Урок по теме: "Древняя Палестинаг".
план-конспект урока по истории (5 класс) по теме

Светличная Татьяна Валентиновна

Урок с элементами проблемного обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_istorii.docx30.75 КБ
Файл prilozhenie_k_uroku_istorii.docx24.2 КБ
Файл drevnyaya_palestina.pptx1.91 МБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока истории.

Предмет: история древнего мира.

Класс: 5

Тема урока: «Древняя Палестина».

Цели урока: познакомить обучающихся религией древних евреев; показать появление единобожия;

Обеспечить усвоение понятий : единобожие, Библия

Задачи:

Предметная:   обучающийся    сможет  самостоятельно определить особенность древнееврейской религии – вера в единобожие.

Регулятивная: обучающийся сможет работать по плану.

Коммуникативная:  обучающийся сможет аргументированно излагать свое мнение, получить навыки работы в малой группе.

Познавательные: обучающийся сможет находить в предложенном тексте  информацию, необходимую для решения учебной задачи, сделать простой вывод о появлении монотеистической религии у древних евреев.

Личностные: осваивать  новые роли и правила работы в группе.

№ п/п

Этапы работы

        Содержание этапа

Деятельность учителя, её содержание, формы и методы

Деятельность обучающихся, её содержание, формы и методы

Ожидаемые результаты

Время

Организационный момент,

включающий:

•    постановку цели, которая должна быть достигнута обучающимися на данном этапе урока (что должно быть сделано обучающимися, чтобы их дальнейшая работа на уроке была эффективной);

•    организация планирования деятельности по достижению целей;

•        описание методов организации работы обучающихся на начальном этапе урока, настроя их на учебную деятельность, направленную на освоение содержания профессионального модуля, учебной дисциплины и темы урока (с учётом реальных особенностей группы, с которым работает педагог)

Организует самостоятельную

 деятельность учащихся

по введению их в проблематику урока:

  1. Извлечение готовых знаний из анализируемой карты;
  2. Самостоятельное конструирование темы урока

Цель: создать условия мотивации обучающихся к получению нового знания по теме «Древняя Палестина».

Задачи: научить обучающихся работать с исторической картой, делать выводы на основании данной работы;

  Научить формулировать тему урока.

Включаются в самостоятельную деятельность:

  1. Исследуют предложенную учителем карту;
  2. Анализируют и делают вывод о том, какое государство древнего мира будут изучать;
  3. На основе своего вывода конструируют тему
  4. урока

Цель: обучающихся смогут исследовать карту «Древнего мира»  и сконструировать тему урока.

Обучающиеся делают вывод и конструируют тему урока

Методы, применяемые на данном этапе:

  1. исследовательский

метод

  1. метод самостоятельного конструирования темы урока

                          Содержание урока.

Учитель: Выводит на экран  карту  «Древний  Восток.

Упражнение: Проанализируйте карту.(слайд №1) С какими древними цивилизациями

Мы уже познакомились? А какое государство вам не знакомо?

Обучающиеся называют Египет, Месопотамию, Китай, Индию, Финикию. К незнакомым относят Палестину.

Учитель:Как вы считаете о каком государстве сегодня пойдет речь? Сформулируйте тему урока.

Обучающиеся формулируют тему урока.

Учитель:Правильно, сегодня мы узнаем о древней Палестине.

3-4 мин

2.

Опрос обучающихся по заданному на дом материалу

Деятельность учителя, её содержание, формы и методы

Деятельность обучающихся, её содержание, формы и методы

Ожидаемые результаты

 Организует деятельность обучающихся по проверке качества усвоенных ими знаний. Проверяет и оценивает знания обучающихся:

извлечение ранее изученной информации по теме «Финикия»

Цель: создать условия

мотивации обучающихся

к проверке знаний по теме «Финикия»

Задачи: научить обучающихся аргументировано излагать свое мнение в полилоге;

Представлять свои знания в виде текста

 Выявляют  качество знаний по изучаемой теме  собственных и партнеров:

выполняют задание предложенное учителем;

осуществляют взаимоконтроль и взаимопроверку;

оценивают свои знания и знания обучающихся.

