Главные вкладки

    Рабочая программа по истории России (профильный уровень)
    рабочая программа по истории (10 класс) на тему

    Приходченко Галина Николаевна

    Рабочая программа составлена к учебнику Сахарова, Буганова (86 часов)

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл rabochaya_programma_10_klass._istoriya_r.docx85.13 КБ

    Предварительный просмотр:

    Календарно – тематическое планирование по курсу «История России с древнейших времен до середины XIX века»

    № п/п

    Тема урока

    Кол-во часов

    Тип урока,

    его форма

    Элементы его содержания

    Требования к уровню подготовки обучающихся

    Вид контроля

    Элементы дополнительного содержания

    Домашнее задание

    Дата проведения

    Пособия

    план

    факт

    Раздел I. История России - часть всемирной истории  (не менее 4 часов)

    1

    Российская цивилизация

    1

                                                                                                       Актуализация новых     знаний

    Особенности становления  и развития Российской цивилизации

    Знать основные особенности истории народов и государств в целом, выявлять главные факторы развития России, выделять своеобразие истории России в сравнении ее с мировой и европейской историей.

    Опыт политического, экономического и культурного взаимодействия России с народами Европы и Азии.

    Введение, в.1-12;

    с. 144 в.1-3;

    с.145 в.1.

    Разд. материалы  «Факторы формирования

    Российской цивилизации» (1,2»)

    2

    Особенности становления и развития российской цивилизации

    1

      Урок формирования новых

                                    умений  

    Особенности становления  и развития Российской цивилизации

    Определять причины отличий исторического пути России. Понимать, что особенности исторического развития народа зависит не от одной причины или события, а от комплекса, совокупности ряда факторов

      Анализ составленных  обучающимися схем        

    Подготовка презентаций,

     обзор жизни и деятельности В.Н. Татищева, Н.М. Карамзина, С.М. Соловьева, В.О. Ключевского

                                       Разд. материалы, плакаты  «Становление Российского государства» (1)

    3

    Место России в мировой истории

    1

                                                  Лекция

    История России - часть всемирной истории. История и современность. Проблемы периодизации российской истории.

    Понимать принципы и способы периодизации всемирной истории; важнейшие методологические концепции исторического процесса, взаимосвязь и особенности истории России и мира

    Анализ составленных обучающимися схем с выводами, рефлексия

    Проблемы периодизации российской истории

    Входной тест по истории России с др. времен до к XIX века

    Презентации об историках, их жизни и

    деятельности

    Большая хрестоматия. История России от возникновения до 19 века» (диск)

    4

    Источники по истории Отечества

    1

                                                     Лекция

    Источники по истории Отечества

    История и современность. Источники по истории Отечества

    Презентации об историках, их жизни и деятельности

    Источники по истории Отечества. Историография, научно – популярная и учебная литература по курсу. Основные этапы развития исторической мысли в России. В.Н. Татищев, Н.М. Карамзин, С.М. Соловьев, В.О. Ключевский. Советская историческая наука.Современное состояние российской исторической науки.

    Составление схемы №1 «Анализ исторического источника».

    Раздел II. Народы и древнейшие государства на территории России (9 часов)

    5

    Освоение Евразии

    1

        Комбинированный урок  

    Природно – климатические факторы и особенности освоения территории Восточной Европы и Севера Евразии. Стоянки каменного века. Великое переселение народов.

    Знать  природно – климатические факторы и особенности освоения территории Восточной Европы и Севера Евразии. Стоянки каменного века. Великое переселение народов.

        Беседа , анализ схемы исторического источника                                      

    Освоение человеком восточных и северных регионов Евразии.  Особенности освоения Сибири, Алтайского края и Дальнего Востока.

    Записи в тетради, в порядке выбора дополни

    тельный материал по теме

    Интерактивные карты (6 класс)

    6

    Неолитическая революция

    1

               Урок изучения новых знаний

    Переход от присваивающего хозяйства к производящему. Оседлое и кочевое хозяйство. Появление металлических орудий и их влияние на первобытное общество

    Знать об этногенезе восточных славян, понимать место славянской этнической и языковой группы в общей индоевропейской системе, определять основные восточнославянские племена, характеризовать быт, занятия, язык восточных славян, указывать территорию их расселения.

                                                     Таблица  

    Стоянки каменного века. Скотоводы и земледельцы

    § 1, вопросы.

    в.5-презентация.

    с.144, № 1,2,3;  с.145, № 2

    7

    Формирование этносов

    1

        Комбинированный урок  

    Начальные этапы формирования этносов.

    Знать основные группы населения Евразии, формирующиеся в период неолита.

                          Презентации

    Начальные этапы формирования этносов. Языковые семьи.

    § 2, с.23-24, в.1-2.

    с.144 в.4,5;

    с.145 в.3.

    8

    Индоевропейцы

    1

        Комбинированный урок

    «Великое переселение народов» и его влияние на формирование праславянского этноса. Место славян среди индоевропейцев. Города-государства Северного Причерноморья. Скифы и сарматы.

    Знать кто такие индоевропейцы, описывать на примере поселения у села Триполье образ жизни и общественное устройство.

    Показывать на карте расселение индоевропейцев.

                                 Беседа  

    «Великое  переселение народов». Дискуссия о прародине славян.

    § 2, с.25-28, в. 3-5.

    9

    Восточнославянские племенные союзы

    1

        Урок формирования новых знаний и умений

    Восточнославянские племенные союзы и их соседи: балтийские, угро-финские, тюрские племена.

    Объяснять смысл понятий: этнос, генезис, этногенез, племенные союзы.

    § 3, с.29-31, в.1-5.

    с. 145 в. 4.5.

    Контурная карта «Расселение славян в I – IX вв.»

    ( 6 кл, с.2)

     Карта «Первобытный строй на   нашей страны,    Закавказья, Средней Азии и   Северного Причерноморья»

    10

    Восточнославянские племенные союзы и их соседи

    1

           Урок формирования новых знаний и умений

    Восточнославянские племенные союзы и их соседи. Тюркский каганат. Волжская Булгария. Хазарский каганат.

    Характеризовать отношения славян с соседними племенами и народами, разъяснять общий уровень социально-экономического развития.

    Проследить по карте Великое     переселение      народов

    Борьба восточных славян с кочевыми народами Степи, аварами и хазарами.

    § 3, с.32-34, в.6-8

    Дополнительный материал по соседям славян (записи в тетради)

    11

    Восточные славяне в V-VIII в

    1

                                  Комбинированный урок

    Занятия, общественный строй и верования восточных славян. Усиление роли племенных вождей, имущественное расслоение. Переход от родовой к территориальной общине.

    Характеризовать главные особенности занятий, общественного строя, быта и верований восточных славян; устанавливать причинно-следственные связи в обозначенных процессах.

                                                    Работа с картой

    Восточнославянские города

    § 4, таблица славянских богов, обрядов, праздников, примет, загадок.

    (Презентации)

    Контурная карта «Восточные славяне в VII – IX xвв.»

    ( 6 кл, с.3)

    с. 144 в.6;

    с.145 в.6;

    12

    Народы и древнейшие государства на территории России

    1

              Урок контроля и коррекции    знаний и умений

    Переход от родовой к территориальной общине

    Объяснять смысл понятий: присваивающее хозяйство, производящее хозяйство, природно-географическая среда и хозяйственно-культурные типы.

    Понимать историческую обусловленность формирования и эволюции общественных институтов, систем социального взаимодействия, взаимосвязь и особенности истории России.

