Тематическое планирование уроков истории 6 класс к учебнику Агибаловой, Донского
рабочая программа по истории (6 класс) по теме

Развернутое тематическое планирование история средних веков 6 класс к учебнику Агибаловой, Донского

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УРОКОВ ИСТОРИИ В 6 КЛАССЕ (история средних веков)

     

Учебник «История Средних веков» Е.В.Агибалова, Г.М.Донской,

Методические пособия: В.Г.Петрович, Н.М.Петрович «Уроки истории» поурочное планирование /история средних веков/ Н.Ю.Колесниченко «История средних веков» поурочное планирование О.В.Арасланова «Поурочные разработки по истории средних веков»

М.Л.Несмелова «Конспекты уроков для учителя истории» /история средних веков, в двух частях/ А.В.Биберина «Тестовые задания по истории средних веков»

Электронное приложение «Российская и всеобщая история» 6 класс

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа составлена на основе Примерной программы основного общего образования по истории МО РФ 2004 год.

Тематическое планирование опирается на стандарт основного общего образования по истории. Программа курса охватывает период с конца 5 по 15 века, от падения Западной Римской империи до начала эпохи Великих Географических открытий. Курс дает возможность проследить огромную роль средневековья в складывании основ современного мира, уделяя внимание тем феноменам истории Средних веков, которые так или иначе вошли в современную цивилизацию. Задача курса - показать самобытные черты средневековья, его непохожесть на современный мир, с тем, чтобы помочь ученикам не судить свысока о давно ушедших веках, а стремиться понять их и с уважением относиться не только к своим, но и к чужим традициям.

Основные цели курса:

- Сформировать у учащихся целостное представление об истории Средних веков как закономерном и необходимом периоде

Всемирной истории;

- Осветить экономическое, социальное, политическое и культурное развитие основных регионов Европы;

- Охарактеризовать наиболее яркие личности средневековья, их роль в истории и культуре;

- Показать возникновение и развитие идей и институтов, вошедших в жизнь современного человека;

Основные умения учащихся:

- Умения связно пересказывать текст учебника, отделяя главное от второстепенного;

- Умения анализировать материал, определять предпосылки, сущность и последствия исторических событий и явлений;

- Умения сравнивать, выделяя сходное и различное;

- Умения давать самостоятельную оценку историческим явлениям;

- Умения работать с исторической картой;

- Умения оперировать историческими датами, выделять последовательность событий и явлений.

Программа рассчитана на 40 часов.

Календарно-тематическое планирование по курсу «История Средних веков» (6 класс)

Раздел, тема

К-во

час

Обязательный минимум содержания образования

Элементы дополнительного содержания

Основные

понятия

Знания, умения

Измерите-

льные формы контроля

д/з

Дата проведения

план/факт

1

Введение

1

Понятие «Средние века

Хронологические рамки. Источники изучения средних веков.

Ознакомить уч-ся с хронологическими и географическими границами средневековья, Дать представление о своеобразии путей исторического развития стран и народов.

2

Раздел 1. Раннее

средневековье.

Тема 1. Западная и Центральная

Европа в V - XIII

вв.

Древние германцы и Римская империя.

2

Древние германцы: занятия, порядки, формирование знати. Конец Западной Римской империи (Великое переселение народов).

Изучить занятия германцев в период варварского общества; выяснить, что завоевания германцев положили начало формированию соседской общины; ознакомить уч-ся с возникновением раннефеодальных государств.

Исторический диктант, беседа по вопросам.

3

Франкское

государство.

2

Завоевание франками Галлии. Рост земельных владений знати, образование государства франков, формирование королевской власти, завоевательные походы Карла 1 Великого. Провозглашение империи в 800 году.

Дать представление о формировании, функциях и распаде раннефеодального государства.

Беседа по вопросам, работа по карте.

4

Христианская церковь и королевство франков в VI - VIII вв.

2

Значение принятие христианства, духовенство и миряне, организация монастырей. Возникновение папской области.

Показать процесс превращения церкви в могущественную политическую и экономическую организацию.

Беседа по вопросам, Работа по карте, терминологический опрос.

5

Феодальная раздробленность.

1

Причины распада империи Карла 1. междоусобные войны. Феодальная лестница. Слабость королевской власти во Франции.

Выяснить причины феодальной

раздробленности; показать связь между укреплением собственности феодалов на землю и переходом к ним функций государственной власти.

Устный опрос по вопросам.

6

Англия в период

раннего

средневековья.

1

Англия до норманнского завоевания. Легенды и быль о короле Артуре. Норманны. Завоевание Англии норманнами.

Дать представление о начальном периоде формирования государства в Англии.

Беседа по вопросам.

7

Образование

славянских

государств.

1

Великое переселение народов и расселение славян. Занятия и образ жизни славян. Возникновение славянских государств. Деятельность Кирилла и Мефодия.

