МЫ – ЮНЫЕ ГРАЖДАНЕ РОССИИ
методическая разработка по истории (5 класс) по теме

Романова Наталия Григорьевна

Внеклассное занятие для учащихся 5-6 классов в рамках меропрятий по празднованию 20-летия со дня принятия Конституции Российской Федерации

Скачать:


Предварительный просмотр:

ЛИТЕРАТУРНО-МУЗЫКАЛЬНЫЙ ВЕЧЕР

ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ 5-6 КЛАССОВ:

«МЫ – ЮНЫЕ ГРАЖДАНЕ РОССИИ»

АВТОР: УЧИТЕЛЬ ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ МБОУ «СЯТРАКАСИНCКАЯ СОШ» МОРГАУШСКОГО РАЙОНА ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ РОМАНОВА НАТАЛИЯ ГРИГОРЬЕВНА

Цели:

  • формирование у обучающихся понимания значения Конституции и государственных символов Российской Федерации;
  • воспитание чувства уважения, гордости, патриотизма;
  • расширение кругозора и повышение общей культуры учащихся.

Задачи:

  • популяризовать государственные символы РФ;
  • знакомить со значением государственных символов РФ;
  • развивать познавательные способности;
  • формировать гражданскую позицию, национально-нравственные устои учащихся;
  • воспитывать уважение к символам государства.

Оборудование:

- Аудиозапись гимна РФ.

- Презентация «Мы – юные граждане России».

- Аудиозапись песни «Что может быть лучше России…».

Подготовка мероприятия.

Из числа обучающихся 10-11 классов готовятся 4 ведущих вечера и персонаж «мудрая сова».

6 обучающихся 5-6 классов учат наизусть стихотворения о символах России.

При подготовке к мероприятию использован Интернет - ресурс http://www.zanimatika.narod.ru

Ход внеклассного мероприятия.

Слайды №№1-2

Ведущий 1:

(читает стихотворение Н. Забилы в  пер. с укр. З. Александровой «Лучшая на свете»)

Российский край, моя земля,

Родимые просторы!

У нас и реки, и поля,

Моря, леса и горы.

И север есть у нас, и юг.

Сады цветут на юге.

На севере снега вокруг –

Там холода и вьюги.

В Москве ложатся спать сейчас,

Луна глядит в оконце.

Дальневосточник в тот же час

Встаёт, встречая солнце.

Российский край, как ты велик!

С границы до границы

И скорый поезд напрямик

В неделю не домчится.

Звучат по радио слова –

Им дальний путь не труден.

Знакомый голос твой, Москва,

Повсюду слышен людям.

И рады мы всегда вестям

О нашей мирной жизни.

Как счастливо живётся нам

В своей родной Отчизне!

Народы – как одна семья,

Хотя язык их разный.

Все – дочери и сыновья

Своей страны прекрасной.

И Родина у всех одна.

Привет тебе и слава,

Непобедимая страна,

Российская держава!

Слайд №3

«Мудрая сова»: Здравствуйте, мои дорогие юные граждане России! Посмотрите на этот слайд. Что на нем вы видите? (Ответы обучающихся). Правильно, дорогие мои, это Московский кремль. А почему на этом слайде я разместил именно изображение Московского кремля? (Ответы обучающихся). Молодцы, друзья мои! Москва – столица нашей Родины – России. Московский кремль – один символов нашей огромной Родины.

Слайд №4

«Мудрая сова»: А знают ли мои юные собеседники, какой праздник отмечается 12 декабря? (Ответы обучающихся). 12 декабря отмечается день Конституции. Друзья, а кто из вас знает, что такое конституция? (Ответы обучающихся). Конституция РФ - это основной закон государства, то есть список самых главных правил, которые установили для себя граждане России 12 декабря 1993 года. Ребята. А сколько лет назад была принята Конституция Российской Федерации? (Ответы обучающихся). Правильно, мои юные граждане России, 20 лет назад.

Слайд №5

Ведущий 2: Сначала Конституцию придумали и записали учёные, потом граждане государства прочли её и обсудили друг с другом, в газетах, по телевидению. Некоторые правила из Конституции вычеркнули, другие - добавили, третьи - переписали по-другому. Потом состоялся референдум. Каждый гражданин имел возможность прийти в специальное место и заявить, согласен он с такой Конституцией или не согласен. Оказалось, что большинство граждан согласно. 12 декабря 1993 года была принята наша Конституция. Этот день стал всенародным праздником.

