Урок в 5 классе по теме «Природа и местонахождение Древней Греции».
план-конспект урока (история, 5 класс) на тему

Знакомство учащихся с особенностями географического положения, природы Древней Греции, занятиями её жителей, с древнейшим периодом греческой истории.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_v_5_klasse.docx175.83 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока в 5 классе по теме

«Природа и местонахождение Древней Греции»

Форма урока: комбинированный урок (изучение нового материала с элементами практической работы).

Оборудование: учебник Вигасина А.А.; индивидуальные карточки с заданиями на урок; презентация «Древнейшая Греция»; компьютер, мультимедийная установка.

Цель: познакомить учащихся с особенностями географического положения, природы Древней Греции, занятиями её жителей, с древнейшим периодом греческой истории.

Задачи: 

  1. развитие познавательного интереса, мышления, речи;
  2. воспитание у учащихся эстетического вкуса, стремления к знаниям, уважения к историческому прошлому;
  3. формирование навыка работы с исторической картой и историческими источниками.

Ожидаемые результаты: учащиеся должны уметь назвать основные географические объекты, уметь рассказать о природе Древней Греции, усвоить новые исторические понятия, развивать навыки работы с текстом учебника.

Методические приёмы: 

  1. беседа;
  2. работа с текстом учебника;
  3. постановка проблемного задания;
  4. описание;
  5. рассказ.

План урока:

  1. Организационный момент.
  2. Введение в тему: «Природа и местонахождение Древней Греции».
  3. Географическое положение Древней Греции. Раздробленность Греции.
  4. Природные условия Древней Греции.
  5. Занятия населения.
  6. На Древнем Крите.
  7. Миф о Тесее и Минотавре.
  8. Закрепление.

Ход урока:

  1. Организационный момент. Приветствие учащихся. Психологический настрой на урок.

            Прозвенел звонок для нас.
               Все зашли спокойно в класс.
            Встали все у парт красиво,
         Поздоровались учтиво.
           Тихо сели, спинки прямо.
             Вижу класс наш хоть куда.
          Мы начнём урок друзья.

- Улыбнёмся друг другу и пожелаем хорошего настроения.

Учитель: Я очень рада видеть ваши весёлые глазки. Вижу, что вы готовы к работе. У меня сегодня таинственное и радостное настроение, потому что мы отправляемся с вами в очередное путешествие по Великой Стране История. Удачи вам и новых открытий!

  1. Определение темы урока.

Сегодня на уроке мы будем знакомиться со страной, в которой один раз в четыре года можно было услышать такую радостную весть: «Все в Олимпию! Священный мир объявлен, дороги безопасны! Да победят сильнейшие!».

О какой стране идёт речь?

Итак, наша новая тема «Природа и местонахождение Древней Греции».

  1. Воспользовавшись ключевыми словами, подумайте и скажите, какова цель нашего урока.

Сегодня на уроке я хочу узнать…

                                                     выяснить…

Для достижения поставленной цели, мы должны познакомиться с географическим положением Греции, природными условиями, занятиями жителей, узнать, где находится остров Крит, кто такие критяне и посмотреть миф о Тесее и Минотавре.

В течение всего урока каждый из вас будет оценивать свою работу по пунктам плана на листах оценивания. В конце урока вы сможете оценить свою деятельность.

Мы с вами приступаем к изучению истории нового государства – Древняя Греция. Цивилизация, созданная древними греками, сделала огромный вклад в историю всего человечества. Многие вещи, которые нас окружают, которыми мы пользуемся в повседневной жизни, появились именно благодаря грекам. Наши имена, науки, названия предметов - всё это дар, принесённый нам жителями Древней Греции.

Начинаем знакомство с Грецией. Представим себе, что мы финикийские мореплаватели, которые отправились в далёкое плавание. Двигаясь на северо-запад, мы пересекаем Средиземное море и попадаем в Эгейское море. Вокруг него жил народ, который называл себя эллинами, а страну - Элладой. Мы же называем их греками, а страну – Грецией.

Географическое положение Древней Греции. Откройте учебник на с. 112, внимательно изучите карту.

Задание: Используя карту и выполняя задания на карточках, определите местоположение Древней Греции.

  1. На каком полуострове находится Греция?
  2. С каким полуостровом Греция граничит на востоке?
  3. Найдите на карте море, омывающее Грецию с запада.
  4. Водами, какого моря Греция омывается на востоке? 

Ответ: Греция расположена на юго-востоке Европы: на Балканском полуострове, западнее полуострова Малая Азия, в Средиземноморье. На западе государство омывается Ионическим морем, на востоке – Эгейским.

Оцените свою работу на данном этапе (в листах самооценки).

