Календарно-тематическое планирование по истории 6 класс
календарно-тематическое планирование (история, 6 класс) по теме

Календарно-тематическое планирование по истории 6 класс

Скачать:


Предварительный просмотр:

Календарно-тематическое планирование по истории 6 класс

урока

Тема урока

Тип урока

Содержание темы

Требования к уровню подготовки учащихся

Вид

контроля

Информа

ционное обеспече

ние

Домаш. задание

Дата

план

факт

История Средних веков

1

Введение. Живое средневековье.

Урок изучения нового

Основные понятия:                      «средние века», хроники, архив, лента времени.                            Основные факты: Хронологические рамки средневековья. Исторические источники.

Воспроизводить информацию, содержавшуюся в устном изложении учителя.

Вопросы.

Презентация

Введение

Становление средневековой Европы (VI–XI века)

2

Древние германцы и Римская империя.

Комбинированный

Основные понятия:                    Тацит, герцог, кровная месть, народное ополчение, гунны, кельты, германцы, славяне, франки, англы, саксы, остготы, вестготы, вандалы;  Исторические факты:                       великое переселение народов. занятия германцев, выделение знати, падение Западной Римской империи.

Работать с контурной картой, выявлять сходства и отличия обществ германцев и римлян.

Устный ответ по карточке. Тест.

Презентация

§ 1, р/т.

3

Королевство франков и христианская церковь в VI – VIII веках.

Комбинированный

Основные понятия:                  династия, Галлия, Меровинги, Майордом, феод, феодал, лангобарды,                       Исторические факты:                     Франки: расселение, занятия, хозяйственное и общественное устройство. Появление государства. Король Хлодвиг. Христианская церковь. Монастыри.

Выявлять отличия власти короля от власти вождя; работать с контурной картой.

Устный ответ по карточке. Тест.

Презентация

§ 2, р/т.

4

Возникновение и распад империи Карла Великого. Феодальная раздробленность.

Комбинированный

Основные понятия:                       авары, баски, междоусобные войны, сеньоры, вассалы, феодальная лестница.                                  Исторические факты:                          Карл Великий. Войны в Италии и Испании. Франкская империя и её распад.

Оценивать деятельность исторических личностей (на примере Карла Великого); работать с историческими документами.

Устный ответ по карточке. Тест

Презентация

§ 3, р/т.

5

Западная Европа в IX – XI веках. Культура Западной Европы в раннее Средневековье.

Комбинированный

Основные понятия:                    норманны, викинги, варяги, придворные, бритты, миссионеры;                     Исторические факты:                    Слабость королевской власти во Франции. Священная Римская империя. Англия в раннее средневековье; англосаксы и норманнское завоевание. Представления людей о мире. Каролингское Возрождение. Искусство. Литература.

Указывать на контурной карте завоеванные норманнами земли; называть существенные черты представлений средневекового человека о мире.

Устный ответ по карточке. Тест.

Презентация

§ 4,5, р/т

Византийская империя и славяне в VI – XI веках.

6

Византия при Юстиниане. Борьба империи с внешними врагами. Культура Византии.

Комбинированный

Основные понятия:                      басилевс, торговый путь из варяг в греки, базилики, иконопись, фреска; Исторические факты:        Территория, хозяйство, государственное устройство Византии. Византийские императоры. Юстиниан и его реформы. Войны Юстиниана. Культура Византии. Вторжения славян и арабов.

Составлять описание произведений искусства; сравнивать управление государством (Византии и империи Карла Великого).

Устный ответ по карточке. Тест. Задания в раб. тетради.

CD «Всеобщая история. История средних веков» 6 класс.

§ 6,7, р/т

7

Образование славянских государств.

Комбинированный

Основные понятия:                 глаголица, кириллица;     Исторические факты:        Расселение славян. Занятия и образ жизни славян. Болгарское государство. Великоморавская держава и создатели славянской письменности – Кирилл и Мефодий. Образование Чехии и Польши.

Сравнивать образ жизни народов (славян и германцев); оценивать деятельность исторических личностей (Кирилла и Мефодия).

Устный ответ по карточке. Тест. 

CD «Всеобщая история. История средних веков» 6 класс.

§ 8, р/т.

Арабы в VI – XI веках.

8

Возникновение ислама. Арабский халифат и его распад.

