инновационный опыт работы
методическая разработка по истории по теме

Жавнерова Ольга викторовна

Опыт работы с одаренными детьми

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon opyt_raboty_zhavnerovoyov.doc118 КБ

Предварительный просмотр:

Инновационный  опыт   работы  учителя  истории  и  обществознания

  Жавнеровой Ольги Викторовны 

 

Общие сведения

 Ф.И.О. автора опыта


Учреждение, в котором работает автор опыта, адрес с индексом

Должность с указанием преподаваемого предмета или выполняемого функционала






Стаж работы в должности

Жавнерова Ольга Викторовна


МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №8», ул. Байкузова 137 МО Рузаевка Республика Мордовия




Учитель истории и обществознания


 19 лет

 Сущностные характеристики опыта

Тема инновационного педагогического опыта

Система работы с одаренными детьми

Источник изменений ( противоречия, новые средства обучения, новые условия образовательной деятельности и другие)

Переход к использованию в работе с одаренными детьми учебно-методических комплектов учреждений среднего и высшего профессионального образования

Идея изменений (в чем сущность ИПО: в использовании образовательных, коммуникационно-информационных или других технологий, в изменении содержания образования …)

В использовании информационно-коммуникационных технологий

Концепция изменений

Преимущества в поиске необходимой учебно-методической литературы, особенно в условиях проживания в сельской местности

Условия реализации изменений

Постоянное совершенствование профессионализма учителя

Результат изменений

Призовые места на республиканской олимпиаде по обществознанию в течение последних 5 лет

Публикации о представленном инновационном педагогическом опыте

 

 Описание инновационного опыта учителя

  Все дети гениальны, но эту гениальность, для начала, нужно выявить. И вот это самая трудная работа. Увидеть, почувствовать таких детей на уроке непросто. Одни очень активны на уроке, но неприлежны в домашней работе и работе с дополнительным материалом. Другие незаметны на уроке, но тщательно и с большим интересом работают дома, увлекаются поисками и исследованиями. Задача учителя найти подход к «гениальности» каждого и превратить это в ощутимо-полезный результат, как для ученика , так и для наставника. Дети с признаками одаренности требуют принципиальных «вещей» на уроке, широкого охвата материала, иначе они могут утрачивать интерес к ежедневным кропотливым занятиям. Работать с такими детьми интересно и трудно; в классе, на уроке они требуют особого подхода, особой системы обучения.

 Принципиальных отличий в подходе к работе со способными ребятами нет.  И все же, у каждого учителя есть своя «изюминка», которую он, возможно, использует по отношению к каждому ребенку интуитивно Во - первых, в принципе индивидуализации и дифференциации обучения. В целях реализации этого принципа обучения практикую такие формы работы, как занятия по индивидуальной программе, ускоренное изучение отдельных предметов, расширение знаний по отдельным предметам, причем не обязательно входящим в школьную программу, проведение модульных курсов. Высшим уровнем реализации данного принципа обучения считаю разработку индивидуальной программы развития одаренного ребенка. Благодаря использованию этих форм работы стало возможным участие и победы моих учеников, учащихся 7-8 классов, в районных и республиканских предметных олимпиадах по программам 9, 10, 11 классов.

 Вторым важнейшим принципом работы с одаренными детьми является принцип возрастания роли внеурочной деятельности через кружки, факультативы, вовлечение в научно-исследовательскую деятельность, тематические предметные вечера, экскурсии, работа в архивах и музеях.

 Одаренные дети, начиная с 7 класса, принимают участие в работе различных научно-практических конференций как в районе, так и в республике.

 Третьим необходимым принципом работы с одаренными детьми является принцип создания условий для самостоятельной работы учащихся при минимальной роли учителя. Одаренные дети индивидуально, или же под руководством учителя, используя возможности сети Интернет, заходят в сайты ведущих вузов России, находят задания повышенной сложности и пытаются справиться с ними самостоятельно. В случае появления трудностей выполняем задания совместно. Сформирован банк данных заданий повышенной сложности и наиболее подготовленные учащиеся уже в 7-9 классах в курсе того, какие требования выставляются ведущими вузами к своим абитуриентам.

 Подобной методике работы придерживаемся при подготовке к различным олимпиадам. Подготовку предметным олимпиадам начинаем не за месяц до их проведения, а проводим в течение всего учебного года. Работа начинается  в классе 5-6.

