Воспитательные технологии как ведущий механизм формирования современного ученика
методическая разработка по истории по теме

Баринова Ольга Евгеньевна

 

Воспитательные технологии как ведущий механизм формирования современного ученика.

(Воспитание гражданина – патриота на уроках истории, в семье и во внеклассной работе).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vospitatelnye_tehnologii.doc100.5 КБ

Предварительный просмотр:

         

Баринова Ольга Евгеньевна, учитель истории и обществознания МБОУ гимназии №2 г.Зарайска,  Московской области.    

Воспитательные технологии как ведущий механизм   формирования современного ученика.

(Воспитание гражданина – патриота на уроках истории, в семье и во внеклассной работе).

                                                 

Воспитание гражданина – патриота.

Среди воспитательных технологий как ведущего механизма формирования современного ученика огромное значение имеет патриотическое воспитание.

Россия идет по пути демократических преобразований, по пути своего возрождения. Вот почему сегодня на первый план вышла проблема воспитания гражданина – патриота России. Идея патриотизма должна быть направлена на консолидацию российского общества, на его духовно-нравственное, политическое и экономическое возрождение. Об этом свидетельствует и государственная  программа «Патриотическое воспитание граждан РФ», принятая на 2006-2010 годы.

Педагогика патриотизма – это целостный воспитательный процесс, сущностью которого является любовь к Родине, идеал Родины. В ходе и результате этого процесса происходит становление личности, ее патриотическое самосознание; закрепление и развитие осознанного желания жить для Родины, отдавать ей свой талант, труд, творчество; готовность и способность в нужный момент встать на защиту ее интересов и территориальной целостности.

Патриотизм как понятие:

- любовь к Родине, социально-значимая, нравственная сущность, объединяющая весь спектр ощущений, возникающих в процессе отношений в разных сферах жизни и видах коллективной творческой деятельности;

- проявление общественного сознания и самосознания;

- осознанное желание и развитое умение жить для Родины;

- общественно-политический принцип российской государственности.

Педагогика патриотизма как общенациональная идея.

Педагогика патриотизма может стать общенациональной идеей, так как важнейшим условием становления гражданского общества в России являются воспитание и развитие патриотической направленности граждан РФ. Но она может стать таковой, если:

- будет носить всеобщий характер, т.е. касаться интересов каждого гражданина России;

- на ее реализацию будет выделяться достойное финансирование;

- будет достигнуто признание ее как общенациональной нравственной ценности;

- в результате ее реализации будет достигнут высокий экономический эффект;

- ее реализация будет способствовать оздоровлению общества, повышению ее культуры и благосостояния;

- она будет консолидировать общество, объединять его;

- она будет носить открытый характер с помощью СМИ, раскрывающих ее сущность, значимость.

Содержательные компоненты педагогики патриотизма.

Гражданский: знание основных законов государства, их осознанное исполнение, политических партий и их программ; знание своих прав и обязанностей; активное участие в политической жизни страны; признание и обеспечение равных прав и свобод человека и гражданина независимо от его расы, национальности, языка, отношения к религии.

Национальный (этнический): формирование и развитие культуры межнациональных отношений; уважение к быту, культуре, традициям других народов.

Интеллектуальный: изучение основ наук, достижений российской науки; познание человеческого фактора в истории, общественно-экономической и духовной жизни народов; формирование патриотического видения мира.

Нравственно-этический: формирование и развитие нравственной культуры отношений, этики поведения в обществе; совестливости в отношениях между людьми, в действиях и поступках; забота об окружающих людях, о старшем поколении, неравнодушие к судьбам других людей; активная жизненная позиция.

Семейно-бытовой: формирование и развитие этики семейных отношений; подготовка к семейной жизни; нравственность в отношениях супругов; ответственное отношение к воспитанию детей, забота об их здоровье, обеспечение им достойного образования, труда и отдыха; заботливое чуткое отношение к старшему поколению семьи; семейные традиции и праздники; летопись семьи, уважительное отношение к своей родословной, к памяти поколений семьи.

Социально-экономический: изучение социально-экономической ситуации в стране; умение ориентироваться в социально-экономических основах нашего общества и адаптироваться в любой жизненной ситуации; давать оценку политическим деятелям; глубокое изучение профессии, знание ее роли в жизни страны; подготовка себя к реализации своих знаний, творческих способностей, своего таланта на благо Родины.

