Рабочая программа по истории, 7 класс
рабочая программа по истории (7 класс) по теме

малахова зоя евгеньевна

Рабочая программа составлена на основе современных требований к Рабочим программам. Программа составлена по учебникам:

Юдовская А.Я. и др.  Новая история, 1500 – 1800 гг. 7 кл. и Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России: конец XVI-XVIII вв. 7 кл.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 7_kl._rab_pr._2012.docx62.1 КБ

Предварительный просмотр:

7 класс

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ИСТОРИИ

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

История является одним из наиболее важных предметов учебного плана ОУ РФ. Эта дисциплина наиболее полно аккумулирует предшествующий социальный опыт человечества. Она же наиболее системно передает этот опыт учащимся, выступая объединяющим элементом для всех гуманитарных (и, отчасти, естественных) дисциплин.

Преподавание ведется по концентрической модели исторического образования, которая предполагает изучение единого непротиворечивого курса отечественной и всеобщей истории.

Цели и задачи курса истории в 7 классе:  

Цель:  обучающиеся 7 класса должны получить знание об основных чертах развития индустриального и традиционного обществ, изменениях, произошедших в России и мире за 200 лет. Формирование у обучающихся представления о том, что история нашей страны с конца XVI века по XVIII в.  является частью целого исторического пути Отечества. 

 Задачи: обучающиеся должны научиться

  1. выстроить адекватное представление о периодизации Нового времени, о встречи миров, положивших начало формированию будущей мировой цивилизации; об особенностях ментальности человека Нового времени; о зарождении и развитии капитализма; о преимуществе эволюционного пути развития общества перед революционным; о причинах революции и о реформах как альтернативном пути развития общества; о новой социальной структуре общества и его движении к реформам как средству разрешения противоречий;
  1. общим принципам и решениям познавательных проблем, методам исторического анализа
  2. приобрести устойчивый интерес и уважение к истории человечества и культуре;
  3. самостоятельно истолковывать факты и события, выстраивать свою авторскую версию событий, отвечающую данным исторической науке;
  4. анализировать и описывать события с разных, часто с противоположных, точек зрения;
  5. развитие гуманитарной культуры школьников, приобщение к ценностям национальной культуры, воспитание уважения к истории, культуре своего народа, стремление сохранять и приумножать культурные достижения своей страны.

Перечень нормативных документов правовых документов

Рабочая программа по истории составлена на основании

  1. Государственного Федерального стандарта основного образования, принятого17.12.2010 г,
  2. Федерального базисного учебного плана 2004 г.
  3. Примерной программы основного общего образования по истории.- Сборник нормативных документов. История/сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. 2-е изд., стереотип М.: Дрофа, 2008.150 с.;
  4. авторских программ; Новая история 7-8 кл. под редакцией А.Я. Юдовской и Л.М.Ванюшкиной/Программы общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2010;
  5. История России 6-9 кл. А.А. Данилова и Л.Г. Косулиной /Программы общеобразовательных учреждений. -  М.: Просвещение, 2010.

Сведения о программе:

  Данная программа обеспечивает изучение курса истории Нового времени с XVI  по XIX вв.  и истории России с конца XVI по  XIII вв. учащимися 7 класса. Рабочая программа рассчитана на общеобразовательный уровень учащихся основной школы. Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений РФ отводит для обязательного изучения учебного предмета История Историю России и Всеобщую историю в 7 классе 70 часов, из расчета 2 учебных часа в неделю. В Рабочей программе отведено на Всеобщую историю – 28 часов и на историю России – 42 часа.

Обоснование выбора УМК для реализации рабочей учебной программы: в разработках уроков используются различные методики проведения уроков с учетом возрастных особенностей учащихся; большое внимание уделено системе работы по формированию сложных понятий, самостоятельной работе учащихся; контрольные задания, разноуровневые тесты, разнообразные кроссворды помогают оперативно осуществлять проверку знаний учащихся; материал подобран таким образом, чтобы учитель мог дифференцированно выбрать соответствующие задания с учетом уровня. 

Внесенные изменения в авторскую программу:

Отличительные особенности рабочей учебной программы по сравнению с примерной программой, в том, что она составлена в соответствии со структурой учебника, предполагает проведение повторительно-обобщающих уроков по четвертям. 

В рабочей программе сокращены темы 3 и 5 в части 1 за счет блочной выдачи материала.

Место предмета в базисном учебном плане

В соответствии с учебным планом, календарным учебным графиком и согласно рекомендациям Рабочая программа рассчитана на 70 учебных часов, из расчета 2 часа в неделю.

Информация о количестве часов, на которое рассчитана рабочая программа

Класс

Объем учебного времени

Разделы примерной программы

Всеобщая история

История России

7-й

70 ч.

28 ч.

42 ч.

Плановых контрольных работ 3, зачетов 2, тестов 13.

 Формы организации образовательного процесса. Технологии обучения.

