обучение через открытие
статья по истории по теме

Аннотация к  статье  «Обучение через открытие».

Статья посвящена организации проблемного обучения на уроках истории и обществознания. Новые социальные запросы требуют   организацию учебных занятий таким образом, что  ученик  анализируя, сравнивая, синтезируя, обобщая, конкретизируя фактический материал, сам получает   новую информацию. Помогает этому создание проблемных ситуаций.

Постоянная постановка перед ребенком проблемных ситуаций приводит к тому, что он не «пасует» перед трудностями, а стремится их разрешить, тем самым мы имеем дело с творческой личностью всегда способной к поиску. 

Ключевыми словами являются: учебно-познавательная деятельность, педагогическая технология, проблемное обучение, проблемная ситуация, тью́тор.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_obuchenie_cherez_otkrytiya.docx25.55 КБ

Предварительный просмотр:

Аннотация к  статье  «Обучение через открытие».

Статья посвящена организации проблемного обучения на уроках истории и обществознания. Новые социальные запросы требуют   организацию учебных занятий таким образом, что  ученик  анализируя, сравнивая, синтезируя, обобщая, конкретизируя фактический материал, сам получает   новую информацию. Помогает этому создание проблемных ситуаций.

Постоянная постановка перед ребенком проблемных ситуаций приводит к тому, что он не «пасует» перед трудностями, а стремится их разрешить, тем самым мы имеем дело с творческой личностью всегда способной к поиску.  

Ключевыми словами являются: учебно-познавательная деятельность, педагогическая технология, проблемное обучение, проблемная ситуация, тью́тор.

Мухина Галина  Михайловна

преподаватель истории и обществознания

 ФГКОУ «Оренбургское президентское кадетское училище

Город  Оренбург

Обучение через открытие.

Новые запросы общества определяют цели образования как общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающие ключевую компетентность  образования   «научить  учиться». 

         Обучение через открытие - это   главный  принцип  проблемности,  который  реализуется  как  в  содержании, так  и  в  процессе  обучения. Цель  проблемного обучения:  развитие  способностей  к  самореализации, к самостоятельному  мышлению  воспитанников.

Элементы проблемного обучения  мы находим в  трудах  Сократа, французских  просветителей, русского педагога  К.Д. Ушинского.   Глубокие исследования проблемного обучения начались в 60- годы прошлого столетия. Идея и принципы  в русле исследования психологии мышления разрабатывались советскими психологами С. Л. Рубинштейном, Д. Н. Богоявленским, А. М. Матюшкиным, а в применении к школьному обучению такими дидактами, как М. А. Данилов, М. Н. Скаткин.   Исследования в этой области ведутся и  сейчас  представителями педагогической науки.

Проблемное обучение сегодня - это организация учебных занятий таким образом, что создается проблемная ситуация и активная самостоятельная деятельность учащихся по их разрешению.

Проблемное обучение   сегодня – это учебно-познавательная деятельность учащихся по усвоению знаний и способов деятельности путем восприятия объяснений учителя в условиях проблемной ситуации, самостоятельного (или с помощью учителя) анализа проблемных ситуаций, формулировки проблем и их решения посредством  выдвижения предложений, гипотез, их обоснования и доказательства, а также путем проверки правильности решения.

При работе с технологией проблемного обучения выделяют четыре взаимосвязанных этапа: постановка проблемного вопроса или создание проблемной ситуации, выдвижение гипотез по её решению, поиск решения через изучение фактического материала, аргументации, осмысления и наконец – дискуссия. Структура проблемного урока , представляющая собой сочетание внешних и внутренних элементов процесса обучения, создает возможность управления самостоятельной учебной деятельностью ученика.

При подготовке к уроку истории необходимо продумать несколько возможностей, способных превратить обычный урок в проблемный, вызвать интерес к теме.  Это может быть интересный факт, неожиданное открытие, красивый опыт, нестандартный подход к уже известному.

Почему именно проблемное обучение  чаще всего используется на уроках истории и обществознания?

1. Это связано с рядом трудных дискуссионных  вопросов – норманнская теория; революция или переворот (октябрь 1917г);  оценка деятельности ПетраI; восстание, дворцовый переворот, военный переворот или акт неповиновения ( историческое событие 14 декабря 1825 года) и т.д. На первое место выходит исследовательская работа учащихся по изучению фактов, событий, явлений на основе исторических источников, документов, мемуарной и документальной литературы.

2. Огромный поток информации, а количество часов сокращено – все это  ставит перед учителем задачу в перестройке своей деятельности, в усовершенствовании учебного процесса.

Активность ученика  заключается в том, что  анализируя, сравнивая, синтезируя, обобщая, конкретизируя фактический материал, сам получает  из него новую информацию. В условиях проблемного обучения  возможна  организация,  как индивидуальной  работы, так и  групповой. Группы обычно составляю  постоянные, но дифференцированные - это ускоряет работу слабых. Назначается руководитель группы.

         Проблемное обучение может проводиться посредством решения проблемных задач, среди которых можно условно выделить несколько типов:

1) Задачи на анализ теоретических положений, высказанных разными людьми по поводу одного события.

2) Задачи на противоположные высказывания одного человека.

3) Задачи на анализ факта, события.

4) Задачи на оценку деятельности конкретной личности.  

5) Задачи на сопоставление прошлого и современности, российских и западных аналогов.

Примеры  некоторых проблемных задач, используемых на уроках:

-Петр I проводил свои реформы в интересах господствующего класса феодалов. Почему же он встречал сопротивление представителей и целых групп этого класса?

-Монголо-татарское иго задержало развитие Руси, но не могло его остановить совсем. Почему?

