рабочая программа по истории 6 класс
календарно-тематическое планирование по истории (6 класс) по теме

Сафиуллин Руслан Наилевич

Рабочая программа по истории 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл istoriya6klass-1.docx69.61 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

к рабочей программе по Истории  (70 часов, 6 класс)

        Данная рабочая программа написана на основе Федерального компонента государственного стандарта (основного) общего образования 2004 г. по предмету «История» утвержденного Приказом Минобразования РФ от 05. 03. 2004 года,№ 1089,  а также Примерной программы основного общего образования по истории МО РФ 2004 г.. (Сборник нормативных документов. История/сост. Э.Д.Днепров, А.Г.Аркадьев. – 2-у изд. – М.:Дрофа, 2008. – 150 с.), Примерной программы  курса «Истории Татарстана». Первый концентр. VI-IX классы, на основе авторской программы А.А. Данилова и Л.Г. Косулиной,  Учебного плана МБОУ «Актанышская СОШ №1»Актанышского муниципального района РТ на 2012-2013 учебный год.

  Данная рабочая программа расчитана на 70 часов.  Плановых контрольных уроков-4;Административных контрольных уроков – 1

    Программа включает материал по истории России с древнейших времен до конца XVI в. и рассчитана на 30 часов, Стандарт 2004 г. устанавливает хронологические рамки курса истории в 6 классе по XV в. Учебники 6 класса включают материал по XVI в., и для удобства учителя и учеников тематическое планирование составлено по XVI век.

   Последовательность изучения курсов отечественной, всеобщей истории и истории Татарстана определен в соответствии с методическим письмом МО РТ №7831/9 от 16 октября 2009 года ,объем изучаемого материала распределяется следующим образом: «История средних веков история. (30  часов), «История России.  С древнейших времен до XVI  в.» (30 часа) и «История Татарстана. С древнейших времен до XVIвека.» (10 часов).

Решением учителей истории и обществознания  района на секционном заседании (протокол № 1 от 17.08.2012) было рекомендовано следующая последовательность изучения  курса: история России, история средних веков, история Татарстана.

УМК:

Учебники

 1.Агибалова Е.В., Донской Г.М. История Средних веков. 6 класс: учеб. для общеобразовательных учреждений.–М.: Просвещение, 2009.–272 с.

 2. Данилов А. А., Косулина Л. Г. История России. - М.: Просвещение, 2011.

 3. Хузин Ф.Ш., Пискарев В.И. История Татарстана: учебное пособие для 6 класса общеобразовательной школы–Казань: Татарское республиканское издательство «ХЭтер», 2012.–95 с.:

 -А,А,Данилов, Л,Г, Косулина. История России с древнейших времен до конца XVI века. Рабочая тетрадь. 6 класс. – М.: Просвещение, 2011.

 -Крючкова Е.А. История Средних веков. Рабочая тетрадь. 6 класс: пособие для учащихся общеобразов. учреждений.- М.: Просвещение, 2009. – 112 с.

Дополнительная литература

  1. Арасланова О.В., Соловьев К.А. История средних веков. 6 класс: поурочные разработки к учебникам Е.В.Агибаловой, В.А.Ведюшкина.–М.:ВАКО, 2004.– 416 с.
  2. Девятайкина Н.И. Тесты по истории средних веков.– Саратов:лицей, 2002.–96 с.

Степанько С.Н. Всеобщая история. Средние века. 6 класс: тесты, контрольные вопросы и задания. – Волгоград: Учитель, 2009. – 153 с. Дополнительная литература

   3.Степанько С.Н. Всеобщая история. Средние века. 6 класс: тесты, контрольные вопросы и задания. – Волгоград: Учитель, 2009. – 153 с.

   4.Крючкова Е.А. История Средних веков. Рабочая тетрадь. 6 класс: пособие для учащихся общеобразов. учреждений.- М.: Просвещение, 2009. – 112 с. А.М.Прокофьев. Тестовые задания по истории Татарстана для учащихся 6-9 классов средней школы.– Казань: Татарское республиканское издательство «ХЭтер», 2003.–96 с.

   5.Аминов А.М. История татарского народа и Татарстана: схемы, таблицы, тесты. Древность и средневековье.– Казань, Магариф, 2000.–128 с.

   6.Хрестоматия по истории Татарстана: учебное пособие для общеобразовательных учреждений. в 2-х кн.–кн.1/под ред. В.И.Пискарева.–Казань: Тарих, 2003.–479 с.

Основные цели курса:

•  выработки у школьников представлений об основных источниках знаний о прошлом;

•  развитие у учащихся способностей рассматривать события и явления прошлого, пользуясь приемами исторического анализа (сопоставление и обобщение фактов, раскрытие причинно-следственных связей, целей и результатов деятельности людей и др.);

•  формирование ценностных ориентации и убеждений школьника на основе личностного осмысления социального, духовного, нравственного опыта людей в прошлом, восприятие идей гуманизма, уважения прав человека, патриотизма;

•  развитие гуманитарной культуры школьников, приобщение к ценностям национальной культуры, воспитание уважения к истории, культуре своего народа, стремление сохранять и приумножать культурные достижения своей страны;

•  изучая историю родного края, вызвать у учащихся любовь к своей малой Родине, чувство сопричастности со всем происходящим в городе, крае, стране. показать самобытные черты Средневековья, его особенности, с целью понимания его учащимися и уважительного отношения к традициям своим и чужим.

