Урок истории России в 10 классе по теме: Александр Невский "Восток или Запад"
методическая разработка по истории (10 класс) по теме

Чумаченко Татьяна Ивановна

Урок истории России в 10 классе по теме: Александр Невский "Восток или Запад". У рок с применением ИКТ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Клюквинская средняя общеобразовательная школа-интернат»

Верхнекетского района Томской области

Урок истории России в 10 классе

«Александр Невский «Восток или Запад».

Курс: История России

Раздел: Борьба Руси за независимость в XIII-XIVвв.

Тема урока: «Александр Невский «Восток или Запад»».

Класс: 10

Учебно-методическое обеспечение: Сахаров, А.Н. История России (с древнейших времён до конца ХVI века) ч. 1. М. “Русское слово” 2010 год.

Время реализации занятия: 90 минут

Авторский медиапродукт: наглядная презентация «Александр Невский «Восток» или «Запад»».

Цель урока: актуализировать знания учащихся из курса истории средних веков о крестовых походах. Углубить знания по теме, приобретенные в основной школе.

Задачи урока:

Образовательные:

  1. Демонстрация неоднозначности мнения современников и историков в оценке исторических событий, роли Александра Невского в истории.
  2. Определить причины выбора «Восточного» направления политики Александра Невского.
  3. Определить историческое значение победы русского войска в Невской битве и Ледовом побоище.

Развивающие:

  1. продолжить приобщение к процессу  изучения истории своего государства;
  2. развитие эмоций у  учащихся путем погружения в ходе урока в атмосферу неоднозначной оценки деятельности Александра Невского.

Воспитательные:

  1. содействовать в ходе урока формированию чувства патриотизма;
  2. продолжить формирование личностной позиции - воспитание самостоятельности в суждениях, чувство сопереживания.

Проблемные вопросы:

  1. Почему хан Батый не пошёл на Новгород?
  2. Почему Александр Невский выбрал сотрудничество с монголо-татарами?
  3. Почему сложилось неоднозначная точка зрения на деятельность Александра Невского?

Тип урока: урок углубления, обобщения и систематизации знаний

Форма урока: постановка проблемы

Формы обучения:

  1. фронтальная работа
  2. индивидуальная работа
  3. групповая работа

Оборудование:

  1. ПК и видеопроектор.
  2. Интерактивная доска.
  3. Раздаточный материал (Приложение № 1, 2, 3, 4, 5)

Методы: проблемно-эвристические

  1. Мозговой штурм
  2. Эвристическая беседа

Риски урока:

Технологические:

  1. Несоответствие программного обеспечения.
  2. Поломка оборудования.
  3. Отсутствие электроэнергии.

Личностные:

  1. Недостаточный уровень подготовленности обучающихся.
  2. Заболевание обучающихся.
  3. Психологическая неготовность к сотрудничеству у обучающихся.

План проведения урока:

Этапы урока

Временная реализация

Организационный момент

1 минута

Этап актуализации знаний, настроя на восприятие и осмысление нового (мотивация).

(Работа с дополнительным материалом)

12 минуты

Постановка познавательной задачи № 1

«Историческое значение Невской битвы и Ледового побоища». 

 (работа в группах).

10 минута

Постановка познавательной задачи № 2

  1. Почему Александр Невский выбрал сотрудничество с монголо-татарами?
  2. По какому пути пошли Даниил Галицкий и Андрей Ярославич?

(работа с документами)

5+5 минута

Постановка познавательной задачи № 3

«Почему сложилось неоднозначная точка зрения на деятельность Александра Невского?»

(работа с документами)

5 минута

Подведение итогов урока. Рефлексия.

  1. Обобщение изученного материала.
  2. Рефлексия.

5

Домашнее задание

2 минуты

Ход урока:

1. Организационный этап.

  Взаимное приветствие учителя и учащихся, определение отсутствующих, проверка подготовленности учащихся к уроку, организация внимания.

