Урок истории 5 класс "Военные походы фараонов"
методическая разработка (история, 5 класс) по теме

Павлова Наталья Борисовна

Урок составлен в соответствии с требованиями ФГОС, с использованием ФЦИОР.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Урок по ФГОС76.5 КБ
Office presentation icon Приложение к уроку1.34 МБ

Предварительный просмотр:

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Универсальные учебные действия, способствующие отработке личностных, предметных или метапредметных результатов

1

2

3

4

5

1

Мотивация

Цель: выработка на личностно-значимом уровне внутренней готовности к выполнению нормативных требований учебной деятельности



2 мин

Приветствие.


Проверка готовности к уроку.

Зачитывает слова фараона Тутмоса III перед походом войска в Азию:«Клянусь любовью отца моего, бога Амона-Ра, мне по душе кратчайший путь. Сам встану впереди воинов. Да сокрушим врага внезапным нападением. И только так мы станем сильными».


Что понадобится нам сегодня на уроке?

Приветствие учителя               (встают).

Слушают















Отвечают: учебник, тетрадь, карта




Личностные: самоопределение;

Регулятивные: целеполагание;

Коммуникатив ные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстникам

2

Актуализа ция и фиксирова ние индивидуальных затруднений в пробных действиях

Цель: подготовка мышления учащихся и организация осознания ими внутренней потребности к построению учебной деятельности



4 мин


Демонстрация карт «Древний Египет» и «Военные походы фараонов»(слайд 1). Учитель обращает внимание учащихся на то, что с одной картой они уже знакомы- «Древний Египет» и просит сравнить с картой «Военные походы фараонов». Какие новые условные обозначения появились на карте?

Учитель фиксирует правильность работы с картой (работают ли учащиеся с легендой карты)

Учащиеся сравнивают карты и отвечают: 1.стрелки (те, кто не обратил внимания на легенду карты)

2. завоевательные походы фараонов, отмеченные стрелками (те кто правильно работал с картой)












Коммуникатив ные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

Познаватель ные: сопоставление, анализ, обобщение и интерпретация информации, содержащейся в готовых информационных объектах;

Логические – формулирование проблемы.

3

Выявление места и причины затруднения

Цель: организация анализа учащимися возникшего затруднения


3 мин

Правильным будет ответ – На карте появились завоевательные походы фараонов, отмеченные стрелками.

Что было сделано неправильно при работе с картой?

Учитель обращает внимание учащихся на памятку по работе с картой        (слайд №2).





Учащиеся отвечают, что не все обратили внимание на легенду карты

Учащиеся проговаривают правила работы с картой

Личностные: самоанализ

Познавательные: выбор наиболее эффективных способов выхода из затруднения

4

Построение проекта выхода из затруднения

Цель: Выбор способа и средств реализации затруднения


7 мин

Сегодня на уроке мы будем работать с картой №2.

Как вы думаете, о чем мы будем говорить?


Учитель: «Совершенно верно, тема сегодняшнего урока…( демонстрация слайда 3 с названием темы  урока)

Демонстрация карты «Военные походы фараонов» (слайд №4)


Подумайте, на какие вопросы мы должны ответить, чтобы во всем разобраться?


Учитель записывает вопросы на доске

Учитель помогает:

Что необходимо, чтобы фараон мог отправиться в военный поход?

Может ли карта рассказать нам как выглядело войско фараона?

С чем мы должны работать, чтобы иметь достоверные сведения?






Что из перечисленного относится к источникам по истории древнего мира? Просит записать в тетради.







Учащиеся отвечают – О военных походах фараонов.




Записывают тему  урока в тетради.





Учащиеся предлагают варианты вопросов (Куда? Зачем? Каковы результаты?)


Учащиеся в тетради



Отвечают –  войско, оружие


Отвечают – нет




Отвечают – текст учебника, изображения на стенах египетских пирамид (рисунки), письменные источники


Учащиеся записывают в тетради виды источников



Предметные: формирование навыков построения логической цепочки

Коммуникатив ные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

Познаватель ные: решение проблемы, построение логических цепей, анализ, умение структурировать знания

Физкультминутка

1 мин

Учитель предлагает упражнения для глаз, простые двигательные движения

Выполняют упражнения

5

Реализация построенного проекта

Цель: построение нового способа действия



16 мин

Основу войска составляли пешие воины. Кто они?