Военно-спортивный: развитие готовности с способности к защите Отечества; формирование своего физического развития личности; уважение к великому героическому прошлому, к поколению ветеранов, к их подвигу во имя Родины; изучение военной истории России, дней ее воинской славы, желание видеть свою страну могучей и великой державой.

Экологический: бережное отношение к природе, желания и умения участвовать в природоохранных акциях; углубление знаний о состоянии экологической обстановке в стране и регионе, участие в обсуждении вопросов экологии и направлений экологической деятельности.

Духовный: изучение истории православной культуры, изучение истории религиозных конфессий в России, их традиций; воспитание терпимого отношения к религиозным чувствам других людей; знание и уважение закона о свободе совести, охрана памятников христианской культуры; изучение библейских заповедей как основы общечеловеческой нравственности.

Нравственно-оздоровительный: формирование осознанной готовности  утверждать здоровый образ жизни; вести борьбу с порочными привычками; формировать культуру досуговой деятельности; соблюдать личную гигиену; осознанно заботиться о своем здоровье, заниматься профилактикой здоровья, утренней гимнастикой.

Культурно-эстетический: изучение достижений российской и мировой культуры, вклада России в мировую культуру; изучение культуры народов России, их культурных традиций;  развитие эстетической культуры личности, умения понимать и наслаждаться произведениями искусства; знать фольклорные традиции России, народные промыслы и ремесла, развивать свои творческие способности и таланты через систему  самодеятельного искусства и творчества.

Принципы педагогики патриотизма.

Патриотическая направленность.

Он направлен на формирования личности гражданина-патриота, обеспечение полного соответствия всех направлений работы требованиям общества, политике России. Этот принцип реализуется через непосредственную связь всей воспитательной работы с общественно-политической и социально-экономической жизнью страны.

Гуманизм.

Принцип направлен на утверждение человечности в отношениях между людьми. Он означает признание ценности человека как личности, его права на свободное развитие и проявление своих способностей, максимальное уважение и требовательность к человеку.

Сотрудничество.

Он означает развитие умения коллективно решать творческие задачи, работать в команде, умение высказывать и отстаивать свою точку зрения и уважительно

 относиться к мнениям других.

Здоровый образ жизни.

Он обусловлен необходимостью воспитания здорового поколения, решением острых проблем демографии. Он означает разработку и реализацию здоровьесберегающих технологий на всех этапах жизнедеятельности человека, создание системы охраны здоровья населения, борьбу с курением, алкоголизмом, наркоманией, подготовку молодежи к семейной жизни.

Самодеятельность, самоорганизация.

Он означает необходимость активного развития самодеятельных начал в работе с детскими коллективами, взаимодействие педагогов с детскими общественными объединениями и клубами, стимулирование инициативы и общественной активности школьников, их способности к самоорганизации, постоянное участие самих школьников в планировании, подведении итогов и оценке результатов каждого дела и всей работы коллектива.

Учет возрастных и индивидуальных особенностей.

Необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности развития детей и подростков, проявлять постоянное внимание к особенностям формирования личности школьника, своеобразию его духовного мира, заботиться о хорошем эмоциональном и физическом состоянии каждого школьника.

Преемственность, непрерывность, цикличность.

Принцип обусловлен целостностью процесса патриотического воспитания, системным, комплексным характером его осуществления. Этот принцип требует вести работу с детьми и подростками разных возрастов в течение всего учебного года, а также в летние каникулы по месту жительства и в загородных базах отдыха, создание педагогических ситуаций через реализацию программ тематических периодов воспитательного воздействия.

Романтика, интерес, игра.

Он означает необходимость раскрытия в яркой эмоциональной форме величественной боевой и трудовой истории России, ее традиций, знание символов России, атрибутов и ритуалов в работе с детским коллективом, активного использования игры и игровых приемов в организации работы с детьми.

Толерантность.

Принцип обусловлен многонациональным составом народа России.

Он означает создание педагогических условий для воспитания культуры межнациональных отношений; изучение истории и культуры разных народов России, их обычаев, традиций; сохранение и развитие дружеских отношений; содействие мирному разрешению межнациональных конфликтов.

Единство требований.