2. Этап актуализации знаний, настроя на восприятие и осмысление нового. (Мотивация)

1. Проверка пройденного материала.  Слайд № 1

  1. Работа с картой-схемой, задания (В8-В11)
  2. Какая обстановка сложилась на Руси в XIIIвеке?

(Нашествие Батыя с Востока, установление манголо -татарского ига)

2.  Отрывок из стихотворения Дмитрия Борисовича Кедрина. Слайд №2

  1. Какая обстановка сложилась на Северо -Западе Руси?

Задание № 1, работа с учебником стр. 163-164, строим схему.

  1. Слайд № 3 Что изображено на слайде? О какой исторической личности пойдёт речь?

Задание № 2, работа с дополнительным материалом. Доска закрывается.

3.Рефлексия. Слайд № 4, работа с меловой доской, составляем кластер на тему:

«Александр Невский».

3. Постановка познавательной задачи № 1

«Историческое значение Невской битвы и Ледового побоища». 

 (работа в группах).

Задание № 3

  1. Группа – стр. 166-168, Невская битва Слайд № 6-7
  2. Группа  - стр. 168-171, Ледовое побоище. Слайд № 8
  3. Группа – Приложение № 2. Слайд № 9-11

Сообщения групп, просмотр анимационной карты, просмотр фрагмента художественного фильма С. Эйзенштейна.

Постановка познавательной задачи № 2

Учитель:   Слайд № 12

В 1251году  к Александру невскому папа римский Иннокентий IV отправил два послания. В первом он просил покориться и объединить силы против татар. Во втором принять католическую веру. Александр Невский требования отклонил.

Слайд № 13 Задание № 4 Работа с документами Приложение № 3.Слайд № 12

  1. Почему Александр Невский выбрал сотрудничество с монголо-татарами?

Слайд № 14 Задание № 5, работа с документами Приложение № 4, учебник стр. 173-174.

  1. По какому пути пошли Даниил Галицкий и Андрей Ярославич?

Постановка познавательной задачи № 3

Слайд № 15 

Учитель: В 2008году по результатам широкомасштабного социологического опроса в России, Александр Невский был назван «Именем России». Однако, историки неоднозначно относятся к оценки деятельности данной исторической личности.

Задание № 6

  1. Почему сложилось неоднозначная точка зрения на деятельность Александра Невского?

(работа с документами Приложение № 5)

  1. Какая точка зрения у вас?

Итоги урока, рефлексия.

Открывается меловая дока, цветным мелом дополняется кластер.

Домашнее задание: Слайд № 16

  1. Параграф № 12-13.
  2. Эссе на тему: «Почему в годы Великой Отечественной войны возникла мысль учреждения ордена Александра Невского?
  3. Развёрнутый план по теме: «Александр Невский» (Укажите время жизни исторического деятеля (точное

указание лет жизни не требуется). Дайте краткую

характеристику основных направлений и результатов

его деятельности (событий, достижений и т.п.).

Приложение №1

Орден Александра Невского

В Российской империи с 1725 года по 1917 год существовал орден Святого Александра Невского, а в СССР с 1942 года по 1991 год существовал орден Александра Невского.

Орден Святого Александра Невского был учреждён Екатериной I в 1725 году и предназначался для награждения как военных, так и гражданских лиц. В 1917 году он был упразднён вместе с другими царскими орденами. 29 июля 1942 года в СССР был учреждён новый орден Александра Невского как военный орден для награждения командного состава Красной Армии. После распада Советского Союза он был сохранён в системе государственных наград Российской Федерации постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 20 марта 1992 года № 2557-I, однако как государственная награда Российской Федерации не имел статута и официального описания. Многолетние попытки общественности внести изменения в статут «спящего» ордена были услышаны Президентом Российской Федерации Д. А. Медведевым в 2010 году.

Указом Президента Российской Федерации от 7 сентября 2010 года № 1099 «О мерах по совершенствованию государственной наградной системы Российской Федерации» учреждены статут и описание ордена. В соответствии с ними орден Александра Невского стал общегражданской наградой, а его знак теперь воспроизводит дизайн дореволюционного ордена.

