Урок истории в 6 классе
план-конспект урока по истории (6 класс) на тему

Чухланцева Светлана Александровна

Урок истории в 6 классе

Тема урока: « Расцвет средневековья»

повторительно-обобщающий урок ".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема урока: « Расцвет средневековья»

повторительно-обобщающий урок

Цель урока:  1.повторить и обобщить знания учащихся при изучении интересного и важного периода мировой истории – средние века

                       2.продолжить формирования умений работать с исторической картой, умение рассуждать, логически мыслить.

                       3.воспитывать интерес к истории, уважительное отношение к собеседнику.

Вводное слово учителя:

Учитель знакомит учеников с правилами игры. Ученик должен набрать как можно больше очков.

Игровое поле представляет собой квадрат, поделенный на 25 клеток. Он чертится на доске.

1

1

1

1

1

2

2

2

2

2

3

3

3

3

3

4

4

4

4

4

5

5

5

5

5

Каждый столбик в квадрате имеет свою тему:

А — «Хозяйство развитого средневековья».

Б — «Политическая история развитого средневековья».

В — «Личности развитого средневековья».

Г — «Культура развитого средневековья».

Д — «Жизнь средневекового общества».

Вопросы викторины имеют разный уровень сложности. Чем сложнее вопрос, тем больше очков дается игроку, правильно на него ответивший.

I. Вопросы по теме «Хозяйство развитого средневековья»

1.  Это усовершенствованное земледельческое орудие появляется с XI в. С его помощью можно было лучше обрабатывать землю.

Тяжелый колесный плуг с отвалом.

2. Для удобрения земли феодалы стали требовать с крестьян большой горшок ...., что считалось тяжелым побором. Что требовали феодалы с крестьян?

Горшок птичьего помета.

3.   О каком изобретении средневековья написал монах в XIII в.: «Сколько бы лошадей надрывалось, сколько бы людей утомляли свои руки в работах, которую делает за нас милостивая река, объединяя свои усилия с нашими».

Водяное колесо и водяные мельницы.

4.  Почему в XI—XII вв. в Западной Европе начинается бурное освоение всех незанятых земель (осушаются болота, вырубаются леса)?

Население Европы в это время быстро увеличивается,

и его надо было прокормить.

5.  В средние века был изобретен первый механизм — механические часы. Вначале они были достаточно большими и приводились в действие тяжестью гирь. Как вы думаете, какое средневековое сословие было заинтересовано в появлении часов? Почему.

Горожане, которые ценили время. «Время — деньги».

II. Вопросы по теме «Политическая история развитого средневековья»

1.    «Да станет воином Христовым тот, кто раньше был грабителем. Тот, кто здесь горестен и беден, станет радостен и богат. Выступайте против неверных! Спешите в бой!» Когда и при каких обстоятельствах могли прозвучать эти слова?

В 1095 г. на церковном соборе из уст папы Урбана II, призывавшего к крестовым походам.

2.   Поводом к этой войне послужил спор о том, кому достанется французская корона. Обоснованием отказа одному из претендентов послужил древний закон времен Хлодвига, запрещавший передавать земли женщине и, значит, ее детям. Что это за война? Каковы были ее истинные причины?

Столетняя война разразилась из-за Аквитании и Фландрии.

3. Среди представителей этого движения были табориты, основавшие новый город — Табор, где они ожидали пришествия Христа. Что это за движение? Где и когда оно распространилось?

Гуситское движение в Чехии 1419—1434 гг.  

 4.         «Приходят под Валенсию, что Сидом взята,

Раскинули лагерь неверные племена,

И вот эта новость до Сида дошла...»

О каких исторических событиях идет речь в стихотворении?

О Реконкисте в Испании.

5. Для того чтобы захватить этот город, султану потребовалось соорудить деревянный настил длиной 8 км и густо смазать его жиром. Зачем он приказал это сделать? Какой город он так хотел захватить? Что стало с ним потом?

Случай произошел при осаде Константинополя в 1453 г.

Султану нужно было перетащить часть флота

в бухту Золотой Рог, перегороженную цепями.

После захвата города он стал

столицей Османского государства, был назван Стамбулом, а в соборе св. Софии сделали мечеть.

III. Вопросы по теме «Личности развитого средневековья»

1.  Предками этого человека были норманны, сам он говорил по-французски и жил на севере Франции, а затем стал королем Англии, основав там новую династию. О ком идет речь?

О герцоге Нормандии Вильгельме Завоевателе.

2.  Он был первым из династии Плантагенетов, который умел говорить по-английски. Он всю жизнь сражался и ничего не добился. У него были многие качества великого человека, но куда больше недостатков и слабостей. Он был рыцарем и уж затем королем. Он остался в истории Англии героем, хотя в действительности сильно подорвал ее хозяйство. Он погиб во время крестового похода от ранения стрелой в плечо. Рана загноилась и началась гангрена (1199 г.). Назовите имя этого короля.

РичардI Львиное Сердце.

3.  Эта французская деревня была единственной освобожденной от налогов в XV в. Что это за деревня и благодаря кому она имела такую привилегию?

Деревня Домреми, в которой родилась Жанна д'Арк.

4.  «Целых три дня (он) стоял у ворот замка, оставив все царственное, в жалком виде, босой и в рубище, обливаясь слезами и прося милости». О ком идет речь в документе?

О Генрихе IV, противоборствовавшем с папой Григорием VII Гилъдебрандтом.