Комбинированный

Основные понятия:                          ярмарка, храм, Кааба, Медина, Мекка, Коран, шариат;            Исторические факты:        Расселение, занятия арабских племен. Мухаммед и рождение ислама. Завоевания арабов в Азии, Северной Африке, Европе. Распространение ислама. Культура арабов.

Знать особенности жизни арабских племен. Понимать роль новой религии в объединении арабских племен. Работать с контурной картой

Устный ответ по карточке. Тест.


 

CD «Всеобщая история. История средних веков» 6 класс.

§ 9, р/т

9

Культура стран халифата.

Комбинированный

Основные понятия:                      ислам, арабы, мулла, Сунны, минарет, мечеть, медресе.   Исторические факты:                      Роль народов стран халифата в развитии мировой культуры

Составлять описание произведений искусства

Устный ответ по карточке. Тест. Задания в раб. тетради

CD «Всеобщая история. История средних веков» 6 класс.

§ 10, р/т

Феодалы и крестьяне. Средневековый город в Западной и Центральной Европе.

10

В рыцарском замке.

Комбинированный

Основные понятия:                        замок феодала, снаряжение рыцаря, турнир, герб, рыцарская культура;                             Исторические факты:        Развлечения рыцарей. Кодекс рыцарской чести..

Использовать иллюстрации при описании снаряжения и замка рыцаря.

Устный ответ по карточке. Тест. Индивидуальная письменная работа.

CD «Всеобщая история. История средних веков» 6 класс.

§ 11, р/т.

11

Средневековая деревня и её обитатели.

Комбинированный

Основные понятия:      крестьянская община, барщина, оброк, натуральное хозяйство; Исторические факты:        Феодальное землевладение. Феодальная знать. Жизнь, быт, труд крестьян. Крестьянское хозяйство. Феодальная зависимость и повинности.

Называть существенные черты социального положения людей (на примере феодалов и крестьян).

Устный ответ по карточке. Тест.

§ 12, р/т.

12

Формирование средневековых городов.

Комбинированный

Основные понятия:       горожане, коммуна, цехи, мастер, конкуренция, подмастерье;                      Исторические факты:        Возникновение городов, города – центры ремесла, торговли, культуры, борьба городов с сеньорами цехи и гильдии.

Устанавливать причинно-следственные связи (на примере возникновения городов).

Устный ответ по карточке. Тест. Задания в раб. тетради

CD «Всеобщая история. История средних веков» 6 класс.

§ 13, р/т.

13

Горожане и их образ жизни.

Комбинированный

Основные понятия:                 бюргеры, буржуа, патриции, ратуша, университеты;              Исторические факты:        отделение ремесла от сельского хозяйства, городские сословия, городское управление. Жизнь и быт горожан. Средневековые города – республики.


 

Устный ответ по карточке. Тест.

CD «Всеобщая история. История средних веков» 6 класс.

§ 14, р/т

Католическая церковь в XI – XIII веках.

14

Могущество папской власти. Католическая церковь и еретики.

Комбинированный

Основные понятия: индульгенция, католическая церковь, православная церковь, отлучение от церкви, анафема, хождение в Канноссу. Исторические факты:        Разделение христианства на католицизм и православие. Светские правители церковь. Ереси и преследование еретиков.

Выявлять различия католической и православной церквей.

Устный ответ по карточке. Тест. Задания в раб. тетради

CD «Уроки всемирной истории. Средние века. Виртуальная школа Кирилла и Мефодия»;

§ 15, р/т.

15

Крестовые походы.

Комбинированный

Основные понятия: крестоносцы, духовно-рыцарский орден;   Исторические факты:        Крестовые походы феодалов, последняя. Крестовые походы бедноты. Духовно-рыцарские ордены. Борьба народов Востока против крестоносцев.

Наносить на контурную карту походы крестоносцев, обозначать государства крестоносцев.

Устный ответ по карточке. Тест.

CD «Всеобщая история. История средних веков» 6 класс.

§ 16, р/т

Образование централизованных государств в Западной Европе (XI – XV века).

16

Как происходило объединение Франции.

Комбинированный

Основные понятия:    Генеральные штаты, сословная монархия;                      Исторические факты:        Усиление королевской власти. Сословно-представительная монархия; Генеральные Штаты. Первые успехи объединения.

Выявлять изменения в положении разных соц. групп (крестьян, государей, римских пап).

Устный ответ по карточке. Тест. Задания в раб. тетради

CD «Уроки всемирной истории. Средние века. Виртуальная школа Кирилла и Мефодия»;

§ 17, р/т.

17

Что англичане считают началом своих свобод.