    Курс построен по проблемно-хронологическому принципу, что позволяет уделить необходимое внимание и наиболее важным сквозным проблемам Средневековья,  и  особенностям развития каждого региона, а также проследит динамику исторического развития и выделить в рамках Средневековья его основные этапы. Курс включает историю Европы, Азии, Африки, Америки при этом основное внимание уделяется Европе, при возможности акцентируется связь истории зарубежных стран с историей России.

   

 Цели курса средних веков:

  1. сформировать у учащихся целостное представление об истории средних веков как закономерном и необходимом периоде всемирной истории;
  2. осветить экономическое, социальное, политическое и культурное развитие основных регионов Европы и мира, показать их общие черты и различия;
  3. охарактеризовать наиболее яркие личности Средневековья, их роль в истории и различия;
  4. показать возникновение и  развитие идей и институтов, вошедших в жизнь современного человека и гражданина (монархия, республика, законы, номы морали); уделить при этом особое внимание истории мировых религий – христианства и ислама;
  5. сформировать умения:

          -  связно пересказывать текст учебника, отделяя главное от второстепенного;

          -  анализировать материал, определять предпосылки, сущность и последствия исторических событий и явлений;

          - сравнивать исторические явления в различных странах и регионах, выделяя сходства и различия;

          -  давать самостоятельную оценку историческим явлениям, событиям и личностям;

          -  полемизировать и отстаивать свои взгляды;

          - самостоятельно анализировать исторические источники, как письменные, так и вещественные и изобразительные;

          - работать с исторической картой;

          - оперировать историческими датами, выявлять синхронность и последовательность событий и явлений

Основные умения учащихся, которыми они должны овладеть после изучения курса:

•  работать с исторической картой, читать ее, использовать как источник знаний;

•  определять хронологию событий, соотносить событие с веком, эпохой;

•  изучать исторические источники, извлекать из них новые знания, в том числе путем сопоставления информации;

•  анализировать исторические факты, раскрывая причинно-следственные связи, сравнивая явления и события, определяя их основные характеристики;

•  давать оценку отдельным явлениям культуры;

•  составлять связный и четкий рассказ по тексту учебника и другим источникам знаний (на основе простого плана);

•  составлять характеристику исторических деятелей;

•  участвовать в обсуждении, формировать собственное мнение, давать отзыв на ответы других учащихся.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «История» на этапе основного общего образования являются:

  • сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);
  • владение такими видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия), следование этическим нормам и правилам ведения диалога;
  • выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности и на уроках и в доступной социальной практике:
  • на  использование элементов причинно-следственного анализа;
  • на исследование несложных реальных связей и зависимостей;
  • на определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;
  • на поиск  и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа;
  • на перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;
  • на объяснение изученных положений на конкретных примерах;
  • на оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде, выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований;
  • на определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.

Перечисленные познавательные и практические задания предполагают использование компьютерных технологий для обработки, передачи информации, презентации результатов познавательной и практической деятельности.

Программа призвана помочь осуществлению выпускниками основной школы  осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.

Требования к уровню подготовки учащихся в 6-м классе

Умение объяснять разнообразие современного мира.
• Определять и объяснять временные границы средневековой истории человечества и истории России, предлагать и объяснять этапы средневековой российской истории.
• Различать в общемировой культуре крупные цивилизации (культурные области), сложившиеся в Средневековье и развивающиеся до сих пор: христианский мир (католическая цивилизация, православная цивилизация), исламский мир, индийская цивилизация, дальневосточная цивилизация.
• Относить разные средневековые народы и государства существовавшие на территории современной России к различным цивилизациям Средневековья.
• Свободно использовать в своей письменной и устной речи понятия (явления), развившиеся в эпоху Средних веков: в хозяйственной жизни – феодальные отношения; в общественном делении – сословия, церковь; в государственной жизни – раздробленность и централизация; в культуре – язычество и мировые религии (христианство, ислам, буддизм и др.), гуманизм, Возрождение и т.д.
Умение рассматривать общественные процессы в развитии.
• Определять основные причины и следствия перехода народов России и мира со ступени первобытности на ступень цивилизации в эпоху Средних веков.
• Предлагать варианты мотивов поступков как известных исторических личностей (Карл Великий, Мухаммед, Владимир Святославич, Сергий Радонежский и др.), так и представителей различных общественных слоев и культур Средневековья.
Нравственное самоопределение.
• При оценке таких явлений, как набеги викингов, Крестовые походы, монгольские завоевания, деятельность Франциска Ассизского, Сергия Радонежского и т.д., выявлять гуманистические нравственные ценности.
Культурное и гражданско-патриотическое самоопределение.
• Давать и объяснять собственные оценки действиям исторических деятелей (в том числе безымянным) по защите своей родины, установлению тех или иных порядков (Александр Невский, Дмитрий Донской, Иван III и т.д.).
• Определять свое собственное отношение к разным позициям в спорах и конфликтах эпохи Средних веков (арабы и иноверцы, крестоносцы и мусульмане, крестьяне и феодалы, русичи и степняки, ордынцы и русские, новгородцы и московиты и т.д.). Находить или предлагать варианты терпимого, уважительного отношения к иным позициям как в прошлом, так и в современности

