Сословие воюющих (Феодалы)
план-конспект урока по истории (6 класс) по теме

Тезина Ирина Борисовна

 

Цели урока:

1.Познакомить учащихся с условиями жизни сословия воюющих

( феодалов).

2.Познакомить учащихся с моральными нормами существующими у рыцарей.

3.Рассмотреть структуру феодальной лестницы и систему взаимоотношений внутри сословия воюющих.

4.Подвести учащихся к пониманию того , как феодалы поддерживали своё господство над зависимыми крестьянами.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_uro1.doc44 КБ
Office presentation icon urok_soslovie_voyuyushchih.ppt1.57 МБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок. Сословие воюющих

                                  (Феодалы)

               

                       

Цели урока:

1.Познакомить учащихся с условиями жизни сословия воюющих

( феодалов).

2.Познакомить учащихся с моральными нормами существующими у рыцарей.

3.Рассмотреть структуру феодальной лестницы и систему взаимоотношений внутри сословия воюющих.

4.Подвести учащихся к пониманию того , как феодалы поддерживали своё господство над зависимыми крестьянами.

Оборудование урока: компьютер CD ROM , мультимедийный проектор, компьютерная презентация, CD диск “Образовательная коллекция. История средних веков 6 класс”.

Оформление доски: тема урока, новые понятия ( сеньор, вассал, замок, паж, рыцарь, латы, забрало, турнир, герб, девиз), домашнее задание.

                 Ход урока

I.  Актуализация знаний по теме : учащимся предлагается подумать над вопросами

- Что значит быть рыцарем сегодня ?

- Кого и за что называют рыцарем в наши дни?

II. Изучение новой темы

1.Сообщение ученика, получившего опережающее задание по теме: Рыцарское воспитание.

   Он рассказывает о том, что до 7 лет дети воспитывались дома,

А затем он поступал в услужение в дом более знатного феодала и должен был прислуживать ему, при этом постигая секреты рыцарского этикета, т.е. становился пажом.

    С 15 лет он становился оруженосцем рыцаря, сопровождая его повсюду и помогая при проведении рыцарских турниров.                        

   

 В возрасте 21 года юноша проходил специальный обряд посвящения в рыцари.

2. Учитель предлагает ученикам проанализировать слайд                         “ Феодальная лестница”

Учитель характеризует систему взаимоотношений внутри сословия воюющих. При этом подчеркивается , что каждый стоящий на ступеньке ниже подчиняется только своему непосредственному сеньору Так осуществляется основной принцип  феодального общества : “Вассал моего вассала – не мой вассал”.

Закрепление проводится в качестве игры “ Сеньор – вассал ”, когда ребятам предлагается назвать сеньора или вассала определённой группы феодалов :    Король

                                                                 I

                                                    Герцоги и графы

                                                                 I

                                                             Бароны

                                                                 I                                                                      

                                                            Рыцари

Учитель подчёркивает необходимость различать суть понятия “Рыцарь ” в зависимости от контекста, ведь так называют и всё сословие воюющих и феодалов стоящих на низшей ступени феодальной лестницы.

 

  1.  Сообщение учителя о снаряжении рыцаря. На слайде даётся изображение рыцаря, а затем рассматривается его экипировка:

  - кольчуга

  -  латы

  -шлем

  -забрало.

  Для обобщения учащимся предлагается отрывок из сирвенты знаменитого трубадура средневековой Франции барона Бертрана до Борна ( стр.117 учебника )

   Беседа по вопросам к документу.

- Назовите прозвучавшие в тексте рыцарские доспехи.

- Чем больше всего любили заниматься рыцари?/Участвовать в войнах и турнирах/.

4.Рассказ учителя о рыцарских турнирах.

       Рыцарские турниры возникли во Франции. Средневековые хроникёры даже называют их изобретателя – рыцаря Жоффриа де Прельи. Турнир был настоящим подобием сражения. Противники делились на два лагеря, причём выбранный судья строго следил, чтобы обе стороны были примерно равны и по количеству сражавшихся, и по силе, и по боевому опыту. Имелись и другие послабления, которых нельзя даже представить в настоящем сражении. Например, уставший рыцарь

мог попросить позволения немного отдохнуть после боя. С другой стороны, дамы с трибун, увидев, что рыцарь уже выбивается из сил, могли попросить судью дать отдохнуть такому рыцарю. И всё же турнир был необычным праздником. Каждый рыцарь знал, что может быть ранен, причём серьёзно. А мог и умереть, неудачно упав с коня на поле боя под копыта коня “ соперника ”.  

    Соперничество, участие в сражениях были неотъемлемой частью жизни рыцаря. “ Главное для меня  - война” – такие слова мог бы повторить любой из них. А турнир был хоть и ненастоящий – без врагов,- но войной. На турнире молодой воин набирался опыта, потом ему было немного легче на поле боя.

      Как же проходил турнир? Как всегда в средневековье, каждое значительное событие проходило по строгому ритуалу. Начиналось всё с того, что богатый сюзерен, располагавший немалыми средствами, решал устроить турнир.

     Наиболее уважаемым рыцарям посылали послания на пергаменте. Жителей же города оповещали глашатаи. В послании ещё назывались награды для победителей. Это мог быть медведь, пара борзых, ястреб. Дамы награждали понравившихся рыцарей, посылая им мешочек, в котором были духи или деньги. Иметь на поясе такой подарок считалось большой честью.

