Рабочая программа по истории Древнего мира 5 класс
календарно-тематическое планирование по истории (5 класс) по теме

Воронова Татьяна Николаевна

 

Рабочая программа составлена на основании программы для общеобразовательных учреждений и примерной программы основного общего образования по истории. Количество часов по рабочему плану: всего 68 часов (+ 2 резерв); в неделю: 2 часа.

Внесенные изменения: курс истории на ступени основного общего образования является частью концентрической системы исторического образования. Государственный стандарт основного общего образования по истории содержит раздел пропедевтического модуля «Что изучает история», который отсутствует в программе для общеобразовательных учреждений. «История» (5-9 кл.). М., «Просвещение», 2001 г. Курс «История Древнего мира». С учетом этого в рабочую программу 5 класса были добавлены темы пропедевтического модуля «Что изучает история» (10 часов).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 5_klass_istoriya.doc192.5 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Главная цель изучения истории в современной школе — образование,   развитие и воспитание личности школьника, способного к  самоидентификации и определению своих ценностных приоритетов на основе осмысления исторического опыта своей страны и человечества в целом, активно и творчески применяющего исторические знания в учебной и социальной.

Задачи изучения истории:

 · формирование у молодого поколения ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации в окружающем мире;

 · овладение учащимися знаниями об основных этапах развития человеческого общества с древности до наших дней в социальной, экономической, политической, духовной и нравственной сферах при особом внимании к месту и роли России во всемирно-историческом процессе;

 · воспитание учащихся в духе патриотизма, уважения к своему Отечеству — многонациональному Российскому государству, в соответствии с идеями взаимопонимания, толерантности и мира между людьми и народами, в духе демократических ценностей современного общества;

 · развитие способности учащихся анализировать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, руководствуясь принципом историзма, в их динамике, взаимосвязи и взаимообусловленности;

 · формирование у школьников умений применять исторические знания для осмысления сущности современных общественных явлений, в общении с другими людьми в современном поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе.

Внесенные изменения: курс истории на ступени основного общего образования является частью концентрической системы исторического образования. Государственный стандарт основного общего образования по истории содержит раздел пропедевтического модуля «Что изучает история», который отсутствует в программе для общеобразовательных учреждений. «История» (5-9 кл.). М., «Просвещение», 2001 г. Курс «История Древнего мира». С учетом этого в рабочую программу 5 класса были добавлены темы пропедевтического модуля «Что изучает история» (10 часов).

В курсе «История Древнего мира» происходит знакомство с процессом формирования человека и человеческого общества, с важнейшими цивилизациями Древнего мира. При этом вводится только общее понятие «цивилизация», противопоставленное первобытности (поскольку в науке выделение локальных цивилизаций древности, их наименования и определение сущности являются спорными и неустановленными).

Рабочая программа составлена на основании программы для общеобразовательных учреждений и примерной программы основного общего образования по истории. Количество часов по рабочему плану: всего 68 часов (+ 2 резерв); в неделю: 2 часа.

Предполагается, что в результате изучения истории в основной школе учащиеся должны овладеть следующими знаниями, представлениями, умениями:

 1. Знание хронологии, работа с хронологией:

 · указывать хронологические рамки и периоды ключевых процессов, а также даты важнейших событий отечественной и всеобщей истории;

 · соотносить год с веком, устанавливать последовательность и длительность исторических событий.

 2. Знание исторических фактов, работа с фактами:

 · характеризовать место, обстоятельства, участников, результаты важнейших исторических событий;

 · группировать (классифицировать) факты по различным признакам.

 3. Работа с историческими источниками:

 · читать историческую карту с опорой на легенду;

 · проводить поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках (материальных, текстовых, изобразительных и др.);

 · сравнивать данные разных источников, выявлять их сходство и различия.

 4. Описание (реконструкция):

 · рассказывать (устно или письменно) об исторических  событиях, их участниках;

 · характеризовать условия и образ жизни, занятия людей в различные исторические эпохи;

 · на основе текста и иллюстраций учебника, дополнительной литературы, макетов и т. п. составлять описание исторических объектов, памятников.

 5. Анализ, объяснение:

 · различать факт (событие) и его описание (факт источника, факт историка);

 · соотносить единичные исторические факты и общие   явления;

 · называть характерные, существенные признаки исторических событий и явлений;

 · раскрывать смысл, значение важнейших исторических понятий;

 · сравнивать исторические события и явления, определять в них общее и различия;

 · излагать суждения о причинах и следствиях исторических событий.

