Календарно - тематическое планирование по истории 6 класс
календарно-тематическое планирование по истории (6 класс) на тему

Щеглова Любовь Владимировна

Данное календарно- тематическое планирование  содержит курс средних веков и курс истории России.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Данное планирование составлено на основе федерального компонента Государственного стандарта (основного) общего образования 2004 года по предмету «История», а также примерной программы основного общего образования по истории МО РФ 2004.

Особенностью программы является ее интегративность, объединение курсов всеобщей и отечественной истории при сохранении их самостоятельности и самоценности. Цель изучения курса «История средних веков» – это формирование общей картины исторического развития человечества, получение учениками представлений об общих, ведущих процессах, явлениях и понятиях в период с конца V по XV вв., от падения Западной Римской империи до начала эпохи Великих географических открытий. При этом, учитывая небольшой объем времени, выделяемый на всеобщую историю, делается акцент на определяющих явлениях, помогающих, в первую очередь понять и объяснять современный мир. Курс дает возможность проследить огромную роль средневековья в складывании основ современного мира, уделяя внимание тем феноменам истории средних веков, которые, так или иначе, вошли в современную цивилизацию.

Цель преподавания курса «Истории России с древнейших времен до конца XVI века»– детальное и подробное изучение истории родной страны, глубокое понимание ее противоречивых процессов, различных точек зрения и трактовок. Соответственно изучение зарубежной истории, помогает нам понять место России в общем потоке истории человечества, увидеть наши особенности и то, что нас сближает с другими.

Цели курса:

  1. Формирование целостного представления об историческом развитии России и мира в эпоху средневековья, связывая различные факты и понятия Средневековой истории в целостную картину развития России и человечества в целом.
  2. Содействие воспитанию свободной и ответственной личности, ее социализации, познание окружающей действительности, самопознание и самореализация.

Достижение поставленных целей происходит через реализацию следующих задач:

Задачи курса:

  1. Осветить экономическое, социальное, политическое и культурное развитие России и мира, показать их общие черты и различия;
  2. Охарактеризовать наиболее яркие личности России и мира, их роль в истории и культуре;
  3. Показать возникновение и развитие идей и институтов, вошедших в жизнь современного человека и гражданина (монархия, республика, законы, нормы морали).
  4. Сформировать открытое историческое мышление: умение видеть развитие общественных процессов (определять причины и прогнозировать следствия).

Требования к уровню подготовки учащихся в 6-м классе

Знать/Понимать:

  • Основные даты и ключевые события истории России и мира в эпоху средневековья;
  • Факты, явления, процессы, понятия, теории, гипотезы, характеризующие целостность исторического процесса;
  • Взаимосвязь и особенности истории России и мира;

Уметь:

  • связно пересказать текст учебника, отделяя главное от второстепенного;
  • анализировать материал, определять предпосылки, сущность и последствия исторических явлений и событий;
  • сравнивать исторические явления в различных странах и регионах, выделяя сходство и различия;
  • давать самостоятельную оценку историческим явлениям, событиям и личностям;
  • полемизировать и отстаивать свои взгляды;
  • самостоятельно анализировать исторические источники как письменные, так и вещественные и изобразительные;
  • работать с исторической картой;
  • оперировать историческими датами, выявлять синхронность и последовательность событий и явлений.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • предоставления результатов изучения исторического материала в формах конспекта, реферата, доклада, других творческих работ;
  • осознания себя как представителя исторически сложившегося гражданского, этнокультурного, конфессионального сообщества, гражданина России;
  • участия в дискуссиях по историческим проблемам, формулирования собственной позиции по обсуждаемым вопросам, используя для аргументации исторические сведения.