Ознакомить с расселением, занятиями и образом жизни славян; дать представление об образовании славянских государств в центре и на юге Европы.

Работа по карте.

8

Культура Западной и Центральной Европы.

1

Представление людей об окружающем мире в период раннего средневековья. Каролингское Возрождение. Влияние христианства на развитие культуры в области литературы, образования, искусства рукописной книги.

Раскрыть представления средневековых людей об окружающем мире; показать роль христианства в развитии литературы, искусства, просвещения; ознакомить с искусством рукописной книги.

Тест-опрос

9

Тема 2. Византийская империя и Ближний Восток в VI -XI.

Византия при Юстиниане.

1

Особенности развития Византии. Власть императора. Император Юстиниан. Внутренняя и внешняя политика. Борьба с внешними врагами.

Дать представление о византийской империи как наследнице империи ромеев. Выявить особенности феодализма в Византии; умение раскрывать причинно-следственные связи, сравнивать, анализировать исторические факты.

Беседа по вопросам.

10

Культура Византии

1

Исторические условия развития культуры Византии. Образование, научные знания. Искусство: архитектура, иконопись, мозаика, влияние культуры Византии на соседние страны.

Познакомить с историческими условиями, повлиявшими на развитие культуры Византии; дать представление о важнейших достижениях византийского искусства.

Беседа по вопросам. Таблица

11

Возникновение ислама и объединение арабов.

2

Ислам и его роль в объединении арабских племен. Завоевательные походы арабов. Арабский халифат и его распад.

Древняя Аравия (природа, образ жизни и занятия населения)

Дать представление о возникновении, ценностях и особенностях исламской цивилизации; выяснить роль ислама в объединении арабских племен.

Беседа по вопросам,

Тест

12

Культура стран

Арабского

Халифата.

1

Исторические условия развития культуры стран Арабского халифата. Образование. Научные знания. Искусство. Значение культуры Арабского халифата.

Выяснить какой вклад внесли народы Арабского халифата в развитие мировой культуры; показать роль ислама в развитии культуры; уметь анализировать произведения искусства.

Таблица

13

Обобщающий урок по разделу «Раннее средневековье»

1

Пути установления феодального строя. Обобщение признаков феодального строя в Византии, в странах Арабского халифата, в Западной и Центральной Европе.

Обобщение и повторение пройденного материала.

14

Раздел 2. Расцвет средневековья.

В рыцарском замке.

1

Европейское рыцарство. Образ жизни и правила поведения.

Европейское рыцарство. Образ жизни и правила поведения.

Схема.

15

Средневековая деревня и ее обитатели.

1

Отношения феодала с крестьянами. Крестьянская община. Жизнь крестьян. Натуральное хозяйство.

Познакомить уч-ся с бытом средневекового крестьянина; подвести их к пониманию того, что натуральное хозяйство -основа развития феодализма.

Работа по карточкам.

16

Средневековый город и его обитатели.

1

Возникновение средневековых городов. Ремесло в средневековом городе. Борьба городов с сеньорами.

Выяснить основные причины возникновения городов; показать, что город - это торгово-ремесленный центр; показать роль труда ремесленников и крестьян в возникновении разделения труда между городом и деревней.

Фронтальный опрос по вопросам, тест.

17

Церковь и духовенство.

2

Причины крестовых походов, крестовые походы. Влияние крестовых походов на жизнь европейского общества.

Могущество папской власти: разделение христианской церкви на восточную и западную.

Католическая церковь и еретики: еретики, инквизиция, духовно-рыцарские ордена.

Показать процесс превращения церкви в могущественную политическую и экономическую организацию; выяснить как церковь увеличивала свои богатства; ознакомить с учением, моралью католической церкви; охарактеризовать средневековые ереси как формы протеста народных масс против гнета католической церкви; охарактеризовать причины крестовых походов на Восток и цели их участников; показать роль католической церкви как вдохновителя и организатора этих походов.

Тест-опрос,

терминологический

диктант

18

Государства Европы в VII-XV вв.

Франция и Англии накануне Столетней войны.

2

Объединение Франции и образование централизованного государства. Борьба за объединение Франции. Усиление королевской власти. Усиление королевской власти в Англии. Возникновение английского парламента.

Показать особенности образования централизованных государств во Франции и Англии; показать сущность сословного строя, значение образования представительного учреждения - Генеральных штатов - для усиления королевской власти; определить, почему в Англии процесс усиления королевской власти был более ранним; показать отличие парламента от Генеральных штатов; сформировать умение анализировать и сравнивать исторические явления.

Работа по карточкам (по вариантам)

19

Столетняя война.

2

Столетняя война. Причины и итоги.

Жанна д Арк.

Знать причины и характер феодальной войны; ознакомить с организацией феодального войска (его вооружением и тактикой); охарактеризовать основные этапы Столетней войны; показать героическую роль Жанны д' Ар к в освобождении Франции.

Составление

таблицы,

Даты.