Цель:  обучающиеся смогут ответить на вопросы;

вставить пропущенные слова в текст

Обучающие определяют уровень достижения собственных знаний, качества знаний, ошибок и их причин, путем их устранения.

Поставленная и принятая детьми как собственная задача учебной деятельности, мотивация на ее решение. Осознание необходимости получения новых знаний для последующего продвижения в освоении предмета

Методы:

  1. Практический;
  2. составления текста
  3. развитие познавательных процессов – речи, памяти, мышления;
  4. контроля.

                                           Содержание урока.

Учитель: Выберите то, что относится  к финикийской цивилизации.Объясните свой выбор.(слайд №3)

Обучающиеся аргументировано дают ответ.

Учитель: Перед вами текст с описанием Финикии, но к сожалению некоторые слова стерлись и поэтому информация неполная.Ваша задача – восстановить историческую действительность.(слайд №4)

Обучающиеся заполняют пропуски в тексте и осуществляют взаимопроверку.

Учитель:Для  того, чтобы наша работа сегодня была успешной нам необходимо вспомнить понятия, которые нам понадобятся.

Обучающиеся дают определения понятиям: религия, миф.

7-8 мин

3.

Изучение нового учебного материала.

Деятельность учителя, её содержание, формы и методы

Деятельность обучающихся, её содержание, формы и методы

Ожидаемые результаты

Организует самостоятельную деятельность обучающихся по приобретению необходимых знаний (По извлечению готовых знаний из учебных текстов.) По самостоятельному созданию знаний путем исследовательской деятельности):

  1. извлечение знаний из учебных тестов;
  2. самостоятельное приобретение знаний в процессе исследовательской работы.

Цель: создать условия для получения знаний об особенностях

древнееврейской религии

Задачи:

  1. научить обучающихся сравнивать  тексты и делать выводы;

сформировать навыки исследования учебного текста.

Включение в самостоятельную деятельность  по анализу учебных статей, алгоритмизации полученной информации и созданию новых знаний путем поисковой деятельности в группе. 

Цель: обучающиеся смогут выявить общее  и различное в мифах разных цивилизаций и делать выводы об особенностях еврейской религии-вере в единобожие.

Формирование навыка работы с информацией и организацией исследования. Извлечение необходимой информации для выполнения конкретных заданий.

 Методы, применяемые на данном этапе урока:

  1. метод сравнения;
  2. исследовательский метод;
  3. метод работы с тестом;
  1. практический метод.

                                              Содержание урока. 

Учитель: В степях между Египтом, Вавилоном и Финикией во 2-м тысячелетии до н.э. проживали еврейские племена.Они пасли овец и коз получая молоко, мясо и шерсть.Во главе племен стояли старейшины. (Слайды №5,6). Работая с учебником, определите географическое положение, наличие рек, рельеф и занятия древних евреев(слайд №7)

Обучающиеся выписывают в тетрадь особенности природных условий и занятий .

Учитель: предания еврейского народа вошли в Библию(книга).(слайд №8) Предания Ветхого Завета рассказывают о сотворении мира,о первых людях-Адаме и Еве, о Моисее,который вывел еврейский народ из египетского плена,о Великом потопе и расселении народов по земле.Миф о потопе нам уже знаком.Познакомьтесь с текстами мифов о всемирном потопе.(слайд №9)

Задание: Прочитайте тексты и заполните таблицы. (Приложение)

Обучающиеся читают, обмениваются мнениями, слушают друг друга, распределяют роли в группе, заполняют таблицы, слушают объяснения другой группы. Делают выводы.

4-5 мин

10 мин.на чтение и обсуждение

5 мин на защиту

4.

Закрепление учебного материала, предполагающее:

Деятельность учителя, её содержание, формы и методы

Деятельность обучающихся, её содержание, формы и методы

Ожидаемые результаты

Организует самостоятельную деятельность обучающихся по воспроизведению ими новых знаний, организует самостоятельную деятельность обучающихся по применению новых знаний:

  1. извлечение новых знаний;
  2. применение знаний Цель: создать условия для самостоятельной деятельности учащихся по закреплению и развитию полученных знаний, оказывать востребованную ими помощь.

