Рабочая программа по истории России (профильный уровень)
рабочая программа по истории (10 класс) на тему
Рабочая программа составлена к учебнику Сахарова, Буганова (86 часов)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 85.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Календарно – тематическое планирование по курсу «История России с древнейших времен до середины XIX века»
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Тип урока, его форма | Элементы его содержания | Требования к уровню подготовки обучающихся | Вид контроля | Элементы дополнительного содержания | Домашнее задание | Дата проведения | Пособия | |
план | факт | ||||||||||
Раздел I. История России - часть всемирной истории (не менее 4 часов) | |||||||||||
1 | Российская цивилизация | 1 | Актуализация новых знаний | Особенности становления и развития Российской цивилизации | Знать основные особенности истории народов и государств в целом, выявлять главные факторы развития России, выделять своеобразие истории России в сравнении ее с мировой и европейской историей. | Опыт политического, экономического и культурного взаимодействия России с народами Европы и Азии. | Введение, в.1-12; с. 144 в.1-3; с.145 в.1. | Разд. материалы «Факторы формирования Российской цивилизации» (1,2») | |||
2 | Особенности становления и развития российской цивилизации | 1 | Урок формирования новых умений | Особенности становления и развития Российской цивилизации | Определять причины отличий исторического пути России. Понимать, что особенности исторического развития народа зависит не от одной причины или события, а от комплекса, совокупности ряда факторов | Анализ составленных обучающимися схем | Подготовка презентаций, обзор жизни и деятельности В.Н. Татищева, Н.М. Карамзина, С.М. Соловьева, В.О. Ключевского | Разд. материалы, плакаты «Становление Российского государства» (1) | |||
3 | Место России в мировой истории | 1 | Лекция | История России - часть всемирной истории. История и современность. Проблемы периодизации российской истории. | Понимать принципы и способы периодизации всемирной истории; важнейшие методологические концепции исторического процесса, взаимосвязь и особенности истории России и мира | Анализ составленных обучающимися схем с выводами, рефлексия | Проблемы периодизации российской истории | Входной тест по истории России с др. времен до к XIX века Презентации об историках, их жизни и деятельности | Большая хрестоматия. История России от возникновения до 19 века» (диск) | ||
4 | Источники по истории Отечества | 1 | Лекция | Источники по истории Отечества | История и современность. Источники по истории Отечества | Презентации об историках, их жизни и деятельности | Источники по истории Отечества. Историография, научно – популярная и учебная литература по курсу. Основные этапы развития исторической мысли в России. В.Н. Татищев, Н.М. Карамзин, С.М. Соловьев, В.О. Ключевский. Советская историческая наука.Современное состояние российской исторической науки. | Составление схемы №1 «Анализ исторического источника». | |||
Раздел II. Народы и древнейшие государства на территории России (9 часов) | |||||||||||
5 | Освоение Евразии | 1 | Комбинированный урок | Природно – климатические факторы и особенности освоения территории Восточной Европы и Севера Евразии. Стоянки каменного века. Великое переселение народов. | Знать природно – климатические факторы и особенности освоения территории Восточной Европы и Севера Евразии. Стоянки каменного века. Великое переселение народов. | Беседа , анализ схемы исторического источника | Освоение человеком восточных и северных регионов Евразии. Особенности освоения Сибири, Алтайского края и Дальнего Востока. | Записи в тетради, в порядке выбора дополни тельный материал по теме | Интерактивные карты (6 класс) | ||
6 | Неолитическая революция | 1 | Урок изучения новых знаний | Переход от присваивающего хозяйства к производящему. Оседлое и кочевое хозяйство. Появление металлических орудий и их влияние на первобытное общество | Знать об этногенезе восточных славян, понимать место славянской этнической и языковой группы в общей индоевропейской системе, определять основные восточнославянские племена, характеризовать быт, занятия, язык восточных славян, указывать территорию их расселения. | Таблица | Стоянки каменного века. Скотоводы и земледельцы | § 1, вопросы. в.5-презентация. с.144, № 1,2,3; с.145, № 2 | |||
7 | Формирование этносов | 1 | Комбинированный урок | Начальные этапы формирования этносов. | Знать основные группы населения Евразии, формирующиеся в период неолита. | Презентации | Начальные этапы формирования этносов. Языковые семьи. | § 2, с.23-24, в.1-2. с.144 в.4,5; с.145 в.3. | |||
8 | Индоевропейцы | 1 | Комбинированный урок | «Великое переселение народов» и его влияние на формирование праславянского этноса. Место славян среди индоевропейцев. Города-государства Северного Причерноморья. Скифы и сарматы. | Знать кто такие индоевропейцы, описывать на примере поселения у села Триполье образ жизни и общественное устройство. Показывать на карте расселение индоевропейцев. | Беседа | «Великое переселение народов». Дискуссия о прародине славян. | § 2, с.25-28, в. 3-5. | |||
9 | Восточнославянские племенные союзы | 1 | Урок формирования новых знаний и умений | Восточнославянские племенные союзы и их соседи: балтийские, угро-финские, тюрские племена. | Объяснять смысл понятий: этнос, генезис, этногенез, племенные союзы. | § 3, с.29-31, в.1-5. с. 145 в. 4.5. Контурная карта «Расселение славян в I – IX вв.» ( 6 кл, с.2) | Карта «Первобытный строй на нашей страны, Закавказья, Средней Азии и Северного Причерноморья» | ||||
10 | Восточнославянские племенные союзы и их соседи | 1 | Урок формирования новых знаний и умений | Восточнославянские племенные союзы и их соседи. Тюркский каганат. Волжская Булгария. Хазарский каганат. | Характеризовать отношения славян с соседними племенами и народами, разъяснять общий уровень социально-экономического развития. | Проследить по карте Великое переселение народов | Борьба восточных славян с кочевыми народами Степи, аварами и хазарами. | § 3, с.32-34, в.6-8 Дополнительный материал по соседям славян (записи в тетради) | |||
11 | Восточные славяне в V-VIII в | 1 | Комбинированный урок | Занятия, общественный строй и верования восточных славян. Усиление роли племенных вождей, имущественное расслоение. Переход от родовой к территориальной общине. | Характеризовать главные особенности занятий, общественного строя, быта и верований восточных славян; устанавливать причинно-следственные связи в обозначенных процессах. | Работа с картой | Восточнославянские города | § 4, таблица славянских богов, обрядов, праздников, примет, загадок. (Презентации) Контурная карта «Восточные славяне в VII – IX xвв.» ( 6 кл, с.3) с. 144 в.6; с.145 в.6; | |||
12 | Народы и древнейшие государства на территории России | 1 | Урок контроля и коррекции знаний и умений | Переход от родовой к территориальной общине | Объяснять смысл понятий: присваивающее хозяйство, производящее хозяйство, природно-географическая среда и хозяйственно-культурные типы. Понимать историческую обусловленность формирования и эволюции общественных институтов, систем социального взаимодействия, взаимосвязь и особенности истории России. | Документ с.41 Прокопий Кесарийский | Повторить § 1- 4, Вопросы с.144 1-6; с.145 в.1-6; Дополнительный материал о сарматах, готах, гуннах (письменный и презентации) | ||||