Раздробленность Греции.   

           Природа разделила Грецию на три части: Северную, Среднюю, Южную. Горы делят каждую часть Греции на мелкие области. Из одной области в другую можно было проплыть по морю или пройти по горным тропинкам.

А теперь давайте попробуем выяснить, какие природные условия окружали жителей Греции.

Работая в парах, вы заполняете таблицу, используя карту и ваши знания.

Время на выполнение задания - 3 минуты.

Природные условия

Древний Египет

Древняя Греция

Реки

Полноводные

Мелкие пересыхающие речки

Почва (в долинах реки)

Плодородная мягкая

Плохая, горная

Море

Средиземное

Омывает всю Грецию

Горы

Нет

Много, непроходимые

Климат

Тёплый

Тёплый

Оцените себя.

Занятия населения.                     

Задание: используя раздаточный материал и опираясь на знания, полученные ранее, попробуйте определить основные занятия древних греков.

Ответ: Древние греки занимались ремеслом, мореплаванием, торговлей, выращиванием оливок и винограда.

Оцените себя.

Физкультминутка.

Давайте, попробуем «оживить» хвалебную песню, заменяя некоторые слова движениями.

Когда ты встаёшь и восходишь на востоке – гонишь мрак, то вся земля торжествует.

От лучей твоих оживают цветы и растения на полях.

Птицы взлетают из гнёзд и поют тебе хвалу.

Сияние твоё проникает в глубины вод, а на поверхности реки плещутся рыбы.

Люди просыпаются, поднимают руки к тебе и принимаются за работу.

Встали, руки вверх, потянулись.

 

Кистями рук делаем «фонарики».

Руки в стороны, изображаем взмахи крыльев.

Вытянуть руки перед собой, кистями изображаем плеск рыб.

Руки вверх, потянулись, опустили руки, сели на место.

Самое первое государство в Европе образовалось на острове Крит тогда, когда в долине Инда возникли древнейшие города.

 

Сообщение о Крите. Работа с историческим документом.

Крит - остров в восточной части Средиземного моря, протянувшийся с запада на восток более чем на 200 км. Большую часть острова занимают горы. В северной части горы плавно переходят в равнину, а берег имеет много заливов и бухт, удобных для захода и стоянки кораблей. Жизнь критян зависела от моря: полей, пригодных для сельского хозяйства было мало. Средства к существованию давали рыбная ловля и морская торговля. Могущество Крита было основано на силе его флота. Города Крита не были окружены стенами - его стенами были корабли.

Беседа о Крите.

- Назовите местоположение острова Крит.

- Как местоположение Крита влияло на занятия критян?

Древнегреческий поэт Гомер так описал остров Крит в поэме «Одиссея».

Есть такая страна посреди – цветного моря,

Крит прекрасный, богатый, волнами отовсюду омытый,

В нём городов - девяносто, а людям, так нету и счёта…

Кносс – между всех городов величайший на Крите.

Царил в нём девятилетьями мудрый Минос…

Об отношениях между греками и критянами, жителями Крита, рассказывают древние сказания. Одно из них - это миф о Тесее и Минотавре.

Сказания о богах и героях в Древней Греции передавались из уст в уста, от одного поколения к другому.

- Что такое миф?

Миф - это фантастическое сказание о богах и героях.

Видеофрагмент мифа о Тесее и Минотавре.

             В глубокой древности на острове Крит существовала могучая морская держава. Царь Минос подчинил своей власти острова в Эгейском море и многие греческие города.

             У царя был громадный дворец с бесчисленным количеством комнат и коридоров - Лабиринт. Заблудившийся в Лабиринте неизбежно попадал в центральный зал, где жил Минотавр - чудовище с человеческим телом и головой быка. Греческий город Афины (в Средней Греции) должен был ежегодно отправлять на съедение чудовищу семь юношей и семь девушек.

Закрепление изученного материала.    

Итак, чтобы вы рассказали о Древней Греции, побывав там, в роли финикийских мореплавателей.

Итог урока: Греция - бедная страна, в древности с трудом обеспечивала себя хлебом. В то же время её природные условия были благоприятными для развития ремёсел (кузнечного, оружейного, гончарного, ювелирного, ткацкого).

На листах оценивания оцените свою деятельность. Оценки за урок.

Вопрос: Поднимите руки, кто хотел бы посетить Грецию?

Домашнее задание: & 24.

 

Рефлексия.

Закончен урок, и выполнен план,

Спасибо, ребята, огромное вам

За то, что упорно и дружно трудились,

А мы вами всеми сегодня гордились!

Дочитайте миф (с. 114).

Кому понравился урок возьмите на память закладку.

