Рабочая программа по истории, 6 класс
рабочая программа по истории (6 класс) по теме

Капустина Асият Малильевна

Настоящая рабочая учебная программа по предмету «История» для 6 класса составлена на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта базового уровня  общего образования, утверждённого приказом  МО РФ № 1312  от 09. 03 2004 года, авторской программ А.А. Данилова  «История России» для 6 класса  и В.А. Ведюшкина «История Средних веков, опубликованных в сборнике программ для общеобразовательных учреждений, примерной программы основного общего образования по истории.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 6_kl_progr.docx88.91 КБ

Предварительный просмотр:

«Рассмотрено»

На заседании МС

Протокол № ___ от

«____»___________2013 г.

«Согласовано»

Заместитель директора школы по УВР МБОУ «Быковская ООШ»

___________ Чепурина Г.М.

«____»____________2013 г.

«Утверждаю»

Директор МБОУ «Быковская ООШ»

__________Павленко А.М.

Приказ №___

от «___»_________2013 г

                     

                          РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА

                               

                                Капустиной Асият Малильевны

                              II квалификационная категория

                               

                                 по учебному предмету  «История»

                                                   6 класс

                                           Базовый уровень

                             

                       

                                   2013 - 2014  учебный год

                                                                     ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

              Настоящая рабочая учебная программа по предмету «История» для 6 класса составлена на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта базового уровня  общего образования, утверждённого приказом  МО РФ № 1312  от 09. 03 2004 года, авторской программ А.А. Данилова  «История России» для 6 класса  и В.А. Ведюшкина «История Средних веков, опубликованных в сборнике программ для общеобразовательных учреждений, примерной программы основного общего образования по истории.

Цель курса: дать школьникам знания о периодизации истории средних веков, особенностях и сущности различных процессов и явлений средневековья в странах Европы, Азии, Африки.

Главная цель изучения истории - образование,   развитие и воспитание личности школьника, способного к  самоидентификации и определению своих ценностных приоритетов на основе осмысления исторического опыта своей страны и человечества в целом, активно и творчески применяющего исторические знания в учебной и социальной деятельности.

Задачи курса:

1. Осветить взаимодействие средневековых государств и России, их  экономическое развитие, различные формы социального и политического строя;

2. Показать наиболее яркие личности России  и средневекового мира,  их роль в истории и культуре;

3. Охарактеризовать становление идей и институтов, понимание которых необходимо современному человеку и гражданину (моральные нормы, религиозные верования,   особенности мировых религий);

4. Раскрыть на конкретном материале положение о том, что каждый из народов средневековья оставил позитивный след в истории человечества.

Личностные задачи:

  • формирование у учащихся ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации в окружающем мире;
  • воспитание учащихся в духе патриотизма, уважения к своему Отечеству — многонациональному Российскому государству, в соответствии с идеями взаимопонимания, толерантности и мира между людьми и народами, в духе демократических ценностей современного общества;
  • формирование у школьников умений применять исторические знания для осмысления сущности современных общественных явлений, в общении с другими людьми в современном поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе.

            Реализация данной программы предполагает широкое использование межпредметных связей с географией, изобразительным искусством, литературой, обществознанием, естествознанием.

 Внесённые изменения.

   Изменения, внесенные в  учебную программу и их обоснование:

История Средних веков

№ п/п

Структура программы

Кол-во часов по

Изменения

Обоснование

уч. прогр.

раб. прогр.

1

Введение

1

1

2

Раздел I. Раннее Средневековье

10

10

3

Раздел II. Расцвет Средневековья

13

11

Сокращено на 2 часа

В целях рационального использования учебника количество часов на изучение этого раздела сокращено

4

Раздел III. Осень Средневековья

6

8

В целях повышения качества усвоения исторического материала на изучение данного раздела добавлено 2 часа

4

Раздел IV. Вдали от Европы

3

3

6

Итоговое повторение

1

1

7

Резерв

-

-

8

Всего по курсу

34

34

   

История России

№ п/п

Структура программы

Кол-во часов по

Изменения

Обоснование

уч. прогр.

раб. прогр.

1

Введение

1

1

2

Восточные славяне

2

2

3

Русь в IX – первой половине XII в.

6

6

4

Русь во второй половине  XII – XIII в.

8

8

5

Родной край в древности

1

1

6

Образование единого русского государства

8

10

Два часа резерва использованы для изучения темы: «Быт в XIV – начале XVI в.», повторения данного раздела.

7

Московское государство в XVI веке.

