История России 6 класс
календарно-тематическое планирование по истории (6 класс) по теме

Парушкина Галина Николаевна

Развёрнутое календарно-тематическое планирование по Истории России для 6 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ktp_po_istorii_rossii.doc139.5 КБ

Предварительный просмотр:

Календарно-тематическое планирование по курсу «История России с древнейших времён до конца XVI» (6 класс)



п/п


Да

та


Тема урока


Содержание

материала


Тип урока


Основные понятия


Знания, умения

Формы

контроля

за усвоением знаний


Персоналии


Д/З

ВВЕДЕНИЕ (1ч.)

1.









Введение.

Что изучает история Отечества.

История России как часть всемирной истории. Что изучает история Отечества? Источники знаний о прошлом

Урок               изучения

нового материала

Археология, палеография, топонимика, геральдика, сфрагистика, нумизматика

Умение работать       с текстом учебни-ка, выделять главное, исполь-зовать ранее изученный материал для решения позна-вательных задач

Беседа

         

С. 4-6;

знать новые слова

        ТЕМА I. ВОСТОЧНЫЕ СЛАВЯНЕ (2 ч.)

2.

Восточные славяне








Индоевропейцы и предки славян, праславяне, подсечно-огневое и переложное земледелие, занятия, быт, верования, общественный строй

Урок           изучения

нового материала

Индоевропейская группа народов, славянская языковая семья.                    Род, родовая                    община, племя.                           Народное ополчение, вече, быт, язычество, нравы, вервь

Умение сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи.                  Умение работать по карте, заполнять контурные карты

Блицопрос, проверка карты





*1;      историческая карта, документ с.13,

знать новые слова

3.

Соседи восточных славян

Восточные славяне и их соседи.                  Занятия, быт, верования, общественный строй

Комбиниро-ванный                 урок                    

Дань, колонизация, городище, каган,   каганат, язычество

Умение сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи.  Умение                         работать по карте, заполнять контурные карты

Тестирование  и  защита индивидуальной творческой работы

*2;

вопросы 2

 и 6 с.19,

знать новые слова, составить кроссворд               к теме (по выбору)

ТЕМА II.   .РУСЬ В IX   - ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XII   (6Ч.)

4.













Формирование Древнерусского государства











Формирование древнерусского государства. Новгород.                    Киев.                   Первые русские князья:  Рюрик и Олег.                  Варяги, хазары и печенеги. Военные походы

Комбиниро-ванный

урок

















Государство,            варяги,               княжеская власть, дружина,                 бояре,                  полюдье,                  уроки,                  погосты.               Основные теории возникновения государства у восточных славян

Умение устанавливать причинно- следственные связи.                               Выделять главное в тексте учебника, Умение работать с картой.                   Развивать умение составления схем

Проверка схемы, исторический диктант

Рюрик,

Олег,

Ольга.

Святослав

*3;

вопросы с.27,

вопросы к

документу

с.28,

знать новые  слова и  важнейшие даты

5.

Первые киевские князья

Население городов и деревень.

Княжеская власть

Урок           изучения

нового материала

Продолжать развивать             умение работать           с исторической картой.

Составлять схемы.

Учить сравнивать, анализировать и делать выводы

Блицопрос,

проверка кроссворда

 Олег,

Игорь, Святослав

*4;

Составление схемы «Первые русские князья» + составить кроссворд + карта


6.

Князь Владимир. Крещение Руси.

Крещение Руси

Урок              изучения              нового материала

Крещение Руси, христианство, епископ, ересь, митрополит, церковный устав, десятина

Умение сравнивать (языческая религия славян и христианство). Умение выделять причины, ход. Значение исторического события (принятие    христианства)

Проверка таблиц. Творческие задания. Тестовые вопросы и задания на актуализацию знаний

Владимир

*5;

составление таблиц,

вопросы и задания                   с. 42,

подготовить сообщение                 о  Ярославе Мудром

7.

Расцвет древнерусского государства при Ярославе Мудром

Расцвет Руси при Ярославе Мудром.                          « Русская правда»

Практическое занятие с элементами групповой работы

Феодальные усобицы, боярин, вотчина, династический брак, посадник, холопы, общество

Уметь определять предпосылки для расцвета государства.

