Работа краеведческой комнаты в школе
статья по истории по теме

Асанова Алла Валерьевна

Краткое описание работы краеведческой комнаты в школе. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Школьный музей504.5 КБ

Предварительный просмотр:

Работа школьной краеведческой комнаты

 

Учитель истории и обществознания

МБОУ СОШ п. Николевский

Балаковского района Саратовской области

Асанова Алла Валерьевна

МБОУ СОШ п. Николевский

Балаковского района Саратовской области

Школьная Краеведческая Комната работает согласно положению

Она открыта в 2005 году.

 

 

Асанова А.В.  руководитель школьной краеведческой комнаты

  

Наши ветераны Великой Отечественной войны на праздновании Дня Победы в городе Пугачеве в 1987 году.

Кошкин В.С. , Атюшкин И.Х. , Сахаров В.В. ,  ветераны Великой Отечественной войны. После войны проживали в нашем селе.  Мы проводили с ними встречи и беседы, много посещали на дому.  Сейчас они все умерли, а мы продолжаем встречаться и помогать их вдовам.   В краеведческой комнате  накоплено много материала об их боевом  и трудовом прошлом.

Занятия проходят один раз в неделю.

1  Вводное, организационное занятие.

- Анализ работы за прошлый год

-Обсуждение плана работы на этот год

-Выборы актива

2  Экскурсия на природу

-Зарисовки красивых мест

-Осенний гербарий

3  Чаепитие «Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались!»

4  Обзор местной печати (Сообщение уч-ся)

   Работа над альбомом выпускников школы

5 Работа над созданием экспозиции «Народный костюм»

6 Экскурсия в город Балаково в усадьбу Мальцева

7  Портрет нашего села

-Статистические данные по селу

-Встреча со специалистом администрации  Новониколевского Муниципального объединения.

8  Экскурсия в краеведческий музей города Балаково.

9  Посещение старожилов нашего села и сбор материала для пополнения экспозиции краеведческой комнаты.

10  План развития нашего села

- Встреча с заместителем директора ГУП ОПХ «Крутое»

- Минисочинение «Мое село в будущем»

11  Чаепитие « Мы и наши увлечения»

12  Состояние экологии нашей местности

- Составление анкет для проведения опроса среди населения.

- Опрос населения о состоянии нашей экологии, обработка результатов.

13  Викторина об истории Саратовской области.

14  Экскурсия и игры на воздухе.

15  Экскурсия в краеведческий музей города Пугачева.

16 – 17   Крутое - многонациональное село.

-Беседа.

-Создание презентаций о национальном составе села.

-Чаепитие «Национальная кухня»

-Лекции для уч-ся младших классов о национальном составе и национальных особенностях жителей села.

18 – 19  Великая Отечественная война.

-Экскурсии в краеведческой комнате

-Викторина о событиях 1941-1945 годов.

-Книга Памяти Балаковского района.

-Герои –Земляки.

20  «Мое идеальное поселение» - конкурс на составление планов поселений.

21  Вечер «Масленица»

22  Наши земляки воины – интернационалисты (беседа)

23  Галерея портретов наших земляков (встреча с передовиками производства)

26  Составление карты экологических проблем Саратовской области.

24 – 25   Неделя истории и краеведения

- Выпуск газеты

- Викторина по истории родного края

- Открытый урок в 11 классе «Моя история»

-Вечер « Историческая мозаика»

26  Экскурсия на природу «Приметы весны»

27  Вечер девичьи посиделки  «Варвара краса – длинная коса»

28  На фронте и в тылу (Беседа о людях, работавших в тылу в годы войны, о людях, проживавших на оккупированной территории, об участниках войны)

29  Однодневный турпоход

30  Итоги года.

