Рабочая программа по истории Древнего мира для специальных коррекционных школ VI вида (базовый уровень)
рабочая программа по истории (5 класс) по теме

Владимирова Марина Алексеевна

Данная рабочая программа составлена с учётом физиологических и психических особенностей детей с ДЦП и другими проблемами ОДА. Программа написана к учебнику истории Древнего мира под редакцией Годера.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon gosudarstvennoe_byudzhetnoe_specialnoe.doc141 КБ

Предварительный просмотр:

                                           ПРАВИТЕЛЬСТВО САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

КОМИТЕТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ

АДМИНИСТРАЦИЯ ВЫБОРГСКОГО РАЙОНА САНКТ- ПЕТЕРБУРГА

ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ

Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для детей с  ограниченными  возможностями  здоровья  специальная (коррекционная)  общеобразовательная школа (VI вида)

 № 584 «Озерки» Выборгского района Санкт-Петербурга.


 Принято:                                                                                            «Утверждаю»                                  

                   на педагогическом совете                                                                директор ГБСКОУ

 Рег.  №_____                                                                                      школы №584   протокол № ____  от ___________________                                   _________________                                 

                                                                                                        С.В. Иконникова

  Рассмотрено:

         на методическом объединении                                         приказ №_____от_____________

 _______________________________________

протокол №_____от _______________________

  Рабочая программа

по предмету «Всеобщая история»

курс: «История Древнего Мира»

основного общего образования

для  учащихся 5 классов

 с ограниченными возможностями здоровьяVI вида

в условиях образовательного  учреждения VI вида

 Составители:

А.И. Будник

М.А.Владимирова

учителя истории и обществознания

Санкт – Петербург

2012 год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа коррекционно-развивающей направленности для учащихся с ограниченными возможностями здоровья составлена на основании

1. Примерной программы основного общего образования по Истории МО РФ 2012 года и авторской программы под редакцией А.А.Вигасина, Г.И.Годера, И.С.Свенцицкой -2010г,3. учебника  А.А.Вигасина, Г.И. Годера, И.С.Свенцицкой  «История Древнего мира» - 5 класс.

4. Оурочных планов по истории Древнего мира – 5 класс,   Л.И.Кочергиной, требований к обязательному минимуму содержания исторического образования в основной школе.   Программа изучения курса рассчитана на 68 часов,  при учебной нагрузке 2 часа в неделю.

Курс истории на ступени основного общего образования является частью концентрической системы исторического образования.

                                          Актуальность программы:

        В процессе изучения  курса «История древнего мира »  у учащихся начинают формироваться научные представления о месте древнейших цивилизаций в  истории человечества.

         Для учащихся 5 класса  «История Древнего мира» это первый систематический курс Всеобщей истории.  Программа курса охватывает период от древности до падения Западной Римской империи. Учебный курс дает возможность проследить роль древних цивилизаций  в складывании основ современного мира.

Курс построен  по  проблемно - хронологическому принципу, что позволяет уделить внимание  наиболее важным сквозным проблемам древнего мира, и особенностям развития каждого раннего государства, а также проследить динамику исторического развития  и выделить его основные этапы.

Особенности учащихся.

Учащиеся школы № 584 «Озерки» в большинстве случаев имеют нарушения опорно-двигательного аппарата (двигательные нарушения различной этиологии и степени выраженности, детский церебральный паралич, с врожденными и приобретенными деформациями опорно-двигательного аппарата, вялыми параличами верхних и нижних конечностей, парезами и парапарезами нижних и верхних конечностей)  или заболевания и нарушения неврологического характера, осложненного ортопедическими нарушениями.

У детей с ДЦП отмечаются проблемы в развитии слухового, зрительного тактильного восприятия.

