разработка урока на тему: казахстан в 18 веке
методическая разработка по истории (8 класс) на тему

данная разработка урока содержит материалы направленная на развития мышления и памяти учащихся

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 8_klass_okrytyy_urok.docx260.38 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: повторение  «Казахстан в  18 веке».

Цель урока: определяют сами учащиеся

1 Нам необходимо повторить _____________ (ответы учащихся)

2. Вспомнить ______ (даты исторических событий, имена исторических деятелей, термины)

3.Закрепить _________ (полученные знания)

4.Развивать умения сравнивать,________ (делать выводы, воспроизводить полученную информацию)

5. Воспитывать в себе---------------( уважение к истории, традициям, культуре Казахского народа.)

Метод: словесный, наглядный, практический, эвристический, поисковый.

План урока:

1. Организационный момент. 

2. Повторение 

3. Деление на группы. Мотивация познавательной деятельности

4. Работа с кейсом. Групповое обсуждение. Принятие резолюции. 

5. Рефлексия

6. Домашнее задание.- решение кроссворда.

7. Оценивание. Подведение итогов.

                                         Ход урока

  1. Организационный момент 

 Я ученик – ты ученик (указывают на себя и на партнера пальцем)

 У меня нос – у тебя нос (касаются пальцем кончика носа своего и партнера)

Мы с тобой два друга (рукопожатие)

Любим мы друг друга (обнимаются)

II. Повторение . Работа в группах

За правильный ответ -жетон

Оценивание ответов по полученным жетонам

III.  Мотивация познавательной деятельности

Учащимся на слайдовой доске предлагается цифровая сетка, в которой зашифрованы даты. Задача учащихся в каждой строке найти подходящую дату и дать ей соответствующее историческое значение.

А

0

1

2

5

1

8

3

6

4

1

7

6

1

8

9

Б

4

7

1

7

3

1

5

1

8

2

5

6

1

1

2

В

6

5

1

3

4

7

1

6

2

7

3

1

7

8

1

Г

4

2

5

7

6

2

7

1

7

3

0

8

5

0

6

Д

0

2

6

1

7

2

3

5

1

7

2

7

3

2

1

Выделенные жирным цветом и есть зашифрованные даты, но для учащихся они не будут выделены. После каждого ответа проверять правильность, используя слайд.

Задание№1  найти ошибку в тесте

Игра «Оборвыши»

-развивает логику, внимание, глубину и образность мышления, способствует повышению и проявлению эрудиции.

Правила игры.

Фразы записаны не до конца. Они оборваны в любом месте. Вам следует закончить фразу как можно ближе к тексту оригинала. (Проверим, как вы читаете учебник). За правильный ответ 1 бал. (Задание прилагается)

Задание №2. Восстанови последовательность событий:

I. - Годы Великого бедствия.

- Курултай.

- Галдан - Церен.

- Петр  I  

I. - Абулхаир.

- Цеван – Рабдан

- Анна Иоановна

- Россия

III. - Китай.

- Казахское ханство.

- Крепость.

- Синьдзянь

Задание № 3 Верно или ошибочно? Опредилить по заданию на  листах  характеристику Абылайхана.

1)Абылай как личность.

2)Победитель в единоборстве.

3)Казахско – Джунгарские отношения.

4)Абылай дипломат, полководец.

5)Абылай общеказахский хан

 Задание № 4  «Исторический рассказ»

 

  1. В этом сражении казахское ополчение держало первую крупную победу в  длительной борьбе с Джунгарским ханством. Место сражения навечно сохранилось в народной памяти и получило историческое название «Место гибели калмыков». По приблизительным данным, было уничтожено до 10 тыс. джунгарских воинов. (Буланты)                 
  2. Этой битвой руководил хан Младшего жуза Абулхаир. Сражение началось с традиционного единоборства. С джунгарской стороны выступил военачальник Шарым, с казахской  - 20-летний батыр Сабалак (псевдоним Абильмансура, будущего хана Абылая) Он бросился на врага с боевым кличем «Абылай»! Победа досталась батыру. Это вдохновило казахских воинов. Враг пришёл в замешательство, боевой дух его был сломлен. После этого сражения Сабалак был наречён именем Абылай. В этом сражении казахское ополчение наголову разгромило джунгарское войско. В народных преданиях эта местность носит ( Анракай)
  3. Хан  Жангир, собрав под своим знаменем 600 бойцов, выехал навстречу джунгарам. В качестве плацдарма для сражения Жангир выбрал ущелье горы Коскулан. Он приказал выкопать на пути врага в узком ущелье траншею и посадил в неё 300 своих воинов, а 300 ставил в засаде. В первых двух сражениях со стороны врага было убито до 10 тыс. воинов. Во время третьего сражения на помощь казахам подоспела 20-тысячная конница под командованием Жалантос-бахадура. Поражение, нанесённое немногочисленным казахским отрядом, сильно пошатнуло авторитет хунтайши Батура. (Орбулак)
  4.  

