Конспект урока "Как жили земледельцы и ремесленники в Египте"
план-конспект урока по истории (5 класс) на тему

Макарова Надежда Григорьевна

Большинство жителей Египта были земледельцами и ремесленниками. Давайте познакомимся с трудом земледельцев. В Египте были хорошие природные условия для занятия земледелием. Какие?

Разлив Нила неравномерно орошал долину (орошать - значит «пропитывать водой»). Одни участки заливало водой в таком количестве, что растения гнили. Другие участки, расположенные высоко, получали слишком мало воды - растения здесь засыхали. Как быть? Ведь надеяться на дождь нельзя.

Египтяне стали строить заградительные насыпи: сплетали из тростника забор, который обкладывали толстым слоем речного ила, перемешанного с соломой. Заградительный вал укрепляли камнями в тех местах, где могло быть сильное течение. Затем делали в дамбе воротца. Пропустив на участок нужное количество воды, египтяне запирали воротца. Жители Египта рыли каналы, по которым подводили воду к местам, удаленным от реки. Египет уже в глубокой древности стал покрываться сетью поперечных и продольных насыпей и каналов. Вся страна стала похожа на шахматную доску.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kak_zhili_zemledeltsy_i_remeslenniki_v_egipte.docx17.28 КБ

Предварительный просмотр:

На прошлом уроке мы с вами выяснили, что в Египте произошел переход от первобытности к цивилизации. Древних египтян уже не назовешь первобытными людьми. Почему? У них появились города, гос-ва, они изобрели письмо.

  1. Подсчитайте, сколько приблизительно лет назад образовалось единое государство в Египте.
  2. Географическое положение Египта.
  3. Разве можно одеть сразу два головных убора? А один египтянин именно так и поступил. Кем он был?

Сегодня мы продолжим путешествие по Древнему Египту и посмотрим, как жили земледельцы и ремесленники. Тема урока: Как жили земледельцы и ремесленники в Египте.

  1. Труд земледельцев
  2. Ремесла и обмен
  3. Кто управлял Египтом
  4. В гостях у египтянина

1. Труд земледельцев. Большинство жителей Египта были земледельцами и ремесленниками. Давайте познакомимся с трудом земледельцев. В Египте были хорошие природные условия для занятия земледелием. Какие?

Разлив Нила неравномерно орошал долину (орошать - значит «пропитывать водой»). Одни участки заливало водой в таком количестве, что растения гнили. Другие участки, расположенные высоко, получали слишком мало воды - растения здесь засыхали. Как быть? Ведь надеяться на дождь нельзя.

Египтяне стали строить заградительные насыпи: сплетали из тростника забор, который обкладывали толстым слоем речного ила, перемешанного с соломой. Заградительный вал укрепляли камнями в тех местах, где могло быть сильное течение. Затем делали в дамбе воротца. Пропустив на участок нужное количество воды, египтяне запирали воротца. Жители Египта рыли каналы, по которым подводили воду к местам, удаленным от реки. Египет уже в глубокой древности стал покрываться сетью поперечных и продольных насыпей и каналов. Вся страна стала похожа на шахматную доску.

Поля, до которых не доходила вода во время разливов, поливали при помощи шадуфов (с. 40). Как вы думаете, как действовал шадуф? На врытых в землю столбах имеется перекладина, к которой привязана качающаяся жердь. На одном ее конце – камень, на другом – кожаное ведро. Работник опускал кожаное ведро, черпал воду, а затем переливал ее в другой водоем, находящийся выше первого. И так дальше.

Как вы думаете, в каком месяце начиналась пахота? В октябре-ноябре.  После разлива мягкую, жирную и влажную почву пахали на быках или коровах (рис. на с.39). В распаханную землю бросали зерно. Затем по полю прогоняли коз, овец и баранов, которые втаптывали семена в рыхлую почву, спасая их тем самым от птиц. Когда наступало время жатвы, выходили жнецы, в их деревянные серпы были вставлены кусочки заостренного камня. Сжатый хлеб перевозили на ток - круглую площадку для молотьбы и прогоняли по нему быков или ослов, которые копытами выбивали из колосьев спелые зерна. Вымолоченное зерно провеивали: руками или деревянными лопатками его подбрасывали высоко вверх, ветром относило более легкую шелуху, а тяжелые зерна падали вниз.

С каким другим занятием было очень тесно связано земледелие? Со скотоводством. Чем больше у египтян было домашних животных, тем легче было выращивать зерно.