5

5

8

Родной край в XIV- XVI веках

1

1

8

Итоговое повторение

1

1

9

Резерв

-

-

10

Всего по курсу

34

36

Для освоения знаний о важнейших событиях, процессах отечественной и всемирной истории в их взаимосвязи и хронологической преемственности внесён краеведческий материал по теме «Родной край в древности. Белгородская земля, особенности развития»; «Церковь и государство в конце XV- начале XVI вв. Святое Белогорье». 

В преподавании курса используется учебно-методический комплект, в который входят:    

 

1.  Агибалова, Е.В., Донской, Г.М. История Средних веков М.: Просвещение, 2008. (учебник)

2. Ведюшкин, В.А. Программа по истории Средних веков / Программы общеобразовательных учреждений. История. Обществознание. 5-11 классы. М.: Просвещение, 2007.

3. Данилов, А.А., Косулина, Л.Г. Программа по истории России / Программы общеобразовательных учреждений. История. Обществознание. 5-11 классы. М.: Просвещение, 2007.  

 4. Данилов, А.А., Косулина, Л.Г. История России с древнейших времён до конца XVI века. М.: Просвещение, 2004 (учебник)

5. Данилов, А. А., Косулина, Л.Г.  История России с древнейших времён до конца XVI века / Рабочая тетрадь М.: Просвещение, 2006.

6.  Крючкова, Е.В.  Рабочая тетрадь по истории Средних веков.

7. Максимов И. И. Атлас по истории Средних веков. - М.: Дрофа, 2007.

 Количество учебных часов, на которое рассчитана Рабочая программа:

 Федеральный базисный учебный план для среднего (полного) общего образования отводит для изучения на базовом уровне учебного предмета «История» в 6 классе 70 часов, из расчета 2 часа в неделю.

Рабочая программа предусматривает организацию процесса обучения: История России с древнейших времен до конца XVI века - 36 часов и Всеобщая история (история Средних веков - 34 часа (в соответствии с требованиями Примерной программы среднего (полного) общего образования по истории, при условии, что на изучение всеобщей истории отводится не менее 24 часов). Тематическое планирование предполагает разные варианты дидактико-технологического обеспечения учебного процесса.  В преподавании истории предполагается реализовать компетентностный,   системно-деятельностный, личностно-ориентированный подходы. 

Для информационно-компьютерной поддержки учебного процесса предполагается использование следующих программно-педагогических средств, реализуемых с помощью компьютера: CD-проект «Романовы» и «Мировая историческая энциклопедия»: видеофильмов: «Невская битва», «Куликовская битва», «Как жили древние славяне».

Формы организации учебного процесса:

Формами контроля ЗУН(ов) учащихся являются:

  • индивидуальные;
  • групповые;
  • индивидуально-групповые;
  • фронтальные;
  • практикумы;
  • исследование.
  • наблюдение;
  • беседа; фронтальный опрос;
  • опрос в парах;
  • практикум, работа с источником;
  • тестирование, контрольные работы в форме тестов по типу ГИА.
  • участие в проектной деятельности;
  • подготовка мультимедийных презентаций по отдельным проблемам учебных тем.

Требования к уровню подготовки учащихся:

В результате изучения истории ученик 6 класса должен знать/понимать:
- основные этапы и ключевые события истории России и мира в средние века; выдающихся деятелей отечественной и всеобщей истории этого периода;
- важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития;
-
изученные виды исторических источников;
уметь:
- соотносить даты событий отечественной и всеобщей истории с веком, определять последовательность и длительность важнейших событий отечественной и всеобщей истории;
- показывать на исторической карте территории расселения народов, границы государств, города, места значительных исторических событий;
- рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых фактов, дат, терминов;

- давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников;
- соотносить общие исторические процессы и отдельные факты; объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов, выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений;
- объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории России и всеобщей истории, достижениям отечественной и мировой культуры;

- использовать знания об историческом пути и традициях народов мира в общении с людьми разных культур, национальной и религиозной принадлежности;

- высказывание собственных суждений об историческом наследии народов России.

Владеть компетенциями: коммуникативной компетенцией, компетенцией личностного саморазвития; информационно-поисковой; рефлексивной компетенцией; учебно-познавательной компетенцией; профессионально-трудовой компетенцией.

Календарно-тематический план

История Средних веков (34 ч.)

п/ п

Название темы

Кол-во часов

Домашнее задание

Плано-вые сроки прохож-дения

Факт. дата

Приме-чание

1

Вводный урок.

1

Стр.5-8

Раздел I. Раннее средневековье.

10

Тема 1. Западная                        Европа в раннее Средневековье.