 6. Работа с версиями, оценками:

 · приводить оценки исторических событий и личностей, изложенные в учебной литературе;

 · определять и объяснять (аргументировать) свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям в истории и их оценку.

 7. Применение знаний и умений в общении, социальной среде:

 · применять исторические знания для раскрытия причин и оценки сущности современных событий;

 · использовать знания об истории и культуре своего и других народов в общении с людьми в школе и внешкольной жизни как основу диалога в поликультурной среде;

 · способствовать сохранению памятников истории и культуры (участвовать в создании школьных музеев, учебных и общественных мероприятиях по поиску и охране памятников истории и культуры).

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Наименование разделов и тем уроков

Максим.

нагрузка

Из них

Теоретическое обучение

Контрольные работы

Самостоятель-ные работы

1.

Что изучает история

10

9

-

1

2.

Первобытное общество

2

2

-

-

3.

Древний Восток

18

17

1

-

4.

Древняя Греция и эллинистический мир

19

18

-

1

5.

Древний Рим

17

16

1

-

6.

Урок обобщения и систематизации знаний

2

1

1

-

Резерв

2

Итого:

70

65

3

2

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

«ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО МИРА»

Раздел I. Что изучает история?

Урок 1. Предмет истории.  Научить учащихся работать со справочным аппаратом книги. Что изучает история. Зачем нужно знать историю. Понятие «Всемирная история», «Отечественная история».

Урок 2. Счет лет в истории. Научить учащихся уметь определять век по дате; работать с лентой времени. Ход времени и способы его измерения. Летоисчисление (счет лет «до н.э.» и «н.э.»). Понятие календарь, век, тысячелетие.  Календарь юлианский и григорианский. Исторические события. Причинные связи между событиями.

Урок 3. Источники знаний о прошлом. Усвоить понятие «исторический источник». Роль археологических раскопок в изучении истории. Письменные и вещественные источники. Современные исторические источники.

Урок 4. Откуда пошли наши имена. Составлять устный рассказ. Происхождение имен и фамилий. Ономастика – наука о именах. Генеалогия.

Что могут рассказать имена, отчества и фамилии о прошлом.

Урок 5-6. Символы государств. Знать особенности современной символики государств. Гербы, флаги, гимны, государств. Геральдика.

Урок 7. Страны, города, поселки. Работать с исторической картой. Географические названия – свидетели прошлого. Историческая карта. Топонимика.

Урок 8. История разных стран и народов. Представлять хронологическую цепочку всемирной истории. Всеобщая история.

Урок 9. История нашей страны.  Понимать, что история Росси – часть всеобщей истории. История России – часть всеобщей истории.

Урок 10.  Символика России. Знать символику России. Российская государственная символика.

Раздел II. Первобытное общество.

Урок 11. Первобытные охотники и собиратели.  Пересказывать текст учебника; сравнивать древнейших и современных людей. Называть признаки родовой общины; составлять рассказ по рисунку. Предки человека. Расселение древнейшего человечества. Влияние природных условий на жизнь первобытных людей. Занятия, орудия труда первобытных людей. Родоплеменные отношения.

Урок 12. Первобытные земледельцы и скотоводы. Сравнивать деятельность людей, выделяя сходства и отличия. Давать самостоятельную оценку историческим явлениям. Переход от собирательства к земледелию и скотоводству. Соседская община. Развитие ремесла. Обмен произведенными продуктами. Представления первобытных людей об окружающем мире. Первобытные верования. Зарождение искусства.

Раздел III. Древний Восток.

Урок 13. Государство на берегах Нила. Уметь читать историческую карту; пересказывать текст учебника. Древний Египет: природные условия, население.

Урок 14. Как жили земледельцы и ремесленники в Египте. Использовать исторические источник знаний; формулировать выводы. Земледельцы и ремесленники, их труд, жилища, быт. Рабы и их роль в хозяйственной жизни.

Урок 15. Жизнь египетского вельможи. Распознавать существенные признаки и интересы различных общественных групп. Возникновение государства в Древнем Египте. Фараон, жрецы, чиновники.

Урок 16. Военные походы фараонов. Уметь читать историческую карту; делать выводы. Войско: пехота, отряды колесничих. Завоевательные походы. Держава Тутмоса III.

Урок 17. Религия древних египтян. Пересказывать текст учебника; сравнивать религиозные верования первобытных людей и египтян. Религия древних египтян. Обожествление фараонов.

