Пояснительная записка по Новейшей истории 9 класс
календарно-тематическое планирование по истории (9 класс) по теме

Цыппо Марина Александровна

Пояснительная записка по Новейшей истории 9 класс.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл поясн.записка новейш.история 9 кл.52.53 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА ( новейшая история ). 9кл.

     Рабочая программа по истории  для 9 класса разработана на основе регионального базисного учебного плана для образовательных учреждений Ульяновской области реализующих программы общего образования, разработанного на основе Федерального базисного учебного плана утвержденного Приказом Министерства образования РФ от 09.03.2004г №1312, с учетом изменений, внесенных приказом Министерства образования и науки РФ от 20.08.2008г №241, Приказом Министерства образования и науки от 30.08.2010 №889, Приказом Министерства образования и науки от 03.06.2011г №1994, Приказом Министерства образования и науки РФ от31.01.2012г №69, приказа Министерства образования и науки РФ от 01.02.2012г №74.

-Локальных актов МОУ Волостниковская ООШ:

1.Устав МОУ Волостниковская ООШ

2.Положение о триместровой системе организации образовательного процесса Приказ №47/4 от 25.08.2008г

3.Приказ о переходе на триместровую систему организации образовательного процесса Приказ №48 от 30.08.2008г

-авторской программы Л.А.Соколова 5-9кл.М, Просвещение,2007г.

        Основная задача курса –    составить представление о наиболее сложных и наиболее значимых проблемах  мировой истории XX века. Новизна программы в том, что, во-первых, выбор материала определялся содержанием действующих программ и недостатком учебных часов на рассмотрение некоторых тем, вызывающих наибольшую сложность. Во-вторых, необходимостью уделить внимание спорным вопросам, трудным для изучения. В-третьих, в программу включены сведения важные для понимания исторического процесса, но недостаточно полно представленные в учебной литературе.

В большинстве ВУЗов билеты приёмных экзаменов, задания по ЕГЭ, а также билеты для итоговой аттестации по истории для 9-х классов содержат и проблемные вопросы, предполагающие описание с элементами анализа какого-либо периода или события, поэтому предлагаемый курс построен по проблемно-хронологическому принципу, чтобы увидеть специфику проблем, их связь, и особенности длительных, «сквозных» процессов. В ходе  прохождения курса используются межпредметные связи с литературой, мировой художественной культурой,  всемирной историей, военной историей, а также большое внимание уделяется работе учащихся с документами.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММы

            Воспитание гражданственности, национальной идентичности, развитие мировоззренческих убеждений учащихся на основе осмысления ими исторически сложившихся культурных, религиозных, этно-национальных традиций, нравственных и социальных установок, идеологических доктрин.

           Развитие способности понимать историческую обусловленность явлений и процессов современного мира, определять собственную позицию по отношению к окружающей реальности, соотносить свои взгляды и принципы с исторически возникшими мировоззренческими системами.

           Освоение систематизированных знаний об истории человечества, формирование целостного представления о месте и роли России во всемирно-историческом процессе.

         Овладение умениями и навыками поиска, систематизации и комплексного анализа исторической информации.

         Формирование исторического мышления – способности рассматривать события и явления с точки зрения их исторической обусловленности, сопоставлять различные версии и оценки исторических событий и личностей, определять собственное отношение к дискуссионным проблемам прошлого и современности.

Требования к уровню подготовки учащихся:

«знать/понимать»:

- основные факты, процессы и явления, характеризующие целостность и системность отечественной и всемирной истории;

- периодизацию всемирной и отечественной истории;

- современные версии и трактовки важнейших проблем отечественной и всемирной истории;

- историческую обусловленность современных общественных процессов;

- особенности исторического пути России, ее роль в мировом сообществе.

«уметь»:

- проводить поиск исторической информации в источниках разного типа;

- критически анализировать источник исторической информации (характеризовать авторство источника, время, обстоятельства и цели его создания);

- анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд);

- различать в исторической информации факты и мнения, исторические описания и исторические объяснения;

- устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, пространственные и временные рамки изучаемых исторических  процессов и явлений;

- участвовать в дискуссиях по историческим проблемам, формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам, используя для аргументации исторические сведения;

-  представлять результаты изучения исторического материала в формах конспекта, реферата, рецензии.

