Отчет о работе экспериментальной площадки
учебно-методический материал по истории (6 класс) по теме

 Кочеткова Галина Евгеньевна

 В отчете предоставлены результаты деятельности муниципальной экспериментальной площадки «Духовно-нравственное развитие и воспитание личности через  внедрение в образовательный процесс учебно - методического комплекта С.В. Перевезенцева и Т.В. Перевезенцевой «История России с  древнейших времен до начала XVI века»   6 класс Руководителя эксперимента -учителя истории обществознания  МОУ-ООШ с. Бородаевка Кочетковой Г.Е.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otchet_po_rabote_eksperimentalnoy_ploshchadke.docx75.81 КБ

Предварительный просмотр:

Комитет образования администрации Марксовского муниципального района

     

Итоговый отчет по работе

экспериментальной площадки

«Духовно-нравственное развитие и воспитание личности через  внедрение в образовательный процесс

учебно - методического комплекта

С.В. Перевезенцева и Т.В. Перевезенцевой

«История России с  древнейших времен до начала XVI века»  

 6 класс

Руководитель эксперимента -

учитель истории обществознания

 МОУ-ООШ с. Бородаевка

Кочеткова Г.Е.

Исполнители –

учителя истории и обществознания:

                                                                                                                                          Аметов В.А.-

МОУ-СОШ «Лицей»,

Сучкова  Л.А.-

МОУ-СОШ №3,

Милосердова Т.И.

МОУ-СОШ с. Подлесное,

Серенькая И.Н.

МОУ-СОШ

c. Баскатовка

2013

Общие сведения:

Регион: Саратовская область, Марксовский район

Вид общеобразовательных  учреждений: муниципальные общеобразовательные учреждения г. Маркса и Марксовского района.

Количество часов на предмет в неделю: 2 часа (всего 34 часа)

 Цель эксперимента:  создание условий для использования  материалов и идей изложенных в УМК С.В. Перевезенцева и Т.В. Перевезенцевой для духовно – нравственного развития и воспитания личности обучающегося в  соответствии с Концепцией духовно-нравственного  развития и воспитания личности гражданина России.

 

Задачи эксперимента:

       Способствовать формированию духовно-нравственной личности гражданина России.

       В ходе внедрения учебника продолжать знакомство учащихся с ролью православия и русской православной церкви в развитии и становлении русской цивилизации, формировании духовных и  культурных традиций и мировоззрения нашего народа.

      Выявлять степень толерантности учащихся и их родителей.

     Выяснить: будут ли дети других национальностей и люди более старшего возраста адекватно воспринимать русскую историю, основанную на православной культуре.

Гипотеза эксперимента: проверка  утверждения авторов, что УМК по истории России соответствует концепции духовно-нравственного развития личности, а также, утверждения, что материалы учебников  и методика предложенная авторами способствует совершенствованию внутреннего мира учащихся, углублению их знаний истории России, особенно культуры российского народа.

Идея эксперимента: создание условий  для духовно – нравственного развития и воспитания личности обучающегося в  соответствии с Концепцией духовно-нравственного  развития и воспитания личности гражданина России. 

Замысел эксперимента: повышение качества образовательного и воспитательного процессов  через духовно – нравственное развитие  и воспитания личности обучающегося

Диагностический инструментарий:

  1.  анкетирование;
  2. тестирование;
  3. беседы с учителями (интервью);
  4. видимые изменения в поведении учащихся;

  1. анализ документации;
  2. наблюдение за организацией образовательного процесса на уроках истории
  3. высказывания родителей об учебнике и уроках

 Критерии оценки  ожидаемых результатов: 

  1. эффективность применение в образовательном процессе (повышение качества знаний учащихся);
  2. эффективность совместной работы педагогов и методистов СарИПКиПРО;
  3. эффективность научно-исследовательской деятельности учащихся и педагогов по предмету;
  4. результаты ГИА, результаты школьных, муниципальных, региональных, всероссийских конкурсов, олимпиад, методических конференций педагогов;
  5. видимые изменения в поведении учащихся.

 Объект эксперимента: учащиеся 6 классов и их родители

 Предмет исследования: Организация духовно – нравственного развития и воспитания личности обучающегося  и возможности повышения качества образования через  внедрение в образовательный процесс учебно-методического комплекта С.В. Перевезенцева и Т.В. Перевезенцевой  «История России с  древнейших времен до начала XVI века».  

База эксперимента: Организация  деятельности педагогов по внедрению в образовательный процесс учебно-методического комплекта С.В. Перевезенцева и Т.В. Перевезенцевой  «История России с  древнейших времен  до начала XVI века ».

 

Масштаб эксперимента: Эксперимент  по длительности является длительным – 2 года (он начал осуществляться в 2011-2012 учебном году и закончился в 2012-2013 учебном году), по объему изучаемых параметров  и по числу участников  широкомасштабный. В дальнейшем планируется продолжение эксперимента в 7-9 классах общеобразовательных школ. 

Начало эксперимента1 сентября 2011г.

Сроки эксперимента 01.09 2011– 01.09.2013 гг.  

Этапы эксперимента  2011-2012 учебный год 6 класс

2012-2013 учебный год 6 класс

Планировалось дальнейшее поведение эксперимента в 7-9 классах, УМК от

издательства «Русское слово» получено  

Статус эксперимента: Муниципальный  (В рамках федерального  и регионального эксперимента по внедрению УМК С.В. Перевезенцева и Т.В. Перевезенцевой)

Формы представления результата эксперимента для массовой практики: 

Размещение результатов эксперимента на сайте с сети Интернет;

Публикации  материалов эксперимента в научно-методических сборниках;

Представление результатов экспериментальной деятельности на педагогических советах школ, где проводиться эксперимент, на районном методическом объединении учителей истории и обществознания, школьных, муниципальных и региональных семинарах и конференциях;

Ежегодные отчеты о проделанной работе  методисту СарИПКиПРО Аристарховой Е.В.