Календарно-тематическое планирование курса история России с древнейших времен до XVI века

(30 часов)

Раздел, тема

Кол-во

часов

Тип урока

Обязательный

минимум содержания

образования

Тип урока

Основные  

понятия

Знания, умения

Измерительные формы

контроля

Домашнее задание

Дата

 проведения

план/ факт

Примечание

Тема 1. Русь Древняя (9ч)

1

Введение

1

История России как часть всемирной истории. Что изучает история Отечества. Источники знаний о прошлом

Обобщение и систематизация знаний

Краткая характеристика курса. История России как часть всемирной истории.

Археология, культурный слой. Вспомогательные исторические дисциплины

Умение работать с текстом учебника, выделять главное, использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач

Беседа

Введение записи

2

Восточные славяне и их соседи в древности

1

Восточные славяне и их соседи

Комбинированный

Индоевропейская группа народов, славянская языковая семья, род, родовая община, племя, кочевники, дань, народное ополчение

Умение сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи. Умение работать по карте, заполнять контурные карты

Ф/О, проверка карты

§1-2; историческая карта, документ с. 13

3

 Соседи восточных славян

1

Занятия, быт, верования, общественный строй

комбинированный

Род, родовая община, племя, союз племен, соседская община («мир»), князь, дружина, бояре,

Умения и навыки работать с исторической картой.

Правильно отвечать на поставленные вопросы.

Тестирование + защита индивидуальной творческой работы

§2; схема + творческая работа + кроссворд

4

Формирование Древнерусского государства

1

Формирование Древнерусского государства. Новгород, Киев

Государство, варяги, княжеская власть, дружина, бояре, полюдье, уроки, погосты. Основные теории возникновения государства у восточных славян

Умение устанавливать

причинно-следственные

связи.

Выделять главное

в тексте учебника.

Умение работать

с картой.

Развивать умение

составления схем

Проверка схемы, исторические диктанты

§3; документы, вопросы, задания, составление схем «Социально-политический строй Руси»,карта

5

Первые русские князья

1

Население деревень и городов. Княжеская власть

комбинированный

Рюрик,  Олег, Аскольд,  Дир, Игорь, Ольга, Святослав 862 г., 882 г., 904 г., 945 г.

Продолжать развивать умение работать с исторической картой. Составлять схемы. Учиться сравнивать, анализировать, делать выводы

Проверка кроссворда + карта  тест)

§4; составление схемы «Первые русские князья» + составить кроссворд + карта

6

Правление князя Владимира и крещение Руси

1

Крещение Руси

Урок ознакомления с новым материалом

                             

 -    й и умений

 -      

Крещение Руси, 988 г., христианство

Умение сравнивать (языческая религия славян и христианство). Умение выделять причины, ход, значение исторического события (принятие христианства)

Проверка таблиц. Устно о Владимире Красное Солнышко

§5; составление таблиц,

причины, значение принятия христианства (подготовить сообщение о Ярославе Мудром)

7

Внутренняя  политика.

 Расцвет древнерусского государства. Жители Древней Руси

Древнерусское государство при сыновьях и внуках Ярослава Мудрого (начало распада)

1

1

Население деревень и городов Расцвет  Руси при Ярославе Мудром. «Русская правда»

Княжеские усобицы. Владимир Мономах

Комбинированный урок

Народность, общество, дружина, духовенство, митрополит, вотчина, закуп, рядович, хоромы

Междукняжеские усобицы. Любечский съезд князей. Правление Владимира Мономаха. «Устав». «Поучение детям»

Уметь описать экономико-социальное положение, быт, нравы различных категорий жителей Древней Руси. Учиться работать в группах

Умение раскрыть причины княжеских междоусобиц - ослабление строя.

Уметь определять роль личности в истории (Владимир Мономах)

Зачет (тестирование, вопросы и задания, практические задания, исторический диктант)

Блицопрос (карточки)

§6, анализ документов

пп. 1.2;

вопросы,

8

Формирование древнерусской народности.

1

Комбинированный урок

Уметь выделять главное (истоки и особенности древнерусской культуры). Ценностное ориентирование древнерусского общества

Обсуждение, сообщения

§ 7; сообщения

9

Культура Древней Руси

Быт и нравы Древней РУСИ.

1

Культура и быт Древней Руси

Комбинированный урок

Летопись, проповедь, фольклор, былина. Устное народное творчество, Нестор, «Повесть временных лет»

Уметь выделять главное (истоки и особенности древнерусской культуры). Ценностное ориентирование древнерусского общества

Обсуждение, сообщения, кроссворды

§ 8; сообщения, кроссворды по теме (закончить таблицу)

Тема 2. Политическая раздробленность на  Руси XII- XIII вв. (8 часов)

10

Начало раздробленности Древнерусского государства

1

Политическая раздробленность Руси. Экономические и политические причины раздробленности. Формы землевладения. Князья и бояре. Свободное и зависимое население.

