Методическая разработка урока с применением ИКТ по истории Древнего мира "Греко-персидские войны"
методическая разработка по истории (5 класс) на тему

Кудряшов Михаил Юрьевич

Предлагаемый материал можно использовать в готовом виде, поскольку прилагается и презентация. Учитель может внести  свои коррективы, с учетом  особенностей класса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon greko-persidskie_voyny.doc77 КБ
Office presentation icon greko-persidskie-vojnyi.ppt2.24 МБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ ЦО  № 1457

Методическая разработка медиаурока

Тема: Греко-персидские войны.

(5 класс)

Составитель: Кудряшов М. Ю.

учитель истории и обществознания

МОУ СОШ № 1457

Москва

2013 г.

Методика проведения урока.

                 Предмет: история

            Класс: 5

Название курса: история Древнего мира.

Название темы: Греко-персидские войны.

Роль и место урока в курсе:

Греко-персидские войны занимают в курсе истории Древнего мира особое место по тому интересу, который эти события вызывают у школьников. Учащиеся подробно рассматривают четыре основных сражения войн.

Греко-персидские войны трактуются как столкновение двух миров – Персидской державы, жители которой находились в безраздельной власти царя, и объединившихся в борьбе с захватчиками самоуправляющихся полисов Греции. На материале войн учащиеся убеждаются в их захватническом характере со стороны Персии, знакомятся с вооружением и тактическими приемами ведения войн в древности. Рассказ о мужестве афинян в Марафонской битве, о подвиге 300 спартанцев используются для патриотического и нравственного воспитания как пример беззаветного служения родине. Данной теме в учебнике отводится два параграфа, а в программе  - один урок. Учитывая объем и сложность материала, весь урок следует посвятить изучению нового материала.

Цель урока:

1. Дать учащимся яркое представление о характере и основных сражениях войн;

2. Продолжить обучение учащихся работе с картой;

3. Обучить учащихся составлению хронологической таблицы;

4. Привить им навыки логического мышления;

5.воспитывать гражданскую позицию на примере афинян, возглавивших

  освободительную борьбу.

Задачи урока:

          1.Сформировать представление о Греко-персидских войнах - противоборстве, которое определило судьбу древнегреческой цивилизации;

         2.Выявить причины победы греков над персами, обозначить возможное соотношение ролей отдельных личностей и объективных процессов в ходе достижения этой победы;

         3.Дать ученикам возможность сформировать собственную нравственную оценку действия государств и отдельных личностей в период Греко-персидских войн;

         4.Создать ситуации, требующие от учеников гражданской оценки военных планов персов и поведения гражданских коллективов греческих полисов.

Техническое обеспечение:

         Компьютер, мультимедийный проектор и экран.

Вид медиапродукта:

  1. Наглядная презентация Microsoft Office Power Point
  2. Анимированные карты

Целесообразность использования медиапродукта:

  1. Недостаточное количество информационного материала в существующих учебно-методических пособиях
  2. Повышение эффективности усвоения материала
  3. Формирование информационной культуры и компетентности школьников

Задачи:

  1. Образовательная: овладение учащимися необходимыми знаниями по поставленной проблеме; умение оперировать приобретенными навыками во время закрепления материала;
  2. Развивающая: развитие познавательных и творческих способностей обучающихся; развитие у них понятийного мышления; интенсификация учебно-образовательного процесса;
  3. Воспитательная: формирование коммуникативных умений, повышение мотивации к изучению предмета.

Время реализации занятия: 45 минут

План урока.

1. Угроза порабощения.

2. Марафонская битва.

3. Вторжение персов под предводительством Ксеркса в Элладу.

4. Бой в Фермопильском ущелье.

5. Саламинское сражение.

       6. Итоги войны.

 


п/п

СТРУКТУРНЫЕ

ЭЛЕМЕНТЫ

ВРЕМЕННАЯ

РЕАЛИЗАЦИЯ

№ СЛАЙДА

1.

Организационный момент: приветствие, объявление темы, а также поставленных целей и задач урока.

2 минуты

№1, №2

2.

Актуализация знаний, постановка проблемы

6 минут

№ 3-9

3.

Изучение нового материала с использованием медиаресурсов

30 минут

№ 10-20

4.