Используемые УМК:

  • Агибалова Е. В., Донской Г. М. Всеобщая история. История Средних веков. 6 кл. – М.: Просвещение, 2007.
  • Данилов А.А. История России с древнейших времен до конца XVI века. 6 класс: учеб. Для общеобразоват. Учреждений/ А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. – М.: Просвещение, 2009.
  • Атлас. История России с древнейших времен до начала XXI века. Авторы: С.В. Колпаков, М.В. Пономарев. – М.: ООО «АСТ – ПРЕСС ШКОЛА», 2004
  • Максимов И. И. Атлас по истории Средних веков. – М.: Дрофа, 2007.
  • АА Данилов, Л.Г.Косулина История России с древнейших времен до конца XVI века. 6 класс: рабочая тетрадь. М.,- Просвещение, 2009г
  • АА Данилов, Л.Г.Косулина История России с древнейших времен до конца XVI века. 6 класс: поурочные разработки, пособие для учителей..М.,- Просвещение, 2009г
  • О.В. Кишенкова, Сборник тематических тестов История России 6 класс, М.- «Инеллект -центр», 2008.

Программа рассчитана на 34 учебных недели(68 часов)



Предварительный просмотр:

Тематическое планирование

по истории средних веков и истории России с древнейших времен до конца XVI века (2 часа в неделю)

№  урока

Тема

Дата проведения

Кол-во час.

Содержание

Понятия

Требования к подготовке учащихся

История средних веков

1

Введение. Живое средневековье

1

Понятие «средние века»;

Место ИСВ в ист. Челов-ва;

Хрон. Рамки средневековья;

Исторические источники.

Архив

Хроники

Воспроизводят информацию, содержавшуюся в устном изложении учителя;

Называют хронолигические рамки средневековья;

Определяют по ленте времени хронологические рамки средневековья

Становление средневековой Европы (VI–XI века)

2

Древние германцы и Римская империя

1

Велик. Пересел. Народов;

Герман. Племена;

Падение Западной Римской империи;

Гунны.

Знать Герцог

Народ. Ополчен.

Дружина Гунны

Работают с контурной картой;

Выявляют сходства и отличия обществ германцев и римлян.

3

Королевство франков и христианская церковь в VI – VIII веках.

1

Франки: ассел., занятия, хоз. И обществ. Устр-во;

Появление гос-ва;

Король Хлодвиг;

Христ. Церковь;

Монастыри

Король Граф

Папа Феодал

Миряне Монастырь

Выявляют отличия власти короля от власти вождя;

Работают с контурной картой;

Умеют использовать текст исторического источника при ответе на вопрос.

4

Возникновение и распад империи Карла Великого. Феодальная раздробленность

1

Карл Великий; Франкская имп. И её распад; Междоусоб.войныСеньоры и  асс.;

Феод. Лестница.

Авары Титул

Феод.раздроб.

Междоус. Войны

Сеньор

Оценивают деятельность исторических личностей (на прим. Карла Великого);

Работают с историческими

5

Западная Европа в IX – XI веках.

1

Слабость королев. Власти во Франц.;

Свящ.Рим.имп.;

англосаксы и норманн.завоев.

Норманны

Викинги

Замок

Указывают на контурной карте завоеванные норманнами земли;

6

Культура Западной Европы в раннее Средневековье.

1

Представления людей о мире;

Каролингское Возрождение;

Иск-во, лит-ра.

Капелла

Пергамен

Инициалы

Заставки

Житие

Эпос

Жонглер

Называют существенные черты представлений средневекового человека о мире:

Умеют работать с различными источниками дополнительной информации

Византийская империя и славяне в VI – XI веках

7

Византия при Юстиниане. Борьба империи с внешними врагами.

1

Терр., хоз-во, гос. Устр-во Византии;

Визант. Имп-ры;

Юстиниан и его реформы;

Войны Юстин.;

Вторж. Слав. И арабов.

Скипетр

Право

Сравнивают управление государством (Византии и империи Карла Великого);

Умеют анализировать и сравнивать исторические факты.

8

Культура Византии.

1

Алтарь

Крестово-купрльный храм

Канон

Смальта

Икона

Составляют описание произведений искусства;

Арабы в VI – XI веках.

