курс "Глобальный мир XXI веке"
календарно-тематическое планирование по истории (11 класс) по теме

Чухланцева Светлана Александровна

При изучении курса " Обществознания. Глобальный мир в XXI веке" для 11 класса акцент делается на осмыслении представлений школьников о развитии общества и присходящих в нем процессах с првлечением опыта и систематизации знаний, полученных на предыдущих ступенях преподавания обществознания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon курс 11 класс180 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Современный мир переживает период перехода от индустриального к информационному обществу. Процессы глобализации и информатизации необратимым образом меняют существующие общественные отношения во всех сферах — политической, правовой, экономической, семейной, бытовой, социальной, культурной и др. Наша страна не может оставаться в стороне от происходящих событий. Российское общество переживает сложный период становления новой системы ценностей, утверждения новых приоритетов в государственной политике и общественной деятельности, формирования основ правового государства и гражданского общества. Российским гражданам предстоит осознанно определиться в обществе, в своем отношении к государству, осмыслить, что только свободный и независимый человек, осознающий свою ответственность за совершаемые поступки, носитель современной системы знаний, принимающий ценности и принципы демократии, может стать истинным гражданином современной России. Представляется крайне важным для будущего развития страны преодоление правового нигилизма, общественной и политической пассивности, различных проявлений нетерпимости и насилия, экстремизма и агрессивности, расизма и шовинизма, духовной деградации личности. В первую очередь это касается подростковой среды, поколения будущих граждан России. Значительную роль в данном процессе может и должна играть школа. Именно она призвана воспитывать и образовывать молодое поколение россиян.

Курс «Обществознание. Глобальный мир в XXI веке» вводит школьника в сложный мир общественных отношений, дает возможность поразмышлять о самом себе и своем месте в окружающем мире, показывает механизм взаимоотношений между разными государствами в условиях глобализации. Молодые граждане России не только знакомятся с накопленным мировым и отечественным опытом' в области различных общественных наук, но и активно включаются в обсуждение, приобретают навыки получения и анализа информации из разных источников, применения полученных на занятиях знаний в рамках социальных проектов или при подготовке творческих работ, при создании школьных правил и конституций, в организации школьных советов и других молодежных объединений.

Актуальность предлагаемого курса «Обществознание. Глобальный мир в XXI веке» в связи с происходящими в обществе коренными изменениями чрезвычайно велика. Ряд факторов показывает необходимость введения такого курса в современной российской школе.

Во-первых, информационное общество вносит значительные изменения в социальную структуру и существующие механизмы принятия решений на всех уровнях. Появляются новые общественные группы (нетократия, меритократия и др.), смещаются акценты властных отношений, изменяется картина геополитических отношений между странами. Глобализация экономики включает принципиально новые механизмы принятия решений и установления контроля. Знание происходящих процессов,   обсуждение   их   тенденций   и   прогнозирование   возможных

результатов становятся важной составляющей социализации нового поколения российских граждан. Поэтому без серьезного анализа структуры информационного общества и происходящих в нем процессов невозможно представить свое место в этом обществе и быть активным гражданином.

Во-вторых, все большее значение в современном глобальном мире приобретает роль консолидации граждан одной страны. Особенно это актуально для стран, имеющих в своем составе много различных народов и конфессий. К ним относится и Российская Федерация. Необходимо в рамках обществоведческого курса совместить понятия «россиянин», «гражданин Российского государства» с чувством малой родины, края, где человек родился, со знанием местных обычаев и обрядов.

В-третьих, с разрушением системы коммунистического воспитания нарушилась связь между учебной и воспитательной работой. Предложенная программа дает возможность совместить обучение, приобретение знаний с развитием навыков участия в общественно значимых делах, в первую очередь через привлечение школьников к социальному проектированию, предоставление им возможностей для социальной практики.

В-четвертых, явно недостаточное внимание в сложившейся системе обществоведческого образования уделяется межпредметным и межкурсовым связям, нарушается логика преподавания по классам, нет корреляции учебных программ и курсов. В данной программе предоставляется возможность обратиться к знаниям учащихся по другим предметам гуманитарного цикла (литературе, истории, географии, биологии и др.), проследить межпредметные и межкурсовые связи, актуализировать всю совокупность уже полученных знаний. Этот курс носит интегративный, обобщающий характер, что способствует созданию условий для формирования системных знаний учащихся, развития определенных навыков и умений, приобщения к гуманистическим ценностям.

В-пятых, в обществоведческих курсах и программах все еще слишком мало внимания уделяется темам патриотизма и гражданственности в их соединении с общепризнанными демократическими нормами гражданского образования. В предлагаемом курсе делается попытка рассмотреть патриотизм и гражданственность в тесной связи с реалиями современного мира, увидеть их потенциал в условиях глобализации и условности территориальных границ государств, взаимовлияния различных культур. Современная Россия претендует на роль одного из лидеров в многополярной политической системе отношений, что выдвигает новые требования к гражданской ответственности и активности наших соотечественников. Эти темы являются содержательным стержнем данного курса.