13 | Возникновение мира восточных славян | 1 | Зачет | Обобщать и систематизировать пройденный материал | Зачет | Разработать схему №3 «План описания исторической личности» | |||||
Раздел III. Русь в IX-начале XII вв. (9 часов) | |||||||||||
14 | Возникновение государственности у восточных славян | 1 | Урок изучения новых знаний | Возникновение государственности у восточных славян. «Повесть временных лет» .Торговый путь «из варяг в греки» | Знать причины и факторы возникновения русской государственности; понимать многонациональный характер первого русского государства; формировать собственную позицию по поводу разных теорий образования древнерусского государства | Таблица «Восточнославянские племенные союзы», Путь из варяг в греки | Дискуссия о происхождении Древнерусского государства и слова «Русь» | § 5, в.5-письменно; с.144 в.7,8; Составить таблицу «Соседи восточных славян» Разработать схему №4 «Возникновение и развития государства» | Карта «Кивская Русь в 9 – начале 12в.» (№2) | ||
15 | Появление государства у восточных славян | 1 | Лекция | Возникновение государственности у восточных славян. «Повесть временных лет». Начало династии Рюриковичей. | Знать причины и факторы возникновения русской государственности; понимать многонациональный характер первого русского государства; формировать собственную позицию по поводу разных теорий образования древнерусского государства | Мини – тест (с.25-26) «Поурочные разработки « Б.Н. Серов; А.Р. Лагно | Дискуссия о происхождении Древнерусского государства и слова «Русь» | § 6, в.4-таблица; с. 144 в.11; с.145 в.7 -12; Контурная карта «Образование древнерусского государства» ( 6 кл, с.3) Написать исторический портрет Рюрика, Олега. (Подготовить презентации о Рюрике, Олеге, поход Олега на Византию) | СД «Рюрик и его братья. Князь Олег Вещий» СД «История России 9-21 в. обучающ. прогр.» Плакаты «И.Р.6кл №2 . ДР. Русское гос-во с центром в Киеве.10 век» | ||
16 | Становление Древнерусского государства | 1 | Комбинированный урок | Начало династии Рюриковичей. Дань и подданство. Князья и их дружины. Вечевые порядки. Киев и Новгород – два центра древнерусской государственности. | Понимать тенденции и динамику развития древнерусского государства. Выделять особенности правления князей: Олега, Игоря и княгини Ольги(крещение, реформы) | Документ «Договор Руси с Византией» | § 7, с.58-62. в.1-4. с. 144 в.11; с. 146 в.12,13. Написать исторический портрет Игоря, Ольги (Составить презентацию)
| Разд. материалы, плакаты «Становление Российского государства» (2) СД «История России 9-21 в. обучающ. прогр.» | |||
17 | Правление Святослава. Первая усобица на Руси | 1 | Урок практических применения знаний | Военные походы русских князей. Международные связи Древней Руси. | Выделять особенности правления князя Святослава (перемещение главной заботы на внешние завоевания). Определять главные направления внешнеполитической деятельности первых русских князей до конца IX в. Давать ее оценку. | Таблица «Военные походы первых русских князей» (с.29-30 мет. Пособия) | Дискуссии историков об уровне социально – экономического развития Древней Руси. | § 7, с.62 – 66 Контурная карта «Походы князя Святослава. 964 – 972 гг» ( 6 кл, с.5) Написать исторический портрет Святослава (Составить презентацию о военных походах Святослава) | СД «История России 9-21 в. обучающ. прогр.» | ||
18 | Крещение Руси. Политика Владимира Святого. | 1 | Урок изучения новых знаний. Лекция. | Принятие христианства. Культура Руси как один из факторов образования Древнерусского государства. Христианская культура и языческие традиции. | Определять причины и оценивать значение принятия христианства при князе Владимире для социально – политического развития государства и в качестве цивилизационного выбора. | Документ «Крещение Руси» | Роль церкви в истории Древней Руси. Влияние на Русь Византии и народов Степи. | § 8, в.2-письменно с.145 в.15; с.146 в.15-17; Написать исторический портрет Владимира Святого (Составить презентацию) Работа по схеме № 2 «Развитие культуры России» | Разд. материалы, плакаты «Факторы формирования Российской цивилизации» (3,4») | ||
19 | Правление Ярослава Мудрого. Вторая усобица на Руси | 1 | Комбинированный урок | Развитие норм права на Руси. | Выделять особенности правления Ярослава Мудрого, определять основные направления внутриполитической деятельности и как она влияла на внешнюю политику. Первый документ – свод законов «Русская Правда» | Документ «Русская Правда», генеалогическое дерево русских князей | «Русская правда». Военные походы русских князей. Княжеские усобицы. | § 9, в.1-7, С.144 в.9; с.146 в.18 составить исторический портрет Ярослава Мудрого (Составить презентацию) | СД «История России 9-21 в. обучающ. прогр.» | ||
20 | Зарождение раннефеодальных отношений в Киевской Руси | 1 | Комбинированный урок | Вечевые порядки. Категории населения. | Характеризовать суть раннефеодальных отношений в Киевской Руси, выделять их особенности в сравнении с процессами в Западной Европе. Осуществлять критику источника. | Мини- тест (с.39-40) | Этнический состав древнерусского общества. | § 10-11, в.3,5-письменно С.144 в.10 Контурная карта «Хозяйство и торговля Древней Руси. IX - XIIвв» ( 6 кл, с.3) Составить схему № 5 «Социально – политический строй, основные категории населения» |
| ||
21 | Расцвет древнерусского государства. Русское общество в XI веке | 1 | Практикум | Вечевые порядки. Категории населения | Характеризовать суть раннефеодальных отношений в Киевской Руси, выделять их особенности в сравнении с процессами в Западной Европе. Осуществлять критику источника | Документ «Правда роськая» | Этнический состав древнерусского общества. | Повторить § 5-11. Подготовиться к зачету с. 144 в.7-11; с.145 в.7-18; Повторить основные понятия, определения, даты. | |||
22 | Русь в IX – начале XII вв. | 1 | Семинар. Зачет | Возникновение государственности. Военные походы русских князей. Принятие христианства. | Уметь четко отвечать на поставленные вопросы | Вопросы к семинару. Даты. Тест. Кроссворд. | Составить генеалогическое дерево Владимира Мономаха. | СД «История России 9-21 в. обучающ. пр.» «Древняя Русь в 9-13 в» (1) таблицы №16
| |||
Раздел IV. Русские земли и княжества в XII -начале XV вв. (18) | |||||||||||
23 | Усобицы. Любеческий съезд. | 1 | Комбинированный урок | Усиление экономической и политической самостоятельности русских земель. Усобицы на Руси. | Понимать неизбежность княжеских усобиц в данный исторический период, знать причины соперничества феодальных кланов. | Термины «Раннефеодального уклада на Руси» | § 12, в.1-4. с.144 в. 11; с.146 в.12; Составить исторический портрет Владимира Мономаха (Составить презентацию) | Карта «Раздробленность Руси в 12- первой четверти» 13 века | |||
24 | Владимир Мономах | 1 |
| Русь и степь | Видеть центростремительные тенденции в жизни русского государства., характеризовать политику Владимира Мономаха как стремление восстановить единство державы. | Документ «Из поучения Владимира Мономаха своим детям» | Политическая раздробленность на Западе и Востоке Европы: общее и особенное. | § 13, в.1-3. с.144 в. 11; с.146 в.12; Составить генеалогическое дерево потомков Вл. Мономаха | Интерактивные карты | ||
