План-конспект урока по истории "Крымская война"
методическая разработка по истории по теме

Коношенко Андрей Михайлович

Рассматриваются причины, ход и последствия войны

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon krymskaya_voyna.doc59 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по истории.

Тема.  Крымская война.

Цель урока.  Рассмотреть причины, ход и последствия Крымской войны.

 Задачи.   - Показать, что война оказала значительное влияние на развитие международных отношений, обнажила слабость Российской империи, изменила внутриполитическую ситуацию в стране, дала новый толчок последующей модернизации.

                  - Развить навыки работы с документами, умение выделить главное, устанавливать причинно-следственные связи.  

                  - Воспитать чувство гордости и любви к Родине на примерах отчаянной, мужественной обороны родной земли российскими солдатами, работы медиков в труднейших условиях осажденного Севастополя.

Тип урока. Изучение нового материала

Вид урока. Урок -  лекция

План урока.

  1. Причины войны.
  2. Силы сторон.
  3. Ход военных действий.
  4. Парижский конгресс.

Новые термины и даты: Крымская война (1853-1856), Синопское сражение – 18 ноября 1853 г., оборона Севастополя – сентябрь 1854. – август 1855 г.

Оборудование: карта «Крымская война 1853 -1856 гг.»;

Ход урока.

Орг. часть (2 мин.),

Актуализация опорных знаний предыдущего урока (10 мин.),

Объяснение нового материала (20 мин.),

Закрепление материала (5 мин.),

Подведение итогов (3 мин.).

План урока.

  1. Организационная часть.

  1. Актуализация опорных знаний.

          Тесты для повторения

  1. По Ункяр-Искелесийскому договору с Османской империей:

      а) султан обязался не пропускать через Черноморские проливы военные суда                                     европейских государств;

      б) все военные суда европейских государств получили право беспрепятственного    прохода через проливы;

      в) право прохода через проливы имели только купеческие суда.

  1. Лондонская конвенция была принята:

а) в 1829 г.;

б) в 1833 г.;

в) в 1841 г.

  1. Объяснение нового материала.

Причины войны.

- Вспомните, что такое восточный вопрос? Какие события внешней политики России связаны с его разрешением?

Причины войны заключались в противоречиях между европейскими державами на Ближнем Востоке, в борьбе европейских государств за влияние на слабеющую и охваченную национально-освободительным движением  Османскую империю. Николай I говорил, что Турция – больной человек и его наследство можно и нужно делить. В предстоящем конфликте российский император рассчитывал на нейтралитет Великобритании, которой он пообещал после разгрома Турции новые территориальные приобретения – Крит и Египет, а также на поддержку Австрии, в качестве благодарности за участие России в подавлении  венгерской революции. Однако расчеты Николая оказались неверны: Англия сама подталкивала Турцию к войне, стремясь таким образом ослабить позиции России. Австрия так же не желала укрепления России на Балканах.

Страны-участницы войны

Цели стран - участниц войны

Российская империя

Пересмотр режима черноморских проливов;

Усиление влияния на Балканском полуострове.

Османская империя

Подавление национально-освободительного движения на Балканах;

Возвращение Крыма и черноморского побережья Кавказа.

Англия, Франция

Подорвать международный авторитет России, ослабить её позиции на Ближнем Востоке, отторгнуть от неё территории Польши, Крыма, Кавказа, Финляндии;

Укрепить свои позиции на Ближнем Востоке, используя его как рынок сбыта;

Луи Бонапарт, французский император, мечтал об укреплении своей власти через победоносную войну.

- Каким был режим проливов Босфора и Дарданелл к началу военных действий?

(По Лондонской конвенции 1841 г. судоходство в проливах ставилось под международный контроль, провозглашался принцип их закрытия для военных кораблей всех европейских держав в мирное время. Для России это означало изоляцию её флота в черноморском бассейне и отсутствие уверенности в безопасности её южных границ,  т.к. османская империя могла в случае военных действий открыть проливы для кораблей европейских держав.)

- когда и при каких условиях Османская империя потеряла Крым в черноморском побережье Кавказа?

 (Россия приобрела эти территории в результате двух войн с Турцией во второй половине 18 в. в 1768-1774 и 1783-1791гг. и двух войн в первой половине 19 в. -1806-1812 и 1828-1829 гг.)

Работа с учебником

Прочитайте в учебнике и назовите событие, ставшее поводом к началу войны.

Поводом к войне послужил спор между католическим и православным духовенством в Палестине о том, кто будет блюстителем храма гроба Господня в Иерусалиме и храма в Вифлееме. При этом речь не шла о доступе к святым местам, т.к. ими пользовались на равных правах все паломники. Спор о святых местах нельзя назвать надуманным поводом к развязыванию войны. Историки иногда называют этот спор одной из причин войны, учитывая «глубокий религиозный менталитет людей того времени… Защита привилегий православной общины Палестины составляла часть общей задачи покровительства России всему христианскому населению в Турции».

Силы сторон

_____________________________________________________________________

Запись на доске и в тетради:

 Участники войны:

Российская империя с одной стороны;

Османская империя, Англия, Франция – с другой;

Враждебный нейтралитет по отношению к России со стороны Австрии, Пруссии.


У России в Крымской войне не было союзников. При этом по южным и западным границам страна была окружена либо непосредственными противниками, либо странами, готовыми в любой момент вступить в войну против России. Поэтому шансов выиграть войну у России не было не только из-за военно-технической отсталости.





Ход военных действий



Запись на доске и в тетради.

20 октября 1853 г. – Николай I подписал Манифест о начале войны с Турцией.

Первый этап войны (ноябрь 1853 – апрель 1854) – русско-турецкие военные действия.