Требования к уровню подготовки учащихся:

«использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни» для:

- определения собственной позиции по отношению к явлениям современной жизни, исходя из их исторической обусловленности;

- использования навыков исторического анализа при критическом восприятии получаемой извне социальной информации;

- соотнесения своих действий и поступков окружающих с исторически возникшими формами социального поведения;

- осознания себя как представителя исторически сложившегося гражданского, этнокультурного, конфессионального сообщества, гражданина России.

ОБЪЕМ   ЗУН

1.  Хронологические знания и умения:

1.1 называть даты важнейших событий, хронологические рамки, периоды значительных событий и процессов;

1.2 составлять хронологические и синхронистические таблицы;

1.3 характеризовать периоды в развитии важнейших исторических процессов, масштабных событий.

2.Знание фактов:

2.1 называть место, обстоятельства, участников, результаты важнейших исторических событий.

3.Работа с источниками:

3.1   читать историческую карту с опорой на легенду;

3.2 использовать данные исторической карты для характеристики политического и     экономического развития стран и регионов мира в отдельные периоды истории;

3.3 проводить  поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках;

3.4 высказывать суждение о назначении, ценности источника;

3.5 характеризовать  позиции, взгляды автора (составителя) источника;

3.6 сравнивать данные разных источников, выявлять их сходство и различия.

4.        Описание (реконструкция):

4.1 рассказывать (устно или письменно), об исторических событиях, их участниках;

4.2 на основе текста учебника, дополнительной литературы, макетов и составлять описание исторических объектов, памятников;

4.3 составлять биографическую справку, характеристику деятельности исторической личности.

5.        Анализ, объяснение:

5.1 соотносить единичные исторические факты и общие явления, процессы;

5.2 показывать последовательность возникновения и развития исторических явлений;

5.3  называть характерные, существенные черты минувших событий, явлений;

5.4  классифицировать исторические события: а) по указанному признаку; б) определяя основание самостоятельно;

5.5 объяснять смысл, значение важнейших исторических понятий;

5.6 сравнивать исторические события и явления, определять в них общее и различия; раскрывать, чем объясняются различия:

5.7  излагать суждения о причинах и следствиях исторических событий.

6. Версии, оценки:

6.1  излагать оценки событий и личностей, приводимые в учебной литературе;

6.2 сравнивать предлагаемые исторические версии и оценки, выявляя сходство и различия;

6.3 высказывать суждение о подходах (критериях), лежащих в основе отдельных версий и оценок, представленных в учебной и популярной литературе;

6.4 определять и объяснять (аргументировать) свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям в истории и их оценку.

ОПИСАНИЕ   ФОРМ,   МЕТОДОВ,   СПОСОБОВ

И   СРЕДСТВ   ДОСТИЖЕНИЯ   ЦЕЛИ

           Для достижения поставленной цели можно использовать все многообразие методического арсенала. Это и лекции учителя, и сообщение учащихся, и свободное обсуждение, и экскурсии. Накопление изучаемого материала, объем информации должны сводиться не к количеству, а к качеству знаний. Необходимо реализовывать сбалансированное сочетание традиционных  и новых методов обучения, применение объяснительно – иллюстрированных и эвристических методов.

ДИАГНОСТИКА   УРОВНЯ   ЗУН

Обеспечивается следующими мероприятиями:

1)  проверочные работы,

2)  рефераты, доклады, сообщения учащихся,

3)   практические работы по документам,

4)  терминологические  диктанты,

5)  тесты.

Содержание программы «Новейшая история XX в» (33 ч)

Введение (1 ч). Мир к началу XX в. (политическая карта мира; индустриальное и традиционные общества в разных регионах и странах; научный и технический прогресс, достижения и проблемы общественного развития).