Закрепление материала

4 минуты

№ 21

5.

Итог урока, домашнее задание

3 минуты

№ 22, 23

Важно, чтобы учащиеся не были пассивными слушателями, а пытались извлечь и зафиксировать необходимую информацию.

Поскольку учащиеся еще не могут долго фиксировать свое внимание на каком-то объекте, учитель будет брать отдельные фрагменты из лекции, периодически останавливать ее, комментировать, задавать уточняющиеся вопросы. Для лучшей фиксации необходимо предложить школьникам шаблон таблицы, часть которой они будут заполнять под руководством учителя.

Греко-персидские войны.

Дата

Место сражения

Результат

Схема взаимосвязи кадров презентации:

Последовательная модель

Содержание слайдов:

  1. титульный лист
  2. план урока
  1. постановка проблемы

10- Марафонское сражение

11- Марафонское сражение (анимированная карта)

12- Марафонская дистанция

13- Марафон в наше время

14- греки строят флот

15 - Разгадайте ребус

16- 19 Битва у Фермопил

20 – Саламинское сражение (анимированная карта)

21- соотнесите имена и события

22- преодоление проблемы, итоги урока

23 – домашнее задание.

Ход занятия. Технологический сценарий.

Часть урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Слайд

1. Организационный момент.

Тема урока представлена на презентационном экране.

Приветствие, отметка в журнале отсутствующих.

Приветствие.

Слайд № 1

2.Актуализация опорных знаний, постановка  проблемы.

Учитель задает вопросы учащимся.







Учитель организует работу с картой:

- территория на которой возникло Персидское государство;

- направления завоевательных походов;

-территория Персидской державы к концу VI в. до н. э.


Учитель предлагает по карте сравнить территорию Персидской державы с территорией Греции.




Вопросы обучающимся:

-Как вы думаете, кто сможет выставить больше воинов в случае войны,

 кто должен победить?

-Кто же на самом деле победил

в греко-персидских войнах?



- К какому противоречию мы пришли?

Отвечают на вопросы учителя.






Обучающиеся показывают на карте и дают пояснения.








Обучающиеся работают по карте, делают выводы.






Отвечают на вопросы учителя.








Формулируют проблемы.

Слайд № 3-5









Слайд № 6











Слайд № 7










Слайд № 8








Слайд № 9

3. Изучение новой темы.

3.1. Марафонская битва.

- Кто знает, какие состязания называются марафонскими? Какую мы можем установить связь между далеким прошлым и современностью?

Какие мы должны привлечь факты, чтобы понять эту связь? Очевидно, нам надо узнать, какие события произошли когда-то в Марафоне и сделать из этого выводы.

Вводное слово учителя.

Учитель задает вопросы:

- Докажите, опираясь на ход битвы, что Мильтиад был опытным и талантливым полководцем.




Учитель рассказывает о марафонской дистанции.




Марафонская битва была особой гордостью афинян. Они считали, что она превосходит все битвы, которые вели греки. Согласны ли вы с этим мнением?



Учитель рассказывает о Фемистокле и строительстве флота.






Предлагает обучающимся разгадать ребус (триера)







Учитель предлагает обучающимся рассказать какое событие изображено на рисунке.






3.2. Битва у Фермопил










-Как личные качества спартанцев проявились в трагических событиях Фермопильской битвы?

-В чем проявился героизм трехсот спартанцев и царя Леонида?


3.3. Саламинское сражение

Учитель после просмотра предлагает сделать вывод о значении Саламинского сражения.


Отвечают на вопросы учителя.














Просмотр видеоролика (анимированная карта)


Отвечают на вопрос учителя.








Высказывают своё мнение.








Слушают учителя.








Разгадывают ребус.







Учащиеся рассказывают о Ксерксе, о его приказе «высечь море» и т. д.



Просмотр видеоролика








Отвечают на вопросы учителя.







Смотрят видеоролик (анимированная карта), делают вывод.












Слайд № 10-11













Слайд № 12






Слайд № 13




Слайд № 14



Слайд № 15




Слайд № 16







Слайд № 17-18









Слайд № 19











Слайд № 20

4. Закрепление изученного материала

Учитель предлагает соотнести имена и события.