 Четвертым принципом работы с одаренными детьми является принцип максимального разнообразия предоставляемых возможностей и обеспечения свободы выбора дополнительных образовательных услуг. Здесь одаренному ребенку должно быть предоставлено право самостоятельного выбора того или иного занятия и ни в коем случае его нельзя неволить, иначе это может привести к негативным последствиям. В данном случае педагоги должны руководствоваться правилом «Не навреди!», уважать мнение и право ребенка. При организации предпрофильных элективных курсов важно учитывать мнение учащихся 9 класса.  Вообще, профильное обучение играет важную роль в стимулирование интереса к предмету, открывает дополнительные возможности в раскрытии способностей учеников


Результат работы

Работа над методической проблемой «Методика работы с одаренными детьми» позволила  вовлечь в активную работу наиболее способных учеников. Выработанная система работы позволяет добиваться хороших результатов. За аттестационный период  качество успеваемости по истории и обществознанию учащихся в среднем составляет 76% . Хорошую результативность показывают учащиеся на  предметных олимпиадах и конкурсах. С 2008-2009уч.года по 2012-2013 уч. год подготовлены 7 призеров и победителей предметных олимпиад по истории, обществознанию, праву Муниципального уровня; 1 призера и двух участников регионального уровня. Двое учеников - Бакатина М.( 2012г.) и Гусева Т. (2013г.) стали призерами Всероссийской олимпиады «Ломоносов» по истории и обществознанию. Гусева Татьяна стала призером по истории в первой Открытой олимпиаде школьников МГПИ им. М.Е.Евсевьева.

Руководство секцией истории в школьном научном обществе учащихся «Адонис» позволяет вплотную работать с творческими талантливыми ребятами всей школы, которые, в свою очередь, показывают отличные результаты на школьных и республиканских научно-практических конференциях.  Так, Антонова Ксения 10 кл. в 2009 году, Насибов Руслан 10 кл. в 2012 году стали победителями Республиканского конкурса исследовательских и проектных работ « Интеллектуальное будущее Мордовии». На республиканском конкурсе творческих работ учащихся о Государственном Собрании РМ в номинации «Мой законопроект» ученик 11 класса Насибов Руслан стал победителем.  Во всероссийском конкурсе «Золотое Руно» в  ее ученики принимают постоянное участие и показывают отличные результаты – 4 первых места.

 В процессе работы ребята с увлечением ищут необходимый материал: читают научную литературу, встречаются с участниками событий, работают в архивах, музеях, активно используют интернет-источники. Большую роль в подготовке работ связанных с Великой Отечественной войной, Афганской войной, событиями на Кавказе играет школьный «Музей боевой славы»

Подобных результатов помогает четкая организация работы в соответствии со специально разработанной программой.

Пояснительная записка к программе работы с одаренными детьми

Статус программы

        Программа определяет внеурочную  часть учебного курса. Она не задает последовательности изучения материала и распределения его по классам.  Автор предлагает собственный подход ко внеурочной деятельности  учащихся, проявляющих повышенный интерес к изучению истории, обществознания.

Структура программы внеурочного развития

        Программа внеурочного развития по истории содержит следующие разделы:

  1. пояснительную записку, в которой определяются цели и задачи данной программы, нормативно-правовая база, направления и этапы ее осуществления; обосновывается актуальность данного вида внеурочной деятельности  для обучающихся, проявляющих повышенный интерес к  более глубокому изучению истории в целом и отдельных проблемных тем  и аспектов в истории, обществознании ;
  2. содержание программы по двум ее направлениям с распределением содержательного раздела   в течение учебного года в соответствии с планируемыми результатами;
  3. примерное тематическое планирование с описанием  деятельности учащихся и указанием примерного количества часов  на изучение и работу с ответствующим материалом.

Общая характеристика примерной программы  внеурочного развития по истории

        Одаренные дети – это дети с более высоким (в сравнении со сверстниками) уровнем умственного развития, включающего интеллектуальные и творческие способности, чьи особые потребности в обучении связаны с их повышенной любознательностью, исследовательской активностью и стремлением к самостоятельному учению. При этом  одаренность определяется не столько уровнем имеющихся у ребенка знаний и умений, сколько его потенциальными возможностями, поэтому современные психологи стали включать в эту категорию  не только 1-2% гениев, но и до 10-30% детей, обладающих высокой познавательной активностью, оригинальностью мышления, незаурядными умственными резервами, раскрытие возможностей которых требуют особых условий обучения.