Урок 18. Искусство Древнего Египта. Уметь самостоятельно строить рассказ на основе разных источников информации. Храмы и пирамиды. Скульптура, росписи.

Урок 19. Письменность и знания древних египтян. Анализировать исторический источник; пересказывать текст учебника. Научные познания, письменность и школа в Древнем Египте.

Урок 20. Древнее Двуречье. Сравнивать географическую среду Египта и Двуречья; анализировать исторический документ. Древние государства Передней Азии и Восточного Средиземноморья. Древнее Междуречье: природные условия, население.

Урок 21. Древневавилонское царство. Давать самостоятельную оценку законам Хаммурапи. Законы Хаммурапи: ограничение долгового рабства; представление о талионе, о неравенстве.

Урок 22. Финикийские мореплаватели. Уметь читать историческую карту; анализировать исторический источник. Финикия: природные условия, занятия жителей, ремесла и торговля. Религиозные верования.

Урок 23. Библейские сказания. Пересказывать текст учебника; находить сходства и отличия религий. Представление о Библии и Ветхом Завете. Библейские мифы и сказания. Моральные нормы библейских заповедей.

Урок 24. Древнееврейское  царство. Уметь читать историческую карту.         Палестина: природные условия, занятия жителей, ремесла и торговля. Религиозные верования.

Урок 25. Ассирийская держава. Уметь читать историческую карту; пересказывать текст учебника. Новшества в военном деле. Ассирийские завоевания. Царский дворец. Искусство. Библиотека Ашшурбанапала.        

Урок 26. Персидская держава «царя царей». Уметь читать историческую карту; оперировать датами. Образование Персидской державы. Цари Кир, Дарий Первый. Состав войска.

Урок 27. Природа и люди Древней Индии. Анализировать исторический источник.         Древняя Индия: природные условия, население. Варны. Религиозные верования.

Урок 28. Индийские касты. Давать самостоятельную оценку явлениям.         Касты. Религиозные верования. Будда.        

Урок 29.  Чему учил китайский мудрец Конфуций. Пересказывать текст учебника; уметь читать историческую карту. Древний Китай: природные условия, население. Возникновение религиозно-философских учений. Конфуций.        

Урок 30. Объединение Китая. Империя Цинь. Самостоятельно строить рассказ на основе текста учебника; формулировать выводы. Император и его подданные. Научные знания и изобретения. Культурное наследие цивилизаций Древнего Востока.          

Раздел IV. Древняя Греция и эллинистический мир.

Урок 31. Древнейшая Греция. Греки и критяне. Пересказывать текст учебника; уметь читать историческую карту. Местоположение и природные условия. Древнейшие города. Критское царство. Греческие мифы критского периода.        

Урок 32. Микены и Троя. Микенское царство. Характеризовать события и их участников на основе текста учебника. Каменное строительство. Троянская война.        

Урок 33. Поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея». Пересказывать текст; анализировать источник. Троянская война в поэме Гомера.        

Урок 34. Религия древних греков. Олимпийские боги. Работать с текстом учебника и его иллюстрациями.  Мифы древних греков о богах и героях.

Урок 35. Древняя Аттика. Уметь читать историческую карту; давать самостоятельную оценку явлениям. Местоположение и природные условия Аттики. Знать и демос. Законы Драконта. Бедственное положение земледельцев. Долговое рабство.        

Урок 36. Зарождение демократии в Афинах. Анализировать исторический источник. Борьба демоса со знатью. Реформы Солона. Отмена долгового рабства. Перемены в управлении Афинами.

Урок 37. Древняя Спарта. Пересказывать текст учебника; уметь читать историческую карту.  Местоположение и природные условия Лаконии. Спартанцы и илоты. Спарта – военный лагерь. Управление Спартой. Спартанское воспитание.

Урок 38. Греческие колонии. Уметь читать карту; пересказывать текст учебника.         Причины колонизации. Развитие межполисной торговли. Греки и скифы.

Урок 39. Олимпийские игры в древности. Воспроизводить информацию, содержавшуюся в устном изложении учителя. Олимпийские игры - общегреческие празднества. Виды состязаний. Награды победителям.        

Урок 40. Марафонская битва. Уметь читать историческую карту.Нашествие персов на Элладу. Победа афинян в Марафонской битве. Стратег Мильтиад.        

Урок 41. Нашествие персидских войск на Элладу. Пересказывать текст учебника; уметь читать историческую карту. Нашествие Ксеркса на Элладу. Защита Фермопил. Саламинское сражение. Причины победы греков.        