В-шестых, современное эффективное образование невозможно без использования активных и интерактивных стратегий преподавания. Существующие в учебниках обществознания подходы к изложению материала пока еще в недостаточной степени учитывают эти требования. Сложившаяся система теоретизации знаний и абсолютизации «классических» подходов не дает возможности самореализации подростков через получение опыта участия в общественной жизни, создает искаженную картину в условиях быстро меняющегося мира, порождает социальный инфантилизм и пассивность. Поэтому представляется актуальным построение курса «Обществознание. Глобальный мир в XXI веке» на основе открытости обсуждения, выяснения существующих проблем, использования  разнообразных  источников информации, анализа политических процессов. На смену позиции пассивного усвоения знаний должен прийти подход открытости, использования разных источников информации (в том числе и электронных), активного включения школьников в образовательный процесс через активные и интерактивные стратегии преподавания, обсуждение острых вопросов современной действительности, формирование умения аргументировано отстаивать свою точку зрения.

В-седьмых, «человеческий потенциал» в новых условиях общественного развития становится важнейшим фактором стабильности и успешности, поэтому необходимо усилить воспитательную направленность преподавания обществознания, бороться с проявлениями экстремизма, расизма, нетерпимости, моральной деградации, алкоголизма и наркомании, получающими опасное распространение в современном российском обществе.

Таким образом, представляется очень актуальным в различных аспектах (политическом, идеологическом, социальном, учебно-методическом, воспитательном и т. д.) создание системы курсов в области обществознания. Логическим завершением этой системы является курс «Обществознание. Глобальный мир в XXI веке», построенный на осмыслении происходящих общественно-политических процессов в мире в условиях глобализации и места России в мировой системе взаимоотношений. В связи с этим можно говорить о новизне предлагаемого курса.

Новизна курса «Обществознание. Глобальный мир в XXI веке» состоит в следующем:

—   курс основан на принципе неотделимости знаний от практических навыков гражданского участия, от решения назревших общественных проблем;

—  акцент переносится с провозглашения определенных истин, которые  необходимо  запомнить  подросткам,   на обсуждение  проблем, дискуссии, основанные на анализе разных мнений  и  позиций,  поиск дополнительной информации для выработки собственного взгляда;

—   рассматриваются   процессы   и   механизмы   функционирования информационного общества, являющиеся важнейшей составляющей для понимания   глобализации   и  тенденций   происходящих  общественных изменений;

—  вводятся новью понятия, классификации и теории (виды политической культуры, теория современной экономики, новый подход к терминам «нация»,  «гражданское общество», «новая концепция демократии»), а ряд понятий  приобретает новое наполнение с учетом  реалий современного мира;

—   глобализация  понимается  как закономерный  процесс,  который происходит в современном мире, реально существующее общественное явление;

—   рассматриваются общественные явления с точки зрения  национального интереса, осмысляется роль России в мировых процессах, объясняются ее политические, социальные, экономические и другие приоритеты;

—  используются материалы социального прогнозирования для организации обсуждений в ходе учебного процесса;

—   содержание курса предполагает интеграцию общечеловеческих ценностей и российской специфики их воплощения;

—  прослеживаются и учитываются межпредметные и межкурсовые связи;

—  уделяется значительное внимание темам патриотизма и гражданственности;

— методическое обеспечение курса строится на возможности для учащихся и преподавателей выбирать наиболее интересные темы для обсуждения, сочетать различные стратегии преподавания (пассивные, активные и интерактивные), использовать разнообразные методы, формы и приемы при рассмотрении содержательных вопросов.

Обществознание содержательно интегрирует достижения разных наук — философии, психологии, социологии, политологии, юриспруденции, экономики, экологии и др. — с целью подготовить школьника к жизни в обществе. Таким образом, основная цель обществознания — социализация подростка, его приобщение к ценностям демократии, правового государства, гражданского общества, что закреплено в основах конституционного устройства современной России. С этим неразрывно связано воспитание у молодых граждан России чувства любви к своему Отечеству и ответственности за его будущее; формирование будущего гражданина с активной жизненной позицией, патриотизма, уважения к другим народам, толерантности и культуры мира; приобщение к общечеловеческим гуманистическим ценностям; развитие умений анализировать получаемую информацию и отбирать необходимые для человека знания об обществе и общественных отношениях, применять полученные знания в своей практической жизни, делать ответственный выбор.

Также представляется важным создание необходимых условий для адаптации подрастающего поколения в обществе, облегчение процесса социализации индивида, его приобщение к существующим общественным ценностям.