План работы краеведческого кружка

 на 2012-2013  учебный год


п\п

Наименование тем

Виды деятельности и формы занятий

1-2

В бронзовом веке. Начало железного века

Экскурсия в музей г. Пугачева

(Отдельно младшей и старшей групп)

3-4

Саратовское Поволжье во времена

 Золотой Орды. Первые славяне на земле

саратовской

Заочное путешествие

5-6

Основание Саратова. Изначальный Саратов

Лекция с элементами исследования

(Отдельно младшей и старшей групп)

7-8

Заселение края и его экономическое

развитие. Левобережный Саратов. История  появления г. Пугачева и г. Балаково на реках Б. Иргиз и М. Иргиз.

Экскурсия в  краеведческую комнату школы

(отдельно младшая и старшая группы)

9-10

Саратовский край в середине ΧVIII века

Экскурсия в музей г. Балаково

 (отдельно для младшей и старшей групп)

11

Культура нашего края в XVΙΙ - ΧVIII вв.

Занятие в компьютерном кабинете (презентации членов старшей группы )

12

Территория населения и города в начале

 XIΧ в.

 Лекция, работа в ИНТЕРНЕТЕ по поиску материалов о городах Балаково и Пугачев

13-14

Россия и Саратовский край в годы

революции и гражданской войны.

 Чапаев – наш земляк.

Посещение музея В.И. Чапаева в г. Балаково

 (Отдельно  в старшей группе и в младшей группе)

15-16

Саратовский край в 30-е годы. Появление

поселения  – поселка Николевский.

Лекция в краеведческой комнате (для младшей группы)

Встреча с администрацией совхоза ГУП ОНО КРУТОЕ (для старшей группы)

17-18

Саратовский край в годы Великой

Отечественной войны. Герои войны наши земляки.

Посещение краеведческого музея г. Балаково (для старшей группы)

Экскурсия в краеведческой комнате и кабинете истории (для младшей группы)

19-20

Саратовский край в 60-80 годы. Проблемы, успехи и перспективы п. Николевский в 70-80 годы. Развитие производства.

Работа с Книгой Почета Балаковского района. (для младшей группы)

Встречи с лучшими работниками ГУП ОНО Крутое (для старшей группы)

21-22

 Современное развитие

Саратовского края, Балаковского района

и п. Николевский ГУП ОНО Крутое

Круглый стол с приглашением администрации поселка и дирекции совхоза. (для старшей группы)

23-24

Современное развитие

Саратовского края и Балаковского района,

и ГУП ОНО Крутое

Работа в компьютерном классе (представление презентации для младшей группы)

25-28

Один раз в  два месяца

Работа с периодической печатью: представление местных  районных новостей, информация о положении дел в

п. Николевский  и ГУП ОНО КРУТОЕ

Подготовка сообщений, обсуждение

29-33

Один раз в два месяца

Работа по пополнению фонда краеведческой комнаты

Посещение старожилов, беседы с ними, помощь по дому

34 в

конце мая

Поход на природу

Для обеих групп

  1. Пополнение фонда краеведческой комнаты школы

- посещение старожилов для бесед

- сбор предметов быта, документов, других свидетельств истории села

- оформление новых тематических выставок

- комплектование фонда

- фондовая работа

2) Участие в конкурсах

- ежегодное участие в муниципальном конкурсе «Самый Добрый Детский Фестиваль» - ежегодное участие в  региональных конкурсах «Хранитель памяти» и «Деревягинские чтения»

- участие в школьных конкурсах

- ежегодное участие в муниципальном конкурсе «Права ребенка» 

3) Участие в предметных неделях и олимпиадах

- ежегодное участие в школьных предметных неделях географии, экологии, биологии, литературы

- ежегодно организация и проведение недели истории в школе

- организация школьной  краеведческой недели

4) Экскурсионная работа

Экскурсии проводятся по плану для младших школьников два раза в год, для учеников старших и средних классов три раза в год, для ребят из детского сада один раз в год, для гостей школы внеплановые экскурсии по их просьбе

5) Подготовка тематических мероприятий

- открытые уроки, лекции к памятным датам истории страны и региона

- подготовка презентаций, докладов, рефератов и  их представление во время дня открытых дверей в школе, занятий кружков, уроков

