Работа с одарёнными детьми
методическая разработка по истории (7 класс) на тему

Корпачёв Вячеслав Викторович

Даётся краткое описание методик и технологий работы с одарёнными детьми  в средней школе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Работа с одарёнными детьми38 КБ

Предварительный просмотр:

Работа с одарёнными детьми в средней школе

  1. Методы обучения

К одарённым детям применяются методы обучения творческого характера:

1) проблемные

2) поисковые

3) эвристические

4) проектные

Также применяются методы самостоятельной, индивидуальной и групповой работы.

  1. Формы обучения

Используются принципы дифференциации и индивидуализации (с помощью выделенных групп учащихся и так далее).

  1. организация исследовательских секций, творческих объединений;
  2. проектный метод;
  3. дифференциация параллелей;
  4. выделение групп одарённых учащихся из параллели;
  5. обогащённое обучение для отдельных групп учащихся, усложнение программы;
  6. группировка учащихся внутри одного класса в гомогенные малые группы по тем или иным основаниям – эта форма имеет ряд преимуществ;
  7. семинарская форма работы.

Работа с одарёнными детьми:

  1. изменение количественных характеристик (объём учебного материала и темы обучения) – ускорение и интенсификация;
  2. изменение качественных характеристик (различные направления, моделирование содержания, характер подачи материала – алгоритм, эвристичный) – обогащение, углубление, проблематизация, исследовательское направление.

Концепция развивающего обучения:

  1. «знания – умения – навыки» - средство развития способностей;
  2. логика сотрудничества;
  3. ученик – самоцель;
  4. перевод стандартной ситуации в ситуацию нестандартную;
  5. соответствие образовательных технологий закономерностям развития личности ребёнка.

Принципы работы с одарёнными детьми:

  1. индивидуализация;
  2. свобода выбора учащимися дополнительных образовательных услуг;
  3. разнообразие возможностей;
  4. возрастание роли внеурочной деятельности;
  5. межпредметные связи;
  6. условия для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя.

Формы и приёмы работы:

  1. групповые формы;
  2. творческие задания;
  3. вовлечение учащихся в самостоятельную познавательную деятельность;
  4. дискуссии, диалоги;
  5. семинарские формы работы;
  6. практикумы.

Формы и методы работы с одарёнными детьми

  1. Лекционно-семинарская система – старшие классы

Проблемные лекции

  1. лекция – сравнительный анализ решения проблемы;
  2. стержневые лекции;
  3. блочно-проблемные лекции;
  4. лекция с элементами поисковой беседы.

  1. Учебный семинар.

Технологии и методики, применяемые в старших классах

  1. Технология проблемного обучения

Алгоритм решения проблемной задачи:

  1. осознание проблемы, выявление противоречия в вопросе;
  2. формирование гипотезы, поиск путей доказательств;
  3. доказательство гипотезы, которое ведёт к переформулировке вопроса;
  4. общий вывод, нацеленный на углубление причинно-следственных связей.

  1. Методика обучения в малых группах.

3 -4 группы в классе. Одна группа даёт свой ответ на вопрос.

 

  1. Технология проективного обучения.

Представление проектов.

  1. Спецкурсы на дополнительные темы.

Формы уроков

  1. урок – лекция
  2. урок – конференция
  3. урок – консультация
  4. урок – зачёт
  5. урок – защита проектов
  6. урок – анализ познавательной деятельности

Этапы решения задачи урока:

  1. начало урока
  2. постановка главной задачи урока
  3. анализ деталей
  4. главный этап – микролекция учителя, обзор
  5. организация групп
  6. самостоятельная работа в группе
  7. подведение итогов работы в группах

Комбинированный урок – урок-лекция с добавлением урока самостоятельных упражнений в группе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Планы работы с одарёнными детьми, с отстающими детьми.

Планы индивидуальной работы с одарёнными детьми и имеющими пробелы в знаниях учениками....

Выявление ранней одарённости. Работа с одарёнными детьми.

Личностно-ориентированный подход в обучении относится к гуманистическому направлению в педагогике. Основной принцип этого направления: в центре обучения должен находитьс...

Доклад на тему: «Особенности работы с одарёнными детьми. Проблемы и перспективы развития детской одарённости. Подготовка к олимпиадам по английскому языку.»

Ни у кого не вызывает сомнения, что прогресс цивилизации зависит исключительно от одаренных людей. Это означает, что общество, а вслед за ним и школа несут перед одаренными детьми особую ответст...

Работа с одарёнными детьми и со слабоуспевающими детьми

Работа с одарёнными детьми даёт и учителю, и ученику стимул к эффективному и результативному сотрудничеству, в результате которого повышается личностно-мотивированное, заинтересованное отношение к уче...

Работа с одарёнными детьми: опыт, методики, достижения. "Городской математический праздник "Математическая перестрелка" в рамках городской системы работы с одарёнными детьми"

Выступление на 1 съезде учителей математики Самарской области "Реализация концепции развития Российского математического образования", 20.04.2016Выступление на окружной конференции педагогов "Реализац...

Организация работы с одарёнными детьми. Разработка индивидуальной программы развития одарённого ребенка.

Аннотация: в статье рассматриваются особенности организации работы с одарёнными детьми и их родителями, приводится пример составления индивидуальной программы развития одарённого ребенка в свете требо...