Задание № 5 картографам: Найдите на карте государства и территории, о которых идёт речь в тексте.

Задание №6 Узнай личности истории (по надписям найти портрет спрятанный)

Задание №7 Прием критического мышления

«Я считаю, что….»

«Потому что….»

«Я могу это доказать на примере…»

«Исходя из этого, я делаю вывод о том, что…»

На тему: «Принятие подданства Младшим жузом было неизбежно».

Задание № 8 Задания на раздаточном материале

 Дайте краткую характеристику следующим лицам:
Хан Нуралы …
Карасакал …
Батырша …
И.И. Неплюев …
Задание: Решите исторические примеры.
1.Восстание 1740 г. + руководитель =…
2.1748 г. + хан =…
3.Восстание + Батырша =…
4.1755 г. + запрет =…
5.1771 г. + разрешение =…
6.Линия + соленые озера =…
7.Башкиры + перекочевка =…

Задание №9 Решение кроссвордов по группам

Рефлексия показать смайлик – как оценка урока

  • Чем наш урок отличался от обычного?
  • Что вам понравилось больше всего на уроке?  
  • Будем еще проводить игровые уроки?

Итог урок подсчитывание жетонов по группам.

Коммунальное государственное учреждение

«Школа-гимназия №1 имени М.Горького»

                         

Открытый урок в 8 классе  на тему:

 

                           Большие личности.

Тест.

1. Военно-опорный пункт Семипалатинск был построен.

А. в 19716 Б. в 1717 В. в 1720 Г. в 1718

2. Угроза безопасности казахов в первой четверти XVIII в была со стороны.

А. Коканда Б. Калмыков В. России Г. Джунгарии

3. Значительное событие в жизни казахов в 1711 году.

А. Нашествие Джунгар Б. Поражение Казахов

В. Сражение с Китаем Г. Победа 3 жузов на Джунгарами

4. Сражение у реки Буланты состоялась.

А. 1731г Б. 1726 г В. 1729 г Г. 1718 г

5. Анракайская битва произошла.

А. 1723 г Б. 1730 г В. 1752 г Г. 1715 г

6. Хан Абулхаир и 29 старшин младшего жуза приняли Российское подданство.

А. 1734 г Б. 1730 г В. 1742 г Г. 1731 г

7. Джунгария разгромленная Китаем перестала существовать

А. 1756 г Б. 1750 г В. 1758 г Г. 1762 г

8. Основание Петропавловской крепости произошло в.

А. 1748 г Б. 1750 г В. 1754 г Г. 1752 г

9. Годы великого бедствия.

А. 1720-1726 гг. Б. 1723-1727 гг. В. 1730-1737 гг. Г. 1718-1723 гг.

10. Год образование Джунгарского ханства.

А. 1605 г Б. 1640 г В. 1635 г Г. 1647 г

1  Абылай родился 1711г в г. Туркестане. При рождение получил имя Абильмансур. Отец его Уали, был потомком Есим хана, дед тоже Уали был правителем г. Туркестан. За свои бесчисленные кровавые походы его нарекли прозвищем «кровопийца», рано потеряв родителей, он познал все те годы сиротства. В лохмотьях скитался по аулам, за что прозвали Сабалак («нищий»). как-то скитаясь по степи , он оказался у бия Толе, Сабалак пас верблюдов у бия. Случай привел его в ставку военноначальнека Богембая, который взял его своим оруженносцом.

