Разработка урока по теме "Святая великомученица Екатерина"
методическая разработка по истории (7 класс) по теме

Урок по теме "Святая великомученица Екатерина" в форме урока - исследования с использованием регионального компонента

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: «СВЯТАЯ ВЕЛИКОМУЧЕНИЦА ЕКАТЕРИНА».

ЦЕЛЬ УРОКА:  Показ роли личности Екатерины II в истории Краснодарского

                            края и России.

                            Популяризация идеи возвращения городу Краснодару его

                            исторического названия – город Екатеринодар.

                            Привитие любви к малой Родине и сопричастности к Отечест-

                            венной истории.

ЗАДАЧИ:

  1. формирование позитивного общественного мнения о роли личности Екатерины Великой в истории России и Кубани;
  2. привлечение внимания учащихся к самобытности и уникальности краевого центра – Краснодара-Екатеринодара;
  3. мотивация поисковой и исследовательской деятельности учащихся.

Оборудование урока:  карта «Россия в 1760-1800 гг.»; документ «Наказ Екатери-

                                      ны по составлению проекта нового Уложения»; дополни-

                                      тельная литература.

Ход урока.

  1. Организационный момент. Сообщение темы, цели и задачи урока.
  2. Работа над новым материалом.

     1. Вступительное слово учителя.      Времена Екатерины II, эпоха «просвещённого абсолютизма», было, пожалуй, самым ярким периодом российской истории после времени Петра I.  Многие события этого времени носят яркий отпечаток влияния личности самой императрицы.

        Так что же мы знаем о жизни Екатерины II.

        Доклад учащихся о личности Екатерины II.

        Предварительно формируются группы.

        Работа с классом по группам.   каждая группа получает опережающее задание – прочитать материал в учебнике и дополнительную литературу, а затем высказать свою точку зрения на поставленную проблему.

        Материалы для самостоятельного изучения.

1-ая группа  - рассказать о первых мероприятиях императрицы в сфере

                         административного управления.

Проблемное задание:  На что были направлены эти мероприятия? Каковы их

                                      последствия? (усиление централизации государства,

                                      укрепление абсолютизма).

2-ая группа  -  созыв и работа Уложенной комиссии «Наказ» Екатерины.

Проблемное задание:  почему императрица Екатерина II не решилась обнаро-

                                      довать свой «Наказ» Уложенной комиссии?

3-я группа  -  исследует внешнюю политику времён Екатерины II.

Проблемное задание:  выявить первоочередные задачи, стоящие во внешней

                                      политике России во второй половине XVIIIв. и подвести

                                      главные итоги.

                                      После обсуждения проблемы  слово учителя:

ЗАДАЧИ:   1) выход к Чёрному морю;

                    2) воссоединение украинских и белорусских земель.

ИТОГИ:  Россия отвоевала Кубань, Крым, всё побережье Чёрного моря.

                Утвердилась на Балтийском море, на Дальнем Востоке, в Сибири и

                на Аляске.  Под крыло императрицы добровольно попросилась Осетия.

                А позже – Грузия.  И только это спасло её население от истребления.

                Именно Екатерина наконец вернула все исконные славянские земли

                (Белоруссии и Западной Украины) и объединила братские народы.

                Сама императрица с гордостью говорила, что все приобретённые

                территории и победы составляют для России то приданное, которое

                она не привезла с собой, будучи бедной немецкой принцессой.  Был

                создан героический черноморский флот, легендарный Севастополь –

                «гордость русских моряков» и непобедимая армия, которая стала силь-

                нейшей в Европе. За три десятилетия Россия одержала около 100 круп-

                ных побед на суше и на море и не потерпела ни одного серьёзного пора

                жения. Только вдумайтесь:  при Екатерине II боевые действия никогда

                не велись на территории самой России! Императрица ни разу не

                объявила войну первой – всегда только отвечала на агрессию. Но отве-

                чала так, чтобы впредь неповадно было!

4-я группа  -  исследует реформы Екатерины в других сферах жизни русского

                        общества и государства.

Проблемное задание:  была ли Екатерина представителем «просвещенного

                                       абсолютизма?» В чём мудрость проводимой Екатериной

                                       политики?

            Слово учителя.   Большую роль сыграла Екатерина II в освоении и заселении нашего края казаками. В 1793 году была основана столица нашего края – Екатеринодар.  Много славных страниц вписано в летопись города Екатеринодара. Город стал культурным, экономическим и политическим центром Кубани.

     В ходе революционных событий 1917 года и гражданской войны 1918-1920гг  город Екатеринодар был переименован в город Краснодар в 1920 году.

