Крепостничество в России: причины, этапы формирования, последствия
материал по истории (10 класс) по теме

Митряшкина Ольга Геннадьевна

Лекция по Крепостному праву в России. С использованием выдержек их исторических докуменотв, схемами. Предназначено для учеников старших классов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Крепостничество в России: причины, этапы формирования, последствия

Крепостное право (крепостничество) – форма зависимости крестьян: прикрепление их к земле и подчинение административной и судебной власти феодала.

Причины:

  1. Бегство крестьян из Центральной России на окраины, ввиду сильного феодального гнета, оставляло поместья опустевшими. В целях обеспечения феодальных земель рабочей силой государство запрещает покидать крестьянам их земли;
  2. Формирование служивого сословия (дворянства) поддерживалось правительством укреплением его благосостояния – прикреплением крестьян к земле;
  3. Характер формирующегося государства.

Схема 1

Теории происхождения крепостного права:

  1. Указная теория  (Татищев) – крепостничество утверждалось сверху, государством во 2-ой половине XVI  в.:
  1. 1592 г. – закон об ограничении перехода крестьян от хозяина к хозяину (урочные лета);
  2. 1597 г. – указ о кабальных холопах и пятилетнем сыске беглых крестьян.
  1. Безуказная теория (Ключевский, 8-ой том) – установление крепостных порядков проходило в рамках развития государства:
  1. указов начала 90 – х гг. XVI в. не найдено, у Карамзина только ссылка на тот факт, что «он [Федор Иоаннович]в 1592 или в 1593 году законом уничтожил свободный переход крестьян из волости в волость, из села в село, и навеки укрепил их за господами.» (Карамзин Н. М. История Государства Российского. Том 10, Глава 3);
  2. по мнению Ключевского указ 1597 г. «о пятилетнем сыске беглых крестьян» говорил не о пятилетнем сыске беглых, а о том, что крестьян бежавших в период 1592 – 1597 гг. нужно сыскать. То есть это не практика и не традиция. Государство не вмешивалось в поземельные отношения.

Документ.

Указ о пятилетнем сыске беглых крестьян (1597 г.). Царь и великий князь Федор Иоаннович всея Руси указал. Которые крестьяне из-за бояр, и из-за дворян, и из-за приказных людей, и из-за детей боярских, и из-за всяких людей, из поместий и из вотчин, из патриарховых, и из митрополичьих, и … из монастырских вотчин выбежали до нынешнего … году за пять лет, тех крестьян беглых с женами и с детьми и со всеми их пожитками везти назад, где кто жил. А которые крестьяне выбежали до нынешнего … году лет за шесть и за семь и за десять и больше … суда не давать и назад их не вывозить.

Периодизация:

  1. 2-я  половина  XV – середина XVII вв. -  формирование, утверждение крепостного права «де факто»

Судебник 1497 г.  – появление нормы Юрьева дня: появление кабального холопства (специфическая форма зависимости) – главный источник формирования крепостничества.

Документ.

 57. О христианском  (крестьянском) отказе. 

А крестьянам переходить из волости в волость, из села в село, один срок в году, за неделю до Юрьева дня осеннего и неделю после Юрьева дня  осеннего. Дворы, находящиеся в полях, платят пожилое за двор рубль, а в лесах полтина. А который христианин проживет на нем год, да и пойдет прочь, и он платит четверть двора, а два года проживет, да пойдет прочь, и он полдвора платит; а три года проживет и пойдет прочь, и он платит три четверти двора; а четыре года проживет, и он весь двор платит.

 2-я половина  XVI в. – «де факто» стали устанавливаться  крепостные отношения, через нарушение нормы Юрьева дня со стороны помещика, это выражалось в насильственном массовом своз крестьян и насильственном их удержании на земле.

Смута приостановила этот процесс: 1607 г. – указ о 15-ти летнем сроке сыска (не работал в условиях смутного времени).

Далее можно проследить лишь локальное увеличение срока сыска беглых крестьян: 1642 г. – 10 – ти летний срок сыска; 1647 г. – 15 –ти летний срок сыска.

Возникает такое явление как крепостничество по договору.

II.    середина XVII – первая четверть XVIII вв. – развитие и юридическое оформление крепостного права

Соборное уложение 1649 г. (Глава XI) – по новому закону крестьяне становятся лично зависимыми, а крепость потомственной.

Документ.

Соборное уложение. Глава XI. Суд о крестьянех.

А отдавать беглых крестьян и бобылей из бегов по писцовым книгам всяких чинов людям без урочных лет.

А которые крестьяне за кем записаны в переписных книгах прошлых годов и после тех переписных книг … сбежали или вперед начнут сбегать – тех беглых крестьян, и их детей, и племянников, и внучат с женами и с детьми, и со всем имуществом отдавать из бегов тем людям, кому они записаны по переписным книгам… Впредь никому чужих крестьян не принимать и за собой не держать…

Но институт крепостничества имел ещё государственный характер, так как крепостные – тяглое население, холопы же не несли тягло (исчезают при Петре I).

1714 г. – указ о майорате (единонаследии): личная зависимость крестьян укреплялась обязательной дворянской службой.