25 | Распад Древнерусского государства | 1 | Лекция | Причины распада Древнерусского государства. Усиление экономической и политической самостоятельности русских земель. | Объяснять причины феодальной раздробленности на Руси; понимать основные тенденции внутренней политики и внешних отношений отдельных княжеств друг с другом. Видеть закономерность этого периода, негативные и позитивные процессы двухвековой раздробленности. Характеризовать Киевское и Чернигово – Северское княжество. | Сообщения о Черниговских князьях: Олег Святославич, Всеволод Ольгович. | Политическая раздробленность на Западе и Востоке Европы: общее и особенное. | § 14, в 1-3, с. 144 в.12, 13; с.146 в.19.20. Контурная карта «Раздробленность Руси. Вторая половина XIIвв» Составить схему № 6 «Сравнение княжеств" (географ. положение, политическое управление, экономическое развитие) Небольшие сообщения о князьях Ярославе Осмомысле, Романе Мстиславиче, Данииле Романовиче, | Разд. материалы «Становление Российского государства» (3) Плакаты «Ист. Р 6 кл. № 4. «Русские земли в период раздробленности | ||
26 | Галицко – Волынское княжество, господин Великий Новгород. | 1 | Урок изучения новых знаний | Крупнейшие земли и княжества Руси XII- начале XIII вв. Монархии и республики. Княжеская власть и боярство. | Понимать особенности развития удельных княжеств, характеризовать их политическое устройство. | Работа с картой | Православная церковь и идея единства Русской земли. «Слово о полку Игореве» | § 15, в.1-3. с. 144 в.12, 13; с.146 в.19.20. Составить исторический портрет Юрия Долгорукого, Андрея Боголюбского, Всеволода Большое Гнездо (Составить презентацию) | Плакаты «Ист. Р 6 кл. № 2. «Новгородская боярская республика» СД «Господин Великий Новгород. Кто ты?» (История: наука или вымысел) | ||
27 | Северо – Восточная Русь | 1 | Урок изучения новых знаний | Крупнейшие земли и княжества Руси XII- начале XIII вв. Монархии и республики. Княжеская власть и боярство. | Знать, сто Северо – Восточная Русь – колыбель российской цивилизации. Объяснять принципиальные отличия политики владимиро – суздальских князей и природный фактор складывания деспотической модели власти. | Работа с картой | § 16, в.1-3. с. 144 в.12, 13; с.146 в.19.20. Сообщения, презентации о Кирилле и Мефодии, Новгородских берестяных грамотах, «Повести временных лет» Нестора, «Слово о Законе и Благодати» Иллариона, «Поучение детям» Владимира Мономаха, «Хождение игумена Даниила в святые места» Даниила | Диск «Из истории государства Российского 10 – 14 вв.» | |||
28 | Культура домонгольской Руси | 1 | Урок изучения новых знаний. Лекция | Расцвет культуры домонгольской Руси. Региональные особенности культурного развития | Знать сущность и своеобразие культуры Руси домонгольского периода, на конкретных примерах показывать ее достижения | Мини –тестирование (с.64-65, методич. разр.) | § 17, в.1-4, с. 145 в.14; с.146 в.21-23. Сообщения, презентации об архитектуре 10-13 века: Софийский собор (Новгородский, Полоцкий, Киевский), иконописи, фресках (новгородская, Ярославская школа иконописи) | ||||
29 | Культура Руси 10-начала 13в. | 1 | Урок изучения новых знаний. Лекция | Расцвет культуры домонгольской Руси. Региональные особенности культурного развития. Влияние внешних факторов на развитие русской культуры. Контакты с культурами Запада и Востока. Влияние Византии. | Знать сущность и своеобразие культуры Руси домонгольского периода, на конкретных примерах показывать ее достижения | Сообщения, презентации. | § 18, в.1-4, с. 145 в.14; с.146 в.21-23 – письменно Работа по схеме № 2 «Развитие культуры России» | ||||
30 | От единой Руси к удельной | 1 | Семинар. Урок контроля и коррекции Знаний,умений. | Различать в исторической информации факты и мнения, описания и объяснения, гипотезы и теории. Обосновывать свою точку зрения, применять полученные знания для решения исторических проблем | Вопросы с.144 – 145 № 11-16, с.146 № 12 – 23. Термины. Работа с картой | Повторить § 12 - 18. Составить исторический портрет Чингисхана. (Составить презентацию) Схема №3 | Интерактивные карты | ||||
31 | Возникновение Монгольского государства | 1 | Комбинированный урок | Образование Монгольского государства. | Знать особенности историко – социологического, историко – политического анализа событий и процессов. | С.152 в.3 (Сравнить Чингисхана любого правителя Руси) | Первые завоевания монголов. | с. 201 в.1,2; с.202 в. 1-3; § 19, в.1-4 Схема № 4 «Возникновение и развитие государства» (Возникновение Монгольского государства)
| Карта «Борьба против иноземных захватчиков в 13 в.» | ||
32 | «Батыево разорение». Нашествие крестоносцев. | 1 | Лекция | Нашествие на Русь. Русь и Орда. | Понимать причины завоевания Руси татаро - монголами | Проследить по карте пути нашествия врагов на Русь в 13 веке. Документ «Нашествие Батыя на Русь» Летопись. | Образование Золотой Орды и ее социально – политический строй. Система управления завоеванными землями. | с. 201 в.3, с.202, в.4 § 20, с.152-154; в.1-2; Составить исторический портрет А.Невского. (схема №3) (Составить презентацию) Контурная карта «Монголо – татарское нашествие на Русь. 1223 - 1242г» ( 6 кл. с.8) | Диск «Правители – завоеватели» (Чингис – хан, Батый) | ||
33 | Экспансия с Запада. Татаро – монгольское иго на Руси. | 1 | Лекция | Экспансия с Запада и ее место в истории народов Руси и Прибалтики. | Знать причины установления монгольского ига на Руси и принципы управления Русью; обобщать итоги и понимать последствия более двухвекового владычества татаро - монгол | С.161 в.7;Документ с. 162 «Ледовое побоище» | § 20, с. 154-161; в.3-6; Документ с. 161 (схема №1 «Анализ исторического источника».) Контурная карта «Походы князя Александра Невского против иноземных завоевателей» ( 6 кл, с.9) | Диск «Ратные подвиги А. Невского» | |||
34 | Хозяйство Руси. | 1 | Комбинированный урок | Колонизация Северо – Восточной Руси. Восстановление экономики русских земель. Формы землевладения и категории населения. Роль городов в объединительном процессе. | Понимать причины подъема, определить главные тенденции в сфере хозяйства, экономики и социальных отношений на русских землях | Начало возрождения Руси | § 21, в.1-5; Составить схему № 5 «Социально – политический строй, основные категории населения» | ||||
35 | Противостояние Орде. | 1 | Комбинированный урок | Борьба за политическую гегемонию в Северо – Восточной Руси. Политические, социальные, экономические и территориально – географические причины превращения Москвы в центр объединения русских земель. | Политические, социальные, экономические и территориальные причины превращения Москвы в центр объединения русских земель. | Документ «Духовная грамота московского князя Ивана Калиты» | Дискуссия о путях и центрах объединения русских земель. Политика московских князей. | § 22, с.168-177 с.201, в.4. с. 202, в.6. Контурная карта «Северо – Восточная Русь. Рост территории Московского княжества в XIV- первой половине XVвв » (6 кл. с. 11) Составить исторические портреты Даниила Московского, Ивана Калиты, Михаила Ярославича Тверского (Составить презентацию) | СД «Интерактивная карта» 6 класс | ||
