотр:

План-конспект  урока

по истории в 11 классе

на тему «Итоги и политические последствия Второй мировой войны»

                                               

  Разработала: учитель истории

и обществознания, Тубанова А.Н

Тема урока: «Итоги и политические последствия Второй мировой войны»

Дата проведения:  22.01.2021

Тип урока: итоговый урок по курсу  5 главы «Вторая мировая война».

Технология урока: интегральная технология обучения.

Цель урока: выявить  итоги и политические последствия Второй мировой войны.

Три дидактических цели урока:

  1. Образовательная – выявить и закрепить на понятийно-фактологическом и теоретическом уровне выявить  итоги и политические последствия второй мировой войны, что является необходимой предпосылкой для понимания глубинных причин и движущих сил послевоенного устройства мира.
  2. Развивающая – активизировать умения и навыки учащихся к самостоятельному формулированию выводов из данных, выявленных фактов, активизация памяти и аналитических и синтетических способностей, умений анализировать фактический материал.
  3. Воспитательная – развитие чувства историзма, неразрывной связи исторического прошлого с современностью («современный мир – мир после Второй мировой войны»), воспитание неприятия милитаризма, расизма, фашизма – истинных виновников Второй мировой войны.

Задачи:

- выявить основные итоги второй мировой войны

- выявить цели и направления внешней политики государств  после войны;

-  способствовать развитию навыков работы с исторической картой, учебником, документами, умений обобщать и систематизировать материал.

- учить делать выводы по пройденному историческому материалу;

                - воспитывать чувство патриотизма;

Планируемые образовательные  результаты:

- знать основные итоги Второй мировой войны;

- знать основные понятия по теме и уметь ими оперировать;

- уметь работать с картой;

- уметь анализировать исторические документы;

- уметь делать собственные выводы и правильно аргументировать собственную позицию.

Основные термины, понятия: Антигитлеровская (антифашистская) коалиция, ООН, ОВД.

Оборудование: ноутбук, проектор, карта.учебник.

План урока (40 минут): 

  1. Организационный момент (5 - 7 минут) – вспомнить основные этапы второй мировой войны, подвести к изучаемой теме.
  2. Основная часть урока (30 минут) – прохождение темы урока в форме беседы-лекции. 

Схема ввода фактического материала основной части урока:

  • Важнейшие территориальные изменения после Второй мировой войны. 
  • Особенности Второй мировой войны. 
  • Итоги и политические последствия войны. 
  • Усиление противоречий между бывшими союзниками по Антигитлеровской коалиции.
  1. Закрепление сделанных выводов об итогах и последствиях второй мировой войны и задание на дом (5 минут).   

Ход урока

  1. Организационный момент. 

(Слайд 1)

Вопросы для повторения:

1. Назовите страны-участницы второй мировой войны.

2. Каковы причины войны?

3. Назовите основные этапы и переломные моменты войны.

4. Чем закончилась вторая мировая война?

Введение

(Слайд2)

Тот самый длинный день в году (К. Симонов)

Тот самый длинный день в году
С его безоблачной погодой
Нам выдал общую беду
На всех, на все четыре года.
Она такой вдавила след
И стольких наземь положила,
Что двадцать лет и тридцать лет
Живым не верится, что живы.
И к мертвым выправив билет,
Всё едет кто-нибудь из близких
И время добавляет в списки
Еще кого-то, кого-то нет...

Мы врага отбросим (А. Барто)

Сигнал тревоги
над страной.
Подкрался враг,
Как вор ночной.
Фашистов черная орда
Не вступит в наши города.
И мы врага отбросим так,
Как наша ненависть крепка,
Что даты нынешних атак
Народ прославит на века.

О каких событиях эти стихотворения? (Ответы учащихся).

Вы правы! Эти строки описывают события второй мировой войны - самой разрушительной войны двадцатого столетия.  

Мы с вами несколько уроков посвятили этапам и основным событиям второй мировой войны. Сегодня нам предстоит завершить ее изучение. Как же мы назовем наш сегодняшний урок? (ответы учащихся - «итоги  второй мировой войны», «уроки , последствия  второй мировой войны»).  