5

2

Древние германцы и Римская империя.

&1, задание к контур. картам

3

Королевство франков и христианская церковь в VI- VIII вв.

&2

4

Возникновение и распад империи Карла Великого. Феодальная раздробленность.

&3

5

Западная Европа в IX-XI веках.

&4

6

Культура         Западной                    Европы в раннее Средневековье.

&5

Тема 2. Византия и славянский мир

3

7

Византия при Юстиниане. Борьба империи с внешними врагами.

&6, индиви-дуальные задания

8

Культура Византии

&7

9

Образование славянских государств

&8

Тема 3. Арабский мир в VI – XI вв.

2

10

Возникновение ислама. Арабский халифат и его распад.

&9

11

Культура стран халифата.

&10

Раздел II. Расцвет Средневековья.

11

Тема 4. Феодальное общество

2

12

В рыцарском замке

&11

13

Средневековая деревня и её обитатели.

&12

Тема 5. Средневековый город

2

14

Формирование средневековых городов.

&13

15

Горожане и их образ жизни.

&14

Тема 6. Католическая церковь в XI-XIII вв.

2

16

Могущество папской власти. Католическая церковь и еретики.

&15

17

Крестовые походы.

&16

Тема 7. Разные судьбы государств.

3

18

Как происходило объединение Франции.

&17

19

Что англичане считают началом своих свобод.

&18

20

Германия и Италия в XII-XVвв.

&19-20

Тема 8. Культура Западной Европы в XI-XIII веках.

2

21

Образование и философия

&27

22

Средневековая литература и искусство

&28

Раздел III. ”Осень” Средневековья

8

Тема 9. Западная Европа в XIV-XV вв.

6

23

Столетняя война.

&19

24

Крестьянские восстания во Франции и в Англии.

&20

25

Усиление королевской власти в конце XV века во Франции и в Англии

&21

26

Реконкиста и образование централизованных государств на Пиренейском полуострове

&22

27

Культура раннего Возрождения в Италии

&29

28

Научные открытия и изобретения

&30

Тема 10. Центральная и Юго-Восточная Европа в  XIV-XVвв.

2

29

Гуситское движение в Чехии

&25

30

Завоевание турками-османами Балканского полуострова.

&26

Раздел IV. Вдали от Европы.

3

Тема 11. Культуры и государства Азии.

2

31

Индия. Государство и культура.

&32

32

Китай в средние века.

&31

Тема 12. Культуры и государства Африки и Америки

1

33

Государства и народы доколумбовой Америки. Африка в средние века.

&33-34

34

Итоговое повторение

1

История Отечества. (36 часов)

п/ п

Название темы

Кол-во часов

Домашнее задание

План.

дата

Факт. дата

Приме-чание

1

Вводный урок.

1

Стр.   4-7

Восточные славяне

2

2

Восточные славяне.

&1, задание к контур. карте, вопросы в конце параграфа*

3

Соседи восточных славян.

&2,  задание к контур. карте

Русь в IX – первой половине XII в.

6

4

Формирование Древнерусского государства.

&3,  задание к контур. карте

5

Образование древнерусского государства. Его внутренняя организация.

&3

6

Первые киевские князья.

&4

7

Владимир      Святославович. Принятие христианства.

&5, анализ документа с. 42. (письменно).

8

Расцвет         Древнерусского государства   при   Ярославе Мудром.

&6, индивидуальные задания

9

Культура Древней Руси.

&7,8 составить кроссворд по теме параграфа

10

Быт и нравы Древней Руси.

&8

Русь во второй половине  XII – XIII в.

8

11

Начало              раздробления русского государства.

&9, задание к контур. карте

12

Главные           политические центры Руси.

&10-11

13

Галицко-Волынское княжество

&10-11

14

Нашествие с Востока.

&12,  задание к контур. карте

15

Борьба   Руси   с   Западными завоевателями.

&13,  задание к контур. карте

16

Русь и Золотая Орда.

&14

17

Русь и Литва.

&15, индивидуальные задания

18

Культура русских земель в ХП-ХШ веках.

&16,  повтор&9-16

19

Родной край в древности. Особенности  развития Белгородчины.

1

Лекция, индивид. сообщения

Образование единого русского государства

10

20

Предпосылки объединения русских земель. Усиление Московского княжества.

&17

21

Москва - центр борьбы с ордынским владычеством. Куликовская битва.

&18

22

 Московское княжество и его соседи в конце ХIV-середине XV вв.

&19

23

Создание единого русского государства и конец ордынского владычества.