Апробируемый учебник: « История России с древнейших       времен до  начала XVI века для 6 класса  С.В. Переверзенцев, Т.В. Перевезенцева – М., «Русское слово», 2010.

Профиль классов  общеобразовательный

Общее количество учащихся, занимающихся по названному учебнику: 10

Ф. И. О. и должность учителей

1. Аметов В.А.- учитель истории и обществознания высшей квалификационной категории МОУ-СОШ «Лицей»;

2. Кочеткова Г.Е.- учитель истории и обществознания высшей квалификационной категории МОУ-ООШ с. Бородаевка;                                                                                                                    

3. Милосердова Т.И. учитель истории и  обществознания высшей квалификационной категории МОУ-СОШ с. Подлесное;

4. Серенькая И.Н. учитель истории и  обществознания высшей квалификационной категории МОУ-СОШ с. Баскатовка;

5. Сучкова  Л.А.- учитель истории и обществознания высшей квалификационной категории;

Старший методист кафедры СарИПКиПРО  учитель истории и  обществознания высшей квалификационной категории Аристархова Е.В.;

Издательство «Русское слово» издающее и пропагандирующее УМК С.В. Перевезенцева и Т.В. Перевезенцевой.

Материально – техническая база эксперимента:

   Данный УМК представлен следующими пособиями: учебник, книга для учителя, программа, рабочая тетрадь.

    Предложенная авторами (С. В. Перевезенцев, Т. В. Перевезенцева) программа обучения соответствует требованиям стандарта по предмету, обязательному минимуму содержания основных образовательных программ по истории.  

   Предлагаемый курс,  способствует воспитанию гражданственности и патриотизма, становлению  и развитию  высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества,  как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённого в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.  

    При изучении курса реализуется опора на уже имеющиеся знания учеников, предметные и метапредметные связи, причем не  только по истории, но и по другим учебным предметам. Учитывается уровень возрастных и познавательных возможностей учащихся.

Программа курса отражает основные положения учебника С.В. Перевезенцева, Т.В. Перевезенцевой «История России древнейших       времен до  начала XVI века для 6 класса », в основу концепции которого положены установки, которые убедительно описаны в пояснительной записке  программы:

  1. история России развивалась под воздействием нескольких факторов: природно-географического, политического, социального, этнополитического, духовного;
  2. духовный фактор являлся одним из ведущих в отечественной истории;
  3. образность и эмоциональность изложения конкретно-исторического материала являются важными условиями изучения истории для данной возрастной категории учащихся;
  4. ориентация на внимательную работу учащихся с текстом учебника, возможность проводить уроки в виде комментированного чтения, составления конспекта параграфа и др.;
  5. необходимость работы учащихся с историческим документом как важнейшим источником исторических знаний, формирование у учащихся навыков критического анализа исторических источников - с этой целью фрагменты документов включены в текст параграфа;

развитие самостоятельного мышления учащихся, умения формулировать собственный взгляд на исторический процесс, на оценку различных исторических событий.

Граница хронологических рамок программы – с древнейших времен до начала XVI века. Это объясняется тем, что, с точки зрения авторов учебника, именно в конце XV века завершился очень важный этап отечественной истории, связанный с созданием Русского централизованного государства. Именно этим временем заканчивается учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений (Перевезенцев С.В., Перевезенцева Т.В. История России.  С древнейших времен до начала XVI века.

Значительное внимание в книге уделяется роли православия и Русской Православной Церкви в истории русской цивилизации, развитию культурных традиций и мировоззрения нашего народа. Авторы раскрывают основные закономерности исторического процесса, анализируют наиболее сложные периоды истории нашей страны и предлагают учащимся поразмышлять над ними. В учебнике представлен богатый иллюстративный ряд, используются уникальные, архивные фотоматериалы.

         Важным содержательным направлением курса является раскрытие роли выдающихся деятелей отечественной истории, особенно тех исторических деятелей, чье имя было связано с духовным подвижничеством. В разделах программы указано значительное количество имен, вошедших в историю России. Краткие биографии многих из них присутствуют в учебнике.

Учебник в доступной и увлекательной форме повествует о событиях русской истории IX—XV веков. Текст учебника напечатан крупным шрифтом. Содержание учебника выстроено по хронологическому принципу, разбито на 34 параграфа, что позволяет учителю выделить дополнительно время на закрепление изученного материала, уроки-обобщения, уроки-практикумы и т. д.

Каждый параграф имеет следующую структуру. В начале основного текста авторы учебника поместили краткое изложение содержания материала, что в свою очередь нацеливает ученика определять главное и второстепенное в тексте, ставит перед ним вопросы, на которые он должен ответить, прочитав материал, что делает работу учащегося осмысленной.

К каждому параграфу предложены словарь новых терминов, основных дат и вопросы для закрепления изученного материала. Тексты параграфов сопровождаются выдержками из исторических документов и заданиями к ним.

В начале каждого параграфа авторы поместили «ленту времени», назначение которой — наглядно продемонстрировать смену исторических эпох, процессов, правителей и т.д. Этот элемент, безусловно, способствует запоминанию учащимися дат и умению ориентироваться в исторической хронологии, что очень нравится ученикам.

        Дополнительная информация к основному тексту параграфа представлена в рубриках «Это интересно» и «Почитаем».  Эти рубрики стали любимыми у учеников, так как содержали весьма занимательные и интересные  материалы.