Комбинированный

Основные понятия:                    шериф, щитовые деньги, суд присяжных, хартии, парламент; Исторические факты:        Нормандское завоевание. Генрих II и его реформы. Великая хартия вольностей. Парламент. Сословная монархия. Экономическое и социальное развитие страны.

Сравнивать причины образования централизованного государства во Франции и Англии; делать выводы.

Устный ответ по карточке. Тест.

§ 18, р/т.

18

Столетняя война.

Комбинированный

Основные понятия:              Креси, Пуатье, партизанская войн;                        Исторические факты:        Причины войны и повод к ней. Итоги и последствия Столетней войны.

Наносить на контурную карту ход боевых действий.

Устный ответ по карточке. Тест. Задания в раб. тетради

CD «Всеобщая история. История средних веков» 6 класс.

§ 19, р/т.

19

Крестьянские восстания во Франции и в Англии.

Комбинированный

Основные понятия:           Гильом Каль, Жакерия,                          Исторические факты:        положение крестьян во Франции и Англии. Восстание Уота Тайлера.        

Сравнивать причины, ход, последствия восстаний во Франции и Англии.

Устный ответ по карточке. Тест.

CD «Уроки всемирной истории. Средние века. Виртуальная школа Кирилла и Мефодия»;

§ 20, р/т.

20

Усиление королевской власти в конце XV века во Франции Англии.

Комбинированный

Основные понятия: централизованная политика, ежегодный налог;                Исторические факты:        Завершение объединения Франции. Образование централизованного государства. Война Алой и Белой розы в Англии. Генрих VIII.

Давать самостоятельную оценку историческим явлениям.

Устный ответ по карточке. Тест.

CD «Всеобщая история. История средних веков» 6 класс.

§ 21, р/т.

21

Реконкиста и образование централизованных государств на Пиренейском полуострове.

Комбинированный

Основные понятия: реконкиста, кортесы, Португалия, Мавритания;                        Исторические факты:        Мусульманская Испания. Образование Испанского королевства. Введение инквизиции в Испании.

Работать с контурной картой (на примере Реконкисты).

Устный ответ по карточке. Тест. Задания в раб. тетради

§ 22, р/т

Германия и Италия в XII – XV веках. Славянские государства и Византия в XIV – XV веках.

22

Усиление власти князей в Германии.

Комбинированный

Основные понятия:                       булла, курфюрст;                              Исторические факты:        Территориальные княжества в Германии.

Выделять особенности развития Германии; давать самостоятельную оценку историческим событиям.

Устный ответ по карточке. Тест.


 

CD «Всеобщая история. История средних веков» 6 класс

§ 23,  р/т

23

Расцвет итальянских городов.

Комбинированный

Основные понятия:                        гвельфы, гибеллины, тиран, тирания;                                     Исторические факты:                   Городские республики в Италии. Гвельфы и гибеллины. Правление Медичи во Флоренции.

Сравнивать особенности развития Германии и Италии; давать самостоятельную оценку историческим событиям.

Устный ответ по карточке. Тест. Задания в раб. тетради

§ 24, р/т

24

Гуситское движение в Чехии.

Комбинированный

Основные понятия:                      паны, великий раскол, церковный собор, гуситы, умеренные, табориты;                                   Исторические факты:                       Чехия в XIV веке. Ян Гус. Гуситские войны, их значение. Народное войско.

Работать с картой; оценивать деятельность исторических личностей (Ян Гус).

Устный ответ по карточке. Тест.

§ 25, р/т.

25

Завоевание турками-османами Балканского полуострова.

Комбинированный

Основные понятия:                  Адрианополь, янычар; Исторические факты:        Балканские страны перед завоеванием. Завоевания турок-османов. Битва на Косовом поле. Гибель Византии.

Работать с контурной картой (на примере завоеваний турок-османов).

Устный ответ по карточке. Тест. Задания в раб. тетради

§ 26, р/т

Культура Западной Европы в XI – XV веках.

26

Образование и философия. Средневековая литература и искусство.

Комбинированный

Основные понятия:                        диспут, декан, ректор, магистр, корпорация, астрология, алхимия, схоластика, рационализм, мистика; Исторические факты:        Представления средневекового человека о мире. Место религии в жизни человека и общества. Наука и образование. Появление университетов. Развитие знаний и церковь.

Составлять описание достижений культуры; работать с дополнительной литературой.

Устный ответ по карточке. Тест.