Учитель предлагает прочесть первый абзац п.1 учебника стр. 46 и найти ответ на вопрос




Учитель просит рассмотреть рисунок «Египетское войско» из коллекции http://fcior.edu.ru/card/1471/voennye-pohody-faraonov-variant-1.html и записать в тетради чем были вооружены пешие воины?

Учитель предлагает проверить все ли вооружение выписали учащиеся                           (демонстрируется голосовое сопровожде ние текста о вооружении войска http://fcior.edu.ru/card/1471/voennye-pohody-faraonov-variant-1.html вопрос №3)

А что  изображено на этом рисунке? http://fcior.edu.ru/card/1471/voennye-pohody-faraonov-variant-1.html (из коллекции изображение колесницы)

Как она выглядит?



Мог ли рядовой воин иметь колесницу?


Учитель предлагает прочесть  п.2, начиная со

2 абзаца и выяснить какую роль играла колесница в войске фараона, подобрав ряд глаголов

Учитель предлагает подумать – какую роль играло войско в египетском государстве?


Учитель проводит аналогию с современным государством – какую роль армия играет сегодня в государстве?


Предположите, какой роли  в древнем Египте отдавалось большее предпочтение?             И почему?


Учитель предлагает, работая в парах с картой и текстом учебника п.3 стр.48, выяснить куда и зачем направлялось войско фараонов, делая соответствующие записи

в тетрадях

Учитель обращает внимание учащихся на записи в тетрадях и просит сделать вывод – в чем цель военных походов фараонов?

Учитель предлагает познакомиться с источником «Добыча первого похода» (Слайд №5) и ответить на вопрос Что из захваченного египетскими воинами вам кажется  наиболее ценным? Почему?


Учитель предлагает сравнить территорию государства  по карте

О чем это говорит?



Как вы думаете, как распределялась добыча военных походов? Кому доставалось богатство?


Учитель корректирует ответы учащихся и обращает внимание на название п.5 учебника









Читают, находят ответ на вопрос, отвечают – «Каждого 10-го юношу забирали в армию на долгие годы».


Рассматривают рисунок, записывают в тетради: копье, топорик, лук и стрелы, щит










Слушают и сверяют свои записи в тетради.












Рассматривают рисунок, отвечают – колесница

Учащиеся описывают колесницу

Дают аргументирован ный ответ


Читают, находят ответ на вопрос, отвечают:  мчались, вносили беспорядок в ряды врагов, преследовали врага


Предполагаемый ответ учащихся: совершало военные походы


Учащиеся отвечают – Охраняет границы, защищает




Учащиеся выстраивают предположения




Рассматривают карту, делают записи в тетрадях






Учащиеся делают вывод: богатая добыча






Работают с источником, делают вывод (пленные)








Сравнивают территории, отмечают, что территория значительно расши рилась. Делают вывод


Учащиеся отвечают





Зачитывают вслух название п.5 учебника


Коммуникати
вные:
 планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

Познаватель ные:

анализ, обобщение и интерпретация информации, содержащейся в готовых информационных объектах

Логические – формулирование проблемы, выстраивание логической цепочки

Личностные: самоопределение, самоконтроль

6

Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

Цель: проверить усвоение учащимися нового действия при решении типовых задач


3 мин

Учащимся предлагается на основе полученных знаний закончить схему, дописав недостающее, тем самым подведя итог

ЦЕЛЬ ПОХОДОВ




…………    ……  ……….

Учащиеся работают в тетради

Познаватель ные:

Приведение полученных знаний в систему

Логические –  выстраивание логической цепочки

Личностные: самоопределение, самоконтроль

7

Самопроверка по эталону

Цель: зафикси ровать использова ние нового способа действия


3 мин

Учитель обращает внимание учащихся на слова Тутмоса III перед походом в Азию и просит определить конечную цель военных походов (слайд №7)


Учитель просит закончить схему, дописав словосочетание – сильное государство

Учащиеся анализируют, находят ответ






Учащиеся заканчивают схему

Познавательные:

анализ, обобщение и интерпретация информации, содержащейся в готовых информационных объектах; систематизация знания

Логические –  выстраивание логической цепочки

8

Включение в систему знаний повторения и закрепления изученного материала

Цель: Подготовка к изучению дальнейших разделов, выявление границы нового знания. Включение нового способа действия в систему знаний


3 мин

Учитель вновь обращает внимание учащихся на источник. Что на ваш взгляд кажется странным в словах Тутмоса III? (Считает своим отцом бога Амона-Ра)

О чем это говорит?