6) Применение новых технологий в воспитании и обучении

- проектная технология (ежегодная работа над проектами, например «История моего села», «Великая Отечественная война в памяти молодых», «Национальный состав моего села»  и т.д)

- применение компьютерных технологий для подготовки и проведения занятий кружков, работа в ИНТЕРНЕТЕ

- индивидуальная работа с учащимися

7) Учеба актива краеведческой комнаты и краеведческого кружка школы

- школа экскурсовода

- фонды краеведческой комнаты

- история экспонатов краеведческой комнаты

8) Работа в социуме

связь с Домом культуры, детским садом,  сельской администрацией

9) Посещение музеев, интересных мест, связанных с историей  местности, региона

- ежегодное посещение музеев городов Балаково и Пугачева

- поездки в монастыри

- ежегодное  посещение выставочных залов г. Балаково

-  экскурсии в другие города области и страны

План экскурсий и лекций

на 2012-2013 учебный год

1 Лекция для младших школьников «Великая Отечественная война 1941-1945 годов»

2 Лекция для  учащихся 8-11 классов «Первая мировая война – неизвестные странички»

3 Лекции для младших и старших школьников «Великие битвы Великой Отечественной войны»

 4 Экскурсии для младших школьников

Для 1 класса – Обзорная экскурсия по Краеведческой Комнате

Для 1-4 классов – Наши земляки участники Великой Отечественной войны

Для 1-4 классов – Выставка «Предметы быта наших предков»

5 Экскурсии для старших  школьников

5 класс – Заселение нашего края

6 класс – Монголо-татарские племена.

7 класс – Степан Разин и Емельян Пугачев на Земле Саратовской

8 класс -  Участие жителей губернии в Отечественной войне 1812 года

9 класс – Установление Советской власти на территории нашей области. В.И. Чапаев наш земляк

10 класс – Заселение Саратовской области. Основание Саратова

11 класс – Гражданская война на территории нашего края

                  Современный Саратов

     

Лекция для 3 класса                                      Посещение памятника в селе Старая                    

                                                                   Медынка и беседа с автором памятника

Количество членов краеведческого кружка, работающего на базе школьной Краеведческой Комнаты

Всё дальше и дальше неумолимое время отдаляет нас от дня Великой Победы, от подвига миллионов солдат, спасших нашу страну и Европу от фашизма.

Победа в Великовой Отечественной войне – одно из самых значительных событий 20 века. А для ветеранов - это негаснущая память сердца, в которой, по словам Александра Твардовского, « всё до подробностей - бесценно».

И ради этой святой солдатской памяти необходимо донести до молодого поколения и горечь потерь, и величие этого народного подвига. В нашей школе ведётся планомерная работа по патриотическому воспитанию учащихся, школьная краеведческая комната принимает в ней активное участие

В 2012-2013 году в школе проходит фестиваль детского творчества

«Великая Победа – Великого  народа»

1

Фестиваль детского творчества «Великая Победа - Великого народа». Открытие. Военно-спортивная игра «Зарница-2012» Конкурс «Полевая кухня»

26.09.

2

Фестиваль детского творчества «Великая Победа - Великого народа». Конкурс юных художников.

12.10.-15.10.

3

Фестиваль детского творчества «Великая Победа - Великого народа». Конкурс юных чтецов.

27.11.

4

Фестиваль детского творчества «Великая Победа - Великого народа». Акция «Новогодний подарок солдату России»

8.12.-19.12.

5

Фестиваль детского творчества «Великая Победа - Великого народа».Конкурс ММП «Они ковали Победу»

11.01.

6

Фестиваль детского творчества «Великая Победа - Великого народа». Смотр инсценированной военной песни.

19.02.

7

Фестиваль детского творчества «Великая Победа - Великого народа». Конкурс юных поэтов.

1.03.-3.03.

8

Фестиваль детского творчества «Великая Победа - Великого народа». Оч. умелые ручки-Победе!»