Общей целью нового подхода к преподаванию обществознания является создание максимально благоприятных условий для развития свободной, мыслящей, информированной и осознающей ответственность за совершенные поступки личности. С ней неразрывно связаны следующие целевые установки:

1)  социализация, т. е. подготовка к жизни в информационном обществе в XXI веке;

2)  воспитание патриотизма и гражданственности через осознание сопричастности к судьбам Родины;

3)  самостоятельность через формирование мотивации к познанию, творчеству, обучению и самообучению на протяжении всей жизни;

4)   коммуникация с целью сотрудничества с другими людьми для достижения общего социально значимого результата;

5)  уважение ценности социального, мировоззренческого, конфессионального и культурного многообразия;

6)   умение делать свободный,  осознанный  и  ответственный  выбор при  принятии  решений  и  выработке собственной  позиции  по  важным мировоззренческим вопросам;

7) конструктивность и позитивность, выражающиеся в умении предлагать собственные пути решения общественных проблем, отказе от нигилизма и критиканства.

Образовательные задачи преподавания курса «Обществознание. Глобальный мир в XXI веке»:

■  принятие учащимися в качестве ориентиров демократических общечеловеческих ценностей  (уважение прав человека и  его фундаментальных свобод, толерантность, стремление к мирному решению конфликтов,  готовность  к  компромиссам  и  поиску согласия,  патриотизм  и гражданственность, уважение традиций предков и культуры других народов мира, ответственность за собственные решения);

■  раскрытие закономерностей  в общественной жизни  в условиях глобализации, преодоление отрывочного характера получаемых знаний, их систематизация и осмысление с учетом современных требований и научных достижений;

■  изучение своеобразия общественной жизни  России на примерах истории и современности в сравнительном анализе с другими странами мира;

■  создание условий для раскрытия творческих способностей учащихся, развитие навыков аналитического мышления и умения делать осознанный выбор, развитие нестандартности мышления и креативности;

■  моделирование актуальных и практически значимых для школьников ситуаций, разрешение которых помогает занять ту или иную позицию в реальной жизни, соединение теоретических знаний с практической деятельностью и воспитательным компонентом;

■  понимание  школьниками  ценности  образования  в современном мире и активизация стремления к самообразованию, преодоление разрыва между обучением и воспитанием в школе;

■  выработка активного отношения подростков к жизни и окружающему миру, рост интереса к общественной и политической жизни;

■  передача социальных ценностей, способствующих преемственности сложившихся социальных устоев и общественной стабильности;

■  создание атмосферы диалога и сотрудничества всех участников учебного процесса, отказ от давления  и  морализаторского подхода в преподавании;

■  переход от доминирования  пассивной стратегии  преподавания  к органичному включению активных и интерактивных подходов;

■  преодоление  раздробленности  и  узкой специализации  учебных курсов, связанных с обществоведческим образованием  и гражданским воспитанием, достижение приобретения школьниками целостной картины мира.

Важно, чтобы учащиеся могли принимать решения и нести ответственность за свой выбор; уметь формулировать собственное мнение; разбираться в окружающей жизни; анализировать собственные поступки и поступки других; реализовывать собственные жизненные задачи; чувствовать себя индивидуальностью и личностью; уважать окружающих; решать проблемы на основе ненасилия; понимать значимость общественной и политической жизни; знать и выполнять законы; влиять на власть с помощью установленных правовых процедур; любить Родину и уважать представителей других стран.

С задачами тесно связаны ожидаемые результаты. Предполагается, что после изучения курса «Обществознание. Глобальный мир в XXI веке» учащиеся смогут:

—   освоить   разные  социальные   роли,   в  том   числе   и   с  учетом реалий современного информационного общества;

—  занимать активную гражданскую позицию;

—  участвовать в реализации социальных проектов;

—  использовать различные источники информации при обсуждении проблем общественной жизни;

—   овладеть  правилами  общественной  полемики,  цивилизованного диалога в обществе;

—   противостоять манипулированию и  рационально обосновывать свою точку зрения;

—  понимать роль и место России в современном мире, геополитические перспективы развития страны;

—  формулировать вызовы и риски современного развития, предполагать адекватные ответы;

—  знать и использовать правовые механизмы защиты собственных интересов, прав и свобод.

Проблемность изложения является важной отличительной чертой учебника. Авторы исходят из того, что на предыдущих уровнях изучения обществознания школьники смогли получить эмпирический опыт и систематизировать свои знания. Теперь им предлагается перейти к осмыслению и формулированию проблем на основе понимания сложности современного глобального мира и противоречивости происходящих в нем процессов.

