Природа и люди Древней Индии
план-конспект урока по истории (5 класс) по теме

Колесникова Евгения Валерьевна

"Природа и люди Древней Индии"

 Цель: Познакомить учащихся с особенностями географического положения, растительным и животным миром Древней Индии, занятиями ее жителей, особенностями религии.

Задачи:

  • Развитие познавательного интереса
  • Воспитание у учащихся эстетического вкуса
  • Формирование навыка работы с исторической картой и историческими источниками

Форма урока: Комбинированный урок (изучение нового материала с элементами практической работы)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл priroda_i_lyudi_drevney_indii.docx19.29 КБ

Предварительный просмотр:

"Природа и люди Древней Индии"

 Цель: Познакомить учащихся с особенностями географического положения, растительным и животным миром Древней Индии, занятиями ее жителей, особенностями религии.

Задачи:

  1. Развитие познавательного интереса
  2. Воспитание у учащихся эстетического вкуса
  3. Формирование навыка работы с исторической картой и историческими источниками

Форма урока: Комбинированный урок (изучение нового материала с элементами практической работы)

Ход урока

1. Организационный момент.

Ребята, сегодня мы с вами знакомимся с новой для нас цивилизацией, во время урока мы узнаем, где и как образовалось индийское государство, чем отличается природа Индии, чем занимались жители этого государства, в чем особенности религии этого государства.

2. Постановка логического задания, которое будет решаться во время всего урока: Почему греки считали Индию “волшебной сказочной страной”?

3. Объяснение нового материала.

3.1. Географическое положение Индии (практическая работа с контурной картой)

Итак, мы начинаем наше путешествие по Древней Индии. Но для того, чтобы не заблудиться нам нужно знать, где находится эта страна, и уметь находить ее основные географические объекты.

Перед вами контурные карты, давайте заполним их.

Индия представляет собой огромный полуостров, почти материк. Он отделен от всего окружающего мира Индийским океаном и величайшим в мире горным хребтом — Гималаями (гиперссылка). Только немногие горные проходы, ущелья и долины соединяют эту страну с соседними государствами и народами. Центральную часть Индии занимает плоскогорье Декан. Оно является родиной древних цивилизаций. Здесь возвышаются холмы, здесь раскинулись степи, саванны. По земле Индии текут две великие реки - Ганг и Инд (гиперссылка). Свое название страна получила от названия реки Инд. Воды Ганга жители Индии и сейчас считают священными. Климат полуострова очень жаркий и влажный.

Начало цивилизации в Индии относят к 3 тысячелетию до н.э., когда в долине Инда возникли великие города с высокой культурой и благоустройством — Мохенджо-Даро и Хараппа (гиперссылка) В начале 20 в. английские археологи обнаружили развалины этих городов. Особенно их поразил Мохенджо-Даро.

3.2. Климатические и природные условия Индии

Климат полуострова очень жаркий и влажный. Поэтому большая часть территории страны покрыта непроходимыми лесами – джунглями. Там водится множество зверей и птиц. Здесь живут огромные слоны, страшные тигры и пантеры, ловкие обезьяны, ядовитые змеи.

Давайте прочтем отрывок, посвященный природе Индии, из поэмы “Махабхарата”

Ответьте на вопрос: какие же животные населяли джунгли полуострова Индостан.

3.3. Занятия жителей Древней Индии (работа с историческим документом)

Каковы же были занятия населения Древней Индии? Ответить на этот вопрос нам поможет документ. Давайте вместе прочтем отрывок из сочинения Диодора Сицилийского “Природные богатства Индии”.

После того как прочитали документ, делаем вывод.

Основным занятием древних индийцев было оседлое земледелие. Обычно люди строили свои деревни вдоль рек. Потому, что речные берега были покрыты плодородной землей. Здесь индийцы распахивали поля, выращивали пшеницу, ячмень, овощи. Там, где было много воды, разводили рис. Из сахарного тростника, растущего по болотистым берегам рек, получали сладкий порошок - сахар. Это был самый древний сахар в мире. Люди научились также выращивать хлопчатник. Из него выделывали пряжу и затем ткали легкие, удобные в жарком климате ткани. В северных районах страны, где выпадает мало дождей, индийцы еще в древности строили оросительные системы, похожие на египетские.

С тех давних времен, когда люди занимались собирательством, древние индийцы знали разные растения и цветы, которые можно было употреблять в пищу и из которых можно было получать различные пряности и благовония. Богатая и щедрая природа Индии давала людям такие растения, каких не было больше нигде. Индийцы научились их возделывать и использовать. Много позже пряности и благовония стали тем товаром, за которым в Индию устремлялись торговцы из разных стран.

3.4. Цивилизация Древней Индии.