     Получив приглашение, владелец замка посылал вызов одному из соседних баронов. Между ними велись переговоры, на каких условиях состоится борьба.

     Перед турниром всё население замка оживлялось. Женщины вынимали из сундуков и приводили в порядок свои лучшие наряды: у них свой турнир. Кто окажется самой красивой, у кого самое изысканное платье? Рады и слуги: им уже надоела однообразная жизнь в замке, захотелось зрелищ и развлечений. Весь отряд рыцарей сопровождает множество оруженосцев и слуг. Сколько новых встреч!

     Как начинался турнир? Сначала священник служил обязательную мессу: каждое дело должно было быть освещённым церковью.

     Но вот закончена месса, проверена законность гербов, разработаны все жалобы. Сначала воинов делили на два лагеря. По сторонам шли жонглёры. Процессия выходила на поле во главе с герольдами и судьёй.

     К судье подводили самую красивую из дам, иона отдавала ему чепец. Тот привязывал его к своему коню. Вот этот-то чепец и давал право судье разрешать уставшему воину на время покинуть поле.      

     И вот, наконец, обе стороны заняли свои места. Все участники поклялись, что не будут прибегать к недозволенным уловкам. Не разрешалось, например, нападать на рыцаря, не защищённого шлемом.

     Можно начинать турнир. Устроитель подаёт сигнал! И теперь каждый рыцарь стремится к победе: спешит быть первым. Каждый барон отыскивает того противника, которого он вызвал на борьбу, но, не находя его , нападает на других. Все мудрые исчисления нарушены, торжествует беспорядок… Друг другу угрожают, друг с другом сталкиваются, друг друга опрокидывают. Но горе тому, кто сбит со своего коня, все другие кони пройдут по нему. Но самым большим наказанием для участников турнира следует считать пыль: она влетает в ноздри, в их глаза; иные умирают от неё, тщётно пытаясь дышать.

     Рыцари на поле находились в полном вооружении, со шлемами на головах, вот только на копье не было острия. Неслись они друг на друга наперевес, преследуя одну цель: ударом выбить противника из седла. По правилам турнира нельзя было касаться ни ноги противника, ни его седла.  

 

    Опытные воины хорошо знали: нельзя увлекаться битвой,- и не забывали время от времени отходить в сторону, чтобы подышать вволю.    

  1. Учитель рассказывает, что у сословия рыцарей существовали особые правила поведения – кодекс чести. У каждого рыцаря был свой отличительный знак –герб.

 Учитель предлагает рассмотреть гербы хранящиеся в виртуальном музее CD диска. Комментируя слайды, учитель сообщает, что гербы составлялись по особым правилам: форма должна была напоминать щит, на котором помещались изображения людей, зверей, птиц или растений; в гербе разрешалось использовать только несколько красок – золотую, серебряную, красную, синюю, зелёную, фиолетовую и чёрную.

Каждый цвет, так же как и символ, означал определённое качество рыцаря – смелость, верность, злость и т. д. Под гербом на ленте помещался девиз – краткое изречение рода. Далее учитель предлагает рассмотреть данные гербы и ответить на вопросы.

- Какие цвета преобладают в данных гербах?

- Как вы думаете какими качествами обладают их хозяева?

- Какому слою феодалов они принадлежат?

  1. Просмотр видеофрагмента “ В средневековом замке ” CD диска.

 Беседа по увиденному:

- Что обозначает поговорка “ Мой дом – моя крепость ”/Дом должен защищать от врагов ,т.е. быть крепостью./

- Почему именно в то время возникает такая поговорка? /Существовала опасность нападения норманнов и венгров-мадьяр/

- Каким был замок феодала? /Жилище феодала и его прислуги, конюшни, колодец, амбары, помещения для хранения оружия и самое главное – мощная стена вокруг этих сооружений, содержащая подъёмный мост и главную башню донжон/

  1. Выводы учителя:

 Итак, мы познакомились с тем, как жили феодалы, как любили проводить свободное время, что ценили. Позже у феодалов появляются правила рыцарской чести. Но вот выполняют они их, к сожалению, только по отношению к людям своего класса.

III. Закрепление изученного на уроке: тестирование на основе CD диска.

 

IV. Подведение итогов урока, выставление оценок в журнал. 

 

V.Домашнее задание:

1. Прочитать п. 15.

2.Подготовить рассказ по теме: “ Один день из жизни феодала”.

     3.Составить кодекс чести современного рыцаря.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Генеалогия привилегированных и непривилегированны сословий. Разница в методах изучения.

Курсовая работа, которая одердит информацию об источниках изучения сословий....

«Сословия России XVIIвека».

Конспект и презентация урока истории в 7 классе по теме "Сословия России в XVIIвеке"....

Сословия в войне 1812 г.

Рассматривается роль основных сословий России в войне 1812 года...

Основные сословия российского общества

Охарактеризовать сословный строй Российского государства, определить права и обязанности основных сословий...

«Образ жизни, нравы и быт разных сословий в России в XIXвеке » , история России 8 класс

       Урок  проводится перед  уроком обобщения  знаний по теме «Россия в первой половине ХIX века» и призван способствовать возникновению  более п...

«Образ жизни, нравы и быт разных сословий в России в XIXвеке » , история России 8 класс

       Урок  проводится перед  уроком обобщения  знаний по теме «Россия в первой половине ХIX века» и призван способствовать возникновению  более п...