-Ряд лет археологи работали на раскопках кургана, под которым скрывались неукрепленные поселения и укрепленное городище, непосредственно примыкавшие друг к другу. В городище они находили предметы только христианского верования, а в поселениях – только языческих верований. Выскажи гипотезу, объясняющую этот факт.

-Триумфальное поражение? (О советско-финской войне 1939-1940г.)

-Если бы ГКЧП пришел к власти в августе 1991 года…

- Подумайте, как бы могло пойти развитие страны, если бы декабристы одержали победу?

Начиная с  младших классов  учимся работать над проблемой, выдвигать гипотезы и искать решения. Так в 7 классе при изучении темы «Дворцовые перевороты» перед ребятами был поставлен проблемный вопрос: «Почему период после смерти Федора Ивановича называется смутой, а период после смерти Петра I – дворцовыми переворотами?»

Просмотр фрагмента видеофильма, описание историков, анализ генеалогии Романовых, иллюстраций и отрывка произведения М.В. Ломоносова «Ода на день восшествия на престол императрицы Елизаветы Петровны, 1747 г.» позволили воспитанникам восстановить основные даты и события данного исторического периода. В ходе выполнения проблемного задания ребята составляли словарь урока и опорную схему, на основе которых смогли самостоятельно сформулировать значение понятия «дворцовый переворот» и выдвинуть свои гипотезы-ответы на поставленный вопрос.

Неожиданностью для всех участников урока явилась возможность «взять интервью» у одних из самых значимых участников этих событий - Елизаветы Петровны и  Петра III. Воспитанников интересовали вопросы: На кого опирались правители во время дворцовых переворотов? Какими причинами обусловлены дворцовые перевороты 18 века? Какие группировки дворян боролись за власть? Как это проходило во время смуты?

В заключение работы ребята смогли выделить причины дворцовых переворотов, их особенности и  ответить на поставленный в начале урока проблемный вопрос. Реализованные на занятии методы проблемного, частично-поискового и игрового обучения содействовали развитию аналитических способностей воспитанников, умений устанавливать следственно-логические связи, делать выводы.  Тьюторское сопровождение урока  активизировало личный опыт воспитанников, развивало навыки самообразовательной деятельности.

   Что же такое проблемное обучение? На этот вопрос Н.Г. Дайри дал ответ: обучение является проблемным, если оно «всем своим содержанием и способом раскрытия ставит какой-то вопрос, требующий решения, но прямого решения не дает и побуждает учащихся искать ответ. В этом случае возникает проблемная ситуация. Она создается также при изложении различных мнений, с тем, чтобы учащиеся сами их разобрали, оценили, либо при указании на противоречие, конфликт, с тем, чтобы учащиеся сами нашли пути его решения».

 Организация учебно-познавательной деятельности на основе технологии проблемного обучения помогает      воспитанникам   разобраться в непростых вопросах истории.    Постоянная постановка перед ребенком проблемных ситуаций приводит к тому, что он не «пасует» перед проблемами, а стремится их разрешить, тем самым мы имеем дело с творческой личностью всегда способной к поиску.  

Литература:

1. Г.К. Селевко. «Педагогические технологии по основе информационно-коммуникационных средств», М., НИИ школьных технологий, 2005г.

2. Г.К. Селевко. «Энциклопедия образовательных технологий», М., НИИ школьных технологий, 2006г.

3. Г.Д. Шкарлупина. «Преподавание истории и обществознания», Ростов-на Дону «Феникс», 2005г.

4. Л.Н. Алексашкина. «Учебные лекции по истории». Научно-методический журнал «Преподавание истории и обществознания», № 8, 2006 г.

5. Е.Е. Вяземский. Уроки истории: думаем, спорим, размышляем, М. Просвещение, 2012

6. Интернет. Сеть творческих учителей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья по теме самообразования «Повышение уровня мотивации обучения через внедрения активных методов обучения и нестандартных форм проведения уроков математики и физики в 5-9 классах»

Я знаю и понимаю стратегию развития образования в России и принципы образовательной политики.Основным условием усиления политической и экономической роли России и повышения благосостояния её населения...

Открытый урок 10 класса, тема: Общение и обучение через Интернет.

Разработка открытого урока по Кембриджским курсам в 10 классе по теме: Общение и обучение через Интернет. это последний 4-ый урок из серии уроков по курсам....

Организация профильного обучения через создание индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся в рамках сетевого обучения в муниципальном районе

На момент начала организации сетевого профильного обучения в Седельниковском муниципальном районе Закон 273-ФЗ еще не был принят, но подготовительная работа была начата.Подготовка к введению сетевой ф...

РАЗРЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ КОНТРОЛЯ ОБУЧЕНИЯ ПРИ ИНТЕРАКТИВНОМ ВЗАИМОДЕЙСТВИИ УДАЛЕННЫХ УЧАСТНИКОВ ЧЕРЕЗ ОТКРЫТЫЕ КАНАЛЫ ДОСТУПА

В ДАННОМ МАТЕРИАЛЕ ПРЕДЛАГАЕТСЯ ПРИЕМ ДЛЯ РАЗРЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ КОНТРОЛЯ ОБУЧЕНИЯ ПРИ ИНТЕРАКТИВНОМ ВЗАИМОДЕЙСТВИИ УДАЛЕННЫХ УЧАСТНИКОВ ЧЕРЕЗ ОТКРЫТЫЕ КАНАЛЫ ДОСТУПА...

Совершенствование методов обучения и воспитания через открытых уроков/занятий на МО муниципального уровня

Совершенствование методов обучения и воспитания через открытых уроков/занятий на МО муниципального уровня[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"21182578","attributes":{"alt":"","class":"me...