9

Возникновение ислама. Арабский халифат и его распад.

1

Рассел., занятия араб. Племен;

Мухаммед и рождение ислама;

Роль ислама в объед. Арабских племен;

Бедуины

Аллах

Коран

Шариат

Работают с контурной картой;

Раскрывают систему управления арабами;

10

Культура стран халифата.

1

Культура арабов: образование, литература, искусство, медицина

Медресе

Фарси

Альгамбра

Мечеть

Арабески

Минарет

Рассказывают о развитии культуры в странах халифата;

Составляют описание произведений искусства;

Дают устный отзыв на ответы одноклассников.

Феодалы и крестьяне

11

В рыцарском замке.

1

Замок феодала;

Снаряж. Рыцаря;

Развлечения рыцарей;

Правила повед. рыцарей;

Турниры, гербы

Замок Донжон

Рыцарь

Кольчуга

Турнирь  Герольд Герб  Девиз

Используют иллюстрации и текст учебника при описании феодала и рыцаря;

Умеют раскрывать суть феодальных отношений;

Описывают условия и образ жизни, занятия средневекового феодала

12

Средневековая деревня и её обитатели.

1

Феод. землевл-е;

Феодальная знать;

Жизнь, быт кр-ян;

Крест. хозяйство;

Феод. завис-ть и повинности;

Крест. община.

Вотчина

Барщина

Оброк

Лично завис. крестьянин

Называют существенные черты социального положения людей (на примере феодалов и крестьян);

Описывают условия и образ жизни, занятия средневекового зависимого человека.

Средневековый город в Западной и Центральной Европе

13

Формирование средневековых городов.

1

Возник. Городов;

Города – центры ремесла, торговли, культуры;

Цехи и гильдии.

Сырье

Коммуны

Самоуправление

Бургомистр

Патриции

Устав

Устанавливают причинно-следственные связи (на примере возникновения городов);

Описывают облик средневекового города;

Раскрывают систему управления средневекового города

14

Горожане и их образ жизни.

1

Город. сословия;

Город. упр-ние;

Жизнь, быт, занят. горожан;

Средневек. гор. – республики.

Собор

Ратуша

Мастер

Ученик

Подмастерье

Шедевр

Рассказывают о возникновении ремесленных цехов и купеческих гильдий в средние века

Католическая церковь в XI – XIII веках

15

Могущество папской власти. Католическая церковь и еретики.

1

Раздел. церквей;

Герман. имп-ры и церковь;

Ереси и преслед. еретиков.

Католичество

Православие

Фанатизм

Десятина

Еретик

Индульгенция

Сословия

Выявляют различия католической и православной церквей;

Объясняют причины раскола христ. церкви на католическую и православную;

16

Крестовые походы.

1

Крестовые походы и их последствия;

Борьба народов Востока против крестоносцев.

Крестоносцы

Наносят на контурную карту походы крестоносцев;

Обозначают государства крестоносцев;

Раскрывают причины и последствия крестовых походов.

Образование централизованных государств в Западной Европе (XI – XV века)

17

Объединение Франции.

1

Усиление королев. Власти;

Сослов-представ. монархия;

Генеральные Штаты;

Первые успехи объединения.

Денежный оброк

Выявляют изменения в положении разных соц. групп (крестьян, государей, римских пап);

18

Что англичане считают началом своих свобод.

1

Норманн. завоев.;

Генрих II, его реф;

Великая хартия вольностей;

Парламент;

Сослов. Монархия;

Экон. и социаль. развитие страны.

Баллада

Реформа

Шериф

Графство

Суд присяжных Парламент

Сравнивают причины образования централизованного государства во Франции и Англии;

19

Столетняя война.

1

Причины войны и повод к ней;

Итоги и послед. Столетней войны.

Наносят на контурную карту ход боевых действий;

Излагают причины Столетней войны;

20

Крестьянские восстания во Франции и в Англии.

1

Полож. крестьян во Фр. и Англии;

Восстание в Лондоне

Партизанская война

Народная освободительная война

Сравнивают причины, ход, последствия восстаний во Франции и Англии;

Знают последствия крестьянских выступлений.

21

Усиление королевской власти в конце XV века во Франции Англии.

1

Заверш. объедин. Франции;

Образование централиз. Гос-ва;

Война Алой и Бел. розы в Англ.;

Генрих VIII.

Постоянное войско

Ежегодный налог

Дают самостоятельную оценку историческим явлениям;

Объясняют причины укрепления централизованного государства во Франции;

Объясняют, какую роль сыграла война Алой и Белой розы в становлении и укреплении централизованного государства в Англии.

22

Реконкиста и образование централизованных государств на Пиренейском полуострове.

1

Пиреней.гос-ва: природа, климат, условия жизни, занятия;

Реконкиста;

Образ. Испан. Королевства;

Введ. инквизиции в Испании;

Раскол в катол. церкви

Реконкиста

Кортесы

Работают с контурной картой (на примере Реконкисты);

Германия и Италия в XII – XV веках

23

Усиление власти князей в Германии. Расцвет итальянских городов.

1

Княжества в Германии;

Натиск на Восток;

Союзы городов;

Гор. респ. в Ит.;

Гвельфы и гибелл.;

Правление Медичи во Флор.

Курфюрст

Булла

Кантон

Гвельфы

Гибеллины

Чомпи

Тирания

Сравнивают особенности развития Германии и Италии;

Дают самостоятельную оценку историческим событиям

Славянские государства и Византия в XIV – XV веках

24

Гуситское движение в Чехии.

1

Чехия в XIV веке;

Ян Гус.;

Гус. войны, и их значение;

Народное войско.

Паны

Патриот

Церков. собор

Табориты Сейм

Работают с картой;

Оценивают деятельность исторических личностей (Ян Гус);

25

Завоевание турками-османами Балканского полуострова.

1

Балк. страны перед завоев.;

Завоевания турок-османов;

Битва на Косовом поле;

Гибель Византии;

Осман. Империя

Турки-османы

Янычары

Подушный налог

Работают с контурной картой (на примере завоеваний турок-османов);

Умеют работать с текстом учебника

Культура Западной Европы в XI – XV веках

26

Культура Западной Европы в XI – XV веках

1

Представл. среднев. чел-ка о мире;

Место религии в жизни человека;

Наука и образ.;

Появл. универ.;

Возрожд. антич. Наследия;

Нов. уч. о чел-ке;

Гуманизм;

Иск. раннего Возрождения;

Разв. науки и тех;

Изобр.книгопеч.

Домна

Мушкет

Компас

Астролябия

Каравелла

Печат.станок

Ректор

Факультет

Трубадур

Ваганты

Арка

Свод

Готич. стиль

Химеры

Гуманизм

Выявляют новые черты в искусстве;

Сравнивают идеи гуманистов;

Используют иллюстрации при рассказе о технических открытиях и изобретениях;

Умеют работать с различными источниками информации.

Народы Азии. Америки и Африки в Средние века

27

Средневековый Китай

1

Имп-ор и поддан.;

Крест. война;

Кит.под вл. монг.;

Борьба против завоевателей. Культура Китая.

Шелковый путь

Монгол

Хан

Фарфор

Пагода

Пейзаж

Составляют описание достижений культуры стран;

Объясняют причины колониального вторжения в Китай;.

28

Индия: государства и культура.

1

Индий. княж-ва;

Вторж. Мусульм;

Делий. Султанат;

Культура Индии.

Раджа

Брахман

Фрески

Сравнивают особенности развития Китая и Индии;

29

Государства и народы доколумбовой Америки

1

Народы Америки. Государства. Культура.

Майя

Ацтеки

Инки

Составляют развернутый план параграфа;

Выявляют особенности развития народов;

30

ПОУ к курсу «История средних веков»

1

Систематизирован и обобщен материал по изученному периоду;

Умеют работать с тестовыми заданиями;

История России

1

Введение 

1

Что изучает история Отечества;

История России – часть всемирной истории;

Исторические источники.

Структура учебника.

Приемы учебной деятельности.

История;

Летопись;

Археология;

Лингвистика;

Фольклористика

Этнография

Воспроизводят информацию, содержавшуюся в устном изложении учителя.

Русь Девняя

2

Расселение восточных славян и их занятия

1

Происхождение и расселение восточных славян. Занятия славян. Быт, нравы и верования восточных славян. Управление.

Племя, индоевропейцы, подсеч.-огневая и переложная системы земледелия; вервь;

Знают о происхождении славян и путях их расселения; характеризуют быт, хозяйствен. занятия и верования;

3

Родоплеменные отношения. Взаимоотношения с соседями

1

Жители лесной полосы Вост. Евр. Греческие полисы и Скиф. Гос-во. Тюрк. и Авар. каг. Хазар. каганат. Волж. Булг. и Виз.

колонизация, полис архонт плуг хакан (каган), дань.

Ознакомлены с народами и государствами, соседствующими со славянами; Характеризуют их занятия и определяют их влияние на развитие славянских племен;

4

Формирование Древнерусского государства

1

Предпос. создания гос-ва у вост. славян: эконом. и политические.

Варяги в Вост. Ев.

Образ-ие гос-ых центров.

Внутр. орг-ция Древнер. гос-ва.

государство, предпосылки создания государства, конунг, князь

Выявляют предпосылки складывания государства у славян;

Характеризуют степень участия варягов в создании государства;

5

Первые киевские князья

1

Хаар-ер древнер. державы.

Князь и дружина. Полюдье.

Деят-ть Олега, Игоря, Ольги по укреп. Древнер государства.

Пох. Святослава.

государство, полюдье, урок, погост

Анализируют процесс становления Древнерусского государства;

6

Владимир Святославович

1

Борьба за киевский престол. Начало правления князя Владимира.

Государство

Анализируют время правления князя Владимира;

7

Крещение Руси

1

Прич. принятия христианства. Крещение Руси. Знач. принятия христианства.

пантеон, христианство, церковь, монастырь, ересь, церков. устав, митрополит

Определяют причины и значение принятия христианства; Формир. умения формул. неслож. выводы, давать уст. отзыв на отв. одноклассников; 

8

Ярослав Мудрый

1

Борьба за власть сыновей Владим. Русь при Яр. Муд: внутр. и внешняя пол-ка, упр-ние государством.

династич. брак,

Дают характеристику деятельности исторических личностей (на примере Ярослава Мудрого);

9

Политический строй и экономические отношения Древней Руси

1

Русская правда. Формир-ие древнер. народн. Земель. отношен. Основные социаль слои насел. Руси.

холоп,

рядович,

смерд,

закуп,

усобица, политика, наместник.

Характеризуют внешнюю и внутреннюю политику Ярослава Мудрого;

Сравнивают результаты его деятельности с правлением предшествующих князей

10

Культура Древней Руси

1

Особен. культуры Древней Руси. Уст. нар. твор-во. Письменность и грамотность. Литература. Зодчество и изобр. искусство. Худож. ремесло.

патриотизм, миниатюра, фреска,икона,скань,

Характеризуют развитие культуры Руси IХ-ХI вв.;

11

Быт и нравы Древней Руси

1

Образ жизни князей и бояр. Военное дело.

Быт и образ жизни горожан и земледельцев.

общество, епископ, «лихой человек»

Характеризуют слои древнерусского населения;Рассказывают об их образе жизни; Сравнивают образ жизни разных групп населения; Формир. практические умения самостоятельной работы с учебником.

12

ПОУ по теме «Русь Древняя»

1

Древнерусское государство. Деятельность первых киевских князей.

Умеют сравнивать исторические явления;

Умеют работать с исторической картой;

Работают с различными источниками информации, в том числе, учебником, документами, художественной литературой.

Политическая раздробленность на Руси

13

От княжеских усобиц к политической раздробленности

1

Прич. раздр. Руси;

Образ. самостоят. княж. и земель;

Хаар-ер полит. власти в период раздробленности;

Владим.Мономах.

Усобица; Ростовщик; Рать; Уделы; Экономика; Эксплуатация

Описывают деятельность исторических деятелей (на примере Владимира Мономаха);

Характеризуют развитие Древнерусского государства во второй половине ХI-начале ХII в.;

Выявляют причины и последствия государственной раздробленности

14

Главные политические центры Руси. Владимиро-Суздальское княжество

1

Влад.-Суздаль кн.; хар-ер княж. вл, вн. и внеш. пол.;

Юр. Долгорукий; Борьба за Киев;

Возвыш. В.-С

княжества.

Государство; Усобица

Показывают на карте границы русских земель;

Выявляют особенности их развития;

Знают о внутренней и внешней политике Юрия долгорукого,

15

Главные политические центры Руси. Новгородская земля

1

Новгород. земля: особенности соц. структуры и полит. устройства.

Республика;

Мятеж

Показывают на карте границы русских земель;

Выявляют особенности их развития, выделяя общие и отличительные черты;

Характеризуют и сравнивают экономическое и политическое развитие Владимиро-Суздальского княжества и Новгородской земли.

16

Нашествие с Востока

1

Созд. державы Чингисхана;

Сраж. на Калке;

Вторж. в Ряз.зем.;

Разгром Владимир. кн-ва. Поход на Новгор;

Нашествие на

Ю-З Русь и Центр. Европу.

Курултай;

Фураж;

Нойон

Наносят на контурную карту направления походов Батыя;

Используют карту при рассказе о сопротивлении русских городов;

17

Нашествие с Запада

1

Походы шведов на Русь. Завоевание крестоносцами Прибалтики. Князь Александр Ярославович. Невская битва. Ледовое побоище. Значение победы над крестоносц.

Дружина;

Ополчение;

Боевой порядок «свинья»

Пользуясь схемами сражений, рассказывают о битвах;

Характеризуют деятельность исторических личностей (Александр Невский);

18

Русь и Золотая Орда

1

Образование З. О.;

Ордын. владыч.;

Повинности русс. населения;

Борьба русс. насел против орд. влад. Последствия орд. владычества.

Ярлык;

Баскак;

Агрессия;

Улус;

Владычество;

Выявляют особенности зависимости Руси от Золотой Орды;

Определяют ее последствия на развитие Руси.

19

Русь и Литва

1

Формирование Лит-Русс.гос-ва;

Хаар-ер Лит-Русс государства. Значение присоединения русс. зем. к Литве.

Диалект;

Уния;

Государство

Учатся устанавливать причинно-следственные связи (на примере Литовско-Русского государства);

20

Культура русских земель в XII-XIII вв.

1

Общерусское культ. единство;

Накапливание научных знаний;

Литература;

Идея единства Русской земли в произвед. кул-ры;

Зодчество;

Живопись.

Архитектурный ансамбль;

Аскетизм;

Канон

Выделяют особенности развития культуры;

Составляют описание достижений культуры;

Характеризуют главную идею литературного творчества;

Знакомы с выдающимися памятниками архитектуры и иконописи ХII-ХIII вв.;

Анализируют влияние монгольского нашествия и ордынского владычества на русскую культуру

21

ПОУ по теме «Политическая раздробленность Руси»

1

Причины и последствия

раздробленности Руси.

Главные политические центры Руси и их особенности.

Обобают знания по истории развития государств на территории нашей страны в XIII-ХIV вв.

Русь Московская

22

Предпосылки объединения русских земель

1

Соц.-экон. и полит. развитие С-В Руси. Прич. и предпос. Объед. Русс. земель.

политическая система,

вотчина

Анализируют предпосылки возвышения Москвы и усиления Московского княжества

23

Причины возвышения Москвы

1

Борьба Моск.вы и Твери. Правление Ивана Калиты. Причины возвышения Москвы.

Анализируют внутреннюю и внешнюю политику Ивана Калиты; Определяют причины и предпосылки создания единого государства

24

Москва – центр борьбы с ордынским владычеством

1

Борьба Москвы за полит. первенство. Взаимоотн. Москвы с З. Ордой и Литвой.

темник,

хан,

князь,

Определяют факторы, способствующие превращению Москвы в центр объединения северо-восточных русских земель

25

Куликовская битва

1

Куликовская битва и её значение. Дмитрий Донской.

рать

Рассказывают о ходе и значении Куликовской битвы;

Используют схему при рассказе о битве;

Характеризуют деятельность истор. личностей (Дмитрий Донской).

26

Московское княжество и его соседи

1

Василий I. Московская усобица, её значение.

Распад З. Орды. Союз Литвы и Поль. Грюнвальд. битва.

Образование русс., украин. и белорус. народностей.

централизованное государство,

поместье,

усобица,

диалект,

уния

Анализируют внутреннюю политику Василия I, ход и итоги междоусобной войны второй четверти ХIV в.;Характеризуют взаимоотношения русских земель с соседями (Ордой и Литвой);

27

Создание единого русского государства

1

Иван III. Присоединение Новгорода к Москве. Присоед. Твери. Василий III.

Заверш. объед. русских земель.

скипетр,

держава,

шапка Мономаха,

Боярская Дума,

централизованное государство,

общество

Характеризуют развитие Российского государства в конце ХV века; характеризуют основные направления внутренней и внешней политики Ивана III.

28

Свержение ордынского ига на Руси

1

Конец ордынского ига.

Работают с исторической картой (показывать территории, присоединенные к Москве);

Делают выводы.

29

Изменения в политическом, экономическом и социальном строе Московского государства в конце XV- первой половине XVI в.

1

Усиление великокняж. власти. Местничество. Система кормлений. Преобра. в войске. Огранич. свободы крестьян.

Появление казачества. Зарождение феодально-крепост. системы.

самодержец,

поместье,

вотчина,

трехполье,

Юрьев день,

пожилое,

черносошные крестьяне,

Боярская дума,

Ознакомлены с системой управления, которая сложилась в этот период;

Анализируют Судебник 1497 г.;

Определяют причины и последствия формирования крепостного права..

30

Иван IV. Реформы 50-х гг XVI в

1

Боярское правление. Венчание Ивана IV на царство. Восстание 1547 г. Избранная рада. А.Адашев. Сильвестр.

Судебник 1550 г. Реф. Централь. и мест. управления. Стоглавый собор. Военные реформы.

централизованное государство,

Земский собор,

стрелец,

дворянин,

Избранная рада,

приказ,

губа,

копейка,

Монетный двор

характеризуют основные направления внутренней политики начального правления Ивана IV и процесс складывания самодержавной власти;

Устанавливают причинно-следственные связи (на примере реформ Ивана IV);

Анализируют исторические документы.

31

Завоевание Поволжья и Западной Сибири

1

Внешнеполит. успехи России в 50-е гг. Присоед. Казанского и Астрах. ханств. Оборона юж. рубежей.

Поход Ермака. Западной Сибири.

засечная черта,

острог,

ясак

ознакомлены с внешней политикой Российского государства, в сер.ХVI в.;

Работают с исторической картой (показывать ход войны и присоединение земель).

32

Ливонская война

1

Ливонская война.

Рассказывают о причинах и ходе Ливонской войны.

Работают с исторической картой (показывают ход войны).

33

Итоги царствования Ивана Грозного. Опричнина

1

Обострение внутрипол. борьбы в начале 60-х гг. Падение Избр. рады. Поход на Новгород. Опричнина: цели, сущность, итоги и последствия.

Избранная рада,

террор,

самодержавие,

опричнина,

земщина,

заповедные лета,

крепостное право,

тягло

Анализируют обстоятельства, приведшие к падению Избранной Рады; Определяют факторы, способствовавшие усилению царской власти; Характеризуют опричнину, выделяя ее причины и итоги; Анализируют деятельность исторических личностей (Иван Грозный);

34

Просвещение, устное народное творчество, литература в XIV-XVI вв.

1

Особенности развития русской куль. в XIV – XVI вв. Просвещение. Начало книгопеч. Иван Федоров.

Уст. нар. творчество. Литература

уставное письмо, эпос, энциклопедии, летопись, регалии, публицистика, четьи минеи

Ознакомлены с развитием культуры во второй пол. ХIV-ХVI вв.; Выделяют ее особенности и определяют влияние политических процессов, происходивших в России в этот период на развитие культуры; Сравнивают особенности развития русской культуры в разные периоды истории.

35

Архитектура и живопись в XIV-XVI вв.

1

Зодч. в XIV – XV вв. Архитектура Моск. гос-ва в XVI в. Русская живопись. Феофан Грек. Андрей Рублев.

зодчество, шатровый стиль, юродивый, икона, иконостас

Определяют влияние политических процессов, происходивших в России в этот период, на развитие зодчества и живописи;

36

Быт XV-XVI вв.

1

Быт и нравы.

Города.

Русская изба. Одежда.

Еда.

административные здания, кафтан, полати, харчевня, лампада, душегрея, тулуп

Характеризуют быт горожан, крестьян и высших сословий; Используют иллюстрации при рассказе о жизни

37

ПОУ по теме «Русь Московская

1

Образование единого государства: причины, предпосылки, итоги, значение.

Обобщ. знания по истории ХVI в. определили итоги и значение внутренней и внешней политики Ивана IV; Определили влияние политических процессов, происходящих в стране, на развитие культуры.

38

Итоговое обобщение и повторение

1

Особенности развития Руси и стран Центральной и Западной Европы.

Обобщили и систематизировали изученный материал.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое планирование по истории нового времени 8 класс.УМК ВедюшкинВ.А.История Нового времени

Тематическое планирование по истории Нового времени 8 класс. По учебнику Ведюшкина В.А. История нового времени 8 класс. Планирование развёрнутое , расчитанное на 34 часа.Включает в себя : наменование ...

Календарно - тематическое планирование по истории Средних веков и истории России в 6 классе

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА «ИСТОРИЯ СРЕДНИХ ВЕКОВ»Пояснительная запискаКласс – 6.Количество часов в неделю – 1, в год – 34Учебник – Е.В. Агибалова, Г.М. Донской «История средних в...

Календарно-тематическое планирование курса История России Истории России XVII – XVIII в.в. (7 класс). 45 часов

Учебник: Данилов А. А., Косулина Л. Г. История России XVII – XVIII в.в.: учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2008...

календарно- тематическое планирование по истории Казахстана и Всемирной истории для 7-9 классов

календарно- тематическое планирование по истории, составленное по учебной программе МОН РК "Астана 2010"...

ПРИМЕРНОЕ КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ Всеобщая история. Новейшая история. 9 класс

ПРИМЕРНОЕ КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ9 класс на 2013-2014 уч.год...

Календарно-тематическое планирование по истории Древнего мира (5 класс) учителя истории ГБОУ ВАО СОШ № 1947 ШАБУНЕВИЧ Н.А.

Планирование рассчитано на 68 часов. ФГОС. Учебник "История древнего мира" А.А.Вигасин, Г.И.Годер и др..2012 год. Надеюсь кому-то поможет в работе....

Модульное календарно-тематическое планирование по истории в 8 классе (к учебникам :А.Я.Юдовская и др. "Всеобщая история" , 2014 г. и А.А.Данилов и др. "История России. XIX в.", 2014 г.)

Модульное планирование позволяет представить материал крупными блоками. Например, история нового времени в данном планировании разделена на 4 модуля, которые в свою очередь делятся на темы. Обобщения ...