1.Орден Святого Александра Невского был задуман Петром I для награждения за военные заслуги. Однако учреждённый уже после его смерти 21 мая (1 июня) 1725 года Екатериной I орден стал использоваться и для поощрения гражданских лиц.Впервые кавалерами ордена стали 18 человек в день свадьбы дочери Екатерины и Петра I, царевны Анны и герцога Шлезвиг-Гольштейн-Готторпского Карла-Фридриха.

2. В период войн с Наполеоном 1812—1814 годов орден Святого Александра Невского выдавался 48 раз, из них 14 орденов с бриллиантами. За Бородинское сражение Александр I пожаловал 4 ордена известным генералам Д. С. Дохтурову, М. А. Милорадовичу, А. И. Остерману-Толстому и Н. Н. Раевскому.

Известно 3674 фактов награждений за время существования ордена, наиболее щедро награда раздавалась в 1916 году (105 награждений).

Как государственная награда орден был упразднён в 1917 году. Орден сохранён в эмиграции домом Романовых как династическая награда. О награждениях орденом после 1917 г. см. статью Пожалования титулов и орденов Российской империи после 1917 года.

3. 29 июля 1942 года в СССР был учреждён новый орден Александра Невского для награждения командного состава Красной Армии. После распада Советского Союза орден был сохранён в системе государственных наград Российской Федерации постановлением Верховного Совета от 20 марта 1992 года, однако до 2010 года российский орден не имел статута и официального описания, награждения им не производились.

4. 7 сентября 2010 года указом Президента России учреждён статут и описание ордена, в соответствии с которыми он вновь стал общегражданской наградой. Знак ордена Александра Невского Российской Федерации воспроизводит дизайн дореволюционного ордена.

Приложение № 2

Александр Невский в культуре

Фильмы

  1. В 1938 году Сергеем Эйзенштейном был снят художественный фильм «Александр Невский», в котором было экранизировано Ледовое побоище. Фильм считается одним из самых ярких представителей исторических фильмов. Именно он во многом сформировал у современного зрителя представление о битве.
  2. В 1992 году снят документальный фильм «В память о прошлом и во имя будущего». Фильм рассказывает о создании памятника Александру Невскому к 750-летию со дня Ледового побоища.
  3. В 2008 году на экраны вышел художественный фильм «Александр. Невская битва».
  4. В 2009 году совместными силами российской, канадской и японской студий снят полнометражный аниме-фильм «Первый отряд», где Ледовое побоище играет ключевую роль в завязке сюжета.

Музыка

  1. Музыкальное сопровождение к фильму Эйзенштейна, написанное Сергеем Прокофьевым, представляет собой симфоническую сюиту, посвященную событиям битвы.
  2. Рок-группа Ария в альбоме «Герой асфальта» (1987) выпустила песню «Баллада о древнерусском воине», рассказывающую о Ледовом побоище. Эта песня пережила много различных обработок и переизданий.

Литература

Поэма Константина Симонова «Ледовое побоище» (1938)

Памятники

  1. Памятник дружинам Александра Невского установлен в 1993 году, на горе Соколиха в Пскове, удалённой почти на 100 км от реального места сражения. Изначально планировалось создать памятник на острове Вороньем, что географически было бы более точным решением.
  2. В 1992 году на территории села Кобылье Городище Гдовского района[ в месте максимально приближенном к предполагаемому месту Ледового побоища, у церкви Архангела Михаила был установлен бронзовый памятник Александру Невскому и деревянный поклонный крест.

Архитектура

  1. Троицкий собор Александро-Невской лавры, в котором находятся мощи святого Александра Невского.
  2. Церковь Александра Невского в Усть-Ижоре.

        Приложение № 3

Из книги Л.Н. Гумилёва «От Руси до России».

   В условиях, когда среди русских западников находились люди, которых можно было купить и использовать в борьбе против Отечества, надёжный союзник на Волге был вдвойне необходим русским княжествам. За налог, который Александр Невский обязался выплачивать в Сарай, Русь получила надёжную и крепкую армию, а союз с Ордой во второй половине XIII века принёс Северо-Восточной Руси вожделённый покой и твёрдый порядок.

