РАЗРАБОТКА УРОКА по Теме: США в XIX веке: через Гражданскую войну к мировой державе.
план-конспект урока по истории (8 класс) по теме

Илларионова Ольга Анатольевна

Что позволило США пройти путь от второстепенной страны до великой державы? В результате войны в США ускорилась модернизация во всех сферах жизни общества. Быстрое развитие экономики привело в тому, что США становятся мировым лидером.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Илларионова Ольга Анатольевна

Муниципальное автономное

общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа

№ 41 села Аксаково муниципального

района Белебеевский район

Республики Башкортостан

РАЗРАБОТКА УРОКА ПО истории

Тема:  США в XIX веке: через Гражданскую войну к мировой державе.

Цели: Познакомить с ходом военных действий в период гражданской войны. На основании фактов сформировать представление о процессе  превращения США в мировую державу.

Задачи урока:

1) рассмотреть и проанализировать различия между северными и южными штатами, проследить за ходом гражданской войны

2) формировать умение рассуждать логически, сравнивать, обобщать, анализировать; развивать умение на основе анализа делать выводы, осуществлять связь с современностью, развивать историческое мышление;

3)воспитывать отрицательное отношение к эксплуатации, неравенству.

Оборудование: настенная карта Гражданская война США в середине XIX веке,  иллюстрации, учебник,  документы.

Ход урока.

1. Организационный момент.

2. Проверка домашнего задания. Проверить наличие и правильность заполнения таблицы стр. 172  4 ученика получают задания на соотношения.  3 ученика выполняют тест, остальные работают с документом.

3. Изучение новой темы.

Актуализация знаний: - Учитель  - Вспомните,  о каких ведущих странах Запада мы говорили на прошлом уроке? По каким признакам были выделены эти страны?

Ученики - Англия, Франция, Германия, Италия.- По уровню модернизации.

Учитель- Сегодня нам предстоит изучить страну, которая в ХIХ веке смогла выделиться как мировая держава и оставаться таковой до сегодняшнего дня. Что это за страна? Ученики - Это  США.

Создаем проблему: Учитель - Прочитайте документ стр. 186. Что нам сегодня предстоит выяснить? Ученики - Что позволило США пройти путь от второстепенной страны до великой державы?

Учитель - По признакам модернизации попытаемся выяснить, какие изменения произошли  в США после Гражданской войны.

Какие сферы жизни общества мы помним?  

Ученики - Политическая ,социальная, экономическая, духовная. 

Учитель - Используя материал п.1§13 и схему с. 178  «Соединенные штаты Америки в XIX  веке», выделите и заполните таблицу  черты модернизации США по сферам жизни общества

Самостоятельная работа по учебнику.

Сфера жизни общества

Признаки модернизации

Экономика. 

Промышленно развитый Север. Рабовладельческий Юг.  15% в мировом промышленном производстве. 4 место в мире по объему промышленного производства, ведущее место в мире по объему  экспорта сельскохозяйственной продукции.

Признаки  модернизации полностью  проявлялись  на Севере. В развитии страны  было неравномерным.

Политика.

Федеративный союз штатов. Парламент (конгресс). Президент.

Признаки модернизации проявлялись полностью.

Общественное устройство. 

Всеобщее избирательное право для мужчин, но полное бесправие негров-рабов.

Признаки сформировались не полностью.

Культура. 

Развитие образования. Свобода совести.

Учитель - Какой вывод можно сделать.

Ученики - Признаки модернизации сложились почти во всех сферах.

Учитель - Изучите таблицу во втором пункте учебника «Северные и южные штаты к 1861 году» стр. 180.  Какие штаты преобладали и в чем? Обостряли ли эти противоречия отношения Севра и Юга?

Рассмотрите   и обсудить иллюстрации с. 179 о борьбе негров за свои права.  

-Какой можно сделать вывод о том, что стало основной причиной  возникшего конфликта, переросшего в гражданскую войну в США.

Ученики - Рабство.

