Главные вкладки

    Исследовательская работа по теме:"Школа М.К. Тенишевой: блажь богатой княгини или серьезное образовательное учреждение".
    проект по истории (10 класс) по теме

    Вакина Светлана Андреевна

    Исследовательская работа выполнена ученицей 10 "А" класса МОУ СОШ № 75 г. Черноголовка Вакиной Мариной в 2013 году. Научный руководитель Вакина С.А. Исследовательская цель работы: систематизация, анализ информации о школе во Фленово, сравнение ее с современной школой. Предмет исследования - образовательный процесс в школе Тенишевой. На VIII городской научной конференции обучающихся г.Черноголовка в секции "История" авторы работы были награждены Дипломом победителя первой степени, а на четвертой областной конференции исследовательской и проектной деятельности обучающихся "Юный исследователь"  2013 г. Дипломом победителя второй степени.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon nauchno-issledovatelskaya_rabota.doc567 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное общеобразовательное учреждение СОШ № 75

    Ногинского района

    VIII Городская конференция исследовательской деятельности обучающихся

    «Юный исследователь»

    Секция: История

    Тема: «Школа М.К. Тенишевой: блажь богатой княгини или серьезное образовательное учреждение».

    Автор работы: Вакина Марина Германовна, 10 «А» класс

    Научный руководитель: Вакина Светлана Андреевна

    Черноголовка, 2013

    Введение.

           Накануне 2013 года президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин подписал новый «Закон об образовании».  Он очень долго обсуждался в средствах массовой информации, но отношение к нему и сейчас в обществе неоднозначное. Педагоги, психологи, доктора и кандидата  различных наук,  учителя России бьются над тем, как сделать нацию более образованной, привить юному поколению интерес к знаниям, возродить желание учиться. Актуальной является и проблема повышения престижа педагогической профессии; привлечения в школу,  как молодых преподавателей, так и научных сотрудников для передачи знаний; достойной оплаты труда педагогов.  Пытаясь решить все эти проблемы государство, как мне кажется, берет за образец западную модель образования, игнорируя все те достижения, наработки, которые были сделаны на протяжении многих лет отечественными педагогами. В своей научно-исследовательской работе я хочу рассказать об одной забытой школе начала ХХ века, об удивительной женщине-педагоге, чьи идеи опередили время, но оказались не нужны большевикам. Я попытаюсь показать, что в условиях глобализации сегодня стоит обратить на них внимание. Это школа Марии Клавдиевны Тенишевой на  хуторе Фленово.                                                                                                                       Цель исследовательской работы:                                                                                   поиск, сбор, изучение,  систематизация, анализ информации из различных источников  о школе во Фленово,  сравнение  ее с современной школой.                                                                                                Задачи:

    1. собрать и изучить сохранившуюся информацию о личности княгини Тенишевой;
    2. выяснить причины, побудившие ее  создать  школу, непохожую на школы того времени;
    3. собрать и изучить информацию о классно-урочной системе школы, об образовательных программах и сравнить их с современными;
    4. выяснить, как подбирались кадры для работы с детьми;
    5. сравнить качества  ценные для учителя в начале ХХ века по мнению княгини и современных родителей и детей;
    6. сделать выводы о тех положительных начинаниях в образовании, которые могут быть использованы сегодня.                                                

    Предмет исследования – образовательный процесс в школе Тенишевой.

    Объект исследования – школа на хуторе Фленово.

    Противоречия:                                                                                                             информация о школе долго была недоступной широкой общественности, но и сегодня ее не изучают и не используют, хотя опыт педагогической деятельности Тенишевой был бы очень полезен.

    Актуальность:                                                                                                                               в связи с озвученным противоречием, информационная составляющая данной работы является актуальной для использования в учебных целях, публикациях

    Методы исследования:                                                                                                             исследование печатных источников информации

    Перспективы исследовательской работы:                                                                  

    привлечь внимание педагогической общественности к опыту работы школы путем публикации  на различных сайтах.