Он означает разработку системы педагогического воздействия, системы таких требований, распоряжений и рекомендаций, которые способствовали бы развитию всех сторон личности воспитанника (познавательно-мировоззренческой, эмоционально-волевой, действенно-практической), становлению и развитию патриотической направленности личности, создание в обществе единого воспитывающего влияния на подрастающее поколение на основе уважения и требовательности, единства требований к ребенку в семье, школе, дошкольных учреждений.

Воспитание в коллективе и через коллектив.

Именно в коллективе происходят создание и реализация всех педагогических ситуаций, развитие всех сторон личности, здесь формируются отношения к разным сторонам жизни, практические навыки и умения, складывается характер школьника, его патриотическое видение мира. Принцип воспитания в коллективе и через коллектив осуществляется в едином коллективе воспитателей и воспитанников: воспитания воспитателями воспитанников, самовоспитания воспитанников – взаимного и личного самовоспитания воспитателей.

Цели педагогики патриотизма.

Воспитание гражданина-патриота Родины, владеющего интеллектуальной, нравственной, правовой и политической культурой России и мира, культурой межнациональных отношений, умеющего адаптироваться в любой жизненной ситуации, способного и готового встать на защиту Отечества.

Основные задачи:

- формировать патриотическое мировоззрение через овладение системой знаний в процессе учебы;

- формировать и развивать в разных педагогических ситуациях гражданское и национальное самосознание школьников;

- способствовать развитию активной жизненной позиции, умения применять полученные знания о природе и обществе в своей практической коллективной творческой деятельности;

- формировать и развивать способность и готовность к защите Отечества в педагогических ситуациях, реализуемых в военно-спортивной, допризывной деятельности.

Стержневые понятия.

Ими являются: семья – школа – Родина – память.

Семья – это необходимый компонент социальной структуры любого общества. Через семью воспитываются и сменяются поколения людей, в ней осуществляется «производство» самого человека, продолжение рода. В семье происходит первичная социализация и воспитание детей вплоть до достижения ими гражданской зрелости.

В современной ситуации семья в России переживает сложный период: она несет повышенную социально-экономическую нагрузку и вынуждена решать проблемы жизнеобеспечения, выживания в ущерб воспитанию. Сегодня появилась необходимость возрождения всего лучшего, что было накоплено в семейном воспитании за прошлые годы, создания новой системы семейного воспитания, взаимодействия семьи и школы, педагогического просвещения родителей.

Школа, в последние десятилетия определившая в качестве своей основной задачи процесс передачи знаний, фактически устранилась от решения проблемы воспитания, а ведь школа – это учебно-воспитательное учреждение, осуществляющее под руководством педагогов обучение и воспитание подрастающего поколения.

Сегодня проблема воспитания выдвинулась на первый план, поставлена задача разработки системы по воспитанию подрастающего поколения. Гражданин и патриот начинаются в школе: прежде чем стать гражданином и патриотом Родины, школьник должен научиться быть гражданином патриотом своей школы, знать и чтить ее историю, традиции, строить гуманные отношения с учителями и одноклассниками, активно участвовать во всех делах и акциях школы.

Родина – понятие, объединяющее в себе все стороны жизни, весь спектр отношений школьника к окружающему миру: к Родине, людям, природе, культуре, труду, коллективу, к самому себе.

А стержнем этих отношений стал идеал Родины, осознанное желание и развитое умение жить для своей страны.

Память – важнейшая составляющая патриотического воспитания, она  отражает связь поколений, их преемственность, желание узнать историю Родины, ее боевые и трудовые достижения. Это понятие включает заботливое отношение к ветеранам, заботу о местах захоронения воинов, уход за мемориальными памятниками. Создание музеев как хранителей этой памяти, походы по местам боевой славы. Память живет в каждой семье, она начинает сознавать необходимость изучения своей родословной, семейных традиций, трудовых династий. Все это рождает в сердцах юных поколений чувство гордости за свою Родину, восхищение подвигами старших поколений, уважительное и заботливое отношение к ним.

Виды деятельности:

- учебная;

- трудовая;

- производственная;

- военно-спортивная;

- туристическая;

- эстетическая;

- досуговая;

- бытовая.

Методы педагогики патриотизма.

Методы воспитания достаточно полно и основательно разработаны в отечественной педагогике, например, концепция академика И.П. Иванова.

Методы убеждения. Короткое разъяснение, рассказ-размышление, убеждение на собственном опыте, обсуждение собственного опыта, спор, дискуссии и др.