20

Восстания крестьян Франции и Англии во времена Столетней войны

2

Крестьянские и городские восстания. Жакерия восстание Уота Тайлера

Раскрыть причины, характер и исторические последствия средневековых крестьянских восстаний.

Беседа по вопросам

21

Образование централизованных государств в Западной Европе.

2

Завершение объединения Франции. Укрепление королевской власти. Война Алой и Белой розы, установление сильной централизованной власти в Англии. Значение и последствия образования централизованных государств.

Показать завершающую стадию процесса образования централизованных государств во Франции и Англии; сравнивать пути завершения процесса объединения.

Беседа по вопросам.

22

Государства Южной и Центральной Европы.

Образование централизованных государств на Пиренейском полуострове. Политическая борьба в Италии. Усиление власти князей в Германии.

Дать представление об образовании централизованных государств на Пиренейском полуострове; выяснить почему Германия и Италия оставались раздробленными государствами.

Беседа по вопросам.

23

Гуситское движение в Чехии.

2

Гуситское движение в Чехии

Показать причины возникновения в Чехии народного движения против католической церкви; показать историческую роль личности Яна Гуса; уметь сравнивать различия в составе и целях двух основных течений -умеренных и таборитов в гуситском движении; раскрыть историческое значение гуситского движения.

Письменный опрос по вариантам.

24

Культура Западной Европы в XI - XV вв.

2

Средневековый эпос. Рыцарская литература. Городской и крестьянский фольклор. Романский и готический стили в архитектуре, скульптуре. Развитие науки и техники. Появление университетов, схоластика. Начало книгопечатания в Европе.

Показать, что развитие городов и образование централизованных государств способствовало подъему культуры; показать уровень технических открытий и изобретений в средние века.

Таблица.

25

Восток и Америка в средние века.

Османская империя

1

Государства Центральной Азии в средние века, государство Хорезм и его покорение монголами. Походы Тимура.

Показать причины падения

Византии; охарактеризовать

государство, основанное на

традициях и культуре

мусульманской

цивилизации.

тест

26

Индия в средние

1

Индийские княжества. Создание государства Великих моголов, делийский султанат

Дать представление о средневековой Индии; показать особенности политического и экономического развития Индии; ознакомить с достижениями индийской цивилизации.

Беседа по вопросам

27

Китай в средние века.

Китай: распад и восстановление единой державы. Империи Тан и Сун. Крестьянские восстания, нашествие кочевников. Создание империи Мин.

Дать представление о Китае в 4 - 8 веках; показать борьбу Китая с завоевателями; охарактеризовать государственное устройство, быт, нравы, обычаи.

Беседа по вопросам.

28

Япония в средние века.

1

Средневековое общество.

Дать представление о Японии в 4 - 8 веках; охарактеризовать государственное устройство, быт, обычаи и нравы японского народа.

Тест

29

Обобщающий урок

1

Обобщение знаний об основных изменениях в социальных, экономических отношениях, государственном строе, экономике, которые происходили в период расцвета средневековья.

Составление таблицы

30

Итоговое повторение.

1

Повторить и обобщить характерные черты средневековья. Охарактеризовать значение средних веков в истории человечества.

Работа в группах, Тест

Всего: 40 часов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тематическое планирование уроков истории и формирование антикоррупционного мировоззрения в 10 классе

Примерное планирование но интегрированному курсу Всеобщей и Российской истории 10 класс. (70 часов) Учебник «Россия и мир с древнейших времён до конца XIX века». / О.В.Волобуев,  В.А...

тематическое планирование уроков Истории России 9 классов

Тематическое планирование уроков Истории России  в 9 классе  52,5 часов авторы учебника А.А. Данилов, Л.Г. Косу...

Календарно-тематическое планирование по истории России к учебнику А.А. Данилова, Л. Г.. Косулиной для 6 класса

Календарно-тематическое планирование составлено в соответствии с программой по истории России А.А. Данилова, Л.Г. Косулинойдля 6 класса. В планировании отражены основные положения программы, требовани...

Календарно-тематическое планирование уроков "История и культура мордовского края" 5 класс

Календарно-тематическое планирование уроков "Истории и культуры мордовского края" 5 класс...

Календарно-тематическое планирование уроков английского языка по учебнику "Spotlight" в 10 классе

Календарно-тематическое планирование уроков английского языка по учебнику "Spotlight" в 10 классе...

Календарно-тематическое планирование уроков истории в 9 классе

Данное календарно-тематическое планирование соответствует опубликованной здесь же рабочей программе. КТП содержит указания ведущих типов деятельности, типов урока, элементы содержания, а также основны...

Календарно-тематическое планирование. Геометрия 7 класс. Базовый учебник Геометрия 7-9 класс.Авторы : Атанасян Л.С. и др.

Календарно-тематическое планирование. Геометрия 7 класс. Базовый учебник Атанасян Л.С. и др.  Геометрия 7-9 класс....