Для закрепления материала основного текста, расположены «Вопросы и задания» к параграфу. Успешно подготовиться к уроку учащимся позволяют рубрика «Запомни», которая содержит основные положения и выводы, раздел «Выучи», в который включены исторические даты, обязательные для запоминания, и «Словарик историка», содержащий понятия и термины, встречающиеся учащимся в тексте. Это даёт возможность организации разнообразной работы учащихся, как на уроке, так и во внеурочной деятельности (в том числе и дома при приготовлении домашнего задания): чтение текста с пометками, работа с таблицами, отработка навыков работы с историческими источниками, сопоставление различных версий, точек зрения, позиций, работа с картами, иллюстрациями, схемами, организации практических, лабораторных работ, уроков-диспутов, дискуссий, проведение тестирования и т.д. Это способствует не только повышению познавательного интереса учащихся, но и развитию навыков критического мышления.

Учебник позволяет организовать дифференцированное обучение в классе с разным уровнем возможностей и готовности учащихся. Так, структура параграфа такова, что изучаемый материал прорабатывается трижды: в виде занимательного предисловия (повышает познавательный интерес для учащихся с низким уровнем готовности к обучению, позволяет увидеть проблему тем, кто проявляет повышенный интерес к истории или обладает лучшими навыками работы с текстом), основной текст параграфа, где излагаются факты, объясняются причинно-следственные связи и краткие выводы, позволяющие концентрировать внимание на наиболее значимых идеях, изложенных в параграфе. Следует отметить, что объём каждого параграфа таков (не более 3 листов вместе с иллюстрациями, схемами, вопросами и картами), что является посильным для учащихся с разным уровнем развития. Вместе с тем, практически каждый параграф снабжён дополнительным материалом для более способных ребят. Вопросы также носят разноуровневый характер, причём, выстроены по принципу: от простого к сложному. Это удобно и для работы в классе, и для формирования структуры и вариативности домашнего задания, позволяет реализовать деятельностный подход в обучении.

Радует, что форзац учебника выполняет информативную функцию. На первом форзаце в хронологической последовательности представлены изображения правителей, полководцев и государственных деятелей русского государства, а на втором — изображения и иконы русских святых 10-15 веков. Кстати, при опросе мнения учащихся об этом учебнике, 100 % положительно отметили форзацы.

Учебник отличает богатый иллюстративный материал. Следует отметить, что большинство из этого материала представляют фотографии исторических источников, которые представлены предметами культуры, быта, скульптуры, архитектуры, письменности, изобразительного искусства и иконописи рассматриваемого периода. Оснащение учебника редким иллюстративным материалом, а также линией времени, многоцветными схемами, облегчает работу учителя по темам урока и  уровневое усвоение заданий учащимися.

Особое внимание авторы учебника уделяют повседневной жизни, быту, хозяйственным занятиям, военному делу наших предков, интересным фактам русской истории.

Подробно представлена роль православия и Русской Православной Церкви в развитии и становлении государства и культуры русских земель. Раскрывается смысл существования русской цивилизации через процесс христианизации и  ведущей роли в истории России Русской Православной Церкви. Весь этот глубокий по содержанию и значению материал изложен в интересной и адаптированной для шестиклассников форме. Методический аппарат учебника помогает включить учащихся в исследовательскую и аналитическую деятельность, через работу с источником. Предлагает широкий простор для творческой деятельности, через проблемные задания, с помощью которых знания и повторяются и углубляются.

Большое внимание уделено в содержании учебника роли личности в истории, что также положительно отмечают учащиеся и родители. Такой материал несет огромную воспитательную силу духовно-нравственной направленности. Лучшие представители нашего народа — святые люди, показаны в их жертвенном подвиге любви к вере и родине. Становится понятным, в чем своеобразие и особенность черт, сложившихся в характере русского, православного в своем большинстве, народа.

Учебник особенный и очень, на мой взгляд, нужный сегодня, так как имеет в отличие от многих других огромный воспитательный потенциал. Материал подобран и представлен таким образом, чтобы способствовать воспитанию патриотизма, уважения к истории и традициям нашей Родины. Недаром учебник начинается словами А.С. Пушкина: «Клянусь честью, что ни за что на свете я не хотел бы переменить Отечество или иметь другую историю, кроме истории наших предков, такой, какой нам Бог ее дал», а также потенциал, основанный на православной традиции, которая оправдала себя за многие века воспитания подрастающего поколения. Ученики, получили знания по истории своего Отечества, наполненные глубоким смыслом и любовью к предкам, к нашей родине. Это в свою очередь способствует лучшему пониманию событий отечественной истории, её самобытности по сравнению с историей других стран, усиливает воспитательный потенциал учебника и предмета в целом.

Работа с учебником позволяет учащимся формировать и ряд общеучебных умений: распознавать, описывать, сравнивать, анализировать, оценивать. УМК Перевезенцева С.В. и Перевезенцевой Т.В.  дополнен рабочей тетрадью для учащихся. Рабочая тетрадь делает изучение истории России ещё более удобным и интересным. Здесь дополнительные задания к тексту каждого параграфа. Задания разнообразны занимательные и интересные:  вписать недостающие имена исторических деятелей, исторические даты или названия народов, городов, стран и земель. В других случаях необходимо сравнить различные исторические факты и выбрать правильные, определить хронологическую последовательность различных исторических событий.

В рабочей тетради приводятся различные мнения историков по поводу тех или иных событий. Знать эти мнения тоже очень важно, так как, опираясь на знание источников и мнения историков, ребята могут высказать собственный взгляд на исторические события и исторических деятелей.  Но, на наш взгляд, в рабочей тетради явно не хватает тестовых заданий с выбором ответа, что весьма актуально в связи с подготовкой учащихся к итоговой аттестации по истории в новой форме. Авторам необходимо дополнить УМК сборником тестовых заданий по каждому параграфу.

 Еще более желательным вариантом было бы электронное сопровождение учебно-методического комплекта. Это могут быть мультимедийные презентации к тексту учебника, электронный иллюстративный ряд, интерактивные тесты и  интерактивные модели, позволяющие ученику погрузиться, поиграть в эту историческую действительность. Ученики, работая, к примеру, с  электронным приложением  могут освоить и отработать больше необходимых навыков, приёмом работы с различными информационными ресурсами.