Уметь раскрыть социальную сущность «Русской правды»

Анализ документа,

карточки с проблемными вопросами

Ярослав Мудрый

*6;

вопросы и задания с.53,

анализ документа с.54,

подготовить сообщения,

знать новые слова

8.

Культура Древней Руси

Культура Древней Руси

Урок -                  путешествие

Миниатюра, патриотизм, самобытный, житие летопись, фольклор, былина.

Устное народное творчество

Уметь выделять главное: истоки и особенности древнерусской культуры.

Обсуждение, сообщения,

кроссворды

Нестор

*7;

закончить таблицу

9.

Быт и нравы Древней Руси

Повседневная жизнь земледельцев и горожан. Военное дело.

Жилище и одежда

Практическое занятие с элементами групповой работы

Образ жизни, слобода, хоромы

Уметь выделять главное.

Ценностное ориентирование древнерусского общества

Обсуждение, сообщения.

*8;

вопросы и задания             с. 71,

творческое задание №5 с.71уч.

                ТЕМА III. РУСЬ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XII- XIII В. (8Ч.)

10.

Раздробление  Древнерусского государства

Политическая раздробленность Руси.

Экономические и политические причины раздробленности Формы                    землевладения.

Князья и бояре.

Свободное и зависимое                    население

Урок изучения нового материала с элементами групповой работы

Феодальная раздробленность

удельные   княжества, рать, эксплуатация

Уметь определять социально-экономические и политические причины

 раздробленности. Выделять последствия

 раздробленности.

Развивать умение работать с картой. Сводить знания в таблицы.

Давать характеристику исторической личности.

Проверка карты, проверка таблицы, блицопрос

Владимир Мономах

*9;

вопросы и задания с.83,

Закончить таблицу «Причины феодальной раздробленности»,

знать новые слова и  важнейшие даты

11.   ─

13.

Владимиро-Суздальское княжество.


Великий Новгород.


Галицко-Волынская земля.

Географическое положение, хозяйство, политический строй крупнейших русских земель

Урок изучения нового материала с элементами групповой работы

Раздробленность

уделов, упадок Киева, междоусобные войны, республика, мятеж, феодальная раздробленность

Уметь выделять общее и особенное в социально-экономическом, политическом

культурном развитии удельных земель.

Уметь работать в группе

Защиты групповых работ

Юрий Долгорукий,

Андрей Боголюбский, Всеволод Большое гнездо

*10-11;

вопросы и задания с.94,

знать новые слова и  важнейшие даты

14.

Монгольское нашествие на Русь

Чингисхан и объединение монгольских племён. Монгольские и завоевания. Нашествие Батыя на Русь, сопротивление завоевателям

Урок     изучения нового материала

Монголо-татары, стан, фураж, Чингисхан, Батый, тьма

Уметь работать по карте.      Определять причины завоевательных походов                   монголо - татар.

Уметь заполнять таблицы: дата,  поход, захват территорий

Проблемные вопросы и задания,

тестовые вопросы и задания на актуализацию знаний

Чингисхан, Батый,  

Юрий Всеволодович,Александр, Дмитрий

*12;

вопросы и задания с.104,

сочинение на тему «Борьба русского народа       с                                 иноземными захватчика-ми»,                 знать даты

15.

Борьба русских земель  с западными завоевателями

Борьба Руси против экспансии с Запада. Александр Невский. Сражение на Неве и Ледовое побоище

Практическое занятие с элементами групповой работы

Рыцарский Орден, крестовый поход, крестоносцы, Ледовое побоище, ополченцы

Уметь работать с текстом учебника, выделять главное, причинно-следственные связи, роль личности

Устный блицопрос,

карточки, сообщения

Александр

Невский

*13;

вопросы и задания учебника с 113,

сообщение «Александр

Невский»

знать новые слова и  важнейшие даты

16.

Русь и Орда

Русь и Литва

Образование Золотой Орды. Улусы. Ордынский выход. Правление Александра Невского. Русская православная церковь и её роль в период монгольского ига

Обособление Юго-Западной Руси. Русь и Великие княжества Литовские в XI-XV вв

Комбиниро-ванный урок

Баскак, иго, ярлык, агрессия, эксплуатация, ордынское владычество, выход, резиденция

Уния.