&20

24

 Московское государство в конце XV- начале XVI вв.

&21

25

 Церковь и государство в конце XV- начале XVI вв. Святое Белогорье.

&22

26

Просвещение, устное народное творчество, литература в XIV – начале XVI в.

&26

27

Архитектура и живопись в XIV – начале XVI в.

&27

28

Быт в XIV – начале XVI в.

&28, повторение

29

Повторительно-обобщающий урок по теме «Образование единого русского государства»

1

Московское государство в XVI веке.

5

30

Реформы Избранной рады.

&23

31

 Внешняя политика Ивана IV.

&24

32

Опричнина.

&25, индивидуальные задания

33

Родной край в XIV- XVI веках

конспект

34

Культура и быт в  ХVI в.

лекция

35

Повторительно-обобщающий урок по теме главы

1

36

Итоговое повторение и обобщение в форме тестирования.

1

содержание программы:

ИСТОРИЯ КАК НАУКА

История в системе гуманитарных наук.

ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ. ИСТОРИЯ СРЕДНИХ ВЕКОВ (34 ч)  

Понятие «Средние века». Хронологические рамки Средневековья.

РАННЕЕ СРЕДНЕВЕКОВЬЕ

Западная и Центральная Европа в V-IX веках

Великое переселение народов. Кельты, германцы, славяне, тюрки. Образование варварских королевств. Расселение франков, занятия, общественное устройство.

Роль христианства в раннем средневековье. Христианизация Европы. Аврелий Августин. Иоанн Златоуст. Создание и распад империи Карла Великого. Образование государств в Западной Европе. Политическая раздробленность. Норманнские завоевания.

Византийская империя и Ближний Восток VI-XI века

Византийская империя: территория, хозяйство, государственное устройство. Императоры Византии.

Завоевания сельджуков и османов. Падение Византии. Османская империя.                             Византия при Юстиниане. Культура Византии.

Образование славянских государств. Просветители славян - Кирилл и Мефодий.

Арабский мир в VI-XI вв.

 Арабские племена: расселение, занятия. Возникновение ислама. Мухаммед. Коран. Арабские завоевания в Азии, Северной Африке, Европе.

РАСЦВЕТ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ

Феодальное общество

 Сословное общество в средневековой Европе. Феодализм. Власть духовная и светская.

Феодальное землевладение. Сеньоры и вассалы. Европейское рыцарство: образ жизни и правила поведения.

Особенности хозяйственной жизни. Феодалы и крестьянская община. Феодальные
повинности. Жизнь, быт и труд крестьян.

«ОСЕНЬ» СРЕДНЕВЕКОВЬЯ

Средневековый город

Формирование средневековых городов. Средневековый город и его обитатели. Жизнь и быт горожан. Цехи и гильдии.

Католическая церковь в XI-XIII вв.

Могущество папской власти. Церковь и еретики. Крестовые походы и их влияние на жизнь европейского общества. Католицизм, православие и ислам в эпоху крестовых походов.

Разные судьбы государств

Возникновение сословно-представительных монархий в европейских странах. Генеральные штаты во Франции. Особенности сословно-представительной монархии в Англии. Великая хартия вольностей. Парламент. Священная Римская империя германской нации. Германские государства в XIV-XV вв.

Культура Западной Европы в XI-XIII вв.

Развитие научных знаний. Архитектура и изобразительное искусство эпохи расцвета средневековья. Духовный мир средневекового человека. Быт и праздники. Средневековый эпос. Рыцарская литература. Городской и крестьянский фольклор. Романский и готический стили в архитектуре, скульптуре и декоративном искусстве. Развитие науки и техники. Появление университетов. Схоластика. Начало книгопечатания в Европе.

Западная Европа в XIV - XV вв.

Кризис европейского сословного общества в XIV-XV вв. Столетняя война: причины и итоги. Жанна дАрк. Война Алой и Белой розы. Крестьянские и городские восстания. Жакерия. Восстание Уота Тайлера. Усиление королевской власти в конце XV в. во Франции и Англии. Кризис католической церкви. Папы и императоры. Реконкиста и образование централизованных гос-в на Пиренейском п-ове 

Центральная и Юго-Восточная Европа в XIV - XV вв.

Гуситское движение в Чехии. Завоевание турками-османами Балканского полуострова

ВДАЛИ ОТ ЕВРОПЫ  

  Культура и государства Азии.

Китай в средние века. Индия в средние века.

Культура и государства Африки и Америки.

Америка и Африка в средние века.