                            Документ с.41 Прокопий Кесарийский  

    Повторить § 1- 4,

    Вопросы с.144 1-6; с.145 в.1-6;

    Дополнительный материал о сарматах, готах, гуннах (письменный и презентации)

    13

    Возникновение мира восточных славян

    1

    Зачет                                  

    Обобщать и систематизировать пройденный материал

                                        Зачет

    Разработать схему №3 «План описания исторической личности»

    Раздел III. Русь в IX-начале  XII вв. (9 часов)

    14

    Возникновение государственности у восточных славян

    1

    Урок изучения новых знаний

    Возникновение государственности у восточных славян. «Повесть временных лет» .Торговый путь «из варяг в греки»

    Знать причины и факторы возникновения русской государственности; понимать многонациональный характер первого русского государства; формировать собственную позицию по поводу разных теорий образования древнерусского государства

    Таблица «Восточнославянские племенные союзы», Путь из варяг в греки

    Дискуссия о происхождении Древнерусского государства  и слова «Русь»

    § 5, в.5-письменно;  с.144 в.7,8;

    Составить таблицу «Соседи восточных славян»

    Разработать схему №4 «Возникновение и развития государства»

    Карта «Кивская Русь в 9 – начале 12в.» (№2)

    15

    Появление государства у восточных славян

    1

                                                 Лекция

    Возникновение государственности у восточных славян. «Повесть временных лет». Начало династии Рюриковичей.

    Знать причины и факторы возникновения русской государственности; понимать многонациональный характер первого русского государства; формировать собственную позицию по поводу разных теорий образования древнерусского государства

    Мини – тест (с.25-26) «Поурочные разработки « Б.Н. Серов; А.Р. Лагно

    Дискуссия о происхождении Древнерусского государства  и слова «Русь»

    § 6, в.4-таблица;

    с. 144  в.11; с.145 в.7 -12;

    Контурная карта «Образование древнерусского государства»

    ( 6 кл, с.3)

    Написать исторический портрет Рюрика, Олега. (Подготовить презентации о Рюрике, Олеге, поход Олега на Византию)

    СД «Рюрик и его братья. Князь Олег Вещий» СД «История России 9-21 в. обучающ. прогр.»

    Плакаты «И.Р.6кл №2 . ДР. Русское гос-во с центром в Киеве.10 век»

    16

    Становление Древнерусского государства

    1

    Комбинированный урок

    Начало династии Рюриковичей. Дань и подданство. Князья и их дружины. Вечевые порядки. Киев и Новгород – два центра древнерусской государственности.

    Понимать тенденции и динамику развития древнерусского государства. Выделять особенности правления князей: Олега, Игоря и княгини Ольги(крещение, реформы)

                   Документ «Договор Руси

       с Византией»

    § 7, с.58-62. в.1-4.

    с. 144 в.11;

    с. 146 в.12,13.

    Написать исторический портрет Игоря, Ольги

    (Составить презентацию)

     

    Разд. материалы, плакаты  «Становление Российского государства» (2) СД «История России 9-21 в. обучающ. прогр.»

    17

    Правление Святослава. Первая усобица на Руси

    1

    Урок практических применения знаний

    Военные походы русских князей. Международные связи Древней Руси.

    Выделять особенности правления князя Святослава (перемещение главной заботы на внешние завоевания). Определять главные направления внешнеполитической деятельности первых русских князей до конца IX в. Давать ее оценку.

    Таблица «Военные походы первых русских князей» (с.29-30 мет. Пособия)

    Дискуссии историков об уровне социально – экономического  развития Древней Руси.

    § 7, с.62 – 66

    Контурная карта «Походы князя Святослава. 964 – 972 гг»

    ( 6 кл, с.5)

    Написать исторический портрет Святослава

    (Составить презентацию о военных походах Святослава)

    СД «История России 9-21 в. обучающ. прогр.»

    18

    Крещение Руси. Политика Владимира Святого.

    1

    Урок изучения новых знаний. Лекция.

    Принятие христианства. Культура Руси как один из факторов образования Древнерусского государства. Христианская культура и языческие традиции.

    Определять причины и оценивать значение принятия христианства при князе Владимире для социально – политического развития государства и в качестве цивилизационного выбора.

    Документ «Крещение Руси»

    Роль церкви в истории Древней Руси. Влияние на Русь Византии и народов Степи.

    § 8, в.2-письменно с.145 в.15; с.146 в.15-17;

    Написать исторический портрет Владимира Святого

    (Составить презентацию)

    Работа по схеме № 2 «Развитие культуры России»

    Разд. материалы, плакаты  «Факторы формирования Российской цивилизации» (3,4»)

    19

    Правление

    Ярослава Мудрого. Вторая усобица на Руси

    1

    Комбинированный урок

    Развитие норм права на Руси.

    Выделять особенности правления Ярослава Мудрого, определять основные направления внутриполитической деятельности и как она влияла на внешнюю политику. Первый документ – свод законов «Русская Правда»

    Документ «Русская Правда», генеалогическое дерево русских князей

    «Русская правда». Военные походы русских князей. Княжеские усобицы.

    § 9, в.1-7,

    С.144 в.9; с.146 в.18

    составить исторический портрет Ярослава Мудрого (Составить презентацию)

    СД «История России 9-21 в. обучающ. прогр.»

    20

    Зарождение раннефеодальных отношений в Киевской Руси

    1

    Комбинированный урок

    Вечевые порядки. Категории населения.

    Характеризовать суть раннефеодальных отношений в Киевской Руси, выделять их особенности в сравнении с процессами в Западной Европе.

    Осуществлять критику источника.

    Мини- тест  (с.39-40)

    Этнический состав древнерусского общества.

    § 10-11, в.3,5-письменно

    С.144 в.10

    Контурная карта «Хозяйство и торговля Древней Руси. IX - XIIвв»

    ( 6 кл, с.3)

    Составить схему № 5 «Социально – политический строй, основные категории населения»

     

    21

    Расцвет древнерусского государства. Русское общество в XI веке

    1

    Практикум

    Вечевые порядки. Категории населения

    Характеризовать суть раннефеодальных отношений в Киевской Руси, выделять их особенности в сравнении с процессами в Западной Европе.

    Осуществлять критику источника

    Документ «Правда роськая»

    Этнический состав древнерусского общества.

    Повторить § 5-11. Подготовиться к зачету  

    с. 144 в.7-11; с.145 в.7-18;

    Повторить основные понятия, определения, даты.

    22

    Русь в IX – начале XII вв.

    1

                                                      Семинар. Зачет

    Возникновение государственности. Военные походы русских князей. Принятие христианства.

    Уметь четко отвечать на поставленные вопросы

                                           Вопросы к семинару.

                                          Даты. Тест. Кроссворд.

    Составить генеалогическое дерево Владимира Мономаха.

                   СД «История России 9-21 в. обучающ. пр.»      «Древняя Русь в 9-13 в» (1)

     таблицы №16

     

    Раздел IV. Русские земли и княжества  в XII -начале  XV вв. (18)

    23

    Усобицы. Любеческий съезд.

    1

    Комбинированный урок

    Усиление экономической и политической самостоятельности русских земель. Усобицы на Руси.

    Понимать неизбежность княжеских усобиц в данный исторический период, знать причины соперничества феодальных кланов.

    Термины «Раннефеодального уклада на Руси»

    § 12, в.1-4.

    с.144 в. 11;    с.146 в.12;        Составить исторический портрет Владимира Мономаха (Составить презентацию)

    Карта «Раздробленность Руси в 12- первой четверти» 13 века

    24

    Владимир Мономах

    1

             

    Русь и степь

    Видеть центростремительные тенденции в жизни русского государства., характеризовать политику Владимира Мономаха как стремление восстановить единство державы.

                Документ «Из поучения Владимира Мономаха своим детям»

    Политическая раздробленность на Западе и Востоке Европы: общее и особенное.

    § 13, в.1-3.

      с.144 в. 11;    с.146 в.12;                          

    Составить генеалогическое дерево потомков Вл. Мономаха

                  Интерактивные карты

    25

    Распад Древнерусского государства

    1

                                                                Лекция

    Причины распада Древнерусского государства. Усиление экономической и политической самостоятельности русских земель.