        В 1998 г. отечественные психологи разработали «Рабочую концепцию одаренности» В этом документе отмечено, что «одаренный ребенок – это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями или имеет внутренние предпосылки для таких достижений в том или ином виде деятельности».

        «Ярко выраженные» способности  «лежат на поверхности», а скрытые способности выявляются с помощью различных диагностических методик. Однако есть дети, которые имеют средние способности, на уроках не проявляют активности и заинтересованности, но при грамотной системе работы учителя могут демонстрировать довольно высокие результаты. Данная программа рассчитана на индивидуальную работу с детьми, проводимую во внеурочное время. Она помогает сформировать у детей положительные мотивы и желание заниматься творческой деятельностью по предмету. Всем учащимся предоставляются равные возможности по реализации своих творческих способностей или развитию таковых.

        Индивидуальная работа с детьми осуществляется по двум основным направлениям: во-первых, участие в различных творческих конкурсах по предмету, и во-вторых, непосредственная исследовательская работа по какой-либо проблеме.

        Творческие конкурсы и проекты позволяют раскрыть различные способности ребенка: от организаторских до высоких интеллектуальных. Необходимо учитывать, что сроки проведения таких конкурсов различны, но в целом не более трех  месяцев, что позволяет принимать участие в них детей, которым сложно сосредоточиться на длительной и скрупулезной работе.

        Исследовательская работа по истории требует от ребенка и, в первую очередь, от учителя повышенного внимания, умения долгое время работать над проблемой, самостоятельно работать с исторической научной литературой и самостоятельно подбирать  как дополнительную литературу, так и источники. Научное исследование – это долгий и кропотливый труд, поэтому здесь необходимо максимальная концентрация сил и ребенка, и учителя.

        Очень важно в процессе индивидуальной работы с детьми продумать систему поощрения ребенка за достигнутые успехи на каждом этапе работы. Это стимулирует дальнейшее желание ребенка двигаться по пути к намеченной цели. Однако необходимо акцентировать внимание ребенка на главной цели его работы: самосовершенствование и саморазвитие.

Цели и задачи программы внеурочного развития по истории

Цель программы:

Создать личностно-ориентированную систему работы учителя для развития интеллектуальных и творческих способностей учащихся с повышенным уровнем обучаемости.

Задачи:

  1. Создание условий для самореализации и самосовершенствования учащихся, имеющих умственные предпосылки для достижения высоких результатов по предмету;
  2. Формирование  повышенной познавательной потребности, а также повышенной потребности в умственной нагрузке;
  3. Выработка устойчивого интереса к предмету и различным видам деятельности, а также настойчивости в достижении поставленной цели;
  4. Развитие самостоятельности мышления, способности к выдвижению нестандартных идей и нахождения способов их решения.

Нормативно-правовая база  программы  внеурочного развития по истории

  1. Основные положения «Конвенции о правах ребенка», принятой Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948 г.;
  2. Закон Российской Федерации «Об образовании» от 16.11.1997 г. с дополнениями от 05.03.04.
  3. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа». Проект 2009 г.;
  4. Федеральная целевая программа «Одаренные дети» в рамках Президентской программы «Дети России», утвержденной Правительством РФ от 03.10.2002.

Ведущие идеи программы

  1. Патриотизм
  2. Самостоятельность
  3. Креативность
  4. Коллективизм

Тип программы- комплексная.

Требования к результатам освоения содержания программы внеурочного развития по истории

        Предполагается, что результатом освоения содержания  программы внеурочного развития по истории является дальнейшее развитие (по сравнению с освоением обязательного курса истории в основной и старшей школе)  у учащихся широкого круга  компетентностей – социально-адаптивной (гражданственной), когнитивной (познавательной), информационно-технологической, коммуникативной.

К важнейшим личностным результатам относятся следующие убеждения и качества:

  1. осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;
  2. освоение основ личностного саморазвития и самовоспитания, навыков социализации и продуктивного сотрудничества;
  3. освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека;
  4. осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению свей позиции и ответственному поведению в современном обществе;
  5. понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность.

Метапредметные  результаты выражаются в следующих качествах:

  1. способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность – учебную, общественную и др.;
  2. владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы, конспект, сравнивать различные точки зрения на одну и ту же проблему, логически рассуждать на заданную тему, формулировать и обосновывать выводы и т.д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;
  3. способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат, исследовательская работа и др.);
  4. готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др.