Вводное занятие (2ч)

Мир в современную эпоху. Процесс глобализации — его пути и направления. Место России в современном мире. Основные проблемы, существующие в современном мире. Знакомство со структурой и содержанием учебника для 11 класса под редакцией Л. В. Полякова «Обществознание. Глобальный мир в XXI веке».

Тема  I. Общество и общественное сознание (4 ч)

Основные функции и подсистемы общества. Человек — существо общественное. Общество как условие появления человека и результат его деятельности. Функции общества. Подсистемы общества. Направление и характер развития человечества. Традиционные (аграрные), индустриальные и постиндустриальные (информационные) общества. Особенности функционирования общественных подсистем в каждом из типов обществ.

Общественное сознание и его формы. Индивидуальное и общественное сознание. Эмоционально-чувственное отношение к миру — искусство. Эмоционально-доверительное отношение к миру — религия. Доверительно-практическое отношение к миру — мораль. Эмоционально-рассудочное отношение к миру — наука. Чувственно-рассудочное отношение к миру — право. Практически-преобразовательное отношение к миру — идеология. Общественное сознание и типы обществ. Идеологии и ценности общественных групп. Новое отношение к миру в постиндустриальную эпоху. Глобальный и локальный характер постиндустриального общества.

Основные понятия: общество, сознание, общественное сознание, эволюция, система, подсистема, функция, социализация, традиционное (аграрное) общество, индустриальное общество, постиндустриальное общество, глобализация, культура, экономика, политика, право, наука, идеология, искусство, религия, мораль.

Тема II. Образы человечества в культурных традициях и современных социально-политических теориях (6 ч)

Российская государственность и российская цивилизация. Единство человечества. Россия в современном мире. Становление российской государственности. Норманисты и антинорманисты о начале российской государственности. Влияние принятия христианства на развитие российской государственности. Русские земли: от раздробленности к централизации. Становление централизованного государства. Концепция «Москва — Третий Рим». Церковный раскол и его значение. Российская империя. Западники и славянофилы. Российский опыт универсального взгляда на развитие общества.

Единство в разнообразии: особые пути к новому мироустройству. Лидерство в глобальном мире. Борьба М. Ганди за права индийцев. Гражданское неповиновение и пассивное сопротивление. Китайская традиция: опыт всемирного влияния через самодостаточность. Латинская Америка: к справедливому мироустройству через «теологию освобождения». Опыт соединения борьбы за социальную справедливость с фундаментальными ценностями католического христианства. Идея единого человечества в исламской цивилизации.

Западные теории мироустройства. Человек и человечество — открытия западной цивилизации. Влияние протестантской этики на развитие западной цивилизации. Возрастание влияния науки. Просвещение. Марксистские теории развития. Социал-демократическое движение в XIX — начале XX века. Победа большевиков в России и строительство социализма в отдельно взятой стране. Пересмотр марксистской концепции И. Валлерстайном. Представление Ф. Фукуямы о «конце истории». С. Хантингтон и теория «столкновения цивилизаций». Признание разнообразия культур.

Основные понятия: государственность, раскол, абсолютизм, империя, западники, славянофилы, ненасилие, пацифизм, теология, либерализм, мировые и национальные религии, марксизм, цивилизация.

Тема  III. Что нас разделяет (4 ч)

Культура: понятие, многообразие, формы. Социализация как фактор сохранения культуры. Факторы, влияющие на социализацию. Виды культуры. Влияние глобализации на культуру. Нации и национальности. Этнические факторы в государственном развитии. Национальный фактор во внутригосударственных и межгосударственных конфликтах. Национализм и патриотизм.

Религия и язык как явления культуры. Распространение религиозных конфессий на Земле. Мировые религии. Влияние религии на государственное устройство и политику. Многообразие культур — многообразие языков. Распространение языков в мире и языковая политика. Причины современных конфликтов и пути их преодоления. Последствия распространения миграции в современном мире. Практика «плавильного котла» и мульти-культурализм.

Основные понятия: социализация, традиции, культура, государство, суверенитет, нация, этническая общность, национализм, патриотизм, религия, светское государство, миграция.

Тема IV. Мир после крупнейшей геополитической катастрофы XX века (4 ч)

Мировое сообщество после «холодной войны». Ялтинская система мироустройства. Глобальный конфликт двух систем — социализма и капитализма. Двухполюсная система мира — СССР и США. Гонка вооружений. Усиление влияния исламского мира. Нефть и мировое лидерство. Распад социалистического лагеря. Появление новых центров силы.

«Демократия» и «рынок» в глобальной перспективе. Демократическая система в современном политическом развитии. Испытания демократии в современном мире. Столкновения различных демократических ценностей друг с другом. Единое бизнес-пространство в глобальном мире. Монополии в экономике. Влияние глобализации на социальную ситуацию в разных странах. Борьба с бедностью и голодом.