Какие задачи мы должны будем решить на уроке? Что мы должны узнать? (ответы учащихся – чем закончилась вторая мировая война, какие потери понесли страны в результате войны, кто вышел из войны победителем, а кто проигравшим, как дальше происходило урегулирование международных споров)  (Слайд 3).

Правильно, именно об этом мы и поговорим.

  1. Основная часть урока.

Важнейшие территориальные изменения после Второй мировой войны.

(Слайд 4-5)

Материал целесообразно рассмотреть, организовав работу с картой по следующим вопросам: 
1. Покажите, как изменились территории Германии, Италии и Японии по окончании Второй мировой войны. Можно ли считать изменения территории Германии в 1945— 1946 гг. окончательными? Что произойдет с германским государством в 1948 г.? 
2. Какие территории вошли в состав СССР? 
3. Какие территории вошли в состав Польши? Где проходит западная граница польского государства? 
4. На основании работы с картой сделайте обобщающий вывод: какие принципы лежали в основе территориальных изменений после Второй мировой войны?

Особенности Второй мировой войны.

(Слайд 6-7)

Изучение пункта 2 плана целесообразно провести в дискуссионной форме с опорой на материалы учебника. Для организации деятельности учащихся используем вопрос 7 после § 15 учебника по Новейшей истории за 11 класс под авторством Улуняна А.А. 2009 г..

 Обсуждение особенностей Первой и Второй мировых войн проводим на основе анализа таблицы «Сравнительные показатели Первой и Второй мировых войн» на с. 157

Основные показатели войны

Первая Мировая война (1914-1918 годы)

Вторая Мировая война (1939-1945 годы)

Продолжительность войны

Четыре года и три с половиной месяца

 Шесть лет

Число участвовавших в войне государств

 38

 Более 60

Общая численность населения участвовавших в войне государств

Более 1 миллиарда человек

Более 1,7 миллиардов человек

Общая плотность театров военных действий

Более 4 миллионов квадратных километров

Более 22 миллионов квадратных километров

Число людей, мобилизованных в военные силы

Более 70 миллионов человек

Более 110 миллионов человек

Убито и умерло от ран в результате войны

Более 13,6 миллионов человек

Более 60 миллионов человек

Ранено и искалечено в ходе войны

Более 20 миллионов человек

Более 90 миллионов человек

Материальные потери в миллиардах долларов

В том числе на прямые военные расходы

 

360

 

208

 

4000

 

1117

Учащиеся разделяются на две группы. Каждая из групп анализирует итоги одной войны. Затем две группы дискутируя, обсуждают полученные данные.

Итоги и политические последствия войны.

Данную тему раскрываем, прочитав последний пункт параграфа 15 на с. 156-157.  Далее учитель комментирует и дополняет эти данные.

Вторая мировая война оказала огромное влияние на судьбы человечества. В ней участвовало 72 государства (80 % населения Земного шара). Военные действия велись на территории 40 государств. В вооружённые силы было мобилизовано 110 млн человек. Общие людские потери достигли 60—65 млн чел., из них убито на фронтах 27 млн человек, многие из них граждане СССР. Также большие людские потери понесли Китай, Германия, Япония и Польша (Слайд 8).

Военные расходы и военные убытки составили 4 трлн. долларов. Материальные затраты достигли 60—70 % национального дохода воевавших государств. Только промышленность СССР, США, Великобритании и Германии изготовила 652,7 тыс. самолётов (боевых и транспортных), 286,7 тыс. танков, самоходных орудий и бронемашин, свыше 1 млн. артиллерийских орудий, свыше 4,8 млн. пулемётов (без Германии), 53 млн. винтовок, карабинов и автоматов и огромное количество другого вооружения и снаряжения. Война сопровождалась колоссальными разрушениями, уничтожением десятков тысяч городов и деревень, неисчислимыми бедствиями десятков миллионов людей.

(Слайд 9)

В результате войны ослабла роль Западной Европы в общемировой политике. Главными державами в мире стали СССР и США. Великобритания и Франция, несмотря на победу, были значительно ослаблены. Война показала неспособность их и других западноевропейских стран содержать огромные колониальные империи. В странах Африки и Азии усилилось антиколониальное движение. В результате войны часть стран смогла добиться независимости: ЭфиопияИсландияСирияЛиванВьетнамИндонезия. В странах Восточной Европы, занятых советскими войсками, были установлены социалистические режимы. Одним из главных итогов Второй мировой стало создание Организации Объединённых Наций на основе Антифашистской коалиции, сложившейся в ходе войны, для предотвращения мировых войн в будущем.