Предметные результаты включают:

  1. способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий прошлого и современности;
  2. умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических  и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность;
  3. расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний  личностей и народов в истории свей страны и человечества в целом;
  4. готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира;
  5. готовность применять исторические знания для образования и самообразования в течение всей жизни, для осознанного выбора будущей профессии.

Соотнесение элементов учебной деятельности школьников и ведущих процедур исторического познания позволяет определить структуру  внеурочной  деятельности учащихся основной и старшей  школы по истории в единстве ее содержательных (объектных) и деятельностных (субъектных) компонентов. Предполагается, что в результате освоения программы внеурочного развития по истории в основной и старшей школе учащиеся должны овладеть (по сравнению с изучением основного (обязательного) курса истории) на более высоком уровне следующими знаниями, умениями, представлениями:

  1. Знание хронологии, работа с хронологией:
  1. определять хронологические рамки и периоды ключевых процессов, а также даты изучаемых событий  отечественной и всеобщей истории;
  2. устанавливать последовательность и длительность изучаемых исторических событий и периодов.
  1. Знание исторических фактов, работа с фактами:
  1. характеризовать место, обстоятельства, участников, результаты изучаемых исторических событий;
  2. группировать (классифицировать) факты по различным признакам.
  1. Работа с историческими источниками:
  1. читать историческую карту с опорой на легенду;
  2. проводить поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках;
  3. сравнивать  данные разных источников и на их основе делать выводы, подтверждающие или опровергающие выдвинутую гипотезу.
  1. Описание (реконструкция):
  1. рассуждать (устно и письменно) об исторических событиях и их участниках;
  2. характеризовать условия и образ жизни, занятия людей в различные  исторические эпохи в соответствии с изучаемой темой;
  3. делать логические умозаключения и строить гипотезу.
  1. Анализ, объяснение:
  1. различать факт (событие) и его описание (факт источника, факт историка);
  2. сравнивать исторические события или явления, определять в них общее и различия;
  3. излагать суждения о причинах и следствиях  исторических событий.
  1. Работа с версиями, оценками:
  1. приводить самостоятельные оценки исторических событий и личностей, на основе  изученной литературы и источников;
  2. определять и объяснять (аргументировать) свое отношение к историческим событиям, фактам, явлениям;

  1. Применение знаний и умений в общении, социальной среде:
  1. применять исторические знания для раскрытия причин и оценки сущности современных событий;
  2. способствовать сохранению памятников истории и культуры (участвовать в создании школьных музеев, учебных и общественных мероприятиях по поиску и охране памятников истории и культуры).

Характеристика содержания программы внеурочного развития по истории

Программа рассчитана на индивидуальные занятия с отдельными детьми или группами детей во внеурочное время в течение всего учебного года и предполагает несколько этапов:

     1-й этап:  диагностический. Данный этап является предварительным. На этом этапе осуществляется диагностика  уровня познавательных способностей  и интересов учащихся, выявляется уровень их интеллектуального развития и т. д. Данные исследования необходимы для определения видов внеурочной проектной деятельности  как для групп учащихся, так и для отдельных детей.

2-й этап:  приглашение к работе. На данном этапе происходит ознакомление учащихся с некоторыми  результатами диагностики. Учащимся предлагаются различные виды проектной деятельности, причем предложение направляется ко всем учащимся без исключения, что дает возможность проявить себя каждому  ученику. Учащимся подробно разъясняется каждый вид проектов, чтобы дать возможность  самим учащимся определиться в соответствии со своими возможностями и интересами.

3-й этап:  организационный. Здесь внимательно изучаются положения предлагаемых конкурсов. Составляются списки конкурсных команд. Внутри каждой команды четко распределяются  обязанности: по поиску материала, иллюстраций, обеспечению звукового оформления и т.д. в зависимости от условий конкурса. Определяются сроки выполнения подготовительной работы, опять-таки в зависимости от условий конкурса. При индивидуальной исследовательской работе на данном этапе определяется тема  будущего исследования в черновом варианте, намечаются пути дальнейшей работы.

4-й этап:  деятельностный.  На данном этапе происходит накопление и систематизация материала. Прорабатываются возникающие версии с точки зрения  доказательной базы, правильности выбранной научной методики. Обсуждается и формулируется окончательная версия решения проблемы. На этом же этапе происходит окончательное оформление работы.

