Главные вкладки

    Урок "Как жили земледельцы и ремесленники в Египте"
    план-конспект урока по истории (5 класс) по теме

    Коновалова Ольга Леонидовна

    Сценарий урока "Как жили земледельцы и ремесленники в Египте" . Урок с использованием ЦОР.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Организационная карта урока № 2

    Предмет

    История древнего мира

    Класс 5 класс

    Тема урока

    Как жили земледельцы и ремесленники в Египте

    Цель урока

    Раскрыть особенности жизни и быта крестьян и ремесленников Древнего Египта; обратить внимание на то, что неблагоприятные природные условия преодолевались согласованным трудом многих поколений, осушавших болота, вырубавших тростники и создававших сложную систему орошения.

    Оборудование урока

    Учебник: А.А.Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая. История древнего мира. Москва. «Просвещение» 2004.

    Учебное электронное издание (на 4 дисках). «Всеобщая история. Диск «5 класс». Раздел «Смотрим и запоминаем» Тема 3. «Фараон и его ближайшее окружение. Власть и положение фараонов».

    Основные понятия и термины урока

    Вельможи, писцы, налоги, орошение полей, каналы, амулеты, горшечники, ткачи, кожевенники, столяры, кораблестроители.

    Домашнее задание

    § 7 «Как жили земледельцы и ремесленники в Египте»

    План урока

    1.Египетское общество.

    2.Труд земледельцев. Быт простых египтян.

    3.Обмен.

    4.Писцы собирают налоги.

    Ход урока.

    Организационный момент.

    Проверка домашнего задания.

    Проверка картографических знаний:

    - Определите словами и покажите на карте местоположение древнего Египта.

    - Покажите на карте дельту, пороги, оазисы.

    - Назовите и покажите море, в которое впадает Нил.

    - Назовите и покажите столицу Древнего Египта.

    Фронтальная беседа: каким был бы Египет, если бы Нил никогда не разливался?

    Вопросы учебника стр. 35.

    Индивидуальные карточки с заданиями.

    Сообщение темы и цели урока.

    Изучение нового материала.

    Пункт плана

    Сообщение темы и цели урока.

    Работа с учебником: чтение пункта 1 § 7.

    Беседа: на какие группы делилось население Египта?

    1.Египетское общество.

    2.Труд земледельцев. Быт простых египтян.

    Мультимедийная лекция. С 16 минуты. Продолжительность 8 минут.

    Беседа:

    - В каких условиях жили простые египтяне? Опишите дом простого египтянина, одежду, пищу?

    Работа с рисунком учебника стр. 38 «Дом египетского земледельца».

    - Чем занимались простые египтяне?

    Работа с рисунками учебника стр. 36-37 «Пахота, посев и жатва», «Сбор винограда», «Дойка», «Растирание зерна».

    - Когда начиналась пахота?

    - Почему без строительства каналов и земляных насыпей в Египте нельзя было получить хороший урожай?

    Работа с рисунком учебника стр. 37 «Шадуф».

    Запись в тетрадь: шадуф.

    - Что выращивали египтяне?

    - Какое животное было тягловой силой в Египте?

    - Каких животных и птиц разводили египтяне?

    - Какие ремёсла были распространены в Египте?

    Работа с рисунками учебника стр. 38-39. «Строительство дома», «Корабль на Ниле».

    - Назовите источники рабства в Египте?

    - Какую работу выполняли рабы?

    3. Обмен.

    Объяснение учителя.

    Рисунок учебника стр. 39 «Меновая торговля».

    Запись понятия: обмен.

    4.Писцы собирают налоги.

    Приём «Словесное рисование»: представьте, в положенный день на Ниле показывается лодка, в ней сидит писец. В правой руке он держит тростинку для письма, зам ухом ещё одна тростинка – запасная. На коленях у писца листки папируса для записей. Писца сопровождают стражники с прутьями и палками. Выйдя на берег, писец требует от земледельцев уплаты налога – значительной части урожая и приплода скота.

    - Отдай налог! – обращается писец к одному из крестьян.  

    - По нашим подсчётам ты должен 25 корзин зерна!

    Крестьянин падает ему в ноги.

    - Что ты, господин мой! Разве ты чужеземец! Ты же сам живёшь на берегах Нила и знаешь, какой высокий разлив был в этом году. Нашу плотину размыло, поля залило водой, ячмень почти весь сгнил на корню. Мы собрали всего 30 корзин, а у меня, ты знаешь, шестеро детей, старуха мать, жена. Да надо ещё оставить зерно на семена и для корма быков… Подожди несколько месяцев: со следующего урожая я отдам всё, что с меня причитается.

              Но писец ждать не желает, он помнит одно: вельможа приказал собрать налог сполна.

    - Знаю я вас, земледельцев, - говорит писец, - ваши жалобы всегда одни и те же: «Где взять ячмень?! Черви его сожрали, саранча съела, птицы склевали, мыши растащили!»

              Безразлична писцу судьба крестьянина, кивнёт он стражникам, те силой отберут зерно.

    Беседа: что такое налоги?

    Запись в тетрадь: налог.

    Закрепление полученных знаний

    Задание учебника 3 стр. 39.

    Рефлексия.

            


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Как жили земледельцы и ремесленники в Египте

    Разработка урока по истории древнего мира предназначена для учащихся 5 класса. Она включает в себя конспект урока и презентацию. Использование разработки позволяет повторить пройденный материал и изуч...

    Технологическая карта урока по истории в 5 классе на тему "Как жили земледельцы и ремесленники в Египте"

    Технологическая карта урока по истории в 5 классе на тему "Как жили земледельцы и ремесленники в Египте" ФГОС ООО...

    Урок истории по теме "Как жили земледельцы и ремесленники в Египте"

    Тип урока: объяснение нового материала с использованием ИКТ.Цели урока: познакомить учащихся: с бытом и образом жизни представителей привилегированных слоёв древнеегипетского общества, а так же  ...

    Как жили земледельцы и ремесленники в Египте

    Описание земледельческих работ в Египте...

    Конспект урока "Как жили земледельцы и ремесленники в Египте"

    Большинство жителей Египта были земледельцами и ремесленниками. Давайте познакомимся с трудом земледельцев. В Египте были хорошие природные условия для занятия земледелием. Какие?Разлив Нила неравноме...