Повторительно-обобщающий урок по теме "История Древнего Востока"
консультация по истории (5 класс) по теме

Коржева Елена Николаевна

       Данная разработка –  повторительно- обобщающий урок по истории в 5 классе по теме  «страны Древнего Востока». Это нетрадиционный урок  с использованием элементов здоровьесберегающих технологий. Форма проведения -   командная игра- путешествие.    В ходе урока учащиеся повторяют основные понятия темы,  работают с терминами, историческими картами. Урок способствует более глубокому пониманию роли стран Древнего Востока в развитии современной цивилизации. В игровой форме учащиеся повторяют и обобщают довольно сложный и объемный материал.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon povtoritelno.doc60 КБ

Предварительный просмотр:

Повторительно - обобщающий урок по истории в 5 классе

по теме « Древний Восток»

                                                                                                Автор: учитель истории

МОУ СОШ № 34 г. Владимира

                                                                                    Коржева Елена Николаевна

                                                                                     Код автора: SC- 5489

       Место урока в  учебном плане: урок проводится в завершении изучения темы «Древний  Восток». В ходе урока обучающиеся выполняют задания для решения, которых необходимо знать: исторических деятелей истории Древнего Востока (как живших, так и героев мифов и легенд); историческую терминологию; уметь объяснить значение крылатых выражений, с которыми знакомились на занятиях; географическое положение и название основных географических объектов стран, древняя история которых изучалась на уроках.

Цели урока:

      1. Учебная цель: систематизация и контроль качества знаний учащихся по теме Древний Восток

      2. Воспитательная цель: воспитание толерантности, чувства уважения и гуманного отношения к своим одноклассникам

      3. Развивающая цель: развитие коммуникативной компетентности.

Задачи:

Учебные:

1. Актуализация и закрепление имеющихся знаний по теме;

2. Выявление возможных пробелов в знаниях  по теме;

3. Создание  условий для самостоятельного анализа  и систематизации имеющихся знаний по теме;

 Воспитательные:

1. Воспитание  навыка следования и при необходимости  подчинения заданным правилам

игры.

2. Воспитание чувства эмпатии и толерантного отношения к своим одноклассника. 

Развивающие: 

1. развитие коммуникативных навыков: умение работать в команде и индивидуально, проявлять навык активного слушания.

2. Развитие грамотной устной речи;

3. Умение слушать партнера, развивать диалектические способности: аргументировать свою точку зрения, уметь принять чужую.

4. Развитие навыков публичного выступления. 

                                                             Ход урока

                                                              Оргмомент

      Сегодня у нас повторительно - обобщающий урок по теме «Древний Восток». Понятие «Древний Восток» - понятие относительное. Название это было дано людьми, живущими в  Западной Европе, для них эти страны действительно были восточными.

  Наша задача – это закрепление, полученных знаний на уроке, их систематизация, обобщение, углубление по некоторым вопросам истории Древнего Востока.

      Форма проведения – игра-путешествие. Мы окунемся в волшебный  мир Древнего Востока, совершим путешествие по  странам. Как в каждом путешествии у нас будут пункты назначения, где Вы должны будете выполнять определенные задания.

Итак, старт дан, мы отправляемся.

    Сейчас мы узнаем, как мы готовы к игре – путешествию. Предлагаю вам выполнить упражнение – энергизатор, и на счет 1-3 занять одну из возможных поз:  

1. поднять руку с открытой ладонью вверх;

2. поднять руку со сжатым кулаком вверх;

3.  занять позу «фараона» (скрещенные руки на груди).

   Учащиеся, занявшие позу №1, открыты и полностью готовы к восприятию учебного материала. Учащиеся, занявшие позу №2, настроены агрессивно по отношению к тому, что будет происходить на уроке, тем не менее, заинтересованы, включены в учебный процесс. Учащиеся, занявшие позу № 3, закрыты для получения информации. Если есть ребята, занявшие  позу № 2 и позу № 3, на них во время урока обратить особое внимание.

В путь!

   Класс делится на две команды. Для деления класса на команды выдаются две картинки, разрезанные на количество участников игры. Каждый участник получает фрагмент картинки. Те участники, которые составят первую картинку, формируют первую команду. Участники, которые составят вторую картинку, формируют вторую команду. Каждая команда выбирает своего капитана.

Первый пункт «Географический».

   Ребята, назовите страны, которые мы изучали в рамках темы «Древний Восток»? (учащиеся называют страны, учитель записывает на доске названия стран). Далее учащиеся получают  фрагменты контурных карт, которые разрезаны на несколько частей.