У большинства детей с ДЦП имеет место ограниченность предметно-практической деятельности, ощупывающие движения рук слабые, осязание,  узнавание предметов на ощупь затруднены. Недостаточность осязательного восприятия приводит к задержке формирования целостного представления о предметах, их свойствах, фактуре, что ведет к дефициту знаний и представлений об окружающем мире, препятствует становлению различных видов деятельности, к школьному возрасту у ребенка с ДЦП обычно выявляются выраженные пространственные нарушения. У детей с ДЦП могут страдать самые различные звенья пространственного
и временного восприятия: чувственное восприятие, предметно-пространственная и временная ориентировка, пространственная организация двигательного акта, словесное обозначение пространственных и временных

компонентов, ограничен запас слов, обозначающих признаки, качества, свойства предметов, а также различные виды действий с предметами.  Не

наблюдается устойчивой связи между словом и сенсорным образом, что в значительной степени тормозит соотнесение усвоенных наименований с предметом в процессе решения перцептивных задач.

 У школьников с ДЦП отмечаются трудности при выполнении письменных работ,  при  чтении текстов вследствие двигательных и речевых нарушений.

Несформированность фонематических представлений снижает у детей  способность к анализу и синтезу  речевых звуков, обеспечивающих восприятие фонемного состава языка.  На недостаточную сформированность фонематического восприятия также указывают затруднения учащихся при практическом осознании основных элементов языка и речи. Несформированность произношения звуков  у детей с ДЦП выражена: заменой звуков более простыми по артикуляции; искажённое произношение звуков; трудностями различения звуков; особенностями употребления правильно произносимых звуков в речевом контексте. Кроме всех  перечисленных особенностей произношения и различения звуков при фонетическом недоразвитии  у школьников с ДЦП нередко нарушаются просодические компоненты речи: темп, тембр, мелодика.

 У учащихся с ДЦП в речевом развитии наблюдаются особенности, связанные  с нарушением смыслового программирования содержания текста: недоразвитие способности удерживать программу высказывания; слабостью и быстрой истощаемостью речевой деятельности; низкой мотивацией; недостаточно развитым навыком самоконтроля, затрудняющий процесс овладения письменной речью. Отмечается  своеобразие в восприятии  и понимании речи.

С  лексической стороны речи допускаются  замены слов по фонетическому сходству, на основе наглядного сходства предметов, развёрнутым описанием, ситуативные связи предметов, расширение или

сужение смыслового содержания, недостаточное понимание многозначности слов, что указывает на бедность словаря  учащихся.

С грамматической стороны речи отмечаются нарушения в словообразовании, словоизменении, в согласовании слов в предложении. Нередко вызывает трудности понимания текстов художественных произведений, программного материала.  Таким образом, при ДЦП нарушенными оказываются все стороны речи, что негативно влияет на психическое развитие ребенка в целом.

Цели курса:

1.      Формирование общей картины исторического развития человечества, получение учениками представлений об общих, ведущих процессах, явлениях и понятиях;

2.      Развитие умений по применению исторических знаний в жизни;

3.      Приобщение учащихся к национальным и мировым культурным традициям, воспитание патриотизма, формирование гражданского самосознания.

Достижение поставленных целей происходит через реализацию следующих образовательных и воспитательных задач:

Основными образовательными задачами курса являются:

1.        Формирование исторического мышления учащихся;

2.        Развитие умений работы с книгой и  с картографическим материалом;

3.        Формирование навыков пересказа материала учебника, ответа на фактологические    и проблемные вопросы;

4.        Формирование умений пользоваться историческими терминами и понятиями, знание важнейших дат  исторических событий;

5.        Формирование знаний о взаимодействии человека с окружающей средой, об экономическом развитии древних обществ, о политическом и социальном строе древнего мира, знаний о наиболее ярких личностях эпохи;

6.        Формирование умений охарактеризовать события, образ жизни в древнем мире;

7.        Формирование представлений о политических институтах и умений оперировать этими понятиями (деспотизм, закон, гражданин, суверенитет и т.д.).

В ходе обучения необходимо решить следующие воспитательные задачи:

  1. Формирование правовой культуры школьников;
  2. Формирование представлений о возникших еще в древности общечеловеческих ценностях и уважение этих достижений, (достижения в науке, искусстве, литературе, архитектуре и т.д.);
  3. Развитие познавательных способностей учащихся (видеть красоту в культуре, архитектуре), воспитание потребности испытывать радость от общения с ними;
  4. Формирование веротерпимости, широту мировоззрения, гуманизм;
  5. Развитие личностных качеств школьников на основе примеров из истории древнего мира: свободолюбия, патриотизма, мужества, благородства, мудрости.