В Рабочей программе учтены различные формы урока: проблемное изложение нового материала, в диалоге с классом, самостоятельно с помощью учебника, с помощью подготовленных учениками докладов, а также различные формы контроля: самопроверка, взаимопроверка, контрольные срезы  (при выборе форм контроля  используются творческие задания, позволяющие развивать культурную, коммуникативную и информационную компетентности обучающихся). Задания различной степени сложности признаны способствовать более прочному усвоению знаний, практических умений для реализации самообразования, а также развитию аналитического мышления, устной и письменной речи.  

Методы обучения, предусмотренные программой: системно-деятельностный, наглядный, словесный (объяснение, разъяснение, рассказ, беседа, дискуссия), работа с книгой (чтение, изучение, цитирование, составление плана, проекта), видеометод. Используемые методы и технологии обучения: деятельностный, проектный, исследовательский, компьютерные (новые информационные) технологии обучения, проблемное обучение. Базовые технологии: обучение на основе учебных ситуаций.  Используемые технологии обучения: компьютерные (новые информационные) технологии обучения, проблемное обучение. Для теоретического осмысления истории использованы понятия цивилизационного подхода.

Механизмы формирования ключевых компетенций обучающихся.

Основными механизмами формирования ключевых компетенций обучающихся являются разные формы организации обучения и используемые технологии, в процессе которых формируются деловые личностные качества учащихся, комплекс знаний и умений, выступающих основой решения учебных и практических задач, социально значимая позиция учащихся. Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. Для исторического образования приоритетным можно считать развитие умения самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки проблемы до получения и оценки результата), использовать элементы причинно-следственного и структурно-функционального анализа, определять сущностные характеристики изучаемого объекта, самостоятельно выбирать критерии для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов.

Большую значимость на этой ступени исторического образования приобретает информационно-коммуникативная деятельность учащихся, в рамках которой развиваются умения и навыки поиска нужной информации по заданной теме в источниках различного типа, извлечения необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график, диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.), отделения основной информации от второстепенной, критического оценивания достоверности полученной информации, передачи содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно), перевода информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбора знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации. Учащиеся должны уметь развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства (в том числе от противного), объяснять изученные положения на самостоятельно подобранных конкретных примерах, владеть основными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия, полемика), следовать этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута).

Виды контроля: первичный, текущий, тематический, итоговый, самоконтроль, взаимоконтроль 

Формы контроля: фронтальный, индивидуальный, комбинированный, письменный. Предполагается осуществление контроля в форме письменных проверочных работ, тестирования, устных зачётов.

Информация об используемом учебнике

Учебники рекомендованные (допущенные) Министерством образования РФ  к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2012-2013 учебный год: 

-   Юдовская А.Я. и др.  Новая история, 1500 – 1800 гг. 7 кл. М.: Просвещение, 2010.

-  Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России: конец XVI-XVIII вв. 7 кл. М.: Просвещение, 2010г.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ 7 класса

Обучающиеся  за курс 7 класса должны:

знать:

  1. основные понятия, этапы и ключевые события и выдающихся деятелей   истории России и всемирной истории с XVI в.  по XIX в.
  2. важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития за данный период;

уметь:

  1. соотносить даты всемирной истории и истории России с веком, определять последовательность и длительность важнейших событий;
  2. показывать на исторической карте территории расселения народов, границы государств, города, места значительных исторических событий изучаемого периода;
  3. рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых фактов, дат, терминов;
  4. давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников;
  5. осуществлять перенос знаний (межпредметные и внутрипредметные связи), решать ситуативные задачи, в том числе на основе анализа действительности и собственного социального опыта;
  6. определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий;
  7. использовать для познания окружающего мира различных методов;
  8. уметь выбрать и использовать нужные средства для учебной деятельности;
  9. обладать необходимыми коммуникативными умениями,  уметь участвовать в групповых формах работы, в ролевых играх;
  10. осуществлять контроль и самооценку.
  11. оценивание своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей.

Литература и средства обучения

Для учителя и обучающихся:

1. А. Я. Юдовской, П. А. Баранова, Л. М. Ванюшкиной «Новая история. 1500—1800» М.: Просвещение, 2007

2. Рабочая тетрадь по новой истории (1500—1800), выпуски 1 и 2 (авторы А. Я. Юдовская, Л. М. Ванюшкина)

3. А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной «История России. Конец XVI – XVIII в.» М.: Просвещение, 2007

4. Рабочая тетрадь по истории России (конец XVI – XVIII в),   (авторы  А.А. Данилов, Л.Г. Косулина).

5. Энциклопедия для детей. История России и ее ближайших соседей. Т. 5 (в 3-х частях), М., Аванта +, 2004.

6. Школьная энциклопедия. История России, в 3-х томах, М., «Олма-Пресс Образование», 2003.

7. Школьная энциклопедия. Новая история, М., «Олма-Пресс Образование», 2003.

Для учителя

1. Программы общеобразовательных учреждений: история. 5-11 классы. М., Просвещение, 2007.