CD «Всеобщая история. История средних веков» 6 класс

§ 27, 28, р/т

27

Культура раннего Возрождения в Италии.

Комбинированный

Основные понятия: возрождение, интеллигенция, гуманисты;                                  Исторические факты:        Возрождение античного наследия. Новое учение о человеке. Гуманизм. Искусство раннего Возрождения.

Выявлять новые черты в искусстве; сравнивать идеи гуманистов.

Устный ответ по карточке. Тест.

CD «Всеобщая история. История средних веков» 6 класс.

§ 29, р/т.

28

Научные открытия и изобретения.

Комбинированный

Основные понятия:                     домна, мушкет, астролябия, литеры;                               Исторические факты:        Развитие науки и технике. Появление огнестрельного оружия. Развитие мореплавания и кораблестроения. Изобретение книгопечатания.

Использовать иллюстрации при рассказе о технических открытиях и изобретениях.

Устный ответ по карточке. Тест. Задания в раб. тетради

CD «Всеобщая история. История средних веков» 6 класс.

§ 30, р/т.

Народы Азии. Америки и Африки в Средние века.

29

Средневековый Китай.


 

Комбинированный

Основные понятия:             династия Тан, династия Сун, порт Гуанчжоу;                              Исторические факты:        Император и подданные. Крестьянская война. Китай под властью монголов. Борьба против завоевателей. Культура средневекового Китая.

Составлять описание достижений культуры стран.

Устный ответ по карточке. Тест.

CD «Уроки всемирной истории. Средние века. Виртуальная школа Кирилла и Мефодия»;

§ 31

30

Индия: государства и культура.

Комбинированный

Основные понятия:                     Шива, Империя великих Моголов;                       Исторические факты:        Индийские княжества. Вторжение мусульман. Делийский султанат. Культура Индии.

Сравнивать особенности развития Китая и Индии.

Устный ответ по карточке. Тест. Задания в раб. тетради

§ 32, р/т

31

Государства и народы доколумбовой Америки.

Комбинированный

Основные понятия:                      майя, ацтеки, инки; Исторические факты:        Народы Америки. Государства. Культура.

Составлять развернутый план параграфа; выявлять особенности развития стран.

Устный ответ по карточке. Тест.

CD «Всеобщая история. История средних веков» 6 класс

§ 33, р/т

32

Африка.

Комбинированный

Основные понятия:                    пигмеи, бушмены, Гана, Эфиопия;                   Исторические факты:  Государства и народы Африки. Достижения в области средневековой культуры.

Составлять развернутый план параграфа; выявлять особенности развития стран. Составлять сложный план параграфа.

Устный ответ по карточке. Тест. Задания в раб. тетради

§ 34, р/т

33

Наследие Средних веков в истории человечества.

Урок обобщения

Средние века в истории. Народы и государства на исторической карте. Достижения производства и техники. Культурное наследие.


 

Задания с развёрнутым ответом. Тест. Индивидуальная письменная работа.

Заклю чение

История России 37 ч.

1

Введение. Что изучает история Отечества.

Урок изучения нового

Основные понятия: Исторические источники, археология, геральдика, нумизматика, палеография, летопись, фольклористика, лингвистика                    Исторические факты:               Что изучает история Отечества. История России – часть всемирной истории. История региона – часть истории России.

Воспроизводить информацию, содержавшуюся в устном изложении учителя.

Вопросы.

Введение

Русь Древняя. 9 ч.

2

Восточные славяне.

Комбинированный

Основные понятия:                 род, племя, язычество, вервь, идол, капище, народное ополчение;                       Исторические факты:        Древние люди на территории нашей страны. Происхождение и расселение восточных славян. Занятия славян. Быт, нравы и верования восточных славян. Управление.

Использовать карту при рассказе о происхождении восточных славян; работать с истор. документами

Задания с кратким ответом

Презентация

§ 1, р/т

3

Соседи восточных славян.

Комбинированный

Основные понятия:                       дань, колонизация;  Исторические факты:        Племена Восточной Европы: расселение, занятия, верования. Тюркский и Аварский каганаты. Хазарский каганат. Волжская Булгария и Византия.

Работать с исторической картой; выявлять сходства и отличия государств.

Задания с кратким ответом.

Презентация

§ 2, р/т

4

Формирование Древнерусского государства.