Уметь определять сущность и последствия монголо-татарского ига.    Работать  с документами

Уметь работать с картой.

Уметь составлять хронологическую таблицу, опираясь на текст учебника, изложения учителя и карты

Проверка

таблиц и схем

Интеллектуальная разминка, устные ответы на вопросы

Митрополит Кирилл

Ольгерд, Ягайло, Витовт

*14;

вопросы и задания с.120,

таблица: потери и последствия татаро-монгольского нашествия, знать важнейшие даты

*15;

вопросы и задания с.127,

знать новые слова и  важнейшие даты

17.

Культура русских земель                в XII-XIII вв

Развитие культуры. Просвещение.

Архитектура и живопись. Летописи и общественная мысль. Литература

Урок-путешествие «Далёкая и близкая  древняя Русь»

Архитектурный ансамбль, аскетизм, канон, уникальный

Уметь выделять общее и особенное                     в произведениях культуры каждого удельного княжества. Учиться сравнивать, анализировать исторические источники. Участвовать в беседе

Викторина

*!6;

вопросы и задания с.136,

документы    с. 138,

знать новые слова

18.

РОДНОЙ КРАЙ В ДРЕВНОСТИ (1 ч)

        ТЕМА IV. ОБРАЗОВАНИЕ ЕДИНОГО РУСКОГО ГОСУДАРСТВА (8 ч.)

19.

Усиление Московского княжества и Северо-Восточной Руси.

Москва – центр собирания русских земель. Восстановление хозяйства на Руси. Города и их роль в объединении русских земель. Иван Калита и утверждение ведущей роли Москвы


Практическое занятие с элементами групповой работы.

Порядок наследования престола. Вотчинное, монастырское, помещичье и черносошное землевладение

Уметь анализировать историческую карту. Выделять предпосылки объединения русских земель. Причина возвышения Московского княжества

Устные ответы, опрос, карточки с заданиями, сообщение «Иван Калита»

 Иван Калита,  

Даниил Московский    

*17;

вопросы и задания с.146,              дать характери-стику правления  Ивана Калиты,

знать новые слова и  важнейшие даты

20.





21.

Москва-центр борьбы с ордынским владычеством.                  


Куликовская битва

Борьба Москвы за политическое первенство.            Русь и Орда. Набег Тохтамыша. Куликовская битва.                 Дмитрий Донской. Историческое значение Куликовской битвы

Урок   изучения нового материала с элементами «оживления» карты и самостоятельной работы

Куликовская битва,              Дмитрий Донской, Мамай,            Сергий Радонежский, полк правой руки, полк левой руки

Уметь выделять главное.

Выводить «уроки» из события.

Определять роль личности в истории

Игровое задание «Исторический футбол»,

Проверка картосхем

Мамай,

Дмитрий Волынский,

Сергий Радонежский, Дмитрий Донской, Челубей, Пересвет

*18;

вопросы и задания с.155,

составить рассказ о

Куликовской битве,

знать новые слова и  важнейшие даты

22.

Московское княжество и его соседи в конце XIV- середине XV века

Московское княжество и его политика, Иван III, Василий II. Распад Золотой Орды, Грюнвальдская битва

Комбинированный урок

Диалект, уния, междоусобные войны

Уметь кратко излагать исторический материал.

Уметь развёрнуто излагать исторический материал. Вести дискуссию

Блицопрос, карточки с заданиями

Василий I,

Василий II Васильевич,

Юрий Дмитриевич, Василий Косой, Дмитрий Шемяка

 

*19;

вопросы и задания                    с. 164

23.

Создание единого Русского государства. Конец ордынского ига

Объединение русских земель, конец зависимости русских от Орды. Распад Золотой Орды.          Стояние на реке Угре.           Хан Ахмат. Завершение  объединения русских земель  

           

Урок  изучения нового

Централизованное государство, служивые люди, дворяне, поместье.