1. Оценка содержания учебника «История России с Древнейших времен до конца 15 века» С.В. Перевезенцева и его влияния на духовно-нравственное воспитание личности

Параметры оценки

Замечания и предложения учителя

Обоснованность отбора предметного содержания, его научность и доступность, соответствие учебным целям

Содержание раздела учебника отобрано обоснованно, излагается научно и доступно. Материал интересен,  систематизирован и углублён.                  

Логика, последовательность в изложении материала

Материал изложен логически верно

Количество предложенного материала для изучения темы

(достаточность/ недостаточность/ перегруженность
текста понятиями, терминами)

 Объём материала оптимален при изучении истории на уровне 2 часов в неделю.  Разделы не перегружены текстами, понятиями, терминами

Сложность понятийного
аппарата (соответствуют ли вводимые понятия
запасу знаний, опыту познавательной и практической деятельности учащихся, их потребностям и интересам)

Понятийного аппарата знаком учащимся из курса истории древнего мира и средних веков, термины и понятий не вызывает затруднения у учеников

Язык (соответствует ли лексика и стиль изложения возрастным возможностям детей)

Язык изложения яркий, образный, даёт возможность детям  развивать образное и ассоциативное мышление, развитию ситуационной сообразительности.

Ошибки, опечатки, некорректно сформулированные фразы, вопросы, задания
и пр.
(с указанием конкретных страниц)

Необычен подход к деятельности  князя Михаила Тверского, канонизированного русской православной церковью

Сочетание основного и дополнительного текстов, внутритекстовые ссылки, сноски, выделения и т. П.

Выделения понятий, терминов, явлений и методов  оптимальны. Содержание внутри текстовых ссылок  является логическим дополнением к основному материалу. Выделение курсивом подпонятий актуализирует внимание учащихся.

2. Оценка методической схемы (методические подходы, опора на современные педагогические технологии и пр.)

Параметры оценки

Замечания и предложения учителя

Опора на ранее изученный материал данного и других предметов.

Содержание  параграфов опирается на ранее изученный материал

Вариативность предложенных схем построения

уроков

Имея данное содержание уроков, возможно строить их в разных вариациях. В этом помощь учителю оказывает методическое пособие  авторов УМК

Возможности для дифференциации и индивидуализации обучения

Наличие вопросов и заданий в конце параграфа, дают возможность индивидуализировать процесс обучения.

Ориентация на определенные педагогические технологии (какие?)

Технология проблемного обучения, технология модульного обучения, использование информационно-коммуникационных технологий при обучении истории

Отражение внутрипредметных, межпредметных, надпредметных связей

В каждой теме раздела  предложены средства обучения- внутри – и  метапредметные связи

 

3.Оценка дидактического аппарата

Таблица А.

Элементы дидактического аппарата

Замечания и предложения  учителя

Вопросы и задания

 

для мотивации обучения

Актуализируют мыслительную деятельность, мотивируют на дальнейшее изучение материала.

для отработки и закрепления материала

Оптимальны для  отработки и закрепления материала.

для углубления и обобщения материала

Максимальному углублению и обобщению материала способствуют задания после параграфа.

для организации практической деятельности

Способствуют духовно-нравственному воспитанию учащихся

для дифференцированного обучения

Вопросы  перед параграфом предназначены для всех категорий учащихся, а задания в конце темы дают возможность индивидуализировать процесс обучения

для организации самостоятельной работы; для самоконтроля, самооценки

Задания в конце темы, подобраны таким образом, что учителю легко организовать работу по контролю уровня знаний учащихся.

для домашней работы (творческие, исследовательские и пр.)

Задание творческого характера способствует выработке умения работать с различными источниками информации, способствуют духовно-нравственному воспитанию .

Таблица Б.

Элементы дидактического аппарата

Параметры оценки

Замечания и предложения  учителя

 Иллюстративный ряд (рисунки, схемы, графики);  таблицы

Обоснованность включения

Портреты правителей, полководцев, святых обоснованно включены в тексты. Иллюстрации яркие, образные, красочные,  воспринимаются учениками эмоционально.

Соответствие учебным
целям и задачам

Соответствуют целям и задачам обучения

Соответствие возрастным
и психофизическим особенностям учащихся

Воспринимаются учениками осознанно.

Влияние на

психоэмоциональное состояние учащихся

Рисунки яркие, возбуждают активность  учащихся и вызывают интерес к предмету. Влияют на состояние души ребенка.

Качество

Отличное

Справочные материалы (словари, приложения, памятки)

Обоснованность включения

Включены обоснованно

Соответствие учебным
целям и задачам

Отображают целеполагание  содержанию

Качество оформления, наглядность

Отличное

Реакция учеников: 

Учебник вызвал интерес                   _____Да______

Учебник не вызвал интереса                   ___________

Активность класса:        высокая          _____Да______

средняя          _____-______

низкая                    ______-_____

                                             

Результаты контроля

                   Кол-во учеников

Формы контроля

Неудовл.

Удовл.

Хор.

Отл.

-

-

-

-

Промежуточный

-

4

4

5

Итоговый

                                             

                                                                           Анкета

участника экспериментальной деятельности 

«Духовно-нравственное развитие и воспитание личности через  внедрение в образовательный процесс

учебно - методического комплекта

С.В. Перевезенцева и Т.В. Перевезенцевой

«История России с  древнейших времен до начала XVI века»  

 6 класс

Параметры
оценок

Очень
хорошо
(нет недостатков)

Хорошо (есть
отдельные, легкоустранимые недостатки)*

Удовлетворительно
(требуется значительная
доработка)

Предметное со-
держание

+

Дидактический
аппарат: система
вопросов,    заданий,   упражнений и пр.; их соответствие поставленным целям, задачам и т. п.