    Основная часть.                                                                                                           Раздел I. Биография Марии Клавдиевны Тенишевой.                                                               Точный год рождения не известен (между 1857 и 1867), достоверной считается только число – 20 мая (приложение 1). Происходила она из столичных дворян, но была незаконнорожденной. Тяжело пришлось незаконнорожденной Марии в семье матери.   Недостатка ни в чем она не испытывала, но чувствовала себя одинокой. Сама Мария Клавдиевна не любила вспоминать ни детства, ни юности, переполненных смятением, одиночеством, поиском опоры и смысла жизни. Училась Мария  в одном из лучших учебных заведений Санкт-Петербурга - гимназии Спешневой. Училась неровно, русская история и естественные науки были любимыми предметами. Рано вышла замуж за Рафаила Николаевича Николаева. Мысль о том, что замужество даст свободу, принесет перемены в жизнь, подтолкнула ее на то, чтобы дать согласие. Ранний брак, рождение дочери... Разочарование наступило очень скоро. Николаев оказался человеком слабым, бесхарактерным, к тому же игроком. Наступила очередная полоса отчаяния и смятения. Но не в ее характере было смириться с долей несчастной супруги, разделив судьбу большинства женщин своего времени. Тайком прислушавшись у солиста Мариинского театра И.П. Прянишникова и получив рекомендацию ехать учиться в Париж в оперную студию Маркези, Мария в тот же день заявляет родственникам, что уезжает за границу. Никакие угрозы уже не могли ее остановить. «Трудно описать, что я пережила, почувствовав себя свободной. Да, свободной... Задыхаясь от наплыва неудержимых чувств, я влюбилась во вселенную, влюбилась в жизнь, ухватилась за нее...»  Сама Мария Клавдиевна обладала редкими вокальными данными. Годы спустя П.И. Чайковский будет восхищаться ее голосом, в музыкальный салон Тенишевых в Петербурге будут съезжаться известные люди, чтобы послушать пение Марии Клавдиевны, газеты будут писать о ее редких, но ярких выступлениях. Однако не только музыкой живет Мария в Париже. Она начинает брать уроки изобразительного искусства у известного графика Ж.Г. Виктора, позже в Петербурге посещает классы барона Штиглица, проявляя яркие способности и на этом поприще. Начинает глубоко изучать историю искусств, часы проводит за книгами и в музеях.                                                                                                                  Через некоторое время по возвращении в Россию Мария Клавдиевна знакомится с князем Вячеславом Николаевичем Тенишевым — крупным российским промышленником,  и в 1892 г.  вступает с ним в брак. Супруги поселились недалеко от Бежицкого завода в имении Хотылёво, приобретённом князем Тенишевым в Брянском уезде Орловской губернии и расположенном на берегу реки Десны, где княгиней была основана одноклассная школа. Просветительская деятельность княгини Тенишевой началась с организации ремесленного училища близ Бежицкого завода.                                                                                                                                      М. К. Тенишева обладала великолепным художественным вкусом, чувствовала и любила искусство. «Настоящей Марфой-Посадницей» назвал ее Н. К. Рерих. Тенишева собирала акварели и была знакома с художниками Васнецовым, Врубелем, Рерихом, Малютиным, Бенуа, скульптором Трубецким и многими другими деятелями искусства. Ею была организована студия для подготовки молодых людей к высшему художественному образованию в Петербурге (1894—1904), где преподавал Репин. Параллельно была открыта начальная рисовальная школа в Смоленске 1896—1899 гг. Мария Клавдиевна субсидировала (совместно с С. И. Мамонтовым) издание журнала «Мир искусства», материально поддерживала творческую деятельность А. Н. Бенуа, С. П. Дягилева и других выдающихся фигур «Серебряного века».                                                                                             Заветной мечтой М. К. Тенишевой было эмалевое дело, в котором ее ожидал огромный успех. Именно благодаря трудам Тенишевой и ее исканиям было возрождено эмалевое дело, совместно с художником Жакеном были разработаны и получены более 200 тонов непрозрачной (опаковой) эмали, восстановлен способ изготовления «выемчатой» эмали. Труды Марии Клавдиевны были оценены по достоинству и во Франции она была избрана действительным членом Общества изящных искусств в Париже и членом Союза декоративно-прикладного искусства в Париже.                           Истинной страстью М. К. Тенишевой была русская старина. Собранная ею коллекция предметов русской старины была выставлена в Париже и произвела неизгладимое впечатление. Именно эта коллекция стала основой музея «Русская старина» в Смоленске (ныне в собрании Смоленского музея изобразительных и прикладных искусств им. С. Т. Конёнкова).                                                                                                                                                    Одним из главных просветительских проектов в жизни Тенишевой стало Талашкино — родовое имение княгини Екатерины Константиновны Святополк-Четвертинской, которое Тенишевы приобрели в 1893 г. Дружившие с детства Тенишева и Святополк-Четвертинская воплотили в Талашкино концепцию «идейного имения», то есть центра просветительства. После 26 марта 1919 г. Тенишева вместе с самой близкой подругой Е. К. Святополк-Четвертинской, горничной Лизой и близким другом и помощником В. А. Лидиным покинула Россию навсегда и уехала через Крым во Францию. Написанные в эмиграции и опубликованные в Париже уже после её смерти воспоминания княгини Тенишевой — «Впечатления моей жизни. Воспоминания»— охватывают период с конца 1860-х до новогодней ночи 1917 г. Тенишева скончалась 14 апреля 1928 г. в парижском пригороде Сен-Клу. В некрологе, посвящённом Марии Клавдиевне, И. Я. Билибин писал: «Всю свою жизнь она посвятила родному русскому искусству, для которого сделала бесконечно много».