В ходе обучения необходимо решать следующие коррекционно-развивающие задачи:

  1. Развивать и активизировать память, обогащать словарный запас детей, формировать грамматический строй речи, учить думать обобщать, делать выводы;
  2. Развитие аналитико-синтетических навыков; умения оперировать историческими датами, выявлять синхронность и последовательность событий и явлений; определять предпосылки, сущность и последовательность исторических процессов.
  3. Формирование познавательного интереса.

 

ПРОГРАММА  ДАЁТ  ВОЗМОЖНОСТЬ  ВЕСТИ  РАБОТУ  ПО  ФОРМИРОВАНИЮ  У  ПЯТИКЛАССНИКОВ  СЛЕДУЮЩИХ  КОМПЕТЕНЦИЙ:

БАЗОВЫЕ  КОМПЕТЕНЦИИ, т.е. умения использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и        повседневной жизни для:

понимания исторических причин и исторического значения событий и явлений современной жизни;

высказывания собственных суждений об историческом наследии народов мира;

объяснения исторически сложившихся норм социального поведения;

использования знаний об историческом пути и традициях народов мира в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности.  

КЛЮЧЕВЫЕ  КОМПЕТЕНЦИИ:

Информационно-технологические:

- умение в связной и монологической форме пересказать текст учебника, воспроизвести - -- информацию, содержавшуюся в устном изложении учителя, раскрыть содержание иллюстрации;

- умение подобрать дополнительную литературу к уроку, к внеклассному занятию по ----определённой теме (работа со словарями, энциклопедиями и т.п.);

-умение использования компьютерных технологий и других баз данных.

Коммуникативные:

- умение пятиклассников спорить и отстаивать свои взгляды;

- умение вести диалог на материалах учебных и свободных тем (в группе, в паре, в классе).

Учебно-познавательные:

- умение аналитически воспринимать содержание учебных задач, определённых учителем;

- умение самостоятельно определять учебные задачи, планировать свою деятельность при выполнении конкретных учебных заданий, контролировать выполнение заданий по образцу, по ходу выполнения, по результату;

- развитие способностей к самообразованию;

- умения и навыки здоровьесбережения (привычное соблюдение правил гигиены учебного труда).

CПЕЦИАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНТНОСТИ:

- умение сравнивать исторические явления в различных странах, выделяя сходство и различия;

- умение давать самостоятельную оценку историческим явлениям, событиям, личностям, высказывая при этом собственные суждения;

- умение оперировать историческими датами, в том числе относящимися к периоду до Рождества Христова, выявлять синхронность и диахронность событий и явлений;

- умение читать историческую карту, определять местоположение историко-географических объектов.

Ведущие принципы:

• Единство обучения и воспитания.

В процесс обучения необходимо формировать историческое сознание подрастающего поколения, воспитывать чувство гордости и любви к своей Родине.

• Единство требований к содержанию и уровню подготовки учащихся.

• Выработка единых подходов к методологии отбора содержания и преподавания истории в школе.

• Научная объективность.

• Историзм

• Построение учебных курсов с учетом возрастных особенностей учащихся

  1. Системность;
  2. Целостность;
  3. Объективность;
  4. Научность
  5. Доступность для учащихся  основной школы;

ОСНОВНЫЕ  МЕТОДЫ  ОБУЧЕНИЯ:      

1. деятельностный;

2. поисковый;

3. исследовательский;

4. проблемный

ОСНОВНЫЕ  ФОРМЫ  РАБОТЫ:

1. урочная;

2. внеурочная;

3. фронтальная;

4. индивидуальная;

5. парная;

6. групповая.

Организация образовательного процесса

В школе реализуется  классно-урочная форма обучения, которая регламентирована программой; уроки планируются на 35 минут;  урок является основной единицей проведения занятий с учащимися класса;  класс работает по единому годовому плану и программе согласно расписанию; урок посвящен одному учебному предмету, теме, в силу чего учащиеся класса работают над одним и тем же материалом; работой учащихся руководит учитель, он же оценивает результаты и фиксирует успеваемость учащихся и прохождение материала в классном журнале.

Технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся.
1. Игровые технологии
2. Проблемное обучение
3.  Технология интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала (В.Ф.Шаталов)

Технология индивидуализации обучения:

 (Инге Унт, А.С.Границкая, В.Д.Шадриков)
1.   Технология программированного обучения
2.    Коллективный способ обучения КСО (А.Г.Ривин, В.К.Дьяченко)
3.    Групповые технологии.
4.    Компьютерные (новые информационные) технологии обучения.

Технологии на основе личностной ориентации педагогического процесса:

 1. . Педагогика сотрудничества.
2. Гуманно-личностная технология Ш. А. Амонашвили

Частно-предметные педагогические технологии.

. Педагогическая технология на основе системы эффективных уроков (А.А.Окунев)

Современное традиционное  обучение

Сроки и этапы реализации программы

Программа рассчитана на 68 часов при учебной нагрузке 2 часа в неделю и  содержит все  сведения, необходимые для достижения запланированных целей обучения.

I полугодие -   33 часа

II полугодие – 33 часа

Связь программы со смежными дисциплинами

Использование межпредметных связей - одна из наиболее сложных методических задач учителя истории. Она требует знаний содержания программ и учебников по другим предметам. Для эффективного изучения истории нужны межпредметные связи с учебными дисциплинами: литература, география, информатика, Мировая художественная культура, краеведение, изобразительное искусство, музыка, обществознание.

Виды и формы  контроля

Контроль осуществляется через различные формы работ:

  1. Лабораторная работа – самостоятельная работа с текстом параграфа после объяснения  материала и выполнение задания в рабочей тетради;
  1. Работа в группах – самостоятельная подготовка на уроке и устный ответ в группе по одному из предложенных вопросов без объяснения учителя, коллективное оценивание работы каждого участника группы;
  2. Самостоятельная работа – самостоятельное изучение темы без объяснения учителя и выполнение предложенных заданий с возможностью консультации у учителя;
  3. Практическая работа – изучение новой темы под руководством учителя с одновременным выполнением практических заданий всем классом для закрепления материала,
  4.  Тестирование, диктанты, срезы, контрольные работы.

 Предусмотрены творческие работы учащихся: сообщения, презентации, проекты, игровые уроки..

.

Содержание курса

ЧТО ИЗУЧАЕТ ИСТОРИЯ (7ч)

Ход времени и способы его измерения1.Летоисчисление (счет лет «до н.э.» и «н.э.»). Исторические события. Причинные связи между событиями. Историческая память. Источники знаний о прошлом. Происхождение имен и фамилий. Генеалогия. Геральдика. Гербы, флаги, гимны, государств. Географические названия – свидетели прошлого. Историческая карта. Всеобщая история. История России – часть всеобщей истории. Российская государственная символика. Россия – многонациональное государство.

ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ.

ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО МИРА 68 ч

Введение (1ч.)

Понятие «Первобытность» и «Древний мир». Хронологические рамки древней истории.

Первобытное общество (4 ч)

Предки человека. Расселение древнейшего человечества. Влияние природных условий на жизнь первобытных людей. Стоянки первобытных людей на территории нашей страны, края. Занятия, орудия труда первобытных людей. Родоплеменные отношения. Переход от собирательства к земледелию и скотоводству. Соседская община. Развитие ремесла. Обмен произведенными продуктами. Представления первобытных людей об окружающем мире. Первобытные верования. Зарождение искусства.

Древний Восток (15 ч)

Древний Египет: природные условия, население. Земледельцы и ремесленники, их труд, жилища, быт. Рабы и их роль в хозяйственной жизни. Возникновение государства в Древнем Египте. Фараон, жрецы, чиновники. Религия древних египтян. Мифы о богах. Храмы и пирамиды. Научные познания, письменность и школа в Древнем Египте. Древние государства Передней Азии и Восточного Средиземноморья. Древнее Междуречье: природные условия, население. Сказания о героях и богах. Древний Вавилон. Законы Хаммурапи. Ассирийская держава. Палестина и Финикия: природные условия, занятия жителей, ремесла и торговля. Религиозные верования. Возвышение Персидской державы и ее завоевания. Древняя Индия: природные условия, население. Варны. Касты. Религиозные верования, легенды и сказания. Будда. Древний Китай: природные условия, население. Империя Цинь. Император и его подданные. Возникновение религиозно-философских учений. Конфуций. Научные знания и изобретения. Великая китайская стена. Культурное наследие цивилизаций Древнего Востока.