Основные понятия: «холодная война», сверхдержавы, «третий мир», гонка вооружений, ядерное оружие, коррупция, транснациональные корпорации.

Тема V. Учитесь мыслить глобально (8 ч)

Феномен мирового лидерства. США после «холодной войны». Стратегия национальной безопасности США и понимание ими своей роли в мире. Борьба с международным терроризмом. Геополитические интересы США. Стандарты демократии и их понимание. Геополитические конкуренты. Отношения с политическими союзниками. Зоны особого внимания во внешней политике США.

Россия в глобальной конкуренции. Понимание национальной безопасности в России. Модернизация государственного механизма как приоритетное направление. Интересы России по Концепции национальной безопасности- Основные задачи внутреннего развития. Отношение к современным военным угрозам. Угрозы национальной безопасности России и предполагаемые ответы. Ориентация на многополярность современного мира. Политика на постсоветском пространстве — успехи и трудности взаимодействия. Россия на мировом энергетическом рынке.

Европейский союз и его миссия. «Старая» меновая» Европа. Европейская комиссия и Европейский парламент. Поиск энергетической безопасности. Отношения России и Евросоюза — возможности стратегического партнерства. Последствия расширения миграционных процессов. Сложности европейской интеграции. Перспективы развития Евросоюза.

Китай на пути к глобальной державе. От регионального лидера к глобальному игроку. Внутренние ограничения экономического развития. Континентальный и островной Китай. Воплощение в практику принципа «одна страна — две системы». Стратегия национального развития Китая. Идея «четырех модернизаций». Экологическая ситуация и здоровье населения. Позиция Китая в Азиатском регионе.

Основные понятия: двойные стандарты, сепаратизм, между народный терроризм, модернизация, Европейский союз (Евросоюз), Всемирная торговая организация (ВТО).

Тема VI. Глобальная экономика (4 ч)

Становление единого мирового хозяйства. Эпоха «зональной глобализации». Экономические эксперименты в XX веке — от коммунистической идеи к обществу массового потребления. Появление идеи «государства всеобщего благоденствия». Неолиберализм. Общество массового потребления. Глобализация экономики. Теория «пределов роста». Новые формы капитала: кадровый, интеллектуальный, символический, социальный, культурный. «Штабная экономика». Возникновение геоэкономических регионов. Модель современной экономики — геокон (геоэкономическая конструкция). Взаимоотношения разных слоев (регионов) геокона.

Россия в глобальной экономике. Противоречивость результатов глобализации экономического развития. Альтернативы экономического развития России. Факторы, влияющие на модель экономического развития. Перспективы экономического развития России. Среда «инновационной культуры». Особенности общественного и экономического развития России. Краткосрочные цели национальной инновационной инициативы. Система научно-исследовательской деятельности. Задача охраны российской интеллектуальной собственности. Риски в современном экономическом развитии. Национальные интересы и принцип справедливой глобализации.

Основные понятия: зональная глобализация, средний класс, геокон, геоэкономические регионы, информационная экономика, трофейная экономика, «штабная экономика».

Тема VII. Глобальная безопасность (6 ч)

Сила оружия в современном мире. Угрозы существованию человечества. Глобальные противоречия в современном мире. Борьба за лидерство в современном мире. Влияние и контроль в современном мире. Ядерное оружие — реальная опасность. Договоры о нераспространении ядерного оружия. Проблемы, связанные с ограничением распространения ядерного оружия. Современные конфликты. Причины конфликтов в глобальном мире.

Экономика и экология: поиски равновесия. Экологическая ситуация в современном глобальном мире. Глобальный характер экологических проблем. Экологическая ответственность и экологическая культура. «Экспорт» экологических проблем в современном мире. Промышленное развитие и угроза экологической катастрофы. Экологические программы. Экология и здоровье человека. Необходимость баланса между экономическими интересами и экологической необходимостью.

XXI век и новые угрозы для человечества. Зависимость человека от машин и технологий. Экстенсивное развитие и экономические ресурсы. Основные типы современных ресурсов. Пути решения проблемы недостаточности ресурсов. Угроза международного терроризма и ее последствия. Глобальный характер угрозы терроризма. Меры по борьбе с терроризмом. Технические возможности для установления глобального контроля человека в XXI веке.

Основные понятия: геноцид, экологическая ответственность, пандемия.

Тема  VIII. Власть в информационном обществе (6 ч)

Информационное общество: политическое и социальное своеобразие. Западное общество и информатизация. Успешность в информационную эпоху. Средний класс и его роль. Власть в информационную эпоху. Источник социальных различий в информационном обществе. Новые очаги социальных конфликтов. Когнитариат. Рост ценности образования. Информация и демократия. Сила общественного мнения. Технологии «жесткой» и «мягкой» силы. Манипулирование общественным сознанием. Переход к информационному обществу и политическое развитие.