5-й этап:  заключительный.  Работа представляется на  конференциях различного уровня. Происходит подведение итогов по краткосрочными проектам. Намечаются перспективы дальнейшей работы.

Содержательная часть

Планируемый результат

Форма организации

Форма представления результатов

Личностные

1.Освоение основ личностного саморазвития и самовоспитания, навыков социализации и продуктивного сотрудничества;

2.Осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;

3.Понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность.

Метапредметные

1.Способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность – учебную, общественную и др.;

2.Владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы, конспект, сравнивать различные точки зрения на одну и ту же проблему, логически рассуждать на заданную тему, формулировать и обосновывать выводы и т.д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;

3.Способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат, исследовательская работа и др.);

4.Готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др.

Предметные

1.Способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий прошлого и современности;

2.Умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических  и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность;

3.Расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний  личностей и народов в истории своей страны и человечества в целом;

4.Готовность применять исторические знания для образования и самообразования в течение всей жизни, для осознанного выбора будущей профессии.

Коллективно-творческие проекты.     

Для участия в каждом конкурсе набирается команда учащихся, изъявивших желание участвовать в том или ином конкурсе.

Изучаются положения предлагаемых конкурсов. Составляются списки конкурсных команд.

 Внутри каждой команды четко распределяются  обязанности: по поиску материала, иллюстраций, обеспечению звукового оформления и т.д. в зависимости от условий конкурса и от возможностей и интересов учащихся.

 Определяются сроки выполнения подготовительной работы, опять-таки в зависимости от условий конкурса.

Определяются  хронологические рамки и периоды ключевых процессов, а также даты изучаемых событий  отечественной и всеобщей истории.

Устанавливаются последовательность и длительность изучаемых исторических событий и периодов.

Проводится  поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках.

Индивидуальная исследовательская деятельность.

При индивидуальной исследовательской работе на данном этапе определяется тема  будущего исследования в черновом варианте, намечаются пути дальнейшей работы.

Проводится  поиск необходимой информации в нескольких источниках.

Сравниваются  данные разных источников и на их основе делаются  выводы, подтверждающие или опровергающие выдвинутую гипотезу.

Накопление и систематизация материала.

Прорабатываются возникающие версии с точки зрения  доказательной базы, правильности выбранной научной методики.

Обязательно рассуждается (устно, затем в письменном виде) об исторических событиях и их участниках.

Характеризуются условия и образ жизни, занятия людей в различные  исторические эпохи в соответствии с изучаемой темой.

Делаются логические умозаключения,  и строится гипотеза.

Еще раз сравниваются  исторические события или явления, определяются общие черты и различия.

Вводятся в работу дополнительные источники и литература.

Обсуждается и формулируется окончательная версия решения проблемы.

По краткосрочным проектам результаты представляются в виде готовой  коллективной конкурсной работы в зависимости от условий конкурса: презентации, видеоролики, плакаты, рефераты с элементами исторического исследования и т.д.

 После подведения итогов конкурса проводится подведение итогов в виде круглого стола, где учащиеся осуществляют самоанализ работы в рамках конкурса.

Анализируется, что удалось, что хотелось бы сделать лучше.

Анализируются непосредственные результаты: происходит вручение дипломов и сертификатов, поздравления победителей и пожелания ребятам, не занявшим призовые места.

При индивидуальной исследовательской работе непосредственный результат оформляется в виде готовой научной работы, презентации к данной работе и стендового доклада, а также распечатки дополнительных материалов к работе в виде иллюстраций, необходимых  исторических документов и исторических карт.

После этого работа представляется  на различных научных конференциях: от школьной до всероссийской. Здесь может происходить корректировка работы в зависимости от высказываемых  замечаний.  

По окончании каждой научной конференции подводятся итоги: анализируются сильные и слабые стороны работы, производится необходимая корректировка, намечаются темы будущих научных исследований.

В конце учебного года проводится общее заседание круглого стола всех учащихся, принимавших участие в различных проектах в течение учебного года, где высказывают свое мнение о том, что понравилось в работе, какие  хотелось бы внести предложения, пожелания, кто и чему научился, чего добился лично для себя и т. д.