Задача: 1) проверить первичное усвоение материала о появлении монотеистической религии.

Воспроизводят полученные и созданные самостоятельно (в ходе исследования) новые знания; выполнять деятельность по применению новых знаний:

  1. выполняют предложенные учителем задание;

Цель: обучающиеся смогут перечислять, называть, природные условия Палестины, связывать природные условия с занятиями древних евреев; применять полученные знания на практике

Обучающиеся определяют умения оперировать знаниями в требуемой форме, умение проверять и оценивать свою деятельность.

 Методы, 

применяемые на данном этапе урока:

  1. практический метод (упражнения);
  2.  метод контроля (лист самооценки).

                             Содержание урока.

Учитель на слайде находится задание, в котором надо установить соответствие.

  1. Библия

  1. первый человек, сотворённый Богом.

  1. Моисей

  1. первая женщина, жена Адама

3.Адам

  1. Единый Бог у евреев

5.Яхве

  1. собрание книг религиозного содержания.

4.Ева

  1. Еврейский пророк, который вывел еврейский народ из Египта

1-2 мин

Обучающиеся выполняют задание в группе и сверяют ответ с доской.

Учитель предлагает заполнить лист самооценки. Подводит итог урока и благодарит за проделанную работу.

1мин

Итого 40          




Предварительный просмотр:

Информационный лист №1.    Сказание об Утнапиштиме

Первоначальный рассказ о потопе в вавилонской версии удалось найти при раскопках знаменитой библиотеки Ашшурбанипала .История потопа, изложенная в эпосе о Гильгамеше вероятно, была первоначально самостоятельной поэмой, позже целиком включённой в эпос. Имя Утнапиштим — «Нашедший жизнь долгих дней».

Рассказ начинается с того, что на собрании всех богов было решено уничтожить человечество. Причины такого решения не упоминаются. Один из инициаторов потопа — бог Энлиль — взял с каждого из других богов слово, что те не будут предупреждать людей. Бог Эа  решил спасти своего любимца и преданного ему человека —Утнапиштима, которого эпос называет «обладающий величайшей мудростью». Чтобы не нарушать клятвы, Эа сообщает во время сна Утнапиштиму, что тот должен построить корабль и готовиться к собственному спасению. Бог -Эа также советует Утнапиштиму отвечать тем, кто будет расспрашивать его о причинах неожиданного строительства, так, чтобы те ни о чём не догадались (он говорит, что собирается покинуть город).

Следуя указаниям Эа, Утнапиштим приказывает горожанам строить корабль. Когда корабль был готов, Утнапиштим погрузил на него своё имущество, семью и родичей, различных мастеров для сохранения знаний и ремесел, домашний скот, зверей и птиц. Двери корабля были засмолены снаружи.

С утра начался дождь и в туче явились бог бури, бог смерти и иные грозные божества, неся смерть и разрушение. На землю спустились тьма и ветер, убивающий людей в их укрытиях. Потоп был столь страшен, что сами боги пришли в ужас и поднялись к отцу богов Ану, проклиная себя за необдуманное решение. Ветер свирепствовал шесть дней и семь ночей и накрыл потопом всю землю без остатка. На седьмой день вода успокоилась и Утнапиштим смог выйти на палубу. Всё человечество к тому времени было уничтожено и «стало глиной». Тогда корабль пристал к маленькому островку — вершине горы Ницир. На седьмой день стоянки Утнапиштим выпустил голубя и тот вернулся. Затем выпустил ласточку, но и она прилетела назад. И только ворон нашёл показавшуюся из воды сушу и остался на ней.

Тогда Утнапиштим покинул корабль и принёс богам жертвоприношения. Бог Энлиль благословил Утнапиштима и его жену и, подарив бессмертие, поселил вдали от людей в недоступном месте у истока рек.

Задание. Прочитайте текст и заполните таблицу.