36 | Куликовская битва. Дмитрий Донской. | 1 |
| Политические, социальные, экономические и территориально – географические причины превращения Москвы в центр объединения русских земель. | Характеризовать деятельность Дмитрия Донского, определять причины и последствия Куликовской битвы. | Документ «Летописная повесть побоище на Дону» | Зарождение национального самосознания на Руси | § 22, с. 177-181 с. 201, в. 7,8. с. 202, в. 7,8,9. Составить исторические портреты Дмитрия Донского, Сергия Радонежского, митрополита Алексея. (Cхема №3 (Составить презентацию) | СД «Битва на поле Куликовом», Куликово поле. Битва за Москву» | ||
37 | Феодальная война второй четверти XV века. | 1 | Комбинированный урок | Политические, социальные, экономические и территориально – географические причины превращения Москвы в центр объединения русских земель. | Знать о положении московских князей после смерти Дмитрия Донского (события феодальной войны) и о преодолении внутренних и внешних препятствий на пути окончательного складывания единого государства при Иване III | Документ «Стояние на Угре» Гибель хана Ахмата» Летопись | Разгром Тимуром Золотой Орды и поход на Русь. Начало распада Золотой Орды. | § 23. с. 182 – 188. в.1-5 с. 201, в. 9-11; с.202, в. 10 Контурная карта «Русь в период образования единого русского государства. Свержение ордынского ига » (6 кл. с. 12) Документ с. 191 (схема №1».) Составить исторический портрет Ивана III (Cхема №3 «План описания исторической личности») (Составить презентацию) | СД «Интерактивная карта» 6 класс | ||
38 | Великое княжество Литовское | 1 | Урок изучения новых знаний | Великое княжество Московское в системе международных отношений. | Знать, где располагалась территория, каким был государственный строй, особенности социально – экономического развития Великого княжества Литовского и русских землях в составе данного княжества. | Документ «Судебник 1497 г» | Принятие католичества как государственной религии Великим княжеством Литовским. Вхождение западных и южных русских земель в состав Великого княжества Литовского. Падение Византии и установление автокефалии Русской Православной Церкви. | § 23. с. 188 – 191 с. 201 в.12; с. 202 в. 10. Контурная карта «Западная и Южная Русь в составе княжества литовского в XIII- XVвв » (6 кл. с. 10) Составить исторический портрет Андрея Рублева. (Cхема №3 «План описания исторической личности») (Составить презентацию) | |||
39 | Русская культура– XIV - XVвв. | 1 | Урок практического применения знаний | Культурное развитие русских земель и княжеств в конце XIII – середине XVвв. Влияние внешних факторов на развитие культуры. Формирование русского, украинского и белорусского народов. Москва как центр развития культуры великорусской народности. Возрождение традиций храмового строительства. Расцвет древнерусской иконописи. Древнерусская литература: летописи, жития, сказания и «хождения» | Знать особенности русской культуры и изучаемого периода; характеризовать главные ее достижения. | Создание русского иконостаса. | § 24, в.1 - 6 с. 201 в.13 - 15; с. 202 в. 11. Работа по схеме № 2 «Развитие культуры России» | Диск «Исторический лексикон 14 – 16 век» | |||
40 | Русь в XIII – XVв. | 1 | Зачет | Обобщать и структурировать пройденный материал | Вопросы с.201, с.202; даты раздела, понятия, выдающиеся личности; карты. | Тест. Составить исторический портрет Ивана Грозного. (Cхема №3 «План описания исторической личности») (Составить презентацию) | |||||
Раздел V. Российское государство во второй половине в XV - начале XVI вв. (9) | |||||||||||
41 | Завершение объединения русских земель. Начало правления Ивана грозного. | 1 | Комбинированный урок | Завершение объединения русских земель и образование Российского государства. Формирование новой системы управления страной и развитие правовых норм. | Знать завершающую стадию образования русского централизованного государства (1505 – 1547); характеризовать государство, доставшееся в правление Ивану Грозному; понимать специфику первого этапа его царствования и определять причины реформ Избранной Рады. | Схема «Органы власти» (сословно – представительная монархия) | Сакрализация царской власти в общественном сознании. | § 25, с.203-204. в.1-3, с.242 в.1-2; с.243 в.1,2. Контурная карта «Объединение русских земель в единое русское государство. 1462 – 1533 гг » (6 кл. с. 11) Составить исторический портрет Макария, Сильвестра, Алексея Адашева. (Cхема №3 «План описания исторической личности») (Составить презентацию) Документ с.209-210 (схема №1 «Анализ исторического источника».) | Карта «Образование и расширение Российского государства» XIV- XVI» «Становление Российского государства» №6-7» | ||
42 | Реформы Ивана Грозного | 1 | Комбинированный урок | Формирование новой системы управления страной и развитие правовых норм. Реформы середины XVI в. | Характеризовать государство, доставшееся в правление Ивану Грозному; понимать специфику первого этапа его царствования и определять причины реформ Избранной Рады. | Схема «Управление Россией при Иване IV» | Складывание идеологии самодержавия. | § 25, с.204-209, в.4-5. с.242 в.3; с.243 в.3,. Документ с.210-212 (схема №1 «Анализ исторического источника».) | Диск «Царь Иван Грозный» | ||
43 | Расширение государственной территории | 1 | Лекция | Расширение территории государства: завоевания и колониальные процессы. Ливонская война. Рост международного авторитета Российского государства | Знать ключевые направления внешней политики обозначенного периода, приоритетные задачи и способы их достижения. Определять значение присоединения новых территорий и дальнейшего расширения государства на Восток. | Таблица «Этапы освоения новых земель в составе Российского государства при Иване Грозном» | § 26, с.212-217, в.1-3. с.242 в.10, с.243 в.5 Контурная карта «Восточная политика Российского государства при Иване IV » (6 кл. с. 14) Составить исторический портрет Малюты Скуратова, князя Андрея Курбского. (Cхема №3 «План описания исторической личности») (Составить презентацию) | Карта «Российское государство в XVI в. | |||
44 | Социальная структура общества во второй половине XV- конце XVI вв. | 1 | Лекция | Изменения в социальной структуре общества и формах феодального землевладения во второй половине XV- конце XVI вв. Развитие поместной системы Города, ремесла, торговля в условиях централизованного государства Установление крепостного права. | Знать основные изменения в социальной структуре общества и формах феодального землевладения. Определять развитие городов, ремесел и торговли в условиях централизованного государства. | Таблица «Взгляды на поданных и на гос. управление Ивана IV и его деда Ивана III» | Многонациональный характер русского централизованного государства. Роль свободного крестьянства и казачества во внутренней колонизации страны | § 26, с.217 -219, в.4. Составить схему № 5 «Социально – политический строй, основные категории населения» | Дид. раздаточные материалы («Особенности развития сословного строя в России 15-16 в.») | ||
