Урок "Фронт без линии фронта"
план-конспект урока по истории (11 класс) на тему

Урок для 11 класса. Разработан на основе деятельностного подхода. содержание - цели, проблемы и итоги патизанского и подпольного движения во время Великой Отечественной войны.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tekhnologich_karta.doc98.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект  урока по предмету

Предмет: история

Тема: Фронт без линии фронта

Тип урока: изучение нового материала

Цель: познакомить обучающихся с партизанским движением в годы Великой Отечественной войны

Планируемый результат обучения, в том числе и формирование УУД:

Познавательные УУД: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, поиск и выделение необходимой информации, в том числе решение рабочих задач с использованием общедоступных  инструментов ИКТ и источников информации, определение основной и второстепенной информации; деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

Коммуникативные УУД: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; владение монологической и диалогической формами речи.

Регулятивные УУД:  как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно; внесение необходимых дополнений и коррективов в план и способ действия.

Личностные УУД: установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом,  между результатом учения и тем, что побуждает к деятельности, ради чего она осуществляется.

Основные понятия: Партизанская война, штаб партизанского движения, рельсовая война, подпольщики, партизаны

Межпредметные связи: с географией, обществознанием, литературой

Ресурсы: дополнительные письменные источники, видеосюжет, аудиозапись.

Тема урока  «Фронт за линией фронта»
(Технологическая карта изучения темы)

Тема

   Великая отечественная война

Цель темы

Планируемый результат

Предметные умения

УУД

Выявить истоки, формы и методы партизанского движения.

Показать роль партизанского движения в победе  советского  народа в Великой Отечественной  войне, неоднозначность и противоречивость оценок  партизанского движения.

Познакомить с именами героев партизанского движения.

Развивать умение получать и обрабатывать нужную информацию, систематизировать материал.

Учить детей коллективному сотворчеству.

Продолжить формирование навыки рефлексии.

Личностные: - принятие социальной роли обучающегося

- развитие навыков сотрудничества с учителем, сверстниками в разных учебных ситуациях (парная, групповая работа)

- формирование готовности к саморазвитию

- социальная адаптация

Познавательные: 

- умение определять понятие;

- умение находить нужную социальную информацию в различных источниках, адекватно ее воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и понятия;

-анализировать, обобщать, конкретизировать имеющиеся данные, соотносить их с  собственным опытом и знаниями;

- давать оценку взглядам, событиям с позиции одобряемых в современном российском обществе социальных ценностей

 Регулятивные: 

- формирование познавательного интереса, мотивации к обучению через разнообразие используемых приемов

- развитие навыков самопланирования, взаимо и самооценки

 Коммуникативные: 

- умение находить нужную социальную информацию в различных источниках, адекватно ее воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и понятия;

- умение организовывать сотрудничество и совместную деятельность с учителем и работы в группе;

- умение вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения

Основные понятия

Партизанская война, штаб партизанского движения, рельсовая война, подпольщики, партизаны

 

Организация пространства

Межпредметные связи

 - умение сознательно организовывать свою познавательную деятельность;

- способность анализировать реальные социальные ситуации. Выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей;

- овладение различными видами публичных выступлений;

- поиск и извлечение нужной информации по заданной теме;

- подкрепление изученных положений конкретными примерами;

- оценка своих учебных достижений.

- определение собственного отношения к историческим событиям

Формы работы

 Фронтальная

 Парная

 Групповая

             Виды деятельности:

- анализ выступления одноклассников;

- подготовка и представление публичного выступления;

- самостоятельная работа с учебником,

- поиск информации в справочных изданиях;

- решение познавательных задач, проблемных ситуаций;

- просмотр и обсуждение видеофрагмента

Ресурсы

- учебник

- рабочая тетрадь

- контурная карта

- рабочий лист


Этапы урока

Деятельность учителя

                                                                               Деятельность ученика

Познавательная

Коммуникативная

Регулятивная

1-ый этап организационный. Воодушевляющее начало.

В начале урока предлагается посмотреть видеосюжет.

Видеосюжет из фильмов «Обыкновенный фашизм», «Великая Отечественная война» и песня в исполнении Розенбаума А.  «А может не было войны?»

Тема нашего урока «Фронт без линии фронта».

         Эпиграфом к уроку я взяла слова Ильи Эренбурга:                                                         «Война сложна, темна и густа, как                                                 непроходимый лес.                                                      Она не похожа на ее описания: она и проще,                                                      и сложнее.  Ее чувствуют, но не всегда понимают ее  участники.  Ее понимают, но не чувствуют позднейшие  исследователи. 