2. Методические пособия:

  1. А.Я. Юдовская, Л.М. Ванюшкина. «Поурочные разработки по Новой истории. 1500 -1800» М., Просвещение, 2007.
  2. К.А. Соловьев. «Поурочные разработки по новой истории.1500 -1800» Москва «ВАКО», 2006.
  3. К.В. Волкова, О.В. Давыдова. «Тематическое и поурочное планирование по Новой истории. 1500 – 1800 гг.». М.: «Экзамен», 2006.
  4. О.В. Давыдова. «Тесты по Новой истории» к учебнику А.Я. Юдовской, П.А. Баранова, Л.М. Ванюшкиной «Новая история. 1500 – 1800. 7 класс». М.: «Экзамен», 2007.
  5. С.В. Агафонов. Тематическое и поурочное планирование по истории России XVI – XVIII вв. к учебнику А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной «История России. Конец XVI – XVIII в.» М.: «Экзамен», 2006.
  6.  М.Н. Назаренко. Поурочные планы к учебнику А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной «История России. Конец XVI – XVIII вв.» 1 и 2 часть. Волгоград, 2003

3. Т.П. Андреевская. Тесты по истории России XVI – XVIII вв., М. «Экзамен», 2006.

4. История в таблицах. 5 – 11 классы. Справочное пособие. М., Дрофа, 2010.

5. Ресурсы Интернета

СОДЕРЖАНИЕ и УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УРОКОВ ИСТОРИИ В 7 классе

№ п/п

Название раздела

Кол-во часов

Содержание темы (раздела)

в соответствии с программой

Требования к уровню подготовки учащихся

ИСТОРИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ – 28 ЧАСОВ

1

Введение. От Средневековья к Новому времени

1

Место истории Нового времени во всеобщей истории.

Понятие, хронологические рамки и периодизация Нового времени. Источники по истории Нового времени

Объяснять значение понятия Новое время.

Характеризовать источники, рассказывающие о Новом времени, в том числе памятники этой эпохи, сохранившиеся в современном мире.

2

Глава 1.

Мир в начале Нового времени. Великие географические открытия. Возрождение. Реформация.

 

13

Великие географические открытия:

предпосылки, участники, результаты. Политические, экономические и культурные последствия географических открытий. Старый и Новый Свет.

Экономическое и социальное развитие европейских стран в ХVI — начале ХVII в. Возникновение мануфактур. Развитие товарного производства. Расширение внутреннего и мирового рынка.

Абсолютные монархии. Англия, Франция, монархия Габсбургов в ХVI — начале ХVII в.: внутреннее развитие и внешняя политика. Образование централизованных национальных государств в Европе.

Высокое Возрождение: художники и их произведения.

Мир человека в литературе раннего Нового времени. Стили художественной культуры ХVII—ХVIII вв. (барокко, классицизм. Становление театра.

Реформация и контрреформация. Начало Реформации; М. Лютер. Развитие Реформации и крестьянская война в Германии. Распространение протестантизма в Европе. Борьба католической церкви против реформационного движения. Религиозные войны.

Показывать на карте маршруты мореплавателей, открывших Новый Свет, и колониальные владения европейцев в Америке, Азии, Африке.

Раскрывать экономические и социальные последствия Великих географических открытий для Европы и стран Нового Света.

Называть важнейшие научные открытия и технические изобретения ХVI в.

Объяснять предпосылки формирования и сущность капиталистического производства.

Характеризовать важнейшие изменения в социальной структуре европейского общества в раннее Новое время.

Рассказывать, используя карту, о процессах формирования централизованных государств в Европе.

Объяснять, что способствовало образованию централизованных государств в Европе в раннее Новое время.

Давать характеристики личности и творчества представителей Высокого Возрождения.

Представлять описание памятников культуры рассматриваемого периода, высказывая суждения об их художественных особенностях.

Раскрывать значение понятий Реформация, протестантизм, лютеранство, кальвинизм, контрреформация.

Рассказывать о крупнейших деятелях европейской Реформации.

Характеризовать основные положения протестантских учений, объяснять, что они меняли в сознании и жизни людей.

Излагать основные события и итоги религиозных войн ХVI— ХVII вв.

Давать оценку сущности и последствиям религиозных конфликтов, высказывать и аргументировать свое отношение к ним.

3

Глава 2.

Первые революции Нового времени. Международные отношения (борьба за первенство в Европе и в колониях).

5

Нидерландская революция: цели, участники, формы борьбы. Итоги и значение революции.

Международные отношения в раннее Новое время. Военные конфликты между европейскими державами. Османская экспансия. Тридцатилетняя война; Вестфальский мир.

Английская революция ХУII в.: причины, участники, этапы. Провозглашение республики. О. Кромвель. Итоги и значение революции.

Характеризовать значение Нидерландской революции для истории страны и европейской истории.

Объяснять причины военных конфликтов между европейскими державами в раннее Новое время.