45 | В преддверии Смуты | 1 | Урок изучения новых знаний | Опричнина. Закрепощение крестьян. Учреждение патриаршества | Знать сущность опричнины, ее цели и последствия; характеризовать опричнину в контексте реформ. | Дискуссии о характере опричнины и ее роли в истории России | § 27, с.220-225, в.1-2. с. 242 в.4 – 6. с. 243 в. 2,6. Документ с.229 (схема №1 «Анализ исторического источника».) Контурная карта «Опричнина. 1565 – 1572 гг. Поход Ермака в Сибирь. 1582 – 1585 гг.» (6 кл. с.15) | ||||
46 | Второй этап царствования Ивана Грозного | 1 | Комбинированный урок | Опричнина. Закрепощение крестьян. Учреждение патриаршества. Правление Федора Ивановича | Знать сущность опричнины, ее цели и последствия; характеризовать опричнину в контексте реформ. | § 27, с.225-228, в.3. с. 242 в.7-9. с.243 в.4. Подготовить сообщения о лит. источниках «Сказание о великих князьях Владимирских», «Повесть о Вавилонском царстве», И.С. Пересветов, Переписке И.Грозного с А. Курбским, «Домострое» Сильвестора. Исторических повестях «Казанское взятие» и т.д | |||||
47 | Культура конца XV- XVI вв. | 1 | Урок практического применения знаний, умений. Конференция | Культура народов российского государства во второй половине XV- XVI вв. Особенности культурного развития в условиях укрепления централизованного государства и утверждения самодержавия. Развитие «книжного дела» на Руси. Начало книгопечатанья и его влияние на общество. «Домострой»: патриархальные традиции в быте и нравах. | Характеризовать основные тенденции развития культуры данного периода; Знать основные произведения культуры, быт и нравы. | Работа с историческими источниками «Россия глазами иностранцев» с.112 мет. пособие. | «Великие Четьи – Минеи» митрополита Макария. | § 28, в.1,2. с. 243 в.11-13. Сообщения о церковном зодчестве, Кремлевском ансамбле, Преображенском соборе. Работа по схеме № 2 «Развитие культуры России» | Дид. раздаточные материалы («Политическая программа И.С. Пересветова» | ||
48 | Архитектура и живопись конца XV- XVI вв. | Урок практического применения знаний. | Новые формы зодчества. Расцвет русской фресковой живописи. | Характеризовать основные тенденции развития культуры данного периода; Знать основные произведения культуры, быт и нравы. | «Ренессансные» тенденции в русском искусстве. Крестьянский и городской быт. | § 29, в.1.2. Подготовиться к зачету, с. 243 в.1-3. Контурная карта «Российское государство в конце XVI вв.» (6 кл. с. 16) | Диск «Храм Покрова на Красной площадиде» Дид. раздаточные материалы («Черты мо рнизации в культуре» | ||||
49 | Московская Русь | 1 | Зачет | Обобщать пройденный материал. Делать задания В и С из материалов ЕГЭ. | Тест | Тест | Диски «Исторический лексикон 14-16 в» века» | ||||
Раздел VI. Россия в XVII вв. (12) | |||||||||||
50 | Конец династии Рюрикович | 1 | Урок изучения новых знаний. Лекция | Смута. Пресечение правящей династии. Обострение социально – экономических противоречий. Борьба против агрессии Речи Посполитой и Швеции. | Характеризовать политику Бориса Годунова. Определять причины Смуты. | Таблица «Крестьянская война под предводительством И.И. Болотникова | Дискуссия о причинах и характере Смуты. Феномен самозванства. Боярские группировки. Национальный подъем в России. | § 30, в.1-6 с. 333 в.1-2, с. 334 в.1-3. Документ с.252 (схема №1 «Анализ исторического источника».) Составить исторический портрет Бориса Годунова, Лжедмитрия I, И. Болотникова, К. Минина, Д. Пожарского, И.Заруцкого, П. Ляпунова (Cхема №3 «План описания исторической личности») (Составить презентацию) Контурная карта « Российское государство к началу XVII в» « Смутное время. Интервенция Польши и Швеции» (с.2-3, 7 кл.) | Интерактивные карты «Россия в XVII» Диски «Цари смутного времени», «Царь Борис Годунов» Дид. раздаточные материалы («Разывитие России в 17 – 18 в») №3,4. | ||
51 | Продолжение Смуты. Польско – литовская интервенция. | 1 | Комбинированный урок | Восстановление независимости страны | Давать оценку событиям после смерти Лжедмитрия I: характеризовать сущность правления бояр во главе с Шуйским; давать оценку действиям Лжедмитрия II | § 31, в. 1-5. с. 335, в.4-7. Документ с.258 (схема №1 «Анализ исторического источника».) Составить исторический портрет Михаила и Алексея Романовых, Лжедмитрия II (Cхема №3 «План описания исторической личности») (Составить презентацию) Контурная карта « Смутное время. Крестьянская война начала XVII» (с.4, 7 кл.) | Интерактивные карты «Россия в XVII» Диски «Цари смутного времени», «Царь Борис Годунов» Дид. раздаточные материалы («Разывитие России в 17 – 18 в») №3,4. | ||||
52 | Появление первых Романовых | 1 | Комбинированный урок | Ликвидация последствий Смуты. Земский собор 1613г. и восстановление самодержавия.Начало династии Романовых. Смоленская война | Характеризовать внутреннюю политику царей Михаила и Алексея Романовых; понимать причины реформ государственного управления и формирования сословий. | Схема и пояснительная записка «Государственный аппарат России в XVII вв» с.124 мет. пособия. | Россия и Тридцатилетняя война в Европе. | § 32, в.1-5, в.6 письменно. с. 333 в.4-6 с. 335 в.9-12 Документ с.271-272 (схема №1.) Составить исторический портрет Филарета, Никона, Аваккума (Cхема №3 «План описания исторической личности») (Составить презентацию) |
| Диски «Династия Романовых», «Романовы. Начало династии» Дид. раздаточные материалы
оссии в 17 – 18») №5,6 | |
53 | Церковь и государство в XVII вв. | 1 | Комбинированный урок | Церковный раскол в России и его значение. | Характеризовать причины и сущность раскола в России, выявить значение внутрицерковного разделения. | Тест с.127 мет. пособия | Старообрядчество. Особенности церковного раскола в России в сравнении с процессами Реформации и Контрреформации в Европе. | § 33, в.1-6 с. 333 в.7 с..335 в.13-16 Документ с.280-281 (схема №1 «Анализ исторического источника».) | Диски «Православная Россия», «Из истории православия» | ||
54 | Экономическое развитие и сословия в России XVII в. | 1 | Комбинированный урок | Юридическое оформление системы крепостного права. Новые явления в экономике: начало складывания всероссийского рынка, образование мануфактур. Укрепление купеческого сословия. Преобразования в военном деле. | Знать сущность крепостного права, причины его оформления в России, понимать каким был уровень развития хозяйства и торговли, давать характеристику сословной структуре российского общества в данный период. Объяснять смыл понятий: «крепостное право», «мануфактурное производство» | Таблица «Экономическое развитие России В XVII вв», «Сословия в России в XVII вв». | Развитие новых торговых центров | § 34, в 1-9 с. 333 в.9,10. с.335 в.17,18. Составить схему № 5 «Социально – политический строй, основные категории населения» Документ с.290-291, (схема №1 «Анализ исторического источника»). Составить исторический портрет Степана Разина (Cхема №3 «План описания исторической личности») (Составить презентацию) | |||
55 | Бунташный век | 1 | Комбинированный урок | Социальные движения XVII вв. Восстание С. Разина. | Характеризовать народные выступления периода правления царя Алексея Михайловича, знать причины восстаний, их последствия. | Таблица «Основные этапы восстания Степана Разина»» | Дискуссия о характере социальных движений в России во второй половине XVII вв | § 35, в. в.1-8, с. 333 в.3. с.335 в.19, 20. Схема № 8 «Анализ народных восстаний, войн» Документ с.301-303, (схема №1). Составить исторический портрет Б. Хмельницкого, А.Л. Ордина – Нащекина, В.В. Годицына (Cхема №3) (Составить презентацию) Контурная карта « Городские восстания и народные движения в XVII» (с.7, 7 кл.) | |||