    Объяснять причины феодальной раздробленности на Руси; понимать основные тенденции внутренней политики и внешних отношений отдельных княжеств друг с другом. Видеть закономерность этого периода, негативные и позитивные процессы двухвековой раздробленности. Характеризовать Киевское и Чернигово – Северское княжество.

      Сообщения о Черниговских князьях: Олег

       Святославич, Всеволод Ольгович.

    Политическая раздробленность на Западе и Востоке Европы: общее и особенное.

    § 14, в 1-3,           с. 144 в.12, 13; с.146 в.19.20.  

    Контурная карта «Раздробленность Руси.  Вторая половина XIIвв»

    Составить схему № 6 «Сравнение княжеств" (географ. положение, политическое управление, экономическое развитие)

    Небольшие сообщения о князьях Ярославе Осмомысле, Романе Мстиславиче, Данииле Романовиче,

    Разд. материалы  «Становление Российского государства» (3) Плакаты «Ист. Р 6 кл. № 4. «Русские земли в период раздробленности

    26

    Галицко – Волынское княжество, господин Великий Новгород.

    1

    Урок изучения новых знаний

    Крупнейшие земли и княжества Руси XII- начале XIII вв. Монархии и республики. Княжеская власть и боярство.

    Понимать особенности развития удельных княжеств, характеризовать их политическое устройство.

    Работа с картой

    Православная церковь и идея единства Русской земли.  «Слово о полку Игореве»

    § 15, в.1-3.

    с. 144 в.12, 13; с.146 в.19.20.  

    Составить исторический портрет Юрия Долгорукого, Андрея Боголюбского, Всеволода Большое Гнездо (Составить презентацию)

    Плакаты «Ист. Р 6 кл. № 2. «Новгородская боярская республика» СД «Господин Великий Новгород. Кто ты?» (История: наука или вымысел)

    27

    Северо – Восточная Русь

    1

                  Урок изучения новых знаний

    Крупнейшие земли и княжества Руси XII- начале XIII вв. Монархии и республики. Княжеская власть и боярство.

    Знать, сто Северо – Восточная Русь – колыбель российской цивилизации. Объяснять принципиальные отличия политики владимиро – суздальских князей и природный фактор складывания деспотической модели власти.

                Работа  с картой

    § 16, в.1-3.

     с. 144 в.12, 13; с.146 в.19.20.  

    Сообщения, презентации о Кирилле и Мефодии, Новгородских берестяных грамотах, «Повести временных лет» Нестора, «Слово о Законе и Благодати» Иллариона, «Поучение детям» Владимира Мономаха, «Хождение игумена Даниила в святые места» Даниила

    Диск «Из истории государства Российского 10 – 14 вв.»

    28

    Культура домонгольской Руси

    1

    Урок изучения новых знаний. Лекция

    Расцвет культуры домонгольской Руси. Региональные особенности культурного развития

    Знать сущность и своеобразие культуры Руси домонгольского периода, на конкретных примерах показывать ее достижения

                                 Мини –тестирование

                       (с.64-65, методич. разр.)                        

    § 17, в.1-4,

    с. 145 в.14;     с.146 в.21-23.

    Сообщения, презентации об архитектуре 10-13 века: Софийский собор (Новгородский, Полоцкий, Киевский), иконописи, фресках (новгородская, Ярославская школа иконописи)

    29

    Культура Руси 10-начала 13в.

    1

    Урок изучения новых знаний. Лекция

    Расцвет культуры домонгольской Руси. Региональные особенности культурного развития. Влияние внешних факторов на развитие русской культуры. Контакты с культурами Запада и Востока. Влияние Византии.

    Знать сущность и своеобразие культуры Руси домонгольского периода, на конкретных примерах показывать ее достижения

    Сообщения, презентации.

    § 18, в.1-4,           с. 145 в.14;     с.146 в.21-23 – письменно

    Работа по схеме № 2 «Развитие культуры России»

    30

    От единой Руси к удельной

    1

    Семинар. Урок контроля и коррекции Знаний,умений.

    Различать в исторической информации факты и мнения, описания и объяснения, гипотезы и теории. Обосновывать свою точку зрения, применять полученные знания  для решения исторических проблем

    Вопросы с.144 – 145 № 11-16, с.146 № 12 – 23. Термины. Работа с картой

    Повторить § 12 -  18.

    Составить исторический портрет Чингисхана. (Составить презентацию)

    Схема №3

    Интерактивные карты

    31

    Возникновение Монгольского государства

    1

                         Комбинированный урок

    Образование Монгольского государства.

    Знать особенности историко – социологического, историко – политического анализа событий и процессов.

     С.152 в.3 (Сравнить    Чингисхана                     любого правителя Руси)

    Первые завоевания монголов.

    с. 201 в.1,2;    с.202 в. 1-3;

    § 19, в.1-4

     Схема № 4 «Возникновение и развитие государства» (Возникновение Монгольского государства)

     

         Карта «Борьба против      иноземных захватчиков в 13 в.»

    32

    «Батыево разорение». Нашествие крестоносцев.

    1

                                       Лекция

    Нашествие на Русь. Русь и Орда.

    Понимать причины завоевания Руси татаро - монголами

    Проследить по карте пути нашествия врагов на Русь в 13 веке. Документ «Нашествие Батыя на Русь» Летопись.

    Образование Золотой Орды и ее социально – политический строй. Система управления завоеванными землями.

    с. 201 в.3,            с.202, в.4

    § 20, с.152-154; в.1-2;      Составить исторический портрет  А.Невского.

    (схема №3)

    (Составить презентацию)

    Контурная карта «Монголо – татарское нашествие на Русь. 1223 - 1242г» ( 6 кл. с.8)

    Диск «Правители – завоеватели» (Чингис – хан, Батый)

    33

    Экспансия с Запада. Татаро – монгольское иго на Руси.

    1

                     Лекция

    Экспансия с Запада и ее место в истории народов Руси и Прибалтики.

    Знать причины установления монгольского ига на Руси и принципы управления Русью; обобщать итоги и понимать последствия более двухвекового владычества татаро - монгол

     С.161    в.7;Документ  с. 162 «Ледовое  побоище»  

    § 20,

     с. 154-161; в.3-6;

    Документ с. 161 (схема №1 «Анализ исторического источника».)

    Контурная карта «Походы князя Александра Невского против иноземных завоевателей»

    ( 6 кл, с.9)

    Диск «Ратные подвиги А. Невского»

    34

    Хозяйство Руси.

    1

    Комбинированный урок

    Колонизация Северо – Восточной Руси. Восстановление экономики русских земель.

    Формы землевладения и категории населения.

    Роль городов в объединительном процессе.

    Понимать причины подъема, определить главные тенденции в сфере хозяйства, экономики и социальных отношений на русских землях

    Начало возрождения Руси

    § 21, в.1-5;

    Составить схему № 5 «Социально – политический строй, основные категории населения»

    35

    Противостояние Орде.

    1

                   Комбинированный урок

    Борьба за политическую гегемонию в Северо – Восточной Руси. Политические, социальные, экономические и территориально – географические причины превращения Москвы в центр объединения русских земель.

    Политические, социальные, экономические и территориальные причины превращения Москвы в центр объединения русских земель.

    Документ «Духовная грамота московского князя Ивана Калиты»

    Дискуссия о путях и центрах объединения русских земель.

    Политика московских князей.

    § 22, с.168-177

    с.201, в.4.

    с. 202, в.6.

    Контурная карта «Северо – Восточная Русь. Рост территории Московского княжества  в XIV- первой половине XVвв »

    (6 кл. с. 11)

    Составить исторические портреты Даниила Московского, Ивана Калиты, Михаила Ярославича Тверского

    (Составить презентацию)

    СД «Интерактивная карта» 6 класс

    36

    Куликовская битва. Дмитрий Донской.