Мир в 1900-1918 гг. (6 ч)

Страны Европы и США в 1900—1914 гг. Экономическое развитие. От подъема конца XIX в. к кризису начала XX в. Консервативные, либеральные, радикальные партии в начале века. Социально-политические реформы в странах Западной Европы и США (Д. Ллойд Джордж, Д. Джолитти, Т. Рузвельт).

Страны Азии и Латинской Америки в 1900— 1917 гг. Традиционные общественные отношения и проблемы модернизации. Япония: быстрое экономическое развитие, начало внешнеполитической экспансии. Подъем освободительных движений в колониальных и зависимых странах. Революции начала XX в. в Азии: Турция, Иран, Китай. Мексиканская революция 1910—1917 гг.

Культура начала XX в. Духовная культура периода смены эпох: предчувствие потрясений и перемен. Отход от традиций реалистического искусства. Декаданс. Модерн. Авангардизм.

Первая мировая война. Начало борьбы за передел мира. Первая мировая война: причины, участники, театры боевых действий, итоги.

Мир в 1918-1939 гг. (8 ч)

От войны к миру. Крушение империй и образование новых государств в Европе. Версальский мир.

События 1918 г. — начала 1920-х гг. в Европе. Революция 1918—1919 гг. в Германии. Социальные выступления в европейских странах. Размежевание реформистского и революционного течений в социал-демократии.

Установление авторитарных режимов в ряде стран Европы в начале 1920-х гг. Приход фашистов к власти в Италии; Б. Муссолини..

Опыт социального компромисса: первые лейбористские правительства в Великобритании.

Страны Европы и США в 1924—1939 гг. Экономическое развитие (новые отрасли и технологии в промышленности). Массовое производство. Массовое общество. Кризис 1929—1933 гг. Обострение социальной борьбы. «Новый курс» Ф. Рузвельта.

Утверждение авторитарных и тоталитарных режимов в 1930-е гг. в странах Центральной и Восточной Европы. Приход нацистов к власти в Германии. Внутренняя и внешняя политика гитлеровского режима.

Народный фронт во Франции. Гражданская война в Испании.

Страны Азии в 1920—1930-е гг. Революция 1920-х гг. в Китае. Япония: милитаризация, вторжение в Маньчжурию и Центральный Китай. Движение народов Индии против колониального гнета; М. К. Ганди.

Культура в 1920—1930-е гг. Достижения в физике, химии, других отраслях науки. Развитие техники (автомобилестроение, авиация, радиотехника). Общество массового потребления, демократизация моды, быта.

Многообразие течений в литературе и искусстве. Архитектура (конструктивизм). Тоталитаризм и культура.

Международные отношения в 1920—1930-е гг. Лига Наций и ее деятельность в 1920-е гг. Обострение международных отношений в 1930-е гг., агрессивные действия Японии, Германии, Италии. Политика невмешательства. 'Мюнхенское соглашение. Переговоры 1939 г. Советско-германский договор 23 августа 1939 г.

Вторая мировая война (2 ч)

(в объединенной теме)

Причины и начало войны. Этапы, театры боевых действий, основные участники войны. Оккупация Германией европейских стран. Нападение Германии на Советский Союз. Антигитлеровская коалиция. Установление нацистского «нового порядка» на оккупированных территориях. Геноцид. Движение Сопротивления. Главные события войны в Европе, на Тихом океане, в Северной Африке. Итоги и уроки войны.

Мир в 1945-1990-е гг. (16 ч)

Введение (1 ч). Новая расстановка сил в мире после второй мировой войны. Противостояние Запада и Востока. Распад колониальной системы. Карта мира к концу XX в. Глобальные проблемы современного мира.

Страны Западной Европы и США в 1945 г. - 1990-е гг. (4 ч)

Соединенные Штаты Америки. Путь к лидерству. Политическое развитие: демократы и республиканцы у власти. Социальные движения. Внешняя политика. Страны Западной Европы. Экономическое развитие. Политика консерваторов и социалистов. Социальные выступления; события 1968 г. во Франции. Политическая и экономическая интеграция европейских стран.

