Рабочая программа по истории 5 класс
рабочая программа по истории (5 класс) по теме

Рабочая программа по истории 5 класс

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Настоящая рабочая программа разработана на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования, примерной программы основного общего образования по истории и авторской программы А.А.Вигасина  «История Древнего мира», 2008.

Календарно-тематический план для 5 классов по истории Древнего мира ориентирован на использование:

– учебника «История древнего мира» А. А. Вигасина, Г. И. Годер. – М.: Просвещение, 2009;

  1. дополнительных пособий для учителя:

– Всемирная история в лицах. Древний мир: энциклопедия. – М., 1999;

– Книга для чтения по истории древнего мира / под ред. А. И. Немировского. – М., 1998;

- Арасланов О.В., Соловьев К.А., Поурочные разработки по истории Древнего мира М., 2009;

- Я иду на урок истории: Древнейшая и древняя история. Книга для учителя. М., 2000.

     - Атлас  История Древнего мира -  М., Росреестр,  2010 г.

  1. для учащихся:

–  учебник «История древнего мира»,  А. А. Вигасин, Г. И. Годер. – М.: Просвещение, 2006;

– Годер, Г. И. Рабочая тетрадь по истории Древнего мира: в 2 частях        Г. И. Годер. – М.: Просвещение, 2006.

Тематическое планирование рассчитано на 70 часов в год.

Календарно-тематический план предусматривает разные варианты дидактико-технологического обеспечения учебного процесса. В частности, дидактико-технологическое оснащение включает рабочую тетрадь на печатной основе «История Древнего мира» (автор Г. И. Годер), где представлены познавательные задачи разного уровня сложности

Для информационно-компьютерной поддержки учебного процесса предполагается использование следующих программно-педагогических средств, реализуемых с помощью компьютера:  CD «История. Просвещение», Мультимедийное учебное пособие, CD «Атлас Древнего мира. 5 миллионов лет истории человечества», «Уроки всемирной истории. Древний мир. Виртуальная школа Кирилла и Мефодия»;

Данная программа должна быть реализована в 2012 – 2013 учебном году.

Виды деятельности учащихся: познавательная, информационно-коммуникативная, рефлексивная.

Формы промежуточной аттестации: устные и письменные ответы, самостоятельные работы, тестовые задания, сравнительные таблицы.

 Формы итоговой аттестации: контрольная работа (1 час).

Изучение истории на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

  1. воспитание патриотизма, уважения к истории и традициям нашей Родины, к правам и свободам человека, демократическим принципам общественной жизни;
  2. освоение знаний о важнейших событиях, процессах отечественной и всемирной истории в их взаимосвязи и хронологической последовательности;
  3. овладение элементарными методами исторического познания, умениями работать с различными источниками исторической информации;
  4. формирование ценностных ориентаций в ходе ознакомления с исторически сложившимися культурными, религиозными, этно-национальными традициями;
  5. применение знаний и представлений об исторически сложившихся системах социальных норм и ценностей для жизни в поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе, участия в межкультурном взаимодействии, толерантного отношения к представителям других народов и стран.

СОДЕРЖАНИЯ ПРОГРАММЫ

Что изучает история. 7 ч.

Источники знаний о прошлом. Историческое летоисчисление. Историческая карта. История Отечества – часть всемирной истории.

История Древнего мира

Первобытное общество.  6 ч.

Расселение древнейшего человечества. Орудия труда, занятия первобытного человека. Родоплеменные отношения. Первобытные верования. Зарождение искусства.

Древний Восток (Египет, Передняя Азия, Индия, Китай). 17 ч.

Занятия жителей. Возникновение государств. Мир человека древности в зеркале мифов и легенд. Зарождение древних религий. Конфуций. Будда. Культурное наследие Древнего Востока.

Древняя Греция. 21 ч.

Легенды о людях и богах. Полис – город-государство. Свободные и рабы. Афины. Спарта. Греческие колонии. Греко-персидские войны. Империя Александра Македонского. Эллинистический мир. Культурное наследие Древней Греции.

Древний Рим. 19 ч.

Легенды и верования римлян. Патриции и плебеи. Республика. Войны Рима. Г. Ю. Цезарь. Римская империя и соседние народы. Возникновение и распространение христианства. Раздел Римской империи на Западную и Восточную. Падение Западной Римской империи. Культурное наследие Древнего Рима.

Тематическое планирование 5 класс


урока

Тема урока

Содержание темы

Тип

урока

Требования к уровню подготовки учащихся

Информационное обеспечение

Вид

контроля

Домаш. задание

Дата

проведения

План

Факт

I. Что изучает история  (7 ч.)

1

Что изучает история

Основные понятия:

Исторические периоды, дописьменная история, письменная история.

Основные факты:

История Древнего мира первый период в истории человечества

Вводный урок  с элементами беседы

Уметь:

-объяснять значение понятий: археология, этнография, нумизматика, геральдика;

- составлять описание предметов, вещественных источников и объяснять их значение

Презентация

Устный ответ по карточке

2

Периодиза

ция мировой истории.

Счет лет в истории.

Основные понятия:

лента времени, год, век, столетие, тысячелетие летоисчисление.

Основные факты:

историческое время

Изучение нового материала

Уметь:

– объяснять значения понятий: наша эра, до нашей эры; как велся счет лет в истории;

– определять век и вести подсчет исторического времени

CD «История. Просвещение» Мультимедийное учебное пособие

Задания в раб. тетради

С. 28-29

3

Что такое историчес

кие источники. Письменные и веществен

ные историчес

кие источники

Основные понятия:

исторические источники, факты, историческая память, письменные источники, разнообразие письменности, трапеза, керамика, сундук, гардероб, туника, кафтан.

Основные факты:

история письменности, рождение алфавита, история вещей и одежды в разные времена, свидетельства Древней истории на территории нашей страны

Изучение и первичное закрепление новых
знаний

Уметь:

– объяснять значение понятий: раскопки, Древний мир;

– определять значение
исторических источников

– объяснять значение понятий: иероглифы, клинопись, папирус, палеография, пергамент, берестяные грамоты;

– определять различия
и сходства между разными видами письменности

Репродукции,
презентация

4

История
на карте

Основные понятия:

историческая карта, стороны света, условные знаки.