Тема

Миф о всемирном потопе.

Источник

Персонаж

Спасающий бог

Приказ

Длительность ливня

Птицы

Место причаливания

Жертвоприношение после спасения

Благословение

Информационный лист №2.

Библейский потоп

Согласно Книге Бытия, потоп явился Божественным возмездием за нравственное падение человечества. Бог решил истребить таким образом всё человечество, оставив в живых лишь благочестивого Ноя и его семью — Ной был единственным человеком, угодным Богу, среди всех живущих в то время на земле.

Бог Яхве  заблаговременно сообщил Ною о своём решении и повелел построить Ковчег — судно, способное пережить готовящийся потоп. Бог дал Ною точные указания, как построить ковчег и снарядить его для длительного плавания.

Когда работа была завершена, Ною было велено зайти в ковчег с семьёй, и взять с собой по паре от каждого вида животных, живущих на земле. Ной исполнил указание, и, когда двери ковчега закрылись, воды обрушились на землю. Наводнение длилось 40 дней и ночей и почти всё живое на земле погибло, остался лишь Ной и его спутники. Вода стояла так высоко, что плававший на её поверхности ковчег был выше горных пиков. Спустя 150 дней вода стала убывать, и в семнадцатый день седьмого месяца ковчег пристал к горам Арарат .Однако, лишь первого числа десятого месяца показались горные вершины. Ной ждал ещё 40 дней, после чего выпустил ворона, который, не найдя суши, каждый раз возвращался назад. Затем Ной трижды (с перерывами по семь дней) выпускал голубя. В первый раз голубь также вернулся ни с чем, во второй — принёс в клюве свежий масличный лист, что означало, что показалась поверхность земли. В третий раз голубь не вернулся. Тогда Ной смог покинуть корабль, и его потомки вновь заселили землю.

Выйдя из ковчега, Ной принёс жертвоприношения и Бог благословил Ноя, его потомков и всё, что на земле.

Задание. Прочитайте текст и заполните таблицу.

Тема

Миф о всемирном потопе.

Источник

Персонаж

Спасающий бог

Приказ

Длительность ливня

Птицы

Место причаливания

Жертвоприношение после спасения

Благословение

 Информационный лист для учителя.

Сравнение легенд о потопе

Тема

Библейская история

Вавилонская легенда,
XVIII—XVII вв. до н. э.

Источник

Книга Бытие

2) Клинописные таблички из библиотеки царя Ашшурбанипала, вставной рассказ в XI таблице «Песне о Гильгамеше»;.

Персонаж

Ной,
в 10-м поколении после
Адама

2) Утнапишти в переводе с аккадского: «тот, кто нашёл дыхание»,
сын Убара-Туту, предок
Гильгамеша;

Спасающий бог

Яхве


2)
Эа

Приказ

Построить ковчег, взять с собой семью и животных

Боги принимают решение на совете, но Эйа в тайне от остальных богов сообщает их решение Утнапишти и советует построить ковчег, взять с собой семью и животных

Длительность ливня

40 дней и 40 ночей

7 дней и 7 ночей

Птицы

Выпускает ворона, затем трижды выпускает голубя

(

1)  голубь, затем ласточка и ворон

Место причаливания

г. Арарат


2) г. Ницир

Жертвоприношение после спасения

Постройка алтаря и принесение жертвы

Постройка алтаря и принесение жертвы в виде воскурений от мирта, тростника и кедра

Благословение

Бог заключает Завет с Ноем и благословляет его

Утнапишти и его жена (либо Атрахасис без жены) по выходе из судна получают благословение бога Эллиля


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Проанализируйте карту, с какими цивилизациями мы уже познакомились? Какое государство нам не знакомо?

Слайд 2

Древняя Палестина

Слайд 3

«Что лишнее?» Выберите из приведенного списка то, что относится к финикийской цивилизации: пирамиды пурпурная краска клинопись алфавит стекло Объясните свой выбор. Проверка домашнего задания.