Страны Восточной Европы в 1945 г. - 1990-е гг. (3 ч)

События второй половины 40-х гг.; утверждение коммунистических режимов. Развитие по советскому образцу; общее и особенное. Трудности и противоречия: 1953 г. в Восточной Германии, 1956 г. в Польше и Венгрии.

Поиски новых путей и моделей развития в 1960-е гг.; события 1968 г. в Чехословакии. Кризис начала 80-х гг. в Польше. Распад «восточного блока» в конце 1980-х — начале 1990-х гг. Смена политических режимов.

Страны Азии и Африки в 1945 г. - 1990-е гг. (3 ч)

Япония во второй половине XX в.: от поражения к лидерству. Научно-технический прогресс и традиции в Японии. Внешняя политика.

Освобождение и развитие стран Азии и Африки во второй половине XX в. Этапы освобождения стран Азии и Африки. Основные движущие силы и лидеры освободительной борьбы.

Выбор освободившимися странами путей и моделей развития. Традиционные общества и проблемы модернизации. Национализм и фундаментализм. Место стран Азии и Африки в системе современных международных отношений.

Страны Латинской Америки в 1945 г. - 1990-е гг. (1 ч) Экономическое развитие (неравномерность развития стран региона, проблемы модернизации). Политические режимы: демократия и диктатура. Реформизм и революционная борьба как пути решения социально-экономических противоречий.

Культура зарубежных стран во второй половине XX в. (2 ч) Научно-технический  прогресс,   его экономические, социальные, экологические последствия. Развитие средств коммуникации и массовой информации. Расширение контактов и взаимовлияний в мировой культуре.

Многообразие стилей и течений в художественной культуре второй половины XX в. Элитарная и массовая культура. Кино и телевидение. Рок-музыка. Молодежная культура.

Международные отношения во второй половине XX в. (2 ч) Расстановка сил в Европе и мире в первые послевоенные годы. «Холодная война» (противостояние в Европе, военные конфликты в Азии и на Ближнем Востоке, Карибский кризис). Гонка вооружений.

Движение за мир и разоружение. Хельсинкский процесс. Новое политическое мышление в международных отношениях. Изменение ситуации в Европе и мире в конце 80-х — начале 90-х гг. ООН, ее роль в современном мире.

Итоговое обобщение (1 ч). Основное содержание и противоречия современной эпохи. Глобальные проблемы человечества. Мировое сообщество на пороге XXI в.

Зачет №1.Первая мировая война.

Зачет №2.Версальско-Вашингтонская система в действии.

Зачет №3.Новейшая история первая половина XX века.

Зачет №4.Мир во второй половине XX века: основные тенденции развития.

УМК:

1.О.С.Сороко-Цюпа, А.О.Сороко-Цюпа «Новейшая история зарубежных стран: XX- начало XXI вв- М.: Просвещение, 2009

2.О.С.Сороко-Цюпа, А.О.Сороко-Цюпа, Рабочая тетрадь по новой истории,М,Просвещение,2011

Методическая литература:

1.Ю.Пернатьев. «Великие загадки истории», Харьков,Книжный клуб

2. .И.Девятайкина, А.Н.Галямичев «Сражения, изменившие ход истории» 2005

3. С.В.Парецкова,И.И.Варакина. История 5-9кл.»Повторительно-обобщающие уроки в нетрадиционных формах».Волгоград,Учитель,2007

4.Справочник. Страны мира. Харьков,Книжный клуб,2006

5. Г.А.Кулагина «Сто игр по истории». М.,Просвещение,1983

6.В.А.Артемов, Н.А.Васецкий «Исторические портреты», М,Просвещение,1993

7.Увлекательные игры для эрудитов,Харьков,Книжный клуб,2008

8.Т.И.Гончарова «Исторические вечера в школе»,М,Просвещение,1992

9.В.Е.Степанова,А.Я.Шевченко, «История средних веков», Хрестоматия,М.Просвещение,1988

10.А.Леокум, Детская энциклопедия, «Скажи мне почему?»,М,Багира,1994

11. Л.А.Румянцева «Детская Энциклопедия»,РОСМЭН,1996

12.А.О.Чубарьян,В.В.Ищенко,История средних веков,2003

13. Э.В.Уткина. «Школьные олимпиады по истории 5-9класс,М,Айрис-пресс

14. .СД-диск.Мультимедиа-энциклопедия,Кирил и Мефодий.,2007

Список карт:

1.Европа в 20-х г XIX начале XXв.