ИСТОРИЯ РОССИИ С ДРЕВНЕЙШИХ ВРЕМЁН ДО КОНЦА XVI ВЕКА (36 ч)

Восточные славяне

Праславяне. Расселение, соседи, занятия, общественный строй, верования восточных славян. Предпосылки образования государства. Соседская община. Союзы восточнославянских племен. «Повесть временных лет» о начале Руси.

Русь в IX -  первой половине XII в и   во второй половине XII – XIII вв.

Новгород и Киев - центры древнерусской государственности. Первые Рюриковичи. Складывание крупной земельной собственности. Древнерусские города. Русь и Византия. Владимир I и принятие христианства.

Расцвет Руси при Ярославе Мудром. «Русская правда». Русь и народы Степи. Княжеские усобицы. Владимир Мономах. Международные связи Древней Руси. Распад Древнерусского государства.

Русь во второй половине XII - XIII вв.

Удельный период: экономические и политические причины раздробленности. Формы землевладения. Князья и бояре. Свободное и зависимое население. Рост числа городов. Географическое положение, хозяйство, политический строй крупнейших русских земель (Новгород Великий, Киевское, Владимиро-Суздальское, Галицко-Волынское княжества).

Идея единства русских земель в период раздробленности. «Слово о полку Игореве». Языческая культура восточных славян. Религиозно-культурное влияние Византии. Особенности развития древнерусской культуры.

Единство и своеобразие культурных традиций в русских землях и княжествах накануне монгольского завоевания. Фольклор. Происхождение славянской письменности. Берестяные грамоты. Зодчество и живопись. Быт и нравы.

Образование единого русского государства

Русские земли во второй половине XIII - первой половине XV вв. Борьба против ордынского ига. Русские земли в составе Великого княжества Литовского.

Восстановление хозяйства на Руси. Вотчинное, монастырское, помещичье и черносошное землевладение. Города и их роль в объединении русских земель. Иван Калита и утверждение ведущей роли Москвы. Куликовская битва. Дмитрий Донской. Предпосылки образования Российского государства. Иван III. Василий III. Свержение ордынского ига. Распад Золотой Орды. Присоединение Москвой северо-восточных и северозападных земель Руси. Роль церкви в общественной жизни. Сергий Радонежский.

Московское государство в XVI в.

Многонациональный состав населения страны. Становление центральных органов   власти   и   управления.   Судебник   1497 г.   Местничество.   Традиционный   характер экономики.

Монгольское завоевание и культурное развитие Руси. Куликовская победа и подъем русского национального самосознания. Москва - центр складывающейся культуры русской народности. Отражение идеи общерусского единства в устном народном творчестве, летописании, литературе. «Задонщина». Теория «Москва - Третий Рим». Феофан Грек. Строительство Московского Кремля. Андрей Рублев.

Формы и средства контроля.

Перечень контрольных и повторительно-обобщающих уроков

№ п/п

Тема

Кол-во часов

Сроки проведения

1

Итоговое повторение по теме «История Средних веков»

Нового времени»»

1

2

ПОУ «Образование единого русского государства»

1

3

ПОУ «Московское государство в XVI веке»

1

4

Итоговое обобщение    по теме «История России с древнейших времён до XVI века»

1

Итоговый тест по курсу «История России  с древнейших времён до XVI века».

Вариант 1.

  1. В период формирования Древнерусского государства в VI-VIII веках :
  1. восточные славяне были язычниками
  2.  восточные славяне были христианами
  3. восточные славяне не имели никакой веры
  1. Что стало результатом приглашения на княжение варяжского князя?
  1. На Русь пришло христианство
  2. В Новгороде началось правление Рюриковичей
  3. Завершилось образование Древнерусского государства
  1. С именем какого князя связаны разгром Хазарского каганата и организация военных походов на Балканы?
  1. Ярослава Мудрого
  2. Владимира Мономаха
  3. Святослава
  1. Каково было последствие принятия христианства?
  1. Ослабление княжеской власти
  2. Создание государства у восточных славян
  3. Укрепление международного авторитета Руси
  1. Как называли в Древней Руси разорившихся общинников, попавших в долговую кабалу за ссуду?
  1. Закупами
  2. Холопами
  3. Дружинниками
  1. Когда состоялся съезд князей в Любече, постановивший «каждый держит отчизну свою»?
  1. В 882 году
  2. В 1097 году
  3. В 1147 году
  1. Почему росло число княжеств на Руси в XII-XII вв. ?
  1. В результате освоения новых земель
  2. Наступил период феодальной раздробленности
  3. Участились набеги половцев
  1. Чем был вызван отказ хана Батыя от завоевания Европы?
  1. Смертью монгольского полководца
  2. Плохими погодными условиями
  3. Героическим сопротивлением жителей Руси
  1. Как называли ордынских сборщиков дани в русских княжествах?
  1. Баскаками
  2. Тысяцкими
  3. Наместниками
  1. В чём состояло значение правления Ивана Калиты?
  1. Он уничтожил зависимость русских земель от Золотой Орды
  2. Он завершил процесс объединения русских земель
  3. Он обезопасил Московское княжество от набегов ордынцев