Исторические факты: историческая карта и ее значение при изучении истории, географические значения – свидетели прошлого

Комбинированный урок

Уметь:

– объяснять значение
основных понятий;

– ориентироваться по исторической карте, показывать необходимые объекты на карте;

– объяснять карту, используя условные знаки;

– анализировать значение географических названий;

Историческая карта,
географическая карта

Задания в раб. тетради

5

Происхождение имен и фамилий

Основные понятия:

родословная, генеалогическое древо, род,
поколения, семья,
предки, прозвище,
отчество.

Исторические факты: родословная – история семьи

Комбинированный урок

Уметь:

– объяснять значение
основных понятий;

– составлять родословную семьи;

– объяснять возникновение имен, отчеств и фамилий

Составление своей родословной

6

Гербы, флаги,
гимны государств

Основные понятия:

герб, флаг, гимн, штандарт.

Исторические факты: Российская государственная символика

Комбинированный урок

Уметь:

– объяснять значение
основных понятий;

– определять значение
государственной символики.

Знать составляющие элементы государственных символов

Устный опрос

Повторение изученного материала

7

Что изучает
история (повторение и обобщение изученного материала)

Изученные по теме
понятия и факты

Контроль, коррекция и оценка знаний

Уметь:

– определять значение
исторического прошлого для современности;

– называть и описывать
основные виды исторических источников;

– определять ход времени истории и способы его измерения

II. Первобытный мир (6 ч)

8

Древнейшие люди

Основные понятия:

орудия труда, человеческое стадо, палка-копалка, рубило
Исторические факты:

охота, овладение огнем

Изучение
и первичное
закрепление
новых знаний

Уметь:

 - пересказывать текст учебника;

-  сравнивать древнейших и современных людей.

CD «История. Просвещение» Мультимедийное учебное пособие;

Устный ответ по карточке.

§ 1 Задания в раб. тетради

9

Первобытные
собиратели
и охотники

Основные понятия: 
орудия труда, «человек разумный», родовые общины.

Исторические факты: расселение древнейшего человека, влияние природных условий на жизнь первобытного человека; «искатели пищи»: занятия, орудия труда, общества

Изучение
и первичное
закрепление
новых знаний

Уметь:

– давать определение понятий: первобытные люди, человек разумный, человеческое стадо, орудия труда, родовая община;

– описывать условия
существования древнейших людей;

– излагать свое суждение по вопросу о роли труда в развитии человека

CD Учебное электронное издание «Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс» издательство «Кордис & медиа» 2004 г

Устный ответ по карточке

§ 2 Задания в раб. тетради

10

Культура
первобытного
человека

Основные понятия: 
религия, тотем, наскальная живопись, магия.

Исторические факты: представления первобытных людей об окружающем мире, первобытные верования, возникновение искусства

Комбинированный урок

Уметь:

– давать определение понятий: религия, искусство, колдовской обряд, душа;

– высказывать суждение
по вопросу о причинах
появления религии
и искусства;

– называть характерные
черты религиозных верований первобытных охотников и собирателей

CD «История. Просвещение» Мультимедийное учебное пособие;

Немировский, А. И.
Книга для чтения по истории Древнего мира / А. И. Немировский. М., 1986.

Устный ответ по карточке.

Решение задач.

§3 Задания в раб. тетради

11

Первобытные
земледельцы
и скотоводы

Основные понятия: 
присваивающее хозяйство, земледелие, скотоводство, соседская община, неравенство, знать.

Исторические факты: переход от присваивающего хозяйства к производящему
хозяйству. Развитие
ремесла, обмен произведенными продуктами, зарождение неравенства, выделение родоплеменной знати

Изучение
и первичное
закрепление
нового знания

Уметь:

– давать определение понятий: присваивающее хозяйство, знать, соседская община, племя;

– анализировать причины появления неравенства;

– сравнивать состав, социальное положение, орудия труда членов родовой и соседской общины, племени

Презентация

Устный ответ по карточке.

Решение задач.

§ 4 Задания в раб. тетради

12

Появление неравенства и знати

Основные понятия:

мотыга, плуг, неравенство, классы, государство

Основные факты:

обработка металлов, изобретение плуга, распад родовых общин, появление неравенства.

Комбинированный урок

Уметь:

- раскрывать причины появления неравенства между людьми;

- пересказывать текст учебника;

- сравнивать и описывать орудия труда

CD Учебное электронное издание «Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс» издательство «Кордис & медиа» 2004 г

Устный ответ по карточке

§ 5 Задания в раб. тетради

13

Первобытный мир (повторение и обобщение изученного
материала)

Понятия и факты
по теме

Контроль, коррекция и оценка знаний

Уметь:

– определять значение первобытной эпохи в истории человечества;

– описывать условия перехода от первобытности

к цивилизации: основные занятия, образ жизни, орудия труда

Викторина. Устный ответ по карточкам. Тест.

III. Древний Восток (17 ч)

14

Древний Египет. Открытие Древнего Египта

Основные понятия: государство, папирус, дельта, фараон.

Исторические факты: местоположение и природные условия, объединение Египта

Изучение
и первичное
закрепление
новых знаний

Уметь:

– показывать на исторической карте местоположение Древнего Египта;

– характеризовать природные условия Древнего Египта (разливы Нила, плодородие почв, жаркий климат);

– объяснять причины возникновения древнеегипетского государства

Историческая карта «Древний Египет».

Атлас древних цивилизаций.

CD «История. Просвещение» Мультимедийное учебное пособие;

Устный ответ по карточке.

Решение задач.

§ 6

Задания в раб. тетради

15

Как жили земледельцы и ремесленники в Египте

Основные понятия: шадуф, ремесло, вельможи, писцы.

Исторические факты: труд, жилище,
быт земледельцев
и ремесленников;
чиновники, жрецы

Изучение
и первичное
закрепление
новых знаний

Уметь:

– давать определение понятий: вельможи, писцы,
налоги;

– характеризовать существенные признаки и интересы различных общественных групп;

– анализировать фрагмент исторического документа и выявлять характерные черты образа жизни земледельцев и ремесленников

CD Учебное электронное издание «Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс» издательство «Кордис & медиа» 2004 г

Устный ответ по карточке.

Тест.

§7 Задания в раб. тетради

16

Жизнь египетского вельможи

Основные понятия: вельможи, писцы.

Исторические факты: 
чиновники, жрецы

Изучение
и первичное
закрепление
новых знаний

Уметь:

– давать определение понятий: вельможи, писцы,
налоги;

– характеризовать существенные признаки и интересы различных общественных групп;

–  описывать служебные обязанности вельможи

CD Учебное электронное издание «Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс» издательство «Кордис & медиа» 2004 г

Устный ответ по карточке.