Урок изучения новой темы

Феодальная раздробленность, удельные княжества

Уметь определять социально-экономические и политические причины раздробленности. Выделять последствия раздробленности. Развивать умение работы с картой. Сводить знания в таблицы

Проверка карты, проверка таблицы, устный блицопрос

§9; до конца вопросы, карты, закончить таблицу «причины феодальной раздробленности»

11

Экономические и политические причины раздробленности. Главные политические центры Руси

Географическое положение, хозяйство, политический строй крупнейших русских земель (Владимиро-Суздальская земля, Великий Новгород Галицко-Волынская земля. Русь и Степь)

Комбинированный урок

Раздробленность, удел, упадок Киева, междоусобные войны. Образование самостоятельных княжеств и земель. Последствия феодальной раздробленности

Уметь выделять общее и особенное в социально-экономическом, политическом, культурном развитии удельных земель. Уметь работать в группе

Защиты групповых работ

§9;с.78-84§10; работа по группам, составление по схеме (используя дополнительную литературу, карту)

12

Новгородская Земля

1

Географическое положение, хозяйство, политический строй крупнейших русских земель (Владимиро-Суздальская земля, Великий Новгород Галицко-Волынская земля. Русь и Степь)

Комбинированный урок

Раздробленность, уделы,  междоусобные войны. Образование самостоятельных княжеств и земель. Последствия феодальной раздробленности

Уметь выделять общее и особенное в социально-экономическом, политическом, культурном развитии удельных земель. Уметь работать в группе

Защиты групповых работ

§11; работа по группам, составление по схеме (используя дополнительную литературу, карту)

13

 Нашествие с Востока. Монгольское нашествие на Русь

1

Чингисхан и объединение монгольских племен. Монгольские завоевания. Нашествие Батыя на Русь, сопротивление завоевателям

Комбинированный урок

Монголо-татары, имена, Чингисхан, Батый 1223 г., 1237-1238 гг., 1239-1240 гг.

Уметь работать по карте.

Определять причины завоевательных походов монголо-татар. Уметь заполнять таблицы: дата, поход, захват территорий

§12; вопросы, карта, сочинение «Борьба русского народа с иноземными захватчиками»

14

Борьба с крестоносцами, борьба   русских земель против экспансии Запада

1

Борьба Руси против экспансии с Запада.

Александр Невский. Сражение на Неве и Ледовое побоище

Комбинированный урок

1240, 1242 гг. Рыцарский Орден, крестовый поход, крестоносцы, Владимир Невский, Невская битва. Ледовое побоище

Уметь работать с текстом учебника, выделять главное, причинно-следственные связи, роль личности

Устный блицопрос карточки, сообщения

§13;картосхемы, сообщения «Александр Невский»

15

Русь и  Золотая Орда

1

Русь и Орда

Комбинированный урок

Баскак, иго, ярлык, агрессия, эксплуатация,

ордынское владычество

Уметь определять сущность и последствия монголо-татарского ига. Работать с документами

Устные ответы на вопросы проверка таблиц, схема на карточках

§14; вопросы, задания, таблицы,

последствия татаро-монгольского ига: потери, приобретения

16

Русь и Литва Культура русских земель

1

Обособление Юго-Западной Руси. Русь и Великие  княжества Литовские Развитие культуры в Х1-УХУ вв.

Комбинированный урок

Общерусское культурное единство и складывание местных художественных школ.

«Слово о полку Игореве»

Уметь работать с картой. Уметь составлять хронологическую таблицу, опираясь на текст учебника, изложения учителя, картыть выделять общее и особенное в произведениях культуры каждого удельного княжества. Учиться сравнивать, анализировать исторические источники (картины, документы). Делать выводы. Участвовать в беседе

Устные ответы на вопросы Викторина

§15; вопросы, задания16; вопросы, задания, документы, иллюстрации учебника

17

Повторительно-обобщающий урок

УУрок проверки знаний

Контрольная

работа

Тема 3. Русь Московская. Образование единого русского государства (16 часов)

18

Предпосылки объединения русских земель, усиление московского княжества

1

Москва - центр собирания русских земель.

Восстановление хозяйства на Руси. Города и их роль в объединении русских земель. Иван Калита и утверждение ведущей роли Москвы

Комбинированный урок

Порядок наследования престола, Вотчинное, монастырское, помещичье и черносошное землевладение

Уметь анализировать историческую карту: определять территории крупнейших княжеств и территории, утраченные Русью

Выделять предпосылки объединения русских земель

Причина возвышения Московского княжества

Устные ответы, опрос, карточки, причины, предпосылки, сообщение «Иван Калита»

§17;вопросы и задания, характеристика правления Ивана Калиты

19

Куликовская битва. Москва - центр борьбы с ордынским игом

1

Куликовская битва. Дмитрий Донской

Изучение нового материала

Сергей Радонежский, Дмитрий Донской, Куликовская битва, полк, рать

Уметь выделять главное.

Выводить «уроки» из события.

Определять роль личности с истории

«Исторический футбол»  сообщения  проверка картосхем

§18; картосхема Дмитрий Донской; проблема «Уроки Куликовской битвы»

20

Московское княжество и его соседи в конце XIV - середине XV вв.