Характеризовать масштабы и последствия военных действий в ходе Тридцатилетней войны, значение Вестфальского мира

Систематизировать материал по истории Английской революции ХVII в. (в форме периодизации, таблиц и др.).

Характеризовать позиции участников революции, выявляя их различие на отдельных этапах борьбы.

Составлять характеристики известных участников событии, высказывая и обосновывая свои оценки.

Высказывать суждение о значении Английской революции ХVII в.

4

Глава 3.

 Эпоха Просвещения. Время преобразований.

8

Экономическое и социальное развитие европейских стран в ХVII—ХVIII вв. Начало промышленного переворота, развитие мануфактурного производства. Изменения в социальной структуре общества, положение сословий Абсолютизм «старый порядок» и новые веяния.

Просвещение. Развитие естественных наук. Французские просветители ХVIII в. Отражение идеалов Просвещения в художественной культуре ХVIII в.

Война североамериканских колоний за независимость. Предпосылки, участники, основные события войны. Образование Соединенных Штатов Америки. «Отцы- основатели».

Французская революция ХVIII в.: причины, участники. Начало и основные этапы революции. Политические течения и деятели революции. Программные и государственные документы. Революционные войны. Итоги и значение революции.

Европейская культура ХVI—ХVIII вв. Развитие науки (переворот в естествознании, возникновение новой картины мира); выдающиеся ученые и изобретатели.

Османская империя: от могущества к упадку.

Индия: держава Великих Моголов, начало проникновения англичан, британские завоевания.

Империя Цин в Китае.

Образование централизованного государства и установление сёгуната Токугава в Японии.

Европейские конфликты и дипломатия. Семилетняя война. Разделы Речи Посполитой. Колониальные захваты европейских держав

Раскрывать значение понятий промышленный переворот, фабрика, буржуазия, рабочие. Характеризовать положение различных социальных групп в европейском обществе ХVII—ХVIII вв., прослеживать, как оно изменялось на протяжении данного периода.

Объяснять, как строились отношения монархов, имевших абсолютную власть, и их подданных.

Раскрывать значение понятия Просвещение, энциклопедисты, права человека, просвещенный абсолютизм.

Объяснять, в чем заключались основные идеи просветителей и их общественное значение (используя тексты исторических источников).

Рассказывать о ключевых событиях войны североамериканских колоний за независимость (используя историческую карту).

Составлять характеристики активных участников борьбы за Независимость, «отцов-основателей» США.

Объяснять, в чем заключалось историческое значение образования Соединенных Штатов Америки.

Характеризовать причины и предпосылки Французской революции.

Систематизировать материал о событиях и участниках Французской революции (в форме периодизации, таблиц т.д.).

Характеризовать основные течения в лагере революции, политические позиции их участников.

Называть важнейшие научные открытия и технические изобретения ХVIII вв., объяснять, в чем заключалось их значение для того времени и для последующего развития.

Характеризовать художественные стили европейского искусства ХVIII вв., приводить примеры относящихся к ним.

Показывать на карте территории крупнейших государств Азии ХVII—ХVIII вв.

Раскрывать основные черты экономической и политической жизни стран Азии в рассматриваемый период.

Объяснять, как складывались отношения европейских государств и стран Востока в ХVI—ХVIII вв.

Систематизировать факты, относящиеся к международным отношениям ХVII—ХVIII вв. (в форме таблиц, тезисов).

5

Итоговое повторение

1

И С Т О Р И Я    Р О С С И И   –   42  час

6

Глава 1.

Россия на рубеже XVI – XVII веков

5

Страна на переломе веков. Династический кризис. Царствование Бориса Годунова.

Смута: причины, участники, последствия. Самозванцы. Восстание И. Болотникова.

Освободительная борьба против интервентов. Патриотический подъем народа. Ополчение К. Минина и д. Пожарского. Освобождение Москвы. Окончание Смуты и возрождение российской государственности. Начало царствования династии Романовых

Раскрывать, какие противоречия существовали в русском обществе в конце XVI в.

Характеризовать личность и деятельность Бориса Годунова.

Объяснять смысл понятий Смута, самозванец, интервенция. 

Показывать на исторической карте направления походов Лжедмитрия, отрядов под предводительством И. Болотникова и др.

Систематизировать исторический материал в хронологической таблице «Смутное время в России».

Рассказывать о положении людей разных сословий в годы Смуты, используя информацию учебника и исторических источников.

Характеризовать последствия Смуты для Российского государства.

Показывать на исторической карте направления походов польских и шведских интервентов, движения отрядов Второго ополчения.

7

Глава 2.

Россия в XVII веке

10

Хронология и сущность нового этапа российской истории.

Политическое устройство России в ХVII в. Правление первых Романовых. Начало становления абсолютизма. Изменение роли Земских соборов, Боярской думы. Приказная система. Соборное уложение 1649 г.

Социально-экономическое развитие России в ХУII в. Новые явления в экономике: рост товарно-денежных отношений, развитие мелкотоварного производства, возникновение мануфактур, начало формирования всероссийского рынка.