26.04-27.04.

9.

День Победы. Праздничный концерт.

Торжественное закрытие фестиваля детского творчества»Великая Победа – Великого народа»

Вахта памяти.

 Возложение венков к могилам участников В.О.войны.

8.05.

Рассказ о памятнике в селе Старая Медынка

 

Двенадцать  лет назад в селе Старая Медынка Новониколевского муниципального объединения Балаковского района появился памятник участникам  Великой Отечественной войны.  Памятник стоит на берегу реки на небольшой возвышенности. На деревню и ее жителей смотрит горящая свеча,  полукругом сзади нее на специальных стендах укреплены таблички с именами погибших и вернувшихся с войны жителей Старой Медынки и Преображенки. Около памятника цветы, там проводятся митинги 9 мая и в дни великих битв войны. Туда приходят и приезжают десятки родных и близких тех,  кто отстоял независимость нашей Родины. Приезжают они из далека. Два года назад были гости из Украины. Три года назад в 2006 году  член союза писателей России Горохов  Николай Алексеевич на свои средства привез батюшку, и памятник осветили по церковным канонам.  В дни поминовения усопших, в христианские праздники всегда у памятника люди, это гости из Балаково, Пугачева, Духовницкого, соседних сел. Вот так разметала жизнь  людей,  разъехались из Старой Медынки  многие жители, села Преображенки вообще больше нет, ее затопило при постройке Волжской ГЭС. Нет больше в живых и вернувшихся с войны солдат жителей села Старая Медынка, но стоит памятник посредине села, как вечная им память и благодарность.

          Идея создать этот памятник родилась у бывшего жителя села, ныне живущего в Балаково Тимофеева Ивана Николаевича. Он же и воплотил эту идею в жизнь. Больше года  шла работа, и к 55-летию Победы памятник был готов.

   Иван Николаевич Тимофеев скромный простой человек, его биография повторение истории страны. Родился он 28.06.1938 года  в селе Старая Медынка. После 7 класса начал работать в колхозе Красная Заря, в который входили Преображенка и Старая Медынка. Отслужил армию и пошел работать бетонщиком в Саратов ГЭСстрой. Параллельно с работой учился в вечерней школе, потом перешел сварщиком на АТК-3, женился на скромной обаятельной девушке. Алевтина Федоровна во всем поддерживала и помогала мужу. У них родилась дочка. Закончил курсы автомехаников в Горьковском автодорожном техникуме, стал работать мастером, потом начальником цеха. Долгое время работал главным инженером в автоколонне 11-80. в 1988 году поступил, а в 1990 закончил  Саратовский  сельскохозяйственный  техникум по профессии бухгалтер. С 1990 по 2002 год работал в торговой организации Оптима бухгалтером.

  Памятник он задумал еще в конце 80-х годов, но учеба и работа не дали ему тогда воплотить в жизнь свою мечту. С 1998 года Иван Николаевич начал приводить свой план в действие. Очень долго и кропотливо он собирал сведения, обходил каждый дом в Старой Медынке, беседовал со старожилами, участниками войны. Эти люди указаны на памятнике. как незаменимые источники ценнейшей информации. К сожалению,  сейчас нет с нами Зубова Петра Михеевича, Зубова Павла Михеевича, Артемова Федора Харитоновича, Тохомировой Марии Васильевны, Федоровой Таисьи.  Собрав все сведения в селе, многократно сверив, их друг с другом,  Иван Николаевич начал разыскивать родственников солдат участников войны. Он побывал и в Пугачеве, и в Балаково, в Духовницке, в соседних селах, стараясь как можно больше собрать сведений о погибших и вернувшихся с войны. Совет ветеранов также помог некоторыми сведениями, потребовалась и книга памяти Саратовской области.  Данные сверял между собой, несколько раз ходил на кладбище уточнить даты рождения и смерти тех,  у кого