56 | Внешняя политика России в XVII в. | 1 | Комбинированный урок | Расширение территории Российского государства. Вхождение Левобережной Украины в состав России. Освоение Сибири. Войны России с османской империей, Крымским ханством и Речью Посполитой во второй половине XVII в. | Знать основные направления и дальнейшие тенденции внешней политики России в XVII в., оценить значение присоединения Украины к России; характеризовать успехи и неудачи, объяснять их. | Таблица « Основные даты внешней политики в 30-е – 80-у гг. XVII в» | § 36, в.1-4, с. 334 в.11, с. 335 в. 22, 23. Составить исторический портрет С. Дежнева, В.Пояркова, Е.Хабарова (Cхема №3) (Составить презентацию) Контурная карта « Вхождение украинских земель в состав России» (с.5, 7 кл.) | Диск «Войны России» | |||
57 | Расширение России на восток в XVII в. Сибирь. | 1 | Комбинированный урок | Расширение территории Российского государства. Освоение Сибири. | Знать основные направления проникновения русских в Сибирь в XVII в., оценить значение присоединения Сибири; характеризовать уклад жизни и характер занятий нерусских народов. | § 37, в.1-5, с. 334 в. 12, с. 335 в. 24 Документ с.312-313, (схема № 1). Составить исторический портрет Федора Алексеевича, Софьи Алексеевны. (Cхема №3) (Составить презентацию) Контурная карта «Рост территории России в XVII в. Народы Сибири и Дальнего Востока» (с.6, 7 кл.) | |||||
58 | Россия в начале нового времени | Комбинированный урок | Новые явления в экономике: начало складывания всероссийского рынка, образование мануфактур. Правление Софьи и Федора Романовых | Знать основные направления внешней политики данных правителей, уметь объяснять новые явления в экономике реформы, которые проводились Петром | Таблица «Внутренняя и внешняя политика Федора и Софьи"
| Развитие новых торговых центров. Дискуссия о предпосылках преобразования общественного строя и характере процесса модернизации в России | § 38, в.1-3 с. 334 в. 13 с. 336 в. 25-27 Контурная карта «Российское государство в к. XVII в» (с.8, 7 кл.) | ||||
59 | Культура России в XVII в. | 1 | Комбинированный урок | Особенности русской традиционной (средневековой) культуры. Формирование национального самосознания. Усиление светских элементов в русской культуре XVII в. Расширение культурных связей со странами Западной Европы Распространение грамотности. Зарождение публицистики. | Знать основные факты истории культуры России XVII в.; определять общие черты и особенности ее развития. | § 39, в. 1-3 с.334. в.14. с.336, в.28,29. Работа по схеме № 2 «Развитие культуры России» | |||||
60 | Культура и быт России в XVII в. | 1 | Комбинированный урок | Особенности русской традиционной (средневековой) культуры. Формирование национального самосознания. Усиление светских элементов в русской культуре XVII в. Обновление принципов градостроительства. Светские мотивы в культовых постройках. Русская монументальная живопись. Расцвет ювелирного и декоративно – прикладного искусства. | Знать основные факты истории культуры России XVII в.; определять общие черты и особенности ее развития. | Немецкая слобода в Москве. | § 40, в. 1-4. С. 334 в.15, С.336, в.30. Подготовиться к зачету | ||||
61 | Россия в XVII в. | 1 | Зачет | Обобщать и структурировать пройденный материал | Тест (с. 141, 149-156) мет. пособие | Вариант ЕГЭ (задания В и С) Составить исторический портрет Петра I . (Cхема №3) (Составить презентацию) | |||||
Раздел VII. Россия в XVIII в. (12 часов) | |||||||||||
62 | Начало славных дел Петра. | 1 | Урок формирования новых знаний | Петровские преобразования. | Характеризовать международную обстановку, в которой оказалась Россия к началу XVIII в., понимать причины Северной войны и превращения России в европейскую державу. | § 41, в.1-4 с.120 в.1,2. с.121 в.1-3 Составить исторический портрет Ф.Я. Лефорта, П. Гордона, Б.П. Шереметева, Ф.А. Головина, Г.И. Головкина. | Интерактивные карты «Россия в XVIII в.-1760-х гг.» Диск «Первый император России» | ||||
63 | Внешняя политика Петра I. | 1 | Урок формирования новых знаний. Исследование. | Реформы армии и флота. Роль России в развитии системы международных отношений в XVIII в. и превращение России в мировую державу. | Характеризовать международную обстановку, в которой оказалась Россия к началу XVIII столетию, понимать причины Северной войны и превращения России в европейскую державу. | Таблица «Ход Северной войны», | § 42, в.1-6 с.120 в.3, с.121 в.4 Составить исторический портрет Е.И. Украинцева, Карла XII, М.М. Голицына, Я.В. Брюс, И.С. Мазепа, Ф.М. Апраскин. | Карта «Российская империя в XVIII в.» | |||
64 | Северная война | 1 | Урок практического применения знаний, умений. | Реформы армии и флота. Роль России в развитии системы международных отношений в XVIII в. и превращение России в мировую державу. Победа в Северной войне. Провозглашение России империей. | Характеризовать международную обстановку, в которой оказалась Россия к началу XVIII столетию, понимать причины Северной войны и превращения России в европейскую державу. | Таблица «Основные сражения Северной войны» | § 43, в.1-4, с.120 в.4. с.121 в. 5-6. Документ с.28, (схема № 1). Контурная карта «Северная война» (с.9, 7 кл.) | ||||
65 | Петровские преобразования. Социально – экономическое положение России. | 1 | Комбинированный урок | Петровские преобразования. Реформы армии и флота. Создание заводской промышленности. Новая система государственной власти и управления. Формирование чиновничьего - бюрократического аппарата. Провозглашение империи. Превращение дворянства в господствующее сословие. | Знать причины преобразований Петра I. Характеризовать экономическое и социальное положение России в годы его правления. Объяснять смысл понятий: «модернизация», «регулярное государство» Петра I. | Схема «Центральное государственное управление» | Политика протекционизма. Отмена патриаршества. Методы проведения реформ. Оппозиция петровским преобразованиям в обществе. | § 44, в.1-7, с. 121 в.7. Составить схему № 5 «Социально – политический строй, основные категории населения» Контурная карта « Российская империи при Петре I» (с.10, 7 кл.) | Дид. матер. «Цивилизац. альтернативы» «Альтернативы исторического развития государств в 18 – 19в.» | ||
66 | Петровская модернизация | 1 | Комбинированный урок | Особенности складывания абсолютизма в России и Европе. | Уметь вести исследование, характеризовать Петра I в разные периоды истории как императора - реформатора и представления о роли его преобразований. | Дискуссия о месте и роли петровских преобразований в истории России. | § 45, в.1-6, с.120 в.5. с.121 в.8. Документ с.45 - 46, (схема № 1). Составить исторический портрет Екатерины I, Анны Иоанновны, Бирона. (схема №3, презентация) | Дид. матер. «Цивилизац. альтернативы» «Результаты и последствия реформ Петра» | |||