Население страны: основные социальные группы, их положение. Окончательное закрепощение крестьян.

Народы России в ХVII в. Освоение Сибири и дальнего Востока. Русские первопроходцы.

Власть и церковь. Реформы патриарха

Никона, их содержание и последствия.

Церковный раскол.

Причины, участники и формы народных движений в ХVII в. Городские восстания. Восстание под предводительством С. Разина (ход, итоги, значение).

Внешняя политика России в ХVII в. Россия и Речь Посполитая. Смоленская война. Присоединение Левобережной Украины и Киева к России. Отношения России с Крымским ханством и Османской империей.

Культура и быт России в ХVII в. Традиции и новые веяния, усиление светского характера культуры. Образование. Литература: новые жанры, новые герои. Церковное и гражданское зодчество. «Московское барокко». Живопись; С. Ушаков. Быт и обычаи различных сословий

Объяснять смысл понятия Новое время с привлечением знаний из курса всеобщей истории.

Излагать содержащиеся в учебниках суждения историков о хронологических рамках Нового времени в России.

Использовать историческую карту для характеристики геополитического положения России в ХVII в.

Объяснять смысл понятия абсолютизм (с привлечением знаний из курса всеобщей истории).

Разъяснять, в чем заключались функции отдельных представительных и административных органов в системе управления государством.

Характеризовать личность и деятельность царя Алексея Михайловича.

Использовать информацию исторических карт при рассмотрении экономического развития России в ХVII в.

Объяснять значение понятий мелкотоварное производство, мануфактура, крепостное право.

Составлять таблицу «Основные сословия в России ХVII в.» и использовать ее данные для характеристики изменений в социальной структуре общества.

Показывать на карте территории расселения народов в Российском государстве ХVII в., маршруты отрядов первопроходцев в Сибири и на дальнем Востоке.

Составлять рассказ (презентацию) о народах, живших в России в ХVII в., используя материалы учебника и дополнительную информацию (в том числе по истории края).

Объяснять смысл понятий церковный раскол, старообрядцы;

причины и последствия раскола.

Характеризовать позиции патриарха Никона и протопопа Аввакума.

Показывать территории и характеризовать масштабы народных движений, используя историческую карту.

Раскрывать причины народных движений в России ХVII в. Систематизировать исторический материал в форме таблицы «Народные движения в России ХVII в.,).

Показывать на карте территорию России и области, присоединенные к ней в ХVII в.; ход войн и направления военных походов.

Объяснять, в чем заключались цели и результаты внешней политики России в ХVII в.

Составлять описание памятников культуры ХVII в. (в том числе находящихся на территории края, города); характеризовать их назначение, художественные достоинства и др.

Объяснять, в чем заключались новые веяния в отечественной культуре ХVII в.

Проводить поиск информации для сообщений о достижениях и деятелях отечественной культуры ХVII в.

8

Глава 3.

Россия при Петре I

10

Россия на рубеже ХVII—ХVIII вв. Необходимость и предпосылки преобразований. Начало царствования Петра I. Азовские походы. Великое посольство.

Причины и начало Северной войны. Преобразования Петра 1 в государственном управлении, экономике и армии. Табель о рангах. Церковная реформа; упразднение патриаршества. Утверждение абсолютизма. Политика протекционизма и меркантилизма. Аристократическая оппозиция реформам Петра 1.

Социальная политика Петра 1 и ее последствия. Указ о единонаследии. Подушная подать, паспортная система.

Народные движения в первой четверти ХVIII в. Восстания в Астрахани, Башкирии, на дону.

Внешняя политика России в первой четверти ХУIII в. Северная война: начальный этап, Полтавская битва, победы русского флота, Ништадтский мир. Прутский и Персидский (Каспийский) походы Петра I. Провозглашение Российской империи.

Преобразования в культуре и быту. Просвещение и научные знания. Расширение сети школ и специальных учебных заведений. Открытие Академии наук. Развитие техники (А. Нартов). Литература. Архитектура и изобразительное искусство. Изменения в дворянском быту. Петербург — центр «европеизированной России».

Итоги петровских преобразований. Петр Великий как правитель и личность (современники и историки о Петре I и его преобразованиях). Цена преобразований и их последствия

Характеризовать географическое и экономическое положение России на рубеже ХVII—ХVIII вв., используя историческую карту.

Объяснять, в чем заключались предпосылки петровских преобразований.

Объяснять причины Северной войны. Использовать историческую карту в рассказе о событиях Северной войны.

Характеризовать важнейшие преобразования Петра 1 и систематизировать материал (в форме таблицы «Петровские преобразования»).

Объяснять смысл понятий и терминов протекционизм, меркантилизм, приписные и посессионные крестьяне.

Объяснять сущность царских указов о единонаследии, подушной подати.

Использовать тексты исторических источников (отрывки из петровских указов, Табели о рангах и др.) для характеристики социальной политики власти.

Давать оценку итогов социальной политики Петра I. Показывать на исторической карте районы народных движений.