5. Этот английский король был какое-то время «королем без королевства» (папа лишил его престола). Ему «удалось» быть отлученным римским папой от церкви и презираемым своими подданными. «Ад, — говорили англичане после его смерти, — скверное место; оно стало еще хуже, когда туда попал наш король». Но он заслужил место в истории тем, что подписал документ, считавшийся «началом английской свободы». Что это был за король и какой документ он подписал?

Иоанн Безземельный (младший брат Ричарда Львиное Сердце) подписал «Великую хартию вольностей» в 1215 г.

IV. Вопросы по теме «Культура развитого средневековья»

1. Что в средние века называли «Библией для неграмотных»?

Соборы (росписи на стенах).

2.  В Древнем Египте их записывали пиктографическим способом, то есть с помощью рисунков, в Древней Греции — буквами.   В X в. для их записи появилась первая линия — красная, вскоре появилась вторая — желтого цвета. Гвидо д'Ареццо усовершенствовал эту систему, придумав еще две линейки, тоже разных цветов. Он же начал ставить во главе их ключевой знак, представляющий собой букву. Пятая линейка появилась позже. О каком изобретении средневековья идет речь?

О нотах и нотном стане.

3. На средневековых картах можно было увидеть три материка, расположенных вокруг моря и всегда в центре карты город... Какие это материки? Какой город находился в центре мира по представлениям европейцев?

Европа, Африка и Азия. Иерусалим.

4.  Они появились в XIV столетии и состояли из небольших прозрачных пластинок. Пластинки имели формы квадратов, прямоугольников, соединялись с помощью свинцовых переплетов и все вместе вставлялись в деревянную раму. Иногда их украшали дополнительно и рисовали человеческие фигуры или замысловатые орнаменты. С рисунками или без них, они стоили баснословно дорого. Они были предметом роскоши,

и владелец, переезжая, забирал их с собой-. Их можно было подарить; можно было даже записать в завещании! Что это такое?

Окна из стекла, витражи.

5. Этот город, основанный римлянами в I в. до н.э. на месте этрусского поселения, в X в. превратился в крупный торговый центр. Своему быстрому росту город во многом обязан очень удобному географическому положению. А в ХШ в. он стал родиной банковского дела. Его банки быстро распространили свое влияние на всю Западную Европу, а золотой флорин, который они начали чеканить в 1252 г., стал своеобразной общеевропейской валютой.

В XIV—XV вв. город становится едва ли не главным центром итальянского Возрождения. В нем жили Данте, Петрарка, Боккаччо, Леонардо да Винчи, Микеланджело, Макиавелли. Назовите этот город.

Флоренция.

V. Вопросы по теме «Жизнь средневекового общества»

1. Каким мог сделать крестьянина «городской воздух»?

Свободным.

2.  В средневековом городе не было названий улиц. Что помогало людям определять, где они находятся и куда им надо идти?

Церкви, вывески с гербами ремесленных цехов.

3.   Когда на улицах можно было встретить человека в странной маске в виде птичьего клюва? Для чего эти маски были нужны?

Во время эпидемий, особенно чумы. В «клювы» клали пахучие

вещества, якобы отгонявшие заразу.

4.  Это изобретение было сделано в Венеции и держалось в строгом секрете до XVII в. Мода на него во Франции XVII в. была столь велика, что на один из придворных балов королева явилась в платье, усыпанном кусочками... От нее исходило ослепительное сияние. Что это за изобретение?

Стеклянное зеркало.

5.   В Западную Европу эта игра была занесена арабами во время завоевательных походов. Появившись сначала в Испании и Италии (VIII— IX вв.), новая игра затем получает распространение и в других западноевропейских странах. Наряду с конными состязаниями, стрельбой из лука и фехтованием, она становится одним из любимых занятий рыцарства, а ее символика появляется даже в гербах именитых родов.

Яростным нападкам подвергалась эта игра в ХШ— XIV вв., например, во Франции, где священникам запрещалось даже иметь ее в своем доме. Более того, под влиянием высшего духовенства французский король Людовик Святой в 1254 г. вообще наложил запрет на нее в своей стране. Запрет этот, хотя и повсеместно нарушаемый, все же просуществовал более  100 лет. Что это за игра?

Шахматы.

Подведение итогов.

Домашнее задание: творческое: составить кроссворд- 15 слов  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок истории 5 класс."Знать предков-знать историю"

1.      Цель  урока:    Раскрыть главные составляющие исторической памяти человека: история семьи, происхождение имен. Показать связь истории семьи с истор...

Разработка урока истории, 7 класс, история России. Тема: «Власть и церковь в XVII веке. Реформа патриарха Никона »

Разработка урока с использованием мультимедийного материала, предусматривающая работу учащихся с историческими документами. Урок построен в соответствии с ФГОС....

Технологическая карта урока истории 5 класс по теме "Введение в историю"

Технологическая карта урока истории в 5 класс по теме "Введение . Откуда мы знаем, как жили наши предки"...

Мастер-класс "Развитие личностных УУД на уроках истории" (6 класс история Средних веков - "На ярмаку, в Шампань!"

            Задачи урока:·         сформировать у школьников яркое образное представление о развитии торговли в Евро...

презентация к уроку истории 5 класс История Древнего мира

Урок по истории Древнего мира. История это прошлое всех людей, человечества. Прошлое представляет собой сложнейшее переплетение событий, человеческих судеб, культур – настоящий исторически...

Презентация к уроку истории 5 класс на тему "Всеобщая история. Введение в курс"

Данная презентация разработана к уроку Всеобщей истории в 5 классе....