не осталось родных. Данные разделил на погибших  и вернувшихся с войны, распределил в алфавитном порядке. Долго не мог придумать,  каким сделать памятник. Иван Николаевич начал изготавливать  таблички, на которых сверлом высверливал дырочки,  из которых состояли буквы. Он работал долго сверлом, зубилом , долотом, изготовил  таблички с именами погибших и вернувшихся с войны солдат.  Затем начал думать над проектом самого памятника.  На ум приходили различный варианты: стела с проникновенными словами,  штык, но потом решил сделать свечу в центре композиции и позади нее полукругом  на стендах разместить таблички с именами. Отделять жителей Старой Медынки от  жителей Преображенки он не стал, ведь они вместе уходили на фронт.  Долго выбирал место для памятника. Первой мыслью было поставить его на выезде из села, откуда солдат увозили на фронт. Но потом решили, что по этой улице ехали машины с солдатами, на ней проживали почти все призванные на войну. Выбрали небольшой пригорок посредине улицы на берегу реки, там и решил Иван Николаевич ставить памятник. Когда он работал на память приходили июньские дни 1941 года. 22 июня как всегда кипела работа. Брига укладывала грунт в насыпь, дорога из Хлебоновки до Балаково была необходима.  Перед самым обедом   к рабочим из Медынского сельсовет прискакал всадник на взмыленной лошади и привез страшную весть – война. После обеда всей бригадой обсуждали  сложившееся положение в стране. Молодые ребята готовы были сразу идти на фронт. Группа военнообязанных из Медынки ушла пешком в Пугачев, где уже действовал сборный пункт. Там комплектовался артиллерийский полк с использованием конной тяги. Уже через два месяца полк погрузился эшелон был отправлен в бой под Смоленском.  Отец Ивана Николаевича Тимофеев Николай Васильевич и другие мужчины  были на сборах в Татищево, на полуторке они уехали в Балаково, упросили проехать через Медынку проститься с родными.  Со всех дворов вышли люди, слышался плач, мальчишки во все глаза смотрели на машину. Маленький Иван Николаевич запомнил этот день прощания очень хорошо. Отца он больше не увидел, он погиб на фронте. Очень хорошо помнит Тимофеев И.Н. годы войны: лишения, нехватка еды,  постоянное отсутствие матери на работе.  Каждый день на фронте в годы войны был подвигом, но в тылу люди тоже совершали подвиги. Вся мужская тяжелая работа легла на плечи женщин и подростков.  На полях зоны Балаковской МТС в 1942 году  зрел хороший урожай. На колхозном собрании  постановили машины и трактора больше нужны фронту. Хлеб убирали ручными косами, лобогрейками и серпами. Зерно свозили в Балаково на лошадях и волах. Когда приходили с фронта солдаты Иван Николаевич  тоже помнит, как встречали всем селом, как плакали женщины, жены, матери, сестры погибших. Они мальчишки тянулись к каждому мужчине, все им было интересно: мужские разговоры, воспоминания о войне, рассуждения о делах колхоза.  Что бы мужчины не прогоняли,  мальчишки прятались под крыльцо правления или магазина,  именно там мужики предпочитали собираться и беседовать.

      Его идея отдать дань подвигу  солдатам, воевавшим и отстоявшим независимость нашей Родины, воплотилась в памятнике. Это не просто памятное место, это место единения и общей памяти, место поклонения тем, чьи могилы находятся неизвестно где,  и в Белоруссии, и  на Украине, в Румынии, В Чехословакии или под Москвой и Волгоградом. Это место памяти, вернувшимся с войны и поднимавшим разрушенное хозяйство страны.  

   

 Иван Николаевич всегда подчеркивает, что без помощи односельчан он не  воплотил бы свой  план в действие. На открытие памятника  9 мая 2000 года присутствовала вся Медынка, родственники погибших и вернувшихся с войны солдат, администрация сельского совет и администрация совхоза «Крутое».

      Сегодня памятнику 12 лет, жители Старой Медынки считают его своей достопримечательностью, они не устают благодарить Ивана Николаевича за создание памятника.

