Экономическое развитие. Индустриализация в СССР.
план-конспект урока по истории (11 класс) по теме

Семёнова Раиса Жавдатовна 3

План-конспект по истории по теме: Экономическое развитие. Индустриализация в СССР.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok.industrializatsiya.doc37.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок: Экономическое развитие. Индустриализация в СССР.  ( Слайд 1)

Цели: выяснить причины и особенности индустриализации; (Слайд  2)

           рассмотреть  два первых пятилетних плана, их цели и достижения;

           рассмотреть стахановское движение и его негативные стороны;

           определить итоги индустриализации.

               Ход урока

I. Организационный момент

II.Опрос учащихся по вопросам учебника. Тема «Духовная жизнь в 20е гг».

1. Какое значение придавала советская власть ликвидации неграмотности?

2.Какие отрицательные и положительные стороны имела новая советская школа?

3. Почему часть интеллигенции не признала советскую власть?

4. Какую роль сыграл сборник «Смена вех» ?.

5. Каковы причины гонений, направленные против Православной церкви и ее служащих?

III. Новый материал: Задание на урок: Что помогло Советскому Союзу провести индустриализацию в сжатые сроки?  (Слайд 3)

1.Вопрос: Что такое индустриализация?

Цели индустриализации:

- ликвидировать технико-экономическую отсталость страны;

- достижение экономической независимости;

- создание мощной оборонной промышленности, развитие базовых отраслей      промышленности (топливная, металлургическая, химическая, машиностроение) (Слайд 4)

 Все страны начинали индустриализацию с легкой промышленности (чтобы накопить средства для тяжелой промышленности).

Зап. страны выкачивали средства для индустриализации извне:

-ограбление колоний;

- неравноправный торговый обмен с другими странами;

- военные контрибуции;

- иностранные займы. (Слайд 5)

СССР могла проводить индустриализацию только за счет внутренних резервов:

- интенсивный вывоз сырья  ( нефть, золото, сокровища музеев и храмов),

- вывоз продовольствия (хлеб, масло, сахар)

Решающую роль играло централизованное распределение ресурсов – плановая экономика.

 2. Первая пятилетка.

 В мае 1929 г. на V Всесоюзном съезде советов учрежден первый пятилетний план экономического и социального развития СССР.

В декабре Сталин выдвинул лозунг «Пятилетку за 4 года»  (Слайд 6)

Энтузиазм людей - работали почти бесплатно на разных стройках. (Слайд 7)

Вопрос: Что было достигнуто? (сообщение ученика). Производство выросло почти 2,8 раза.                      (Слайд 8)

 Вопрос: Проблемы первой пятилетки? Найти ответ на стр. 171 (3 абз)

- требовалось огромное количество рабочей силы;

- неквалифицированный труд, не хватало инженеров, технических кадров, не могли долго осваивать оборудование и начать выпуск продукции;

- инфляция, рост цен – кризис, обнищание масс, голод и в деревне и в городах. (Слайд 9)

3. Вторая пятилетка.  (Слайд 10)

 И. Сталин заявил, что теперь нет необходимости «подхлестывать страну» и можно снизить темпы промышленного строительства.

XVII съезд ВКП(б) утвердил второй пятилетний план развития народного хозяйства на 1933 -1937 гг.

Он предусматривал снижение темпов прироста с 30 до 16,5 %

Рост легкой промышленности должен был привысить развитие тяжелой пром-ти.

Вторая пятилетка превратила страну в индустриальную, экономически независимую.

(Слайд 11)

Вопрос: что же было достигнуто во второй пятилетке? (сообщение ученика).

 

4. Стахановское движение. (Слайд12)

    Вторая пятилетка – время «поворота к человеку» - так объявила партия. «человек самый ценный капитал», «кадры решают все» - так провозгласил И. Сталин.

    С 1 января 1935 г. – отменены карточки на продовольствие, но положение не улучшилось:

- были введены «единые цены», выше прежних;

- рабочие должны были подписываться на государственные займы в размере двух-четырехнедельного заработка. Эти деньги шли на индустриализацию.

- плата за жилье была низкой, но условия не улучшались. Основная масса рабочих жила в коммунальных квартирах.

     В августе 1935 г. А. Стаханов вырубил за смену 102 т. угля, вместо 7 т.

Этот почин подхватили другие шахтеры и другие отрасли. Изотов, Виноградовы и др.

ЦК одобрил «инициативу трудящихся» и … нормы выработки были повышены.

     Стахановцы, так назвали передовиков производства, пользовались значительными привилегиями, становились элитой советского общества (Слайд 13)

Это вызывало неприязнь к экспериментам т.к. нормы росли, а зарплата нет.

- часто меняли место работы;

- нарушали дисциплину…

   Правительство ответило репрессиями:

- ввели паспортную систему;

- в 1938 г. ввели трудовые книжки;

- неявка на работу строго каралась увольнениями, выселениями

 5. Итоги первых пятилеток. (Слайд 14)

- СССР вышел на второе место в мире по объему промышленного производства.

- Темпы роста промышленного производства были самыми высокими в мире

 от 10 до 17 %;

- СССР мог обходиться без импорта товаров и производить любой вид промышленной продукции.

     Но скачок в развитии тяжелой промышленности был куплен ценой отставания других отраслей экономики (легкой, аграрного сектора).

Вывод: Производитель в условиях централизованной экономики полностью подчинился государству,  однако жизненный уровень населения оставался одним из самых низких в мире.                                                                                      

Вопрос: Что помогло Советскому Союзу провести индустриализацию в сжатые сроки?  

   Д/З § 22. вопросы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Социально-экономическое развитие СССР 1945-1953 гг.

презентация к уроку истории в 9 классе....

Урок. Социально-экономическое развитие СССР в 1945-1953 гг.

Урок.  Социально-экономическое развитие  СССР в 1945-1953 годах.(История России. Тема: СССР в первые послевоенные десятилетия. 11 класс)...

Социально-экономическое развитие СССР 1945-1953 гг.

Урок «Социально-экономическое развитие СССР в 1945-1953 гг.» разработан для 11 класса и рассчитан на два учебных часа. На уроке использована проектная технология с элементами технологии развития крити...

"60-Е ГОДЫ — РОССИЯ И МИР" "Повернуться лицом к экономике" (проблемный урок об экономическом развитии СССР в 60-х годах)

Старшеклассники знакомятся с различными точками зрения на характер проводившихся во внутренней политике преобразований в 60-х годах....

«Экономическое развитие СССР в послевоенный период».

Послевоенные годы начались с чувства гордости и даже эйфории от победы над фашизмом, с уверенности, что все самое трудное осталось за порогом невиданной истории по масштабам разрушений войны,что насту...