1. Задание: Пожалуйста, правильно сложите фрагменты, определите и напишите  название стран и рек.

Выполнив задание, один учащийся от каждой команды показывает и комментирует месторасположение стран и рек Древнего Востока.

 Как Вы думаете, есть ли что-то общее в расположении этих стран? (в долинах рек). Да, первые государства возникали, как правило, в долинах рек.

 Команда, правильно выполнившая задание получает 2 балла.

2. Задание: Отгадайте загадки.  

  • Вавилоняне знали 2 больших водных пространства. Одно из них они называли «морем Восхода», а другое «морем Заката».

   Как в наши дни называют эти водные пространства?  

(Море «Восхода» - Персидский залив, море «Заката» - Средиземное море.)

  • Почему в Египте река Нил считается добрым богом, а в Междуречье обе реки считают  злыми богами?

(Египет – в нижнем течении  Нила, где река течет спокойно и разливы несут ил.  Тигр  и Евфрат – горные реки и их наводнения разрушительны).

Команда, первой отгадавшая загадки, дополнительно получает 2 балла.

Второй пункт «Конкурс капитанов».

  Для участия в конкурсе приглашаются капитаны. Представьте, что вы правитель государства, желающего заключить мир с египетским фараоном. Из Египта вам присылают  пестрый ящик с заключенным внутри священным объектом. Если вы угадаете, что  находится в ящике, мирный договор вам обеспечен.

Вам будет сделано 5 подсказок. Чем меньше подсказок вы используете, тем выше окажется заработанный вами балл. В крайнем случае, капитан  может попросить помощь команды. Минимальное количество баллов за конкурс – 1, максимальное – 5.

Подсказки первому капитану:

  • он был посвящен богине Исиде и ее супругу Осирису;
  • в его середине родился на свет бог Солнца;
  • его изображения украшали стены храмов и гробниц и капители колонн;
  • он бывает розового, белого и голубого цвета;
  • его цветок был эмблемой Верхнего Египта.

Ответ: лотос.

 Подсказки второму капитану:

  • первыми их стали почитать земледельцы;
  • у них была своя богиня – доброе божество любви, веселья, музыки;
  • бог солнца Ра в трудной битве принял облик одного из них;
  • в XV веке до нашей эры фараон запретил держать их египтянам, оставив эту привилегию лишь за собой;
  • их древнеегипетское название – «миу».

 Ответ: кошка.

Третий пункт «Города Древнего Востока».

  Игра «Слово по вертикали». В этой игре потребуется знания городов. Слева пишутся необычные слова это названия городов Древнего Востока, в которых нарушен порядок букв, кроме того, в каждом слове есть еще лишняя буква. Необходимо восстановить порядок букв и написать получившееся название рядом с необычным словом, а лишнюю букву вписать между двумя звездочками. Если задание выполнено правильно, то из лишних букв по вертикали можно будет прочесть имя самого мудрого царя Израиля. Команда первая выполнившая задание получает 2 балла.

ФИММЕСС_________________ *   *         Ответ: Мемфис           С

ИЕРУЛИМСАО______________*    *        Ответ: Иерусалим      О

ВИЯНИЛНЕ________________ *     *        Ответ: Ниневия          Л

ВЫОФИ ___________________*     *         Ответ: Фивы               О

МИЛОНВАВ_______________  *     *        Ответ: Вавилон          М

ДОНОСИ __________________*     *         Ответ: Сидон              О

НИЛББ____________________*      *         Ответ: Библ                 Н

Четвертый пункт «Исторический словарь»

 Каждой команде выдается задание на знание основных понятий.

1 команда – дайте определения следующим понятиям:

 фараон; заповеди; храм; религия.

2 команда – дайте определение следующим понятиям:

дельта, вельможа, колония, иероглифы.

За правильно выполненное задание команда получает 4 балла.

Пятый пункт «Письменность Древнего Востока»

Команды получают задание:

1 команда – Где и когда появился первый алфавит? Что Вам о нем известно? Чем он отличается от современного нашего алфавита?

2 команда – Перечислите, какие виды письменности Вы знаете? Что служило материалом для письма в Египте, Междуречье? Что повлияло на выбор материала для письма?

За правильное выполнение задания команда получает 3 балла.

                           


Шестой пункт «Великие правители».

  Ребята, определите какие правители древности могли написать о себе приведенные ниже слова! Какими государствами они управляли? Вопросы задаются всем участникам команд. Каждый участник может принести баллы своей команде за правильный ответ.