             

Старейший экспонат в коллекции

На фотографии  представлена часть выставки «Предметы быта 19-20 века». На ней представлены предметы домашнего обихода, принадлежавшие жителям нашего населенного пункта в 19-20 веке. Все предметы подлинные. Они характеризуют занятия населения, уровень развития производства, показывают местные промыслы. Одним из интереснейших предметов этой выставки является старинная ручная прялка 19 века. Она носит название прялка-копыл.

   

ПРЯЛКА, простейшее приспособление для ручного прядения.

Прялка-копыл состояла из плоского гребня-лопаски, ножки и плоского основания-донца, вырезанных, как правило, из цельного куска дерева. Во время работы мастерица садилась на донце и скручивала нить на веретено из кудели — волокнистого пучка льна или пеньки, — привязанной к лопаске. Веретено представляло собой конусообразную палочку длиной около 30 см. Для устойчивости на тонкий конец веретена надевалось каменное или керамическое кольцо — пряслице.

Для изготовления прялок-копылов использовалась комлевая часть дерева, как правило,  сосны или ели, с торчащим корнем из которого вытесывалось донце. Лопаску и ножку готовой прялки мастера обычно покрывали резьбой или росписью, часто резные узоры раскрашивались масляными красками.

Прялка, находящаяся в нашей краеведческой комнате, изготовлена по всем правилам. Материал для изготовления нашей прялки использовали классический, она изготовлена из сосны. Дерево потемнело от времени, и длительной работы. Но структура дерева сохранилась хорошо, несмотря на свой возраст.

Прялка украшена орнаментом. Орнамент представляет собой переплетение отрезков, которые создают ромбы и  снежинки, а так же в орнаменте присутствуют круги разных

размеров. Орнамент  выжжен на гребне-лопаске и на плоском основании-донце. Орнамент хорошо виден, просматривается весь рисунок.

Прялка изготовлена ручной резьбой, хорошо видны отдельные срезы.

Прялка попала в нашу краеведческую комнату недавно, в 2007 году. Она была передана в дар местной жительницей. По рассказам дарительницы на ней работала еще ее прабабушка, а потом и бабушка. Прялка бережно сохранялась в семье более 150 лет. В экспозиции нашего музея она занимает почетное место, как подлинный старинный экспонат. К сожалению,  не сохранилось веретено от этой прялки, оно было утеряно несколько лет назад при переезде в новый дом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План работы краеведческой комнаты

В помощь учителям истории, краеведам, руководителям кружков, педагогам-организаторам...

экскурсия в краеведческую комнату

Экскурсия в стихах является ознакомительной для всех гостей нашей краеведческой комнаты....

Рабочая программа внеурочной деятельности по туристско-краеведческому направлению поискового отряда на базе "Музейной комнаты истории школы"

Рабочая программа внеурочной деятельности по туристско-краеведческому направлению поискового отряда на базе "Музейной комнаты истории школы". Программа рассчитана на возраст обучающихся 12-14 лет. Сос...

Визитная карточка школьной краеведческой комнаты

Знакомит с школьной краеведческой комнатой...

Рабочая программа внеурочной деятельности по туристско-краеведческому направлению поискового отряда на базе "Музейной комнаты истории школы"

Программа направлена на организацию патриотического воспитания учащихся.Основная цель: создание условий для развития личности участников образовательного процесса путем включения её в многообразную де...

Школьный музей – центр краеведческой работы в селе и школе.

Необходимость развития интересов учащихся в области краеведения связана с социальным заказом общества: чем полнее, глубже, содержательнее будут знания учащихся о родном крае  и его лучших людях, ...

Возможности ресурсной комнаты в работе педагога-психолога МБОУ "Школа № 87" с детьми с ОВЗ и инвалидностью

        Инклюзивный подход в образовании сегодня предполагает не только создание необходимых специальных  технических условий для обучения и воспитания детей данной ка...