    1

                                                             

    Политические, социальные, экономические и территориально – географические причины превращения Москвы в центр объединения русских земель.

    Характеризовать деятельность Дмитрия Донского, определять причины и последствия Куликовской битвы.

                       Документ «Летописная повесть

                            побоище на Дону»

    Зарождение национального самосознания на Руси

    § 22, с. 177-181

    с. 201, в. 7,8.

    с. 202,  в. 7,8,9.

    Составить исторические портреты Дмитрия Донского, Сергия Радонежского, митрополита Алексея.

    (Cхема №3

    (Составить презентацию)

    СД «Битва на поле  Куликовом», Куликово поле. Битва за Москву»

    37

    Феодальная война второй четверти XV века.

    1

                                                                           Комбинированный урок

    Политические, социальные, экономические и территориально – географические причины превращения Москвы в центр объединения русских земель.

    Знать о положении московских князей после смерти Дмитрия Донского (события феодальной войны) и о преодолении внутренних и внешних препятствий на пути окончательного складывания единого государства при

     Иване III

             Документ «Стояние на Угре» Гибель хана  Ахмата» Летопись                            

    Разгром Тимуром Золотой Орды и поход на Русь. Начало распада Золотой Орды.

    § 23. с. 182 – 188.

    в.1-5

    с. 201, в. 9-11;

    с.202, в. 10

    Контурная карта «Русь в период образования единого русского государства. Свержение ордынского ига »

    (6 кл. с. 12)

    Документ с. 191 (схема №1».) Составить исторический портрет Ивана III (Cхема №3 «План описания исторической личности») (Составить презентацию)

    СД «Интерактивная карта» 6 класс

    38

    Великое княжество Литовское

    1

                 Урок изучения новых знаний

    Великое княжество Московское в системе международных отношений.

    Знать, где располагалась территория, каким был государственный строй, особенности социально – экономического развития Великого княжества Литовского и русских землях в составе данного княжества.

    Документ «Судебник 1497 г»

    Принятие католичества как государственной религии Великим княжеством Литовским. Вхождение западных и южных русских земель в состав Великого княжества Литовского.

    Падение Византии и установление автокефалии Русской Православной Церкви.

    § 23. с. 188 – 191

    с. 201 в.12;

    с. 202 в. 10.

    Контурная карта «Западная и Южная Русь в составе княжества литовского в XIII- XVвв »

    (6 кл. с. 10)

    Составить исторический портрет Андрея Рублева.

     (Cхема №3 «План описания исторической личности»)

    (Составить презентацию)

    39

    Русская культура– XIV - XVвв.

    1

    Урок практического применения знаний

    Культурное развитие  русских земель и княжеств в конце XIII – середине XVвв. Влияние внешних факторов на развитие культуры. Формирование русского, украинского и белорусского народов. Москва как центр развития культуры великорусской народности.  Возрождение традиций храмового строительства. Расцвет древнерусской иконописи.

    Древнерусская литература: летописи, жития, сказания и «хождения»

    Знать особенности русской культуры и изучаемого периода; характеризовать главные ее достижения.

    Создание русского иконостаса.

    § 24, в.1 - 6

    с. 201 в.13 - 15;

    с. 202 в. 11.

    Работа по схеме № 2 «Развитие культуры России»

    Диск «Исторический лексикон 14 – 16 век»

    40

    Русь в XIII – XVв.

    1

          Зачет

    Обобщать и структурировать пройденный материал

    Вопросы  с.201, с.202; даты раздела, понятия, выдающиеся личности; карты.

    Тест.

    Составить исторический портрет Ивана  Грозного.

     (Cхема №3 «План описания исторической личности»)

    (Составить презентацию)

    Раздел V. Российское государство во второй половине  в XV  - начале  XVI вв. (9)

    41

    Завершение объединения русских земель. Начало правления Ивана грозного.

    1

             Комбинированный урок

    Завершение объединения русских земель и образование Российского государства. Формирование новой системы управления страной и развитие правовых норм.

    Знать завершающую стадию образования русского централизованного государства (1505 – 1547); характеризовать государство, доставшееся в правление Ивану Грозному; понимать специфику первого этапа его царствования и определять причины реформ Избранной Рады.

    Схема «Органы власти»   (сословно – представительная монархия)

    Сакрализация царской власти в общественном сознании.

    § 25, с.203-204. в.1-3,

    с.242 в.1-2;

    с.243 в.1,2. Контурная карта «Объединение русских земель в единое русское государство. 1462 – 1533 гг »

    (6 кл. с. 11)

    Составить исторический портрет Макария, Сильвестра, Алексея Адашева.

     (Cхема №3 «План описания исторической личности»)

    (Составить презентацию) Документ с.209-210 (схема №1 «Анализ исторического источника».)

    Карта «Образование и расширение Российского государства» XIV- XVI» «Становление Российского государства» №6-7»

    42

    Реформы Ивана Грозного

    1

             Комбинированный урок

    Формирование новой системы управления страной и развитие правовых норм. Реформы середины  XVI в.

    Характеризовать государство, доставшееся в правление Ивану Грозному; понимать специфику первого этапа его царствования и определять причины реформ Избранной Рады.

    Схема «Управление Россией при Иване IV»

    Складывание идеологии самодержавия.

    § 25, с.204-209, в.4-5.

    с.242 в.3; с.243 в.3,.

    Документ с.210-212

     (схема №1 «Анализ исторического источника».)

    Диск «Царь Иван Грозный»

    43

    Расширение государственной территории

    1

                                       Лекция

    Расширение территории государства: завоевания и колониальные процессы. Ливонская война. Рост международного авторитета Российского государства

    Знать ключевые направления внешней политики обозначенного периода, приоритетные задачи и способы их достижения. Определять значение присоединения новых территорий и дальнейшего расширения государства на Восток.

    Таблица «Этапы освоения новых земель в составе Российского государства при Иване Грозном»

    § 26, с.212-217, в.1-3.

    с.242 в.10,

    с.243 в.5 Контурная карта

    «Восточная политика Российского государства при Иване IV »

    (6 кл. с. 14)

    Составить исторический портрет Малюты Скуратова, князя Андрея Курбского.

     (Cхема №3 «План описания исторической личности») (Составить презентацию)

    Карта «Российское государство в XVI в.

    44

    Социальная структура общества  во второй половине XV- конце  XVI вв.

    1

                                       Лекция

    Изменения в социальной структуре общества и формах феодального землевладения во второй половине XV- конце  XVI вв. Развитие поместной системы

    Города, ремесла, торговля в условиях централизованного государства

    Установление крепостного права.

    Знать основные изменения в социальной структуре общества и формах феодального землевладения.

    Определять развитие городов, ремесел и торговли в условиях централизованного государства.

    Таблица «Взгляды на поданных и на гос. управление Ивана IV и его деда  Ивана III»

    Многонациональный  характер русского централизованного государства. Роль свободного крестьянства и казачества во внутренней колонизации страны

    § 26, с.217 -219, в.4.

    Составить схему № 5 «Социально – политический строй, основные категории населения»

    Дид. раздаточные материалы («Особенности развития сословного строя в России 15-16 в.»)

    45

    В преддверии Смуты

    1

     Урок изучения новых знаний

    Опричнина. Закрепощение крестьян. Учреждение патриаршества

    Знать сущность опричнины, ее цели и последствия; характеризовать опричнину в контексте реформ.

    Дискуссии о характере опричнины и ее роли в истории России

    § 27, с.220-225, в.1-2.

    с. 242 в.4 – 6.

    с. 243 в. 2,6.

    Документ с.229

     (схема №1 «Анализ исторического источника».) Контурная карта

    «Опричнина. 1565 – 1572 гг. Поход Ермака в Сибирь. 1582 – 1585 гг.»