67 | Эпоха дворцовых переворотов | 1 | Лекция | Расширение прав и привилегий дворянства. Развитие системы крепостничества. Просвещенный абсолютизм: идеология и политика. Законодательное оформление сословного строя. Участие России в Семилетней войне. | Характеризовать внутреннюю политику преемников Петра I. Знать насущные общественные проблемы. Сравнивать характер правления Петра I и его приемников. | Развернутый план рассказа об участии России в Семилетней войне. | Россия в период дворцовых переворотов. Борьба дворцовых группировок за власть. | § 46, в.1-4, Документ с.58 – 59., (схема № 1). Составить исторический портрет Елизаветы Петровны, Петра III. (схема №3, презентация) Контурная карта « Россия в семилетней войне 1756 – 1763гг.» (с.11, 7 кл.) | Диск «От Екатерины I до Екатерины II» | ||
68 | Правление Екатерины Великой | 1 | Комбинированный урок | Просвещенный абсолютизм: идеология и политика | Знать особенности внутренней политики Екатерины, сравнивать политику Екатерины II и предшествующих ей правителей с т.з. продолжения реформаторской деятельности Петра I. | Таблица «Внутренние реформы Екатерины II». | § 47, в.1-4, с.121 в. 9-10, с. 121 в.9-11. Документ с.65 – 66, (схема № 1). Сделать сообщение о П.А. Румянцеве, Г.А. Потемкине, А.В. Суворове Ф.Ф. Ушакове, А.Г. Орлове. (презентация) | ||||
69 | Внешняя политика России во второй половине XVIII в. | 1 | Урок изучения новых знаний | Роль России в развитии системы международных отношений в XVIII в. Победа в Семилетней войне и превращение России в мировую державу. Разделы Польши. Русско – турецкие войны. Расширение территории государства. | Знать приоритетные направления внешней политики России во второй половине XVIII в., понимать ее задачи, способы их реализации. Давать оценку итогам внешнеполитической деятельности. | Таблица «Раздел Речи Посполитой» | Россия и европейская политика «баланса сил». | § 48 - 49, в.1-8, с. 121 в. 6-8, с. 121 в.12-14 Контурная карта «Российская империя в 1763 – 1800гг. (европейская часть)» (с. 12,) «Русско – турецкие войны» (с.14, 7 кл.) « Территория Российской империи к концу XVIII в.» (с.16, 7 кл.) «Итальянские и швейцарские походы А.В. Суворова 1799г» с.15, 7 кл.) | Диск «Великие полководцы» | ||
70 | Социально – экономическое развитие | 1 | Урок изучения новых знаний | Законодательное оформление сословного строя. | Уметь анализировать социально – экономическое развитие России и определять положение народов, входящих в состав Российской империи в XVIII в. Уметь устанавливать ведущие тенденции, пространственные и временные рамки изучаемых явлений и процессов. | Таблица «Нерусские народы России» | Зарождение антикрепостнической идеологии | § 51, в.1-4, с.121 в. 11 – 12, с. 121 в.16, Составить схему № 5 «Социально – политический строй, основные категории населения» Сделать сообщение о К.А. Булавине, И.Некрасове, Е.И. Пугачеве, Салавате Юлаеве. | Плакаты «Сословная структура в 18 в.» №5. | ||
71 | Народные восстания в России. От Булавина до Пугачева | 1 | Урок практического применения знаний, умений. | Восстание Е. Пугачева | Понимать причины, повод, социальный состав и ход народных движений XVIII в. Давать оценку значения этих событий. Уметь критически анализировать источник исторической информации | Таблица «Хронология народных восстаний. Причины и итоги» | Зарождение антикрепостнической идеологии | § 51, в.1-7 с. 121 в.17 Схема № 8 «Анализ народных восстаний, войн» Контурная карта « Восстание под предводительством Е.И. Пугачева» (с.13, 7 кл) Сделать сообщение о А. Холмогорском, С. Яворском, Ф. Прокоповиче, Д. Ростовском, А. Мацеевиче, Д. Тверитинове. | |||
72 | Русская церковь в XVIII в. | 1 | Комбинированный урок | Русская церковь в XVIII в. | Иметь представление о развитии православной церкви, о синодальном периоде. | Таблица «Отношение духовенства к церковной политике Петра» | § 50, в.1-5, с. 121 в.13 – 14, с. 121 в.20 Сделать сообщение о Л.Ф Магницком, М.В. Ломоносове, М.М. Щербатове, В.Н. Татищеве, А.П. Сумарокове, Д.И. Фонвизине, Г.Р. Державине, Н.М. Капамзине, А.Н. Радищеве, Ф.Г. Волкове. | Диск «Православная Россия» | |||
73 | Русская культура в XVIII в | 1 | Комбинированный урок | Особенности российского Просвещения. Влияние просветительской идеологии на развитие русской литературы. Основание Академии наук и Московского университета. | Знать основные достижения и направления духовной жизни русского народа, также его бытовую культуру. Использовать знания и умения для осознания себя как представителя исторически сложившегося этнокультурного сообщества. | План ответа на вопрос «Выдающиеся памятники культуры России XVIII в» | Новый характер взаимодействия российской и западноевропейской культуры в XVIII в. | § 53, в.1-5, с.121 в XVIII в..14, 15. с.121 в.18. 19. Работа по схеме № 2 «Развитие культуры России» Сделать сообщение о Д.Кваренги, Д.Трезини, В.И. Баженов, М.Ф. Казаков, В. Растрелли, В.Л. Боровиковский, Д.Г. Левицкий, Ф.С. Рокотов, Э.-М.Фальконе, Ф.И. Шубин. | |||
74 | Русская культура и быт в XVIII в | 1 | Комбинированный урок | Географические экспедиции. Создание академии художеств. Эстетические принципы барокко, рококо, и классицизма в русской архитектуре, живописи, скульптуре XVIII в. Развитие музыкального искусства. Возникновение профессионального театра. | Знать основные достижения и направления духовной жизни русского народа, также его бытовую культуру. Использовать знания и умения для осознания себя как представителя исторически сложившегося этнокультурного сообщества. | Таблица «Русская архитектура в XVIII в». | Деятельность Вольного экономического общества. Быт и нравы дворянства: русская усадьба. | § 54, в.1-3, Подготовиться к зачету | Диск «Архитектура русского классицизма» Диск «Исторический лексикон XVIII в» | ||
75 | Россия в XVIII в. | 1 | Зачет | Обобщать и структурировать пройденный материал | Тест (мет. пособие с.210 – 212) | Вариант ЕГЭ (задания В и С) Составить исторический портрет Павла I, Александра I. | |||||
Раздел VIII. Россия в первой половине XIX в. (11 часов) | |||||||||||
76 | Короткое царствование Павла I. Начало царствования Александра I. | 1 | Комбинированный урок | Попытки укрепления абсолютизма в первой половине XIX в. Реформы системы государственного управления. Систематизация законодательств | Знать причины переворота. Понимать особенности правления Павла I и Александра I. Давать оценку их деятельности. | Схема «Управление государством по проекту Сперанского» | Распространение идей конституционализма. | § 56, в.1-7, с.222 в.3-5,11 Документ с.141, (схема № 1). Контурная «Российская империи на рубеже веков XVIII в.- XIX в» | Диск «Павел I» Диск «Александр I».Плакаты «Структура управления России в 1 четверти XIX в. | ||
77 | Социально – экономическое развитие России в первой половине XIX в. | 1 | Комбинированный урок | Особенности экономического развития России в первой половине XIX в. Развитие капиталистических отношений. Начало промышленного переворота. Формирование единого внутреннего рынка. Изменение социальной структуры российского общества в условиях промышленного переворота. | Характеризовать социально – экономическое положение России в начале XIX в. | Схема «Политический строй России» | Региональные особенности экономического развития. Противоречия новых форм экономических отношений и крепостнических порядков. | § 55, в.1-5, С. 221 в.1-3, с.222 в. 1,2. Контурная карта «Экономическое развитие России в сер. XIX в.» (8 кл. с. 8) Документ с.129 - 132, (схема № 1) Составить схему № 5 «Социально – политический строй, основные категории населения» Сделать сообщение о М.И. Кутузове, М.Б. Барклай -де-Толли, П.И. Багратионе, Н.Н. Раевском, Д.В. Давыдове, М.И. Пла | Плакаты «Сословия в России в первой половине XIX в.» | ||
