Тематическое планирование курсов «История России с древнейших времендо конца XIX века»Для X класса (68 часов)
методическая разработка по истории (10 класс) по теме

Бабарыкина Алефтина Владимировна

Создана с целью углублённого изучения истории и привития интересов к предмету.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Глобальные перемены в России последнего десятилетия, растущий информационный поток создали необходимые предпосылки для изменения как всей системы исторического образования, так и его содержания. Появились широкие возможности для эксперимента в области содержания образования: можно самостоятельно разработать учебный план, выбрать программу, учебники.

В школе давно существуют инновационные модели: например, это специализированные углубленные курсы для учеников 10 - 11 классов. Эта программа связана с общей концепцией образования: необходимость дать прочные знания сочетается с воспитанием нравственной личности. В программе формируется общекультурная компетентность, т.е. способность ученика ориентироваться в различных областях исторической науки, оценивать явления реальной жизни. Знание истории - необходимый элемент гуманитарного образования.

Программа позволяет школьнику определить свою профессиональную направленность и на основе профориентации подготовиться к сознательному выбору профессии.

Изучая данную программу, школьники будут учиться воспринимать события на новом, более высоком уровне, учиться анализу текстов, чтению под "историческим микроскопом", обогатятся практическими знаниями, попробуют свои силы в творческих видах работ; научатся видеть своеобразие, особенности российской и мировой истории, подготовятся к самостоятельной оценке исторических явлений и позиций историков.

Задачи учителя в ходе реализации программы:

1.овладение новой методикой преподавания, отличной от урочной;

2.применение новых приемов работы;

3.систематизация накопленных учащимися знаний;

4.развитие индивидуальных творческих способностей учеников.

В программе есть возможность формировать навыки исследовательской работы путем работы с историческими документами на практических занятиях (анализ первоисточников).

Беседа, дискуссия вырабатывает навыки и одновременно предполагает навык грамотного владения устной речью.

Наличие обширной исторической научно-популярной литературы предполагает навык самостоятельной работы учащихся с некоторыми темами, умения готовить сообщения, доклады и рефераты. При этом необходимо работать с источниками: статьей, документами, исторической монографией и т.п., обосновывать свое видение проблемы.

Формирование у ученика способностей к самостоятельной оценке теоретических положений, фактов и явлений становится возможным в результате освоения методов поисковой, исследовательской деятельности.

По итогам усвоения программы у учащихся развивается общеисторическое мышление, позволяющие применять знания на практике, а также успешно подготовиться к выпускным и вступительным экзаменам.

Формы занятий:

1. лекции с постановкой проблемных заданий (в т.ч. с элементами беседы);

2. семинары;

3. экскурсии;

4. видеоуроки;

5. лабораторно-практические занятия на основе работы учащихся с различными источниками знаний;

6. индивидуальные консультации;

7. эвристическая беседа;

8. уроки проверки знаний учащихся (тематические и итоговые);

9. игровые формы уроков (урок - художественный салон, урок-суд);

10. конференции.

Тематическое планирование  курсов  

«История России с древнейших времен
до конца XIX века»

Для X класса (68 часов)

№ Ур.

Наименование раздела

Тема урока

Количество часов

Тип урока

Требования к подготовке уч-ся

Элементы содержания

Вид контроля. Измерители

Оборудование

Д\з

Дата проведения

план

Факт

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

1,2

1 Древнерусское государство в 9-12 вв

Древнерусское государство в 9-12 вв

2

лекция

Изучить особенности жизни древнего населения Северной Евразии, проследить корни славянства, процесс его расселения, особенности формирования Древнерусского государства. Показать особенности культуры Древней Руси, ее международных связей.

Происхождение государственности у восточных славян. «Повесть временных лет». Возникновение Древнерусского государства. Новгород. Происхождение слова «Русь». Начало династии Рюриковичей. Дань и подданство. Князья и их дружины. Вечевые порядки. Торговый путь «из варяг в греки». Походы на Византию. Принятие христианства. Развитие норм права на Руси. Категории населения. Княжеские усобицы.

Христианская культура и языческие традиции Руси. Контакты с культурами Запада и Востока. Влияние Византии. Монастырское строительство. Культура Древней Руси как один из факторов образования древнерусской народности.

Карта «Киевская Русь в IX- начале XII в.»

Понятийный диктант:

Кормление, вотчина, полюдье, язычество, огнищанин, тиун, рядович, закуп, смерд, вервь, вира, вече.