  1. Что произошло в результате объединения русских земель?
  1. Расширение торговых связей
  2. Развитие натурального хозяйства
  3. Увеличение числа удельных княжеств
  1. Какой памятник культуры создан в период становления централизованного государства?
  1. Успенский собор во Владимире
  2. Новодевичий монастырь в Москве
  3. Десятинная церковь в Киеве
  1. Первое упоминание о Москве :
  1. 988 год
  2. 1097 год
  3. 1147 год
  1. В каком году русский правитель провозглашается царём?
  1. В 1480 году
  2. В 1547 году
  3. В 1598 году

Задания части В.

  1. Установите соответствие между элементами левого и правого столбиков.
  1. Александр Ярославович

А. река Угра

  1. Дмитрий Иванович

Б. река Нева

  1. Иван III

В. Река Дон

 

Б

В

А

  1. Соотнесите понятие и определение
  1. Рядовичи

А. Зависимые крестьяне, проживающие на землях великого князя

  1. Дружинники

Б. Воины вооружённых отрядов князя

  1. Дворцовые крестьяне

В. Лица в Древнерусском государстве служившие по договору

В

Б

А

Вариант 2.

  1. В период формирования Древнерусского государства в VI-VIII веках :
  1. Восточные христиане приняли христианство
  2. Восточные славяне жили соседскими общинами
  3. Племена восточных славян жили в Прибалтике
  1. Предпосылкой чего стало появление крупных племенных княжений с центрами в Новгороде и Киеве?
  1. Создания Древнерусского государства
  2. Появления частной собственности
  3. Возникновение торгового пути «из варяг в греки»
  1. С чьим именем связано установление норм сбора дани в Древнерусском государстве?
  1. Князя Ярослава Мудрого
  2. Княгини Ольги
  3. Князя Владимира Мономаха
  1. Каково было последствие принятия христианства?
  1. Укрепление княжеской власти
  2. Ослабление государства
  3. Разрыв всех торговых связей с Византией
  1. Как назвали сельских жителей, которые несли повинности в пользу князя?
  1. Смердами
  2. Дружиной
  3. Полюдьем
  1. Чем является «Повесть временных лет»?
  1. Описанием жизни святых
  2. Летописью
  3. Русским народным сказанием
  1. К чему привёл рост политической независимости местных князей в XII веке?
  1. К усилению обороноспособности княжеств
  2. К прекращению феодальных усобиц
  3. К возникновению феодальной раздробленности
  1. В какой русской земле самым важным органом являлось вече?
  1. В Киевской
  2. В Новгородской
  3. В Московской
  1. Что произошло в результате походов хана Батыя 1237-1240 гг.?
  1. Русские земли попали в вассальную зависимость
  2. Русские земли вошли в состав Золотой Орды
  3. Была уничтожена Византийская империя
  1. В Невской битве, в отличии от сражения на реке Угре, русское войско:
  1. Сражалось с монголо-татарами
  2. Сражалось со шведскими рыцарями
  3. Проиграло
  1. Как называли на Руси ежегодный платёж Орде?
  1. Ярлык
  2. Пошлина
  3. Выход
  1. Какой памятник культуры создан в период становления централизованного государства?
  1. Грановитая палата в Московском Кремле
  2. Софийский собор в Киеве
  3. Церковь Покрова на Нерли
  1. Крещение Руси :
  1. 882 год
  2. 988 год
  3. 1097 год
  1. Конец монголо-татарского владычества на Руси
  1. 1380 год
  2. 1480 год
  3. 1547 год

Задания части В.

  1. Установите соответствие между элементами левого и правого столбиков.
  1. Святослав

А. половцы

  1. Ярослав Мудрый

Б. шведы

  1. Александр Невский

В. хазары

1

2.

3.

В.

А.

Б.

  1. Соотнесите понятие и определение
  1. Казаки

А. Особое военное сословие, несшее военную службу в пограничных районах

  1. Закупы

Б.  Лично свободные крестьяне, несшие государственные повинности

  1. Черносошные крестьяне

В. Зависимые люди в Древнерусском государстве

А.