78 | Отечественная война 1812г. | 1 | Урок изучения новых знаний | Россия в системе международных отношений первой половины XIX в. Участие России в антифранцузских коалициях. Изменение внешнеполитической стратегии в период наполеоновских войн. Отечественная война 1812 г. | Знать причины отечественной войны 1812 г., ее ход и значение, | Таблица «Внешняя политика Александра I., 1801 – 1812 гг.» | Имперская внешняя политика России. | § 57, в.1-5, С. 222 в.6 Документ с.149 - 151, (схема № 1) Сделать сообщение об А.А. Аракчееве, А.Н.Голицине. Контурная карта «Отечественная война 1812г» (8 кл. с.4) | Карта «Отечественная война 1812 года» | ||
79 | Внешняя политика России. | 1 | Комбинированный урок | Россия и создание Венской системы международных отношений. | Понимать ключевые задачи внешней политики России в начале XIX в.и способы их достижений. Определять цели и смысл заграничных походов русской армии 1813-1814г | Заграничный поход русской армии. Россия в Священном союзе. | § 58, в.1-5, Документ с.156 - 158, (схема № 1) Контурная карта «Заграничные походы русской армии. 1813-1814гг.» (8 кл. с.4) Сделать сообщение о А. Муравьеве, С.Трубецком, Н. Муравьеве, М.иС. Муравьевых-Апостолах, И. Якушкине, П. Пестеле, Е. Оболенском, И. Пущине, К. Каховском, М. Бестужеве- Рюмине, К.Ф. Рылееве (Презентация) | Карта «Отечественная война 1812 года Заграничный поход русской армии»» | |||
80 | Восстание декабристов | 1 | Комбинированный урок | Влияние Отечественной войны 1812 г. на общественное сознание в России. Движение декабристов. | Знать состав тайных организаций, сравнивать их программы, планы. Уметь объяснять, было ли выступление на Сенатской площади восстанием или актом неповиновения. | Таблица «Тайные общества в России» | Оценка движения декабристов в российской исторической науке. Рост оппозиционных настроений в обществе. | § 59, в.1-9, с. 221 в.4 с. 222 в.9,10 Составить исторический портрет Николая I . (Cхема №3) Сделать сообщение о С.С. Уварове, П.Я. Чаадаеве, П.Д. Киселеве, Е.Ф. Канкрине, Шамиле. (Составить презентацию) | Дидактические материалы «Движение декабристов» | ||
81 | Внутренняя политика Николая I | 1 | Лекция | Оформление российской консервативной идеологии. Теория «официальной народности» | Характеризовать личность Николая I, уметь осуществлять анализ его внутренней политики: историко-социологический; историко-политический. | Схема «Реформы царствования Николая I» Тест с.250 (мет. пособия) | § 60, в.1-6, § 61, в.1-6, с. 221 в..5 с. 222 в.12, 14. Контурная карта «Россия в первой половине XIX в» (8кл. с.8) Сделать сообщение о кружке «любомудров», кружке Н.В. Станкевича, кружке А.И. Герцена и Н.П. Огарева, славянофилах А.С. Хомякове, К.С. Аксакове, Ю.ф. Самарине; кружке В.Г. Белинского и К.Д. Кавелина; западниках; русских социалистах. | Диск «Император Николая I» | |||
82 | Общественная жизнь России при Николае I | 1 | Комбинированный урок | Славянофилы и западники. Русский утопический социализм. | Знать суть российской консервативной идеологии и оппозиционных мнений николаевской эпохи. Уметь сравнивать состав участников, основные идеи и способы действия во время Николая I. | Таблица «Главные направления общественной мысли николаевской эпохи» | Зарождение русской геополитической школы. Европейское влияние на российское общество. | § 62, в.1-7, с.221 в. 4, с. 222 в. 14, 15, 17. Подготовить сообщение о В.А. Корнилове, П.С. Нахимове, В.И. Истомине, Н.И. Пирогове. | Дидактический материалы «Политические течения XVIII в.- XIX в.» | ||
83 | Крымская война (1853 – 1856) | 1 | Урок изучения новых знаний | Крымская война6 причины и последствия. Присоединение Кавказа. | Уметь анализировать ход войны,знать предпосылки. Причины и последствия поражения России. | Таблица «Внешняя политика Николая I» | Имперская внешняя политика России. | § 63, в.1-6, Документ с.200 - 201, (схема № 1) Подготовить сообщение о Лобачевском, Аносове, Пирогове, Н.М. Карамзине | Карта «Крымская война» | ||
84 | Золотой век русской культуры | 1 | Урок практического применения знаний, умений. | Ученые общества. Научные экспедиции. Создание системы народного образования. | Характеризовать развитие русской культуры в первой половине XIX в. | Составление карточек – конспектов «Образование в России» | § 64, в.1-4, § 65, в.1-6, с. 221 в.9-11 с. 222 в.20 - 22 | ||||
85 | Культура народов России в первой половине XIX в. | 1 | Конференция | Культура народов России в первой половине XIX в. | Характеризовать развитие русской культуры в первой половине XIX в. | Защита коллажа «Культура России в первой половине XIX в.» | Развитие русской журналистики. «Золотой век» русской поэзии. | § 66, в.1-4, | |||
86 | Россия в первой половине XIX в. | 1 | Зачет | Обобщать и систематизировать знания. Использовать их для понимания и критического осмысления общественных процессов и явлений. | Тест |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/10/05/picture-116517-1349437374.jpg)
Рабочая программа по истории России для 10 профильного класса (социально-гуманитарный профиль)
Рабочая программа рассчитана на 4 часа в неделю....
![](/sites/default/files/pictures/2013/09/06/picture-291636-1378494330.jpg)
Рабочая программа по истории России для профильных классов
Рабочая программа по курсу «История» предназначена для профильных 10-11 классов общеобразовательной школы. Рабочая программа составлена на основе федерального компонента Государственного стандар...
![](/sites/default/files/pictures/2018/10/08/picture-360980-1539012578.jpg)
Рабочая программа по истории России и мира (базовый уровень) - Волобуев О.В., Клоков В.А., Пономарев М.В.
Рабочая программа по истории Росии и мира - учебник 10 класса (базовый уровень) под редакцией Волобуева О.В., Клокова В.А., Пономарева М.В...
![](/sites/default/files/pictures/2011/12/10/picture-40533.jpg)
Рабочая программа по истории России-всеобщей истории для 9 класса (базовый уровень)
В рабочей программе по истории России-всеобщей истории в 9 классе есть некоторые особенности в связи с переходом на линейную систему изучения истории в школе.В соответствии с учебным плано...
![](/sites/default/files/pictures/2012/10/07/picture-118216-1349596968.jpg)
Рабочая программа по истории России 10 класс Базовый уровень
Рабочая программа по истории в 10 классе (базовый уровень) составлена на основе:Закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗФедеральный государственный образовател...
![](/sites/default/files/pictures/2017/08/22/picture-940519-1503408162.jpg)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ИСТОРИЯ РОССИИ. ВСЕОБЩЕЙ ИСТОРИИ. (базовый уровень) 11 «С» класс
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ИСТОРИЯ РОССИИ.ВСЕОБЩЕЙ ИСТОРИИ. (базовый уровень)11 «С» класс...
![](/sites/default/files/pictures/2013/05/17/picture-78992-1368805438.jpg)
Рабочая программа по истории России 10-11 класс (углубленный уровень
Программа составлена на сайте edsoo.ru в конструторе рабочих программ, соотвествует ФРП по истории 10-11 класс (углубленный уровень)...