3.Европа в начале нового времени.

4.Важнейшие географические открытия и колониальные захваты

5.Война за независимость образования США.

6.США в конце XIX начале XXвв.

7.Мир в начале  XXв.

8.Физическая карта мира.

9.Мир в 17-18вв.

Интернет ресурсы:

  1. http://www.hrono.ru – исторический портал
  2. http://www.museum.ru/museum/1812/index.html - интернет-проект, посвященный Отечественной войне 1812 года
  3. http://www.borodino.ru - сайт Государственного Бородинского военно-исторического музея-заповедника
  4. http://www.hist.msu.ru/ER/index.html - библиотека электронных ресурсов исторического МГУ им. М.В. Ломоносова
  5. http://www.narovol.narod.ru - виртуальный музей «Народной воли», в том числе архив мемуарной и художественной литературы

 

• history.rin.ru - Сайт Российской Информационной Сети "История" на RIN.ru. Имеются разделы: Древний мир, Средние века, Новое время, Новейшая история (по каждому разделу - страницы, карты, даты и события); общие разделы (загадки истории, исторические личности и др).

• hrono.ru - хронологические таблицы на сайте "Хронос". Начальная история (до 3тыс. лет до н.э.). История IVв. до н.э. - ХХ век. Ежегодные подробные хронологические таблицы по событиям и странам. 

• historyatlas.narod.ru - "Геосинхрония" - Атлас всемирной истории. Карты и схемы по всеобщей истории. Схемы образования и карты древних государств. Таблицы династий и правителей. 

• historic.ru Cайт "Historic.Ru" содержит карты по истории Древнего мира и из энциклопедии Всемирная история, тематические подборки статей: семь чудес света, тайны истории и т.п.,и статьи в разделе "Цивилизации": Египет, Вавилон, Греция, Рим, Атлантида и другие. 

• istorya.ru - Cайт "История.Ру". Имеются разделы: древний мир, средние века, новое, новейшее время; хронология изменения границ Европы с 1000 по 1997 год ( 25 цветных карт последовательно по 1 странице), литература, ссылки и др. 

• xlegio.ru - Сайт "X Legio 1.5". Десятый легион. Боевая техника древности. Проект Александра Зорича.

• allhistory.narod.ru Сайт "All history" - Египет, Рим, Китай, Япония, Индия. История, государственное устройство, культура, религия, мифология и др.

• templiers.info - Сайт "Интернет-проект "История ордена Храма" (ИПИОХ) существует с 2001 года и входит в число крупнейших русскоязычных ресурсов, посвященных изучению истории Средневековья. ИПИОХ будет интересен тем, кто изучает историю ордена тамплиеров, госпитальеров, тевтонских рыцарей и других военно-монашеских орденов и братств Средневековья. Крестовые походы, государства крестоносцев и их соседи также являются предметом нашего изучения. Статьи, документы, переводы, энциклопедия, карты, иллюстрации, списки книг и библиографии - всё это вы найдете на страницах сайта ИПИОХ. . 

• www.vivl.ru - Сайт"Всемирная история в лицах". Великие личности всех времен и народов. Энциклопедический словарь "Государи и династии зарубежной Европы".

• myfhology.narod.ru Энциклопедия мифических существ. Потрясающий проект, включающий в себя огромное количество разных мифологических персонажей, от Алконоста до Ясона. Имеется богатая галерея. 

• 
warconflict.ru - Сайт "История войн и военных конфликтов" - от древних времен до ХХ века. 