В.

Б.

Итоговый тест по курсу: «История Средних веков».

     1. Генеральные штаты были созваны: 

А) в 1308 г. Б) в 1301 г. В) в 1302 г.

2. Восстание под руководством Уота Тайлера было в:

А) 1337 г. Б) 1358 г. В) 1381 г.

3. Столетняя война была в:

А) 1337 – 1450 г.г. Б) 1337 -1453 г.г. В) 1330 – 1453 г.г.

4. Средними веками называют период в истории человечества:

А) к. V – XV в. Б) V – XVI в. В) сер. V – XV в.

5. Какая дата не имеет отношение к истории славянских государств?

А) 1453 г. Б) 1389 г. В) 800 г.

6.Военное состязание рыцарей в силе и ловкости – это:

А) турнир; Б) маневры; В) битва.

7. Как назывались города Западной Европы, освободившиеся от власти сеньоров?

А) республики; Б) коммунами; В) полисами.

8. Как называется хозяйство, в котором все необходимое производилось для собственного потребления, а не для продажи?

А) товарное; Б) добывающее; В) натуральное.

9. Как назывался церковный суд?

А) индульгенция; Б) инквизиция; В) реконкиста.

10. Кто не входил в духовенство?

А) миряне; Б) епископы; В) аббаты.

11. Правило Юстиниана не включало в себя:

А) единый закон; Б) единое государство; В) единый язык.

12.К какой ветви славян относятся русские?

А) восточной; Б) южной; В) западной.

13. Как называется хозяйство феодала, в котором работали зависимые крестьяне?

А) феодальный замок; Б) феодальная вотчина;  В) господский двор.

14. Первый король франков:

А) Карл Великий; Б) Юстиниан; В) Хлодвиг.

15. Человек, критикующий учение церкви:

А) раскольник; Б) сектант; В) еретик.

16. Кому принадлежат слова: «Никто на свете не спасет королевство французское, кроме меня»?

А) Жанне д`Арк; Б) Людовику XI; В) Людовику X

17. Как называются большие группы людей с определенными правами и обязанностями, передающимися по наследству?

А) классы; Б) общества; В) сословия.

18. Какая наука учила искусству рассуждать?

А) риторика; Б) грамматика; В) диалектика.

19. Кто из нижеперечисленных не является вассалом?

А) рыцарь; Б) король; В) барон.

20. Кто не является создателем славянской письменности?

А) Кирилл; Б) Мефодий; В) Юстиниан.

21.Найдите ошибку и запишите правильно сословия Франции:

А) I  сословие – дворянство; Б) II сословие – крестьяне и горожане; В) III сословие – духовенство.

22. Соотнесите термины и определения:

А) оброк;                                                1)  повинность в пользу церкви;

Б) барщина;                                            2) доля произведенного урожая, отдаваемая хозяину земли.

      В) десятина.                                            3) работа на поле хозяина;

23. Распределите в I  группу слова, относящиеся к христианству, а во II – к мусульманству.

А) хиджра; Б) Библия; В) Коран; Г) шариат; Д) католичество; Е) инквизиция; Ж) мечеть.

24. Вставьте пропущенное слово:

А) ученик - …?….- мастер.

Б) палата лордов + палата общин = ?

В) умеренные + табориты =?

25. Дайте определение:

А) феодальная раздробленность; Б) цех.

Перечень учебно-методических средств обучения.

Литература:      

Основная литература:

1.  Агибалова, Е.В., Донской, Г.М. История Средних веков М.: Просвещение, 2008. (учебник)

2. Ведюшкин, В.А. Программа по истории Средних веков / Программы общеобразовательных учреждений. История. Обществознание. 5-11 классы. М.: Просвещение, 2007.

3. Данилов, А.А., Косулина, Л.Г. Программа по истории России / Программы общеобразовательных учреждений. История. Обществознание. 5-11 классы. М.: Просвещение, 2007.  

 4. Данилов, А.А., Косулина, Л.Г. История России с древнейших времён до конца XVI века. М.: Просвещение, 2004 (учебник)

5. А. А. Данилов, Л.Г. Косулина История России с древнейших времён до конца XVI века / Рабочая тетрадь М.: Просвещение, 2006.

6.  Крючкова, Е.В.  Рабочая тетрадь по истории Средних веков.

7. Максимов И. И. Атлас по истории Средних веков. - М.: Дрофа, 2007.