Решение задач

§ 8 Задания в раб. тетради

17

Военные походы фараонов

Основные понятия: 
колесницы, дротики,
египетское войско, рабы, завоевательные походы.

Исторические факты: цели, причины, направления, итоги военных походов египетских фараонов

Комбинированный урок

Уметь:

– раскрывать причины
и последствия военных
походов фараонов Древнего Египта;

– показывать на исторической карте пути и направления военных походов;

– участвовать в дискуссии по вопросу о последствиях военных походов

CD Учебное электронное издание «Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс» издательство «Кордис & медиа» 2004 г

Устный ответ по карточке.

Индивидуальная письменная работа.

§ 9 Задания в раб. тетради

18

Религия древних египтян.
В царстве
Осириса

Основные понятия: 
мифы, верования, религия, «олимпийские боги».

Исторические факты: боги и жрецы; мифы,
отражающие природные явления; священное животное; загробное царство

Изучение
и первичное
закрепление
новых знаний

Уметь:

– давать определение понятий: миф, религия, «олимпийские боги»;

– называть характерные
признаки и особенности
верований древних египтян;

– извлекать необходимые сведения из фрагмента исторического документа и мифов о жизни древних египтян

CD Учебное электронное издание «Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс» издательство «Кордис & медиа» 2004 г

Устный ответ по карточке.

Тест

§ 10 Задания в раб. тетради

19

Культура Древнего Египта

Основные понятия: 
храмы, пирамиды,
сфинкс, иероглифы,
папирус.

Исторические факты: 
научные познания древних египтян. Письменность. Древнеегипетская школа. Литература и искусство

Комбинированный урок

Уметь:

– объяснять значение понятий: иероглиф, папирус;

– составлять описание памятников древнеегипетской культуры: архитектуры, скульптуры;

– характеризовать основные достижения древнеегипетской науки и определять ее значение для
мировой культуры;

– анализировать исторический источник «Розеттский камень», извлекать необходимый материал по данному вопросу;

– определять значение
появления письменности

CD Учебное электронное издание «Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс» издательство «Кордис & медиа» 2004 г

Заполнение таблицы. Устный опрос.

§ 11,

12

Задания в раб. тетради

20

Древние государства Передней Азии

Древнее Двуречье. Шумер
и Аккад

Основные понятия:

Междуречье, или Двуречье, Шамаш, клинопись, глиняные таблички.

Исторические факты: 
местоположение, природа, климат, население, его занятия

Изучение
и первичное
закрепление
новых знаний

Уметь:

– показывать на исторической карте месторасположение стран Двуречья;


CD Учебное электронное издание «Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс» издательство «Кордис & медиа» 2004 г

Устный ответ по карточке.

Индивидуальная письменная работа. Решение задач.

§ 13

Задания в раб. тетради

21

Вавилонский  царь Хаммурапи  и его законы

Основное понятие – 
законы.

Исторические факты: 
возвышение Вавилона,
законы Хаммурапи

Комбинированный урок

Уметь:

– анализировать фрагмент исторического источника «Законы Хаммурапи»;

– высказывать свое суждение по вопросу о роли законов в жизни вавилонян и в жизни современных людей

CD Учебное электронное издание «Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс» издательство «Кордис & медиа» 2004 г

Устный ответ по карточке.

Решение задач.

§ 14

Задания в раб. тетради

22

Финикия.

Финикийские мореплаватели

Основные понятия: колонии, Карфаген, алфавит.

Исторические факты: особенности образования государства. Основание колоний. Достижения финикийцев

Изучение
и первичное
закрепление
новых знаний

Уметь:

– показывать на карте
расположение Финикии и пути следования финикийских мореплавателей;

– характеризовать важнейшие достижения и открытия финикийцев в области культуры

CD Учебное электронное издание «Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс» издательство «Кордис & медиа» 2004 г

Устный ответ по карточке.

Решение задач. Задания в раб. тетради.

§ 15

23

Библейские

сказания.

Царство Давида  и Соломона

Основные понятия: 
Библия, Ветхий завет, миф, предание, заповеди, завет

Исторические факты:

происхождение древних евреев. Библия. Десять заповедей. Создание израильского государства

Комбинированный урок

Уметь:

– объяснять значение
понятий:
миф, предание,
единобожие, монотеистическая религия;

высказывать свое суждение о вкладе древних евреев в мировую культуру, основываясь на знания библейских сказаний

CD Учебное электронное издание «Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс» издательство «Кордис & медиа» 2004 г

Устный ответ по карточке.

Тест. Решение задач.

§ 16,17 Задания в раб. тетради.

24

Ассирия –

военная держава

Основные понятия:

бронза, конница.

Исторические факты:
Ассирийское войско.

Завоевательные походы.
Путешествие в столицу Ниневию

Комбинированный урок

Уметь:

– определять причины
возникновения и гибели Ассирии; – характеризовать особенности военного искусства ассирийцев;

– сравнивать культуру
Древнего Египта и Ассирийской державы

Карта «Вавилонское
царство в XVIII в. до н. э. Ассирийская держава в VIII–VII вв.

до н. э.».

Виппер, Р. Ю. История Древнего мира / Р. Ю. Виппер.

Атлас древних цивилизаций мира

Устный ответ по карточке. Решение задач

§ 18

Задания в раб. тетради

25

Персидская
держава
«Царя царей»

Основные понятия: 
Держава «Царь царей».
 Исторические факты: образование Персидского царства. Завоевательные походы Кира, Камбиза, Дария I. Управление Персидской державой

Комбинированный урок

Уметь:

– показывать на карте
расположение Персидской державы;

– раскрывать особенности государственно-административного устройства Персидской державы;

– сравнивать политический строй Древнего Египта и Персидского царства

Карта «Персидское царство. VI в. до н. э.».

Устный ответ по карточке.

Индивидуальная письменная работа. Решение задач.

§ 19 Задания в раб. тетради

26

Древняя Индия. Природные условия и люди Древней Индии.

Основные понятия: 
джунгли, религиозные верования

Исторические факты: природные условия,
занятия населения,
религиозные верования.

Комбинированный урок

Уметь:

– характеризовать природно-географические условия, занятия, религиозные верования жителей Древней Индии;

Карта «Индия и Китай
в древности».