    Раздел II. Талашкино - концепция «идейного имения», то есть центра просветительства.

    В 1887 г. Тенишева и Четвертинская решают открыть в Талашкино школу для крестьянских детишек. «Ходили по избам, уговаривали мужиков отдать детей в учение, объясняя, что учить их будут не только грамоте, но и сельскому хозяйству».  Задолго до столыпинской реформы 1906 г. они начинает воплощать в Талашкино передовые идеи по преобразованию крестьянского хозяйства.  Но сельская школа с обычным курсом грамоты Марию Клавдиевну  уже не удовлетворяет, поэтому первая талашкинская школа просуществовала недолго. Подобное предприятие требовало много вложений, а главное, много душевных сил. Но Мария Клавдиевна начинает серьезно интересоваться вопросами педагогики. Наблюдая за тем, как в России поставлено образование, она с сожалением констатирует формальные и во многом губительные для ребенка устои современной школы. Про институт для девочек, куда пришлось отдать свою дочь, Тенишева напишет: «Образование они выносят оттуда весьма сомнительное, их тянут из класса в класс, доводят до выпуска, но познания их равны нулю, и это за малым исключением. Индивидуальность забита формой, походкой, манерой до такой степени, что у них даже одинаковые почерки, а что живет под этой корой — все равно».                                                                                                       Еще хуже обстояло дело в сельской школе. Здесь обычно помещики злоупотребляли трудом учеников и требовали непосильной работы от малых детей. К тому же сельских школ было мало, и крестьянский ребенок, как правило, был обречен на невежество и безграмотность. Проблемы российской действительности все сильнее волнуют сердце Марии Клавдиевны. Неграмотность крестьян — вершина айсберга. Крестьяне — большая часть населения России — живут в темноте и убожестве. Само устройство русской деревни, способ ведения сельского хозяйства требовали коренных преобразований. «Их скот, лошади, обработка земли — одно отчаяние... Все вместе было что-то безнадежное. Соседство культурного имения мало влияло на них. На благоустроенное имение они смотрели как на господскую затею, к ним неприемлемую...» Так постепенно формируются основные направления будущей работы и усилий.                                                                             Не дожидаясь шагов на государственном уровне, Тенишева ставит перед собой поистине грандиозную задачу: изменить сам образ жизни крестьянина, научить его по-новому относиться к земле.                                                                В 1894 г. Тенишева покупает хутор Фленово близ Талашкино, где решает создать сельскохозяйственную школу нового типа с образцовым учебным хозяйством. Она разрабатывает устав учебного заведения, добивается от властей его утверждения. В сентябре 1895 г. новое школьное здание со светлыми классами, общежитием, столовой, кухней распахнуло свои двери. Желающих оказалось очень много. В первый же день набрали во фленовскую школу 150 учеников, из них 12 сирот, которых брала на полное обеспечение М.К.Тенишева. Им шили школьную форму, выдавали книги и тетради и жили они в общежитии. Огромное внимание уделяется подбору учителей. По ее представлениям, сельский учитель должен не только хорошо знать предмет, но и быть наставником и другом для ребенка, примером в жизни.   «Учитель должен быть не только преподавателем в узком смысле слова, т. е. от такого-то до такого-то часа давать уроки в классе; но он должен быть и руководителем, воспитателем, должен сам быть сельским деятелем...; а кроме того, он должен был быть и их первым учителем нравственных правил, чистоплотности, порядочности, уважения к чужой собственности».                   Я решила сравнить требования к учителю Тенишевой в начале ХХ в., современных учителей, учеников и родителей в ХХI в. Для этого попросила респондентов назвать 5 наиболее значимых качеств учителя (приложение 2). Современные учителя на первый план ставят такие качества, как профессионализм, любовь к детям, доброту, терпение, дисциплинированность (приложение 3). Современные родители во многом согласны с учителями (приложение 4). Ученики 11 класса такое качество, как профессионализм, ставят на 5 место, а 5 класса заменяют его понятием ум и ставят на 2 место (приложение 5,6) .  Доброта, справедливость – это значимые качества учителя для  учеников любого возраста. Анализ результатов опроса показывает, что мнение Тенишевой  о том, каким должен быть учителей, сегодняшние респонденты не разделяют.                                                                                         В школе Тенишевой М.К.  работали такие известные люди как: В. А. Лидин (руководил детским балалаечным оркестром), Малютин (возглавлял художественные мастерские), после отъезда Малютина, мастерскими руководил выпускник Строгановского училища Алексей Прокофьевич Зиновьев с друзьями по Строгановке  В.В. Бекетовым и Д.С. Стеллецким, Завьялов, Панков – преподаватели общеобразовательных предметов. Всего в школе было 8 учителей (приложение 7). Учебный курс составлял шесть лет: три класса специальных и три приготовительных.  Преподавались предметы: земледелие, землемерие, садоводство, зоология, законоведение, Закон Божий, скотоводство, геодезия, химия, физика, огородничество, черчение, пчеловодство, геометрия, ботаника, география, русский язык, арифметика, русская история, чистописание, славянское чтение. По всем этим  предметам были разработаны учебные программы.  