Урок 42.  В гаванях афинского порта Пирей. Анализировать исторический источник; делать выводы. Афинский морской союз. Военные и торговый флот. Гавани Пирея. Состав населения. Использование труда рабов.

Урок 43. В городе богини Афины. Раскрывать содержание иллюстрации. Город Афины: Керамик, Агора, Акрополь. Быт афинян. Храмы. Скульптуры.

Урок 44. В афинских школах  и гимнасиях. Пересказывать текст учебника. Образование афинян. Рабы – педагоги. Занятия в школах. Посещение палестры. Афинские гимназии.

Урок 45. В театре Диониса. Пересказывать текст учебника.         Возникновение театра. Здание театра. Трагедии и комедии. Аристофан «Птицы». Софокл «Антигона».

Урок 46. Афинская демократия при Перикле. Сравнивать особенности управления в Египте и Афинах; делать выводы. Народное собрание, Совет пятисот и их функции. Перикл во главе Афин.        

Урок 47. Македонские завоевания в 4-м веке до н.э. Уметь читать историческую карту; делать выводы. Междоусобные войны. Возвышение Македонии при царе Филиппе. Потеря Грецией независимости. Приход к власти Александра.        

Урок 48. Поход Александра Македонского на Восток. Уметь читать историческую карту; делать выводы. Победа на реке Граник. Разгром войск Дария III у Исса. Поход в Египет. Основание Александрии.

Урок 49. В Александрии Египетской. Пересказывать текст учебника; уметь читать историческую карту. Распад державы Александра Македонского. Александрийский порт. Александрийский музей. Греческие учёные.

Раздел V. Древний Рим.

Урок 50. Древнейший Рим. Уметь читать историческую карту; делать выводы. Местоположение и природные условия Италии. Управление Древнейшим Римом. Ликвидация царской власти.        

Урок 51. Завоевание Римом Италии. Уметь читать историческую карту; оперировать датами. Возникновение республики. Борьба плебеев за свои права. Нашествие галлов. Установление господства Рима над Италией.

Урок 52. Устройство Римской республики. Сравнивать исторические явления, выделяя сходства и отличия. Уравнение в правах патрициев и плебеев. Выборы консулов и принятие законов. Сенат и его функции. Римское войско.        

Урок 53.  Войны Рима с Карфагеном. Уметь читать историческую карту; оперировать датам Первые победы Рима над Карфагеном. Создание военного флота. Битва при Каннах. Господство Рима в Западном Средиземноморье.

Урок 54. Установление господства Рима во всем Средиземноморье. Уметь читать историческую карту; оперировать датами; раскрывать содержание иллюстрации. Политика Рима «разделяй и властвуй». Разгром Сирии и Македонии. Разрушение Коринфа и Карфагена.        

Урок 55.  Рабство в Древнем Риме. Раскрывать содержание иллюстрации. Использование рабов в сельском хозяйстве, в домах богачей. Гладиаторские игры. Римские учёные о рабах.

Урок 56. Земельный закон братьев Гракхов. Давать самостоятельную оценку явлениям. Разорение земледельцев и его причины. Земельный закон братьев Гракхов. Гибель братьев.

Урок 57. Восстание Спартака. Составлять рассказ, используя текст и иллюстрации. Восстание рабов. Победы Спартака. Армия восставших и их походы. Поражение восстания и его причины.

Урок 58. Единовластие Цезаря. Пересказывать текст учебника; делать выводы. Превращение римской армии в наёмную. Возвышение Цезаря. Захват Цезарем власти. Гибель Цезаря.        

Урок 59. Установление империи. Давать самостоятельную оценку явлениям Поражение сторонников республики. Борьба Антония и Октавиана. Единовластие Октавиана Августа.

Урок 60. Соседи Римской империи. Уметь читать историческую карту. Территория империи. Парфянское царство. Германцы. Предки славянских народов.        

Урок 61. В Риме при императоре Нероне. Обожествление императоров. Нерон. Сенека. Восстание в армии и гибель Нерона.         Давать самостоятельную оценку явлениям.

Урок 62. Первые христиане и их учение. Пересказывать текст учебника;  делать выводы. Возникновение христианства. Рассказы о жизни и учении Иисуса. Моральные нормы. Гонения на христиан.        

Урок 63. Расцвет империи во 2-м веке. Сравнивать  исторические явления; делать выводы. Возникновение и развитие колоната. Правление Траяна. Строительство в Риме.        