   Русские княжества, принявшие этот союз, полностью сохранили свою идеологическую независимость и политическую самостоятельность. Например, никто не требовал от русских обращение в ислам. Одно это показывает, что Русь была не провинцией Монгольского улуса, а страной, союзной великому хану, выплачивавшей некоторый налог на содержание войска, которое ей самой было нужно.

    Те русские княжества, которые отказались от союза с татарами, были захвачены частично Литвой, частично Польшей, и судьба их была очень печальной. В рамках западноевропейского суперэтноса русичей ждала участь людей второго сорта.

    С точки зрения этнической истории крайне важен ответ на вопрос: был ли Александр Невский последним крупным удельным князем Древней Руси или же первым князем будущей Великороссии? Можно ли поставить его в ряд с Владимиром Мономахом или следует сравнивать с Дмитрием Донским?

    Полагаю, что князь Александр, так же как его соратники, принадлежал к поколению новых людей, поднявших Русь на недосягаемую высоту. Жертвенное поведение Александра Ярославича разительно отличается от нравов древнерусских удельных князей Сформулированная Александром домината  поведения – альтруистический патриотизм – на несколько столетий вперёд определила принцип устроения Руси. Заложенные князем традиции союза с народами Азии, основанные на национальной и религиозной терпимости, вплоть до XIX столетия привлекали к России народы, жившие на сопредельных территориях.

_____________________________________________________________________________

Приложение № 4

Модели Союза ….

Даниил Романович: 

В 1240 году Даниил Галицкий занял Киев, однако не остался в нем княжить, посадив в нём тысяцким Дмитра, который возглавил оборону города во время нашествия Батыя в сентябре-декабре 1240 года. Во время татарского разгрома Даниил ездил в Венгрию с сыном Львом сватать за него королевскую дочь (брак был заключён лишь в 1247 году). Возвращался на Русь, но не смог пройти в Русскую землю, поскольку мало с ним было дружины и вернулся в Венгрию. Киев был взят, Дмитр попал в плен, а татары двинулись дальше на Волынь и Галич. Дмитр убедил Батыя идти на венгров и оставить Галицию. Несмотря на свои силы Даниил в 1245-1246 годах был вынужден поехать в Орду, в Сарай, признать зависимость от ханов, чтобы сохранить государство. Хотя его приняли там довольно милостиво, но перенесённые унижения заставили южнорусского летописца заключить рассказ свой словами: «О злее зла честь татарская!». Хорошие отношения с татарами принесли, однако, пользу Даниилу: король Венгрии Бела IV согласился на брак своей дочери с сыном Даниила — Львом в 1247 году.

В 1246 г Даниил получил предложение короновать его  от папы римского взамен на введение католицизма на  Руси.

В 1255 году в союзе с литовцами участвовал в походе против Александра Невского и войск монголо-татар. В 1257 году активно выступал против ордынской переписи на Руси.

Даниил Романович ведя прозападную политику сохранил независимость от нашествия монголо-татар.

Приложение 5

Историческая оценка деятельности Александра Невского

Каноническая оценка

Согласно канонической версии, Александр Невский рассматривается как святой, как своего рода золотая легенда средневековой Руси. В XIII веке Русь подверглась ударам с трёх сторон — католического Запада, монголо-татар и Литвы. Александр Невский, за всю жизнь не проигравший ни одной битвы, проявил талант полководца и дипломата, заключив мир с наиболее сильным (но при этом более веротерпимым) врагом — Золотой Ордой — и отразив нападение немцев, одновременно защитив православие от католической экспансии. Эта трактовка официально поддерживалась властью как в дореволюционные, так и в советские времена, а также Русской православной церковью. Идеализация Александра достигла зенита перед Великой Отечественной войной, во время и в первые десятилетия после неё. В популярной культуре этот образ был запечатлён в фильме «Александр Невский» Сергея Эйзенштейна.