Комбинированный

Основные понятия:               государство, князь, варяги, норманнская теория, полюдье, купцы.                         Исторические факты:        Предпосылки и причины образования государства у восточных славян. Совершенствование приемов земледелия, развитие ремесла и торговли, появление городов. Варяги. Образование Древнерусского государства.

Устанавливать причинно-следственные связи (на примере образования Древнерусского государства); работать с документами.

Задания с развёрнутым ответом.

Презентация

§ 3, р/т

5

Первые киевские князья.

Комбинированный

Основные понятия:                погосты, уроки, почести Исторические факты:        Характер древнерусской державы. Князь и дружина. Полюдье. Деятельность Олега, Игоря, Ольги по укреплению Древнерусского государства. Походы Святослава.

Показывать на карте походы князей; давать характеристику деятельности князей.

Вопросы.

Презентация

§ 4, р/т

6

Князь Владимир Святославович. Принятие христианства.

Комбинированный

Основные понятия:             былина, печенеги, православие, язычество, религия, христианство, митрополит, епископ, епархия, монастырь, десятина;                                Исторические факты:        Борьба за киевский престол. Начало правления князя Владимира. Причины принятия христианства. Крещение Руси. Значение принятия христианства.

Устанавливать причинно-следственные связи (на примере принятия христианства); делать выводы.

Задания с развёрнутым ответом.


 

CD «Энциклопедия Истории России 862-1917».Интерактивный мир

§ 5, р/т

7

Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром.

Комбинированный

Основные понятия:            усобицы, феодальные владения, половцы закуп, смерд, холоп, вотчина, свод законов «Русская Правда»;                                  Исторические факты:        Борьба за власть сыновей Владимира. Русь при Ярославе Мудром: внутренняя и внешняя политика, управление государством. Формирование древнерусской народности. Земельные отношения. Основные социальные слои населения Руси.

Давать характеристику деятельности исторических личностей (на примере Ярослава Мудрого); работать с документами; делать выводы.


 

Таблица, тест.

CD «Энциклопедия Истории России 862-1917».Интерактивный мир

§ 6, р/т

8

Культура Древней Руси.

Комбинированный

Основные понятия:               былины, вотчина, миниатюра, береста, житие, деревянное зодчество, мозаика, патриотизм, икона, фреска;                     Исторические факты:        Особенности культуры Древней Руси.

Использовать иллюстрации при рассказе о достижениях культуры.


 

Задания с кратким ответом.

CD «Энциклопедия Истории России 862-1917».Интерактивный мир

§ 7, р/т

9

Быт и нравы Древней Руси.

Комбинированный

Основные понятия:               образ жизни, слобода, хоромы; Исторические факты:            Образ жизни князей и бояр. Военное дело. Быт и образ жизни горожан и земледельцев.

Сравнивать образ жизни разных групп населения.

Задания с развёрнутым ответом.

CD «Энциклопедия Истории России 862-1917».Интерактивный мир

§ 8, р/т

10

Русь Древняя.

Урок обобщения

Исторические факты:        Древнерусское государство. Деятельность первых киевских князей.

Сравнивать исторические явления.

Задания с кратким ответом. Индивидуальная письменная работа.

Повтор.

Политическая раздробленность на Руси (XII – XIII века). 10 ч.

11

Начало раздробления Древнерусского государства.

Урок изучения нового

Основные понятия:         феодальная раздробленность, княжеская династия, бояре, Боярская дума, дворяне, отрок;   Исторические факты:        Причины раздробленности Руси. Образование самостоятельных княжеств и земель. Характер политической власти в период раздробленности. Владимир Мономах.

Характеризовать деятельность исторических личностей (на примере Владимира Мономаха).

Задания с развёрнутым ответом.

CD «Уроки отечественной истории до XIX в. Виртуальная школа Кирилла и Мефодия»;

§ 9, р/т

12

Главные политические центры Руси.

Комбинированный

Основные понятия:               мужи, мятеж, посадник, тысяцкий;                      Исторические факты:        Владимиро-Суздальское княжество: характер княжеской власти, внутренняя и внешняя политика. Юрий Долгорукий. Борьба за Киев. Возвышение Владимиро-Суздальского княжества.

Показывать на карте границы русских земель; выявлять особенности их развития, выделяя общие и отличительные черты; характеризовать деятельность русских князей.

Задания с кратким ответом.

CD «Уроки отечественной истории до XIX в. Виртуальная школа Кирилла и Мефодия»;

§ 10, р/т

13

Главные политические центры Руси.