+

Художественно- графическое
оформление

(иллюстрации, схемы, рисунки и т. п.)

+

Полиграфическое исполнение (бумага, шрифт, обложка)

+

  1. Дайте оценку учебно-методическому комплекту. Насколько в целом вы удовлетворены каждым из изданий комплекта.

Прекрасное учебное пособие.

 2. Достаточно ли изданий в комплекте (рабочая тетрадь, методическое пособие, дидактический

материал и пр.)?

Хотелось бы пользоваться данным УМК  в 7-9 классах

3. Есть ли необходимость в каждом из элементов комплекта?

Конечно, т.к. в совокупности каждый элемент привносит свою долю участия в формировании исторической компетентности учащихся.

4. Ваши вопросы создателям комплекта.

Каковы Ваши планы на будущее при работе с данным УМК?

С какими трудностями Вы столкнулись при создании УМК?

Как опыт учителей, апробируемых комплект, помогает Вам корректировать элементы комплекта?

Сколько регионов России участвует в апробации комплекта?

5. Что бы Вы посоветовали изменить в каждом из элементов УМК при его переиздании?

6. Согласны ли Вы со следующими утверждениями? В случае согласия поставьте, пожалуйста, «+», а в случае несогласия «-». При желании, дайте Ваш комментарий оценке.

Предложенный комплект интересен сильному, мотивированному к инновациям учителю.(+)

Комплект изобилует методическими приемами, сложными для начинающего учителя. (-)

Комментарии и разъяснения, представленные в материалах для учителя, вполне достаточны и понятны для полноценной работы с комплектом.(+)

            Комплект существенно расширяет возможности применения различных форм работы в классе.(+)

7. Можно ли утверждать, что данный УМК ориентирован на определенный уровень подготовленности (учебных возможностей) учащихся? Если да, то на какой именно?
Да. Комплект ориентирован на класс со средним и чуть выше среднего уровнем учебных возможностей учеников.

8. Как восприняли УМК ученики и их родители?

Ученики

Родители

с интересом

+

+

безразлично

критически, недоверчиво

другое мнение

9. Что бы Вам хотелось отметить дополнительно?

Хотелось бы иметь больше времени на изучение химии на базовом уровне.

10. Обсуждали ли Вы комплект с коллегами: с теми, кто преподает тот же предмет, что и
Вы; с коллегами, которые преподают предметы Вашего цикла (гуманитарного.)? Каков в целом оказался результат обсуждения? Сформулируйте основные мнения коллег в свободной форме.

11. Готовы ли Вы рассказать о своем педагогическом опыте на семинарах, организуемых
издательством? Какие темы для обсуждения Вы предлагаете?

12. Это Ваш первый опыт участия в экспериментеы? Если нет - расскажите о нем в самых общих чертах.

13. Сколько лет Вы работаете в школе?

14. По каким комплектам работали ранее? Какие из них для Вас предпочтительнее? Почему?

Общее заключение  по результатам экспериментальной работы по «Духовно-нравственному развитию и воспитанию личности через  внедрение в образовательный процесс учебно - методического комплекта С.В. Перевезенцева и Т.В. Перевезенцевой «История России с  древнейших времен до начала XVI века»    6 класс

1. Оценка актуальности и значимости учебника (УМК) (с указанием основных особенностей, достоинств и недостатков, формирующих оценку) 

Учебник актуален, т.к. уровень мотивации учащихся в последнее время стремительно падает, а он, вызывает интерес к истории. Достоинства учебника в его огромном влиянии на духовно-нравственное становление личности, в воспитании патриотизма и гражданственности. УМК  способствующих хорошей подготовке к Государственной итоговой аттестации и дальнейшего изучения истории в старших классах.

2. Соответствие основным нормативным документам (учебному плану,
примерным программам, обязательному минимуму содержания образования
и пр.)

Соответствует содержанию ФГОС.

3. Соответствие основному назначению и возрастным
особенностям учащихся

Соответствует основному назначению и возрастным
особенностям учащихся

4. Оценка педагогической эффективности

  1. Учебные достижения при обучении по данному учебнику (УМК) в целом

лучше обычно достигаемых результатов

  1. Основные отличия в результатах учебных достижений по сравнению с другими учебниками (УМК) состоят в следующем: огромный духовный потенциал.

  1. Учебник (УМК)  способствует              самореализации учителя

и повышению его профессионального уровня.

Это выражается в том, что   проходя вместе с учениками предложенный материал, учитель пропускает через себя все идеи.

  1. Оценка образовательной целостности учебника (УМК): 

взаимосвязь компонентов УМК; полнота комплекта; достаточность его компонентов; нуждается ли апробируемый УМК в дополнительных компонентах, если да, то в каких именно, и т. д.

Предложенные компоненты УМК взаимосвязаны, дополняют друг друга.

Выводы и предложения

Общий вывод об использовании в практике работы школы (с указанием типа образовательного учреждения, профиля учебного заведения, уровня подготовки учащихся и пр.).

В средней общеобразовательной школе использование в практике работы УМК со средним уровнем подготовки учащихся  показало  неплохие  результаты.