Слово прессгруппе.(Проводила соцопрос по вопросам о Великой Отечественной войне, героях войны по различным возрастным группам).

Какова задача работы на уроке?

Зачем это нужно каждому из нас через много лет после окончания войны?

Выделение основного вывода прессгруппы и постановка проблемы

  1. восполнить недостаток информации
  2. рассмотреть различные точки зрения на эту проблему
  3. сформулировать свою точку зрения.

  1. Актуализация знаний.

Работа по проверке домашнего задания:

основные положения плана Ост

умение находить нужную информацию в различных источниках, адекватно ее воспринимать, применяя основные исторические  понятия;

адекватно воспринимать информацию, применяя основные исторические понятия;

Исправление  неточностей  в ответах по домашнему заданию

3. Постановка и решение проблемы

Сориентировать обучающихся  к постановке  проблемного вопроса:

В. Быков: «Фронт борьбы с гитлеровцами проходил по каждой околице, по каждому подворью, по сердцам и душам людей.  Каждый был воином».

Мерцалов Л.: «… штамп «народная война» неверен: на оккупированных территориях проживало 80 млн. человек, а в партизанском движении активно участвовало 2 млн. человек».

      Выделение основной мысли высказываний и постановка проблемы

   Кто из них прав?

 Можем ли мы доказать это?               Как эту проблему решить.  Каким способом, какими путями? (документы, мнения историков, воспоминания).

Отображение информации, обсуждение

Умение  выбора способов решения учебной задачи

Ориентировка в ситуации

Планирование деятельности.

Организация  групповой работы    учащихся. Контроль за работой в группах  

     Каждая из групп получила набор документов и задания к ним по периодам развития партизанского движения.

    В группах есть лидер, исполнители и т. д. Задача каждой группы – за 10 мин изучить документы, доложить результаты своей работы.

     Пресс-группа получает свои задания:

- подвести итог урока – резюме.

- работа с картографическим и статистическим материалом.

     Группа №5 – оппоненты.

    Каждый ученик по ходу работы заполняет систематизирующую таблицу.

1гр. – работа с пакетом документов о начале партизанского движения (июнь 1941 – май 1942)

 2-я группа  - работа с пакетом документов о партизанском движении июнь 1942 – май 1943 г.г.

3 –я группа –  документы по 3 периоду сентябрь 1943 – 1944 г.г

4-я прессгруппа – работает с картой, составление терминокарты, хронология партизанского движения.

5-я группа  оппоненты.

- смысловое  чтение

-  перевод  информации в  таблицу

- составление карты

- передача информации и отображение предметного содержания

-  организация и осуществление сотрудничества

Планирование деятельности. Пошаговая деятельность для достижения результатов

Определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата

Организация представления результатов групповой работы

Групповое и индивидуальное представление

результатов деятельности (таблицы, карты, терминокарта, хронологии)

Уметь переводить информацию в различные виды представления

Отбор и сравнение материала из нескольких источников

Умение слушать, контактировать в группе

Планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей

 - умение принять ошибки

- умение оценивать свои действия

- способность к взаимооценке

- принятие нравственных ориентиров  в общении

4. Рефлексия.

Раздача  листов рефлексии. Ваша задача выбрать начальную фразу и составить резюме, отражающее вашу  точку зрения на изучаемую тему.                                                        

Организация  обсуждения проблемного задания

Коррекция результатов и действий обучающихся

Выставление и комментирование отметок

Обсуждение, анализ, принятие решения

Взаимопонимание, взаимодействие

Самооценка, оценка в группе

Домашнее задание.

Задает домашнее задание, комментирует его:

- изучить параграф 17 пункт 1, 2.

- прочитать книги из выставки.

- составить мини – эссе на тему «Моя семья и партизанское движение».

Воспринимают информацию, осознанно записывают домашнее задание.

Выбор элементов домашнего задания

Выстраивание стратегии выполнения домашнего задания

Приложение 1.

Рабочий лист.

1 период

Июнь 1941 – май 1942г.г.

2 период

Июнь 1942 – май 1943 г.г.

3 период

Сентябрь 1943 – 1944 г.г.

Краткая характеристика

Задачи партизанского движения

Методы и формы партизанской борьбы

Структура партизанского движения

Органы управления

Имена героев - партизан

Вывод:

Приложение 2.

Задания для  1 группы.