Комбинированный

Основные понятия:                  вече, республика;                  Исторические факты:        Новгородская земля: особенности социальной структуры и политического устройства. Галицко-Волынское княжество: взаимоотношения между боярами и князем.

Показывать на карте границы русских земель; выявлять особенности их развития, выделяя общие и отличительные черты; характеризовать деятельность русских князей. 

Задания с кратким ответом.

CD «Уроки отечественной истории до XIX в. Виртуальная школа Кирилла и Мефодия»;

§ 11, р/т

14

Нашествие с Востока.

Комбинированный

Основные понятия:                           тьма, порок;                                    Исторические факты:        Создание державы Чингисхана. Сражение на Калке. Вторжение в Рязанскую землю. Разгром Владимирского княжества. Поход на Новгород. Нашествие на Юго-Западную Русь и Центральную Европу.

Наносить на карту походы Батыя; использовать карту при рассказе о сопротивлении русских городов.

Задания с развёрнутым ответом.

CD «Уроки отечественной истории до XIX в. Виртуальная школа Кирилла и Мефодия»;

§ 12, р/т

15

Борьба Руси с западными завоевателями.

Комбинированный

Основные понятия:  ополченцы, орден крестоносцев, меченосец; Исторические факты:        Походы шведов на Русь. Завоевание крестоносцами Прибалтики. Князь Александр Ярославович. Невская битва. Ледовое побоище. Значение победы над крестоносцами.

Пользуясь схемой, рассказывать о битвах; характеризовать деятельность исторических личностей (Александр Невский).

Тест.

CD «Энциклопедия Истории России 862-1917».Интерактивный мир

§ 13, р/т

16

Русь и Золотая Орда.

Комбинированный

Основные понятия:             баскаки, выход, ярлык, резиденция, численники, владычество;                Исторические факты:        Образование Золотой Орды. Ордынское владычество. Повинности русского населения. Борьба русского населения против ордынского владычества. Последствия ордынского владычества.

Выявлять особенности зависимости Руси от Золотой Орды и её последствия на развитие Руси.

Задания с кратким ответом.

CD «Энциклопедия Истории России 862-1917».Интерактивный мир

§ 14, р/т

17

Русь и Литва.

Комбинированный

Основные понятия:                            уния;                                             Исторические факты:        Формирование Литовско-Русского государства. Характер Литовско-Русского государства. Значение присоединения русских земель к Литве.

Устанавливать причинно-следственные связи (на примере Литовско-Русского государства).

Задания с кратким ответом

CD «Уроки отечественной истории до XIX в. Виртуальная школа Кирилла и Мефодия»;

§ 15, р/т

18

Культура русских земель в XII – XIII веках.

Комбинированный

Основные понятия:                                храм, поучение, канон, аскетизм, уникальный, архитектурный ансамбль;                                   Исторические факты:        Общерусское культурное единство. Накапливание научных знаний. Литература. Идея единства Русской земли в произведениях культуры. Зодчество. Живопись. 

Характеризовать особенности развития культуры; составлять описание достижений культуры.

Задания с кратким ответом.

§ 16, р/т

19

Родной край в древности.

Комбинированный

Исторические факты:        Первые поселения на территории нашего края. Занятия населения. Архитектурные памятники 

Выявлять особенности развития края.

Задания с развёрнутым ответом.

В тетр.

20

Политическая раздробленность на Руси.

Урок обобщения

Причины и последствия раздробленности Руси. Главные политические центры Руси и их особенности.

Обобщать исторические события и явления; делать выводы.

Вопросы. Тест. Индивидуальная письменная работа.

Повтор.

Русь Московская (XIV – XVI века).5 ч.

21

Предпосылки объединения русских земель. Усиление Московского княжества.

Урок изучения нового

Основные понятия:                   Великое княжество Владимирское, централизованное государство, предпосылка;                            Исторические факты:        Социально-экономическое и политическое развитие Северо-Восточной Руси. Причины и предпосылки объединения русских земель. Борьба Москвы и Твери. Правление Ивана Калиты. Причины возвышения Москвы.

Определять причины и предпосылки создания единого государства; характеризовать деятельность исторических личностей (Иван Калита).

Таблица, тест.

CD «Энцикло педия Истории России 862-1917».Интерактивный мир

§ 17, р/т

22

Москва – центр борьбы с ордынским владычеством. Куликовская битва.

Комбинированный

Основные понятия:                   маневр, рать, полк;                              Исторические факты:                           Борьба Москвы за политическое первенство. Взаимоотношения Москвы с Золотой Ордой и Литвой. Куликовская битва и её значение. Дмитрий Донской.  