Вторая мировая война, закончившаяся в 1945 году, унесла жизни более 55 млн человек (из них около 26,6 млн. — граждане СССР), потери мировой экономики составили более 4 трлн долларов. Было разрушено более 10000 городов, деревень, сёл. Сельское хозяйство и промышленность в Европе были парализованы нехваткой личного состава, оборудования.

(Слайд 10)

В некоторых странах сложившиеся в ходе войны партизанские движения пытались продолжить свою деятельность и после окончания войны. В Греции  конфликт между коммунистами и довоенным правительством перерос в гражданскую войну. Антикоммунистические вооружённые отряды ещё некоторое время после окончания войны действовали на Западной Украине, в Прибалтике, Польше. В Китае продолжилась гражданская война, длящаяся там с 1927 года.

(Слайд 11-12)

Фашистская и нацистская идеологии были признаны преступными на Нюрнбергском процессе и запрещены. Во многих западных странах выросла поддержка коммунистических партий благодаря их активному участию в антифашистской борьбе в ходе войны.

 Классу предлагается возможность самостоятельно прочитать пункт и выписать в тетрадь основные политические последствия войн.  Так следует предоставить ребятам возможность сделать самостоятельный вывод о противоречивых тенденциях исторического развития.

Дальнейшая работа ведется с рубрикой «Документы» на с. 158-159, где изложены извлечения из Декларации о создании Союза Объединенных Наций и из Потсдамской конференции трех держав 17 июля – 2 августа 1945 г. Учащимся предлагается обсудить прочитанное и услышанное в форме беседы и совместно ответить на вопросы после документов.

Усиление противоречий между бывшими союзниками

по Антигитлеровской коалиции.

Рассмотрение данного вопроса позволит сделать вывод о социально-политических и идеологических основах складывающегося противостояния.

(Слайд 13-14)

Европа оказалась разделена на два лагеря: западный капиталистический и восточный социалистический. Отношения между двумя блоками резко ухудшились. Уже через пару лет после окончания войны началась холодная война.

(Слайд 15-16)

4 апреля 1949 года в Вашингтоне правительствами 12 европейских и североамериканских государств был подписан Североатлантический договор, что стало датой создания НАТО.

(Слайд 17) Изначально членами Организации Североатлантического договора (НАТО) стали США, Канада, Великобритания, Франция, Италия, Португалия, Дания, Норвегия, Бельгия, Голландия, Люксембург, Исландия.

(Слайд 18-19)

Организация Варшавского договора – это военно-политический союз европейских социалистических государств 14 мая 1955 года в Варшаве был подписан Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи представителями Албании, Болгарии, Венгрии, ГДР, Польши, Румынии, СССР и Чехословакии.

Этот документ оформил создание военного-политического союза европейских социалистических государств – Организации Варшавского договора (ОВД), что стало ответной мерой на создание НАТО, нацеленного против стран социалистического лагеря.

Целями Варшавского договора провозглашались обеспечение безопасности стран-участниц договора и поддержание мира в Европе.

Классу предлагается сравнить извлечения из двух документов: Североатлантического договора 4 апреля 1949 г. и Варшавского договора 14 мая 1955 г. на с. 172-173. После изучения материала учащиеся самостоятельно отвечают на вопросы 1-3после документов, затем в форме беседы анализируют ответы.

  1. Закрепление сделанных выводов и задание на дом.

(Слайд 20-22)

Каковы же основные итоги и последствия Второй мировой войны? (Ответы учащихся).

Попробуем выполнить задание, которое поможет обобщить ваши выводы и знания, полученные на уроке.

Упражнение:

Запишите в тетрадь выводы  и поставите напротив каждого вывода отметку: верно/неверно по отношению к итогам Второй мировой войны:

  •  Вторая мировая война была самой страшной и кровопролитной в истории человечества. Она унесла из жизни около 60 млн. человек (ВЕРНО),
  •  была создана антифашистская коалиция страны-учредители которой разработали основные принципы безопасности и послевоенное мирное регулирование (ВЕРНО).
  •  впервые США использовали ядерное орудие в целях уничтожения Японии (ВЕРНО).
  •  Вторая мировая закончилась поражением Германии и Японии и подписание актов о капитуляции этих стран (ВЕРНО);
  • после войны началось соперничество между СССР и США за политическое влияние в Европе и в мире (ВЕРНО).