    (6 кл. с.15)

    46

    Второй этап царствования Ивана Грозного

    1

             Комбинированный урок

    Опричнина. Закрепощение крестьян. Учреждение патриаршества.

    Правление Федора Ивановича

    Знать сущность опричнины, ее цели и последствия; характеризовать опричнину в контексте реформ.

    § 27, с.225-228, в.3.

    с. 242  в.7-9.

    с.243  в.4.

    Подготовить сообщения о лит. источниках «Сказание о великих князьях Владимирских», «Повесть  о Вавилонском царстве», И.С. Пересветов, Переписке И.Грозного с А. Курбским, «Домострое» Сильвестора. Исторических повестях «Казанское взятие» и т.д

    47

    Культура  конца XV-  XVI вв.

    1

    Урок практического применения знаний, умений. Конференция

    Культура народов российского государства во второй половине XV-  XVI вв. Особенности культурного развития в условиях укрепления централизованного государства и утверждения самодержавия. Развитие «книжного дела» на Руси. Начало книгопечатанья и его влияние на общество. «Домострой»: патриархальные традиции в быте и нравах.

    Характеризовать основные тенденции развития культуры данного периода;

    Знать основные произведения культуры, быт и нравы.

    Работа  с историческими источниками «Россия глазами иностранцев» с.112 мет. пособие.

    «Великие Четьи – Минеи» митрополита Макария.

    § 28, в.1,2.

    с. 243 в.11-13.

    Сообщения о церковном зодчестве, Кремлевском ансамбле, Преображенском соборе.

    Работа по схеме № 2 «Развитие культуры России»

    Дид. раздаточные материалы («Политическая программа И.С. Пересветова»

    48

    Архитектура и живопись конца XV-  XVI вв.

             Урок практического применения

                          знаний.

    Новые формы зодчества. Расцвет русской фресковой живописи.

    Характеризовать основные тенденции развития культуры данного периода;

    Знать основные произведения культуры, быт и нравы.

    «Ренессансные» тенденции в русском искусстве.

    Крестьянский и городской быт.

    § 29, в.1.2.

    Подготовиться к зачету, с. 243 в.1-3.

    Контурная карта «Российское государство в конце XVI вв.»

    (6 кл. с. 16)

    Диск «Храм Покрова на Красной площадиде» Дид. раздаточные материалы («Черты мо рнизации в культуре»

    49

    Московская Русь

    1

                     Зачет                                                        

    Обобщать пройденный материал. Делать задания В и С из материалов ЕГЭ.

                     Тест

    Тест

    Диски  «Исторический лексикон 14-16 в» века»

    Раздел VI. Россия  в XVII вв. (12)

    50

    Конец династии Рюрикович

    1

                          Урок изучения новых знаний. Лекция

    Смута. Пресечение правящей династии. Обострение социально – экономических противоречий.  Борьба против агрессии Речи Посполитой и Швеции.

    Характеризовать политику Бориса Годунова. Определять причины Смуты.

                         Таблица «Крестьянская война под        предводительством И.И. Болотникова

    Дискуссия о причинах и характере Смуты. Феномен самозванства. Боярские группировки. Национальный подъем в России.

    § 30, в.1-6

    с. 333 в.1-2,

    с. 334 в.1-3.

    Документ с.252

     (схема №1 «Анализ исторического источника».)

    Составить исторический портрет Бориса Годунова, Лжедмитрия I, И. Болотникова, К. Минина, Д. Пожарского, И.Заруцкого, П. Ляпунова

     (Cхема №3 «План описания исторической личности») (Составить презентацию)

    Контурная карта

    « Российское государство к началу XVII в»    « Смутное время. Интервенция Польши и Швеции»

     (с.2-3,  7 кл.)

         Интерактивные карты «Россия в XVII» Диски «Цари смутного времени», «Царь Борис Годунов» Дид. раздаточные материалы («Разывитие России в 17 – 18 в») №3,4.

    51

    Продолжение Смуты. Польско – литовская интервенция.

    1

             Комбинированный урок

    Восстановление независимости страны

    Давать оценку событиям после смерти Лжедмитрия I: характеризовать сущность правления бояр во главе с Шуйским; давать оценку действиям Лжедмитрия II

    § 31, в. 1-5.

    с. 335, в.4-7.

    Документ с.258

     (схема №1 «Анализ исторического источника».)

    Составить исторический портрет Михаила и Алексея Романовых, Лжедмитрия II

     (Cхема №3 «План описания исторической личности») (Составить презентацию)

    Контурная карта « Смутное время. Крестьянская война начала XVII»

     (с.4,  7 кл.)

         Интерактивные карты «Россия в XVII» Диски «Цари смутного времени», «Царь Борис Годунов» Дид. раздаточные материалы («Разывитие России в 17 – 18 в») №3,4.

    52

    Появление первых Романовых

    1

                                        Комбинированный урок                                                      

    Ликвидация последствий Смуты. Земский собор 1613г. и восстановление самодержавия.Начало династии Романовых. Смоленская война

    Характеризовать внутреннюю политику царей Михаила и Алексея Романовых; понимать причины реформ государственного управления и формирования сословий.

       Схема и пояснительная записка   «Государственный   аппарат России в XVII вв» с.124 мет. пособия.

    Россия и Тридцатилетняя война в Европе.

    § 32, в.1-5, в.6 письменно.

    с. 333 в.4-6

    с. 335 в.9-12

    Документ с.271-272

     (схема №1.)

    Составить исторический портрет Филарета, Никона, Аваккума (Cхема №3 «План описания исторической личности») (Составить презентацию)

            

                                             Диски «Династия Романовых», «Романовы.  

                                    Начало династии»  Дид. раздаточные материалы  

                     

                                     

    оссии в 17 – 18») №5,6

    53

    Церковь и государство в XVII вв.

    1

    Комбинированный урок

    Церковный  раскол в России и его значение.

    Характеризовать причины и сущность раскола в России, выявить значение внутрицерковного разделения.

    Тест с.127 мет. пособия

    Старообрядчество. Особенности церковного раскола в России в сравнении с процессами Реформации и Контрреформации в Европе.

    § 33, в.1-6

    с. 333 в.7

    с..335 в.13-16

    Документ с.280-281

     (схема №1 «Анализ исторического источника».)

    Диски «Православная Россия», «Из истории православия»

    54

    Экономическое развитие и сословия в России XVII в.

    1

    Комбинированный урок

    Юридическое оформление системы крепостного права. Новые явления в экономике: начало складывания всероссийского рынка, образование мануфактур. Укрепление купеческого сословия. Преобразования в военном деле.

    Знать сущность крепостного права, причины его оформления в России, понимать каким был уровень развития хозяйства и торговли, давать характеристику сословной  структуре российского общества в данный период. Объяснять смыл понятий: «крепостное право», «мануфактурное производство»

    Таблица «Экономическое развитие России

     В XVII вв», «Сословия в России  в XVII вв».

    Развитие новых торговых центров

    § 34, в 1-9

    с. 333 в.9,10.

    с.335 в.17,18.

    Составить схему № 5 «Социально – политический строй, основные категории населения»

    Документ с.290-291,

     (схема №1 «Анализ исторического источника»).

    Составить исторический портрет  Степана Разина

    (Cхема №3 «План описания исторической личности») (Составить презентацию)

    55

    Бунташный век

    1

    Комбинированный урок

    Социальные движения XVII вв. Восстание С. Разина.

    Характеризовать народные выступления периода правления царя Алексея Михайловича, знать причины восстаний, их последствия.

    Таблица «Основные этапы восстания Степана Разина»»

    Дискуссия о характере социальных движений в России во второй половине XVII вв

    § 35, в. в.1-8,

    с. 333 в.3.

    с.335 в.19, 20.