Использовать схему при рассказе о битве; характеризовать деятельность истор. личностей (Дмитрий Донской).

Задания с кратким ответом.

CD «Энцикло педия Истории России 862-1917».Интерактивный мир

§18, р/т

23

Московское княжество и его соседи в конце XIV – середине XV века.

Комбинированный

Основные понятия:                             диалект, служилые люди;                                     Исторические факты:                      Василий I. Московская усобица, её значение. Распад Золотой Орды. Союз Литвы и Польши. Грюнвальдская битва. Образование русской, украинской и белорусской народностей.  

Характеризовать политику исторических личностей (Василий I); использовать карту при рассказе об объединении русских земель.

Задания с развёрнутым ответом.


 

§ 19, р/т

24

Создание единого Русского государства и конец ордынского владычества.

Комбинированный

Основные понятия:                государь, латинство, централизация;                 Исторические факты:                          Конец ордынского ига. Иван III. Присоединение Новгорода к Москве. Присоединение Твери. Василий III. Завершение объединения русских земель.

Работать с исторической картой (показывать территории, присоединенные к Москве); делать выводы.

Задания с кратким ответом.

CD «Уроки отечественной истории до XIX в. Виртуальная школа Кирилла и Мефодия»;

§ 20, р/т

25

Русь Московская (XIV-XV)

Урок обобщения

Изученные по теме
понятия и факты

Обобщать исторические события и явления; делать выводы.

Задания с кратким ответом.

Русь Московская в XIV-XVI веках. 10 ч.

26

Московское государство в конце XIV – начале XVI века.

Комбинированный

Основные понятия:                       Судебник Ивана III, наместник, волоститель, кормление, местничество, Юрьев день, закрепощение, оброк, барщина, помещик, поместье, окольничий, чин, таможенный сбор;                      Исторические факты:                         Усиление великокняжеской власти.  Местничество. Система кормлений. Преобразования в войске. Ограничение свободы крестьян. Появление казачества. Зарождение феодально-крепостнической системы.

Выявлять новые черты в развитии земледелия, политического устройства и характера княжеской власти на Руси в XVI веке.

Тест.

CD «Уроки отечественной истории до XIX в. Виртуальная школа Кирилла и Мефодия»;

§ 21, р/т

27

Церковь и государство в конце XIV – начале XVI века.

Комбинированный

Основные понятия: благотворительность, дьякон, старец, нестяжатели, иосифляне, Москва –Третий Рим, ересь жидовствующих;                  Исторические факты:        Изменения в положении Русской православной церкви.

Сравнивать религиозные течения; анализировать исторические документы.

Задания с развёрнутым ответом.

§ 22, р/т

28

Реформы Избранной рады.

Комбинированный

Основные понятия:                         Избранная рада, регент, черные люди, сословия, сословная монархия, стрельцы, Земский собор, приказы;                               Исторические факты:                        Боярское правление. Венчание Ивана IV на царство. Восстание 1547 г. Избранная рада. А.Адашев. Сильвестр. Судебник 1550 г. Реформы центрального и местного управления. Стоглавый собор. Военные реформы.

Устанавливать причинно-следственные связи (на примере реформ Ивана IV); анализировать исторические документы.

Задания с кратким ответом.

CD «Энциклопедия истории России. 862-1917». Интерактивный мир. Издательство Коминфо. 2001

§ 23, р/т

29

Внешняя политика Ивана IV.

Комбинированный

Основные понятия:                               острог, наемник, Речь Посполитая, Запорожская Сечь, Ливонский орден, казаки, держава, ясак, засечная черта, атаман;                                Исторические факты:        Внешнеполитические успехи России в 50-е гг. Присоединение Казанского и Астраханского ханств. Оборона южных рубежей. Поход Ермака. Западной Сибири. Ливонская война.

Работать с исторической картой (показывать ход войны и присоединение земель).

Задания с развёрнутым ответом.

Презентация

§ 24, р/т

30

Опричнина.

Комбинированный

Основные понятия:              опричнина, земщина, опричники, крепостное право, опала, посад, всполье, челобитная;                                        Исторические факты:        Обострение внутриполитической борьбы в начале 60-х гг. Падение Избранной рады. Поход на Новгород. Опричнина: цели, сущность, итоги и последствия.

Характеризовать деятельность исторических личностей (Иван Грозный); делать выводы об итогах развития государства.