Немировский, CD «История. Просвещение» Мультимедийное учебное пособие;

Устный ответ по карточке.

Индивидуальная письменная работа. Решение задач.

§ 20 Задания в раб. тетради

27

Индийские касты.

Культура Древней Индии

Основные понятия: 
касты, Брахма, жрецы, Будда.

Исторические факты: легенды и сказания, касты

Комбинированный урок

Уметь:

– анализировать исторический фрагмент из законов Ману и составлять описание представителей индийских каст

CD Учебное электронное издание «Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс» издательство «Кордис & медиа» 2004 г

Заполнение таблицы. Устный опрос. Устный ответ по карточке.

Тест.

§ 21 Задания в раб. тетради

28

Древний Китай.

Китайский мудрец единого Китая

Основные понятия: 
империя, «Великий шелковый путь», «Великая Китайская стена», конфуцианство, компас.
 Исторические факты: природные условия, философское учение Конфуция.

Комбинированный урок

Уметь:

– определять особенности географических и природных условий Китая;

– сравнивать учения Будды и Конфуция;

– высказывать свое суждение по вопросу о значимости конфуцианства в жизни людей Древнего Китая

Карта «Индия и Китай
в древности».

CD «История. Просвещение» Мультимедийное учебное пособие

Устный ответ по карточке.

Решение задач

§ 22

29

Древний Китай.

Первый властелин Древнего Китая

Основные понятия: 
Цинь Ши Хуан,  гунны, бойница, Южно-Китайское море

Исторические факты: природные условия, империя Цинь, император и подданные, научные знания и открытия.

Комбинированный урок

Уметь:

– анализировать значение образования единого Китая и изобретений китайцев

Карта «Индия и Китай
в древности».

CD «История. Просвещение» Мультимедийное учебное пособие

Задания в раб. тетради

§ 23

30

Древний Восток (повторение и обобщение изученного
материала)

Повторение основных понятий и фактов по теме

Контроль, коррекция и оценка знаний

Уметь:

– определять значение культурного наследия народов Древнего Востока;

– описывать исторические объекты и культурные памятники;

– выявлять сходства и различия в культуре стран
Древнего Востока

Тест. Работа с историческим источником.

IV. Древняя Греция (21 ч)

31

Древнейшая

Греция

Основные понятия:
Балканский полуостров,.

Исторические факты: природные условия, население и его занятия, древнейшие государства (Крит, Микены, Троя)

Изучение
и первичное
закрепление
новых знаний

Уметь:

– характеризовать природно-географические условия, основные занятия древних греков и критян;

– сравнивать условия жизни, образ жизни греков и критян и жителей Древнего Египта;

CD «История. Просвещение» Мультимедийное учебное пособие;

CD «Атлас Древнего мира. 5 миллионов лет истории человечества»

Устный ответ по карточке.

Индивидуальная письменная работа. Решение задач.

§24 Задания в раб. тетради

32

Микены и Троя

Основные понятия:
богини Гера, Афина, Афродита, бог Зевс, Агамемнон

Исторические факты: древнейшие государства (Крит, Микены, Троя), Троянская война.

Комбинированный

Уметь:

– характеризовать основные события и участников Троянской войны на основе анализа документа «Миф о начале Троянской войны»

Устный ответ по карточке.

Тест

§ 25 Задания в раб. тетради

33

Поэма Гомера
«Илиада»

Основные понятия: 
эллины, «Илиада», миф.

Исторические факты: Троянская война, поэмы «Илиада», «Одиссея»

Комбинированный

Уметь:

– рассказывать основное содержание поэмы Гомера «Илиада»

– характеризовать основных героев поэм, сравнивать их действия и поступки;

– высказывать свою точку зрения о значимости поэм Гомера для современности

Троянская война в поэме Гомера

Устный ответ по карточке.

Индивидуальная письменная работа. Решение задач

§ 26 Задания в раб. тетради

34

Поэма Гомера
«Одиссея»

Основные понятия: 
«Одиссея».

Исторические факты: Троянская война, «Одиссея»

Комбинированный

Уметь:

– рассказывать основное содержание поэмы Гомера «Одиссея»

– характеризовать основных героев поэм, сравнивать их действия и поступки;

– высказывать свою точку зрения о значимости поэм Гомера для современности

Троянская война в поэме Гомера

Устный ответ по карточке.

Индивидуальная письменная работа. Решение задач

§ 27 Задания в раб. тетради

35

Религия древних греков

Основные понятия:

религия, мифология.

Исторические факты: 
сказания о богах и героях, религиозные верования древних греков, природные явления в религии древних греков

Комбинированный

Уметь:

– показывать на конкретных примерах зависимость религиозных верований людей от природы;

Древнегреческая мифология. Легенды о людях и богах.

CD «История. Просвещение» Мультимедийное учебное пособие;

Заполнение таблицы. Устный ответ по карточке.

§ 28 Задания в раб. тетради

36

Древняя Аттика. Земледельцы Аттики теряют землю и свободу

Основные понятия:

Аттика, полис, демос, ареопаг, архонты, долговое рабство.

Исторические факты: возникновение греческих полисов

Комбинированный

Уметь:

- объяснять причины возникновение греческих полисов;

- характеризовать положение земледельцев;

- давать самостоятельную оценку явлениям;

- читать историческую карту;

CD «История. Просвещение» Мультимедийное учебное пособие;

CD «Атлас Древнего мира. 5 миллионов лет истории человечества»

Устный ответ по карточке.

Тест

§ 29 Задания в раб. тетради

37

Зарождение демократии
в Афинах

Основные понятия: 
демос, граждане, народное собрание, демократия, ареопаг, архонты.

Исторические факты:
развитие земледелия
и ремесла, демос и знать, свободные и рабы, реформы Солона

Комбинированный

Уметь:

– объяснять значение понятий: демос, демократия, реформы, граждане, народное собрание, ареопаг, архонты;

– раскрывать причины
и значение проведения
реформ Солона;

– называть характерные черты политического
управления полисом,
положения основных
групп населения полиса;

– анализировать фрагмент исторического документа и давать характеристику событиям и их участникам

CD «История. Просвещение» Мультимедийное учебное пособие;

CD «Атлас Древнего мира. 5 миллионов лет истории человечества»

Устный ответ по карточке.

Задания в раб. тетради.

§ 30

38

Древняя Спарта

Основные понятия: 
спартанцы, илоты, Совет старейшин, законы Ликурга.