Методы побуждения. Увеличение радостной перспективой, увлечение добрым делом, творческим поиском; увлечение героическим, прекрасным, необычным, таинственным;  поощрение, награды, похвала; требование, напоминание и др.

Методы приучения. Оптимальный режим жизни, творческое поручение, творческая игра, соревнование, традиции, личный пример и др.

Структура воспитательного коллектива:

- воспитатели, учителя, преподаватели, кураторы, наставники, офицерский состав, социальные работники, священники;

- дети, подростки, студенты, курсанты, молодые специалисты, воины, прихожане;

- родители;

- старшее поколение.

Макросистема и микросистема педагогики патриотизма.

Макросистема: система патриотического воспитания в рамках города.

Микросистемы:

- патриотическое воспитание в семье;

- система патриотического воспитания в дошкольном образовательном учреждении;

- система патриотического воспитания в образовательных учреждениях всех типов и видов;

- система патриотического воспитания в  учреждениях дополнительного образования;

- система патриотического воспитания в профессиональных учебных заведениях всех типов (вузы, техникумы, колледжи, училища);

- система патриотического воспитания в учреждениях, организациях, на предприятиях всех форм собственности, в Церкви.

Управленческая деятельность в системе патриотического воспитания должна быть сосредоточена в Советах по патриотическому воспитанию в образовательных учреждениях разных видов и типов, в учреждениях и организациях.

В нашей гимназии такой Совет есть:

председатель Совета – заместитель директор по УВ работе – Цырульникова Г.А.; учителя истории – Баринова О.Е., Щавелева Т.Н., Терехина О.С.;

учитель географии, руководитель ШМО классных руководителей – КаплинаИ.В.

Изучив работы  многих ученых, педагогов по патриотическому воспитанию школьников, в том числе и статью В.С. Горбунова, кандидата педагогических наук «Воспитание гражданина-патриота: системный подход»  (ж. Воспитание школьников, №1,2010г.), имея собственный большой педагогический опыт, я могу сказать, что в нашей школе существует система патриотического воспитания.

События последних лет говорят о том, что происходит девальвация ценностей и сейчас, резко снижается воспитательное воздействие российской культуры, искусства, образования. В общественном сознании получили широкое распространение равнодушие, цинизм, эгоизм, индивидуализм, агрессивность.

Вот почему сегодня, как никогда, возрастает роль школы в патриотическом воспитании и особенно преподавание предметов гуманитарного цикла (литературы, истории, обществознания).

Преподаватели истории нашей гимназии в своей работе стремятся к тому, чтобы знания уч-ся и их нравственное содержание превратилось в убеждения, чтобы они прошли через интеллектуальную, эмоционально-волевую сферу личности учащегося. А для этого необходимо в процессе обучения создать такие условия, чтобы школьники не просто воспринимали изложение  учителя или текст учебника,  а принимали непосредственное активное участие в усвоении, разборе и обобщении изучаемых событий, давали им самостоятельную морально-этическую оценку.

На своих уроках учителя истории стараются воспитывать гражданина своей страны на основе усвоения детьми ее богатейшей истории и культуры. В процессе изучения героического прошлого и боевых традиций народов нашей страны в борьбе с иноземными захватчиками, военных событий отечественной истории открываются широкие возможности для формирования исторического сознания, чувства гордости за свою отчизну, патриотического воспитания уч-ся. В 6-7 классах при изучении тем о борьбе русского народа с иноземными захватчиками уделяем внимание беседам о доблести и мужестве русских воинов, их горячей любви к Родине.

Важное воспитательное значение имеют, наиболее яркие моменты полководческой деятельности А.Невского, Д.Донского, Д. Пожарского, Петра1.

В 8 классе при изучении темы «Отечественная война 1812 года» подчеркиваем, что с самого начала война приобрела справедливый, народный характер. Чувство гордости за Отечество вызывают у уч-ся имена прославленных героев этой войны: М.И. Кутузова, Багратиона, Д.Давыдова, Раевского и др. Рассказывая о партизанском движении в народной войне, говорим уч-ся, что один из отрядов был сформирован в Зарайском уезде и принимал участие в удержании с. Дединово ныне Луховицкого района.

Сегодня существуют разные точки зрения на события 1825 года. В одних учебниках это называется восстанием, в других выступлением. Но как бы это сегодня не называли, эта тема дает большие возможности для нравственного,  в том числе, и патриотического воспитания. На уроках по этой теме использую стихотворение Пушкина «Деревня», «К Чаадаеву» и Рылеева «К временщику». Это помогает вовлечь уч-ся в круг тех проблем, которые волновали передовых людей того времени.