Урок 64. «Вечный город»  и его жители. Пересказывать текст учебника; делать выводы. Рим – столица империи. Повседневная жизнь римлян. Особняки и многоэтажные дома.        

Урок 65. Римская империя при Константине. Вторжения варваров. Император Константин. Признание христианства. Константинополь.         Сравнивать исторические явления; делать выводы.

Урок 66. Взятие Рима варварами. Разделение империи. Уметь читать историческую карту; оперировать датами; делать выводы. Восстания в провинциях. Вторжение готов в Галлию. Взятие Рима готами. Падение Западной Римской империи.        

Урок 67 – 68. Особенности цивилизации Греции и Рима. Вклад народов древности в мировую культуру.  Сравнивать  исторические явления; делать выводы. Участие граждан в управлении государством. Семь чудес света.

Урок 69-70. Резерв        

         

         

        

Календарно-тематический план

Наименование разделов и тем уроков

Кол-во часов на раздел

Тип урока

Виды самост. работы

Дата проведения урока

План.

Факт.

Что изучает история.        

10

1

Предмет истории.

Урок изучения нового

2

Счет лет в истории.

Комбинированный

Работа с учебн.

3

Источники знаний о прошлом.

Комбинированный

Зад. с крат.\отв.

4

Откуда пошли наши имена.

Комбинированный

Работа с учебн.

5-6

Символы государств.

Комбинированный

Работа с учебн.

7

Страны, города, поселки.

Комбинированный

Работа с картой

8

История разных стран и народов.

Комбинированный

Зад. с крат.\отв.

9

История нашей страны.

Комбинированный

Зад. с крат.\отв.

10

Символика России.

Комбинированный

Первобытное общество.

2

11

Первобытные охотники и собиратели.

Комбинированный

Работа с учебник.

12

Первобытные земледельцы и скотоводы

Комбинированный

Тест

Древний Восток

18

13

Государство на берегах Нила.

Комбинированный

Работа с картой

14

Как жили земледельцы и ремесленники в Египте.

Комбинированный

Работа с тет.п/о

15

Жизнь египетского вельможи.

Комбинированный

Работа с учебник.

16

Военные походы фараонов.

Комбинированный

Работа с тет.п/о

17

Религия древних египтян.

Комбинированный

Зад. с крат.\отв.

18

Искусство Древнего Египта.

Комбинированный

Работа с тет.п/о

19

Письменность и знания древних египтян.

Комбинированный

Тест

20

Древнее Двуречье.

Комбинированный

Работа с картой

21

Древневавилонское царство.

Комбинированный

Работа с учебник.

22

Финикийские мореплаватели.

Комбинированный

Работа с учебник.

23

Библейские сказания.

Комбинированный

Работа с учебник.

24

Древнееврейское царство.

Комбинированный

Работа с картой

25

Ассирийская держава.

Комбинированный

Работа с картой

26

Персидская держава «царя царей».

Комбинированный

Работа с картой

27

Природа и люди Древней Индии.

Комбинированный

Работа с картой

28

Индийские касты.

Комбинированный

Работа с учебник.

29

Чему учил Конфуций.

Комбинированный

Зад. с крат.\отв.

30

Объединение Китая.

Комбинированный

Работа с учебник.

Древняя Греция и эллинистический мир.

19

31

Древнейшая Греция. Греки и критяне

Комбинированный

Работа с картой

32

Микены и Троя.

Комбинированный

Работа с учебник.

33

Поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея».

Комбинированный

Работа с учебник.

34

Религия древних греков.

Комбинированный

Работа с тет.п/о

35

Древняя Аттика.

Комбинированный

Работа с тет.п/о

36

Зарождение демократии в Афинах.

Комбинированный

Работа с учебник.

37

Древняя Спарта.

Комбинированный

Работа с учебник.

38

Греческие колонии.

Комбинированный

Работа с учебник.

39

Олимпийские игры в древности.

Комбинированный

Зад. с крат.\отв.

40

Марафонская битва.

Комбинированный

Работа с тет.п/о

41

Нашествие персидских войск на Элладу.

Комбинированный

Работа с тет.п/о

42

В гаванях афинского порта Пирей.

Комбинированный

Работа с учебник.

43

В городе богини Афины.

Комбинированный

Работа с учебник.

44

В афинских школах и гимнасиях.

Комбинированный

Работа с учебник.

45

В театре Диониса.