1

Московское княжество и его политика. Иван III, Василий III

Комбинированный урок

Предпосылки объединения единого государства, политика московских князей. Междоусобные войны

Уметь кратко излагать исторический материал. Уметь развернуто излагать исторический материал. Вести дискуссию

Блицопрос, карточки

§19;карта; ответ на вопросы

21

Создание единого русского государства и конец ордынского ига

1

Объединение русских земель, конец зависимости русских от орды. Распад Золотой Орды

Комбинированный

Предпосылки образования единого государства. Централизованное государство, служивые люди, дворяне, поместье. Ханство, «Стояние на Угре»

Уметь устанавливать причинно-следственные связи: изменения в жизни страны. Уметь выделять исторические закономерности.

Решать проблемные и познавательные задачи

Устный развернутый ответ на вопросы, проблемное задание на карте

§20; предпосылки выучить; вопросы и задание к параграфу

22

Московское государство в конце XV -начале XVI вв., основные социальные слои

1

Завершение объединения русских земель. Присоединение Москвой северо-восточных и северо-западных земель Руси, Становление центральных органов власти и управления. Судебник 1497 года. Традиционный характер экономики

Комбинированный урок

Вотчинно-поместные землевладения и положение крестьян. Феодально-зависимые крестьяне, судебник, пожилое, привилегии, служилое казачество, Юрьев день

Умение определять изменения в социально-экономическом развитии. Сравнивать, находить общее, различия, обобщать и делать выводы

Карта, схема, устный опрос, карточки с индивидуальным заданием

§21; работа по карте; задание; даты; слова; схема

23

Церковь и государство в XV - начале XVI вв.

1

Церковь в Русском государстве. Роль церкви в общественной жизни. Сергий Радонежский

Комбинированный

Становление русской автокефальной церкви. Ереси. Нестяжатели, иосифляне.

Теория «Москва -третий Рим»

Уметь определять причины изменения в положении Русской православной церкви. Причины появления ереси

Устный опрос, карточки с индивидуальным заданием

§22;задания; новые слова; записи

24

Образование единого государства (повторительно-обобщающий урок)

1

За счет 1ч

резервного

времени

Кроссворд, карточки с заданиями. Игровое поле «Интеллектуальный лабиринт»

25

Реформы Избранной Рады. . Начало правления

1

Боярское правление. Укрепление центральной власти. Условия развития страны в XVI в. Территория, население, характер экономики. Становление централизованного государства и самодержавной власти. Иван Грозный. Реформы 50-60 гг. XVI в. Земские соборы

Комбинированный урок

Избранная рада, централизованное государство, Земский собор, приказы, стрельцы, дворяне, губа, судебник, царь, сословная монархия

Уметь устанавливать причинно-следственные связи, выявление исторической закономерности.

Роль личности в истории.

Умение кратко и развернуто давать ответы, оперировать понятиями

Сообщения, таблица, индивидуальное задание, карточки,

§23;таблица «Реформа избранной Рады»; даты; новые слова

26

Внешняя политика Ивана IV

1

Московские государства и Великое княжество Литовское. Расширение территории государства. Завоевание Поволжья и Западной Сибири. Ливонская война

      Урок изучения нового материала

Ливонская война, засечная черта, наемник, казаки,

Речь Посполитая

Уметь выбирать главное при составлении хронологической таблицы.

Видеть причинно-следственные связи. Уметь оперировать терминами и понятиями

Проверка, хронологическая таблица «Внешнее положение», устный блиц-опрос

§24; вопросы, хронологическая таблица; карта; сообщения

27

Опричнина. Усиление власти Ивана Грозного

1

Опричнина

Изучение новой темы

Опричнина, земщина, приказы, террор, самодержавие

Уметь выделить главную суть явления (процесса). Причинно-следственные связи, итоги (последствия). Уметь анализировать исторические источники, осмысление их. Давать оценки историческим явлениям

Решение познавательных задач по карточкам, устный блицопрос

§25; вопросы; карта; новые слова

28

Россия в конце правления Ивана IV

1

Централизованное государство; сословно-представительная монархия. Церковный Собор

Комбинированный урок

Сословно-представительная монархия, острог, заповедные Лета

Уметь работать в группах.

Анализировать источники. Сравнивать, осмысливать и оценивать исторические явления. Оперировать терминами и понятиями. Слушать товарищей, вести дискуссию

Проверка записей, тест

§25; Творческое задание по группам; «Суд над Иваном IV»

29

Просвещение, устное народное творчество, литература в 14-16 веках. . Архитектура и живопись в 14-16 веках. Русская культура в конце XV - начале XVI вв. Быт 15-16 веков.

1

Развитие культуры в XVI в. Публицистика. «Сказание о князьях Владимирских». Летописные своды. Начало русского книгопечатанья. Иван Федоров. Зодчество. Строительство шатровых храмов Русский культура в конце XV - начале XVI вв.

» Комбинированный урок

Печатник, иконоста«Сказания о князьях

Владимирских», «Задонщина», «Сказание о Мамаевом побоище», «Хождение затри моря», «Троица». Афанасий Никитин, Феофан Грек, Андрей Рублев с Влияние централизации на культурную жизнь страны.