При изучении тем «Крымская война» и «Русско-турецкая война 1877-1878г.г.» дополняем материал уроков дополнительными сведениями о роли русской интеллигенции в этих войнах: врачах - Пирогове, Боткине, Склифосовском, художниках - Верещагине, Поленове и др.  

Раскрывая тему: «Русско-турецкая война 1877-1878г.г.», рассказываю о героическом подвиге 140 Зарайского пехотного полка, освобождавшего Болгарию.

С большим волнением всегда приступаю к изучению темы «Великая Отечественная война». Сопереживание и сострадание человеку прошлого необходимы на уроке. Но, к сожалению, делать это становится все труднее. Но я стараюсь так построить урок, подобрать материал, чтобы он затронул душу и сердце ученика.  Стихи О.Бергольц, К. Симонова, воспоминание о блокадных днях Ленинграда М.М.Прагер и другие материалы позволяют мне создать на этих уроках высокую степень эмоционального воздействия на уч-ся. К сожалению, на эту тему в 9, 11 классах отводится очень мало времени. Поэтому недостаток времени компенсирую во внеклассной работе по предмету.

Одной из острых  проблем сегодня является молодежная. Поэтому стараюсь вовлекать уч-ся в полемические споры, дискуссии. Уч-ся должны знать, что мнение, позиция автора учебника или авторского коллектива не всегда  совпадает с точкой зрения других ученых. Разумеется, я учитываю уровень подготовленности уч-ся, их знания. Следует предлагать дискуссию по тем проблемам, которые им посильны. На таких уроках важно не навязывать уч-ся свою точку зрения, они не должны бояться высказывать свое мнение, зная, что учитель с уважением отнесется к их точке зрения. Таких дискуссионных вопросов много в истории России 10-11 классов. Важно, что ученики учатся слушать иное мнение, уважительно относиться к оппоненту, учатся выражать свою гражданскую позицию по тому или иному вопросу.

Никогда не ухожу от обсуждения острых проблем, волнующих молодежь, зная, что сегодня мало кто выписывает газеты и журналы, а о жизни страны в основном, узнают по телевидению и интернету. Поэтому стараюсь найти время для обсуждения с уч-ся острых проблем.

Многое делается в гимназии по воспитанию уважительного отношения к символам РФ – Гербу, Флагу, Гимну.

Вопросы патриотического воспитания обсуждаются на педагогических советах:

 «Гражданское образование: опыт, проблемы, перспективы» 15.04.2010.

Я проводила классный час в 8а класс «Я – гражданин России».

Задачи гражданского, патриотического воспитания огромны, и одной школе их не решить. Школа будет успешнее решать эти задачи, если будет единство школы и семьи. Семья как фактор воспитания – это первая культурная ниша, откуда берут начало духовно-нравственное, социально-поведенческое, событийное составляющие каждого ребенка. Видный советский педагог В.А. Сухомлинский главными задачами семейного воспитания считал подготовку гражданина – патриота,  труженика и семьянина. Многочисленные социологические опросы показали, что разные респонденты отводят ведущую роль в патриотическом воспитании семье.  В тех опросах обнаружилось, что сами родители так не считают (70% опрошенных родителей).

В подавляющем большинстве семей (89%) темы социальной активности детей и подростков в школе вообще не обсуждаются.

Взаимодействие школы и семьи в патриотическом воспитании уч-ся реализуется по следующим направлениям:

- развитие представлений школьников о духовности; патриотизме;

- формирование мотивов, побуждающих детей к совершению социально значимых поступков;

- формирование опыта патриотического поведения ребенка;

- педагогическое просвещение родителей.

Воспитание любви к Родине начинается  в семье, с воспитания уважения к родителям, любви к своему дому, малой Родине. Классные руководители на родительских собраниях говорят о значении семьи в формировании у детей стойких нравственных убеждений, позиций и прежде всего о необходимости соблюдать и уважать семейные традиции. А это невозможно без знания своей родословной, своих корней.  В прежние времена люди хорошо знали свою родословную, гордились ею (особенно дворяне).