III.   2-я четверть – конец XVIII в. – расцвет крепостной системы

Во второй половине XVIII века крепостные становятся полной собственностью  помещиков не связанной с дворянской службой. Это положение было узаконено рядом указов и «Жалованной грамотой дворянству» (1785 г.):

1762 г. – грамота «О вольности дворянской»;

1765, 1767 гг. – указы о ссылке крепостных в Сибирь, о запрете крепостным жаловаться на своих хозяев.

IV.   конец XVIII в.  – 1861 г. – сужение рамок крепостного права и его отмена

 XIX в. стал временем попыток государственной власти отменить или ограничить крепостное право в России. Первый шаг в этом направлении был сделан Александром I  в 1803 г. был принят указ о "вольных хлебопашцах": помещик может отпускать крестьян на волю вместе с земельными наделами. За все правление Александра I таким способом смогли освободиться 47 тыс. крестьян. 

В правление Николая I были предприняты попытки отмены крепостного права. Николай I  говорил: «Я не хочу умереть, не совершив … отмены крепостного права». Но, напуганный, выступлением декабристов в начале своего царствования Николай I вел тайные разработки этой проблемы.

Таблица 1

Попытки демонтажа крепостнической системы при Николае I

Секретный «комитет 6 декабря» 1826 г.

Обсуждает вопрос об ограничении крепостного права

Секретный комитет 1829 г.

Берет курс на запрещение продажи крестьян без земли

Секретный комитет 1835 г. под руководством П. Д. Киселева

Готовит реформу государственной деревни

Секретный комитет 1839 – 1842 гг.

Обсуждает реформу помещичьей деревни. Более 27 тыс. крестьян по указу 2 апреля 1842 г. получают личную свободу, переходя в разряд «обязанных»

Секретный комитет 1846 – 1848 гг.

Обсуждает записку Л. А. Перовского «Об уничтожении крепостного права в России»; с 8 ноября 1848 г. крестьяне получают право льготного самовыкупа при продаже имений с торгов

Но разработка реформы по отмене крепостного права была свернута в связи с европейскими революциями. Действие секретных комитетов, по мнению М. Бородкина «изрешетили  и расшатали устои крепостной жизни».

Активная работа по подготовке отмены крепостного права началась в ходе правления императора Александра II.

Схема 2

Крестьянская реформа 1861 г.

Последствия:

  1. Военно-техническая отсталость страны;
  2. Россия – аграрная страна, в то время как в странах Западной Европы идет процесс развития капитализма (отставание России в развитии от  Европы на 100 – 150 лет);
  3. Низкая производительность крепостного труда;
  4. Большое количество крестьянских бунтов.

Характерные черты крепостного права

Прикрепление крестьян к земле без права её покидать

(личная зависимость)

Внеэкономическая эксплуатация крестьян: имея надел земли и инвентарь крестьянин выполнял феодальные повинности

(барщина и оброк)

1858 г. – Главный комитет по крестьянскому делу и аналогичные губернские комитеты

Крестьянин не становился собственником земли; теперь она принадлежала крестьянской общине, связывавшей крестьян круговой порукой

Крестьяне получали, в основном, ранее обрабатываемые ими наделы, однако в зависимости от плодородия земель практиковались «отрезки» и «прирезки» в пользу помещика

Безвозмездно крестьяне получали личную свободу; земля выкупалась (значительную часть суммы крестьянину суживало государство)

1861 г. – Государственный совет

19 февраля 1861 г. – «Манифест» Александра II и «Положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости»

1859 г. – Редакционные комиссии


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Чехословакия: причины, сущность и последствия событий 1968г

Данная статья посвящена кризису в Чехословакии в 1968году. Описываются события, выявляются причины, сущность событий....

Безработица. Причины, формы и последствия безработицы

Данный материал может быть использован на уроках обществознания в 9 классе, при изучении темы "Экономическая общественная сфера", возможно применение на уроках экономики. Способствует формированию осн...

7 класс. Тема 3, «ЧС метеорологического происхождения», урок 11 «Ураганы, бури, смерчи. Причины возникновения и последствия».

Данная презентация иллюстрирует одиннадцатый урок ОБЖ в 7 классе  «Ураганы, бури, смерчи. Причины возникновения и последствия» по программе  «Основы безопасности жизнедеятельности» для 1 – 1...

План-конспект открытого урока "Великие реформы 1860 – 1870-х гг.: причины, этапы проведения, итоги и последствия».

Данный урок был проведен в 10 классе. Приложением к нему служат авторская презентация, тексты исторических документов....

«Великие реформы 1860 – 1870-х гг.: причины, этапы проведения, итоги и последствия».

«Великие реформы 1860 – 1870-х гг.: причины, этапы проведения, итоги и последствия»....

Презентация к уроку "Безработица, ее причины, виды и последствия"

Данный материал подготовлен для использования на уроке по обществознанию в 8 классе по теме Безработица, ее причины, виды и последствия...

Технологическая карта урока Тема урока: Причины и последствия побед Б.Н. Ельцина в политических схватках 1990-х. Оценка причин, характера и последствий экономических реформ начала 1990-х гг. («шоковая терапия»).

Тема урока:  Причины и последствия побед Б.Н. Ельцина в политических схватках 1990-х. Оценка причин, характера и последствий экономических реформ начала 1990-х гг. («шоковая терапия»).Цели для уч...