    Схема № 8 «Анализ народных восстаний, войн»

    Документ с.301-303,

     (схема №1).

    Составить исторический портрет  Б. Хмельницкого, А.Л. Ордина – Нащекина, В.В. Годицына

    (Cхема №3) (Составить презентацию)

    Контурная карта « Городские восстания и народные движения в XVII»

     (с.7,  7 кл.)        

    56

    Внешняя политика России в XVII в.

    1

    Комбинированный урок

    Расширение территории Российского государства. Вхождение Левобережной Украины в состав России. Освоение Сибири. Войны России с османской империей, Крымским ханством и Речью Посполитой во второй половине XVII в.

    Знать основные направления  и дальнейшие тенденции внешней политики России в XVII в., оценить значение присоединения Украины к России; характеризовать успехи и неудачи, объяснять их.

    Таблица « Основные даты внешней политики в 30-е – 80-у гг. XVII в»

    § 36, в.1-4,

    с. 334 в.11,

    с. 335 в. 22, 23.

    Составить исторический портрет  С. Дежнева, В.Пояркова, Е.Хабарова

    (Cхема №3) (Составить презентацию)

    Контурная карта « Вхождение украинских земель в состав России»

     (с.5,  7 кл.)        

    Диск «Войны России»

    57

    Расширение России на восток в XVII в. Сибирь.

    1

    Комбинированный урок

    Расширение территории Российского государства. Освоение Сибири.

    Знать основные направления проникновения русских в Сибирь в XVII в., оценить значение присоединения Сибири; характеризовать уклад жизни и характер занятий нерусских народов.

    § 37, в.1-5,

    с. 334  в. 12,

    с. 335  в. 24

    Документ с.312-313,

     (схема № 1).

    Составить исторический портрет  Федора Алексеевича, Софьи Алексеевны.

    (Cхема №3) (Составить презентацию)

    Контурная карта «Рост территории России в XVII в. Народы Сибири и Дальнего Востока»

     (с.6,  7 кл.)

    58

    Россия в начале нового времени

                        Комбинированный урок

    Новые явления в экономике: начало складывания всероссийского рынка, образование мануфактур. Правление Софьи и Федора Романовых

    Знать основные направления внешней политики данных правителей, уметь объяснять новые явления в экономике реформы, которые проводились Петром

                     Таблица «Внутренняя и внешняя

    политика Федора и Софьи"

     

    Развитие новых торговых центров. Дискуссия о предпосылках преобразования общественного строя и характере процесса модернизации в России

    § 38, в.1-3

    с. 334  в. 13

    с. 336  в. 25-27

    Контурная карта «Российское государство в к. XVII в»

     (с.8,  7 кл.)

    59

    Культура России в XVII в.

    1

                                                                 Комбинированный урок

    Особенности русской традиционной  (средневековой) культуры. Формирование национального самосознания. Усиление светских элементов в русской культуре XVII в. Расширение культурных связей со странами Западной Европы Распространение грамотности. Зарождение публицистики.

    Знать основные факты истории культуры России XVII в.; определять общие черты и особенности ее развития.

    § 39, в. 1-3

    с.334. в.14.

    с.336, в.28,29.

     Работа по схеме № 2 «Развитие культуры России»

    60

    Культура  и быт России в XVII в.

    1

    Комбинированный урок

    Особенности русской традиционной  (средневековой) культуры. Формирование национального самосознания. Усиление светских элементов в русской культуре XVII в. Обновление принципов градостроительства. Светские мотивы в культовых постройках. Русская монументальная живопись. Расцвет ювелирного и декоративно – прикладного искусства.

    Знать основные факты истории культуры России XVII в.; определять общие черты и особенности ее развития.

    Немецкая слобода в Москве.

    § 40, в. 1-4.

    С. 334 в.15,

    С.336, в.30.

    Подготовиться к зачету

    61

    Россия в XVII в.

    1

    Зачет

    Обобщать и структурировать пройденный материал

    Тест (с. 141, 149-156) мет. пособие

    Вариант ЕГЭ (задания В и С) Составить исторический портрет  Петра I .

    (Cхема №3) (Составить презентацию)

    Раздел VII. Россия  в XVIII в. (12 часов)

    62

    Начало славных дел Петра.

    1

            Урок формирования

              новых знаний

    Петровские преобразования.

    Характеризовать международную обстановку, в которой оказалась Россия к началу XVIII в., понимать причины Северной войны и превращения России в европейскую державу.

    § 41, в.1-4

    с.120 в.1,2.

    с.121 в.1-3

    Составить исторический портрет Ф.Я. Лефорта, П. Гордона, Б.П. Шереметева, Ф.А. Головина, Г.И. Головкина.

    Интерактивные карты «Россия в XVIII в.-1760-х гг.» Диск «Первый император России»

    63

    Внешняя политика Петра I.

    1

    Урок формирования новых знаний. Исследование.

    Реформы армии и флота. Роль России в развитии системы международных отношений в XVIII в. и превращение  России в мировую державу.

    Характеризовать международную обстановку, в которой оказалась Россия к началу XVIII столетию, понимать причины Северной войны и превращения России в европейскую державу.

                Таблица «Ход Северной войны»,

    § 42, в.1-6

    с.120 в.3,

    с.121 в.4

    Составить исторический портрет Е.И. Украинцева, Карла XII, М.М. Голицына, Я.В. Брюс, И.С. Мазепа, Ф.М. Апраскин.

    Карта «Российская империя в XVIII в.»

    64

    Северная война

    1

               Урок практического применения

                   знаний, умений.  

    Реформы армии и флота. Роль России в развитии системы международных отношений в XVIII в. и превращение  России в мировую державу. Победа в Северной войне. Провозглашение России империей.

    Характеризовать международную обстановку, в которой оказалась Россия к началу XVIII столетию, понимать причины Северной войны и превращения России в европейскую державу.

                       Таблица «Основные сражения

                        Северной войны»

    § 43, в.1-4,

    с.120 в.4.

    с.121 в. 5-6.

    Документ с.28,

     (схема № 1).

    Контурная карта

    «Северная война» (с.9, 7 кл.)

    65

    Петровские преобразования. Социально – экономическое положение России.

    1

    Комбинированный урок

    Петровские преобразования. Реформы армии и флота. Создание заводской промышленности. Новая система государственной власти и управления. Формирование чиновничьего  - бюрократического аппарата. Провозглашение империи. Превращение дворянства в господствующее сословие.

    Знать причины преобразований Петра I. Характеризовать экономическое и социальное положение России в годы его правления. Объяснять смысл понятий: «модернизация», «регулярное государство» Петра I.

    Схема «Центральное государственное управление»

    Политика протекционизма. Отмена патриаршества. Методы проведения реформ. Оппозиция петровским преобразованиям в обществе.

    § 44, в.1-7,

    с. 121 в.7.

    Составить схему № 5 «Социально – политический строй, основные категории населения»

    Контурная карта « Российская империи при Петре I»

     (с.10,  7 кл.)        

    Дид. матер. «Цивилизац. альтернативы» «Альтернативы исторического развития государств в 18 – 19в.»

    66

    Петровская модернизация

    1

    Комбинированный урок

    Особенности складывания абсолютизма в России и Европе.

    Уметь вести исследование, характеризовать Петра I в разные периоды истории как императора - реформатора и представления о роли его преобразований.

    Дискуссия о месте и роли петровских преобразований в истории России.

    § 45, в.1-6,

    с.120 в.5.

    с.121 в.8.

    Документ с.45 - 46,

     (схема № 1).

    Составить исторический портрет Екатерины I, Анны Иоанновны, Бирона.

    (схема №3, презентация)

    Дид. матер. «Цивилизац. альтернативы» «Результаты  и последствия реформ Петра»

    67

    Эпоха дворцовых переворотов

    1

    Лекция

    Расширение прав и привилегий дворянства. Развитие системы крепостничества. Просвещенный абсолютизм: идеология и политика. Законодательное оформление сословного строя.