Руководитель эксперимента____________Г.Е.Кочеткова

Общая оценка голосов: 0 средний балл: 0
Учителя  голосов: 0 средний балл: 0

Содержание учебника голосов: 0 средний балл: 0

Методический аппарат учебника (Вопросы и задания учебника)голосов: 0 средний балл: 0

Учебно-методическое сопровождение (материалы для учителя)голосов: 0 средний балл: 0

Качество издания голосов: 0 средний балл: 0

Прочие компоненты (результативность, уникальность и новизна)голосов: 0 средний балл: 0

Родители  голосов: 0 средний балл: 0

Содержание учебника голосов: 0 средний балл: 0

Методический аппарат учебника (Вопросы и задания учебника)голосов: 0 средний балл: 0

Учебно-методическое сопровождение (материалы для учителя)голосов: 0 средний балл: 0

Качество издания голосов: 0 средний балл: 0

Прочие компоненты (результативность, уникальность и новизна)голосов: 0 средний балл: 0

Методисты  голосов: 0 средний балл: 0

Содержание учебника голосов: 0 средний балл: 0

Методический аппарат учебника (Вопросы и задания учебника)голосов: 0 средний балл: 0

Учебно-методическое сопровождение (материалы для учителя)голосов: 0 средний балл: 0

Качество издания голосов: 0 средний балл: 0

Прочие компоненты (результативность, уникальность и новизна)голосов: 0 средний балл: 0

Руководители ОУ  голосов: 0 средний балл: 0

Содержание учебника голосов: 0 средний балл: 0

Методический аппарат учебника (Вопросы и задания учебника)голосов: 0 средний балл: 0

Учебно-методическое сопровождение (материалы для учителя)голосов: 0 средний балл: 0

Качество издания голосов: 0 средний балл: 0

Прочие компоненты (результативность, уникальность и новизна)голосов: 0 средний балл: 0

Научно-педагогические кадры  голосов: 0 средний балл: 0

Содержание учебника голосов: 0 средний балл: 0

Методический аппарат учебника (Вопросы и задания учебника)голосов: 0 средний балл: 0

Учебно-методическое сопровождение (материалы для учителя)голосов: 0 средний балл: 0

Качество издания голосов: 0 средний балл: 0

Прочие компоненты (результативность, уникальность и новизна)голосов: 0 средний балл: 0

  1. История

6 класс, урок истории  России

по учебнику

История России с древнейших времен до начала XVI века. Перевезенцева С.В., Перевезенцевой Т.В., - М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2010.

Тема урока

Славяне в древности

Цель урока

Учить обучающихся организовывать свою познавательную деятельность: ставить учебные вопросы, искать ответы в учебнике, на исторической карте, других исторических источниках.

Познавательные задачи

  1. Знать кто такие славяне, территории расселения славянских племён ( работа с исторической картой).
  2. Основные занятия славян.
  3. Образ жизни славян.
  4. Верования древних славян.

Развивающие задачи

1. Формирование у обучащихся общеучебных умений и навыков,

     универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.

2. Учить ставить перед собой вопросы по изучению заявленной проблемы, высказывать информацию заданной степенью свернутости  

    (тезисы). 

3.Развивать навыки анализа исторических документов.

4.Учить  выделять характерные причинно-следственные связи.

5. Развивать креативное мышление и умение участвовать в диалоге

    (понимать точку зрения собеседника, признавать право на иное  

     мнение), приводить примеры, подбирать аргументы,  

   перефразировать мысль (объяснять «иными словами»),  

    формулировать выводы.

6. Развивать навык работы с исторической картой.

Воспитательные задачи 

1.Создание ситуации успеха для каждого обучающегося.

2.Воспитание уважения к  основам  славянской культуры.

 3.Способствовать формированию личности обучающихся.

Тип урока

    Комбинированный

Технологии

    Развивающее  проблемное обучение, элементы исследовательской

    работы, репродуктивные технологии, диалог.

Форма организации деятельности учащихся

    Индивидуальная (для сильных обучающихся), в парах (для слабоуспевающих).

Оборудование

    Персональный компьютер, мультимедиапроектор, доска-interwrite. Учебник.

Программное обеспечение

   Операционная система Windows 2003, программа для презентаций

   “PowerPoint 2003”.

Демонстрационный материал

    Мультимедийная презентация.

Раздаточный материал

Атласы

Межпредметные связи

   География (места расселения, торговые пути – реки)

Внутрипредметные связи

Вспомним о ключевых событиях раннего средневековья.

Основные понятия

Племена, подсечно-огневое земледелие, переложное земледелие,  скотоводство, промыслы, охота, рыболовство, собирательство, бортничество,  оседлый образ жизни, соседская община, детинец, кремник, дружина, посад, идолопоклонники, капище, язычество.

Важнейшие даты

VI – VIII века – расселение восточных славян.

Выдающиеся личности

    Князь Владимир (упоминание в связи с языческой реформой)

Ход урока

Слайды из папки «Интересно»

Презентация

Слайд №1

Слайд №2

Слайд №3

Слайды №4,5

Слайд №6

Слайд №8

Слайд №9,10,11

Переключить доску на интерактивный режим и прописывать соблюдая орфографический режим.

Слайд №12.

  1. Мотивация. Пробуждение интереса.

II . Актуализация знаний. Фронтальная беседа, работа с картой на странице 11

  1. Мы знаем, что русскими назывались земли, которые находились….
  2. Ближайшими соседями русских земель были…
  3. Наибольшее влияние на духовную и культурную жизнь Руси оказала…..
  4. Какие географические особенности положения Руси нам уже известны?

III. Изучение нового материала. Постановка учебных задач (закроем на минутку учебник….)

А кто жил на территории Руси? Кем создавалось наше государство в древности?

Подвести учащихся к ответу……… (славяне)

 Записать тему урока «Славяне в древности»

Что бы мы сами хотели узнать о славянах?

Это наши предки, мы на них похожи… Кто и как жил на этой земле до нас? А где сейчас живут славяне?

Формулируем вместе с детьми вопросы и фиксируем их на доске (в тетради, напоминаем, что это главные вопросы, они будут заданы на дом)

  1. Когда и где жили славяне?
  2. Чем занимались?
  3. Как жили славяне?
  4. Какая была вера у славян?  Как связаны вера и повседневная жизнь славян?