Дионисий. Быт и нравы. «Домострой

Изучать, сравнивать, анализировать, описывать, давать характеристику произведениям искусства.

Писать краткие сообщения Умения выделять главное.

Сравнивать с культурой начала XV в. Давать характеристику описательную произведениям искусств. Учиться писать краткие сообщения

Сообщения, кроссворды, блицопрос

§26; Сообщение, кроссворд или викторин§27; Записи, сообщения, развёрнутый план (возможно заполненная таблица)а

30

Повторение-обобщение

Контрольная работа.

1

     Урок закрепления изученного

Уметь работать в группах.

Анализировать источники

Сообщения, викторина Проверка, хронологическая таблица, устный блиц-опрос

Курс истории средних веков (30 часов)

модуля

Тема

урока

Кол-во

часов

Тип урока

Характеристика

деятельности учащихся

или виды

учебной

деятельности

Виды

контроля, измерители

Планируемые

результаты

освоения

материала

Дом.

задание

Дата проведения

Приме

чание

План

Факт

I блок «Введение» (1 ч.)

1.

Что изучает история средних веков

1

Вводный

Беседа

Вопросы

Раскрывать смысл понятия «Средние века». Называть источники наших знаний об истории средних веков.

с.6-11

II блок «Раннее средневековье» (9 ч.)

2.

Древние германцы и Римская империя

Урок изучения нового материала

Работа по карте, беседа

Тест

Определять роль семьи, рода, общины племени в жизни варваров. Называть причины

Великого переселения народов и его результаты. Выделять отличия в обществе варваров  от общества Римской империи. Сравнивать религиозные верования древних греков и варваров.

§ 1

3.

Королевство франков и христианская церковь в VI-VIII веках

1

Комбинированный

Самостоятельная работа с текстом, беседа

Фронтальный опрос

Называть отличия власти короля от власти вождя, изменения у франков в управлении и суде после завоевания Галлии. Объяснять смысл и последствия военной реформы Карла Мартелла

§ 2

4.

Возникновение и распад империи Карла Великого. Феодальная раздробленность.

1

Лабораторное занятие по учебнику и документу

Беседа, решение творческих задач, самостоятельная работа

Тест

Давать оценку деятельности Карлу Великому. Сравнивать управление государством при Хлодвиге и Карле Великом. Называть причины распада империи Карла Великого и начала феодальной раздробленности.

§ 3

5.

Западная Европа в IX-XI веках

1

Комбинированный

Решение творческих задач, работа с терминами

Беседа

Называть причины набегов норманнов на  Европу и их последствия.

§ 4

6.

Культура раннего Средневековья

1

Урок-семинар

Дискуссия, презентация,

беседа

Вопросы

Составлять рассказ о представлениях человека в раннее Средневековье о мире.  Называть отличия обучения в средневековой школе от современного обучения.

§ 5

7.

Византийская империя. Культура Византии.

1

Комбинированный

Решение творческих задач

Тест

Сравнивать управление государством в Византии и в империи Карла Великого. Называть причины неудач в попытке Юстиниана восстановить римскую империю. Дать оценку правлению и личности Юстиниана.

§ 6-7

8.

Образование славянских государств

1

Урок-практикум

Работа по карте, по учебнику

Фронтальный опрос

Показывать историческую связь славянских государств с другими средневековыми  государствами.

§ 8

9.

Возникновение ислама. Арабский халифат и его распад

1

Урок изучения нового материала

Беседа

Фронтальный опрос

Определять влияние природы и климата на занятия населения Аравии. Определять причины и условия объединения арабов. Сравнивать религиозные представления мусульман и христиан. Объяснять причины военных успехов арабов и последующего распада халифата.

§ 9

10.

Культура стран халифата

1

Урок-семинар

Дискуссия, презентация,

беседа

Тест

Сопоставлять достижения науки в странах халифата и в Византии. Определять различие в назначении христианских и мусульманских храмов.

§ 10

III блок «Расцвет средневековья» (8 ч.)

11.

Средневековый замок и рыцари

1

Урок-лекция/презентация

Беседа,

дискуссия

Вопросы

Используя иллюстрации описывать снаряжение рыцаря,  замок и его осаду, пояснять причину роли военного дела как основного занятия феодалов. Составлять рассказ «День феодала».

§ 11

12.

Средневековая деревня и ее обитатели

1

Лабораторное занятие по учебнику и документу

Работа по карте, беседа,

самостоятельная работа с текстом

Тест

Называть повинности крестьян и причины их установления. Пояснять, в чем состояла власть Определять причины неизбежности господства натурального хозяйства.

§ 12

13.

Формирование средневековых городов

1

Урок-практикум

Анализ источников, работа по карте, практическая работа

Тест

Пояснять причины возникновения городов. Определять роль в развитии городов королей, монастырей, феодалов. Показывать связь между ростом городов и  расширением торговли.

§ 13

14.

Горожане и их образ жизни

1

Урок-семинар

Беседа,

дискуссия

Беседа

Иметь представление о жизни  горожан в средневековье

§ 14

15.