Исторические факты: воспитание спартанцев, Спарта – военный лагерь, лаконичная речь

Комбинированный

Уметь:

– сравнивать общественное и государственное устройство Спарты и Афинского государства;

– описывать образ жизни спартанцев и илотов;

– высказывать свое суждение по вопросу о воспитании спартанцев

CD Учебное электронное издание «Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс» издательство «Кордис & медиа» 2004 г

Устный ответ по карточке.

§ 31 Задания в раб. тетради

39

Основание

греческих

колоний

Основные понятия:

колонии, скифы, эллины, Эллада.

Комбинированный

Уметь:

– показывать на исторической карте основные направления греческой колонизации и расположения первых греческих колоний;

- раскрыть основные причины основания древними греками колоний

- извлекать необходимые сведения из дополнительной исторической литературы о греческих колониях, о том, что объединяло греков-колонистов с их соотечественниками в метрополии.

Историческая карта «Древняя Греция».

Устный ответ по карточке.

Задания в раб. тетради.

§ 32

40

Олимпийские

игры

Основные понятия: 
Олимпия, атлеты, пятиборье, ипподром.

Исторические факты: олимпийские игры – общегреческое празднество, Милон, Феаген

Комбинированный

Уметь:

– объяснять значение
понятий:
атлет, Милон, пятиборье, ипподром,
Полидам, Феаген;

– раскрывать причины
возникновения Олимпийских игр;

– описывать ход проведения Олимпийских игр;

– излагать свое мнение
по вопросу: об отличиях Олимпийских игр древности от современных

Презентация

Устный ответ по карточке.

Индивидуальная письменная работа. Решение задач

§ 33 Задания в раб. тетради

41

Победа греков над персами в Марафонской битве

Основные понятия: 
Мильтиад, Фемистокол, Ксеркс, стратег, фаланга, марафон.

Исторические факты: марафонская битва.

Комбинированный

Уметь:

– объяснять значение
понятий:
стратег, фаланга, марафон, триера;

– раскрыть причины победы греков в Марафонской битве, последствия победы Афин над персами;

Исторические карты «Греко-персидские войны», «Древние государства».

Заполнение таблицы. Устный ответ по карточке. Решение задач

§ 34 Задания в раб. тетради

42

Нашествие персидских войск на Элладу

Основные понятия: 

триера, о. Саламин, Коринфский перешеек.

Исторические факты: марафонская битва, битва у Фермопильского ущелья, Саламинское сражение

Комбинированный

– рассказать о наиболее
крупных сражениях;

– раскрыть причины победы греков.

Исторические карты «Греко-персидские войны», «Древние государства».

Заполнение таблицы.

Тест.

§ 35 Задания в раб. тетради

43

В гаванях афинского порта Пирей

Основные понятия: 
Пирей, верфи, Совет пятисот афинские граждане, метеки, пошлина,  морской союз.

Исторические факты: 

продажа рабов, развитие торговли, военные гавани, сбор пошлины и налогов

Изучение
и первичное
закрепление
новых знаний

Уметь:

– раскрывать роль Афин
в истории Древней Греции;

– описывать условия существования и образ жизни жителей Афин: граждан, переселенцев, женщин, рабов;

– составлять описание
и объяснять значение памятников Афин: Парфенон, храм богини Ники и др.

CD «История. Просвещение» Мультимедийное учебное пособие;

CD «Атлас Древнего мира. 5 миллионов лет истории человечества»

Устный ответ по карточке

§ 36 Задания в раб. тетради

44

В городе богини Афины

Основные понятия: 
город Афины, Керамик, Агора, Акрополь, Парфенон, портики.

Исторические факты:

быт афинян

Комбинированный

Уметь:

- пересказывать текст учебника;

- раскрывать содержание иллюстрации.

CD «История. Просвещение» Мультимедийное учебное пособие;

Репродукции по Древней Греции

Беседа по вопросам

§ 37 Задания в раб. тетради

45

В афинских школах и гимназиях

Основные понятия:

рабы-педагоги, палестра, гимнасии.

Исторические факты:

особенности древнегреческого воспитания и образования

Комбинированный

Уметь:

- характеризовать особенности древнегреческого воспитания и образования

- рассказывать о развитии греческой науки

CD «История. Просвещение» Мультимедийное учебное пособие;

Репродукции по Древней Греции

Заполнение таблицы.

Работа по карточкам.

§ 38 Задания в раб. тетради

46

В театре Диониса

Основные понятия:

театр, трагедии, комедии. Исторические факты:

Зарождение театра в Греции, Аристофан, Софокл, развитие культуры и науки

Комбинированный

Уметь:

- раскрывать значение
возникновения театра
и его роль в жизни древних греков;

– рассказывать основное содержание трагедий и комедий древнегреческих поэтов Софокла и Аристофана

CD «История. Просвещение» Мультимедийное учебное пособие;

Репродукции по Древней Греции

Заполнение таблицы.

Работа по карточкам.

§ 39 Задания в раб. тетради

47

Афинская
демократия
при Перикле

Основные понятия: 
демократия, народное собрание, оратор
 Исторические факты: Перикл, плата за исполнение выборных должностей, открытое и тайное голосование

Комбинированный

Уметь:

– объяснять значение понятий: народное

собрание, демократия;

– называть характерные черты политического устройства Афин;

– анализировать фрагмент исторического документа (Плутарх). Сравнительное жизнеописание. (Перикл);

– составлять характеристику Перикла

Книга для чтения по истории Древнего мира / А. И. Немировский. – М., 1986

Заполнение таблицы.

Устный ответ по карточке. Решение задач

§ 40 Задания в раб. тетради

48

Македонские завоевания в IV веке до н.э. Города Эллады подчиняются Македонии

Основные понятия: 
междоусобные войны, македоняне, осадные
башни.

Исторические факты: 
Македонское царство, потеря Грецией независимости, походы Александра Македонского, держава Александра Македонского и ее распад

Комбинированный

Уметь:

– раскрывать причины
подчинения Эллады
Македонии;

CD Учебное электронное издание «Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс» издательство «Кордис & медиа» 2004 г

Устный ответ по карточке. Решение задач

§ 41 Задания в раб. тетради

49

Поход Александра Македонского на Восток

Основные понятия: 
река Граник, г. Исс, Парменион,

с. Гавгамелы.

Исторические факты: 
победа на реке Граник, разгром войск Дария III походы Александра Македонского, основание Александрии.