Посмотрите на рисунок «Сбор винограда» (с.39). Виноград рос повсюду в Египте. Сорванные гроздья сбрасывают в большой чан. Виноделы забрались в чан и давят виноград ногами. Сок вытекает через отверстие в большую чашу. Затем его перельют в глиняные сосуды. Перебродив, сок превращается в вино.

2. Ремесла и обмен. Давайте посмотрим на рисунок «Строительство дома» (с. 41). Вы видите, там изображено, как изготавливают кирпичи. Кирпичи делали из глины, добавляли туда песок, солому и ослиный навоз. Лепить из такого глиняного теста было легко. Тесто раскладывали в деревянные формы. Кирпичи высушивали на солнце. Такие кирпичи называются сырцовыми (в отличие от обожженных в печи). Поскольку глины в Египте много, а изготовление сырцового кирпича не требует большого мастерства, постройки из кирпича были дешевыми.

Читаем на с. 41 «сохранилось и такое …» Как происходила торговля?

3.  Кто управлял Египтом. Во главе Египта стояли цари, они внушали такой страх всем жителям страны, что даже их имена нельзя было произносить. Вместо имени, например, Рамсес, египтяне говорили «пер-о» (великий дом, т.е. царский дворец). Позже отсюда возникло слово фараон, и так и принято называть правителей Египта. Ближайшими помощниками фараонов были вельможи, они так же не смели ему ни в чем перечить, и трепетали перед ним как перед богом.

На службе у фараона и вельмож состояли многочисленные писцы (рис. на с. 41). У писца на коленях развернут свиток папируса, а в его правой руке - кисточка для письма, за ухом - запасная. По приказу фараона или вельмож писцы записывали, какой размер полей у земледельцев, сколько у кого фруктовых деревьев и кустов винограда, быков и ослов, овец и гусей. Зачем? Со всего имущества взимался налог.

Как происходил сбор налогов? Вот подоспело время сбора урожая. В селении появляются писцы и стражники. «Отдай налог! - обращается писец к одному из крестьян. - По нашим подсчетам, ты должен 25 корзин зерна». Земледелец падает ему в ноги: «Что ты, господин мой! Ты же сам живешь на берегах Нила и знаешь, какой высокий разлив был в этом году. Нашу плотину размыло, поля залило водой, ячмень почти весь сгнил на корню. Мы собрали всего 30 корзин, а у меня, ты знаешь, шестеро детей, старуха мать, жена. Да надо еще оставить зерно на семена, и для корма быков... Подожди несколько месяцев: со следующего урожая я отдам все, что с меня причитается». Но писец не слушает земледельца, ему безразлична его судьба. Он помнит одно: вельможа приказал собрать налог сполна. Кивнет писец стражникам, те силой отбирают зерно, хватают земледельца и избивают его. А соседи разбегаются, боясь, что их постигнет та же участь.

Что делали с собранными налогами? Всюду в Египте находились царские амбары, куда свозили зерно и овощи, а также загоны, куда сгоняли скот. Предположите, как фараон поступал со всей этой массой зерна и других продуктов? Из царских амбаров выдавали жалованье чиновникам, хлебом и другими продуктами кормили воинов и стражников, надсмотрщиков и тюремщиков.

Д.з. § 7, п. 3 – самостоятельно. По желанию – задание «Составьте рассказ» письменно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Как жили земледельцы и ремесленники в Египте

Разработка урока по истории древнего мира предназначена для учащихся 5 класса. Она включает в себя конспект урока и презентацию. Использование разработки позволяет повторить пройденный материал и изуч...

Технологическая карта урока по истории в 5 классе на тему "Как жили земледельцы и ремесленники в Египте"

Технологическая карта урока по истории в 5 классе на тему "Как жили земледельцы и ремесленники в Египте" ФГОС ООО...

Урок "Как жили земледельцы и ремесленники в Египте"

Сценарий урока "Как жили земледельцы и ремесленники в Египте" . Урок с использованием ЦОР....

Урок истории по теме "Как жили земледельцы и ремесленники в Египте"

Тип урока: объяснение нового материала с использованием ИКТ.Цели урока: познакомить учащихся: с бытом и образом жизни представителей привилегированных слоёв древнеегипетского общества, а так же  ...

Конспект урока по истории "Как жили земледельцы и ремесленники Древнего Египта"

1. Цели урока: - деятельностная цель: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия, развитие умения самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельнос...