урок истории "Русская живопись 1 половины 19 века", 8 класс
план-конспект урока по истории (8 класс) по теме

Русская живопись 1 половины 19 века, разработка урока

Скачать:


Предварительный просмотр:

Ширшакова Алла Васильевна, учитель истории и обществознания МБОУ Епифанская СОШ

8 класс, история России

Тема урока: Русская живопись I половины XIX века.

Приложение+ презентация

Цели урока:

Развивающие: Сформировать у учащихся целостное представление о развитии русской живописи в первой половине XIX в., обратив их внимание на ту атмосферу, в которой создавались выдающиеся произведения;

способствовать уяснению учащимися, что живопись в I половине XIX века проходит тот же путь развития к реализму, как и другие виды искусства;

изучить творчество художников, показать их вклад в развитие русской живописи;

Обучающие: развивать навыки самостоятельной работы, умения учащихся анализировать репродукции картин, подбора материала на заданную тему,

развивать навыки групповой работы на основе товарищества, доброжелательности, вежливости, дисциплинированности;

Воспитывающие: пробудить у учащихся интерес к отечественной культуре, воспитывать чувство гордости за великую культуру России; 

дать новые сведения искусствоведческого характера;

повышать общую культуру школьников; 

Предварительная подготовка: Класс разбивается на группы соответственно творчеству художников. Каждая группа готовит экскурсию. 

Задания для групп - Используя ресурсы ИОЦ найти информацию о художниках и их произведениях.

Оборудование: 

  • мультимедийная презентация «Русская живопись в  I половине XIX века»
  • репродукции картин:

                     К.П. Брюллов «Последний день Помпеи»

                     В.А. Тропинин Портрет А.С. Пушкина

                     В.А. Тропинин «Кружевница»

                     О.А. Кипренский Портрет А.С. Пушкина

                     О.А. Кипренский «Д. Давыдов»

                     П.А. Федотов «Сватовство майора»

                     А.Г. Венецианов «Гумно»

                     А.Г. Венецианов «Спящий пастушок»

                     А.А. Иванов «Явление Христа народу»

  • портреты художников: К.П. Брюллова, В.А. Тропинина, О.А. Кипренского, П.А.      Федотова, А.Г. Венецианова, А.А. Иванова
  • музыка: Романс «Не пробуждай воспоминаний»

                     Романс «Соловей»

  • стихи:

Н. Заболоцкий «Портрет»

А.С. Пушкин «Везувий зев открыл – дым хлынул…»

     А.С. Пушкин «Любимец моды легкокрылой…»

/Слайд №2/ - работа с эпиграфом

                                                               Эпиграф к уроку: «Любите живопись, поэты…

                                                                                                Лишь ей единственной дано

                                                                                                Души изменчивой приметы

                                                                                                 Переносить на полотно...»

                                                                                                                       Н.  Заболоцкий.

Не случайно эпиграфом к сегодняшнему уроку я взяла слова Поэта. Именно живопись способна запечатлевать и раскрывать сложный мир человеческих чувств, переживаний, характеров, передавать тончайшие оттенки настроения, неуловимые мгновения в жизни человека и природы.

Сегодня мы совершим с вами удивительную  экскурсию  в прекрасный мир живописи «золотого» века русской культуры, познакомимся с основными направлениями живописи этого периода, с творчеством замечательных русских художников.

  1. Русская живопись I половины XIX века: от академизма к реализму.

- Вспомните понятия:

                                     -классицизм      /слайд №3/

                                     -романтизм      /слайд №4/

                                          -реализм          /слайд №5/

Так же, как и в архитектуре, в живописи в этот период господствовал классицизм (академизм), для которого были характерны: декоративный пейзаж, театральность композиции. Именно это направление пропагандировала Академия  Художеств, но мы увидим  с вами, как художники отходили от этого направления к романтизму, в основе которого лежала духовно-творческая свобода, интерес к национальной культуре, тяга к дальним странам; реализму – правдивому изображению действительности.

Группа №1

2. Карл Павлович Брюллов (1799 – 1852)      /слайд №6/

А) биографическая справка

Б) картина «Последний день Помпеи»     /слайд №7/

  1. Что изображено на картине К.Брюллова?
  2. Как ведут себя люди, застигнутые стихией?

   -сюжет картины

   -автопортрет в картине

   -А.С. Пушкин, стихи  /слайд №8/

Картина «Последний день Помпеи» напоминает зрителю о том, что основная ценность мира – человек. Его физическую красоту и духовное величие художник противопоставляет разрушительным силам природы. Картина вызвала взрыв восхищения и преклонения, как в Италии, так и в России.

-Как вы думаете, почему Брюллов в начале XIX века выбрал тему гибели города Помпеи, погибшего под пеплом много сотен лет назад?

-Что «читали» современники на этом полотне?

Брюллов мечтал создать полотно на тему отечественной истории, триумфа русского          оружия. Но события в России: разгром восстания декабристов, николаевский режим, воцарившийся там – повернули творческие устремления Брюллова совсем в другую сторону.

Вместо триумфа русского оружия он решил отобразить трагедию своего народа. И хотя по условиям того времени эту тему он смог раскрыть лишь на материале античной истории, лучшие умы России сразу разгадали скрытый смысл «Последнего дня Помпеи» и устами Герцена прямо указали, что идею картины, её мрачный дух породила российская действительность.

Как много людей на картине Брюллова! И сколько людей – столько разных лиц. То ли дело – портрет. Один человек. Одно лицо.

Но так ли это?

В давние времена жил мудрый человек. Однажды он узнал, что художник собирается написать его портрет, сказал: - Но у меня на дню сто разных лиц. Художник выберет одно – и обманется…

В самом деле. Человек только что смеялся и вдруг загрустил. О чём-то серьёзно размышлял – и уже насвистывает беспечно. Сердился, но прошла минута-другая  - на лице его добрая улыбка.

Как быть художнику? Каким написать человека? Добрым или сердитым? Весёлым или грустным?  И, правда: один человек – сто разных лиц.

Но хороший художник редко обманывается. Конечно, всякий  человек бывает весёлым и печальным, сердитым и ласковым. Но он всегда остаётся самим собой. Он смеётся и печалится, и задумывается по-своему.

Художник не просто переносит на холст черты человека, с которого пишет портрет его глаза, рос, рот, волосы. Он ищет самое главное выражение его  лица.

Такое самое главное выражение не часто появляется на лицах людей. Художник умеет угадать  его и передать на портрете. Поэтому про хороший портрет говорят, что человек на нём больше похож на себя, чем в жизни.

Если бы не художники, мы бы никогда не увидели многих замечательных людей. Мы бы не знали, например: как выглядел  Пушкин. Хорошо художники оставили нам портрет.

Группа №2

  1. В.А. Тропинин, О.А. Кипренский (1782 – 1836)

А) портрет Пушкина (Тропинин) /слайд №9/

Б) портрет Пушкина (Кипренский) /слайд №10/

В) стихи А.С. Пушкина, обращённые к Кипренскому /слайд №11/

/слайд №12/

Итак, два портрета Пушкина. На этих портретах Александра Сергеевича изображают разные художники, в разной обстановке, но оба они понимают и показывают зрителям, что ценность человека не в знатности рода, не в богатстве, а в его нравственных побуждениях, чувстве долга, способности быть полезным народу.

Замечательные русские художники; Василий Андреевич Тропинин и Орест Адамович Кипренский жили в первой половине  XIX века. Оба они прославились искусством писать портреты, и в истории живописи их имена стоят рядом. По соседству висят в музеях и чудесные полотна художников.

При жизни же Кипренский и Тропинин мало встречались друг с другом, хотя и учились одновременно Петербургской Академии Художеств. И судьбы их сложились по-разному.

Группа №3

В) биографическая справка о Тропинине   /слайд №13/

Г)  Тропинин  «Кружевница»     /слайд №14/

Д) Романс «Соловей»  /слайд №14/

 

В своей картине В.А. Тропинин воспевает гармонию и чувство внутреннего достоинства, присущее человеку труда и сохраняемое им на протяжении всей жизни, не взирая ни на какие условия уродливого быта.

Группа №4

       Е) биографическая справка о Кипренском    /слайд №15/

  Ж) портрет Кипренского « Давыдов»   /слайд №16/

-Что вы знаете о Денисе Васильевиче Давыдове, который изображён на полотне? 

Это бравый гусар, участник Отечественной войны 1812 года, герой-партизан, друг А. С. Пушкина, поэт.

О Д. В. Давыдове складывались легенды. На основе этих легенд снят фильм «Эскадрон гусар летучих», в котором главную роль великолепно сыграл Андрей Ростоцкий. Д. Давыдов писал в своих стихах:

                                                  Я люблю кровавый бой,

                                                  Я рождён для службы царской,

                                                  Сабля, водка, конь гусарский -

                                                  С вами век мой золотой.

   Но гусары в пылу битвы и в дружеской пирушке не забывали и про любовь. Они всегда были поклонниками женщин и галантными кавалерами. Поэт-партизан писал прекрасные стихи о любви. Многие из них положены на музыку и стали романсами. Вот одно из них:

                 /слайд №16/

                                              Не пробуждай, не пробуждай

                                               Моих безумств и исступлений,

                                               И мимолётных сновидений

                                               Не возвращай, не возвращай!

 

                                                Не повторяй мне имя той,

                                                Которой память - мука жизни,

                                                Как на чужбине песнь отчизны

                                                Изгнаннику земли родной.

 

                                                Не воскрешай, не воскрешай

                                                Меня забывшие напасти,

                                                Дай отдохнуть тревогам страсти

                                                 И ран живых не раздражай.

 

                                                Иль нет! Сорви покров долой!..

                                                Мне легче горя своеволье,

                                                Чем ложное холоднокровье,

                                                Чем мой обманчивый покой.

После того, как Давыдов вышел в отставку, он поселился в Москве, часто встречался с Пушкиным, играл с ним в карты, писал стихи, но без военной жизни скучал. Д. В. Давыдов умер в Москве и похоронен в Новодевичьем монастыре.

Ж) портрет Кипренского «Е. Давыдов» - сообщение учащихся.

-Кто же изображён на портрете? (Слово учителя)

По старой музейной традиции признавалось, что портрет изображает Дениса Васильевича Давыдова, известного поэта, прославленного партизана Отечественной войны 1812 года.  Но в 1940 году выступила против общего мнения искусствовед Ацаркина. В одном из ленинградских архивов её удалось найти реестр произведений Кипренского, составленный ещё при жизни художника. В этом реестре, среди прочих работ, упомянут «Портрет Ев. В. Давыдова» с описанием, из которого вполне ясно, что речь идёт именно о портрете, находящемся ныне в Русском музее.

-Но кто же такой Ев. В. Давыдов?

Исследовательница напомнила, что у Дениса Давыдова был брат по имени Евдоким Васильевич.

Однако эта точка зрения долго не удержалась, ведь Евдоким Васильевич был кавалергардом, а на полотне изображён гусар.

Тогда возникла другая догадка. У Дениса Давыдова был двоюродный брат Евграф Владимирович Давыдов, храбрый офицер, сражавшийся под Лейпцигом.

Но прошло 10 лет, и московский искусствовед Зименко установил, что реестр изобилует ошибками, и доказал, что на портрете действительно изображён Денис Давыдов.

-Почему всё-таки считают, что это портрет Дениса Давыдова? Что на это указывает, кроме костюма гусара?

(Давыдов - поэт, а не только гусар. Его лицо необыкновенно одухотворено, глаза мечтательны, это соответствует облику поэта).

-Что является фоном полотна?

(Фоном полотна служит романтический пейзаж)

-Почему именно такой фон выбрал художник?

(Художник выбрал такой фон, чтобы представить человека на фоне природы, но не только на фоне, но и как бы частью этой природы. Напряжённая страстность героя находит отклик в природе, в тревожном ритме теней и в почерневшем грозном небе, по которому бегут облака)

  Д. В. Давыдов - сын своего времени. Бурного, военного и необыкновенно поэтичного. Таким, воином и мечтателем, он предстал перед нами на полотне О. Кипренского.

/слайд №17/

Эти великие портретисты – Кипренский и Тропинин – глубоко различны по характеру своего творчества.

Кипренский – взволнованный романтик, изображавший героические, возвышенные натуры.

Тропинин -  всегда спокойный и уравновешенный. И на полотнах его мы видим простых людей в обычной домашней обстановке.

Вместе с тем искусство их имеет общую основу – они воплощают в себе черты русской национальной культуры пушкинской эпохи.

Огромная заслуга художников в том, что поэтично передавая окружавшую их жизнь, они силой искусства умели заставить зрителя полюбить в ней проявление своего родного, русского.

Совершенно новым шагом в развитии русского искусства было творчество Павла Андреевича Федотова.

Федотов был зачинателем нового направления в русской живописи – реализма – критического реализма.

Группа №5

3. П.А. Федотов (1815 – 1852)    /слайд №18/

А) биографическая справка

Б) картина Федотова « Сватовство майора»   /слайд №19/

-О чем думают герои картины П.Федотова «Сватовство майора»?

В своих работах П.А. Федотов стремился раскрыть бесчеловечность, нравственную уродливость всего чиновничье-дворянского общества.

Эта черта сближает творчество Федотова с творчеством его современников: Гоголя, Островского, Достоевского. С великим Гоголем его роднит и роль смеха в их произведениях. Вот что писал Гоголь по этому поводу: «Мне жаль, что никто не заметил честного лица, бывшего в моей пьесе… Это честное, благородное лицо был – смех…»

Уважение к народу, осознание его силы, влияния на русскую историю, мы впервые видим в произведениях Пушкина, Гоголя. Отношение к народу Пушкин выразил так: «Сильны мы мнением народным».

И, обращаясь к теме народа, мы не можем не вспомнить ещё одного замечательного художника этой эпохи.

Группа №6

4. Алексей Гаврилович Венецианов (1780 – 1847)    /слайд №20/

А) биографическая справка

Б) картина Венецианова «Гумно»   /слайд №21/

-Как Венецианов изображает крестьян? 

Художник первым осмелился сделать героем картины мужика. Раньше «зипун» и «сапоги» не были предметом искусства. Художник опоэтизирол крестьян, их быт. Он как бы заявил, что счастье может быть и под соломенной крышей, что чистоту нравов можно  сохранить вдали от города.

В) картина Венецианова «Спящий пастушок»   /слайд №22/

Венецианов обратился к бытовой теме одновременно с Тропининым. Однако, в отличие от Тропинина, сосредоточившего внимание, главным образом, на отдельных жанровых городских типах, Венецианов разработал форму многофигурной жанровой картины на сельскую тему.

Особенностью русского искусства I половины XIX века был быстрый темп смены стилей, направлений. Иногда случалось так, творчество одного художника проходило через классицизм, романтизм, иногда и  реализм. Скорость этой смены часто делала проявления этих стилей нечёткими, стёртыми, переходными. Например, в творчестве. Александра Андреевича Иванова.

Группа №7

5. Александр Андреевич Иванов    /слайд №23/

  А) биографическая справка Александра Андреевича Иванова

Б) картина Иванова «Явление Христа народу»   /слайд №24/

-Какая идея   нашла воплощение в картине А.Иванова «Явление Христа народу»?

Картина «Явление Христа народу» принадлежит к романтизму. Но посмотрите: как симметрично расположены фигуры людей, растения. В центре Иоанн Креститель. Группы выписаны барельефно. Такая композиция характерна для классической картины. Дело в том, что Иванов писал её целых 20 лет. Задумал в стиле классицизма, но время вносило изменения в мироощущение художника, а через него и в картину.

И мы видим то, что не могло бы быть в картине классицизма; динамичность построения, глубинность пространства, психологические характеристики людей, правдивость персонажей.

Вот и закончилась наша  экскурсия в «золотой» век русской культуры. Благородные идеи добра и справедливости, нетерпимости к насилию и порокам, вдохновлявшие русских художников в первой половине XIX в., оказали сильное влияние на развитие отечественного изобразительного искусства и в последующие десятилетия.

Мы увидели с вами, что труд художника серьёзен и ответственен. Всем своим творчеством художники совершают подвиг, подвиг во имя своего Отечества, во имя своей Родины.

Д.З. написать эссе «Искусство – всегда подвиг художника».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ВС России второй половины XIX века (презентация к уроку истории в 8, 11 классах)

1.Военный министр Д. А. Милютин2.Военная реформа - “Устав о воинской повинности” (1 января 1874 г.)3.Военная форма и снаряжение План урока Военный министр Д. А. МилютинВоенная реформа - “Устав о ...

Разработка урока "Культура первой половины XIX века" для 8 класса по истории

Урок-виртуальная экскурсия содержит основной материал для учителя истории при проведении урока "Культура в первой половине XIXвека"...

приложение к уроку "Русская живопись 1 половины 19 века", 8 класс

приложение к уроку истории "Русская живопись первой половины 19 века", 8 класс...

План урока по литературе в 9 классе "Первая половина XIX века – «золотой век» в русской литературе"

Этот урок разработан для достижения следующих целей:1) показать лучшие стороны романтизма и реализма в      произведениях В.А.Жуковского, А.С.Грибоедова, А.С.Пушкина,  М...

Презентация к уроку "Русская живопись первой половины 18 века"

История становления русской живописи. Эпоха Петра Первого. От иконописи к парсуне....

План-конспект урока по истории России 8 класс "Быт и обычаи первой половины 19 века"

Конспект урока по истории России 8 класс "Быт и обычаи первой половины 19 века....