Комбинированный

Уметь:

– показывать на исторической карте направление восточного похода Александра Македонского;

– высказывать суждение и давать оценку деятельности царя Македонии Филиппа и личности Александра Великого

Карта «Завоевания Александра Македонского в IV в. до н.э.»

CD «История. Просвещение» Мультимедийное учебное пособие;

CD «Атлас Древнего мира. 5 миллионов лет истории человечества»

Устный ответ по карточке. Решение задач. Тест.

§ 42 Задания в раб. тетради

50

В древней Александрии Египетской

Основные понятия:

Мусей, гимнасии, театр, стадион, ипподром, фара, маяк, порт, царский дворец, усыпальница;

Исторические факты:

Распад державы Александра Македонского, план застройки города, культурное наследие Древней Греции;

Закрепление
новых знаний

Уметь:

- раскрывать причины гибели державы Александра Македонского;

- Рассказывать о распространении греческой культуры;

- показывать на карте исторические объекты;

Карта «Древняя Греция в IV в. до н.э.»

CD «История. Просвещение» Мультимедийное учебное пособие;

CD «Атлас Древнего мира. 5 миллионов лет истории человечества»

Работа по карте. Работа с историческим документом. Беседа по вопросам.

§ 43 Задания в раб. тетради

51

Путешествие по Древней Греции

Повторение основных понятий и фактов по теме

Контроль, коррекция и оценка знаний

Уметь:

- определять значение
культурного наследия
Древней Греции;

– описывать исторические объекты и культурные памятники;

– характеризовать исторические личности Древней Греции

Карта «Древняя Греция в IV в. до н.э.»

CD «История. Просвещение» Мультимедийное учебное пособие;

CD «Атлас Древнего мира. 5 миллионов лет истории человечества»

Викторина. Тест.

V. Древний Рим (19 ч)

52

Древнейший Рим.

Основные понятия: 
латины, ликторы,
сенат, патриции, плебеи, народное собрание.

Исторические факты: природа и население Древней Италии, занятие и положение населения

Комбинированный

Уметь:

– показывать на карте
местоположение Древней Италии;

– объяснять влияние природных условий и занятия жителей, значение основных понятий;

– описывать условия жизни древних латинян;

– называть дату освоения Рима;

– излагать легенду об освоении Рима, соотносить содержания легенды с реальными научными знаниями об основании Рима

Карта «Древний Рим».

CD Учебное электронное издание «Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс» издательство «Кордис & медиа» 2004 г

Устный ответ по карточке. Беседа по вопросам.

§ 44 Задания в раб. тетради

53

Завоевание
Римом Италии

Основные понятия: 
консулы, галлы.

Исторические факты:
Римская республика, господство Рима
над Италией

Комбинированный

Уметь:

– определять даты основных событий;

– объяснять значение
основных понятий и терминов, причины войн
Рима с народами Италии;

– характеризовать войско римлян и галльских племен

Карта «Древний Рим»

Устный ответ по карточке.

§ 45 Задания в раб. тетради

54

Устройство
Римской
республики

Основные понятия: 
республика, народные
трибуны, консулы,
форум, легион.

Исторические факты:
управление Римской
республикой, римское
войско

Комбинированный

Уметь:

– объяснять основные
понятия и термины;

– сравнивать управление в Древнем Риме и Римской республике;

– характеризовать войско римлян

CD Учебное электронное издание «Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс» издательство «Кордис & медиа» 2004 г

Устный ответ по карточке.

§ 46 Задания в раб. тетради

55

Пунические
войны. Вторая
война Рима
с Карфагеном

Основные понятия: 
пунические войны.

Исторические факты:
войны Рима с Карфагеном, создание военного флота

Комбинированный

Уметь:

– характеризовать войны Рима с Карфагеном: причины, ход, последствия;

– объяснять значение
основных понятий;

– давать характеристику полководцам: Ганнибалу, Сципиону

Атлас «История Древнего мира»,

Карта «Вторая пуническая война»

Устный ответ по карточке.

Индивидуальная письмен

ная работа. Решение задач

§ 47 Задания в раб. тетради

56

Установление
господства Рима во всем Средиземноморье

Основные понятия: 
триумф, император.

Исторические факты: установление господства Рима в Восточном Средиземноморье


Комбинированный

Уметь:

– рассказывать о римских завоеваниях в восточной части Средиземноморья;

– объяснять значение
основных понятий;

– раскрывать последствия, итоги завоеваний Римом восточной части Средиземноморья

Карта «Римская республика в III–I вв. до н. э.»

Устный ответ по карточке.

Решение задач

§ 48 Задания в раб. тетради

57

Рабство в Риме

Основные понятия: 
раб, рабство, амфитеатр, гладиаторы.

Исторические факты: рабство в Древнем Риме, положение рабов в Древнем Риме, гладиаторские бои

Изучение
и первичное
закрепление
новых знаний

Уметь:

– объяснять основные
понятия;

– описывать положение
рабов в Древнем Риме;

– рассказывать о гладиаторских боях

CD «История. Просвещение» Мультимедийное учебное пособие;

CD «Атлас Древнего мира. 5 миллионов лет истории человечества»

Тест

§ 49 Задания в раб. тетради

58

Земельные
реформы братьев Гракхов

Основные понятия: 
гражданская война,
закон.

Исторические факты: гражданские войны в Риме, земельный закон братьев Гракхов

Изучение
и первичное
закрепление
новых знаний

Уметь:

– объяснить основные
понятия;

– раскрывать причины
и итоги гражданских войн, суть земельного закона братьев Гракхов;

– анализировать деятельность Тиберия и Гая Гракхов

CD Учебное электронное издание «Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс» издательство «Кордис & медиа» 2004 г

Устный ответ по карточке.

Решение задач

§ 50 Задания в раб. тетради

59

Восстание

Спартака

Основное понятие: 
восстание.

Исторические факты: восстание рабов в Древнем Риме, победы Спартака, разгром восставших рабов под руководством Красса

Комбинированный

Уметь:

– описывать восстание
рабов в Риме;

– раскрывать причины,
ход, результат восстания;

– давать характеристику Спартака;

– высказывать свое мнение о значении восстания Спартака

Карта «Римская республика в III–I вв. до н. э.».

Картина «Бой Спартака с римским отрядом».

Устный ответ по карточке. Беседа по вопросам.

§ 51 Задания в раб. тетради

60

Единовластие
Цезаря

Основные понятия: 
единовластие, ветераны.