1. «Я царь совершенный, могучим оружием, врученным мне богами, истребил врагов, на севере и на юге! Я начертал свои драгоценные слова на камне, чтобы сильный не притеснял слабого. Если кто-то из людей уничтожит мои законы, то великие боги проклянут его судьбу». ( Хаммурапи).

2. «Я встал впереди моих победоносных воинов, указывая путь каждому. Крепость покорялась моему величеству. Царьки приползли  на животах. Велика мощь моего величества, велика власть бога Ра над всеми чужеземными странами». (Тутмос III).

3. «Я царь великий, царь царей, царь этой земли говорю: «Мне достались по воле бога Ахурамазды 23 страны и среди них Персия, Вавилония, Ассирия, Египет, Парфия».

Я отличный всадник, отличный стрелок из лука, отличный копьеметатель. Этими способностями меня одарил бог». (Дарий I).

4. «Город Фивы захватили мои руки с помощью Ашшура! Награбил я добычу! Но не чуждо мне и прекрасное! Из всех военных походов везли по моему приказу в столицу книги и собирал я их в своем дворце!» (Ашшурбанапал).

За правильные ответы участники могут принести своей  команде от 1 до 4 баллов.

Седьмой пункт «Блиц-турнир».

  Конкурс проводится со всеми участниками команд. Каждый участник может принести баллы своей команде за правильный ответ.

  • Самая престижная профессия в Древнем Египте (Писцы);
  • Это учреждение древние египтяне называли «Дом папируса» (Библиотека);
  • Царь Древнего Египта (Фараон);
  • Растение, из стеблей которого делали материал для письма (Папирус);
  • Знак письменности Древнего Египта (Иероглиф);
  • Гробница египетских фараонов (Пирамида);
  • На каком материке находится Египет? (Африка);
  • Кого называли Отцом Дома Табличек? (Учителя);
  • Кого называли «царем царей»? (Персидского правителя);
  • Двуречьем назывались страна, расположенная между реками (Евфратом и Тигром);
  • Основным строительным материалом в Двуречье была (Глина);
  • Жители Двуречья писали (Клинописью);
  • Древнеегипетский фараон, для которого построена самая большая пирамида (Хеопс);
  • Египтяне называли его «отец ужаса», его двадцатиметровая статуя с лицом фараона действительно внушала им страх (Сфинкс);
  • Когда египтяне начинали строить гробницу – при жизни человека или после его смерти? (При жизни).

                                       Восьмой пункт «Финишный тест».

Каждая команда получает тест, состоящий из 11 вопросов. Максимальное количество баллов за правильное выполнение задания - 11.

Задание для первой команды:

1. Древнее Двуречье это страна, находившаяся в долинах рек:

А) Нил и Тигр

Б) Тигр и Евфрат

В) Иордан и Евфрат

2. Материал для письма в Двуречье:

А) иероглифы

 Б) папирус

В) глиняные таблички

3. В отличие от Египта и Двуречья в Финикии:

А) не было крупных рек и плодородных долин

Б) было много места для полей и пастбищ

В) не было высоких гор

4. Прозрачное стекло, пурпурные ткани это -

А) изделия, которые первыми научились изготавливать финикийцы

Б) это изделия, которые финикийские купцы привозили на родину

В) это изделия, секрет изготовления которых финикийцы заимствовали у египтян

5. Первая часть Библии – Ветхий завет содержит:

А) еврейские предания и мифы

Б) еврейские предания и мифы, рассказы о старине

В) еврейские предания, мифы, рассказы о старине, размышления мудрецов, древние законы, обычаи

6. Соотнесите имена исторических деятелей с их деятельностью:

А) Иерихон                  1 победитель Голиафа, второй царь Израиля

Б) Соломон                  2 царь Израиля, великий законодатель и мудрец

В) Давид                      3 крепость, рухнувшая от звуков труб и криков воинов


7. Главные занятия ассирийцев:

А) кочевое скотоводство и охот

Б)ведение войн

В) кораблестроение и виноградарство

8. Ашшурбанапал остался в истории благодаря:

А) жестокости и беспощадности

Б) строительству храма Яхве

В) собранной им библиотеки

9. Соотнесите страну и события которые в ней происходили:

А) Вавилон              1 страна, где правил царь царей

Б) Лидия                   2 страна богатая золотым песком

В) Персия                 3 страна, правитель которой увидел предсказание своей смерти на пиру