Учащиеся поочередно зачитывают, что у них получилось. При  возникновении спорных  моментов, они разрешаются в форме открытой дискуссии.

Таким образом, мы записали основные итоги и последствия изучаемой войны.

 (Слайд 23-24)

Какие уроки вынесло человечество из самой страшной войны двадцатого столетия?

Слава вам, храбрые, слава, бессмертные!

Вечную славу поет вам народ.

Доблестью жившие, смерть сокрушавшие

Память о Вас никогда не умрет!

Люди! Покуда сердца стучатся,

Помните! Какою ценою завоевано счастье.

Пожалуйста,  помните!  

                                            (Р.Рождественский)

(Слайд 25)

Домашнее задание: вопросы 1- 4 после § 15. 

Самоанализ урока

1. Внешние связи урока

Данный урок среди других уроков – предшествующих и последующих имеет узловое значение. он на основе знаний о причинах, предпосылках, основных этапах военных действий, выявляет основные последствия Второй мировой войны, обобщает итоги и обусловливает дальнейшее изучение курса всеобщей новейшей истории.

2. Характеристика триединой цели урока с опорой на характеристику класса

Класс находится на  базовом уровне подготовки. Все ученики являются ударниками или отличниками по предыдущим курсам истории.  Поэтому упор при изучении материала делается на комбинированную  форму урока, сочетающую фронтальную, индивидуальную и групповую работу. Особое внимание уделяется самостоятельной работе учащихся и последующему обсуждению сделанных выводов под контролем учителя. Так учащиеся сами анализируют изучаемые события и делают собственные выводы, сравнивая их с выводами одноклассников и общепринятыми историческими выводами.

Цель и все образовательные задачи реализовывались в процессе описания и обсуждения важнейших территориальных изменений после Второй мировой войны, особенностей Второй мировой войны, итогов и политических последствий войны, усиления противоречий между бывшими союзниками по Антигитлеровской коалиции.

Воспитательные задачи решались путем ознакомления с разрушительными последствиями действий фашистской Германии и ее союзников, основными итогами войны и ее последствиями.

Развивающие задачи: развитие речи осуществлялось через монологические ответы (с места, в процессе опросов). Развитие  логического  мышления  учащихся, их аналитических способностей (сравнивать, сопоставлять, делать выводы по теме) происходило во время самостоятельной работы учащихся с документами:  Декларация о создании Союза Объединенных Наций, Потсдамская конференции трех держав 17 июля – 2 августа 1945 г, а также при сравнении извлечений из двух документов: Североатлантического договора 4 апреля 1949 г. и Варшавского договора 14 мая 1955 г.

3. Характеристика замысла урока. Характеристика этапов урока.

I. Общая организация урока

Урок соответствует плану, рассчитанным по времени на 40 минут.

Работа учащихся на занятии основана на сочетании различных видов познавательной деятельности. В начале урока использована форма фронтального опроса; при изучении новой темы применяются методы групповой работы. Анализ документов был построен как на групповой, так и на индивидуальной основе. На заключительной части урока, при составлении выводов, использована индивидуальная познавательная деятельность а также последующее обсуждение всем классом.

Таким образом, итог урока подведен совместными усилиями. Учащиеся высказывали свое мнение по поводу последствий и итогов Второй мировой войны. Учителем закреплены их основные моменты, которые учащиеся прописали в тетради.

II. Содержание урока

Научная направленность урока проявляется в его познавательной функции: учащиеся активно анализируют уже имеющиеся и вновь полученные на уроке знания, самостоятельно и совместно пытаются сделать выводы об итогах и последствиях войны, сравнивают их на основе таблицы с Первой мировой войной, пытаются применить свои теоретические знания при работе с картой.

Воспитательная направленность урока заключается в возможности показать все негативные последствия войны, обозначить отрицательную роль фашизма для человечества; пробудить у учащихся чувство патриотизма, необходимости гуманной жизненной позиции; научить их проявлять любовь к Родине.