Характеризовать причины, участников и итоги восстаний. Рассказывать об основных событиях и итогах Северной войны, используя историческую карту.

Объяснять цели Прутского и Каспийского походов.

давать оценку внешнеполитической деятельности Петра I.

Характеризовать основные преобразования в области культуры и быта.

Составлять описание нравов и быта Петровской эпохи с использованием информации из исторических источников («Юности честное зерцало», изобразительные материалы и др.).

Составлять характеристику Петра I.

Приводить и обосновывать оценку итогов реформаторской деятельности Петра I.

9

Глава 4.

Россия в

1725 – 1762 гг.

3

Дворцовые перевороты: причины и последствия. Внутренняя и внешняя политика преемников Петра I. Расширение привилегий дворянства. Участие России в Семилетней войне

Называть события, определяемые историками как дворцовые перевороты, их даты и участников.

Систематизировать материал о дворцовых переворотах в форме таблицы.

Объяснять причины и последствия дворцовых переворотов. Характеризовать внутреннюю и внешнюю политику преемников Петра I.

Составлять исторический портрет Анны Иоанновны, Елизаветы Петровны.

Рассказывать об участии России в Семилетней войне, важнейших сражениях и итогах войны

10

Глава 5.

Россия в

1762 – 1801 гг.

12

Начало царствования Екатерины II. Политика просвещенного абсолютизма: задачи и значение. Уложенная комиссия, проекты реформ.

Экономическое развитие России во второй половине ХVIII в. Рост промышленности и торговли. Предпринимательство. Расширение помещичьего землевладения. Усиление крепостничества.

Восстание под предводительством Е. Пугачева: причины и участники выступления. Ход восстания, его значение.

Внутренняя политика Екатерины II после Пугачевского восстания. Жалованные грамоты дворянству и городам. Областная реформа. Основные сословия российского общества, их положение. Золотой век российского дворянства. Развитие общественной мысли.

Внешняя политика России в последней трети ХVIII в. Русско-турецкие войны, их итоги. Присоединение Крыма и Северного Причерноморья; Г. А. Потемкин. Георгиевский трактат. Участие России в разделах Речи Посполитой. действия российских войск в Италии и Швейцарии. Русское военное искусство (А. В. Суворов, Ф. Ф. Ушаков).

Россия в конце ХVIII в. Павел I: личность и правитель. Основные направления внутренней и внешней политики. Заговор и убийство Павла I.

Культура и быт народов России во второй половине ХVIII в. Просвещение. Становление отечественной науки; М. В. Ломоносов. Исследовательские экспедиции (В. Беринг, С. П. Крашенинников). Историческая наука (В. Н. Татищев, М. М. Щербатов). Русские изобретатели (И. И. Ползу нов, И. П. Кулибин). Литература: основные направления, течения, жанры и писатели (В. К. Тредиаковский, Н. М. Карамзин, Г. Р. Державин, Д. И. Фонвизин). Развитие архитектуры, живописи, скульптуры, музыки (стили, направления, деятели культуры). Театр (Ф. Г. Волков). Культура и быт народов Российской империи.

Место ХVIII в. в истории России. Преемственность и особенности внутренней и внешней политики Петра I и Екатерины II

Раскрывать сущность понятия просвещенный абсолютизм (с привлечением знаний из всеобщей истории).

Рассказывать об основных мероприятиях и особенностях политики просвещенного абсолютизма в России.

Представлять характеристику (исторический портрет) Екатерины II и ее деятельности.

Рассказывать об экономическом развитии России, используя исторические карты как источник информации.

Характеризовать положение крестьян во второй половине ХVIII в.

Сопоставлять экономическое развитие страны, социальную политику при Петре I и Екатерине II.

Показывать на исторической карте территорию и ход восстания под предводительством Е. Пугачева.

Раскрывать причины восстания и его значение.

давать характеристику личности Е. Пугачева, привлекая, наряду с материалами учебника, дополнительные источники информации.

Анализировать отрывки из жалованных грамот дворянству и городам для оценки прав и привилегий дворянства и высших слоев городского населения.

Рассказывать о положении отдельных сословий российского общества (в том числе с использованием материалов истории края).

Характеризовать внутреннюю политику Екатерины II после Пугачевского восстания.

Рассказывать об общественной мысли в России во второй половине ХVIII в. Характеризовать деятельность Н. И. Новикова и А. Н. Радищева.

Раскрывать цели, задачи и итоги внешней политики России в последней трети ХVIII в.

Показывать на карте территории, вошедшие в состав Российской империи в последней трети ХVIII в., места сражений в Русско-турецких войнах.

Составлять исторические портреты А. В. Суворова и Ф. Ф. Ушакова и оценивать их деятельность.

Характеризовать основные мероприятия внутренней и внешней политики Павла 1.

Составлять исторический портрет Павла I на основе информации учебника и дополнительных источников.

Составлять описание отдельных памятников культуры ХVIII в. на основе иллюстраций учебника, художественных альбомов, материалов, найденных в Интернете, а также непосредственного наблюдения.