В школе ребенок не просто получал знания. Все было направлено на облагораживание души маленького человека, развитие в нем скрытых дарований и талантов. «Нет, я твердо верю, что всякому человеку можно найти применение и собственный путь». М. К. Тенишева Из книги «Впечатления моей жизни».                                     Для начала она приглашает из Петербурга знаменитого профессора ботаники Р.Э. Регеля: помимо практической работы он должен был готовить преподавателей. По указаниям Регеля разбили фруктовый сад, заготовили семена и рассаду; профессор читал лекции, соединяя теоретические знания с практикой. Открылись бесплатные курсы для всех желающих получить научную и техническую подготовку в разных отраслях сельского хозяйства. Тенишева обеспечивает все необходимое для занятий, приобретает орудия и инструменты, оплачивает поездки и работу профессора.                                                                       Во Фленово создается образцовая пасека, куда съезжаются поучиться со всей Смоленщины, и музей пчеловодства. Чуть позже заработала метеорологическая станция. Экскурсии в образцовые хозяйства, «стажировки», распродажа качественных семян и рассады по низким ценам, учреждение премий за написание учебников и пособий по сельскому хозяйству — чего только ни придумывает Мария Клавдиевна, чтобы дать крестьянам и помещикам новые ориентиры.                                                                                  Рядом со школьным зданием по эскизу Малютина отстроили сказочный домик, украшенный резьбой и росписью; здесь разместились библиотека и учительская (приложение  8). Из столицы и зарубежных поездок привозятся сюда лучшие книги, учебники, альбомы по искусству, журналы.                                                                                                          Приезжавшие во фленовскую школу дивились чистоте и уюту, в которых здесь жили и учились дети. Но все же главное — это целостная, во многом уникальная программа воспитания. Ребенок не просто получал знания. Все было направлено на облагораживание души ребенка, развитие в нем скрытых дарований и талантов. Слабых учеников из школы не отчисляли, а старались научить какому-нибудь полезному делу. Талантливых  Тенишева на свои средства отправляла учиться дальше. Самую тяжелую работу в школьном хозяйстве выполняли взрослые, все остальное делали сами ребята, обучаясь разным премудростям. Занятия в ремесленных мастерских были обязательными для всех классов. По будням жизнь кипела в хлопотах и учебе, в праздники царили шум, смех, запах пирогов, подарки и сладости. «Наша жизнь в Петербурге, временами за границей, не мешали мне заботиться о моей школе, следить за ней и постоянно вносить в нее разные улучшения. Я никогда не упускала ее из виду и, где бы я ни была, продолжала работать для нее. Ничто не могло меня отвлечь, оторвать от этого дела, которое я считала важным, даже святым».                                                        Один из журналистов с удивлением напишет: «Великосветская женщина, выезд которой считался первым в Булонском лесу и у которой в Париже садились за стол до двухсот человек... идет по первому зову в школу к мальчику, у которого разбились губы или пошла носом кровь...» Беспокоясь о своих ребятишках, которые, уезжая на каникулы домой, часто попадали в пагубную среду, Тенишева начинает сокращать время каникул, придумывая увлекательный и полезный досуг для детей. Больше всего любила она время, когда заканчивалась учебная пора и можно было вместе с детишками с головой погрузиться в очередную театральную постановку. «Мы временно составляли как бы одну семью, сливались в одно целое, стараясь сыграть пьесу как можно лучше». Играли Гоголя, Чехова, Островского, две пьесы для талашкинской сцены сочинила сама Тенишева. Она же была и режиссером, и актером, и — вместе с ребятами — портным и гримером... Летом 1904 г. была поставлена опера «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях». В грандиозной постановке участвовало 60 человек, хором приехал руководить хормейстер московской императорской оперы Бер. Очевидцы вспоминали: «Постановка действительно художественная и исполнение очень недурное, хотя все исполняют ведь простые мужики, только роли солистов исполняют сама Тенишева и другие интеллигенты». На премьеру съехалось много публики, в первом ряду сидел сам губернатор. Вырученные средства пошли на благотворительные нужды.                                                                                     Еще одной жемчужиной фленовской школы стал детский балалаечный оркестр, прославившийся на всю Смоленщину. Известный музыкант В.А. Лидин, вдохновившись начинаниями княгини, покинул столичный оркестр и переехал жить и работать в Талашкино (приложение 9).                                                                                                                                           Сколько талантов было раскрыто, сколько чистого, светлого пробудилось в детских душах! «В русском мужике всего найдешь, только покопайся. Приходит в школу бессознательным дикарем — ступить не умеет, а там, смотришь, понемногу обтесывается, слезает грубая кора — человеком делается. В массе много способных и даже талантливых. Я любила разгадывать эти натуры, работать над ними, направлять их... Да, я люблю свой народ и верю, что в нем вся будущность России, нужно только честно направлять его силы и способности».                                                                                                                            