Выполняют  предложенное задание.

Слайд № 21

5. Итоги урока - преодоление проблемы.

- Можно ли считать, что мы решили поставленную проблему?





Объявление и аргументация оценок.

Учитель объясняет домашнее задание.




Отвечают на вопрос учителя.








Записывают д/з в дневник.

Слайд № 22



Слайд № 23

Подведение итогов.

Подводя итог, учащимся предлагается вопрос: Почему Греция – небольшая по размерам страна, к тому же разделенная на десятки государств – смогла дать отпор могущественной персидской державе?

1. Греки мужественно сражались за свою Родину.

2. На время войны  греческие государства объединили свои силы в борьбе с врагом.

3. Войско персов состояло из наемников, в любой момент они могли отказаться от выполнения боевой задачи.

4. Проявился незаурядный талант Фемистокла.

                                               

Закрепление.

1. Проверка заполнения таблицы. Греко-персидские войны.

Дата

Место сражения

Результат

490 г. до н. э.

Марафон

Победа греков

480 г. до н. э.

Фермопильское ущелье

Победа персов

480 г. до н. э.

Саламинский пролив

Победа греков

2. Показать на настенной карте «Греция в V веке до нашей эры» места основных сражений войны.

Домашнее задание.

§ 35, подготовить рассказ о причинах, основных сражениях и итогах Греко-персидских войн.

23

5

4

3

2

1


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Греко-персидские войны План урока: Персидская держава Причины войны Организация греческой армии Вооружение и тактика боя Марафонская битва 490 г до н.э. Создание греческого флота Бой в Фермопильском ущелье 480 г до н.э. Саламинское сражение 480 г до н.э Итоги войны

Слайд 2

VI в. до н.э. Персидская держава – самое могущественное государство На какой территории возникло персидское государство? Какие государства завоевала Персидская держава? Как звали самого могущественного персидского царя?

Слайд 3

Причины войн Расширение территории государства Обогащение

Слайд 4

Организация греческой армии Афинскими войсками руководили стратеги. Основа войска – пешие тяжеловооруженные воины – гоплиты. Поножи Шлем из бронзы украшен- ный конским волосом Кираса из бронзы и кожи Щит из бронзы и кожи

Слайд 5

Вооружение и тактика боя Гоплиты воевали в строю – фаланга , который состоял из нескольких (до 8-ми) шеренг. Когда воин погибал или получал ранение его место занимал стоящий за ним. Каждый гоплит был частично закрыт своим щитом и щитом соседа. Крайний воин был защищен с одной стороны. Правое крыло фаланги было самым уязвимым местом во время атаки. В бою противник пытался атаковать фалангу противника именно справа.

Слайд 6

Марафонская битва – 13 сентября 490 г. до н.э. Мильтиад – полководец греков в этой битве СООТНОШЕНИЕ СИЛ Греки – 12 000 чел. Персы – 20 000 чел. ПОТЕРИ Греки – 192 чел. Персы – 6 400 чел . ЗНАЧЕНИЕ БИТВЫ Первая крупная победа греков

Слайд 7

Греческая триера мачта из ели, убиралась перед боем на палубу глаза для устрашения Технические данные: Длина – 41 метр Ширина – 6 метров Скорость – 16 км / ч Весло – более 4 м Экипаж – 200 чел Лучники – 12-18 чел таран из бронзы парус из льна рулевое весло

Слайд 8

Тактика боя Во время персидских войн греческая триера набирала скорость и таранила противника. Корабль противника тонул или выходил из строя. Затем греческие воины расстреливали вражеский экипаж из луков. По мере того как триеры становились быстрее и легче, менялась и их тактика. Триеры неслись на таран, но в последний момент отворачивали, гребцы втаскивали весла внутрь корабля, триера проходили по инерции рядом с кораблем противника, ломая его весла. После этого он становился неподвижным, его можно было таранить и брать на абордаж. Корабль противника Греческая триера

Слайд 9

Вторжение Ксеркса в Элладу Дарий умер в 486 г. до н.э. Его сын Ксеркс решил довести до конца отцовское дело и в 480 г. до н.э. начал новое вторжение в Грецию. Он распорядился построить через пролив Геллеспонт два моста, но буря разрушила их, тогда, как сообщает Геродот, разъяренный Ксеркс повелел отрубить головы строителям, а строптивое море высечь розгами. На дно пролива опустили цепи, в знак того, что и Геллеспонт станет рабом «великого царя». Позже были наведены новые понтонные мосты, и по ним персы переправились через Геллеспонт и двинулись дальше. Их огромная армия, по преданию двигалась по мосту семь суток. Его армия насчитывала 150 000 воинов и до 1 200 кораблей.