ОСНОВНОЕ  СОДЕРЖАНИЕ

Сентябрь

Диагностический этап. На данном этапе работы проводится диагностика способностей, познавательных интересов, умений и навыков учащихся. Для этого используются различные методики:

- Ценностные ориентации. Методика М.Рокича;

- Изучения интенсивности и уровня  познавательных интересов учащихся. Методика И.Зайцевой;

- «Одаренный ребенок или выбор способа обучения». Методика Н.Б.Шумаковой.

Диагностические методики позволяют выявить детей с различными способностями, повышенным интересом к предмету и т.д. На этом этапе намечаются имена кандидатов для  работы по  тому или иному означенному направлению, изучаются условия развития ребенка в семье, классе.

На этом же этапе выявляются учащиеся, способности которых не показали  диагностические методики. Выявление происходит  путем наблюдения за их работой на уроках (при использовании различных урочных форм и методов), бесед с учителями-предметниками, работающими в данном классе, с классным руководителем. Таким образом, мы выявляем учащихся «со средними способностями», которые при определенных условиях могут добиться довольно высоких результатов.

 Октябрь

Приглашение к работе. На  данном этапе учащимся подробно объясняется, какие виды творческой деятельности по предмету существуют, и предлагается принять участие в тех из них, которые им больше подходят. Здесь важным моментом является самостоятельный выбор ребенка. Это дает возможность самому ребенку оценить степень своих способностей, уровень знаний и умений по предмету и выбрать оптимальную для себя форму работы.

Еще одним важным моментом является приглашение к работе не только намеченных на первом этапе кандидатов, но и всех детей без исключения. Такое приглашение позволяет добиться сразу нескольких положительных результатов уже на данном этапе:

  1. Включение в работу максимального количества детей, что особенно важно для участия в различных конкурсах и краткосрочных проектах;
  2. Повышение интереса учащихся к предмету во время урочной работы и улучшение качества успеваемости;
  3. Формируется устойчивая положительная мотивация;
  4. Подчеркивается важность каждого ребенка, а не только группы одаренных детей, что значительно повышает самооценку «средних» и «слабых» учащихся.

Однако для достижения  описанных выше результатов необходимо, прежде всего, грамотно  и четко объяснить  ребятам, что представляет  собой  каждое направление внеурочной работы по предмету. Ребенок должен иметь конкретное представление, чем ему придется заниматься. Кроме того, необходимо пояснить, с какими трудностями придется столкнуться. Это поможет «отсеять» тех ребят, которые ищут «легких путей».

Обязательно нужно акцентировать внимание учащихся на «цене вопроса», т.е. рассказать об уже достигнутых результатах, что серьезно повышает мотивацию детей и серьезно побуждает их к работе.

Ноябрь

Организационный этап. На этом этапе начинается непосредственная индивидуальная работа с детьми.

1-е направление: участие в творческих конкурсах и проектах разного уровня.

Здесь внимательно изучаются положения предлагаемых конкурсов. Составляются списки конкурсных команд. Внутри каждой команды четко распределяются  обязанности: по поиску материала, иллюстраций, обеспечению звукового оформления и т.д. в зависимости от условий конкурса. Определяются сроки выполнения подготовительной работы, опять-таки в зависимости от условий конкурса.

В определенный день команда собирается во главе с учителем для подведения итогов подготовительной работы. Отмечаются положительные результаты, анализируются «недоделки» и недочеты. Намечаются дальнейшие пути деятельности команды для достижения максимального положительного результата.

2-е направление: индивидуальная исследовательская деятельность учащихся.

На данном этапе с каждым ребенком учитель встречается индивидуально. Выбирается интересующий период в истории или раздел  обществознания. Происходит поиск проблемы и формулируется тема предстоящего исследования в «черновом»  варианте. Обсуждаются подходы к  изучению выбранной проблемы. Намечается первоначальный список литературы и источников для изучения. Затем проводится общее занятие для всех ребят, выбравших научно-исследовательскую работу.

Общее занятие.  На общем занятии, в первую очередь, изучаются правила конспектирования научной литературы, правила оформления монографий и исторических источников в  научной работе. Изучается структура научной работы: введение, основная часть (собственно научное исследование) и заключение (выводы). Подробно объясняется особенность и значение каждой части работы. Определяется, что такое научно-справочный аппарат и изучаются правила его оформления. Акцентируется внимание на том, что такое сноски. Подчеркивается их особая значимость в научной работе, изучаются правила и разные способы их оформления в тексте уже готовой работы.

Особое внимание уделяется цитатам, их роли в научной работе и правила их оформления в тексте. Объясняются принципы выбора цитат.