Проводить поиск информации для сообщении о деятелях науки и культуры ХVIII в.

Систематизировать материал о достижениях культуры (в форме таблиц и т. п.).

Характеризовать вклад народов России в мировую культуру ХVIII в.

Высказывать и аргументировать оценки наиболее значительных событии и явлении, а также отдельных представителей отечественной истории ХVIII в.

Характеризовать общие черты и особенности исторического развития России и других стран мира в ХVIII в.

11

Итоговое повторение

2

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УРОКОВ ИСТОРИИ в 7 классе

п/п

Название раздела,

тема урока

Кол-во

часов

Тип

урока

Формы

контроля

Домашнее

задание

Дата

по плану

фактич.

НОВАЯ ИСТОРИЯ – 28 часов

1

Вводный урок. Место истории Нового времени во всеобщей истории

1

Изучение нового материала

с. 4 - 7

Глава 1.Мир в начале Нового времени. Великие географические открытия. Возрождение. Реформация.

13

2

Технические открытия и выход к Мировому океану.

Урок изучения нового материала

Составить таблицу

§ 1

3

Встреча миров. Великие географические открытия и их последствия.

Комбинированный урок

Индивидуальный опрос. Составить таблицу

§ 2

4

Усиление королевской власти в XVI – XVII вв. Абсолютизм.

Комбинированный урок

Опрос. Беседа. Индивидуальные сообщения

§ 3

5

Хозяйственная жизнь Европы в XVI – XVII вв.

Комбинированный урок

Опрос. Беседа.

Тест.

§ 4

6

Европейское общество в раннее Новое время.

Урок изучения нового материала

Сообщения

§ 5-6

7

Философия гуманизма

Комбинированный урок

Опрос. Беседа.

§ 7

8

Эпоха Возрождения.

Комбинированный урок

Сообщения

§ 8-9

9

Рождение новой европейской науки.

Комбинированный урок

Сообщения.

Тесты

§ 10

10 - 11

Реформация и Конртреформация в западной и Центральной Европе.

Комбинированный урок

Индивидуальный опрос. Составить таблицу

§ 11-12

12

Англия в XVI  в.

Комбинированный урок

Индивидуальный опрос.

§ 13

13

Франция в XVI – первой половине XVII в.

Комбинированный урок

Индивидуальный опрос.

§ 14

14

Повторительно-обобщающий урок «Мир в начале Нового времени».

Зачет

Глава 2. Первые революции Нового времени. Международные отношения (борьба за первенство в Европе и в колониях).

5

15

Нидерландская революция и рождение свободной республики Голландии.

Урок изучения нового материала

Работа с исторической картой

§ 15

16 - 17

Буржуазная революция в Англии.

Комбинированный урок

Индивидуальный опрос.

§ 16-17

18 - 19

Международные отношения в XVI – XVIII вв.

Комбинированный урок

Индивидуальный опрос. Тест.

§ 18-19

Глава 3. Эпоха Просвещения. Время преобразований.

8

20

Век Просвещения.

Урок изучения нового материала

Сообщения

§ 20

21

Художественная культура Европы эпохи Просвещения.

Комбинированный урок

Сообщения

§ 21

22

Промышленный переворот в Англии.

Урок изучения нового материала

Беседа. Фронтальный опрос

§ 22

23

Английские колонии в Северной Америке.

Комбинированный урок

Индивидуальный опрос.

§ 23

24

Война за независимость. Создание Соединенных Штатов Америки.

Комбинированный урок

Индивидуальный опрос. Тесты.

§ 24

25-26

Великая французская революция.

Комбинированный урок

Индивидуальный опрос. Составление таблицы. Тесты

§ 25-27

27

Страны Востока в  XV – XVII вв.

Комбинированный урок

Сообщения

§ 28-30

28

Итоговый повторительно-обобщающий урок.

1

Повторительно-обобщающий урок

Контрольная работа

ИСТОРИЯ РОССИИ – 42 часа

Глава 1.

Россия на рубеже XVI – XVII веков

5

29

Вводный урок. Российское государство на рубеже XVI – XVII вв.

Урок изучения нового материала

Беседа. Работа с картой

30

Внутренняя и внешняя политика Бориса Годунова

Урок изучения нового материала

Беседа. Работа с исторической картой

§ 1

31

 Смута

Комбинированный урок

Индивидуальный опрос

§ 2

32

Окончание смутного времени

Комбинированный урок

Сообщения. Опрос.

§ 3

33

Россия на рубеже XVI – XVII вв.

Повторительно-обобщающий урок

Тест

Глава 2.

Россия в XVII веке

10

34

Новые явления в экономике

Урок изучения нового материала

Выполнение заданий в Рабочей тетради

§ 4

35

Основные сословия российского общества

Комбинированный урок

Индивидуальный опрос

§ 5

36

Политическое развитие страны. Усиление самодержавной власти

Комбинированный урок

Индивидуальный опрос

§ 6

37

Политическое развитие страны. Законы, Соборное уложение 1649 г.