2 Ему шел 16 год, когда опытный отчаянный джунгарский батыр, любимый сын хана, вызвал его на поединок. Он обладал чудовищной силой. Наступила зловещая Тишина. Вдруг молодой голос разорвал степное спокойствия. Появился молодой воин «Сабалак». В это миг Сабалак вспомнил про своих родителей погибши от рук джунгар. С боевым кличам «Абылай Абылай» кинулся на врага. Пружинистым движением вытянувшись в седле нанес сокрушающий удар, снесший голову Шарышу Сабалак в одно мгновение стал национальным героем. С тех пор он выдвигался в число одних из самых последовательных организаторов борьбы против джунгар.

3 Смерть Шарыша произвела сильное впечатление на джунгар. Галдан – Церен приказал разыскать молодого батыра. Абылая взяли в плен, на вопрос джунгарского правителя « это ты убил моего сына»? Абылай ответил. «Обвинение пало на меня, через меня исполнилась воля моего народа над сыном твоим Шарышом»?Галдан – Церен был поражен таким дерзким ответом и решил сохранить ему жизнь. С осени 1741- по август 1743г Абылай оставался в плену. Пока его не вытащил Гавердовский. (русский офицер). Абылай находясь в плену добился согласия джунгар на добрые отношение с казахами.

4 Абылай от природы был наделен даром . он понимал, что в тисках двух империй с севера России, с востока Цинской империи (Китая) требут разумного подхода, и придавал первостепенное значение налаживанию и поддержанию добрососедских отношений с ними.Еще в 1738г в целях ослабление джунгарских сил, в первые присягнул России. А затем в 1759 г. присягнул и Китай. А в реальности он не присягнул ни кому из этих 2-ух империй. Благодаря этим соглашением он сохранил целостность территории Казахского ханства.

 5 Абылай  в борьбе против иноземных захватчиков  опирался на прославленных батыров, таких как: Кабанбай, Богенбай, Баян и др. Он был признанным  стратегом казахского ханства. Защищая интересного Старшего жуза он не однократно нападал на Киргизию. Одновременно продолжал борьбу с Кокандом.В 1764 г. Абылай совершил крупный поход на кыргызов, с которого вернулся с богатой добычей.Велики заслуги Абылая в разгроме калмыков.

6  Осенью 1771 г. представители всех трех жузов собрались в Туркестане возвели  на  престол Абылая. Его власть признали все казахские жузы.

Однако российская императрица Екатерина II не хотела возвышение Казахской государственности как единой страны.

В период своего правления Абылай  дистанцировался от России и Китая, до конца своей жизни твердо придерживался политики двуединства.

 

Абылай осуществил ряд преобразований по управление ханством. После возвращения им казахских земель, временно захваченных джунгарией, территориальное единство страны было восстановлено.

Для упрочнения своей власти он совершенствовал обычное право казахов, сохранил силу закона «Жеты жаргы»(семь уложений).

Абылай обеспечил защиту границ ханства. Хан поощрял земледелие. Хан много сделал для развития культуры, высоко почитал музыку.

Абылай умер осенью 1781 года, возвращаясь из похода в Ташкент. Похоронен был в Туркестане в мавзолее Ходжи Ахмета Яссауи. Оставив после себя 30 сыновей и 40 дочерей.

После его смерти трон получил его сын Уали, которому не удалось продолжить дело своего отца.

Почему Мухтар Ауэзов сказал «У казахов нет более чтимого

предка, чем Абылай хан.»

Прием критического мышления. Формула ПОПС.

«Я считаю, что….»

«Потому что….»

«Я могу это доказать на примере…»

«Исходя из этого, я делаю вывод о том, что…»

На тему: «Принятие подданства Младшим жузом было неизбежно».

Исторический рассказ»

 