- Разница в типах развития хозяйства вызвала противоречия, которые привели к расколу общества.

Работа в Группах. Каждая  четверке получает карточку с заданиями. На выполнение задания дается 3 минуты.

Карточка № 1.  Расскажите о первом этапе войны    

                           На чьей стороне успехи?    

                           Чем они объясняются?                                                                   Карточка № 2.   Меры, предпринятые северянами в ходе войны?    

                           В чем суть Реконструкции Юга?    

                            Какие последствия Реконструкции Юга?                                                                                                                                                                                                        Карточка № 3.   Как изменилась жизнь американцев после войны?            

                            Какие изменения были положительными?                                            

                            Какие изменения были отрицательными?                                                                      

Примерные ответы гуппы№1Ответы

Примерные ответы гуппы№2Ответы

Примерные ответы гуппы№3Ответы

На первом этапе войны лето 1861 года победа была на стороне Юга.

Северяне терпели поражения.

Северяне объявило мобилизацию

1862 г Закон о фермах

1863 г. Прокламация об освобождении рабов.

Прямым следствие войны стала реконструкция Юга.

Утвердились фермерские хозяйства.

Появились новые фабрики и шахты.

Новые города. Ж/Д . Обогнали Англию по объему промышленного производства.

Притеснения чернокожего населения (-)

                                                                                                                                                                                           Развитие фермерских хозяйств (+).

                                                                                                                                                                                                 Строительство новых заводов и шахт (-).

                                                                                                                                                                                                 Строительство железных дорог (+).

                                                                                                                                                                                                  Первое место в мире  объему промышленной продукции(+)

     

Гражданские права,свободы рабочих. Профсоюзы. (+).

-Дети учились в школах. (+)

- 8 часовой рабочий день (+)

- Участие негров в голосовании (+)

  1. Закрепление.

Учитель - Давайте вспомним, что мы записали в начале урока. В каких сферах жизни общества произошла модернизация после Гражданской войны? Можно ли считать что в США сформировалось гражданское общество.

Ученики  - В США  после Гражданской войны ускоренными темпами развивались: экономика, общественное устройство ( отрицательно- притеснение чернокожего населения),  культура, политика.

 О завершении формирования гражданского общества можно говорить только после того, как в США прекратится притеснение чернокожих, и они станут полноправными членами общества.

  1. Итог урока.

Учитель -Какой был проблемный вопрос?

Ученики - Что позволило США пройти путь от второстепенной страны до великой державы? В результате войны в США ускорилась модернизация во всех сферах жизни общества. Быстрое развитие экономики привело в тому, что США становятся мировым лидером.

  1. Домашнее задание. 

Учитель - Между странами, в которых складывалось индустриальное общество, началась конкурентная борьба.

Как складывались отношения между ними? Об этом вам предстоит прочитать дома в §14 и ответить на вопросы перед §.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

разработка урока на тему: казахстан в 18 веке

данная разработка урока содержит материалы направленная на развития мышления и памяти учащихся...

Разработка уроков по теме "Французская литература Средних веков"

Предлагаемый материал является логическим сопровождением для работы с презентацией по данной теме....

Разработка урока по теме "Ремесло в средние века"

Разработка содержит текстовый план урока и презентацию к нему...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА НА ТЕМУ"ТРИ СТРАНИЦЫ ПОЗАПРОШЛОГО ВЕКА"

урок по первой половине 19 века,представлены его наиболее значимые моменты...

Разработка урока по теме "Сословный быт 17 века"

Данный урок  предназначен обучающимся 7 класса по истории России. Раскрываются особенности жизни различных сословий в российском обществе 17 века. Могут воспользоваться учителя истории при подгот...

методическая разработка урока по теме "Партизанское движение в годы Великой Отечественной войны 1941-1945гг."

Методическая разработка урока по теме"Партизанское движение в годы Великой Отечественной войны 1941-1945гг."аудитория - 6 классЦель: расширить кругозор детей по истории Великой Отечественной...