           Таким образом, в начале ХХ века на Смоленщине была создана уникальная школа. Как и современные учебные заведения, она имела Устав, помещение, квалифицированные кадры, учебные программы, учебники, велись  уроки, внеклассные занятия,  введена форма для учеников, классные журналы, свой бюджет. Это доказывает, что школа  – не каприз княгини Тенишевой, а полноценное учебное заведение, с хорошо продуманным образовательным процессом. Она нужна было России в начале ХХ века. К сожалению, не удалось найти информацию о выпускниках школы. Даже экскурсоводы во Фленово не смогли мне помочь, объяснив отсутствие информации революцией и войнами. Называют только одного выпускника: Нишонова Александра Павловича. Он стал художником и расписал для школы две балалайки.                                                                                                                           Считаю, что опыт этой школы можно и нужно использовать сейчас. Прежде всего, нужно обратить внимание на подход к подбору  профессиональных кадров, к оплате их труда, на отношение к ученикам, на сохранение и возрождение  национальной самобытности культуры. Сегодня школы нуждаются в дополнительных денежных средствах.  Рано или поздно им самим придется научиться зарабатывать деньги. Поэтому стоит присмотреться к опыту работы школы Тенишевой.  В советских школах была профориентация. Сейчас о ней забыли,  но  было бы не плохо ее возродить.