Евразийская оценка

Лев Гумилёв как представитель евразийства видел в Александре Невском архитектора гипотетического русско-ордынского альянса. Он категорически утверждает, что в 1251 г. «Александр приехал в орду Батыя, подружился, а потом побратался с его сыном Сартаком, вследствие чего стал сыном хана и в 1252 г. привел на Русь татарский корпус с опытным нойоном Неврюем». С точки зрения Гумилёва и его последователей, дружеские отношения Александра с Батыем, чьим уважением он пользовался, его сыном Сартаком и преемником — ханом Берке позволили наладить с Ордой возможно более мирные отношения, что способствовало синтезу восточнославянской и монголо-татарской культур.

Критическая оценка

Третья группа историков, в целом соглашаясь с прагматичным характером действий Александра Невского, считает, что объективно он сыграл отрицательную роль в истории России. Некоторые историки, в частности, Дж. Феннелл, Игорь Данилевский и Сергей Смирнов считают, что традиционный образ Александра Невского — как гениального полководца и патриота преувеличен. Они акцентируют внимание на свидетельствах, в которых Александр Невский выступает властолюбивым и жестоким человеком. Также ими высказываются сомнения насчёт масштаба ливонской угрозы Руси и реального военного значения столкновений на Неве и Чудском озере. Согласно их трактовке, серьёзной угрозы со стороны немецких рыцарей не было (причём Ледовое побоище не являлось крупной битвой), а пример Литвы (в которую перешёл ряд русских князей со своими землями) по мнению Данилевского показал, что успешная борьба с татарами была вполне возможна. Александр Невский сознательно пошёл на союз с татарами, чтобы использовать их для укрепления личной власти. В долгосрочной перспективе его выбор предопределил формирование на Руси деспотической власти.

Александр Невский, заключив союз с Ордой, подчинил Новгород ордынскому влиянию. Он распространил татарскую власть на Новгород, который никогда не был завоеван татарами. Причём выкалывал глаза несогласным новгородцам, и много за ним грехов всяких.

— Валентин Янин, академик РАН


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Широка раскинулась Россия, Много бед Россия выносила: На неё с востока налетали Огненной метелицей татары, С запада, затмив щитами солнце, Шли стеною на неё ливонцы . «Вот ужо, - они её пугали, - Мы в песок сотрём тебя ногами! Погоди, мол: вырастет крапива, Где нога немецкая ступила…». Д. Кедрин Дмитрий Борисович Кедрин

Слайд 3

Орден Александра Невского

Слайд 5

Александр Невский «Восток или Запад».

Слайд 6

«Если можешь, сопротивляйся, знай, что я уже здесь и пленю землю твою». Ярл Биргер , правитель Швеции

Слайд 7

Невская битва

Слайд 10

Память о Невской битве Троицкий собор Александро-Невской лавры, в котором находятся мощи святого Александра Невского Церковь Александра Невского в Усть-Ижоре

Слайд 11

Памятник дружине Александра Невского. Псков. Скульптор И. И. Козловский, архитектор П. С. Бутенко

Слайд 12

«Князь Александр Невский принимает папских легатов».

Слайд 13

Александр Невский «Восток или Запад»

Слайд 14

Даниил Романович Александр Невский Андрей Ярославич

Слайд 16

Параграф № 12-13. Эссе на тему: «Почему в годы Великой Отечественной войны возникла мысль учреждения ордена Александра Невского? Развёрнутый план по теме: «Александр Невский» ( Укажите время жизни исторического деятеля (точное указание лет жизни не требуется). Дайте краткую характеристику основных направлений и результатов его деятельности (событий, достижений и т.п.). Домашнее задание



Предварительный просмотр:

Группа № 3

Вид задания

Задание № 1

Прочитайте страницу 163-164 учебника и представьте в виде схемы какая обстановка сложилась на Северо-Западе Руси в XIIвеке.

Задание № 2

Прочитайте приложение № 1, на доске отметьте даты основания орденов.