Средства массовой информации: между властью и гражданским обществом. Роль средств массовой информации в современном мире. СМИ и формирование мировоззрения современного человека. Создание общественной повестки дня. «Четвертая власть». Функции СМИ. Государство и свобода СМИ. Конструктивная и деструктивная позиции СМИ. Политическое влияние СМИ.

Нетократия. Информация в современном мире. Общество открытой коммуникации. Сетевые средства массовой информации. Новое структурирование общества. Многостороннее общение и обмен информацией. Секторная структура информационного общества. Иерархия в информационном мире. Политические институты индустриального общества и нетократы.

Основные понятия: информатизация, средний класс, когнитариат, манипулирование, стереотипы, средства массовой информации, нетократия, коммуникация, Интернет,иерархия.

Тема  IX. Россия и «русский мир» (8 ч)

Особенности русской политической культуры. Формы самоуправления в древнерусских городах. Вечевые органы власти. Собирание русских земель и изменение политической культуры. -Авторитарная и патриархальная политические культуры. Политическая свобода в авторитарной политической культуре. Отношения подданных и главы государства в патриархальной политической культуре. Разные типы политической культуры в истории России. Роль революционной политической культуры. Советский Союз и традиции политической культуры. Мессианская политическая культура. Политическая преемственность в российской истории. Политическая культура современной России.

Политическая система современной России. Структурные элементы политической системы. Конституционные основы государственного устройства России. Федеративное устройство и федерализм. Республиканское правление. Парламентская, президентская   и   смешанная   республики.   Пост   Президента   РФ. Функции Президента РФ. Разделение властей в современной России. Российский парламент и парламентаризм. Исполнительная власть в РФ. Правительство РФ. Суды трех видов юрисдикции в России. Прокуратура в системе государственной власти. Система местного самоуправления, его политическая ценность.

Развитие гражданского общества в современной России. Государство и гражданское общество. Составные элементы гражданского общества. Общественная палата и ее роль в жизни страны. Связь демократии и гражданского общества. Политическая система современной России. Суверенитет и территориальная целостность России в  1990-е годы.

Россия — «ближний круг» и «русский мир». Интересы и стратегия поведения России в ближнем зарубежье. Содружество Независимых Государств (СНГ). Интеграционные и дезинтеграци-онные процессы на постсоветском пространстве. Программа возвращения соотечественников в Россию. Мигранты и социальная напряженность. Принцип разноскоростной интеграции. Приоритеты внешней политики России. Глобальная миссия России.

Основные понятия: мессианство, политическая культура, анархизм, федерализм, парламентаризм, республика, правовое государство, гражданское общество, миграция, интеграция, «суверенная демократия».

Тема X (заключительная). Россия в глобальном мире: вызовы и задачи (8 ч)

Угрозы и вызовы для России в XXI веке. Факторы, влияющие на будущее России. Условия существования цивилизаций. Ответ на имеющийся вызов. Демографический вызов. Массовая миграция и ее последствия. Дефицит рабочей силы. Экологический вызов. Возможности создания экологически безопасной модели хозяйствования. Экологические стандарты. Уникальные экономические ресурсы России. Ответственная экологическая политика.

Экономические, социальные, военные риски для России. Экономический вызов. Рыночная трансформация российской экономики. Потенциальные препятствия экономическому развитию России. Сырьевые секторы экономики. Техническая модернизация и создание новых технологий. Государственные механизмы стимулирования экономического роста. Социальный вызов. Проблема несправедливости распределения общественного богатства. Проблема бедности. Социальная структура России в начале XXI века. Имущественное расслоение. Правила восхождения по социальной лестнице. Военный и террористический вызовы. Военные конфликты в начале XXI века. Вооруженный сепаратизм. Стратегический ядерный паритет. Стратегии создания боеготовых Вооруженных сил. Массовая мобилизационная армия. Силы постоянной готовности. Мобильные Вооруженные силы.

Решение национальных задач на основе эффективной демократии. Общенациональные приоритеты России. Выход из системного  кризиса. Задачи  перспективного развития страны.  Бедность — это несправедливость. Задача победы над бедностью. Улучшение материального положения работников бюджетной сферы. Обеспечение справедливости общественного устройства. Роль государства в решении национальных задач. Ответственность национальной элиты. Социальная ответственность бизнеса. Ориентиры достижения жизненного успеха. Эффективная государственность. Политическая активность и социальная ответственность. Создание эффективного государственного аппарата. Административная реформа. Обеспечение независимости и авторитета судебной власти. Гражданский контроль деятельности органов правопорядка. Построение эффективного федерализма. Взаимодействие регионов и Центра. Укрупнение регионов и создание федеральных округов. Укрепление институтов гражданского общества. Гражданские объединения и союзы. Программа «сбережения народа». Приоритетные национальные проекты в России.