  1. В этом сражении казахское ополчение держало первую крупную победу в  длительной борьбе с Джунгарским ханством. Место сражения навечно сохранилось в народной памяти и получило историческое название «Место гибели калмыков». По приблизительным данным, было уничтожено до 10 тыс. джунгарских воинов.                   (Булантинское сражение)  (6 баллов)
  2. Этой битвой руководил хан Младшего жуза Абулхаир. Сражение началось с традиционного единоборства. С джунгарской стороны выступил военачальник Шарым, с казахской  - 20-летний батыр Сабалак (псевдоним Абильмансура, будущего хана Абылая) Он бросился на врага с боевым кличем «Абылай»! Победа досталась батыру. Это вдохновило казахских воинов. Враг пришёл в замешательство, боевой дух его был сломлен. После этого сражения Сабалак был наречён именем Абылай. В этом сражении казахское ополчение наголову разгромило джунгарское войско. В народных преданиях эта местность носит
  3. Хан  Жангир, собрав под своим знаменем 600 бойцов, выехал навстречу джунгарам. В качестве плацдарма для сражения Жангир выбрал ущелье горы Коскулан. Он приказал выкопать на пути врага в узком ущелье траншею и посадил в неё 300 своих воинов, а 300 ставил в засаде. В первых двух сражениях со стороны врага было убито до 10 тыс. воинов. Во время третьего сражения на помощь казахам подоспела 20-тысячная конница под командованием Жалантос-бахадура. Поражение, нанесённое немногочисленным казахским отрядом, сильно пошатнуло авторитет хунтайши Батура.   (Орбулакское сражение) (7 баллов).название «Место стонов и рыданий врага». (Аныракайская битва). (8 баллов)
  4. Человек – это общественное животное, наделённое разумом»   Аристотель                                              
  5.  
  6. Человек – это мыслящий тростник»  Б.Паскаль
  7.  
  8. «Человек – этот животное, способное смеяться и смешить других» А.Бергсон
  9.  
  10. «Человек – это трагическое животное» А. Шопенгауэр
  11.  
  12. «Человек – это машина, движимая постоянным комплексон сексуальной энергии – либидо» З.Фрейд
  13.  
  14. «Человек – это малая Вселенная, потому что в человеке есть весь состав Вселенной» Н.Бердяев
  15.  

Как писал Н.А.Назарбаев в своей книге «В потоке истории»: Единство народной воли было воплощено в Абылай – хане. Подвиги Абылай – хана объединителя, который вместе с батырами творил чудеса героизма, стали одной из опор возрождения казахского духа.

 Тема: Освободительная борьба казахского народа против
джунгарских завоевателей.

Задание: Наведи порядок в датах и событиях.
1.осень 1723 г.                              1.Смерть китайского императора Канси
2.осень 1726 г.       2.Абулхаир совершил ряд удачных походов против волжских калмыков
3.1728 г.                      3. Аныракайская битва
4.1730 г.                     4.Создание Джунгарского ханства
5.1723 г.                     5.Курултай в Ордабасы
6.1722 г.                     6.Абулхаир возглавил 50 тысячное войско
7.1635 г.                    7.Булантинская битва
8.1725 г.                     8.Начало Великого бедствия
Задание: Объясните. Почему период 1723-1727 гг. назван «Годы Великого бедствия»? Приведите аргументы и факты.
1……..
2……..
3……..
4……..
5…

 Тема: Присоединение Младшего жуза к России. 
Задание: Соотнесите даты и события:
1.Посольство Коштаева и Койдагулова в Россию                            1.1742 г.
2. Принятие российского подданства Абулхаиром                          2.1735 г.
3.Принятие послов Анной Иоановной                                               3.1742 г. Оренбург
4.Образование Киргиз-кайсацкой комиссии                                    4.10.10. 1731 г. в Майтобе
5Принятие российского подданства ханом Абулмамбетом и Абылаем         5.1734 г.
6.Строительство Оренбурга                                                                    6.1740 г.
7.Принятие каракалпаками российского подданства                          7.1730 г.
8.Запрет казахам на кочевка на правобережье Яика                           8.19 февраля 1731 г.
9.Посольство Тевкелева в Казахстан                                                   9.30 апреля 1731 г.

Соотнесите события и исторических деятелей:
1.А.Тевкелев                                  1.«Казахстан – ключ и врата в Азию…»
2.Коштаев и Койдагулов              2.в 1726 г. посол отправленный в Россию с                                         просьбой о              подданстве
3.Таймас Шаимов                           3.хан, первый принявший подданство России
4.Абулхаир                                    4.Русской посол, принявший присягу на подданство России
5.Анна Иоановна                            5.хан, принявший российское подданство в 1742 г.
6.хан Абулмамбет                      6.первый руководитель Киргиз-кайсацкой комиссии
7.И.К.Кириллов                        8.посольство, отправленное в Россию в1730 г.
9.Петр I                                       9.правитель России, принявший Младший жуз в рос. подданство
10.посол Койбагар                  10.башкирский старшина, член дипломатической миссии