Это говорит о большой роли религии в жизни египтян, но это тема следующего урока

Учащиеся работают с источником, отвечают






Учащиеся затрудняются ответить…

Коммуникати
вные:
 планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

Познаватель ные:

самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.

Логические – формулирование проблемы, выстраивание логической цепочки

Личностные: самоопределение,

9

Рефлексия

Цель: Самооценка учащимися результатов своей деятельности и осознание метода построения и границ применения нового знания


3 мин

Учитель обращает внимание на вопросы, поставленные в начале урока: Куда? Зачем? Каковы результаты? И просит ответить на них, используя свои записи в тетрадях.

Что мы с вами делали, чтобы получить ответы на эти вопросы, подберите ряд глаголов (работали с источниками, с картой, текстом учебника, составляли схему, рассматривали рисунки, работали в парах)

Домашнее задание:§9,

1.Ответьте на вопросы – Как было устроено войско фараона? Какова судьба пленников?

2.Найдите территорию Египетского царства при Тутмосе III, сделайте вывод. Подсчитайте, сколько приблизительно лет прошло от образования единого государства в Древнем Египте до времени фараона Тутмоса III.

3. Опишите рисунок «Войско фараона в походе». Предположите куда и с какими целями движется войско.

Учащиеся просматривают записи, отвечают






Выстраивают свою деятельность на уроке









Учащиеся индивидуально выбирают домашнее задание по уровням сложности

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

Регулятивные: планирование,  контроль, оценка, коррекция, выделение и осознание того, что усвоено, что ещё подлежит усвоению

Познавательные: умение структурировать знания

Личностные: смыслообразование

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА

Военные походы фараонов
(Тема урока)

  1. Павлова Наталья Борисовна
  2. МОУ «СОШ с.Октябрьский Городок», Татищевского района, Саратовской области
  3. Учитель
  4. История
  5. 5 класс
  6. Тема: Древний Египет, урок №4, «Военные походы фараонов»
  7. Учебник: А.А.Вигасин, Г.И.Годер, И.С.Свенцицкая, История древнего мира, М., Просвещение, 2012.
  8. Цель урока: Подвести учащихся к пониманию причин и последствий военных походов фараонов Древнего Египта
  9. Задачи урока:

предметные – изучить причины и последствия военных походов фараонов Древнего Египта

метапредметные– продолжить формирование умений работать с исторической картой; продолжить формирование навыков работы с иллюстрациями ; развивать познавательные процессы: речь, память, внимание и восприятие

личностные - умение слушать, излагать свои мысли, делать выводы

  1. Тип урока: Урок открытия нового знания
  2. Оборудование урока: компьютер, проектор, доска, интернет
  3. Формы работы на уроке: работа с картой, работа в тетрадях, работа с учебником, работа в парах, работа с источником

Использованные  интернетресурсы:

.

1. Вигасин А.А. Годер Г.И. История древнего мира

2.http://fcior.edu.ru/card/1471/voennye-pohody-faraonov-variant-1.html

3.http://powerpt.ru/prezentacii-po-istorii/1439-zavoevatelnye-pohody-faraonov.html

4.http://www.uchportal.ru/load/54-1-0-4551

5.http://nsportal.ru/shkola/istoriya/library/urok-voennye-pokhody-faraonov

6.http://historyc.ucoz.ru/load/14_voennye_pokhody_faraonov/1-1-0-60


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок история - психология "Поход Александра Македонского на Восток!

Интегрированный урок история - психология раскрывает историю известного похода Александра Македонского на восток; а также на примере личности полководца разбираются психологические термины и понятия....

Конспект урока истории в 5 классе по теме "Военные походы фараонов" (урок по ФГОС)

 Цель: подведение учащихся к пониманию причин и последствий военных походов фараонов Древнего Египта....

Конспект урока истории. Класс - 5. Тема урока «Военные походы фараонов»

Предмет      история           Класс    5Тема урока    «Военные походы фараонов»Цель урока: ...

Конспект урока истории "Крестовые походы"

Конспект урока истории в 6 классе по теме "Крестовые походы"....

Технологическая карта урока истории 5 класс Урок 16 Военные походы фараонов

Цель урока: создать условия для формирования представления об устройстве древнеегипетской армии, основных родах войск и вооружения...

Конспект урока истории в 5 классе.Тема урока: «Военные походы фараонов».

Подведение учащихся к пониманию причин и последствий военных походов фараонов Древнего Египта...