Католическая церковь и духовенство.  Церковь и ересь

1

Лабораторное занятие по учебнику и документу

Беседа,

самостоятельная работа с текстом

Фронтальный опрос

Выделять главную причину разделения церквей. Определять различия между католической и православной церквами. Называть причины появления ереси.

§ 15

16.

Крестовые походы

1

Урок-практикум

Работа по карте, анализ источников

Тест

Называть причины и последствия крестовых походов. Определять роль духовно-рыцарских орденов в государствах крестоносцев.

§ 16

17.

Объединение Франции

1

Урок-презентация

Беседа,

дискуссия

Беседа

Выделять слои населения и причины их  заинтересованности в поддержке власти короля в его борьбе за объединение Франции. Определять роль Филиппа II Августа в объединении Франции.

§  17

18.

Англия в XI-XII вв.

1

Комбинированный

Работа по учебнику, беседа, работа по карте

Перессказ

Определять главные последствия нормандского завоевания Англии. Называть реформы в управлении государством при Генрихе II, определять значение реформ. Выявлять причины недовольства в стране Иоанном Безземельным.

§  18

III блок «Позднее Средневековье» (8 ч.)

19.

Столетняя война

1

Урок изучении нового материала

Работа по карте, беседа, работа по учебнику

Перессказ

Определять причины Столетней войны. Сравнивать английскую и французскую армии. Определять причины поражения французской армии в начале 15 века и причины перелома в войне с появлением Жанны д Арк.

§  19

20.

Усиление королевской власти в к.XV в. во Франции и Англии

1

Урок-практикум

Работа по карте, анализ источников, беседа

Тест

Сравнивать цели и средства достижения у Людовика XI и Карла Смелого. Оценивать значение победы Людовика XI над Карлом Смелым.

§ 21

21.

Реконкиста и образование централизованных государств на Пиренейском полуострове

1

Лабораторное занятие по учебнику и документу

Самостоятельная работа с текстом, беседа

Беседа

Называть причины успехов и неудач Реконкисты. Определять особенности развития христианских государств на Пиренейском полуострове.

§ 22

22.

Феодальная раздробленность в Германии и Италии в XI-XV вв.

1

Медиаурок

Анализ источников, работа с картой, беседа

Фронтальный опрос

Определять условия и причины роста богатств городов Италии.

§ 23-24

23.

Гуситское движение в Чехии

1

Комбинированный

Самостоятельная работа с текстом, беседа

Фронтальный опрос

Сравнивать цели умеренных и таборитов. Определять причины победы гуситов над крестоносцами, умеренных над таборитами. Определять последствия гуситских войн.

§ 25

24.

Османская империя в XIV-XVI вв.

1

Комбинированный

Решение творческих задач

Вопросы по плану

Определять причины падения Византии. Приводить доказательства о борьбе народов Балканского государства против османского нашествия.

§ 26

25.

Образование и философия. Средневековая литература и искусство

1

Урок-презентация

Беседа, просмотр иллюстраций

Беседа

Давать характеристику университета как корпорации. Сравнивать взгляды средневековых богословов.

§ 27-28

26,

Культура раннего Возрождения. Научные открытия и изобретения

1

Урок-семинар

Беседа, дискуссия

Тест

Раскрывать представления гуманистов о роли, значении и цели человека.

§ 29-30

IV блок «Народы Азии, Америки и Африки в средние века» (4 ч.)

27.

Средневековый Китай

1

Урок-лекция/презентация

Беседа,

дискуссия

Перессказ

Называть последствия объединения Китая в 6 веке. Выделять причины крестьянской войны в Китае в конце IX века, отличия от обычных крестьянских восстаний. По тексту и рисункам определять особенности китайской архитектуры.

§ 31

28.

Индия. Государства и культура.

1

Комбинированный

Самостоятельная работа с текстом, беседа

Тест

Сравнивать причины распада Делийского султаната с причинами распада  Арабского халифата. Используя иллюстрации описывать индийские архитектурные сооружения.

§ 32

29.

Цивилизации Американского континента

1

Урок-практикум

Работа с картой,

беседа, работа с источниками

Вопросы

Определять особенности цивилизаций американского континента. Характеризовать главные достижения культуры народов Америки.

§ 33

Африка

Медиаурок

Беседа,

самостоятельная работа с текстом, дискуссия

Пересказ

Определять особенности развития народов стран Африканского континента

§ 34

30

Повторение-обобщение

Контрольная работа «Россия с древнейших времен до 16 века»

Курс истории Татарстана

модуля

Тема

урока

Кол-во

часов

Тип урока

Характеристика

деятельности учащихся

или виды

учебной

деятельности

Виды

контроля, измерители

Планируемые

результаты

освоения

материала

Дом.

задание

Дата проведения

План

Факт

прПр

1.

Введение. Древние люди на территории Среднего Поволжья

1

Урок изучения нового материала

Беседа

Вопросы

Характеризовать источники по курсу И.Т., иметь представление об основных племенах, населявших край

§ 1

2.

Древние тюрки и ранние тюркские государства

1

Комбинированный

Работа по карте, беседа

Тест

Знать образ жизни тюркских народов, характеризовать государственные образования древних тюрков

§ 2

3.