Комбинированный

Работа с учебник.

46

Афинская демократия при Перикле.

Комбинированный

Работа с тет.п/о

47

Македонские завоевания в 4-м веке до н.э.

Комбинированный

Работа с тет.п/о

48

Поход Александра Македонского на Восток.

Комбинированный

Работа с тет.п/о

49

В Александрии Египетской.

Комбинированный

Тест

Древний Рим.

17

50

Древнейший Рим.

Комбинированный

Работа с картой

51

Завоевание Римом Италии.

Комбинированный

Работа с учебник.

52

Устройство Римской республики.

Комбинированный

Зад. с крат.\отв.

53

Войны Рима с Карфагеном.

Комбинированный

Работа с учебник.

54

Установление господства Рима во всем Средиземноморье.

Комбинированный

Работа с картой

55

Рабство в Древнем Риме.

Комбинированный

Работа с учебник.

56

Земельный закон братьев Гракхов.

Комбинированный

Работа с учебник.

57

Восстание Спартака.

Комбинированный

Работа с учебник.

58

Единовластие Цезаря.

Комбинированный

Работа с учебник.

59

Установление империи.

Комбинированный

Работа с учебник.

60

Соседи Римской империи.

Комбинированный

Работа с тет.п/о

61

В Риме при императоре Нероне.

Комбинированный

Работа с учебник.

62

Первые христиане и их учение.

Комбинированный

Работа с учебник.

63

Расцвет империи во 2-м веке.

Комбинированный

Работа с тет.п/о.

64

«Вечный город» и его жители.

Комбинированный

Зад. с крат.\отв.

65

Римская империя при Константине.

Комбинированный

Работа с учебник.

66

Взятие Рима варварами.

Комбинированный

Тест

67-68

Особенности цивилизации Греции и Рима. Вклад народов древности в мировую культуру.

2

Урок обобщения и систематизации знаний

Работа с учебник

69-70

Резерв.

2

Итого:

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.

  1. Компьютер
  2. Видеопроектор
  3. Видеодиски
  4. Аудиодиски
  5. Карты по истории «Древнего мира»

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

комплект для обучающегося:

  1. Учебник Вигасин А.А., Годер Г.И. «История Древнего мира». 5 кл, М., «Просвещение» 2010 Г.
  2. Репин А.В. «Рабочая тетрадь по истории Древнего мира», Саратов: Лицей 2010 г.   

 Методическая литература для учителя:

  1. Годер Г.И. и др. Методическое пособие для учителя по истории Древнего мира. М., «Просвещение», 2003 г
  2. Арсланова О.В. Поурочные разработки по истории Древнего мира. М., «ВАКО», 2004 г.
  3. Леонтьева Г.А., Шорин П.А., Кобрин В.Б. Вспомогательные исторические дисциплины: Учеб. Для студ. Высш. Учеб. заведений  под ред. Г.А. Леонтьевой. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. -368 с.: ил.
  4. Пчелов Е.В. Государственные символы России – герб, флаг, гимн: Учебное пособие.- М.: «ТИД «Русское слово - РС», 2002. – 136 с.: ил.
  5. Уколова В.И. Методические рекомендации к учебнику «История Древнего мира»: 5 кл.: Пособие для учителя / В.И. Уколова. – М.: Просвещение, 2003.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по истории древнего мира 5 класс

рабочая программа по истории  к учебнику А.А. Вигасина, Г.И. Годера, И.С. Свенцицкой "История Древнего Мира"....

Рабочая программа по истории древнего мира 5 класс

рабочая программа по истории  к учебнику А.А. Вигасина, Г.И. Годера, И.С. Свенцицкой "История Древнего Мира"....

рабочая программа по истории древнего мира 5 класс

Рабочая программа по истории древнего мира к учебнику А.А.Вигасина, Г.И.Годера, И.С.Свенцицкой "История Древнего Мира"...

Рабочая программа по Истории Древнего мира 5 класс

ВАшему вниманию предлагается рабочая программа по истории Древнего мира  в 5 классе на 70 часов....

Рабочая программа по ИСТОРИИ ДРЕВНЕГО МИРА, 5 класс

Рабочая программа по ИСТОРИИ ДРЕВНЕГО МИРА для учащихся 5 класса...

Рабочая программа по истори Древнего мира. 5 класс, 2012

  Рабочая программа  создана на основе Федерального государственного стандарта основного общего образования по истории (http://mon.gov.ru/work/obr/dok/obs/1483/),  примерной про...