В советское время эта память была уничтожена, вроде как все мы из семей рабочих и крестьян, а эксплуататоры уничтожены. Сегодня мы опомнились и пытаемся внушить детям и родителям, что надо знать свою родословную, учим ее составлять.

Все дальше от нас уходят сороковые – роковые. Но пока еще живы участники тех суровых событий, труженики тыла, жива и память. Поэтому учащиеся записывают воспоминания о войне своих бабушек, дедушек, прабабушек, прадедушек.  На уроках краеведения уч-ся пишут работы «Моя семья в годы войны». Чтобы написать такую работу, надо за семейным столом послушать воспоминания свидетелей тех лет, посмотреть награды, узнать, за что они получены.

Дети часто приносят эти награды, бережно хранимые в коробочках,  с гордостью рассказывают, за что и получили их родные. Многие сочинения наших ребят печатаются в газете «За новую жизнь», другие являются победителями конкурсов. Классные руководители знают, чьи бабушки и дедушки были участниками войны или тружениками тыла. Они бывают частыми гостями на классных часах, уроках мужества, о них собран материал «Ветераны живут рядом». Любовь к Родине воспитывается и через посещение тех мест, в которых жили люди, прославившие Россию. Во всех поездках принимают участие члены родительских  комитетов. Многие классы побывали на родине С. Есенина, Л. Толстого в Ясной Поляне, А.Чехова в Мелихове, усадьбе Абрамцево Мамонтовых, в Храме Христа Спасителя, в Третьяковской галерее, в Ленинграде, Хатыни, в Брестской крепости. Такие поездки сближают классные коллективы, учителей и родителей.

На родительских собраниях обсуждаются проблемы повышения  авторитета родителей в семье. Ведь хорошо известно, что там, где авторитетные родители, там есть благоприятная почва для формирования нравственных убеждений. Поэтому частыми гостями на классных часах бывают родители, бабушки, дедушки, многое сделавшие для развития нашего города в том или ином направлении.

В 9-11 классах была проведена анкета «Кто оказывает влияние на формирование твоего мировоззрения»: родители, школа и учителя, СМИ, окружающая действительность.

И очень отрадно, что на формирование таких направлений мировоззрения, как уважение государственных символов, традиций своего народа и страны, воспитание духовно-нравственных ценностей (в том числе патриотизма), умение поддерживать дружбу и товарищество в коллективе, семье, сознательного отношения к труду оказывают наряду со школой семья, родители. Так ответили учащиеся. И это вселяет надежду, что есть семьи нравственные. В школе работает родительский лекторий, где поднимаются нравственные темы, в том числе и патриотического воспитания в семье, проводятся вечера вопросов и ответов. В школе с участием родителей проводится  конкурс творческих работ «Семейные радости».

Фотографии, рисунки, видеосъемки рассказывают о том, что объединяет членов той или иной семьи, что им дорого. Затем эти материалы становятся основой экспозиций и экскурсий: «Судьба семьи в судьбе страны».

Ежегодно проводится вечер «И друзей соберу, на любовь свое сердце открою…», на который приходят родители-выпускники и где ведется разговор о нравственном, о корнях, традициях, обычаях.  Результатом совместной деятельности семьи и школы становятся выпуски газет на духовно-нравственные, военно-патриотические темы. Родители гимназии принимают активное участие в ремонте классов, мебели, в разведении цветов, что создает соучастие детей, родителей, школы в создании комфортных условий для учебы, отдыха, досуга школьников. В гимназии стало традицией проведение спортивных праздников: «Мама, папа, я – спортивная семья, походов по родному краю. Опыт работы гимназии показывает, что эффективно  вопросы нравственного воспитания уч-ся могут решаться только при педагогическом взаимодействии школы и семьи.

Большое внимание учителя истории уделяют патриотическому воспитанию во внеклассной работе. Для оценки качества процесса патриотического воспитания существуют разные методики.

Методика наблюдения за уч-ся в период подготовки и проведения в школе патриотических мероприятий.  Ее цель – выявление педагогом  гендерных особенностей мальчиков и девочек при включении их в мероприятия, акции патриотического характера. Данная методика для самоанализа педагогом своей деятельности по патриотическому воспитанию нами используется.