Ханство, «Стояние на Угре»

Уметь устанавливать причинно-следственные связи: изменения в жизни страны. Уметь выделять  исторические закономерности. Решать проблемные задачи

Проблемные вопросы и задания,

проблемное задание на карте

Казимир IV Ягайлович,

Ахмат,                  Иван III, Василий III

*20;

вопросы и задания с.173,

предпосылки выучить,

знать новые слова и  важнейшие даты

24.













Церковь и государство .

Церковь в Русском государстве.

Роль церкви в общественной жизни.  Сергий Радонежский

Комбиниро-ванный урок

Ереси, нестяжатели, иосифляне. Теория              «Москва – Третий Рим»








Уметь определять причины изменения в положении Русской  православной церкви.              Причины появления ереси.

Причина появления теории «Москва-Третий Рим»

Устный опрос, карточки с индивидуальным заданием

*22;

вопросы и задания              с. 191,

знать новые слова и  важнейшие даты

25

Культура и быт  в конце XIV - начале XVI вв

«Сказание о князьях Владимирских», «Задонщина», «Сказание о Мамаевом побоище», «Хождение за три моря». «Троица»Афанасий Никитин,  Феофан Грек.  Андрей Рублёв

Урок-экскурсия

Общерусское летописание, публицистика, регалии, энциклопедия

Уметь выделять главное. Сравнивать   с культурой XV века.                        Давать описательную характеристику произведениям искусства. Учиться писать краткие сообщения.

Сообщения, викторина

*26 – 27;

заполнить таблицу

26.









Основные социальные слои Российского государства в в конце XIV - начале XVI вв

«Знатные люди» Российского государсва. Образ жизни тяглового населения.

Комбиниро-ванный урок

Тягловое население

Умение определять изменения в социально-экономическом развитии.

Сравнивать, находить общее, различия, обобщать и делать выводы

Устный опрос, составление схемы, карточки с индивидуаль-ным заданием

вопросы и задания                 с.    ,

знать новые слова и даты по теме, творческое

задание  

ТЕМА V. МОСКОВСКОЕ ГОСУДАРСТВО В XVI  В.  (5 ч.)

27.

Начало правления Ивана  IV .Реформы Избранной

Рады 50-х годов XVI.

Боярское правление. Укрепление центральной власти.  Стоглавый собор. Реформа местного управления. Военная реформа.  Земские соборы


Урок  изучения нового материала с элементами практическо-го занятия

Царь, шапка Мономаха, «чёрные люди», сословия, сословная монархия,

Волость, стрельцы, Избранная рада, приказы, централизованное государство

Уметь выделять главное, причинно-следственные связи, роль личности. Уметь представлять результаты своей работы классу. Умение кратко и развёрнуто давать ответы,

оперировать понятиями

Проблемные вопросы и задания,

заполнение таблицы

Иван IV,Юрий,

митрополит Макарий,

А.Ф. Адашев                

*23;

вопросы и задания с.200,

документы с.200-2002,

знать новые слова и важнейшие даты

28.

Внешняя политика

Ивана IV

Московские государства и Великое княжество Литовское. Расширение территории государства. Завоевание Поволжья и Западной Сибири. Ливонская война

Практическое занятие с элементами групповой работы

Ливонская война, засечная черта, наёмник, казаки, Речь Посполитая,

острог

Уметь выбирать главное при составлении хронологической таблицы. Видеть причинно- следственные связи.

Уметь оперировать

терминами, понятиями

Хронологичес-кая таблица

«Внешнее положение». Устный блицопрос

Ермак Тимофеевич, Иван Кольцо,

Кучум,

Иван Шуйский

*24;

вопросы и задания с.212, вопросы №4 и №5 письменно,

знать важнейшие даты

29.

Опричнина

Учреждение опричнины.

Земщина и опричнина.          Итоги опричнины

Урок  изучения нового материала с элементами

групповой работы

Опричнина, земщина, приказы, террор, самодержавие,

опала, посад, челобитная, крепостное право

Уметь выделить главную суть явления. Причинно-следственные связи, итоги. Уметь анализировать исторические источники, осмысление их. Давать оценки историческим явлениям.

Решение познаватель-ных задач по карточкам, устный блицопрос

Иван Грозный,

Андрей Курбский

*25;

вопросы и задания с.220,

запомнить новые слова

30.