Слайд 10

Когда стало ясно, что речь идет о завоевании всей Греции, произошло объединение 31 полиса в общегреческий союз во главе с Афинами и Спартой.

Слайд 11

Фермопильское сражение - 480 г. до н.э. Греческое войско отступало на юг и заняло Фермопильский проход, отделяющий Северную Грецию от Средней. Отряд из 7 000греков под командованием спартанского царя Леонида занял господствующие высоты над узким проходом вдоль морского берега, и с успехом выдерживал в течение нескольких дней напор главных сил персов. Враг убедился, что взять Фермопилы в лоб невозможно и решил обойти греческое войско с тыла. При известии, что персы обошли греков, царь Леонид отпустил всех союзников и остался прикрывать отступление с 300-ми спартанцами.

Слайд 12

Героически сражаясь, все спартанцы во главе с царем Леонидом погибли. Ксеркс приказал обыскать труп Леонида, обезглавить и насадить на копье. Впоследствии всех спартанцев, павших при Фермопилах, почитали как общеэллинских героев. На их могилах были начертаны стихи поэта Симонида: « Странник, поведай спартанцам о нашей кончине, Верны заветам страны, здесь мы костями полегли». - Благодаря героизму защитников, были спасены основные греческие войска, а флот отошел к о-ву Саламину - Были уничтожены отборные отряды персов – 10 000 «бессмертных»

Слайд 13

Саламинское сражение – 480 г. до н.э. СООТНОШЕНИЕ СИЛ Греки – 380 кораблей Персы - 1200 кораблей ПОТЕРИ Греки – 40 кораблей Персы - 200 кораблей САЛАМИНСКОЕ СРАЖЕНИЕ – ПЕРЕЛОМНЫЙ МОМЕНТ В ВОЙНЕ

Слайд 14

Итоги войны ВОЕННО- ПОЛИТИЧЕСКИЕ МОРАЛЬНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ Множество пленных и рабов Создан морской союз во главе с Афинами – 478 г. Греки отстояли свою независимость Вырос авторитет Афин Персидским военным кораблям запрещен выход в Эгейское море Персия признавала независимость греческих городов Малой Азии Греки получили контроль над Черным и Эгейским морями


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока с применением дальтон-технологии по теме "Морфология"

Урок обобщающего повторения по теме "Морфология". Применяется технология дальтон-план....

Методическая разработка урока по новым стандартам. Тема "Верования древних греков".

Урок по истории древнего мира в 5 классе, по учебнику издательства Вентана-Граф. С использованием ЭОР....

Методическая разработка урока по новым стандартам. Тема "Верования древних греков".

Урок по истории древнего мира в 5 классе, по учебнику издательства Вентана-Граф. С использованием ЭОР....

Методическая разработка урока с применением технологии «Работа над музыкальным произведением на уроке МХК» по теме «Светская и духовная музыка эпохи барокко».

Данная методическая разработка может быть использована на уроках Мировой Художественной Культуры в 11 классах педагогами, работающими по программе Даниловой. Разработка определяет цель и задачи, реали...

Методическая разработка урока в 5 классе по истории Древнего мира "Древнее Двуречье"

Данный урок позволит учащимся в полной мере освоить данный материал и даст представление о появление первых государств в древнем Двуречье....

Методическая разработка урока технологии «Применение зигзагообразной строчки. Технология изготовления прорезной аппликации». Название урока: «Ромашка-символ семьи, любви и верности», 7 класс

Ежегодно  8 июля в нашей стране отмечается праздник "День семьи, любви и верности". Символом этого праздника является цветок-ромашка.Урок может сопровождать презентация "С днём сем...