Учитель рассказывает.

- Война началась на двух фронтах – Балканском и Закавзском. На Кавказе русская армия нанесла туркам поражение под Карсом. 18 ноября 1853 г. Отряд Черноморского флота под командованием вице-адмирала П.С.Нахимова, проведя предварительную разведку, атаковал в Синопской бухте превосходивший его по численности флот противника. После трёх часового боя все корабли турок были потоплены, а их командующий Осман-паша взят в плен.

- Тем временем в печати западных стран поднялась волна протестов действий России. Были опубликованы материалы секретных переговоров представителей Николая I, предусматривающих раздел Турции.

- В этих условиях правительство Англии и Франции заключили военный союз с Турцией и предъявили России ультиматум, требуя вывести русские войска из  дунайских княжеств.

- Одновременно в Чёрное  море была введена англо-французкая эскадра. В марте 1854 г. Англия и Франция объявили России войну. Николай I обратился за помощью к Австрии и Пруссии, но поддержки от них не получил. Россия оказалась в полной изоляции.

Второй этап войны (апрель 1854 – февраль 1856) – англо-французская интервенция в Крым, появление военных кораблей Западных держав на Балтийском и Белом морях и на Камчатке.

Учитель рассказывает.

- Согласно планам англичан, сразу после объявления войны англо-французские эскадры атаковали на Чёрном море Одессу, на Балтике – Аландские острова, на Баренцевом море – Кольский залив, на Белом море – Соловецкие острова и Архангельск, на Тихом океане – Перопавловск-Камчатский. Все эти нападения были успешно отражены русскими, попытки высадить десант не имели успеха. Тем не менее под угрозой вступления в войну Австрии Николай I был вынужден уступить требованиям западных стран.

- В сентябре 1854 г. армия союзников численностью более 60 тыс. человек высадилась в районе  Евпатории и начала наступление на Севастополь.

- По уровню вооружений Россия отставала от своих противников. Отсутствие современной техники отчасти компенсировалось мужеством и самоотверженностью русских солдат и матросов, но для победы этого было недостаточно.

_______________________________________________________________________

Работа с документами и беседа по вопросам к ним

-Почему, высказывая несогласие с решением главнокомандующего затопить корабли в Севастополе, В.А. Корнилов и П.С. Нахимов не только выполнили этот приказ, но и нашли слова для подчинённых, доказывая правильность этого решения?

Однако с событиями в Крыму борьба велась и на другом фронте – Кавказском, хотя он в данном случае был второстепенным. Здесь русским войскам традиционно сопутствовал успех. В 1855 г. назначенный главнокомандующим русскими войсками на Кавказе Н.Н. Муравьёв начал наступление на оплот турецкой обороны в этом регионе – крепость Карс, который был взят после двухмесячной осады. Дорога во внутренние земли Турции была практически открыта. Только окончательная сдача Севастополя помешала русским войскам развить свой успех.

Парижский конгресс


Запись на доске и в тетради:



Февраль – март 1856 г. – Парижский конгресс.


 Работа с учебником

- Прочитайте о решениях Парижского конгресса. Назовите условия Парижского мирного трактата.

- Дайте определение термину «нейтрализация Чёрного моря».

4. Тесты для закрепления

  1. Синопское сражение произошло:

а) в 1848 г.;

б) в 1853 г.;

в) в 1855 г.

            2. Мирный договор, закрепивший итоги Крымской войны, был заключён:

                  а) в Бахчисарае;

                  б) в Синопе;

                  в) в Париже.

3. Оборона Севастополя была:

     А) сентябрь 1855- август 1856 гг.

     Б)  сентябрь 1854 – август 1855 гг.…

     В) Сентябрь 1856 – август 1857 гг.

5. Подведение итогов.

6.Домашнее задание:

заполнить таблицу «Последствия Крымской войны для России».

Последствия Крымской войны для России

Для экономического развития

Для развития культуры

Для общественно-политического развития

Для международного положения России


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План конспект открытого занятия на тему: «Войны священные страницы навеки в памяти людской»

План конспект открытого занятияя. разработанный мной по материалам районной газеты "Заря", надеюсь кому нибудь поможет в работе с разновозратсными детьми....

План-конспект интегрированного урока литературы в 8 классе "Стихи и песни о Великой Отечественной войне"

Урок знакомит учеников с лирикой и песнями о войне, с авторами и исполнителями шире школьной программы. Предусмотрена связь литературы с историей, музыкой, живописью, кино....

План-конспект открытого урока истории с использованием ИКТ по теме «Внешняя политика. Русско-японская война»

План-конспект открытого урока истории с использованием ИКТ по теме «Внешняя политика. Русско-японская война» ...

План - конспект открытого урока по истории России в 10 классе по теме: "Отечественная война 1812 года". Профильный уровень.

Целью урока является повторение истории России, с акцентом на события Отечественной войны 1812 года.На уроке реализуются следующие задачи:- повторить и закрепить знание фактического материала по истор...

План-конспект интегрированного урока по математике и литературе"Хлеб войны"

Разработка содержит исторические материалы военной тематики и  соответствующий подбор заданий по математике и литературе....

План - конспект открытого урока 8 класс история «Отечественная война 1812 года»

Цели урока:на основе материала исторических источников, литературы усвоить ход Отечественной войны, героическую оборону российского населения, выяснить, в чем заключался ее народный характер;воспитани...

План-конспект открытого урока по теме: «История России конца XVII в. первой четверти XVIII века» Петр I: реформы, войны

Российская история XVIII века, реформы, начатые Петром I-одна из интереснейших тем для изучения. Имя Петра связано с Рыльском: он был в городе, возвращаясь с Полтавской битвы, в городе есть улица, наз...