     Сейчас часто населённым пунктам и улицам возвращаются старые названия. Несколько лет назад на референдуме выносился вопрос о возвращении Краснодару прежнего имени Екатеринодар, не поддержанный большинством его жителей. Но как отметил губернатор нашего края А.Н.Ткачев, решение должно созреть. Возможно через 5,10.50 лет.

Игра – референдум.

     Приглашаются сторонники и противники «Екатеринодара» (равное число).

Каждая сторона поочерёдно должна выставлять (оглашать) веские, по её мнению, аргументы «За».

«За»  Екатеринодар.

  1. Это старое, первое историческое название.
  2. Заслуга Екатерины II – присоединение к России правобережной Кубани и основание города.
  3. Название «Краснодар» ассоциируется с «Красным террором».
  4. Красивое звучное название.
  5. Свердловск уже переименовали в Екатеринбург.

«За»  Краснодар.

  1. Большинство жителей родилось и выросло в Краснодаре.
  2. Екатерина II – неоднозначная фигура в отечественной истории, была жестока к запорожским казакам.
  3. Переименование города влечёт большие рас траты.
  4. название не созвучно с другими названиями городов Российской Федерации.
  5. Краснодар ассоциируется с улицей Красной, то есть «красивой».

     После диспута провести голосование. Сторона, набравшая больше голосов, становится победителем.

     Подведение итогов референдума.

               III.  Закрепление.    Работа  в  тетради.

  1. Заключительный этап урока.

  1. Подведение итогов урока.
  2. Домашнее задание: написать мини-сочинение на тему «Необходимо или нет переименовать название краевого центра», посетить краеведческий музей. ответить на вопрос: Можно ли назвать Екатерину II продолжателем дела Петра Великого? Есть ли в  личностях этих монархов черты, которые их роднят?



Предварительный просмотр:

Тема: «СВЯТАЯ ВЕЛИКОМУЧЕНИЦА ЕКАТЕРИНА».

ЦЕЛЬ УРОКА:  Показ роли личности Екатерины II в истории Краснодарского

                            края и России.

                            Популяризация идеи возвращения городу Краснодару его

                            исторического названия – город Екатеринодар.

                            Привитие любви к малой Родине и сопричастности к Отечест-

                            венной истории.

ЗАДАЧИ:

  1. формирование позитивного общественного мнения о роли личности Екатерины Великой в истории России и Кубани;
  2. привлечение внимания учащихся к самобытности и уникальности краевого центра – Краснодара-Екатеринодара;
  3. мотивация поисковой и исследовательской деятельности учащихся.

Оборудование урока:  карта «Россия в 1760-1800 гг.»; документ «Наказ Екатери-

                                      ны по составлению проекта нового Уложения»; дополни-

                                      тельная литература.

Ход урока.

  1. Организационный момент. Сообщение темы, цели и задачи урока.
  2. Работа над новым материалом.

     1. Вступительное слово учителя.      Времена Екатерины II, эпоха «просвещённого абсолютизма», было, пожалуй, самым ярким периодом российской истории после времени Петра I.  Многие события этого времени носят яркий отпечаток влияния личности самой императрицы.

        Так что же мы знаем о жизни Екатерины II.

        Доклад учащихся о личности Екатерины II.

        Предварительно формируются группы.

        Работа с классом по группам.   каждая группа получает опережающее задание – прочитать материал в учебнике и дополнительную литературу, а затем высказать свою точку зрения на поставленную проблему.

        Материалы для самостоятельного изучения.

1-ая группа  - рассказать о первых мероприятиях императрицы в сфере

                         административного управления.

Проблемное задание:  На что были направлены эти мероприятия? Каковы их

                                      последствия? (усиление централизации государства,

                                      укрепление абсолютизма).

2-ая группа  -  созыв и работа Уложенной комиссии «Наказ» Екатерины.

Проблемное задание:  почему императрица Екатерина II не решилась обнаро-

                                      довать свой «Наказ» Уложенной комиссии?

3-я группа  -  исследует внешнюю политику времён Екатерины II.

Проблемное задание:  выявить первоочередные задачи, стоящие во внешней

                                      политике России во второй половине XVIIIв. и подвести

                                      главные итоги.

                                      После обсуждения проблемы  слово учителя:

ЗАДАЧИ:   1) выход к Чёрному морю;

                    2) воссоединение украинских и белорусских земель.

ИТОГИ:  Россия отвоевала Кубань, Крым, всё побережье Чёрного моря.

                Утвердилась на Балтийском море, на Дальнем Востоке, в Сибири и

                на Аляске.  Под крыло императрицы добровольно попросилась Осетия.