3,4

2

Практическая работа

Фронтальный опрос

5

1

Проверочная работа

Задания в форме ЕГЭ

6,7,8

2 Русь в период раздробленности (1136-1300)

Русь в период раздробленности (1136-1300)

3

лекция

Начало возрождения Руси. Внутренние миграции населения. Восстановление экономики русских земель. Формы землевладения и категории населения.

Причины распада Древнерусского государства. Усиление экономической и политической самостоятельности русских земель. Крупнейшие земли и княжества Руси в XII – начале XIII вв. Монархии и республики. Нашествие на Русь. Экспансия с Запада. Борьба с крестоносной агрессией.

Культурное развитие русских земель и княжеств в конце XIII – середине XV вв.

Карта «Раздробленность Руси в 12-первой четверти 13 в.»

Карта «Борьба против иноземных захватчиков в 13 веке»

Заполнение таблицы Русские княжества в период феодальной раздробленности»

9,10

2

Практическая работа

Фронтальный опрос

Сообщения уч-ся «Невская битва», «Ледовое побоище»

11

1

Проверочная работа

Задания в форме ЕГЭ

12,

13,

14

3 Образование Русского централизованного государства (XIV-начало XVI)

Образование Русского централизованного государства (XIV-начало XVI)

3

лекция

Борьба за политическую гегемонию в Северо-Восточной Руси. Политические, социальные, экономические и территориально-географические причины превращения Москвы в центр объединения русских земель..

Карта «Российское государство в 16 веке»

Плакаты «Москва-центр объединения»

Рассказ уч-ся о Куликовской битве

Презентация

15,

16

2

Практическая работа

Фронтальный опрос

17

1

Проверочная работа

Задания в форме ЕГЭ

Сообщение уч-ся о детских и юношеских годах Ивана Грозного

18

19

20

4 Русское государство в 1533-1600)

Русское государство в 1533-1600)

3

лекция

Показать процесс формирования централизованного Российского государства как закономерное явление общемирового порядка, выделить особенности российской государственности, показать историческое значение борьбы русского народа за независимость. Сформировать представления о России как многонациональном и многоконфессиональном государстве

Создание централизованного государства в России. Установление царской власти и ее сакрализация в общественном сознании. Складывание идеологии самодержавия. Реформы середины XVI в. Создание органов сословно-представительной монархии. Развитие поместной системы. Установление крепостного права. Опричнина. Учреждение патриаршества. Расширение территории России в XVI в. Рост международного авторитета Российского государства.

Карта «Российское государство в 16 веке»

Сообщение уч-ся об

И. Грозном

21

22

2

Практическая работа

Фронтальный опрос

23

1

Проверочная работа

Задания в форме ЕГЭ

24

25

5 Русское государство в 1601-1618. Смутное время

Русское государство в 1601-1618. Смутное время

2

лекция

Причины и характер Смуты. Пресечение правящей династии. Боярские группировки. Обострение социально-экономических противоречий. Борьба против агрессии Речи Посполитой и Швеции. Национальный подъем в России. Восстановление независимости страны.

Земской собор 1613 г. и восстановление самодержавия. в.

26

27

2

Практическая работа

Фронтальный опрос

28

1

Проверочная работа

Задания в форме ЕГЭ

29

30

6 Русское государство при первых Романовых до 1689 г.

Русское государство при первых Романовых до 1689 г.

2

лекция

Первые Романовы. Расширение территории Российского государства в XVII в. Вхождение Левобережной Украины в состав России. Освоение Сибири. Участие России в войнах в XVII

Рассказ уч-ся о церковной реформе Никона

31

32

2

Практическая работа

Фронтальный опрос

33

1

Проверочная работа

Задания в форме ЕГЭ

Сообщение уч-ся о детских и юношеских годах Петра I

34

35

Эпоха Петра Великого 1689-1725

Эпоха Петра Великого 1689-1725

2

лекция

Петровские преобразования. Реформы армии и флота. Создание заводской промышленности. Политика протекционизма. Новая система государственной власти и управления. Провозглашение империи. Превращение дворянства в господствующее сословие. Особенности российского абсолютизма.

Карта «Российская империя в 18 веке»

36

37

2

Практическая работа

Фронтальный опрос

38

1

Проверочная работа

Задания в форме ЕГЭ

Сообщение уч-ся о личности Екатерины II

39

40

8 Российская империя в 1725-1762. Эпоха дворцовых переворотов

Российская империя в 1725-1762. Эпоха дворцовых переворотов

2

лекция

Показать  многоохватность и противоречивость перемен, происходивших в стране, проанализировать закономерность и своеобразие петровских реформ, осветить деятельность Екатерины II

Россия в период дворцовых переворотов. Расширение прав и привилегий дворянства. Просвещенный абсолютизм. Законодательное оформление сословного строя.