    Участие России в Семилетней войне.

    Характеризовать внутреннюю политику преемников Петра I. Знать насущные общественные проблемы. Сравнивать характер правления Петра I и его приемников.

    Развернутый план рассказа об участии России в Семилетней войне.

    Россия  в период дворцовых переворотов. Борьба дворцовых группировок за власть.

    § 46, в.1-4,

    Документ с.58 – 59.,

     (схема № 1).

    Составить исторический портрет Елизаветы Петровны, Петра III.

    (схема №3, презентация)

    Контурная карта « Россия в семилетней войне 1756 – 1763гг.»

     (с.11,  7 кл.)        

    Диск «От Екатерины I до Екатерины II»

    68

    Правление Екатерины Великой

    1

    Комбинированный урок

    Просвещенный абсолютизм: идеология и политика

    Знать особенности внутренней политики Екатерины, сравнивать политику Екатерины II  и предшествующих ей правителей  с т.з. продолжения реформаторской деятельности Петра I.

    Таблица «Внутренние реформы Екатерины II».

     § 47, в.1-4,

    с.121 в. 9-10,

    с. 121 в.9-11.

    Документ с.65 – 66,

     (схема № 1). Сделать сообщение о  П.А. Румянцеве, Г.А. Потемкине, А.В. Суворове Ф.Ф. Ушакове, А.Г. Орлове.

    (презентация)

    69

    Внешняя политика России во второй половине XVIII в.

    1

    Урок изучения новых знаний

    Роль России в развитии системы международных отношений  в XVIII в. Победа в Семилетней войне и превращение России в мировую державу. Разделы Польши. Русско – турецкие войны. Расширение территории государства.

    Знать приоритетные направления внешней политики России во второй половине XVIII в., понимать ее задачи, способы их реализации.         Давать оценку итогам внешнеполитической деятельности.

    Таблица «Раздел Речи Посполитой»

    Россия и европейская политика «баланса сил».

    § 48 - 49, в.1-8,

    с. 121 в. 6-8,

    с. 121 в.12-14

     Контурная карта

    «Российская

    империя в 1763 – 1800гг. (европейская часть)» (с. 12,)

    «Русско – турецкие войны» (с.14, 7 кл.)

     « Территория Российской империи к концу XVIII в.»

     (с.16,  7 кл.)        

    «Итальянские и швейцарские походы А.В. Суворова 1799г» с.15, 7 кл.)

    Диск «Великие полководцы»

    70

    Социально – экономическое развитие

    1

    Урок изучения новых знаний

    Законодательное оформление сословного строя.

    Уметь анализировать социально – экономическое развитие России и определять положение народов, входящих в состав Российской империи в XVIII в. Уметь устанавливать ведущие тенденции, пространственные и временные рамки изучаемых явлений и процессов.

    Таблица «Нерусские народы России»

    Зарождение антикрепостнической идеологии

    § 51, в.1-4,

    с.121 в. 11 – 12,

    с. 121 в.16,

    Составить схему № 5 «Социально – политический строй, основные категории населения» Сделать сообщение о  К.А. Булавине, И.Некрасове, Е.И. Пугачеве, Салавате Юлаеве.

    Плакаты «Сословная структура в 18 в.» №5.

    71

    Народные восстания в России. От Булавина до Пугачева

    1

    Урок практического применения знаний, умений.

    Восстание Е. Пугачева

    Понимать причины, повод, социальный состав и ход народных движений  XVIII в. Давать оценку значения этих событий. Уметь критически анализировать источник исторической информации

    Таблица «Хронология народных восстаний. Причины и итоги»

    Зарождение антикрепостнической идеологии

    § 51, в.1-7

    с. 121 в.17

    Схема № 8 «Анализ народных восстаний, войн»

    Контурная карта « Восстание под предводительством Е.И. Пугачева»

    (с.13, 7 кл)

    Сделать сообщение о  А. Холмогорском, С. Яворском, Ф. Прокоповиче, Д. Ростовском, А. Мацеевиче, Д. Тверитинове.

    72

    Русская церковь в XVIII в.

    1

    Комбинированный урок

    Русская церковь в XVIII в.

    Иметь представление о развитии православной церкви, о синодальном периоде.

    Таблица «Отношение духовенства к церковной политике Петра»

    § 50, в.1-5,

    с. 121 в.13 – 14,

    с. 121 в.20

    Сделать сообщение  о Л.Ф Магницком, М.В. Ломоносове, М.М. Щербатове, В.Н. Татищеве, А.П. Сумарокове, Д.И. Фонвизине, Г.Р. Державине, Н.М. Капамзине, А.Н. Радищеве, Ф.Г. Волкове.

    Диск «Православная Россия»

    73

    Русская культура в XVIII в

    1

    Комбинированный урок

    Особенности российского Просвещения. Влияние просветительской идеологии на развитие русской литературы. Основание Академии наук и Московского университета.

    Знать основные достижения и направления духовной жизни русского народа, также его бытовую культуру. Использовать знания и умения для осознания себя как представителя исторически сложившегося этнокультурного сообщества.

    План ответа на вопрос «Выдающиеся памятники культуры  России XVIII в»

    Новый характер взаимодействия российской и западноевропейской культуры в XVIII в.

    § 53, в.1-5,

    с.121 в XVIII в..14, 15.

    с.121 в.18. 19.

    Работа по схеме № 2 «Развитие культуры России»

    Сделать сообщение о Д.Кваренги, Д.Трезини, В.И. Баженов, М.Ф. Казаков, В. Растрелли, В.Л. Боровиковский, Д.Г. Левицкий, Ф.С. Рокотов, Э.-М.Фальконе, Ф.И. Шубин.

    74

    Русская культура и быт в XVIII в

    1

    Комбинированный урок

    Географические экспедиции. Создание академии художеств. Эстетические принципы барокко, рококо, и классицизма в русской архитектуре, живописи, скульптуре XVIII в. Развитие музыкального искусства. Возникновение профессионального театра.

    Знать основные достижения и направления духовной жизни русского народа, также его бытовую культуру. Использовать знания и умения для осознания себя как представителя исторически сложившегося этнокультурного сообщества.

    Таблица «Русская архитектура в XVIII в».

    Деятельность Вольного экономического общества. Быт и нравы дворянства: русская усадьба.

    § 54, в.1-3,

    Подготовиться к зачету

    Диск «Архитектура русского классицизма» Диск «Исторический лексикон XVIII в»

    75

    Россия в XVIII в.

    1

                     Зачет                              

    Обобщать и структурировать пройденный материал

      Тест (мет. пособие с.210 – 212)

    Вариант ЕГЭ (задания В и С)

    Составить исторический портрет Павла I, Александра I.

    Раздел VIII. Россия  в первой половине XIX в. (11 часов)

    76

    Короткое царствование Павла I. Начало царствования Александра I.

    1

             Комбинированный урок

    Попытки укрепления абсолютизма в первой половине XIX в. Реформы системы государственного управления. Систематизация законодательств

    Знать причины переворота. Понимать особенности правления Павла I и Александра I. Давать оценку их деятельности.

    Схема «Управление государством по проекту Сперанского»

    Распространение идей конституционализма.

    § 56, в.1-7,

      с.222 в.3-5,11  Документ с.141, (схема № 1).            

    Контурная «Российская империи на рубеже веков   XVIII в.- XIX в»    

    Диск «Павел  I» Диск «Александр I».Плакаты «Структура управления России в 1 четверти XIX в.

    77

    Социально – экономическое развитие России в первой половине XIX в.