Исторические факты: кризис управления Цезаря

Изучение
и первичное
закрепление
новых знаний

Уметь:

– объяснять основные
понятия, суть диктатуры
Цезаря;

– раскрывать причины
возвышения Цезаря;

 – анализировать деятельность Цезаря как диктатора Рима;

– извлекать необходимые сведения из дополнительной исторической литературы;

– работать с историческим источником

CD «История. Просвещение» Мультимедийное учебное пособие;

CD «Атлас Древнего мира. 5 миллионов лет истории человечества»

Устный ответ по карточке.

Индивидуальная письмен

ная работа.

§ 52 Задания в раб. тетради

61

Гибель
республики
и установление
империи в Риме

Основные понятия: 
преторианцы, империя, император.

Исторические факты: борьба Антония
и Октавиана, создание империи

Изучение
и первичное
закрепление
новых знаний

Уметь:

– раскрывать причины падения диктатуры Цезаря;

– рассказывать о борьбе
Антония и Октавиана;

– характеризовать римского императора Октавиана

CD «История. Просвещение» Мультимедийное учебное пособие;

CD «Атлас Древнего мира. 5 миллионов лет истории человечества»

Тест

 § 53 Задания в раб. тетради

62

Соседи
Римской империи в первые
века до н. э.

Исторические факты: территория Римской империи, управление империей

Комбинированный

Уметь:

– показывать на исторической карте территорию Римской империи;

– описывать жизнь соседей Римской империи;

– анализировать деятельность Октавиана и раскрывать особенности его правления

Карта «Римская империя в I–III вв. до н. э.»

Решение задач.  Беседа по вопросам.

§ 54 Задания в раб. тетради

63

В Риме при императоре Нероне

Исторические факты: обожествление императоров, Нерон,

восстание в армии,
гибель Нерона

Комплексное
применение ЗУН

Уметь:

– показывать на примере деятельности Нерона усиление императорской власти;

– раскрывать террористические методы правления Нерона, причины пожара в Риме

CD «История. Просвещение» Мультимедийное учебное пособие;

CD «Атлас Древнего мира. 5 миллионов лет истории человечества»

Устный ответ по карточке. Беседа по вопросам.

§ 55 Задания в раб. тетради

64

Первые
христиане
и их учение

Основные понятия: 
Иисус, апостолы, Христианство, «Евангелие».

Исторические факты: зарождение и распространение христианства

Изучение
и первичное
закрепление
новых знаний

Уметь:

– объяснять значение
основных понятий;

– рассказывать о жизни
и деятельности христиан;

– объяснять суть христианского учения;

– сравнивать учение христианства с другими религиями

Библия для детей

Беседа по вопросам

§ 56 Задания в раб. тетради

65

Расцвет империи

во 2-м веке.

Основные понятия:

колоны, водопровод, бетон, арка.


Исторические факты:

возникновение и развитие колоната; правление Траяна; строительство в Риме.

Комбинированный

Уметь:

- рассказывать о достижениях древних римлян;

- сравнивать

исторические явления; делать выводы.

Карта «Римская империя в I-III вв. н.э.» Картина К. И. Брюллова «Последний день
Помпеи».

Беседа по вопросам. Задания в раб. тетради

§ 57

66

«Вечный город» и его жители

Основные понятия:

Колизей, Пантеон, термы, цирк.

Исторические факты: повседневная жизнь
римлян

Комбинированный

Уметь:

– объяснять значение
основных понятий;

– описывать повседневную жизнь римлян;

– составлять описание памятников древнеримской культуры: архитектуры, скульптуры;

Карта «Римская империя в I–III вв. до н. э.»

Иллюстрации, репродукции по Древнему Риму

Кроссворд

§ 58 Задания в раб. тетради

67

Римская империя  при Константине

Основные понятия: 
варвары, епископ, священник, Новый Завет.

Исторические факты: правление Константина, признание христианства, основание Константинополя

Комплексное
применение
знаний

Уметь:

– объяснять основные
понятия;

– характеризовать деятельность Константина;

– рассказывать о переменах в положении христиан;

– раскрывать причины
переноса столицы Рима
на Восток

Карта «Римская империя в I–III вв. до н. э.»

Устный ответ по карточке.

Индивидуальная письмен

ная работа

§ 59 Задания в раб. тетради

68

Взятие Рима

готами

Основные понятия: 
готы, вандалы.

Исторические факты: распад Римской империи, вторжение готов
в Италию, падение Римской империи

Комплексное
применение
знаний

Уметь:

– объяснять значение
основных понятий;

– рассказывать о борьбе
римлян с варварами;

– объяснять причины распада Римской империи

Карта «Римская империя в IV–V вв. до н. э.
Падение Западной Римской империи».

Тест

§ 60 Задания в раб. тетради

69

Восточная
Римская империя при Юстиниане

Основные понятия: 
кодификация, право,
вердикт.

Исторические факты:
кодификация римского права и его историческое значение

Изучение
и первичное
закрепление
новых знаний

Уметь:

– объяснять значение
основных понятий;

 – характеризовать деятельность императора Юстиниана;

– раскрывать значение
римского права

Карта «Римская империя в IV–V вв.

до н. э.»

Беседа по вопросам.

Кросс

ворд

§ 61

70

Семь чудес света. Итоговое повторение

Особенности цивилизации Греции и Рима. Вклад народов древности в мировую культуру

Урок обобщения и систематизации знаний

Уметь:

– сравнивать древние
мировые цивилизации;

– определять общее и различное

Викторина. Задания в раб. тетради.

Учебно-методическое обеспечение:

- Стандарт основного общего образования по истории. «Сборник нормативно-правовых документов и методических материалов» М. «Вентана-Граф». 2008 г.

- Примерная программа основного общего образования по истории. «Сборник нормативно-правовых документов и методических материалов» М. «Вентана-Граф». 2008 г.

- Авторская программа Вигасин А.А., Годер Г.И. Свеницкая И.С. История древнего мира 5 класс.

 М. «Просвещение». 2008 г.

- Всемирная история в лицах. Древний мир: энциклопедия. – М., 1999;

- Книга для чтения по истории древнего мира / под ред. А. И. Немировского. – М., 1998;

- Арасланов О.В., Соловьев К.А., Поурочные разработки по истории Древнего мира М., 2009;

- Я иду на урок истории: Древнейшая и древняя история. Книга для учителя. М., 2000.