Тема: Казахстан в середине XVIII века. 
Задание: Дайте краткую характеристику следующим лицам:
Хан Нуралы …
Карасакал …
Батырша …
И.И. Неплюев …
Задание: Решите исторические примеры.
1.Восстание 1740 г. + руководитель =…
2.1748 г. + хан =…
3.Восстание + Батырша =…
4.1755 г. + запрет =…
5.1771 г. + разрешение =…
6.Линия + соленые озера =…
7.Башкиры + перекочевка =…

§ 8 Тема: Казахско - калмыцкие отношения. 
Задание: Соотнесите данные.
Хан Аюка -…
Петр I -…
Абулхаир -…
Убаши -…
1.В 1726 г. совершил поход против волжских калмыков.
2.Этот деятель возложил на Аюка охрану юго-восточных рубежей России.
3.Он возглавил калмыков во время переселения.
4.Хан волжских калмыков с 1709-1721 гг.
5.Хан Младшего жуза, проводивший нападения на волжских калмыков.
6.Он считал территорию Казахстана «вратами в Азию».
7.При этом хане калмыцкое ханство достигло оасцвета.
8.Руководитель «пыльного похода» калмыков.
Задание….. Дополните сведения.
1. Казахов часто называли …, …, …, так как в России проживало военизированное сословие … .
2. Царизм был заинтересован во включении Казахстана в сферу своего влияния потому что…...
3. Царское правительство активно возводило укрепления в Прииртышском регионе, это … ,…, …, ….,….
4. В Казахстан были отправлены посольства под руководством .., …, … .
5. В приграничных регионах казахи часто конфликтовали с русскими из- за…, …, …, … .

 

Тема: Казахское ханство при Абылае. 
Задание: Дополните сведения.
1.Абылай родился …. в городе …, он получил имя ….
2.Абылай стал известен после поединка с ….
3. В … году он стал ханом, его главным советником был ….
4. Дипломатические отношения с Китаем Абылай установил … , но в 1761 г. Китай запретил….
5. После смерти хана Абылая в …., стал править его сын ….
6. В 1778 г. царское правительство признало Абылая правителем ….

Задание: Соедините стрелками правильные ответы.
1711 г.                     Джунгары совершили крупный поход на казахов
1771 г.                      Сражение между казахами и китайцами в Тарбагатае
1778 г.                      Первый поход Абылая против кыргызов
1741 г.                      Абылай был провозглашен ханом
1761 г.                      Начало дипломатических отношений с Китаем
1756 г.                     120 тыс. казахов подали прошение о подданстве Екатерине I
Лето 1757 г.              Россия признала Абылая ханом Среднего жуза
1765 г.                         Родился Абылай
1781 г.                         Указ о запрещении казахам кочевать южнее р. Аягуз
1795 г.                     Абылай умер в Ташкенте


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по теме "Экономическое развитие России в конце 19 начале 20 века"

Рассматриваются вопросы  особенностей экономического развития  России на рубеже 19-20 веков....

Разработка урока по теме"Московское государство в конце 15 - начале 16 века"

Разработка урока в 6 классе с использованием работы с историческими источниками...

Методическая разработка итогового урока по теме "Поэзия Серебряного века", литература 11 кл.

Данная методическая разработка содержит презентацию, план-конспект урока и аудиозаписи песен Вертинского и "Песни Сольвейг" из оперы Э. Грига " Пер Гюнт"....

РАЗРАБОТКА УРОКА по Теме: США в XIX веке: через Гражданскую войну к мировой державе.

Что позволило США пройти путь от второстепенной страны до великой державы? В результате войны в США ускорилась модернизация во всех сферах жизни общества. Быстрое развитие экономики привело в тому, чт...

Методическая разработка урока по теме: "Российская империя в начале 19 века: особенности развития".

Представлен план – конспект урока и компьютерная презентация. В ходе урока с точки зрения решения дидактических задач создавались условия для: осмысления учащимися причин медленного процесса модерниза...

Методическая разработка урока по теме "Культура Древней Руси 9-12 веков", 6 класс, история России.

Представленная разработка рекомендуется для проведения интегрированного урока истории и литературы в 6 классе по теме "Культура Древней Руси 9-12 веков".Замысел урока: урок – путешествие, «погружение ...