Тест, вопросы.

CD «Энциклопедия истории России. 862-1917». Интерактивный мир. Издательство Коминфо. 2001

§ 25, р/т

31

Просвещение, устное народное творчество, литература в XIV – XVI веках.

Комбинированный

Основные понятия:                  публицистика, регалии, энциклопедия, эпос;                Исторические факты:        Особенности развития русской культуры в XIV – XVI веках. Просвещение. Начало книгопечатания. Иван Федоров. Устное народное творчество. Литература

Сравнивать особенности развития русской культуры в разные периоды истории.

Задания с кратким ответом.

Презентация

§ 26, р/т

32

Архитектура и живопись в XIV – XVI веках.

Комбинированный

Основные понятия:                           шатровый стиль, юродивый;                     Исторические факты:         Зодчество в XIV – XV вв. Архитектура Московского государства в XVI в. Русская живопись. Феофан Грек. Андрей Рублев. 

Описывать достижения культуры; выявлять новые черты развития искусства.

Таблица

Презентация

§ 27, р/т

33

Быт XV – XVI веков.

Комбинированный

Основные понятия: административные здания, кафтан, полати, харчевня;                     Исторические факты:        Быт и нравы. Города. Русская изба. Одежда. Еда.

Описывать быт русских людей; использовать иллюстрации при рассказе о жизни людей.

Задания с развёрнутым ответом.

Презентация

§ 28, р/т

34

Родной край в XIV – XVI веках.

Комбинированный

Исторические факты:        территория, население,  их занятия, археологические памятники, культура.


 

Задания с кратким ответом.

В тетр.

35

Русь Московская в XIV – XVI веках.

Урок обобщения

Повторение пройденного материала

Обобщать исторические события и явления; делать выводы.

Задания с развёрнутым ответом.

повт.

36

Россия с древнейших времен до конца XVI века

Урок обобщения

Образование единого государства: причины, предпосылки, итоги, значение.

Обобщать исторические события и явления; делать выводы.

Задания с развёрнутым ответом. Тест. Индивидуальная письменная работа

Повт.

37

Общее и особенное в развитии средневековой Руси и стран Центральной и Западной Европы.

Урок обобщения

Исторические факты:        Особенности развития Руси и стран Центральной и Западной Европы.

Обобщать и систематизировать изученный материал.

Вопросы.

повт.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое поурочное планирование к УМК «New Millennium English» 7 класс

Календарно-тематическое поурочное планирование подготовлено к УМК «New Millennium English» для 7 класса, авторы: Н.Н.Деревянко, С.В.Жаворонкова, Л.В.Козятинская, Т.Р.Колоскова, Н.И.Куз...

Календарно-тематическое поурочное планирование к УМК “English-10-11” (10 класс); (серия УМК 5-11; Кузовлев В.П.)

Календарно-тематическое поурочное планирование  по УМК “English-10-11” (серия УМК 5-11) Авторы УМК: В.П. Кузовлев, Н.М. Лапа, Э.Ш. Перегудова, И.П. Костина, О.В. Дуванова, Е.В. Кузнецова, Ю.Н. Ба...

Календарно-тематическое поурочное планирование УМК «EnjoyEnglish – 5 класс» Авторы: М.З. Биболетова, Н.Н. Трубанева, О. А. Денисенко

Календарно-тематическое поурочное планирование к учебнику М.З. Биболетовой, Н.Н. Трубаневой, О. А. Денисенко "Английский с удовольствием" 5 класс с требованиями к уровню подготовки учащихся и язы...

Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “Английский с удовольствием” / “Enjoy English” 10 класс

Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “Английский с удовольствием” / “Enjoy English”  10 классТематическое  планирование  рассчитано  на  102 часа  3  ч...

Календарно-тематическое (поурочное) планирование по геометрии (профильный уровень) на 2014-2015 учебный год Класс: 10 Всего часов: 68 (2 часа в неделю) УМК: • Атанасян Л.С. Бутузов В.Ф. Кадомцев С.Б. и др. Геометрия, 10-11: учеб. для общеобразоват. учр

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ В результате изучения курса геометрии 10 ученик должен знать/понимать • существо понятия математического доказательства; примеры доказате...

Календарно-тематическое поурочное планирование по литературе 5 класс 2015-2016 уч.г. (ФГОС)

Календарно-тематическое поурочное планирование по литературе 5 класс 2014-2015 уч.г. (ФГОС)...