Волжская Булгария в X-начале XIII веках

1

Лабораторное занятие по учебнику и документу

Самостоятельная работа с текстом, беседа

опрос

Сравнивать развитие средневековых городов, иметь представление об особенностях развития В.Б.

§ 3-4

4.

Волжская Булгария и монгольские завоевания

1

Комбинированный

Беседа, решение творческих задач, самостоятельная работа

Беседа

Характеризовать процесс столкновения булгар с монголами, знать последствия монгольских походов

§ 5

5.

Золотая Орда

1

Медиаурок

Решение творческих задач, работа с терминами, просмотр иллюстраций

опрос

Знать особенности развития З.О., определять причины расцвета З.О.

§ 6

6.

Булгарский улус. Распад Золотой  Орды

1

Комбинированный

Дискуссия, презентация,

беседа

Тест

Иметь представление об успехах в развитии экономики и культуры булгар, знать причины распада З.О.

§ 7

7.

Казанское ханство в XIV-XV веках

1

Комбинированный

Беседа, работа по учебнику, работа с терминами

Тест

Уметь характеризовать территорию, население, хозяйство Казанского  ханства

§ 8-9

8.

Казанское ханство II половины XV-первой половины XVI в.

1

Комбинированный

Беседа, самостоятельная работа по учебнику

Письменный опрос

Знать причины ослабления и падения Казанского ханства, иметь представление о последствиях завоевания

§ 10

9

Повторение-обобщение. Контрольная работа по курсу «история Татарстана»

10

Подведение итогов

Учебно-тематическое планирование по истории

Класс – 6в        

Учитель:  Сафиуллин Р.Н

Количество часов:

Всего – 70 часов, в неделю – 2 часа;

Плановых контрольных уроков – 4;

Административных контрольных уроков – 1

  Планирование составлено на основе Федерального компонента государственного стандарта (основного) общего образования 2004 года по предмету «История», а также Примерной программы основного общего образования по истории МО РФ 2004 г  (Сборник нормативных документов. История/сост. Э.Д.Днепров, А.Г.Аркадьев. – 2-у изд. – М.:Дрофа, 2008. – 150 с.)

Учебники

 1.Агибалова Е.В., Донской Г.М. История Средних веков. 6 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений.–М.: Просвещение, 2009.–272 с.

 2. Данилов А. А., Косулина Л. Г. История России. - М.: Просвещение, 2011.

 3. Хузин Ф.Ш., Пискарев В.И. История Татарстана: учебное пособие для 6 класса общеобразовательной школы–Казань: Татарское республиканское издательство «ХЭтер», 2012.–95 с.:

Дополнительная литература

1.Арасланова О.В., Соловьев К.А. История средних веков. 6 класс: поурочные разработки к учебникам Е.В.Агибаловой, В.А.Ведюшкина.–М.:ВАКО, 2004.– 416 с.

   2.Девятайкина Н.И. Тесты по истории средних веков.– Саратов:лицей, 2002.–96 с.

   3.Степанько С.Н. Всеобщая история. Средние века. 6 класс: тесты, контрольные вопросы и задания. – Волгоград: Учитель, 2009. – 153 с.

   4.Аминов А.М. История татарского народа и Татарстана: схемы, таблицы, тесты. Древность и средневековье.– Казань, Магариф, 2000.–128 с.

   5.Хрестоматия по истории Татарстана: учебное пособие для общеобразовательных учреждений. в 2-х кн.–кн.1/под ред. В.И.Пискарева.–Казань: Тарих, 2003.–479 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по истории в 8 классе (История России, Новая история, история Татарстана)

Рабочая программа составлена к учебникам:- Юдовская А. Я., Ванюшкина Л. М. Новая история. 1800-1913; учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2011.- История России,...

Рабочая программа по истории в 7 классе (История России, Новая история, история Татарстана)

Рабочая программа составлена к учебникам:- Юдовская А.Я. Всеобщая история. История Нового времени, 1500-1800. 7 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение, 2009.- Данилов А.А., Косу...

Рабочая программа по истории в 6 классе (История России, Новая история, история Татарстана)

Рабочая программа составлена к учебникам:- Агибалова Е.В., Донской Г.М. История Средних веков. 6 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений.–М.: Просвещение, 2010- А,А,Данилов, Л,Г, Косулина. История ...

рабочая программа по истории 5 класс Рабочая программа по истории 11 класс

поурочно-тематическое планирование по истории для 5 классапоурочно-тематическое планиросание по истории для 11 класса к учебнику Данилова...

Проект рабочей программы по истории для 7 класса ФГОС к УМК «История. Новое время. Конец XV - конец XVIII века. 7 класс" и УМК по истории России под редакцией А.В. Торкунова (6-10 классы)

Данная рабочая программа по истории для 7 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана  на основе УМК ...

Проект рабочей программы по истории для 8 класса ФГОС к УМК «История. Новое время. Конец XVIII - XIX век. 8 класс" и УМК по истории России под редакцией А.В. Торкунова (6-10 классы)

Данная рабочая программа по истории для 8 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана  на основе:УМК &laqu...