Ведущий 3: (читает стихотворение Т. Абдрахмановой «Гражданин»)

Гражданин!

В этом слове – весомость, размах, высота.

Тот достоин его,

Чья душа пред Отчизной чиста.

Гражданин!

Нет, не титул наследный, а гордое званье:

В нём и совесть и честь,

И родного народа признанье.

Гражданин!

Путь твой пламенно прям

В раскалённости нынешних дней.

Нелегко стать мужчиной,

Гражданином стать – много трудней!

Слайд №6

«Мудрая сова»: Что же сказано в нашей Конституции? В Конституции сказано: человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Это значит, что не человек существует для государства, а государство для человека. Во-вторых, объявляется, что наше государство считает своей обязанностью защищать не только права своих граждан, но и права любого человека, даже если он не гражданин РФ. В-третьих, в Конституции перечислены основные права и обязанности человека и гражданина, то есть, сказано, что можно делать человеку и гражданину РФ, а что - нельзя. В Конституции записано, что все взрослые имеют право выбирать главу государства, обязаны защищать страну, если ей грозит опасность, что Россия — дружная семья равноправных народов

Обучающийся 5 класса: (читает стихотворение А. Боброва «Строки Конституции»)

Величественны и просты слова

Единого Закона всей Отчизны,

Дарующего главные права:

Работать, радоваться жизни.

Мы помним всех, кто, знамя передав,

Нам завещал, что каждый кровно связан

И со строкой добытых в битвах прав,

И со строкою: «Гражданин обязан…»!

Слайд №7

«Мудрая сова»: О, мои юные друзья, как вы думаете, когда у человека появляются права, которые закреплены нашим основным документом Конституцией? (Ответы обучающихся). Как вы меня радуете, друзья! Да, как только человек рождается на свет, он уже имеет право на жизнь, на гражданство, образование, медицинское обслуживание, свободу, отдых, труд и т.д. С 18 лет вы будете обладать всеми правами, прописанные в  Конституции. А разве у человека есть только права? Есть у нас с Вами и обязанности. Главная наша обязанность соблюдать законы, хорошо учиться, выбрать профессию и стать достойными гражданами своей Родины.

Слайд №8

«Мудрая сова»: Ребята, какие главные символы страны вы знаете? (Ответы обучающихся). Молодцы! Да, символами государства являются герб, гимн и флаг государства. Есть они и у нашей Родины.

Слайд №9

Обучающийся 5 класса: (читает стихотворение В. Степанова « Герб России»)

У России величавый

На гербе орёл двуглавый,

Чтоб на запад и восток

Он смотреть бы сразу мог.

Сильный, мудрый он и гордый.

Он – России дух свободный.

Слайд №10

Обучающийся 6 класса: (читает стихотворение И. Агеевой «Флаг России – триколор»)

Флаг России – триколор,

Три полоски ловит взор.

И у каждой новый цвет,

А у цвета свой секрет.

Снизу красный – самый яркий,

Цвет побед в сраженьях жарких,

Русской кровью что добыты

И народом не забыты.

В середине флага – синий,

Словно Волга по равнине…

Синеву родимых рек

Любит русский человек.

Сверху, словно облака,

Цвет снегов и молока.

Чистый белый – мира цвет,

Говорит он – войнам нет!

Слайд №11

«Мудрая сова»: Главную торжественную песню страны – гимн принято слушать стоя, в знак уважения государства и его граждан. Давайте и мы с вами, мои юные граждане России, послушаем гимн Российской Федерации стоя. (звучит Гимн Российской Федерации)

Слайд №12

«Мудрая сова»: В Конституции Российской федерации записано, что Президент Российской Федерации является гарантом Конституции. Ребятки, а что значит гарант Конституции? (Ответы обучающихся). Грант – это тот человек, который берет на себя обязанность обеспечить наши с вами права, свободу и независимость нашего государства.

Ведущий 4: При вступлении в должность Президент Российской Федерации приносит народу следующую присягу: «Клянусь при осуществлении полномочий Президента Российской Федерации уважать и охранять права и свободы человека и гражданина, соблюдать и защищать Конституцию Российской Федерации, защищать суверенитет и независимость, безопасность и целостность государства, верно служить народу».

Слайды №№13-14

Обучающиеся 5 – 6 классов читают стихотворение П. Синявского «Рисунок».

На моём рисунке

Поле с колосками,

Церковка на горке

Рядом с облаками.

На моём рисунке

Мама и друзья,

На моём рисунке

Родина моя.