Развивающим компонентом проявляется в продолжении освоения основных навыков и знаний учащихся, применяемых на уроках истории: умения работать с картой, историческими документами, высказывать и аргументировать свою позицию, делать обоснованные выводы.

Учебный материал подобран в соответствии с темой урока: «Итоги и политические последствия Второй мировой войны». Он основан на данных учебника по Новейшей истории за 11 класс под авторством Улуняна А.А., Просвещение, 2009 г. и официальных интернет-источниках: Организация Североатлантического договора//  https://www.nato.int/cps/ru/natolive/index.htm; Русская семерка // http://russian7.ru/post/ob-organizacii-varshavskogo-dogovora/ и др. Для наглядности подачи материала использованы: карта, отрывки из исторических документов, презентация.

Связь теории с практикой непосредственно проявляется при работе учащихся с картой, документами, таблицей, приводя примеры влияния Второй мировой войны на жизнь людей – отрывки из стихотворений, личные семейные истории и т.д.

Повторением пройденного материала пронизан весь урок. Начинается он с непосредственного повторения имеющихся знаний о этапах  Второй мировой войны, ее этапах. Так как урок является заключительным в главе 5 «Вторая мировая война», то на протяжении изложения и изучения итогов вспоминаются все ключевые моменты этой темы. На завершающем этапе урока предусмотрена рефлексия, которая предполагает повторение ранее пройденного материала, а также вновь изученного, закрепление его.

Уровень знаний, умений и навыков учащихся должен соответствовать заключительному этапу изучения серии тем по второй мировой войне. Учащиеся должны обладать умениями и навыками работы с картами, текстами. Таблицами; знаниями, связанными с причинами, участниками, Основными этапами и последствиями данной войны.

III. Методическая сторона урока и его оборудование

Класс находится на  базовом уровне подготовки. Все ученики являются ударниками или отличниками по предыдущим курсам истории.  Поэтому упор при изучении материала делается на комбинированную  форму урока, сочетающую фронтальную, индивидуальную и групповую работу. Особое внимание уделяется самостоятельной работе учащихся и последующему обсуждению сделанных выводов под контролем учителя. Так, получается, что учащиеся сами анализируют изучаемые события и делают собственные выводы, сравнивая их с выводами одноклассников и общепринятыми выводами.

Урок состоит из чередования теоретических и практических методов исследования материала учащимися. Учитель сочетает словесный, практический и наглядный методы обучения на уроке.

Словесный метод проявляется в использовании на уроке устного изложения материала учителем, привидение им отрывков из известных стихотворений о войне, применение беседы с учащимися, обсуждений среди них.

Практический метод заключается в применении на практике знаний, например, демонстрация на карте территориальных изменений в ходе второй мировой войны, выполнение закрепляющего упражнения в конце урока, практический анализ документов.

Наглядный метод виден при сравнительной работе с таблицей, при демонстрации учителем презентации в ходе урока, где изображены карты, таблица, иллюстрации особенностей войны, собраний ООН, эмблемы ООН и ОВД и т.д.

На уроке сочетаются отчасти эвристический, частично-поисковый, репродуктивный (чтение учебника), объяснительно-иллюстративный (изучение слайдов презентации, работа с картой) методы. Но основным методом работы в 11 классе становится проблемно-исследовательский метод. В процессе урока учитель ставит перед учащимися задачи, вопросы, формулирует проблему.  Учитель дает им возможность сначала самостоятельно осознавать проблему, выдвигать гипотезы, искать ее решение, затем сравнивать с выводами других учащихся и с общепринятыми выводами в курсе истории. Например, при работе с изучением официальных документов и ответами на вопросы  после них, при необходимости продемонстрировать что-то на карте и др.

Таким образом, сочетая индивидуальную, групповую и фронтальную формы обучения учащиеся в форме разрешения проблемных ситуаций активизируют мыслительные процессы и ищут ответы на поставленные вопросы. Это позволяет им овладевать поисковой практикой, навыками анализа, самостоятельной исследовательской деятельности, компоновкой полученной информации.

На уроке активно применяются имеющиеся ТСО – при демонстрации презентации, работе с картой, учебником, тетрадью.