В конце общего занятия для каждого ребенка определяются сроки выполнения первых конспектов и намечаются даты новой индивидуальной встречи с учителем.

Декабрь – март

Деятельностный этап.  1-е направление: на этом этапе происходит систематизация  подготовленного на втором этапе материала.  На собрании команды, участвующей в конкурсе, ребята, отвечающие за определенные разделы подготовки материала, отчитываются за свою работу на подготовительном этапе. После этого все вместе систематизируют материал в зависимости от условий конкурса. На этом же этапе происходит осмысление уже систематизированного материала, его доработка, выполнение различных творческих заданий. Данная работа завершается оформлением конкурсной работы и предоставление ее на конкурс.

2-е направление:  продолжается работа по изучению литературы и источников в ракурсе выбранной проблемы, уточняется тема исследования и формулируется уже в окончательно варианте. Прорабатывается цель научного исследования, и определяются задачи, вытекающие из данной цели. Систематизируется материал. Прорабатываются возникающие версии с точки зрения  доказательной базы, правильности выбранной научной методики. Обсуждается и формулируется окончательная версия решения проблемы. Формируется доказательная база  на основании данных исторических источников и данных, приведенных в уже изданных монографиях. После этого  приступают к написанию непосредственной работы. Оно начинается с основной части работы, т.е. с изложения рассуждений и аргументированных выводов по проблеме, затем описывается заключительная часть – выводы. И в последнюю очередь происходит написание введения к работе, где демонстрируется  вся проделанная работа по исследованию данной проблемы.

На этом же этапе после написания работы оформляются приложения к работе в виде презентации в электронном виде, иллюстраций больших форматов, исторических карт, выписок из использованных источников и т.д.

Апрель-май

Заключительный этап.  1-е направление. В этот период происходит подведение итогов на собрании групп, участвующих в конкурсах. Анализируется, что удалось, что хотелось бы сделать лучше. Анализируются непосредственные результаты: происходит вручение дипломов и сертификатов, поздравления победителей и пожелания ребятам, не занявшим призовые места.

2- направление.  На  данном этапе происходит представление работы на различных научных конференциях: от школьной до всероссийской. Здесь может происходить корректировка работы в зависимости от высказываемых  замечаний.  Подводятся итоги: анализируются сильные и слабые стороны работы, намечаются темы будущих научных исследований.

Литература и источники:

  1. Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Методические рекомендации учителю истории: основы профессионального мастерства. М,2001.
  2. Кузнецова Ю.И. Изучение и обучение одаренных детей в американской педагогической психологии XX  века.- Н.Новгород, 1996.
  3. Лизинский В.М.  Приемы и формы в учебной деятельности.- М.: Центр «Педагогический поиск»,2002.
  4. Степанищев А.Т.  История России: преподавание в школе: Учеб. пособие – М.,2001.
  5. Рабочая концепция одаренности /Под ред. В.Д.Шендрикова.- М.,1998.
  6. Технология организации проектной и исследовательской деятельности.- СПб, 2007.
  7. Шумакова Н.Б. Обучение и развитие одаренных детей.- М.,2004.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационный опыт работы

Использование космических технологий на уроках информатики «Модернизация и инновационное развитие – единственный путь, который позволит России стать конкурентным обществом в мире 21-го века...

Инновационный опыт работы учителя математики Водяковой В. В.

Целью своей педагогической деятельности считаю эффективное построение учебного процесса обучения, поэтому стараюсь организовать его так, чтобы он обеспечивал благоприятн...

Инновационный опыт работы по теме: "Развитие мелкой моторики пальцев рук"

Развите речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.Поэтому я стала стимулировать речевое развитие детей путем тренировки пальцев рук.В своей рабо...

Инновационный опыт работы по формированию ИКТ компетентности при обучении английскому языку.

Инновационный опыт работы по формированию ИКТ компетентности при обучении английскому языку....

Инновационный опыт работы по теме: «Развитие творческих способностей учащихся на уроках технологии посредством метода проектов»

В статье описан опыт работы пометодам проектов на уроках технологии с целью развития творческих способностей учащихся...

инновационный опыт работы

Мой инновационный опыт работы по теме "Деятельностный подход на уроке математики"...

Инновационный опыт работы Ермаковой М.Н., учителя географии

Инновационный опыт работы Ермаковой М.Н., учителя географии...