       

         

         

    Заключение.

            Мною проделана огромная работа. Изучена литература и интернет ресурсы, документальные фильмы. Я побывала на экскурсии на хуторе Фленово. Цель научно-исследовательской работы достигнута, задачи осуществлены.  Проведены и проанализированы дополнительные исследования. Они позволили сравнить подход к учителю в начале ХХ века и в начале ХХI века. Сделаны выводы об актуальности работы. Данной исследовательской работой я хотела привлечь внимание учительского сообщества, людей, которым не безразлично российское образование к его истории и лучшим страницам, к опыту работы сельскохозяйственной школы, возродить в памяти забытые имена педагогов.

    Список литературы и использованных источников.

     - Билибин И. Памяти кн. М.Кл. Тенишевой // Возрождение. 1928. № 1052 от 19 апреля

    - М.К.Тенишева. Впечатления моей жизни. Ленинград: Искусство, 1991.

    - Озер Д. Мир эмалей Марии Тенишевой // Москва, 2004

    - Талашкино: Сборник документов. Смоленск, 1995

    - Цикл телевизионных документальных фильмов.  «Провинциальные музеи России». Телеканал «Культура». 2012 г.

    - Цикл телевизионных документальных фильмов. «Женщины в русской истории». Телекомпания «Антракт». 2011г.

    - Цикл телевизионных документальных фильмов. «Усадьба Талашкино» Телеканал «Культура». 2008 г.

          Приложение.

     Приложение 1

    Общая численность респондентов.     Численность респондентов по

                                                                      классам.

    Учителя

    25

    Учащиеся

    66

    Родители

    25

    5-е классы

    41

    11 класс

    25

    Приложение 2    

      Приложение 3            

        Приложение 4

    Приложение 5

    Приложение 6

    Н. и Е. Панковы – первые учителя фленовской школы. 1895 г.

    Приложение 7

     

    Приложение 8

    Приложение 9


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Исследовательская работа на тему:"Здоровьесберегающие технологии в учреждениях среднего медицинского образования "

    Состояние здоровья молодого поколения - важнейший показатель благополучия общества и государства, не только отражающий настоящую ситуацию, но и дающий прогноз на будущее. Трудовые запасы страны,...

    Исследовательская работа по теме "Интеграция в обучении английского языка в школе. Ранняя ступень"

    Данная исследовательская работа посвящена интеграции в обучении английского языка на ранней ступени: А.Я+ИЗО, А.Я +Музыка, А.Я+Игра, А.Я+Сказка....

    Научно-исследовательская работа на тему: "Юные математики за изучение экологического состояния школы и пришкольной территории"

    Гипотеза исследования: Благоприятная экологическая обстановка положительно влияет на развитие интеллектуальных и физических способностей человека, на сохранение его здоровья.В условиях  современн...

    Исследовательская работа на тему: «Мотивация подростков сельской школы к занятиям физической культурой в зависимости от специфики учебного процесса»

    Проблема исследования мотивации, в том числе  мотивации учебной деятельности подростков сельской школы, является важной, но недостаточно изученной. Одной из наиболее сложных структур личности явл...

    Исследовательская работа на тему "Сравнительная характеристика адаптации детей к школе при посещении и непосещении дошкольного учреждения

    Для традиционной системы российского образования характерна преемственность. Обычно каждый ребенок посещает детский сад, затем дошкольное учреждение, после чего поступает в первый класс школы. Однако ...