Методика «Мини – сочинение», целью которой является вовлечение подростка в рефлексию смысла патриотической деятельности. Школьникам предлагается написать мини-сочинение на одну из тем: «Почему мне было интересно (неинтересно) участвовать в смотре строя и песни», «Зачем существует школьный музей?», «Я горжусь достижениями своей страны, города» (мне они безразличны) и др. Главным критерием для анализа сочинений подростков должно стать выявление смысла их личного участия в каком-либо виде патриотической деятельности для себя.

На решение диагностической задачи направлена методика «Продолжи предложение». Подросткам предлагается продолжить и завершить следующие предложения: «Я принимаю участие в митинге в честь Дня Победы, потому что…», «Сохранение памяти о героическом прошлом страны необходимо, так как…», «Современному школьнику необходимо получить хорошее образование, потому что…», «Быть истинным патриотом своей школы, города, страны – значит…»

Примером изучения  сформированности  эмоционально-чувственного компонента опыта патриотизма может служить методика наблюдения за проявлением подростком эмоций и чувств  в  связи с событиями и явлениями патриотического характера. Проводимые в школе внеурочные мероприятия патриотического направления не должны быть «легкой развлекаловкой» для школьников, а служили бы их нравственному развитию.

Подобные методики должны способствовать анализу педагогом проектирования патриотического воспитания (что получилось, что нет; что задело за живое уч-ся, а к чему они отнеслись равнодушно).

Существуют методики  оценки качества патриотического воспитания подростков в школе. В качестве одной из методик является тестирование для уч-ся. Цель тестирования: выявить, насколько школьники осознают смысл своего участия в акциях патриотической деятельности. Учащимся предлагается тестовой материал, разделенный на блоки:

Чтобы в будущем стать классным специалистом, полезным обществу, необходимо:

а) правильно выбрать профессию;

б) приложить много сил к получению знаний в школе;

в) заниматься исследовательской работой в области выбранного профиля обучения;

г) иметь достаточно денежных средств.

2. Что нужно современному школьнику для того, чтобы стать продолжателем исторических традиций своей Родины:

а) изучать историю своих семей, города, края, страны;

б) быть активным участником событий в жизни школы, города;

в) затрудняюсь с ответом.

3. Культура современного школьника проявляется:

а) в умении вести себя в обществе;

б) в желании реализовать свои природные задатки (в рисовании, танце, пении и т.д.)

в) в заботе о своем здоровье;

г) в сохранении и приумножении традиций нашей страны.

4. Ваш город нуждается в помощи и заботе. Что вы намерены предпринять?

а) буду собирать единомышленников для активной помощи городу;

б) напишу статью в газету о необходимости помогать своей малой родине;

в) посажу дерево рядом с домом и буду испытывать чувство удовлетворения;

г) затрудняюсь ответить.

5. В городе объявлен конкурс на лучшую улицу, двор. Ваши действия:

а) буду принимать активное участие;

б) изучу историю этой части города;

в) буду следить за тем, как происходит конкурс;

г) мне это неинтересно.

6. Когда в школе проводится митинг памяти:

а) я чувствую сопричастность с историей и боевым прошлым страны;

б) мне неинтересно, но надо присутствовать;

в) не принимаю участие.

7. Когда в школе проводятся мероприятия патриотического направления, то я:

а) горжусь своей причастностью к таким важным вопросам;

б) не могу найти себе достойного применения;

в) не обращаю внимания на происходящее;

г) принимаю участие, потому что меня просят об этом.

8. После окончания школы:

а) я продолжу обучение в другом учебном заведении и буду по возможности участвовать в делах на благо города (поселка);

б) считаю не обязательным участвовать в патриотической деятельности;

в) буду инициатором патриотических начинаний.

Обработав тестовый материал, педагог отмечает активную и пассивную деятельность школьников в вопросах патриотического воспитания. На основании полученных результатов могут быть внесены коррективы в систему воспитательной работы.

Оценка качества процесса патриотического воспитания – это прежде всего оценка профессионализма учителя – воспитателя в проектировании и реализации патриотического воспитания.

В нашей гимназии этот принцип действует.

В процессе патриотического воспитания учителя гимназии проводят анкетирование. Оно нужно, чтобы с ее помощью определить достигнутый уровень, степень продвижения школьников в гражданском воспитании, убедиться в правильности выбранного пути.

Приведу примеры анкет.

Вопросы анкеты для школьников 2-4 классов.

1. Как вы понимаете, что такое Родина? Отечество?

2. Что значит любить Родину?

3. Каких героев нашей Родины вы знаете?