Комбинированный урок

Работа с историч.

документом

§ 6

38

Власть и церковь. Церковный раскол

Комбинированный урок

Индивидуальный опрос. Сообщения

§ 7

39

Народные движения

Комбинированный урок

Индивидуальный опрос. Тесты

§ 8

40

Внешняя политика

Комбинированный урок

Работа с картой.

§ 9

41

Образование и культура в XVII в.

Комбинированный урок

Индивидуальный опрос

§ 10

42

Сословный быт. Обычаи и нравы

Комбинированный урок

Сообщения

§ 11

43

Россия в XVII в.

Повторительно-обобщающий урок

Контрольная работа (тесты)

Глава 3.

Россия при Петре I

10

44

Предпосылки петровских преобразований

Урок изучения нового материала

Заполнение таблицы

§ 12

45

Петр I. Россия на рубеже веков

Урок изучения нового материала

Индивидуальный опрос

§ 13

46 – 47

Северная война

Комбинированный урок

Инд. опрос.

Работа с картой

§ 14

48

Реформы Петра I

Комбинированный урок

Заполнение таблицы

§ 15

49

Экономика России в первой четверти XVIII в.

Комбинированный урок

Индивидуальный опрос

§ 16

50

Народные движения первой четверти XVIII в.

Комбинированный урок

Индивидуальный опрос. Тесты

§ 17

51 – 52

Изменения в культуре и быте в первой четверти  XVIII в.

Комбинированный урок

Индивидуальный опрос

§ 18 - 19

53

Россия при Петре I

Повторительно-обобщающий урок

Зачет

Глава 4.

Россия в 1725 – 1762 гг.

3

54

Дворцовые перевороты

Урок изучения нового материала

Заполнение таблицы

§ 20 - 21

55

Внутренняя политика в 1725 – 1762 гг.

Комбинированный урок

Индивидуальный опрос

§ 22

56

Внешняя политика в 1725 – 1762 гг.

Комбинированный урок

Индивидуальный опрос. Тесты

§ 23

Глава 5.

Россия в 1762 – 1801 гг.

12

57

Внутренняя политика Екатерины II. «Просвещенный абсолютизм»

Урок изучения нового материала

Индивидуальный опрос. Сообщения

§ 24, с. 170-173

58

Внутренняя политика Екатерины II. «Золотой век» российского дворянства

Комбинированный урок

Индивидуальный опрос

§ 24, с. 173- 176

59

Крестьянская война под предводительством Е.И. Пугачева

Комбинированный урок

Индивидуальный опрос

§ 25

60

Экономическое развитие России во второй половине XVIII в.

Комбинированный урок

Тесты. Беседа.

§ 26

61 – 62

Внешняя политика Екатерины II.

Комбинированный урок

Заполнение таблицы. Тесты.

§ 27 – 28

63

Россия при Павле I.

Урок изучения нового материала

Задания в Рабочей тетради. Тесты

§ 29

64

Наука и образование в XVIII в.

Комбинированный урок

Индивидуальный опрос. Сообщения

§ 30

65 – 66

Художественная культура в XVIII в.

Комбинированный урок

Сообщения

§ 31 – 32

67

Быт и обычаи

Комбинированный урок

Сообщения

§ 33

68

Россия в 1762 – 1801 гг.

Повторительно-обобщающий урок

Контрольная работа

69 – 70

Итоговое повторение

2

Тесты


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по истории в 8 классе (История России, Новая история, история Татарстана)

Рабочая программа составлена к учебникам:- Юдовская А. Я., Ванюшкина Л. М. Новая история. 1800-1913; учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2011.- История России,...

Рабочая программа по истории в 7 классе (История России, Новая история, история Татарстана)

Рабочая программа составлена к учебникам:- Юдовская А.Я. Всеобщая история. История Нового времени, 1500-1800. 7 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение, 2009.- Данилов А.А., Косу...

Рабочая программа по истории в 6 классе (История России, Новая история, история Татарстана)

Рабочая программа составлена к учебникам:- Агибалова Е.В., Донской Г.М. История Средних веков. 6 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений.–М.: Просвещение, 2010- А,А,Данилов, Л,Г, Косулина. История ...

рабочая программа по истории 5 класс Рабочая программа по истории 11 класс

поурочно-тематическое планирование по истории для 5 классапоурочно-тематическое планиросание по истории для 11 класса к учебнику Данилова...

Проект рабочей программы по истории для 7 класса ФГОС к УМК «История. Новое время. Конец XV - конец XVIII века. 7 класс" и УМК по истории России под редакцией А.В. Торкунова (6-10 классы)

Данная рабочая программа по истории для 7 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана  на основе УМК ...

Проект рабочей программы по истории для 8 класса ФГОС к УМК «История. Новое время. Конец XVIII - XIX век. 8 класс" и УМК по истории России под редакцией А.В. Торкунова (6-10 классы)

Данная рабочая программа по истории для 8 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана  на основе:УМК &laqu...