                А позже – Грузия.  И только это спасло её население от истребления.

                Именно Екатерина наконец вернула все исконные славянские земли

                (Белоруссии и Западной Украины) и объединила братские народы.

                Сама императрица с гордостью говорила, что все приобретённые

                территории и победы составляют для России то приданное, которое

                она не привезла с собой, будучи бедной немецкой принцессой.  Был

                создан героический черноморский флот, легендарный Севастополь –

                «гордость русских моряков» и непобедимая армия, которая стала силь-

                нейшей в Европе. За три десятилетия Россия одержала около 100 круп-

                ных побед на суше и на море и не потерпела ни одного серьёзного пора

                жения. Только вдумайтесь:  при Екатерине II боевые действия никогда

                не велись на территории самой России! Императрица ни разу не

                объявила войну первой – всегда только отвечала на агрессию. Но отве-

                чала так, чтобы впредь неповадно было!

4-я группа  -  исследует реформы Екатерины в других сферах жизни русского

                        общества и государства.

Проблемное задание:  была ли Екатерина представителем «просвещенного

                                       абсолютизма?» В чём мудрость проводимой Екатериной

                                       политики?

            Слово учителя.   Большую роль сыграла Екатерина II в освоении и заселении нашего края казаками. В 1793 году была основана столица нашего края – Екатеринодар.  Много славных страниц вписано в летопись города Екатеринодара. Город стал культурным, экономическим и политическим центром Кубани.

     В ходе революционных событий 1917 года и гражданской войны 1918-1920гг  город Екатеринодар был переименован в город Краснодар в 1920 году.

     Сейчас часто населённым пунктам и улицам возвращаются старые названия. Несколько лет назад на референдуме выносился вопрос о возвращении Краснодару прежнего имени Екатеринодар, не поддержанный большинством его жителей. Но как отметил губернатор нашего края А.Н.Ткачев, решение должно созреть. Возможно через 5,10.50 лет.

Игра – референдум.

     Приглашаются сторонники и противники «Екатеринодара» (равное число).

Каждая сторона поочерёдно должна выставлять (оглашать) веские, по её мнению, аргументы «За».

«За»  Екатеринодар.

  1. Это старое, первое историческое название.
  2. Заслуга Екатерины II – присоединение к России правобережной Кубани и основание города.
  3. Название «Краснодар» ассоциируется с «Красным террором».
  4. Красивое звучное название.
  5. Свердловск уже переименовали в Екатеринбург.

«За»  Краснодар.

  1. Большинство жителей родилось и выросло в Краснодаре.
  2. Екатерина II – неоднозначная фигура в отечественной истории, была жестока к запорожским казакам.
  3. Переименование города влечёт большие рас траты.
  4. название не созвучно с другими названиями городов Российской Федерации.
  5. Краснодар ассоциируется с улицей Красной, то есть «красивой».

     После диспута провести голосование. Сторона, набравшая больше голосов, становится победителем.

     Подведение итогов референдума.

               III.  Закрепление.    Работа  в  тетради.

  1. Заключительный этап урока.

  1. Подведение итогов урока.
  2. Домашнее задание: написать мини-сочинение на тему «Необходимо или нет переименовать название краевого центра», посетить краеведческий музей. ответить на вопрос: Можно ли назвать Екатерину II продолжателем дела Петра Великого? Есть ли в  личностях этих монархов черты, которые их роднят?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока Художественная культура при Екатерине

В план- конспект вошел материал о великих портретистах эпохи Екатерины Великой....

Методическая разработка урока (конспект) по теме «Великомученица Екатерина» (8 класс)

Разработка урока по Духовному краеведению Подмосковья по теме "Великомученица Екатерина"...

Орден Святой великомученицы Екатерины

Материал подготовлен в рамках программы дополнительного образования и используется в военно-историческом кружке "Долг. Честь. Отечество. Польза."...

Методическая разработка урока истории по теме "Екатерина II. Личность и эпоха"

Екатерина II - одна из самых известных личностей российской истории. Императрица, немка по происхождению, но русская душой, немало сделавшая для усиления Российского государства и наведения в нем поря...

Разработка урока по теме "Внутренняя политика Екатерины II"

Методическая разработка урока по теме "Внутренняя политика Екатерины II"...

Методическая разработка урока по истории в 7 классе "Внешняя политика России при Екатерине Великой".

Данный материал представляет собой нетрадиционный урок по истории России. В рамках урока присутствует театрализованное представление участниками которого являются Екатерина II, Румянцев, Потемкин....

Разработка урока по истории "Внутренняя политика Екатерины II"

Разработка урока по истории "Внутренняя политика Екатерины II"...