Геополитическая и цивилизационная миссия России в XXI веке. Сохранение суверенитета и национальной независимости. Суверенитет и геополитика справедливости. Построение демократического государства в России. Политическая архитектура мира. Равноправное сотрудничество в современном мире. Природные ресурсы и экономическая мощь России. Завоевание комфортного места в международном разделении труда. Фундамент экономического прорыва. Структурная перестройка. Условия гостеприимства. Сохранение, распространение и развитие русской культуры. Поддержка «русскофонии». Опасность межнациональной и межконфессиональной напряженности. Культура толерантности. Сохранение уникального природного многообразия России. Экологическая миссия России.

Основные понятия: сепаратизм, вызовы, риски, справедливость, федерализм, государственность, приоритетные национальные проекты, «русскофония», ксенофобия, толерантность.

Итоговое повторение (4 ч)

Общественное многообразие современного мира. Типы обществ. Роль глобализации в изменениях обществ и индивидуального сознания. Попытки осмысления единства человечества в истории. Общечеловеческие ценности в истории российской цивилизации. Многообразие культур в современном мире. Современные конфликты. Взаимодействие культур. Роль религии в общественной жизни.

Геополитическое лидерство. Стратегии национальной безопасности в глобальном мире. Противостояние и сотрудничество лидеров. Современная глобальная экономика. Экономическая успешность и конкурентоспособность. Политическая культура. Основы конституционного устройства России. Единое информационное пространство. Социальные изменения эпохи глобализации. Роль знаний в постиндустриальном обществе. Ответственность национальной элиты.

Резерв времени — 6 ч.

Тематическое планирование

Название разделов курса

Кол. часов по программе

Кол. часов запланировано

Фактически проведено

Вводное занятие

2

2

Тема 1. Общество и общественное сознание

4

4

Тема 2. Образы человечества в культурных традициях и современных социально- политических теориях

                         

  6

           

 6

Тема 3. Что нас разделяет

 4

4

Тема 4. Мир после крупнейшей геополитической катастрофы XX века

 4

4

Тема 5. Учитесь мыслить глобально

 8

 8

Тема 6.Глобальная экономика

4

 4

Тема 7. Глобальная безопасность

6

 6

Тема 8. Власть в информационном обществе

 6

6

Тема 9. Россия и «русский мир»

 8

 8

Тема 10. Россия в глобальном мире: вызовы и задачи

 8

8

Итоговое повторение

4

4

Резерв времени

6

 6

итого

              70

         70

Календарно - тематическое планирование курса

       дата

№ урока

Название уроков

примечание

Вводное занятие (2 ч)

1.1

Мир в современную эпоху

2.2

Мир в современную эпоху

Тема 1. Общество и общественное сознание (4 ч)

3.1

Основные функции и подсистемы общества

4.2

Основные функции и подсистемы общества

5.3

Общественное сознание и его формы

6.4

Общественное сознание и его формы

Тема 2. Образы человечества в культурных традициях и современных социально- политических теориях (6 ч )

7.1

Российская государственность и российская цивилизация

8.2

Российская государственность и российская цивилизация

9.3

Единство в разнообразии : особые пути к новому мироустройству

10.4

Единство в разнообразии : особые пути к новому мироустройству

11.5

Западные теории мироустройства

12.6

Западные теории мироустройства

Тема 3. Что нас разделяет (4 ч)

13.1

Культура: понятие, многообразие, формы

14.2

Культура: понятие, многообразие, формы

15.3

Религия и язык как явление культуры

16.4

Религия и язык как явление культуры

Тема 4. Мир после крупнейшей геополитической катастрофы XX века (4 ч)

17.1

Мировое сообщество после «холодной войны»

18.2

Мировое сообщество после «холодной войны»

19.3

Демократия и рынок в глобальной перспективе

20.4

Демократия и рынок в глобальной перспективе

Тема 5. Учитесь мыслить глобально (8 ч)

21.1

Феномен мирового лидерства

22.2

Феномен мирового лидерства

23.3

Россия в глобальной конкуренции

24.4

Россия в глобальной конкуренции

25.5

Европейский союз и его миссия

26.6

Европейский союз и его миссия

27.7

Китай на пути к глобальной державе

28.8

Китай на пути к глобальной державе

Тема 6.Глобальная экономика (4ч)

29.1

Становление единого мирового хозяйства

30.2

Становление единого мирового хозяйства

31.3

Россия в глобальной экономике

32.4

Россия в глобальной экономике

Тема 7. Глобальная безопасность(6 ч)