Карта «Российская империя в 18 веке»

41

42

2

Практическая работа

Фронтальный опрос

43

1

Проверочная работа

Задания в форме ЕГЭ

44

45

9 Российская империя в 1762-1801

Российская империя в 1762-1801

2

лекция

Превращение России в мировую державу. Россия в войнах XVIII в. Имперская внешняя политика. Разделы Польши.

46

47

2

Практическая работа

Фронтальный опрос

48

1

Проверочная работа

Задания в форме ЕГЭ

49

50

10 Российская империя при Александре I (1801-1825)

Российская империя при Александре I (1801-1825)

2

лекция

Попытки укрепления абсолютизма в первой половине XIX в. Реформы системы государственного управления. Рост оппозиционных настроений в обществе. Движение декабристов. Участие России в антифранцузских коалициях в период революционных и наполеоновских войн. Отечественная война 1812 г. и заграничный поход русской армии.

Карта «Российская империя с начала 19 по 1861 г.»

51

52

2

Практическая работа

Фронтальный опрос

53

1

Проверочная работа

Задания в форме ЕГЭ

54

55

11 Российская империя при Николае I (1825-1855)

Российская империя при Николае I (1825-1855)

2

лекция

Расширение территории государства в XVIII – середине XIX вв. Россия в Священном союзе. Крымская война. Оформление российской консервативной идеологии. Теория «официальной народности». Славянофилы и западники. Русский утопический социализм.

Карта «Российская империя с начала 19 по 1861 г.»

56

57

2

Практическая работа

Фронтальный опрос

58

1

Проверочная работа

Задания в форме ЕГЭ

59

60

12 Российская империя при Александре II  (1855-1881)

Российская империя при Александре II  (1855-1881)

2

лекция

Показать кризис крепостнической системы, поиск путей выхода из него, особенности либеральных реформ в России, оживление общественной жизни в стране, динамику развития пореформенной экономики

Отмена крепостного права. Реформы 1860-х – 1870-х гг. Особенности экономического развития России в XVIII – первой половине XIX в. Развитие капиталистических отношений. Начало промышленного переворота. Формирование единого внутреннего рынка. Изменение социальной структуры российского общества.  Сохранение крепостничества в условиях развертывания модернизации.

Карта «Россия в XIX- начале XX столетия»

61

62

2

Практическая работа

Фронтальный опрос

63

1

Проверочная работа

Задания в форме ЕГЭ

64

65

13 Российская империя Александре III  и в начале правления Николая II (1855-1825)

Российская империя Александре III  и в начале правления Николая II (1855-1825)

2

лекция

Народничество. Политический террор. Политика контрреформ.

Утверждение капиталистической модели экономического развития. Завершение промышленного переворота. Российский монополистический капитализм и его особенности. Роль государства в экономической жизни страны. Реформы С.Ю. Витте.

Карта «Россия в XIX- начале XX столетия»

66

67

2

Практическая работа

Фронтальный опрос

68

1

Проверочная работа

Задания в форме ЕГЭ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тематическое планирование курсов «История России с древнейших времендо конца XIX века»Для X класса (68 часов)

Создана с целью углублённого изучения и привития интересов к предмету....

Рабочая программа по истории Средних веков и Истории России с древнейших времен до XV века 6 класс

Курсы история Средних веков и история России с древнейших времен до XV века входят в структуру предметной области «История». Программа составлена для 6 класса – второго года обучения по предмету.Прогр...

Россия и Европа в конце 17 века

Презентация по теме "Россия и Европа в конце 17 века" к учебнику Торкунова с картами, которых, к сожалению нет в учебнике...

Итоговая контрольная работа_История России с древности до конца XVI века

Итоговая контрольная работа_История России с древности до конца XVI века...

Презентация урока §1. . Россия и Европа в конце XVII века 8 класс учебник Арсентьев Н.М.

Презентация урока §1. . Россия и Европа в конце XVII века 8 класс учебник Арсентьев Н.М....

Технологическая карта урока: «Россия и Европа в конце XVII века».

Конспект урока истории по теме:  «Россия и Европа в конце XVII века». В нем раскрыты все состовляющие современного урока согласно требованиям ФГОС...