    1

                        Комбинированный урок

    Особенности экономического развития России в первой половине XIX в. Развитие капиталистических отношений. Начало промышленного переворота. Формирование единого внутреннего рынка. Изменение социальной структуры российского общества в условиях промышленного переворота.

    Характеризовать социально – экономическое положение России в начале XIX в.

             Схема «Политический строй  России»

    Региональные особенности экономического развития. Противоречия новых форм экономических отношений и крепостнических порядков.

    § 55, в.1-5,

    С. 221 в.1-3,

    с.222 в. 1,2.

    Контурная карта «Экономическое развитие России в сер. XIX в.» (8 кл. с. 8)

    Документ с.129 - 132, (схема № 1)

    Составить схему № 5 «Социально – политический строй, основные категории населения»

    Сделать сообщение о М.И. Кутузове, М.Б. Барклай -де-Толли, П.И. Багратионе, Н.Н. Раевском, Д.В. Давыдове, М.И. Пла

    Плакаты «Сословия в России в первой половине XIX в.»

    78

    Отечественная война 1812г.

    1

    Урок изучения новых знаний

    Россия в системе международных отношений первой половины XIX в. Участие России в антифранцузских коалициях. Изменение внешнеполитической стратегии в период наполеоновских войн. Отечественная война 1812 г.

    Знать причины отечественной войны 1812 г., ее ход и значение,

    Таблица «Внешняя политика Александра I., 1801 – 1812 гг.»

    Имперская внешняя политика России.

    § 57, в.1-5,

    С. 222 в.6

    Документ с.149 - 151, (схема № 1)

    Сделать сообщение об  А.А. Аракчееве, А.Н.Голицине.

    Контурная карта «Отечественная война 1812г» (8 кл. с.4)

    Карта «Отечественная война 1812 года»

    79

    Внешняя политика России.

    1

    Комбинированный урок

    Россия и создание Венской системы международных отношений.

    Понимать ключевые задачи внешней политики России в начале XIX в.и способы их достижений. Определять цели и смысл заграничных походов русской армии 1813-1814г

    Заграничный поход русской армии.  Россия в Священном союзе.

    § 58, в.1-5,

    Документ с.156 - 158, (схема № 1)

    Контурная карта «Заграничные походы русской армии.  1813-1814гг.» (8 кл. с.4)

    Сделать сообщение о А. Муравьеве, С.Трубецком, Н. Муравьеве, М.иС. Муравьевых-Апостолах, И. Якушкине, П. Пестеле, Е. Оболенском, И. Пущине, К. Каховском, М. Бестужеве- Рюмине, К.Ф. Рылееве

     (Презентация)

    Карта «Отечественная война 1812 года Заграничный поход русской армии»»

    80

    Восстание декабристов

    1

    Комбинированный урок

    Влияние  Отечественной войны 1812 г. на общественное сознание  в России. Движение декабристов.

    Знать состав тайных организаций, сравнивать  их программы, планы.

    Уметь объяснять, было ли выступление на Сенатской площади восстанием или актом неповиновения.

    Таблица «Тайные общества в России»

    Оценка движения декабристов в российской исторической науке.

    Рост оппозиционных настроений в обществе.

    § 59, в.1-9,

    с. 221 в.4

    с. 222 в.9,10

    Составить исторический портрет  Николая  I .

    (Cхема №3)

    Сделать сообщение о С.С. Уварове, П.Я. Чаадаеве, П.Д. Киселеве, Е.Ф. Канкрине, Шамиле.

    (Составить презентацию)

    Дидактические материалы «Движение декабристов»

    81

    Внутренняя политика Николая I

    1

    Лекция

    Оформление российской консервативной идеологии. Теория «официальной народности»

    Характеризовать личность  Николая I, уметь осуществлять анализ его внутренней политики: историко-социологический; историко-политический.

    Схема «Реформы царствования  Николая I» Тест с.250 (мет. пособия)

    § 60, в.1-6, § 61, в.1-6,

    с. 221 в..5

    с. 222 в.12, 14.

    Контурная карта «Россия в первой половине XIX в» (8кл. с.8)

    Сделать сообщение о кружке «любомудров»,  кружке Н.В. Станкевича, кружке А.И. Герцена и Н.П. Огарева, славянофилах А.С. Хомякове, К.С. Аксакове, Ю.ф. Самарине;  кружке В.Г. Белинского и  К.Д. Кавелина; западниках; русских социалистах.

    Диск «Император Николая I»

    82

    Общественная жизнь  России при Николае I

    1

    Комбинированный урок

    Славянофилы и западники. Русский утопический социализм.

    Знать суть российской консервативной идеологии и оппозиционных мнений николаевской эпохи. Уметь сравнивать состав участников, основные идеи и способы действия  во время Николая I.

    Таблица «Главные направления общественной мысли николаевской эпохи»

    Зарождение русской геополитической школы. Европейское влияние на российское общество.

    § 62, в.1-7,

    с.221 в. 4,

    с. 222 в. 14, 15, 17.

    Подготовить сообщение о В.А. Корнилове, П.С. Нахимове, В.И. Истомине, Н.И. Пирогове.

    Дидактический материалы «Политические течения XVIII в.- XIX в.»

    83

    Крымская война (1853 – 1856)

    1

    Урок изучения новых знаний

    Крымская война6 причины и последствия. Присоединение Кавказа.

    Уметь анализировать ход войны,знать предпосылки. Причины и последствия поражения России.

    Таблица «Внешняя политика Николая I»

    Имперская внешняя политика России.

    § 63, в.1-6,

     Документ с.200 - 201, (схема № 1)

    Подготовить сообщение о Лобачевском, Аносове, Пирогове, Н.М. Карамзине

    Карта «Крымская война»

    84

    Золотой век русской культуры

    1

    Урок практического применения знаний, умений.

    Ученые общества. Научные экспедиции. Создание системы народного образования.

    Характеризовать развитие русской культуры в первой половине XIX в.

    Составление карточек – конспектов «Образование в России»

    § 64, в.1-4,

    § 65, в.1-6,

    с. 221 в.9-11

    с. 222 в.20 - 22

    85

    Культура народов России в первой половине XIX в.

    1

    Конференция

    Культура народов России в первой половине XIX в.

    Характеризовать развитие русской культуры в первой половине XIX в.

    Защита коллажа «Культура  России в первой половине XIX в.»

    Развитие русской журналистики. «Золотой век» русской поэзии.

    § 66, в.1-4,

    86

    Россия в первой половине XIX в.

    1

    Зачет

    Обобщать и систематизировать знания. Использовать их для понимания и критического осмысления общественных процессов и явлений.

    Тест


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    рабочая программа для 11 класса профильный уровень

    программа для 11 профильного класса...

    Рабочая программа для 10 класса (профильный уровень)

    Рабочая программа может представлять интерес для учителей, которые работают в 10 классах по учебнику Spotlight, авт. Д.Дули, Английский язык, авт. О.В. Афанасьева, И.В.Михеева. Она содержит титульный ...

    Рабочая программа по истории России для профильных классов

    Рабочая  программа по курсу «История» предназначена для профильных 10-11 классов общеобразовательной школы. Рабочая программа составлена на основе федерального компонента Государственного стандар...

    Рабочая программа для 11 класса (профильный уровень)

    Учебный курс разработан в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования (далее ФГОС).  Согласно разделу ФГОС 18.3.1. «...

    Рабочая программа по истории России и мира (базовый уровень) - Волобуев О.В., Клоков В.А., Пономарев М.В.

    Рабочая программа по истории Росии и мира - учебник 10 класса (базовый уровень) под редакцией Волобуева О.В., Клокова В.А., Пономарева М.В...

    Рабочая программа по истории России-всеобщей истории для 9 класса (базовый уровень)

    В рабочей программе по истории России-всеобщей истории   в 9 классе есть некоторые особенности в связи с переходом на линейную систему изучения истории в школе.В соответствии с учебным плано...