Обращаемся к учебнику как к источнику  информации и сразу смотрим: какие вопросы предлагают нам авторы учебника после текста параграфа.

 Когда  жили древние славяне? Ответ на этот вопрос дети формулируют рассмотрев ленту времени.

Обратить внимание на то, что на странице 17 в последних четырех строчках ответ на вопрос №1 после параграфа, (обратить внимание на методику ответа).

 Где жили древние славяне?

Предположите, если бы вы были на месте древних славян и выбирали место для того, чтобы жить, что бы вы выбрали: место вдоль реки, озера или там, где нет воды? В глухом лесу? (выслушать ответы и пояснение детей – почему ( подвести к пониманию – рыболовство, вода, река – связь с другими людьми – торговля, дорога)

Учащиеся работают с картой на стр. 11.  Запоминаем: где протекают реки Днепр, Днестр, Западная Двина, Волга, Ока, Припять; озеро Ильмень.

Для того, чтобы «расселить славян» необходимо четкое знание карты.

Потом дети сами громко хором проговаривают, завершая фразу учителя «В среднем течении Днепра жили – ПОЛЯНЕ, северо-восточнее полян – СЕВЕРЯНЕ, в верхнем течении Оки – ВЯТИЧИ……» Повторять лучше в одной и той же последовательности, чтобы запоминание было более четким ( включение зрительной памяти, слуховой, моторной)

 Выполняют задание – уточнение: просматривают текст учебника на стр.18-19 и добавляют «Я еще я узнал, что…..»

 Обращаем внимание на то, что на стр. 18  последний абзац – ответ на вопрос 2 после текста параграфа.

Мы уже знаем, что славяне жили около рек и озер. Чем они занимались?

Выслушать предположения. Собрать ключевые слова, грамотно записать в тетрадь.

  1. Земледелие (подсечно-огневое, переложное)
  2. Скотоводство
  3. Промыслы (рыболовство, охота, собирательство, бортничество)
  4. Ремесло
  5. Торговля

Давайте проверим наши предположения источником:

  1. работа с учебником стр. 19-21, найти в тексте учебника строчки – подтверждения, зачитать.
  2. Работа с иллюстрациями: извлекать всю возможную информацию, умение грамотно и полно формулировать ответ. ( Кузнец, ремесленник, выковывает серп, необходимый земледельцу), (Гончар, ремесленник, работает с глиной, делает горшок для приготовления пищи).

 На странице 21 ответ на вопрос 6.  Прочитаем вопрос, ответ, найдем вместе обоснование.

 Добавь своих 3 слова-понятия, объясни: почему они подходят к вопросу обсуждения «Основные занятия славян».

Самостоятельно найти слова-ключи по  вопросу « Как жили славяне в древности», объяснить их. Предложенные далее опорные слова заранее не проговаривать, дети найдут их сами!

  1. Оседлость
  2. Землянка
  3. Детинец
  4. Дружина
  5. Посад
  6. Семья – соседская община – племя – союзы племен

Обращаем внимание на то, что на стр. 22 ответ на вопрос №4 после параграфа

работа с иллюстрацией на стр.23.

 Какая была вера у славян?  Как связаны вера и повседневная жизнь славян?

Работают с текстом: читают, формулируют ответ. Выслушать ответы по вопросу, поразмышлять, обсудить : солнце, земля, семена, скот – это условия выживания.

С целью внимательного прочтения, тренинга – запоминания выполнить задание: вставь буквы и поставь ударение

  1. В---с    (Велес)
  2. М----ь  ( Мокошь)
  3. Д------г  (Даждьбог)
  4. С----г    (Сварог)
  5. С-----г   (Стрибог)
  6. С-----л   (Симаргл)
  7. П---н     (Перун)

     Это интересно!

 Выполнение задания 7 на стр 27. Работа с историческим источником.

Домашнее задание

Выяснить: что трудно и непонятно? (это непременно выяснить у учителя на следующем уроке) На «5» приготовить полные ответы на вопросы, которые сами поставили в начале урока и записали в тетрадь.

Предполагаемый результат

Учащиеся должны

-знать: время и место расселения восточных славян, основные занятия, общественный строй; вера как элемент культуры славян.

 -понимать: связь повседневной жизни с верой славян.

-уметь: внимательно читать и выделят главное, анализировать исторические тексты, документы; работать с исторической картой, прослеживать причинно-следственные связи, вести аргументированный диалог.

- применять навыки коммуникативных компетенций

Используемые источники и литература

Интернет ресурсы «Презентации по истории» (выборочно)

Перевезенцев С.В., Перевезенцева Т.В. История России с древнейших времен до начала XVI века, М., ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2009.

Приложение

Доклад

Основные направления духовно-нравственного развития и воспитания личности на уроках истории.

                                               И еще немало будет пройдено,

                                        Коль зовут в грядущее пути.

                                        Но светлей и чище  чувства Родины

                                        Людям никогда не обрести!

        Любому обществу нужны здоровые, мужественные, смелые, инициативные, дисциплинированные, грамотные люди, которые были бы готовы учиться, работать на его благо и в случае необходимости встать на его защиту.

        Разрушительные последствия социальных экспериментов XX века и последующих за ними либерально- демократических реформ в России особенно очевидны. Значительная часть граждан утратила  ориентиры в личной и общественной деятельности- идеалы, ценности.

Понижается нравственно-культурный уровень, возникает социальная пассивность, безразличие. Различные оценки событий истории в СМИ, сложные и, часто, написанные академическим языком учебные пособия затрудняют восприятие материала школьниками. Ребенку  тяжело соотнести факты и даты со своими внутренними потребностями, потребностями в личном подвиге, в осознании своей личности и своей роли в развитии государства.

        Прививая детям любовь к Отечеству, мы должны избегать высказываний искаженного характера, содержащих примеси шовинизма, национализма, превосходства своей нации над другими.