На протяжении  всего урока учитель наблюдает за действиями учащихся и оценивает их самостоятельную и совместную работу. Методами опроса на уроке являются: фронтальная беседа, по возможности открытая дискуссия, устный индивидуальный опрос. Непосредственная проверка знаний учащихся осуществляется с помощью ответов на вопросы после исторических документов, принятия участия в беседе или дискуссии, выполнения завершающего упражнения.

  1. Функциональный анализ урока.

Структура урока соответствовала поставленной цели и замыслу урока - выявить и закрепить итоги и политические последствия второй мировой войны; активизировать умения и навыки учащихся к самостоятельному формулированию выводов из данных, выявленных фактов, анализировать фактический материал; развить чувство историзма, воспитать неприятие фашизма. На протяжении урока закреплялись уже имеющиеся у учащихся знания, далее в форме индивидуальной, групповой и фронтальной форм работ осуществлялось изучение нового материала и самостоятельное формулирование выводов под контролем учителя.

Наиболее удачными моментами в деятельности учителя и учащихся были активно проведенные беседы и дискуссии после индивидуальной работы каждого учащегося, а также активный интерес к презентации, представленной учителем и официальным документам, которые демонстрировали учащимся подлинные исторические данные. Что вызвало у них неподдельный познавательный интерес.

Таким образом, отношения  между учителем  и учащимися сложились в стиле руководства над активной поисково-исследовательской деятельностью. Учитель выступал как формулировщик проблемы, направляющий действия учеников, а они в свою очередь, выступили в качестве активных научных исследователей анализируемой тематики. Благодаря подобной обстановке результаты урока были достигнуты быстро и взаимодействие учителя и учащихся можно охарактеризовать как эффективные.

  1. Оценка конечного результата урока.

Конечным результатом урока можно считать достижение поставленной триединой цели.

Образовательные задачи реализовались в процессе описания и обсуждения важнейших территориальных изменений после Второй мировой войны, особенностей Второй мировой войны, формулирования итогов и политических последствий войны, усиления противоречий между бывшими союзниками по Антигитлеровской коалиции.

Воспитательные задачи решены путем ознакомления с разрушительными последствиями действий фашистской Германии и ее союзников, основными итогами войны и ее последствиями и их последующего анализа в процессе обсуждения учащимися.

Такие развивающие задачи как развитие речи осуществлялось через монологические ответы (с места, в процессе опросов). Развитие  логического  мышления  учащихся, их аналитических способностей (сравнивать, сопоставлять, делать выводы по теме) происходило во время самостоятельной работы учащихся с документами, картой, при выполнении упражнения.

В результате качество знаний учащихся можно оценить как хорошее. В классе, состоящем из 14 человек, шестеро получили оценку – отлично, все остальные – хорошо.

Таким образом, урок можно считать успешным, учитывая достижение основных результатов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока « Итоги Великой Отечественной войны. Война и судьбы людей»

Тема урока: «А нам нужна всего одна Победа, одна на всех....

Итоги и уроки Великой Отечественной войны

урок-конкурс "Итоги и уроки Великой Отечественной войны"...

эссе "Итоги и уроки Великой Отечественной и Второй мировой войны"

Из всех испытаний, которые выпадали, на судьбу человечества наибольшие страдания несли с собой войны. Война есть самое страшное, что довелось пережить человечеству.  За последние 5000 лет, как по...

Материалы к уроку истории по теме "Итоги Великой Отечественной войны" (конспект урока, презентация)

Данная методическая разработка предназначена  для проведения урока по истории на тему «Итоги Великой Отечественной войны». (9,11 класс)....

Итоги Великой Отечественной войны: цена победы

Работа предназаначена для учащихся старших классов. Урок проводится после изучения темы "Великая Отечественная война". Урок предполагает работу по группам, с использованием статистических данных, с по...

Итоги Великой отечественной войны. Попытки фальсификации истории войны.

Урок по истории в 11 классе. Урок завершает изучение темы. Урок носит проблемно-дискуссионный характер. Учащиеся вступают в дискуссию с теми, кто пытается пересмотреть историю войны, ее итоги, причины...

Модульный урок 9 класс "Итоги и последствия Великой Отечественной войны"

Это урок  обобщения и углубления знаний учащихся о Великой Отечественной войне, где идет формирование представлений о закономерностях победы СССР над фашистской Германией. А также  прои...