10. Кто из перечисленных людей являлись правителями стран Передней Азии:

А) Кир

Б) Осирис

 В) Валтасар

 Г) Тир

Д) Цезарь

 Е) Дарий

Ж) Синахериб

11. Составьте предложения со словами:

1 – сатрапии, Дарий, сатрапы

2 – занятие, Финикия, торговля

3 – евреи, завет, Яхве

4 – конница, оружие, Ассирия

Задание для второй команды:

1. В Древнем Двуречье не было:

А) дерева

Б) глины

 В) пастбищ

2. Письменность Древнего Двуречья:

А) иероглифы

 Б) буквы

 В) клинопись

3. В отличие от Египта и Двуречья основное занятие финикийцев:

А) торговля

Б) ремесло

В) земледелие

4. Финикия славилась:

А) обширными полями и пастбищами

Б) виноградниками, оливковыми рощами и строительным лесом

В) высокими башнями до неба, жестокими царями

5. Древние евреи:

А) поклонялись многим богам

Б) поклонялись одному богу

В) поклонялись многим богам, но постепенно пришли к единобожию

6. Соотнесите имена исторических деятелей с их деятельностью:

А) Саул                                          1 спаситель евреев от египетского плена

Б) Самсон                                       2 богатырь, чья сила заключалась в волосах

В) Моисей                                      3 первый правитель израильского царства

7. Столицей Ассирии был город:

А) Карфаген

Б) Ниневия

В) Иерусалим

8. Первым царством, завоеванным Киром было:

А) Мидийское

Б) Лидийское

В) Вавилонское

9. Соотнесите страну и события, которые в ней происходили:

А) Лидия                          1 страна, где отчеканили первую монету из сплава золота с серебром

Б) Мидия                           2 страна, покорившая после падения Ассирии: Двуречье,                      Палестину и Финикию

В) Вавилон                        3 страна, на территории которой жили племена персов.

10. Кто из перечисленных людей являлись правителями стран Передней Азии:

А) Соломон

Б) Навуходоносор

В) Яхве

Г) Крез

Д) Иосиф

Е) Ашшурбанапал

11. Составьте предложения со словами:

1 – буквы, алфавит, Финикия

2 – держава, могущественное, войско

3 – евреи, завет, Яхве

4 – висячий, Вавилон, сад

Ответы к тесту первой команды: 1Б, 2В, 3А, 4А, 5В, 6 (А3, Б2, В1), 7Б, 8Б, 9 ( А3, Б2,      В1), 10 А,Е.

Ответы к тесту второй команды: 1А, 2В, 3А, 4Б, 5Б, 6 (А3, Б2, В1), 7Б. 8А, 9 ( А1, Б3, В 2), 10 А, Е.

        Вот и подошла к концу наша игра. Ребята, понравилось вам путешествие? Какое задание было для вас самым легким, а какое самым трудным? Молодцы! Работали дружно, справились со всеми заданиями. Победила команда, набравшая большее количество баллов, За это она получает отличные оценки. А сейчас давайте запишем домашнее задание. Составить кроссворд по теме: «Древний Восток».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку истории в 5 классе "Повторительно-обобщающий урок по теме "Древний Восток"

1. Отгадать страну.2.Определение личности.3.Найти лишнее.4.Соотнесение дат и событий.5. Решение кроссворда....

Повторительно-обобщающий урок по теме: "Древний Восток" 5 класс.

Тип урока: повторительно-обобщающийФорма урока: командная развивающая игра.Форма организации ученой деятельности: групповая  /командная/Цели урока: Обобщить, систематизировать и закрепить знания ...

Повторительно-обобщающий урок по теме: "Древний Восток"

Разработка урока предназначена для повторения географического положения, природных условий, занятий населения, культурных достижений государств Древнего Востока....

Повторительно-обобщающий урок по истории Древнего Востока 5 класс

Материал состоит из конспекта, презентации и тестов...

Повторительно-обобщающий урок по теме "Древний Восток"

Повторение основных событий, дат, понятий, имен  по теме «Древний Восток».  Обобщение  и систематизация знания по теме: «Древний Восток»....

Повторительно-обобщающий урок по теме "Древний Восток"

Повторение, систематизация знаний учащихся по теме "Древний Восток"...

Повторительно-обобщающий урок по теме "Древний Восток".

Повторительно-обобщающий урок по теме «Древний Восток».Урок позволяет повторить, закрепить и систематизировать знания учащихся по теме «Древний Восток», совершенствовать навыки работы с картой, умения...