На моём рисунке

Лучики рассвета,

Рощица и речка,

Солнышко и лето.

На моём рисунке

Песенка ручья,

На моём рисунке

Родина моя.

На моём рисунке

Выросли ромашки,

Вдоль по тропке скачет

Всадник на коняшке,

На моём рисунке

Радуга и я,

На моём рисунке

Родина моя.

На моём рисунке

Мама и друзья,

На моём рисунке

Песенка ручья,

На моём рисунке

Радуга и я,

На моём рисунке

Родина моя.

Слайды №№15-18

Группа обучающихся 10-11 классов исполняют песню Е. Крылатова на слова Л.Дербенева «Песня о родном крае» («Что может быть лучше России?...»)

Слайд №19

«Мудрая сова»: Мои юные друзья! Помогите мне заполнить пропуски в этом предложении:

1) Конституция – это…

2) Конституция Российской Федерации принята…

3) Я имею право…

4) Граждане Российской Федерации обязаны…

5) Символы государства…

Слайды №№20-23

«Мудрая сова»: В заключении нашей встречи мои помощники расскажут вам о правилах юного россиянина и вручат вам памятки «Десять правил маленького россиянина».

Обучающиеся 10-11 классов читают «Десять правил маленького россиянина» А. Гаврюшкина.

Расскажу вам десять правил.

Вы запомнить их должны.

Их на память нам оставил

Верный сын родной страны.

Он прошел войну когда-то,

По геройски жизнь прожив,

Безымянным стал солдатом,

Свою голову сложив.

Павших всех Руси героев,

Кто в боях без вести пал,

Собирательным героем

Он возвел на пьедестал.

Правило один, конечно,

Свою Родину любить,

Быть ей преданным навечно,

Честь и славу заслужить.

Правило второе важно,

Коли первое блюсти:

Честь храните, и неважно,

Где и как пришлось расти.

Третьим правилом дано нам

Гимн Родной Отчизны знать,

А, услышав гимна звуки,

С гордостью в душе вставать.

Правило четыре дети –

Уважать вы все должны

И беречь основы эти:

Герб и флаг родной страны.

Пятым правилом всем будет

Честность ваша навсегда,

И тогда из многих судеб

Навсегда уйдет беда.

Правило шестое, знайте,

Помощь слабым – это честь.

Старость, младость уважайте,

Ведь таких людей не счесть.

Завещал седьмым из правил

Веру в Бога нам солдат.

Веры дух чтоб нами правил,

Был духовен, стар и млад.

Правило восьмое: бойтесь

Беса в душу запустить.

За святым крестом укройтесь,

Чтоб соблазны победить.

Вот девятое из правил:

Коль на Русь кто нападет,

Он завет всем нам оставил:

Бей врага родной народ!

Правилом десятым, важным,

Завещал Руси солдат:

Патриотом быть отважным,

Помнить павших всех ребят.

Слайд №24

«Мудрая сова»: До новых встреч, мои юные граждане России!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Праздник "Мы -граждане России" + буклет "Я - гражданин России"

Д.С. Лихачев сказал: «Мы не выживем физически, если погибнем духовно». Сегодня у нас в стране остро стоит проблема становления личности как гражданина в условиях всеобщего кризиса духовности....

Праздник вручения паспортов "Мы - граждане России"

Цели:·       помочь детям ощутить значимость события – вручение паспортов;·       воспитывать гражданско-патриотические чувства, любовь к Ро...

Лекция «Приоритетность патриотического воспитания в общей системе воспитания граждан России» .

Лекция «Приоритетность патриотического воспитания в общей системе воспитания граждан России» ....

Формирование активной гражданской позиции школьников на уроках истории и обществознания в 5- 8 классах, в условиях реализации концепции духовно- нравственного развития и воспитание личности граждан России.

Сегодня на историю и обществознание, как учебные предметы, возлагается особая миссия – воспитание духовно-нравственной личности, обладающей высокой степенью осознания себя гражданином России, выявить ...

Сценарий торжественного вручения паспортов юным гражданам России в МКОУ "СОШ а.Инжичишхо имени Дерева С.Э."

В МКОУ "СОШ а.Инжичишхо имени Дерева С.Э." 12 декабря 2015 года было проведено общешкольное мероприятие - торжественное вручение паспортов юным гражданам России. Мероприятие подготовила классный руков...

Программа кружка: Мы – юные граждане

Актуальность правового воспитания определяется современным состоянием, проблемами и задачами развития российского общества.Концепция модернизации российского образования, принятая Правительством РФ, п...