Только любовь к своему Отечеству, осмысление своей истории, проявление уважения к истории предков, искренние переживания по поводу достижений и недостатков всех реформ, проводимых государством на разных этапах его развития, может вызвать в человеке те душевные качества, которые определяют его как личность, как гражданина.

                                                

Главной целью системы духовно-нравственного воспитания  является не только формирование знаний о своем Отечестве, но и складывание эмоционально окрашенного внутреннего образа, который станет регулятором собственного поведения ребенка и критерием оценки поведения других людей.

        Духовно- нравственным  воспитанием детей призваны заниматься все, кто работает с детьми. Занятия в кружках и секциях, студиях, учреждениях дополнительного образования,  семья, СМИ, общение со взрослыми- это  та среда, где во внеурочное  время, по личному выбору ребенок  получает  информацию, приобщается к общественно полезной деятельности. Но особая роль в  духовно-нравственном воспитании личности принадлежит гуманитарным дисциплинам и, в частности, истории России.

Я в своем выступлении попробую показать основные направления патриотического воспитания при изучении истории, те формы и приемы, которые использую   в своей работе.

Системное изучение предмета начинается в 6-м классе.

 «Русь в IX-XI вв.»- первая тема предмета.

        Тема, в которой речь идет о зарождении государства русского. Очень ценны в этой теме  метапредметные связи, они дают возможность использовать методические приемы с опорой на уже имеющиеся знания:

        -опережающие задания;

        -приемы сравнения; н-р: сопоставить древнерусское вече с народным собранием в Афинах: найти общее и различное;

Полученные знания позволяют воспитывать уважение к  традициям, культуре народов, дают представление  о любви граждан к своей родине, о чувстве ответственности за ее судьбу.

                 

 

        Большое значение для формирования этнического самосознания имеют вопросы принятия христианства и культуры древней Русь.

        Они способствуют осознанию своей культурной общности с другими народами, а это имеет важное значение для современной многонациональной  и  многоконфессиональной России.

        Представление о добре и зле древнерусского народа совпадают с представлениями других народов, многие этические нормы древнерусского народа являются ценностью и для современного человека – такие выводы делают школьники, знакомясь с произведениями древнерусской литературы, древнерусского права («Поучение детям» Владимира Мономаха, «Правда Ярослава»).

        Осознание трагизма раздробленности страны  появляется у школьников при изучении «Слова о полку Игореве», а в старших классах – «Слова Даниила Заточника».

        Две  следующие темы охватывают период с 12 по 13 века.

 «Русские земли и княжества в XII- XIII вв.»

Мощным воспитательным воздействием обладает материал тем о нашествии монголо-татар, шведов и тевтонцев на Русь и  борьба русского народа с врагами, образы знаменитых полководцев Александра Невского, Дмитрия Донского.

        «Не могу видеть вас побежденными, не могу этого терпеть, хочу с вами ту же общую чашу испить и тою же смертию умереть, за святую веру христианскую! Если же умру, то с вами, если спасусь – то с вами!» - слова Дмитрия Донского перед Куликовской битвой не оставляют равнодушными детей, звучат они на фоне  знаменитой картины.

                                

        Сообщения, презентации, фрагменты видеосюжетов и фильмов способствуют эмоциональному восприятию, а это усиливает такое чувство, как  гордость за  победы своих предков;

Сочувствие, сопереживание, понимание цены победы  усиливается, когда дети не просто знакомятся с событиями по тексту учебника или по рассказу учителя, а  работают с документом (например,  сопоставляют  отрывки  описания битвы по  произведениям  Куликовского  цикла:

-«Сказание о Мамаевом побоище»;

-поэма «Задонщина»;

-Летопись Куликовского сражения;

Восприятие картины боя, описание сражения  усиливается, когда дети видят картину. Я использую анимационные картосхемы из виртуальной школы Кирилла и Мефодия, статические картины сопровождаю чтением стихов:

        Стоял такой великий стон,

Шел бой с такою кровью,

Что был в багрец окрашен Дон

               До самого низовья.                                                                        

                                

                        

Формирование понимания цели государственной власти, ее ответственности за судьбу страны дает тема о правлении Ивана III.

        Использую  работу над мини-проектом, участвуя в которой школьники учатся обобщать и оценивать, делать выводы, что же удалось сделать Ивану III. За что народ его назвал Великим? А вот за что:

-  объединил национальную территорию;

-  создать централизованную власть, единое  русское государство;

-  покончил с монгольским владычеством (работа  в группах по трем направлениям)

                                        

                                                        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа работы экспериментальной площадки «Профессиональное самоопределение как одно из условий успешной социализации личности подростка»

Программа данной экспериментальной площадки была успешно реализована на базе Панаевской школы-интерната в 2008-2011 годах. Наработки, созданные в ходе реализации Программы эксперимента, получили одобр...

О работе экспериментальной площадки по апробации УМК С. И. Львовой, В. В. Львова «Русский язык»

В программе учтён деятельностно-системный подход в обучении русскому языку, что предполагает синтез процесса совершенствования речевой деятельности учащихся и формирования системы лингвистически...

Отчет об участии в работе экспериментальной площадки на базе МОУ СОШ №7 г. Сарапула Удмуртской Республики

В отчете представлены результаты экспериментальной работы учителя истории и обществознания Лузяниной И.П. по внедрению технологии РКМЧП в процесс обучения истории и обществознания учащихся 8-х классов...

отчет по работе экспериментальной площадки

показана работа с учебниками линии "Сфера"...

Отчет об "Областной экспериментальной площадке"

Отчет об "Областной экспериментальной площадке"...

Промежуточный отчет по школьной экспериментальной площадке.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ - в ходе эксперимента  обучающиеся   приобретут опыт проектной деятельности как особой формы учебной работы, способствующей воспитанию самостоятельности, инициат...