4.Что вы представляете, когда слышите, говорите, думаете о Родине?

5. О каких исторических событиях в стране вы знаете?

6. Что я могу, как школьник, сделать для страны?

Вопросы анкеты для школьников 5-8 классов.

1. Как вы понимаете, что такое Родина? отечество?

2. Что значит любить Родину?

3. Каких героев нашей Родины вы знаете?

4. Интересны ли для вас истории, события, книги, телепередачи, фильмы о своей стране?

5. Что вам особенно интересно, дорого, нравится в России?

6. Что бы вы хотели изменить в стране?

7. Что вы в первую очередь, цените в жизни вообще?

8. О каких исторических событиях в стране вы знаете?

9. Чем может гордиться моя страна?

10. Если бы у тебя была возможность (вместе с семьей, одному) уехать в другую страну, уехал бы?

( Да -, нет -,  почему? -)

11. Патриотизм – это…

12. Гражданин – это…

Гимназия работает по программе «Отечество», учителя истории составили подпрограмму, в которой определены основные направления нравственного, духовного, гражданского и патриотического воспитания. (Программа представлена).

В школе проходят:

Вахта памяти.

Ветераны живут рядом.

Встречи с ветеранами.

Уроки Мужества.

Радиопередачи, посвященные великим битвам Великой Отечественной войны.

Спортивный праздник «А ну-ка, парни».

Конкурсы строя и песни.

Конкурсы песен времен Великой Отечественной войны.

Конкурсы рисунков на военно-патриотические темы.

«Моя семья в годы войны». Многие работы напечатаны в газете «За новую жизнь», являются победителями конкурсов (о чем написано выше).

Уроки Мужества всегда тщательно готовятся с приглашением ветеранов, с выносом Флага РФ, флага Подмосковья и флага города.

Такие мероприятия проводятся не для «галочки», а для того, чтобы это глубоко запало в души учащихся.  Разработаны и проводятся Уроки Мужества: «И врагу никогда не добиться, чтоб склонилась твоя голова…», «Сталинград – город-герой», «Юность, опаленная войной», «Город над вольной Невой» и др.

В гимназии работает Комната Боевой Славы, где собран материал о 58 Истребительном батальоне, о Зарайске военном, о тружениках тыла, о зарайцах – Героях Советского Союза.

Здесь проходят экскурсии на разные темы о Зарайске военном. Особую ценность представляет собранный мной материал по теме: «Зарайск в годы Великой Отечественной войны». Этот материал я использую на уроках краеведения, во внеклассной работе, им пользуются другие учителя.

Мои учащиеся занимаются проектной деятельностью. Такая работа приобщает старшеклассников к самообразовательной деятельности, умению работать с научной литературой, историческими документами. Овладеть такими навыками нелегко. Многие проекты моих уч-ся удостоены звания Лауреата районных проектных, творческих, исследовательских работ.

Таким образом, сегодня патриотическое воспитание подрастающего поколения находится в центре внимания интеграционных воспитательных усилий государства, школы и семьи. Такой подход к реализации концепции педагогики патриотизма должен способствовать формированию системного комплексного воспитания достойных граждан РФ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

IT-технологии как механизм формирования ключевых компетенций учащихся при обучении иностранным языкам в рамках стандартов второго поколения

Формировать информационную компетентность школьников в настоящее время необходимо.  Это связано с освоением ими метапредметных универсальных учебных умений, составляющих основу умения учить...

доклад: Механизмы формирования универсальных учебных действий через современные технологии системно-деятельностного подхода

Для того чтобы адаптироваться в современном мире, который очень динамичен и меняется столь стремительно, уже с раннего школьного возраста ребёнок должен обладать определенными умениями, планировать и ...

«Современные воспитательные технологии, их применение в работе воспитателя» Педагогический совет №4 от 26.03.2019 г. «Эффективные технологии воспитательной деятельности, как средство реализации ФГОС ООО»

Воспитательные технологии – это система научно обоснованных приемов и методик, способствующих установлению таких отношений между субъектами процесса, при которых в непосредственном контакте дост...

Материал выступления на XI региональной научно – практической конференции «Реализация компетентного подхода в образовании».2021 "Воспитательные технологии как ведущий механизм формирования современного обучающегося."

Материал выступления на XI региональной научно – практической  конференции «Реализация компетентного подхода в образовании».2021  "Воспитательные технологии как ведущи...