33.1

Сила оружия в современном мире

34.2

Сила оружия в современном мире

35.3

Экономика и экология: поиски равновесия

36.4

Экономика и экология: поиски равновесия

37.5

XXI век и новые угрозы для человечества

38.6

XXI век и новые угрозы для человечества

Тема 8. Власть в информационном обществе (6 ч)

39.1

Информационное общество: политическое и социальное своеобразие

40.2

Информационное общество: политическое и социальное своеобразие

41.3

Средства массовой информации: между властью и гражданским обществом

42.4

Средства массовой информации: между властью и гражданским обществом

43.5

Нетократия

44.6

Нетократия

Тема 9. Россия и «русский мир» (8 ч)

45.1

Особенности русской политической культуры

46.2

Особенности русской политической культуры

47.3

Политическая система современной России

48.4

Политическая система современной России

49.5

Развитие гражданского общества в современной России

50.6

Развитие гражданского общества в современной России

51.7

Россия – «ближний круг» и «русский мир»

52.8

Россия – «ближний круг» и «русский мир»

Тема 10. Россия в глобальном мире: вызовы и задачи (8 ч)

53.1

Угрозы и вызовы для России в XXI веке

54.2

Угрозы и вызовы для России в XXI веке

55.3

Экономические, социальные, военные риски для России

56.4

Экономические, социальные, военные риски для России

57.5

Решение национальных задач на основе эффективной демократии

58.6

Решение национальных задач на основе эффективной демократии

59.7

Геополитическая и цивилизационная миссия России в XXI веке

60.8

Геополитическая и цивилизационная миссия России в XXI веке

Итоговое повторение (4 ч)

61.1

Общественное многообразие современного мира

62.2

Общественное многообразие современного мира

63.3

Геополитическое лидерство

64.4

Геополитическое лидерство

Резерв времени (6 ч)

65.1

Многообразие культур в современном мире

66.2

Многообразие культур в современном мире

67.3

Роль религии в общественной жизни

68.4

Роль религии в общественной жизни

69.5

Единое информационное пространство

70.6

Единое информационное пространство

Литература

1.Программа по обществознанию «Глобальный мир в XXI веке» 11 класс

   Автор А.Н.Иоффе, кандидат исторических наук, доцент

    Москва «Просвещение» 2008 г.

2.Л.В.Поляков, А.Н.Иоффе

  Обществознание «Глобальный мир в XXI веке» 11 класс, Методическое пособие

   Москва «Просвещение» 2008 г.

3. Обществознание «Глобальный мир в XXI веке» 11 класс, книга для учителя

   под редакцией Л.В.Поляков

   Москва «Просвещение» 2008 г.

4.Учебник по обществознанию «Глобальный мир в XXI веке» 11 класс

   под редакцией Л.В.Поляков

   Москва «Просвещение» 2008 г.

5. Обществознание. 10-11 классы: уроки учительского мастерства

6.И.И.Бабленкова, В.В.Акимов Обществознание: весь курс

                                                                                                               


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Об использовании учебников: В.И.Сахаров, С.А.Зинин «Литература 19 века» (10 класс); В.А. Чалмаев, С.А. Зинин «Русская литература 20 века» (11 класс)

При переходе к профильному обучению нельзя отрицать актуальность и значимость учебника. На идее двухуровнего (базового и профильного) федерального компонента государственного стандарта основана ...

Учебный фильм по истории средних веков "Композитор, художник и поэт IX века Туотило (и разные интерпретации его песнопения "Kyrie, Cunctipotens genitor Deus" (около 900 года))"

Туотило из монастыря Святого Галла, в других произношениях Туотилон, Тотило (англ. Tuоtilo of Saint Gall, около 850, Ирландия — около 915, Санкт-Галлен) - средневековый к...

план конспект урока "Католическая церковь в ХI-XII веках", история средних веков, 6 класс

план конспект урока по истории средних веков, 6 класс, с применением элементов технологии проблемного обучения...

Элективный курс "Можно ли было изменить историю XX века? История XX века через призму событий и деятельности реформаторов"

Программа элективного курса предпрофильного обучения "Можно ли было изменить историю XX века? " составлена для углубленного изуче­ния истории Отечества XX века. Курс будет расширять знания, полученные...

Презентация к уроку истории средних веков в 6 классе "Королевство франков в 6-8 веках"

Презентация содержит слайды, содержащие план урока, логические схемы, задания для самостоятельной  практической работы учащихся и для закрепления изученного на уроке. Основано на учебнике  и...

Литературно-музыкальная композиция «Диалог эпох – рубеж веков (XIX – XX) – начало XXI века: поэзия века серебряного – современная рок-поэзия»

В уроке сплелось желание сделать поэзию серебряного века ближе и понятнее современным школьникам, показав близость тем и проблем с современной рок-поэзией...