Критерии оценивания учащихся 5-9 классов

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ

5 (отл.)

4 (хор.)

3 (уд.)

2 (неуд.)

1. Организация ответа (введения, основная часть, заключение)

Удачное исполнение правильной структуры ответа (введение – основная часть – заключение); определение темы; ораторское искусство (умение говорить)

Исполнение структуры ответа, но не всегда удачное; определение темы; в ходе изложения встречаются паузы, неудачно построенные предложения, повторы слов

Отсутствие некоторых элементов ответа; неудачное определение темы или ее определение после наводящих вопросов; сбивчивый рассказ, незаконченные предложения и фразы, постоянная необходимость в помощи учителя

Неумение сформулировать вводную часть и выводы; не может определить даже с помощью учителя, рассказ распадается на отдельные фрагменты или фразы

2. Умение анализировать и делать выводы

Выводы опираются на основные факты и являются обоснованными; грамотное сопоставление фактов, понимание ключевой проблемы и ее элементов; способность задавать разъясняющие вопросы; понимание противоречий между идеями

Некоторые важные факты упускаются, но выводы правильны; не всегда факты сопоставляются и часть не относится к проблеме; ключевая проблема выделяется, но не всегда понимается глубоко; не все вопросы удачны; не все противоречия выделяются

Упускаются важные факты и многие выводы неправильны; факты сопоставляются редко, многие из них не относятся к проблеме; ошибки в выделении ключевой проблемы; вопросы неудачны или задаются только с помощью учителя; противоречия не выделяются

Большинство важных фактов отсутствует, выводы не делаются; факты не соответствуют рассматриваемой проблеме, нет их сопоставления; неумение выделить ключевую проблему (даже ошибочно); неумение задать вопрос даже с помощью учителя; нет понимания противоречий

3. Иллюстрация своих мыслей

Теоретические положения подкрепляются соответствующими фактами

Теоретические положения не всегда подкрепляются соответствующими фактами

Теоретические положения и их фактическое подкрепление не соответствуют друг другу

Смешивается теоретический и фактический материал, между ними нет соответствия

4. Научная корректность (точность в использовании фактического материала)

Отсутствуют фактические ошибки; детали подразделяются на значительные и незначительные, идентифицируются как правдоподобные, вымышленные, спорные, сомнительные; факты отделяются от мнений

Встречаются ошибки в деталях или некоторых фактах; детали не всегда анализируется; факты отделяются от мнений

Ошибки в ряде ключевых фактов и почти во всех деталях; детали приводятся, но не анализируются; факты не всегда отделяются от мнений, но учащийся понимает разницу между ними

Незнание фактов и деталей, неумение анализировать детали, даже если они подсказываются учителем; факты и мнения смешиваются и нет понимания их разницы

5.Работа с ключевыми понятиями

Выделяются все понятия и определяются наиболее важные; четко и полно определяются, правильное и понятное описание

Выделяются важные понятия, но некоторые другие упускаются; определяются четко, но не всегда полно; правильное и доступное описание

Нет разделения на важные и второстепенные понятия; определяются, но не всегда четко и правильно; описываются часто неправильно или непонятно

Неумение выделить понятия, нет определений понятий; не могут описать или не понимают собственного описания


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пояснительная записка . Неживая природа 6 класс

В пояснительной записке раскрыты: цель учебного курса, задачи, педагогические условия и средства реализации стандарта. Раскрыты основные методы и формы обучения, формы организации учебного процесса,ко...

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА ПО АЛГЕБРЕ 8 КЛАСС

Требования к результатам обучения, критерии оценок...

Пояснительная записка по химии.9 класс

Пояснительная записка по химии 9 класс...

пояснительная записка к планированию (3 класс)

пояснительная записка к планированию для 3 класса ( Биболетова М.З.)...

Пояснительная записка по Новой истории 7 класс

Пояснительная записка по Новой истории 7 кл. Полная рабочая программа...

Рабочая программа и пояснительная записка по курсу "История" в 6 классе

В пояснительной записке представлены задачи и цели курса "История" в 6 классе...