Древняя Греция и эллинистический мир (18 ч)

Природные условия Древней Греции. Население, его занятия. Эллины. Древнейшие государства (Крит, Микены). Древнегреческая мифология. Легенды о людях и богах. Поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея». Полис – город-государство. Развитие земледелия, ремесла и торговли. Свободные и рабы. Афины. Афинская демократия. Демос и знать. Спарта. Греческие колонии. Греко-персидские войны. Пелопонесские войны. Возвышение Македонии. Завоевания Александра Македонского и его держава. Греция и государства Востока под властью преемников Александра. Культурное наследие Древней Греции и эллинистического мира. Развитие научных и философских знаний. Архимед. Платон. Аристотель. Школа и образование. Литература и театральное искусство. Архитектура и скульптура. Олимпийские игры.

Древний Рим (18 ч)

Природные условия и население древней Италии. Этруски. Легенды об основании Рима. Религиозные верования римлян. Патриции и плебеи. Возникновение Римской республики. Консулы, сенаторы и трибуны. Войны с Карфагеном. Господство Рима в Средиземноморье. Рабство в Древнем Риме. Восстания рабов. Спартак. Гражданские войны. Гай Юлий Цезарь. Установление императорской власти. Римская империя: территория, управление. Римское право. Империя и соседние народы. Возникновение и распространение христианства. Библия. Гонения на христиан. Христианские святые мученики. Признание христианства государственной религией Римской империи. Разделение Римской империи на Западную и Восточную. Рим и варвары. Готы и гунны. Падение Западной Римской империи. Культурное наследие Древнего Рима. Архитектура и скульптура. Римская литература и театр, «золотой век» поэзии. Ораторское искусство.

Темы учебного курса

В рабочей программе предусматривается  следующая система распределения учебного материала:


Учебная тема

Количество часов

всего

теоретические

Повторительно-

обобщающие уроки

История древнего мира

68

1

Введение в историю древнего мира.

2

2

-

2

Жизнь первобытных людей.

6

5

1

3

Древний Восток

20

18

2

4

Древняя Греция

21

20

1

5

Древний Рим

19

16

3

Всего

68

61

7

К окончанию изучения курса Истории Древнего Мира, учащиеся должны знать, уметь, понимать.

1. пределять и объяснять понятия;

2. уметь выделять главную мысль, идею в учебнике, рассказе учителя, докладе одноклассника, в письменном тексте, в документе;

3. рассматривать общественные явления в развитии, в конкретной исторической обстановке, применяя принципы историзма;

4. анализировать исторические явления, процессы, факты;

5. обобщать и систематизировать полученную информацию;

6. определять свою личную точку зрения, уметь ее формулировать и аргументировать, осуществлять оценочные суждения;

7. обладать необходимыми коммуникативными умениями: владеть навыками устной и письменной речи, вести диалог, грамотно строить монологическую речь, участвовать в дискуссии, формулировать вопрос, сжато давать ответ, выступать с сообщениями;

8. уметь участвовать в групповых формах работы, в ролевых играх;

9. уметь выбрать и использовать нужные средства для учебной деятельности.

УЧЕБНО - МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

ПО ИСТОРИИ ДРЕВНЕГО МИРА

5 класс

Используемый учебник:УМК

А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С.Свенцицкая   «История Древнего мира - 5 класс»,  Москва, издательство «Просвещение», 2009,  2011г.

Литература для учащихся:

1. А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С.Свенцицкая   «История Древнего мира - 5 класс»,  Москва, издательство «Просвещение», 2009,  2011г.

2. Всё обо всех. - М., 1996, 1997. - Т.2,4.

3. Елманова Н.С., Савичева Е.М. Энциклопедический словарь юного историка. - М., 1994.

4. Кун Н.А. Легенды и мифы Древней Греции (любое издание).

5. Маркс Э., Тинджей Г. Римляне. - М., 1994.

6. Нейхардт А.А. Семь чудес Древнего мира. - М., 1966.