Слайд 4

Финикия находилась на__________берегу____моря . Финикия состояла из отдельных _______, которые назывались________ . Финикийцы основывали на берегах ________моря свои поселения, которые назывались________ . Финикийцы были отличными________ , но имели дурную славу похитителей________ . Финикийцы создали свой ____________, который заимствовали у жителей __________________________. Опиши географическое положение Финикии.

Слайд 5

Во втором тысячелетии до н.э наряду с другими народами здесь жили и древнееврейские племена. Древняя Палестина.

Слайд 6

Во 2-м тысячелетии на территории Палестины образовалось множество царств. Они находились во власти египетских фараонов и платили им дань. Но с ослаблением власти фараонов в Палестину пришли новые племена- евреев и филистимлян. Они пасли овец и коз получая молоко, мясо и шерсть. Во главе племен стояли старейшины.

Слайд 7

Задание: определить -географическое положение; -наличие рек; -рельеф; -основные занятия. Работа с учебником. ( стр 95, пункт 1)

Слайд 8

Библия ( в переводе с греческого - книги)

Слайд 9

Миф о всемирном потопе.

Слайд 10

Тема Библейская история Вавилонская легенда источник книга Бытие клинописные таблички «Эпос о Гильгамеше» персонаж Ной Утнапишти спасающий бог Яхве Эа приказ Построить ковчег, взять семью и животных Построить ковчег, взять семью и животных длительность ливня 40 дней и 40 ночей 7 дней и 7 ночей птицы Ворон и голубь голубь, ласточка и ворон место причаливания гора Арарат гора Ницир жертвоприношение Постройка алтаря и принесение жертвоприношеня Постройка алтаря и принесение жертвоприношеня благословление Бог благословляет Ноя Утнапишти получает благословение бога Энллиля

Слайд 11

Вывод: В библейских мифах есть много сходного с легендами и мифами других цивилизаций. - еврейские племена пришли к вере в единого Бога.

Слайд 12

Установите соответствие. Библия Моисей Адам Ева Яхве первый человек, сотворённый Богом . собрание книг религиозного содержания . Единый Бог у евреев Еврейский пророк, который вывел еврейский народ из Египта первая женщина, жена Адама.

Слайд 13

1-В,2- D,3 –A,4-E,5 -C Проверь себя!

Слайд 14

1 Я познакомился с ... 2 Было непросто ... 3 Я добился ... 4 У меня получилось ... 5 Хотелось бы ... 6 Мне запомнилось ... 7 Я попробую ... Рефлексия. необходимо закончить одну из предложенных фраз:

Слайд 15

Домашнее задание. Параграф 16,по желанию подготовить любой библейский миф.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку истории в 5 классе "Повторительно-обобщающий урок по теме "Древний Восток"

1. Отгадать страну.2.Определение личности.3.Найти лишнее.4.Соотнесение дат и событий.5. Решение кроссворда....

Презентация к уроку истории в 5 классе "Обобщающий урок по теме "Древний Египет"

В этой презентации использованы различные задания для повторения материала по теме....

ра зработка открытого урока по истории древнего мира" Повторительно-обобщающий урок по теме "Древняя Греция" для 5 класса

Данный урок был разработан  для  конкурса "Учитель-года ". Представлен урок повторения  и обобщения по истории "Древней Греции" в 5 классе в виде путишествия....

Разработка урока по истории Древнего мира. Повторительно-обобщающий урок по теме «Древний Египет» для 5 класса.

Разработка урока может использоваться в 5 классе при  повторении темы «Древний Египет».Ход урока сопровождается презентацией.Используется  игровая технология  (урок-путешест...

Конспект урока и презентация к уроку, по теме:"Древние образы в современных народных игрушках"

Конспект урока по теме:"Девние образы в современных народных игрушках" 5 класс...

Конспект урока по Всеобщей истории на тему "Повторительно-обобщающий урок по теме "Древняя Греция. Эллинизм" (5 класс)

Повторительно-обобщающий урок по теме "Древняя Греция. Эллинизм" является завершающим в  этом  разделе. Учитывая взраст детей, я выбрала игровую форму урока. Такая форма учебного з...