    В сапожной мастерской                                     В мастерской кузнеца                                        

          Сбор оливок                                                      Статуэтка пахаря

  Мальчик, ловящий рыбу                                              В рыбной лавке          

  1. На каком полуострове находится Греция?

  1. С каким полуостровом Греция граничит на востоке?

 

  1. Найдите на карте море, омывающее Грецию с запада.

  1. Водами, какого моря Греция омывается на востоке? 

  1. На каком полуострове находится Греция?

  1. С каким полуостровом Греция граничит на востоке?

 

  1. Найдите на карте море, омывающее Грецию с запада.

  1. Водами, какого моря Греция омывается на востоке? 

  1. На каком полуострове находится Греция?

  1. С каким полуостровом Греция граничит на востоке?

 

  1. Найдите на карте море, омывающее Грецию с запада.

  1. Водами, какого моря Греция омывается на востоке? 

Природные условия

Древний Египет

Древняя Греция

Реки

Почва (в долинах реки)

Море

Горы

Климат

Природные условия

Древний Египет

Древняя Греция

Реки

Почва (в долинах реки)

Море

Горы

Климат

Сообщение о Крите. Работа с историческим документом.

Крит - остров в восточной части Средиземного моря, протянувшийся с запада на восток более чем на 200 км. Большую часть острова занимают горы. В северной части горы плавно переходят в равнину, а берег имеет много заливов и бухт, удобных для захода и стоянки кораблей. Жизнь критян зависела от моря: полей, пригодных для сельского хозяйства было мало. Средства к существованию давали рыбная ловля и морская торговля. Могущество Крита было основано на силе его флота. Города Крита не были окружены стенами - его стенами были корабли.

Сообщение о Крите. Работа с историческим документом.

Крит - остров в восточной части Средиземного моря, протянувшийся с запада на восток более чем на 200 км. Большую часть острова занимают горы. В северной части горы плавно переходят в равнину, а берег имеет много заливов и бухт, удобных для захода и стоянки кораблей. Жизнь критян зависела от моря: полей, пригодных для сельского хозяйства было мало. Средства к существованию давали рыбная ловля и морская торговля. Могущество Крита было основано на силе его флота. Города Крита не были окружены стенами - его стенами были корабли.

Сообщение о Крите. Работа с историческим документом.

Крит - остров в восточной части Средиземного моря, протянувшийся с запада на восток более чем на 200 км. Большую часть острова занимают горы. В северной части горы плавно переходят в равнину, а берег имеет много заливов и бухт, удобных для захода и стоянки кораблей. Жизнь критян зависела от моря: полей, пригодных для сельского хозяйства было мало. Средства к существованию давали рыбная ловля и морская торговля. Могущество Крита было основано на силе его флота. Города Крита не были окружены стенами - его стенами были корабли.

                                                   Ф. И. ____________________________________

Оценочный лист

Вид деятельности

Баллы

  1. Определите местоположение Древней Греции.

  1. Заполните сравнительную таблицу: «Природные условия».

  1. Определите основные занятия древних греков.

Общее количество баллов:

                                                   Ф. И. ____________________________________

Оценочный лист

Вид деятельности

Баллы

  1. Определите местоположение Древней Греции.

  1. Заполните сравнительную таблицу: «Природные условия».

  1. Определите основные занятия древних греков.

Общее количество баллов:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок по истории в 5 классе на тему "Природа и люди Древней Индии"

вводный урок по изучению Древний Индии. Раздаточный материал....

Открытый урок истории в 5 классе по теме: «Боги и герои Древней Греции».

Урок по истории Древнего мира, по теме "Боги и герои Древней Греции"...

Урок истории в 5 классе по теме: «Олимпийские игры в Древней Греции»

Свой урок я построила в соответствии с требованиями ФГОС основного общего образования, используя информационно-коммуникативные технологии, метод проблемного обучения....

Интегрированный открытый урок история + физкультура по теме: "Олимпийские игры в Древней Греции"

Цель урока: Создать представление об историческом значении и возрождении Олимпийских игр в Древней Греции на уроках истории и физической культуры.Задачи урока: познакомить учащихся с историей Олимпийс...

Интегрированный открытый урок история + физкультура по теме: "Олимпийские игры в Древней Греции"

Цель урока: Рассказать об историческом значении и возрождении Олимпийских игр в Древней Греции на уроках истории и физической культуры.Задачи урока:рассказать ученикам историю Олимпийских игр, пе...

открытый урок по истории в 5 классе на тему: Мифы и легенды Древней Греции"

Цель урока: закрепить, обобщить и систематизировать знания обучающихся по теме.Задачи урока:1. Образовательные:- проконтролировать степень усвоения основных знаний по теме;- привлечь обучающихся ...