7. Пич С., Миллард Э. Греки. - М., 1994.

8. Чизолм Д., Майлз Л., Рид С. Древняя Греция. Энциклопедия для школьников. - М., 2001.

9. Я познаю мир: Энциклопедия: История. - М., 1996.

Литература для учителя:

1. Тэйлор Э.Б. Первобытная культура. М., 1989.

2. Бутромеев В.П. Всемирная история в лицах: раннее Средневековье. М., 1998.

3. Васильев А. История Византийской империи. М., 1998

4. Вейс Г. История цивилизации. Архитектура, вооружение, одежда, утварь. Иллюстрированная энциклопедия. М., 1998.

5. Велишский Ф. История цивилизации. Быт и нравы древних греков и римлян. М., 2000.

6. Виппер Р.Ю. Лекции по истории Греции. Ростов-на-Дону, 1995.

7. Виппер Р.Ю. Очерки по истории Римской империи. Ростов-на-Дону, 1995.

8. Иллюстрированная история религии. М., 1992.

9. История Древнего Востока / Под ред. В.И. Кузищина. М., 1999.

10. История Древней Греции / Под ред. В.И. Кузищина. М., 1999.

11. История Древнего Рима / Под ред. В.И. Кузищина. М., 1998.

12. Кун Н.А., Нейхардт А.А. Легенды и мифы Древней Греции и Древнего Рима. СПб., 2000.

13. Литаврин Г.Г. Как жили византийцы. М., 1999.

14. Маринович Л.П. Александр Македонский. М., 1997.

15. Немировский А.И. История Древнего мира: Античность. М., 2000.

16. Немировский А.И. История Древнего мира: Античность. М., 2000.

17. Немировский А.И., Ильинская Л.С., Уколова В.И. История Древнего мира: Греция и Рим. М., 1995.

18. Хрестоматия по истории Древнего Востока. М., 1998.

 ДИДАКТИЧЕСКИЕ  МАТЕРИАЛЫ, ТЕСТЫ, ЗАДАЧНИКИ:

1. Бахтина О.И. Задания для самостоятельной работы по истории Древнего мира. - М., 1988.

2. Годер Г.И. Задания и задачи по истории Древнего мира. М., 1996.

3. Годер Г.И. Рабочая тетрадь по истории Древнего мира. Выпуск 1,2. - М., 2002.

4. Крючкина Н.Б. Дидактические игры, тесты, загадки по истории древнего мира. - М., 2003.

5. Кузьмина И.В. История: Внеклассные мероприятия. 5-11 классы. - Волгоград, 2005.

6. Скороспелов А.И. Кроссворды для школьников. История. - Ярославль, 1997.

7. Смирнов С.Г. Задачник по истории Древнего мира. - М., 1994.

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ  ОБЕСПЕЧЕНИЕ.

Специализированный кабинет истории с наглядными и техническими средствами обучения (телевизор, видеомагнитофон). Видеофильмы по Египту, Греции, Китаю.

НАСТЕННЫЕ  ИСТОРИЧЕСКИЕ  КАРТЫ:

1. Древний Восток. Египет и Передняя Азия.

2. Древний Восток. Индия и Китай (Ш тыс. до н.э. - Ш в.  н.э.)

3. Древняя Греция.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по природоведению для 5 класса специальной коррекционной школы VIII вида

Рабочая программа по природоведению для 5 класса специальной коррекционной школыVIII вида....

Рабочая программа по географии 6 - 9 классы специальной (коррекционной) школы VIII вида.

Рабочая программа по географии для  6 - 9 классов  специальной (коррекционной) школы VIII вида создана исходя из образовательных потребностей с учётом психофизических возможностей учащихся, ...

Рабочая программа по русскому языку 2 класс специальной коррекционной школы VIII вида

Рабочая программа по русскому языку    2 класс специальной коррекционной школы VIII вида( учебник русский язык 2 класс Э.В. Якубовская)...

Рабочая программа по математике для 5 классаи специальной (коррекционной) школы YIII вида.

Рабочая программа составлена на основе программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) учреждений YIII вида:Сб.1.-М.: Гуманист.  Изд. Центр ВЛАДОС, под редакцией доктора педагогических наук...