Начало цивилизации в Индии относят к 3 тысячелетию до н.э., когда в долине Инда возникли великие города с высокой культурой и благоустройством — Мохенджо-Даро и Хараппа. В начале 20 в. английские археологи обнаружили развалины этих городов. Особенно их поразил Мохенджо-Даро. Вероятно, город строился на протяжении нескольких столетий. Его размеры достигали 250 га. Здесь были обнаружены прямые улицы, с домами, построенными из обожженного кирпича. Стены некоторых зданий возвышались на 7 с половиной метров. Скорее всего, горожане жили в 2-х и 3-х этажных домах. В домах не было украшений и окон, выходящих на улицу, но зато, кроме жилых помещений, была комната для омовений, куда подавалась вода из специального колодца.

Улицы располагались с севера на юг и с востока на запад, ширина каждой из них достигала 10 м. Вероятно, древние жители этого города пользовались повозками на колесах. В центре Моженджо-Даро возвышалось здание с огромным бассейном. Назначение этого строения точно неизвестно, но ученые предположили, что это здание представляло собой древний храм, посвященный богу воды. Неподалеку от храма размещались большие ремесленные мастерские, рынок и зернохранилища. Центральная часть города была обнесена крепостной стеной. За ней жители Мохенджо-Даро прятались во время войн.

3.5. Религия древних индийцев. Особенности индуизма.

Как видно из священных книг индийцев, они обожествляли животных и поклонялись многим богам. Их древняя религия – индуизм – сохранилась до наших дней. Большинство населения Индии и сегодня верят в своих древних богов.

Больше 4 тысячелетий тому назад из множества богов на главное место в индуизме выдвинулись три бога. Они образуют неразрывное единство.

Бог Брахма - творец и правитель мира. Он создал вселенную, людей и дал им законы. Обычно его изображают с четырьмя лицами, обращенными к четырем сторонам света.

Бог Вишну спасает людей от разных бедствий, например от потопа. Вишну очень добрый бог, он всегда помогает людям и всем живым существам на Земле. Так, к примеру, индусы считают, что именно Вишну в образе Рамы победил злого Равана. Обычно Вишну изображают человеком с синей кожей, одетым в яркую оранжевую одежду.

Бог Шива - грозный носитель сил космоса, который и создает, и разрушает. Шива может погубить, а может и спасти. Обычно Шиву изображают танцующим многоруким и многоглазым. Его священный танец символизирует вечное вращение вселенной.

4. Закрепление изученного - игра-викторина “Проверь себя”.

При проведении игры-викторины используется слайдовая презентация.

Вопросы для повторения:

  1. На каком полуострове находится Индия?
  2. Назови две реки протекающие по её территории.
  3. Гималаи. Что ты знаешь о них?
  4. Кто из обитателей джунглей тебе знаком?
  5. Земледелие являлось основным занятием индийцев, а что они выращивали?
  6. Что ты знаешь о древнейших городах Индии?
  7. Индуизм. Какие из его богов тебе знакомы?

5. Решение поставленного в начале урока логического задания.

Выслушиваются ответы учащихся, формируется вывод (слайд 16):

Чудеса Индии:

- благоприятные природные и климатические условия,

- плодородные земли;

- полноводные реки,

- защищенность от нападений врагов (Индийский океан, Гималаи);

- памятники культуры

6. Выставление оценок за урок.

7. Организация домашнего задания.

§ 20, пересказ “Сказания о Раме”.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебное занятие «Природа и люди Древней Индии» с презентацией и модулями

Учебное занятие «Природа и люди Древней Индии».     Для работы с учебными  модулями Единой коллекции образовательных ресурсов необходимо заранее  установить  програм...

Урок истории "Природа и люди Древней Индии"

Данный урок изучения нового материала включает использование разнообразных форм и методов работы. Учащиеся работают с картой, источниками, текстом учебника, по ходу урока заполняют рабочий лист и выст...

Урок истории 5 класс. Тема: Природа и люди Древней Индии

Разработка урока "Природа и люди Древней Индии" содержит технологическую карту, презентацию урока и раздаточный материал. На уроке предполагается самостоятельная работа учащих...

«Природа и люди Древней Индии»

На уроке учащиеся познакомятся с природой, занятиями, религиозными верованиями жителей Древней Индии....

Конспект урока "Природа и люди Древней Индии". 5 класс

Урок-путешествие с использованием элементов игровой и проблемно-поисковой технологии, можно использовать презентацию и кинофрагменты из фильма "Садко"....

Конспект урока по Истории Древнего мира в 5 классе "Природа и люди Древней Индии"

Содержание урока "Природа и люди Древней Индии" соответствует требованиям современного образовательного стандарта. Урок сопровождается демонстрацией мультимедийной презентации....

Технологическая карта по истории Древнего мира " Природа и люди Древней Индии"

Материал по истории Древнего мираКласс: 5      Предмет: История Древнего мираТип урока: Усвоение знаний, навыков и умений.Место и роль урока в изучаемой теме: урок изучен...