  1. выделите причины начала партизанского движения
  2. В чем были сложности первых партизанских отрядов?
  3. Какие задачи ставились командованием перед партизанским движением?
  4. Какой отряд был первым? Каковы методы и формы партизанской борьбы?
  5. Каковы реакция фашистов на партизанское движение?
  6. Герои – партизаны.  
  7. Вывод.

Задания для 2 группы.

  1. Как определялась задача партизан в 1942 году?
  2. Какие изменения произошли в руководстве партизанским движением?
  3. Как изменилась тактика партизан?
  4. Структура партизанского движения.
  5. Приведите примеры партизанских отрядов.
  6. Вывод

Задания для 3 группы.

  1. Что такое рейд? Его смысл и значение
  2. Рейд С. Кавпака в Карпатах.
  3. Другие формы партизанской борьбы.
  4. когда и в связи с чем закончилось партизанское движение?

Задания для прессгруппы.

  1. Результаты и выводы урока
  2. Работа с картой: выделить важнейшие районы партизанского движения, отметить число танков, солдат, эшелонов, уничтоженных партизанами, выделить участки дорог, взорванных партизанами, основные рейды партизанских соединений.
  3. Терминокарта.
  4. Хронология.

Приложение 3.

Вопросы для рефлексии

Выберите начальную фразу и составьте мини-резюме по итогам работы на уроке:

А) для меня этот вопрос представляется сложным, потому что…

Б) меня в данной проблеме больше всего волнует…

В) я не задумывался над этой проблемой раньше, но могу сказать, что…

Г) меня особенно удивило и поразило…

Приложение 4.

Терминокарта.

План «Ост» - политический план Германии, направленный на уничтожение СССР как государства, уничтожение или вытеснение основной части населения.

Партизанское движение – вид борьбы за свободу и национальную независимость, которая ведется на территории, занятой противником.

Рейд – последовательное осуществление диверсий на железных и шоссейных дорогах и т.т за приделами своего партизанского района.

Коллаборационисты – лица, сотрудничавшие с оккупантами в странах, захваченных фашистами.

Хронология

Июнь 1942 – май 1942 г.г. – 1-й период

Июнь 1942 – ма1 1943 г.г. – 2-й период

Июнь 1943 – 19444 г.г. -  3-й период

Ма1 1942                          создание Центрального штаба партизанского движения

Август 1943                     «Рельсовая война»

Сентябрь – ноябрь 1943  «Концерт» операция

                                            Операция «Пустыня»

Литература для подготовки дополнительных материалов:

Пятницкий В. И. За линией Советско-германского фронта. // Новая и Новейшая история, № 3, 2005 год.

Соколов Б. В. Оккупация. Правда и мифы. — М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2002.

Антонов С., Болховитин А., Касьянов С., Нестерович А., Поляниченко В., Рамбаев Е. Партизанская криничка. Док.повесть. Лит.обработка М. Шабалиса. Минск. «Беларусь». 1968.

А. Гогун. Межпартизанские войны на оккупированных нацистами территориях во время Второй мировой войны.

Волков Ю. С. Война без прикрас и героических подвигов Ленинград, 1999.

С.А. Ковпак. От Путивля до Карпат. Изд. 1945г     

Партизанское движение в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг, М., 1998,Терра

Илья Старинов. Мины замедленного действия: размышления партизана-диверсанта. Москва.,1999


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по теме "Средняя линия треугольника. Средняя линия трапеции"

Урок обобщения и закрепления знаний по теме "Средняя линия треугольника. Средняя линия трапеции" в 8 классе с использованием ИКТ....

Урок внеклассного чтения по теме "Письма с фронта и на фронт" Урок-мастерская "Историческая и духовная ценность фронтовых писем"

Основой данного урока литературы является краеведческий материал, имеющий неоспоримую воспитательную ценность...

Рабочая программа по биологии 5 кл.ФГОС Предметная линия учебников «Линия жизни»

Рабочая программа по биологии  5 кл.ФГОС Предметная линия учебников «Линия жизни»...

Урок истории в 9 классе по теме"По обе стороны линии фронта"

Разработка к уроку истории в 9 классе по теме "Великая Отечественная война"...

Конспект урока по математике на тему : "Точка. Кривая линия. Прямая линия. Отрезок. Луч."

Педагогические цели: дать первичные представления о кривой и прямой линиях, отрезке; продолжить работу по усвоению состава чисел 2–5; учить чертить геометрические фигуры по линейке, правильно пользова...

Ломаная линия. Длина ломаной линии.

Урок математики для учащихся 4 класса МКОУ КШ №8...