- Атлас  История Древнего мира -  М., Росреестр,  2010 г

-  учебник «История древнего мира»,  А. А. Вигасин, Г. И. Годер. – М.: Просвещение, 2006;

-  Годер, Г. И. Рабочая тетрадь по истории Древнего мира: в 2 частях        Г. И. Годер. – М.:    Просвещение, 2006.                                                                                                                                                

- Интернет-ресурсы

Материально-техническое обеспечение:

Технические средства обучения:                                                                                                                                                                                                      Компьютер                                                                                                                                                                                                                                                                                  Проектор                                                                                                                                                                                                                                                           Экран (на штативе, навесной)                                                                                                                                                                                                                     Сканер                                                                                                                                                                                                                                                           Принтер лазерный      

 Информационно-коммуникативные средства:                                                                                                                                                                                                                      

Электронные издания:

CD «История. Просвещение», Мультимедийное учебное пособие

CD «Атлас Древнего мира. 5 миллионов лет истории человечества»

CD  «Уроки всемирной истории. Древний мир. Виртуальная школа Кирилла и Мефодия»;

CD Учебное электронное издание «Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс» издательство «Кордис & медиа» 2004 г.                                                                                                                                    

Интернет-ресурсы

Карты:

«Древний Восток (Индия, Китай)»

«Завоевания Александра Македонского»

«Падение Западной Римской империи»

«Рост территории государств в древности»

«Древняя Греция (до середины V века до н.э)»

«Древняя Италия (до середины III в. До н.э.)»

Атласы:

Атлас  История Древнего мира -  М., Росреестр,  2010 г

Презентации:

«Жизнь первобытных людей»

«Возникновение искусства и религиозных верований»

«Древнейшие люди»

«Возникновение земледелия и скотоводства»

«На берегах Нила»

 «Могущество Древнего Египта»

«Ассирийская держава»

«Нововавилонское царство»

«Библейские сказания»

«Древняя Индия»

«Религия древних греков»

«Зарождение демократии в Афинах»

«Рим при Нероне»

«Земледельца Аттики теряют землю и свободу»

«Древнегреческий театр»

«Олимпийские игры в Древней Греции»

«Древнейший Рим»

 «Рабство в Древнем Риме»

«Интеллектуальная игра История Древнего Рима»

«Первые христиане и их учения»

«Взятие Рима готами»

Справочные пособия (энциклопедии и энциклопедические словари, словарь иностранных слов).                                                                                                    Таблицы по основным разделам курса истории древнего мира (синхронистические, хронологические, сравнительные, обобщающие)                                                                                                                 

Иллюстрации по истории Древнего мира

Требования к уровню подготовки учащихся

Должны знать/понимать:

  1. даты основных событий, термины и понятия, выдающихся деятелей всемирной истории;
  2. результаты и итоги ключевых событий истории Древнего мира;
  3. представителей и памятники культуры Древнего мира, изученные виды исторических источников.

Должны уметь:

  1. сравнивать исторические явления и события, объяснять смысл, значение важнейших исторических понятий;
  2. уметь дискутировать, анализировать фрагменты исторического документа, самостоятельно давать оценку историческим явлениям, высказывать собственное суждение;
  3. показывать на исторической карте местоположение древнейших цивилизаций и государств;
  4. давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников, определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий, объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории Древнего мира.

Владеть компетенциями:

- информационно-поисковой;

- учебно-познавательной;

- коммуникативной;

- рефлексивной;

- смыслопоисковой.

Использовать знания: об историческом пути и традициях народов мира в общении с людьми другой  культуры, национальной и религиозной принадлежности.

Список литературы.

1. Стандарт основного общего образования по истории. «Сборник нормативно-правовых документов и методических материалов» М. «Вентана-Граф». 2008 г.

2.  Примерная программа основного общего образования по истории. «Сборник нормативно-правовых документов и методических материалов» М. «Вентана-Граф». 2008 г.

3. Авторская программа Вигасин А.А., Годер Г.И. Свеницкая И.С. История древнего мира 5 класс.

 М. «Просвещение». 2008 г.

4. Всемирная история в лицах. Древний мир: энциклопедия. – М., 1999;

5. Книга для чтения по истории древнего мира / под ред. А. И. Немировского. – М., 1998;

6. Арасланов О.В., Соловьев К.А., Поурочные разработки по истории Древнего мира М., 2009;

7. Я иду на урок истории: Древнейшая и древняя история. Книга для учителя. М., 2000.

8.  Атлас  История Древнего мира -  М., Росреестр,  2010 г

9. учебник «История древнего мира»,  А. А. Вигасин, Г. И. Годер. – М.: Просвещение, 2006;

10.  Годер, Г. И. Рабочая тетрадь по истории Древнего мира: в 2 частях        Г. И. Годер. – М.:    Просвещение, 2006.

11. Интернет-ресурсы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по истории в 8 классе (История России, Новая история, история Татарстана)

Рабочая программа составлена к учебникам:- Юдовская А. Я., Ванюшкина Л. М. Новая история. 1800-1913; учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2011.- История России,...

Рабочая программа по истории в 7 классе (История России, Новая история, история Татарстана)

Рабочая программа составлена к учебникам:- Юдовская А.Я. Всеобщая история. История Нового времени, 1500-1800. 7 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение, 2009.- Данилов А.А., Косу...

Рабочая программа по истории в 6 классе (История России, Новая история, история Татарстана)

Рабочая программа составлена к учебникам:- Агибалова Е.В., Донской Г.М. История Средних веков. 6 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений.–М.: Просвещение, 2010- А,А,Данилов, Л,Г, Косулина. История ...

рабочая программа по истории 5 класс Рабочая программа по истории 11 класс

поурочно-тематическое планирование по истории для 5 классапоурочно-тематическое планиросание по истории для 11 класса к учебнику Данилова...

Проект рабочей программы по истории для 7 класса ФГОС к УМК «История. Новое время. Конец XV - конец XVIII века. 7 класс" и УМК по истории России под редакцией А.В. Торкунова (6-10 классы)

Данная рабочая программа по истории для 7 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана  на основе УМК ...

Проект рабочей программы по истории для 8 класса ФГОС к УМК «История. Новое время. Конец XVIII - XIX век. 8 класс" и УМК по истории России под редакцией А.В. Торкунова (6-10 классы)

Данная рабочая программа по истории для 8 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана  на основе:УМК &laqu...