Дополнительная литература:    

  1. Арасланова, О.В., Соловьёв, К.А. История Средних веков. 6 класс: Поурочные разработки . - М.: ВАКО, 2004. - 416 с.
  2.  Давыдов, О. В. Задания и тесты по истории средних веков / О. В. Давыдов. - М.: Экзамен,  2006.
  3. Петрова, Н. Г. История средних веков: рабочая тетрадь / Н. Г. Петрова. - М: ООО «ТИД Русское слово-РС», 2006.
  4. Запорожец, Н. И. Книга для чтения по истории средних веков: пособие для учащихся / Н. И. Запорожец; под ред. А. А. Сванидзе. - М.: Просвещение, 1990.

Исторические карты:

Карты по истории России.

Первобытнообщинный строй на территории нашей страны.

 Древнерусское государство в IX - начале XII века.

Киевская Русь в IX - начале XII века.

Русь в XII веке.

Русские княжества в XII - начале XIII века. ( До похода Батыя).

 Борьба народов нашей страны против иноземных захватчиков в XIII веке.

Борьба народов нашей страны с иноземными завоевателями в XIII веке.

Русские княжества и Золотая Орда в XIII веке.

Образование Российского централизованного государства. Российское государство в XVI веке.

Карты по истории Средних веков.

Европа в V - VII веках.

Франкское государство в V - середине IX века.

Арабы в VII - XI веках.

Византийская империя и славяне в VI - XI веках.

Восточная Римская (Византийская) империя и славяне в VI - XI веках.

Западная Европа в XI - начале XII века. Крестовые походы.

Европа в VIII — XI веках.

Европа в XIV - XV веках.

Европа в XVI - первой половине XVII века.

Западная Европа в XVI - первой половине XVII века.

Индия и Китай в Средние века.

Исторические картины и аппликации:

Альбом с наглядными пособиями «История Средних веков».

Ресурсы Интернет

http://fcior.edu.ru/ Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов.

http://school-collection.edu.ru/  Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.

Учебно-методические материалы

библиографические сведения об исторической литературе, исторические документы, отрывки трудов историков

http://www.shpl.ru

http://www.history.ru 

http://www.hist.msu.ru 

http://lesson-history.narod.ru/ob1011.htm

http://his.1september.ru/index.php

http://predania.ru/ 

http://bibliotekar.ru/muzeu.htm

исторические фотодокументы, репродукции

http://www.auburn.edu/academic/liberal_arts/foreign/russian/art/index.html     

http://www.humanities.edu.ru/db/sect/44/6 

http://www.sovr.ru/

исторические фотодокументы, записи песен, гимнов, речей

http://www.humanities.edu.ru/db/sect/219/6 

карты

http://www.ostu.ru/personal/nikolaev/index.html 

справочные и дополнитель-ные материалы по истории

исторические понятия, персоналии

http://www.vseslova.ru/index.php?dictionary=bes&word=ilanskiy-

http://www.rusarchives.ru 

Оборудование и приборы

Материально-техническое и информационно-техническое обеспечение программы

№ п/п

Наименование

Количество

1

ПК

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по истории в 8 классе (История России, Новая история, история Татарстана)

Рабочая программа составлена к учебникам:- Юдовская А. Я., Ванюшкина Л. М. Новая история. 1800-1913; учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2011.- История России,...

Рабочая программа по истории в 7 классе (История России, Новая история, история Татарстана)

Рабочая программа составлена к учебникам:- Юдовская А.Я. Всеобщая история. История Нового времени, 1500-1800. 7 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение, 2009.- Данилов А.А., Косу...

Рабочая программа по истории в 6 классе (История России, Новая история, история Татарстана)

Рабочая программа составлена к учебникам:- Агибалова Е.В., Донской Г.М. История Средних веков. 6 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений.–М.: Просвещение, 2010- А,А,Данилов, Л,Г, Косулина. История ...

рабочая программа по истории 5 класс Рабочая программа по истории 11 класс

поурочно-тематическое планирование по истории для 5 классапоурочно-тематическое планиросание по истории для 11 класса к учебнику Данилова...

Проект рабочей программы по истории для 7 класса ФГОС к УМК «История. Новое время. Конец XV - конец XVIII века. 7 класс" и УМК по истории России под редакцией А.В. Торкунова (6-10 классы)

Данная рабочая программа по истории для 7 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана  на основе УМК ...

Проект рабочей программы по истории для 8 класса ФГОС к УМК «История. Новое время. Конец XVIII - XIX век. 8 класс" и УМК по истории России под редакцией А.В. Торкунова (6-10 классы)

Данная рабочая программа по истории для 8 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана  на основе:УМК &laqu...