Социально-экономические последствия опричнины и Ливонской войны.

Централизован-ное государство,  сословно-представительная монархия. Церковный собор

Комбиниро-ванный урок












Сословно-представительная монархия, острог, заповедные лета

Уметь работать в группах. Анализировать источники.

Сравнивать, осмысливать и оценивать исторические явления. Оперировать терминами и понятиями. Слушать товарищей, вести дискуссию

Сообщения, кроссворды, блицопрос

Иван IV

Подготовить сообщения.

Творческое задание по группам «Суд над Иваном IV»

31.

Русская культура и быт в XIV-XVI веках

Развитие культуры                в XVI веке. «Сказание о князьях Владимирских», Летописные своды.         Начало русского книгопечатания Иван Фёдоров. Зодчество. Строительство шатровых храмов.

Урок-экскурсия     «По кремлю»

Печатник, иконостас, эпос,

книгопечатание,

регалии, публицистика, энциклопедия, шатровый стиль


Изучать. Сравнивать, анализировать, описывать, давать характеристику произведениям искусства.

Писать краткие сообщения

Сообщения,

викторина

Иван Фёдоров,

Аристотель Фиораванти, Марко Руффо,

Пиетро Антонио Солари,

Феофан Грек, Андрей Рублёв,

Дионисий

*26-28;

составить кроссворд

32.

РОДНОЙ КРАЙ В XIV-XVI В. (1ч.)

ИТОГОВОЕ ПОВТОРЕНИЕ И ОБОБЩЕНИЕ (2ч.)

        33.

-

34.

Общее и особенное в развитии средневековой Руси и стран Центральной Европы.



Общее и особенное в развитии средневековой Руси и стран Западной Европы.


















Урок -повторения








Урок -повторения



Уметь применять изученный материал на практике


Излагать свою точку зрения в письменной и устной речи


Приводить

аргументацию и доказательства.

Знать основные положения курса

Понятийный диктант,

письменные задания.


Интеллектуальная разминка





По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Модульное календарно-тематическое планирование по истории (интегрировано) 11 класс ( учебники: " Н.В.Загладин и др. "История России и мира", 2012 г.; О.В.Волобуев и др. "История России ХХ-начало XXI века", 2010 г.)

Модульное планирование помогает более объективно выставлять оценки , т.к. деление на модули помогает принимать зачёты и по зарубежной истории, и по истории России независимо от выставления оценок по п...

Технологическая карта урока №1 по истории России 6 класс ( к учебнику Андреева И.Л. "История России с древнейших времен до XVI в." )по теме:" Введение. Человек и история"

Педагогическая цельпознакомить учащихся с целями, зада­чами и предметом курса «История России с древнейших времен до начала XVI в.», а также структурой учебника и основными приемами учебной деятельнос...

План – конспект урока по истории России. Класс: 8 Тема: «Государственные символы Российской Федерации».

План – конспект урока по истории России.Класс: 8 Тема: «Государственные символыРоссийской Федерации».    Учитель: Кузнецова Мария Александровна   Школа: МОУ Удельнинская гимна...

Рабочая программа по истории 7 класс (ФГОС) по учебникам: История России - 2. Андреев И.Л., Фёдоров И.Н., Амосова И.В. История России: XVI- конец XVII в. 7 кл. – М.: Дрофа, 2016. – 253 с.: ил., карт., Всеобщая история - А. Я. Юдовская, П. А. Баранов, Л.

Рабочая программа по истории 7 класс (ФГОС) по учебникам:История России - Андреев И.Л., Фёдоров И.Н., Амосова И.В.  История России: XVI- конец XVII в. 7 кл. – М.: Дрофа, 2016. – 253 с...

Технологическая карта урока по истории России Класс 6 ТЕМА УРОКА «Восточные славяне и их соседи»

Технологическая карта урока по истории России  Класс 6 ТЕМА УРОКА «Восточные славяне и их соседи»...

Технологическая карта урока по истории России Класс 5 ТЕМА УРОКА «Персидское вторжение в Грецию»

Технологическая карта урока по истории России  Класс 5 ТЕМА УРОКА «Персидское вторжение в Грецию»...