Задание № 3

Прочитайте приложение № 2 и подготовьте сообщение по теме: «Память об Александре Невском в культуре России»

Задание № 4

Прочитайте приложение № 3 и определите:

  1. По какому пути сотрудничества «востока» или «запада» пошёл Александр Невский?
  2. Определите причины выбора.

Задание № 5

Прочитайте приложение № 4, страницу  учебника 173-174.

  1. Определите внешнеполитический курс Даниила Романовича Галицкого князя.
  2. Курс Андрея Ярославича.
  3. Чей курс ближе вам и почему?

Задание № 6

Прочитайте приложение № 5, точки зрения историков на деятельность Александра Невского.

Чья точка ближе вам и почему?

Группа № 1

Вид задания

Задание № 1

Прочитайте страницу 163-164 учебника и представьте в виде схемы какая обстановка сложилась на Северо-Западе Руси в XIIвеке.

Задание № 2

Прочитайте приложение № 1, на доске отметьте даты основания орденов.

Задание № 3

Прочитайте страницу 166-168 учебника и подготовьте сообщение по теме: «Невская битва»

Задание № 4

Прочитайте приложение № 3 и определите:

  1. По какому пути сотрудничества «востока» или «запада» пошёл Александр Невский?
  2. Определите причины выбора.

Задание № 5

Прочитайте приложение № 4, страницу  учебника 173-174.

  1. Определите внешнеполитический курс Даниила Романовича Галицкого князя.
  2. Курс Андрея Ярославича.
  3. Чей курс ближе вам и почему?

Задание № 6

Прочитайте приложение № 5, точки зрения историков на деятельность Александра Невского.

Чья точка ближе вам и почему?

Группа № 2

Вид задания

Задание № 1

Прочитайте страницу 163-164 учебника и представьте в виде схемы какая обстановка сложилась на Северо-Западе Руси в XIIвеке.

Задание № 2

Прочитайте приложение № 1, на доске отметьте даты основания орденов.

Задание № 3

Прочитайте страницу 166-168 учебника и подготовьте сообщение по теме: «Ледовое побоище».

Задание № 4

Прочитайте приложение № 3 и определите:

  1. По какому пути сотрудничества «востока» или «запада» пошёл Александр Невский?
  2. Определите причины выбора.

Задание № 5

Прочитайте приложение № 4, страницу  учебника 173-174.

  1. Определите внешнеполитический курс Даниила Романовича Галицкого князя.
  2. Курс Андрея Ярославича.
  3. Чей курс ближе вам и почему?

Задание № 6

Прочитайте приложение № 5, точки зрения историков на деятельность Александра Невского.

Чья точка ближе вам и почему?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок истории в 8 классе по теме "Александр I: надежды или разочарование?"

Повторительно-обобщающий урок по теме: "Александр I: надежды или разочарование?" На уроке организована групповая работа учащихся с документами, самостоятельную работу, тестирование. Урок сопровождаетс...

Урок истории России. 9 класс по теме "Начало Великой Отечественной войны"

Урок с применением ИКТ. Цель урока:Цели ур1) Познакомить учащихся с трагическими событиями в начале войны.2) Подвести учащихся к пониманию причины поражений Красной Армии в начале Великой Отечественно...

Материалы к уроку истории России 11 класс по теме "Духовная жизнь советского общества в 1953-1964гг."

Данный материал содержит разработку урока по теме "Духовная жизнь советсткого общества в 1953-1964гг.", рабочая тетрадь по теме "Духовная жизнь советсткого общества в 1953-1964гг.) с заданиями для под...

План - конспект урока Истории России. 8 класс по теме: "Крымская война 1853 -1856 г."

Урок для учащихся 8 классо. Урок изучения нового материала....

Технологическая карта урока истории России (8 класс) Тема: Внешняя политика Александра III.

Технологическая карта урока истории России (8 класс) Тема: Внешняя политика Александра III....

Технологическая карта к уроку история России 7 класс на тему "Эпоха Петра"

Вид урока: урок-совершенствование Цель урока: систематизация и обобщение знаний по эпохе Петра I    Задачи урока:Образовательные:1.Систематизировать знания учащихся по преобразован...